сти на ведущих колесах машины, определенной по известной методике в соответствии со скоростным режимом движения.
Мвк, кВт
2
1
10 20 30 W 50 60 70 V. f
1 - без учета инерционных потерь е гусеничном обводе;
2 - с учетом инерционных потерь в гусеничном обводе Рисунок 3 - Гоафики зависимости тяговой мощности
от скорости машины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1 Абсолютная траектория движения звена гусеничного обвода, включающая относительное и переносное движение звена, содержит прямолинейные участки, которые чередуются с криволинейными (циклоидами). Переход звеньев с прямолинейного на криволинейный участок траектории сопровождается скачком угловой скорости и появлением инерционного сопротивления угловому повороту звеньев.
2 Потери мощности от инерционного сопротивления вращению гусеничного обвода, могут достигать значительных величин и подлежат учету в тяговом балансе машины.
3 Разработанная методика расчета позволяет на стадии проектирования определить уровень инерционных потерь в ходовой части машины.
Список литературы
1 Платонов В.Ф. Динамика и надежность гусеничного движителя. М.:
Машиностроение, 1973. 230 с.
2 Забавников H.A. Основы теории транспортных гусеничных машин:
учебное пособие для студентов машиностроительных вузов и факультетов. М.: Машиностроение, 1968. 303 с.
3 Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике: справочник по
высшей математике. Изд-е 10-е стереотипное. М.: Изд-во «Наука», 1973. 870 с.
УДК 629.113
A.A. Сорокина, В.Н. Шабуров
Курганский государственный университет
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО СЕРВИСА, МЕТОД ЕЕ ОЦЕНКИ
Аннотация. В статье рассмотрена специфика развития автомобильного сервиса в России. Предложен метод оценки эффективности использования производственно-технической базы предприятий данной отрасли. Проведен анализ и расчет показателей эффективности
для конкретной станции технического обслуживания автомобилей.
Ключевые слова: предприятия автомобильного сервиса, производственно-техническая база, рабочие посты и участки, технологическое оборудование, эффективность.
A.A. Sorokina, V.N. Shaburov Kurgan State University
EFFICIENCY ANALYSIS AND ASSESSMENT METHODS OF PRODUCTION AND TECHNICAL FACILITIES IN CAR SERVICE ENTERPRISES
Abstract. The article discusses the specifics of the automotive service development in Russia. A method of assessing the efficiency of production and technical facilities of the enterprises in the industry is proposed. The analysis and calculation of performance indicators for specific auto service stations were carried out.
Index terms: car service enterprise, production and technical facilities, workstations and work areas, process equipment, efficiency.
ВВЕДЕНИЕ
Россия - развивающееся молодое государство. После распада СССР прошло уже более двадцати лет, но, несмотря на это, наша страна до сих пор использует ресурсы, доставшиеся ей «по наследству». Это наблюдается во многих отраслях промышленности, в том числе и в автосервисной деятельности. В СССР обслуживание автомобилей, как правило, проводилось на крупных комплексных станциях технического обслуживания, которые принадлежали государству, и у которых не было конкурентов. Современные условия развития общества обеспечивают наличие высокой конкуренции в сфере автосервиса, поэтому возникает необходимость развивать производство и привлекать клиентов с помощью качественного оказания услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей.
Возможность поддержания автомобилей в технически исправном состоянии в значительной степени определяется уровнем развития и условиями функционирования производственно-технической базы (ПТБ) предприятий автомобильного сервиса, представляющей собой совокупность зданий, сооружений, оборудования, оснастки и инструмента, предназначенных для технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (TP) и хранения подвижного состава.
В данной работе рассмотрены особенности развития российских автосервисных предприятий, приводятся результаты анализа состояния ПТБ и оценка эффективности ее использования на конкретном предприятии.
1 Структура ПТБ предприятий автосервиса и перспективы ее развития
Развитие ПТБ в девяностые и в начале двухтысячных годов осуществлялось экстенсивным путем, без какого-либо существенного изменения ее структуры и принципов функционирования. Создавались небольшие комплексные предприятия для обслуживания и ремонта автомобилей. Поэтому технико-экономические показатели работы резко ухудшались, а обеспеченность производственной базой становилась значительно ниже нормативного уровня.
Современное состояние ПТБ многих сервисных предприятий не соответствует объемам и номенклатуре ТО и ремонта, эффективным формам организации производства, условиям применения новых технологических процессов, требованиям механизации труда обслуживающего персонала, типам и моделям эксплуатируемого подвижного состава [1].
Темпы роста производственно-технической базы автосервиса существенно отстают от темпов увеличения подвижного состава автомобилей, находящихся в собственности граждан. В этой связи качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей в большинстве случаев не соответствует требованиям технической эксплуатации. Отсутствие приспособленных помещений, современного технологического оборудования и высококвалифицированного персонала приводят к нарушению технологии выполнения работ и ведут к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий по техническим причинам. Большинство производственных зданий малых и средних предприятий автосервиса (автомастерских) не отвечают требованиям охраны труда.
Производственная база многих предприятий имеет большую степень износа, т.е. является физически устаревшей. При этом в последние годы положение усугубляется тем, что в связи с выпуском новых и модернизированных моделей автомобилей многие производственные помещения предприятий и некоторые виды технологического оборудования, не имея заметного физического износа, оказались морально устаревшими. Для решения этой проблемы предприятиям необходимо развиваться.
Развитие производства неразрывно связано со строительством новых предприятий, реконструкцией и техническим перевооружением действующих. Оснащение рабочих мест и постов высокопроизводительным оборудованием следует рассматривать как одно из главных направлений технического прогресса при создании и реконструкции предприятий автомобильного сервиса. Расширение, реконструкция и техническое перевооружение обеспечивают возможность наращивания мощностей в более короткие сроки и с меньшими затратами капитальных вложений, чем при новом строительстве. Но при этом необходимо учитывать экономическую сторону вопроса.
Одной из важнейших задач экономики автомобильного сервиса является определение рационального варианта развития производства по обслуживанию и ремонту подвижного состава. Эффективно работающее предприятие сочетает в себе широкое внедрение новой техники и передовых технологий, рациональных форм и методов организации производства и труда, применение прогрессивных методов обеспечения запасными частями и управления производственной деятельностью.
Вместе с тем владельцы предприятий автосервиса испытывают огромные трудности, обусловленные спецификой сферы услуг, которая включает в себя и автосервис. В первую очередь это относится к неравномерности потоков заявок на ТО и ремонт автомобилей и риску потери клиентов, обусловленного воздействием конкуренции. Эти два фактора являются определяющими для успешного функционирования предприятий автосервиса. Поэтому высокое качество услуг включает в себя не только степень соответствия выполненных работ техническим требованиям, но и своевременность приема заявки и завершения операций обслуживания. Первая составляющая качества зависят от совершенства производственно-технической базы и квалификации персонала, вторая часть является функцией соответствия имеющей-
ся мощности в каждый момент времени реальным потокам заявок [2].
Развитие автосервиса идет по двум основным направлениям: интенсивно развивается фирменный сервис, что связано с продажей автомобилей, и независимый автосервис, который ремонтирует и обслуживает автомобили в послегарантийный период.
Авторизированный сервис несет в себе передовой опыт и новые технологии производителей. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества, фирмы-производители идут по пути расширения рынка для повышения количества продаж автомобилей и запасных частей, увеличения объема услуг сервиса. Основная задача при этом - реализовать рыночную и сервисную политику фирмы, обеспечить достигнутый фирмой уровень качества [3].
Вместе с тем хорошие перспективы имеют и авторемонтные мастерские, которые успешно конкурируют с фирменным автосервисом в развитых странах.
Преимущества создания независимой автомобильной ремонтной мастерской:
• маркетинговым потенциалом мастерской являются все владельцы автомобилей в районе, этот фактор нужно учитывать при выборе ее места расположения;
• уменьшаются инвестиции в связи с отсутствием автосалона. Если в дальнейшем планируется заключение дилерского договора, следует предусмотреть площади для расширения мощностей;
• не нужны инвестиции в закупки автомобилей, а иногда и запасных частей.
Недостатком автомобильной мастерской является отсутствие дилерской технологической информации. Он устраняется, если мастерская входит в сетевой сервис.
В России кроме этих двух основных групп автосервисных предприятий широкое распространение получили так называемые «гаражные мастерские», это связано с различными финансовыми возможностями, наличием времени у тех или иных групп автовладельцев, а также со специфическим менталитетом российских граждан.
2 Метод оценки эффективность ПТБ автосервисного предприятия
Наличие у клиента выбора обеспечивает высокую конкуренцию в сфере автосервиса и ставит перед руководителями станций технического обслуживания проблему повышения эффективности функционирования предприятий на рынке услуг. Для этого, прежде всего, необходимо оценить эффективность ПТБ автосервисного предприятия.
Для оценки эффективности ПТБ мы предлагаем следующий метод:
1 На основании анализа работ, чаще всего выполняющихся на станции, и используемого при этом оборудования (в соответствии с перечнем основного технологического и контрольно-диагностического оборудования, имеющегося на предприятии) рассматривается, как в течение года изменяется потребность в том или ином оборудовании. Определяется число выполняемых заявок за расчетный период на данном оборудовании.
2 Для дальнейшей оценки эффективности ПТБ имеющееся на предприятии оборудование распределяется по постам и участкам, а затем определяются площади этих постов и участков.
3 На основании анализа деятельности предприятия рассчитывается фонд работ, который позволяет объективно оценить уровень использования оборудования на предприятии.
где ФР - фонд работ; п - число заявок, шт.;
1 - среднее время выполнения определенного вида работ, ч.
4 Используя данные о стоимости различных видов работ, рассчитываем доходы предприятия по участкам (Дуч), по следующей формуле:
Дуч=ФР-Снч, (1)
где Дуч - доход участка
Снч - стоимость норма часа определенного вида работ, руб./ч.
5 Необходимо рассмотреть удельный доход с единицы площади, так как занимаемая различными участками площадь сильно отличается:
(2)
где Дуд - удельный доход, руб./м2; Буч - площадь участка, м2.
6 При функционировании предприятия у него возникают текущие затраты, основную долю которых составляют заработная плата, затраты на электроснабжение и водоснабжение.
Рассчитаем удельные текущие затраты на единицу площади (ТЗуд, руб./м2), по следующей формуле:
Т3уд =
ЗП+Эш+Бс
(3)
где ЗП - затраты на заработную плату, руб.;
Эл - затраты на электроэнергию, руб.;
Вс - затраты на водоснабжение, руб. 7 В качестве показателя, оценивающего эффективность использования производственно-технической базы предприятий автомобильного сервиса, предлагается использовать показатель удельной прибыли с единицы площади. Для существующего предприятия необходимо учитывать текущие затраты как основную статью расходов предприятия. Для проектируемого предприятия кроме предполагаемых текущих затрат необходимо учитывать затраты на инвестиции и рассматривать показатель окупаемости инвестиций.
Показатели рассчитываются по следующим формулам:
пул = дуЛ - тзуд. Иуд - Иуч/5уч,
(4)
где Пуд - удельная прибыль, руб./м2;
ОИ - окупаемость инвестиций;
Иуд - удельные инвестиции, руб./м2,
Иуч - инвестиции на участке, руб.
8 Оценивая только финансовую сторону вопроса, мы не получаем объективных данных об использовании имеющегося оборудования. Для этого рассчитаем коэффициент использования рабочего времени на постах и участках по следующей формуле: фр
(5)
где КТ - коэффициент использования рабочего времени;
Тс - продолжительность смены, ч.;
Трп - продолжительность расчетного периода,
дней.
Определяемые данным методом показатели позволяют анализировать работу предприятия в целом и отдельно по каждому из имеющихся участков. На их основании можно сделать выводы о состоянии ПТБ и выдвинуть предложения по улучшению работы предприятия,
но при этом необходимо учитывать тип предприятия. Независимые СТО могут сами выбирать перечень оказываемых ими услуг. С предприятиями фирменного обслуживания ситуация иная, они вынуждены выполнять ряд обязательных работ по стандартам дилера, иначе лишатся своего статуса дилера.
3 Расчет эффективности использования ПТБ на конкретном предприятии
Нами была проведена оценка эффективности ПТБ дилерской станции технического обслуживания ООО «ГАЗ -Сервис».
Согласно методу, представленному выше, проводим анализ деятельности предприятия. В результате получаем, что наиболее часто на предприятии используются двухстоечные подъемники и осмотровые канавы, это связано с тем, что в организации используются универсальные посты, а специализированного оборудования не так уж и много. Но, несмотря на это, востребованным является оборудования для диагностики двигателя и его систем, в том числе и топливной, а также оборудования для проверки и регулировки углов установки управляемых колес. Немного меньше востребовано оборудование для мойки автомобилей, для электротехнических работ и шиномонтажное. В целом оборудование для ремонта двигателя, для кузовного ремонта и окраски используется редко. По формулам 1 и 2 рассчитываем удельный доход предприятия с каждого поста и участка. Результат данного расчета представлен на рисунке 1.
1 - участок диагностики; 2 - кузовной и окраска; 3 - мойка; 4 - посты без стационарного подъемно-осмотрового оборудования; 5 - посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием; 6 - пост геометрии;
7 - участок топливный; 8 - моторный участок; 9 - шиномонтаж; 10 - электротехнические работы Рисунок 1 - Удельный доход предприятия по постам и участкам
На гистограмме мы видим, что с 1 м2 площади дохода приносит больше пост геометрии, на втором месте посты без стационарного подъемно-осмотрового оборудования, далее идут посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием, шиномонтаж, мойка, участок диагностики и топливный участок.
1 - участок диагностики; 2 - кузовной и окраска; 3 - мойка; 4 - посты без стационарного подъемно-осмотрового оборудования; 5 - посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием; 6 - пост геометрии;
7 - участок топливный; 8 - моторный участок; 9 - шиномонтаж; 10 - электротехнические работы Рисунок 2 - Текущие затраты с единицы площади по постам и участкам
Текущие затраты предприятия рассчитываются по формуле 3 (рисунок 2). По результатам расчета наиболее затратными являются топливный участок и участок шиномонтажа.
Следуя предложенной методике по формуле 4 рассчитываем показатель удельной прибыли с единицы площади (рисунок 3).
Таблица 1 - Обязательные работы по сервисному обслуживанию автомобилей марки ГАЗ
1 - участок диагностики; 2 - кузовной и окраска; 3 - мойка; 4 - посты без стационарного подъемно-осмотрового оборудования; 5 - посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием; 6 - пост геометрии;
7 - участок топливный; 8 - моторный участок; 9 - шиномонтаж; 10 - электротехнические работы Рисунок 3 - Удельная прибыль с единицы площади по постам и участкам
На данной гистограмме четко отражается, какие из имеющихся на предприятии постов и участков являются прибыльными, а какие приносят убытки. Мы видим, что наибольшую прибыль предприятие получает на посту геометрии, постах без стационарного подъемно-осмот-рового оборудования, далее идут посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием, мойка, участок диагностики и шиномонтаж. Посты электротехнических работ, кузовных и окрасочных работ и в большей степени моторный участок являются для предприятия убыточными.
Для объективной оценки предприятия рассчитаем коэффициент использования рабочего времени на постах и участках по формуле 5 (рисунок 4). По этим данным половина постов используется менее 20% рабочего времени, а общая загрузка не превышает 60%.
0,70 т-
0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00
123456789 10
1 - участок диагностики; 2 - кузовной и окраска; 3 - мойка; 4 - посты без стационарного подъемно-осмотрового оборудования; 5 - посты со стационарным подъемно-осмотровым оборудованием; 6 - пост геометрии;
7 - участок топливный; 8 - моторный участок; 9 - шиномонтаж; 10 - электротехнические работы Рисунок 4 - Коэффициент использования рабочего по постам и участкам
Кроме того, не нужно забывать о том что ООО «ГАЗ -Сервис» является дилерским предприятием и в его обязательства входят выполнение работ указанных в таблице 1 [4].
к—а
я_
а а Ы 1—1
в ■ ■ ■ ■
Код работы Наименование работы
017101, 017301 Регламентное техническое обслуживание легковых, грузовых автомобилей (кроме автомобилей средней грузоподъемности)
17619 Гарантийное обслуживание и ремонт
17101, 17301 Регламентное техническое обслуживание автомобилей средней грузоподъемности
17110, 17310 Электротехнические работы для легковых, грузовых автомобилей
17201, 17401 Замена агрегатов легковых, грузовых автомобилей
17615 Предпродажная подготовка автомобилей
17202 Ремонт двигателей
Также в стандартах дилера указано, что СТО осуществляет весь комплекс работ по сервисному обслуживанию автомобилей ГАЗ за исключением кузовных и покрасочных работ (данные виды услуг являются дополнительными, на усмотрение дилера) [5].
Рассматривая представленные выше данные, мы выявили необходимость пересмотреть оснащенность различных постов. Во-первых, это касается тех работ, которые могут быть выполнены на постах без стационарного подъемно-осмотрового оборудования, но в данное время они выполняются на подъемниках или осмотро-вых канавах. Во-вторых, коэффициент использования рабочего времени всех постов достаточно низкий и не превышает 60%. В-третьих, ряд участков (моторный, кузовной и окрасочный, электротехнический) приносит предприятию убытки. Наличие такого несоответствия говорит о необходимости оптимизаций производственно-технической базы ООО «ГАЗ - Сервис», так как при существующем уровне ПТБ предприятие несет больше затрат от наличия некоторых участков, чем получает прибыли от данного вида работ.
Для данного предприятия одним из направлений повышения прибыли и загрузки является привлечение клиентов с помощью акций, рекламы, скидок. С другой стороны, используемый нами показатель является удельным, поэтому возможно снизить площадь определенных участков, тем самым повысить показатель удельной прибыли. Снизить затраты возможно, отказавшись от убыточных постов кузовного ремонта, окрасочных и электротехнических работ и моторного участка, но при этом часть обязательных работ (по ремонту двигателя и электротехнические) необходимо выполнять на специализированных предприятиях по договору аутсорсинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночной экономики, когда деятельность автосервисных предприятий ориентирована на клиента, на максимальное удовлетворение его потребностей при высокой конкуренции, предприятиям необходимо четко определять для себя сферу деятельности и всегда рас-
сматривать возможность совершенствования производства различными путями. Но прежде чем вкладывать средства в развитие, необходимо определить эффективность работы предприятия, какие из имеющихся на СТО посты и участки необходимо развивать в первую очередь, а от наличия каких отказаться совсем.
На примере ООО «ГАЗ - Сервис» г. Кургана показано применение методики оценки эффективность ПТБ автосервисного предприятия и предложены способы повышения эффективности функционирования данной СТО.
Применение такого метода оценки эффективности позволяет сравнить эффективность ПТБ предприятий различной мощности и выявить наиболее проблемные участки, а также предложить возможные пути решения этих проблем.
Список литературы
1 Чернышов А.Е. Комплексная оценка эффективности
функционирования автосервисных предприятий (На примере СТО легковых автомобилей): дис. ... канд. техн. наук. М., 2005. 217 с.
2 Волгин В.В. Автосервис. Маркетинг и анализ: практическое пособие
М.: Дашков и К, 2010. 436 с.
3 Марков О.Д. Станции технического обслуживания автомобилей. К.:
Кондор, 2008. 536 с.
4 Дилер ОАО «ГАЗ» Стандарт предприятия. Н.Новгород, 2009. 66 с.
5 «Стандарт работы Дилера ОАО «ГАЗ». Н.Новгород, 2009. 11 с.
УДК 629.114.2 Б.М. Тверское
Курганский государственный университет
ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ ТЯГАЧ
ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация. Ширина армейской техники не ограничивается. Ширина гражданских машин, эксплуатируемых на дорогах общего пользования, должна быть не более 2,5 м. В статье рассмотрено, как может быть снижена ширина армейского тягача.
Ключевые слова: ширина, колея, дорога общего пользования.
B.M. Tverskov Kurgan State University
THE EIGHT-WHEELED TRACTIVE VEHICLE FOR CIVIL APPLICATION
Abstract. Military vehicle width is not limited. The width of civilian cars operated on public roads must not be more than 2.5 meters. The article describes the way to reduce the width of an army tractor.
Index terms: width, wheel track, public road.
Созданный для армии четырехосный автомобиль-тягач МАЗ-5Э7, выпускавшийся на КЗКТ, имеет ширину 2885 мм, что почти на 400 мм больше допускаемой максимальной ширины по ГОСТ Р 52389-2005 «Транспортные средства колесные. Массы и размеры» для гражданских автомобилей - 2,55 м. На армейские автомобили этот ГОСТ не распространяется. Когда же в 90-х годах армия осталась без финансирования и покупать тягачи не могла, завод оказался в тяжелом положении: народному хозяйству нужны тягачи шириной не более 2,55 м. Чтобы тягач мог передвигаться по дорогам общего пользования, необходимо получить специальное разре-
шение и платить при этом значительную сумму. Не желая обременять себя этим, потребители стали покупать другие тягачи, в том числе зарубежные, ширина которых не превышает допустимую, на их эксплуатацию разрешение не требуется. Возникла необходимость уменьшить ширину тягача.
Задача снижения ширины решалась следующим образом. Колея тягача была уменьшена с 2200 мм до 2000 мм, а выступающие за пределы колес планетарные колесные редукторы, определяющие ширину тягача, убраны внутрь колеса. Чтобы уменьшить колею, изменили подвеску. На тягаче МАЗ-537 установлена независимая двухрычажная подвеска всех колес с бронзовыми втулками в шарнирах рычагов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Двухрычажная подвеска МАЗ-5Э7
Нижние внутренние шарниры левого и правого рычагов подвески находятся близко друг к другу, сместить их к оси тягача, чтобы уменьшить его ширину, практически невозможно. Если подвеску колес заменить на зависимую, где нет таких шарниров, можно не только уменьшить ширину тягача, но и увеличить срок службы подвески. После пробега 30-40 тыс. километров бронзовые втулки в шарнирах рычагов заметно изнашиваются, в соединении появляется зазор, приводящий к люфту колес. Армейские тягачи в основном стоят, пробег 30-40 тыс. км до появления люфтов в шарнирах подвески военных устраивает. Совсем другие требования предъявляются к гражданским автомобилям: их пробеги до износов должны быть не десятки, а сотни тысяч километров. Замена изношенных бронзовых втулок в рычагах независимой подвески в условиях эксплуатации - дело исключительно сложное, выполнить такую работу можно лишь в специально оборудованной мастерской. К тому же двухрычажная подвеска колес задних мостов упругих элементов не имеет, от вертикальных перемещений колеса удерживаются продольными балансирами. Когда на базе бортового автомобиля создавался седельный тягач, не проходившие по нагрузке торсионы подвески были заменены продольными балансирами. Так как упругие элементы отсутствуют, на неровностях появляются большие вертикальные ускорения, плавность хода от этого резко ухудшалась. Таким решением нагрузка на колесо была увеличена с 4,5 т до 7 т. Говорить о преимуществах используемой на тягачах независимой подвески в этом случае не приходится. По этой причине также требуется замена подвески. Вместо независимой для всех колес целесообразно использовать зависимую подвеску с листовыми рессорами.
На рисунке 2 показан тягач с зависимой подвеской. Нагрузка на седельно-сцепное устройство - 27 т, максимальная скорость - 75 км/ч, колея - 2000 мм, масса - 22 т,