Научная статья на тему 'Оценка работы склада запасных частей в производственном процессе автосервисного предприятия'

Оценка работы склада запасных частей в производственном процессе автосервисного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2274
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКЛАД / АВТОСЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАГАЗИН ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ / СЕРВИСНЫЙ ЦЕХ / СЕРВИСНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / WAREHOUSING / CAR SERVICE CENTRE / AUTOMOTIVE EQUIPMENT PARTS DEPOT / SERVICE WORKSHOP / SERVICE COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгорсурэн Марк Майнбаярович, Бурцев Александр Олегович, Жаров Сергей Петрович

В статье рассмотрены особенности оценки работы склада запасных частей в различных организационных структурах автосервисного предприятия, в общей системе менеджмента. Предлагаемые методики оценки с применением сервисного коэффициента позволяют дифференцировано оценить работу склада запасных частей в структуре сервисный цех склад магазин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE EVALUATION OF AUTOMOTIVE EQUIPMENT PARTS DEPOTINMANUFACTURING ACTIVITY OF CAR SERVICE CENTRE

The article considers the peculiarities ofperformance evaluationof automotive equipment parts depotin various organisational structures of a car service centre in the general system of management. The suggestedestimation methodologies with the use of service coefficient allow estimatingthe enterprise performance ofautomotive equipment parts depot in the structure «a service workshop warehousing shop».

Текст научной работы на тему «Оценка работы склада запасных частей в производственном процессе автосервисного предприятия»

Список литературы

1 Жаров С. П. Автозаправочные станции : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. университета, 2007.184 с.

2 Доклад на совещании ЦМТУ Росстандарта 10 декабря 2013 г.URL: http://www.rfu.ru/images/docs/analitika, свободный. Загл. С экрана.

3 Поиск АЗС по регионам компаниям и направлениям. АЗС в России. URL: http://www.benzin-price.ru/zapravka. php?region. свободный.-Загл. С экрана.

4 Сколько АЗС в России. URL: http://www.magistral116.ru/ articles/article. Своюлдный.- Загл с экрана.

5 Потребление топлива автотранспортом России. URL: http://www.autostat. ru/infographics/20962/. Своюлдный.-Загл с экрана.

6 История развития АЗС в России. URL: WWW/http:// autozapravka. com/materials-all/history/168-the-history-of-gas-stations-in-russia.html Своюлдный.- Загл с экрана

7 Оценка социально-экономического эффекта публикации открытых данных на примере данных общественного транспорта Москвы / Р. Е. Артамонов, С. Б. Датиев, А. Б. Жулин и др.: Нац. исслед. ун-т/Высшая школа экономики. Центр анализа деятельности органов исполнительной власти. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 92 с.

УДК 658. 64. 629. 08.

М.М. Долгорсурэн, А.О. Бурцев, С.П. Жаров Курганский государственный университет

оценка работы склада запасных частей в производственном процессе автосервисного предприятия

Аннотация. В статье рассмотрены особенности оценки работы склада запасных частей в различных организационных структурах автосервисного предприятия, в общей системе менеджмента. Предлагаемые методики оценки с применением сервисного коэффициента позволяют дифференцировано оценить работу склада запасных частей в структуре сервисный цех - склад - магазин.

Ключевые слова: склад, автосервисное предприятие, магазин запасных частей, сервисный цех, сервисный коэффициент.

M.M. Dolgorsuren, A.O. Burtsev, S.P. Zharov Kurgan State University

performance EVALUATION OF AUTOMOTIVE

equipment parts depotinmanufacturing

ACTIVITY OF CAR SERVICE CENTRE

Annotation. The article considers the peculiarities ofperformance evaluationof automotive equipment parts depotin various organisational structures of a car service centre in the general system of management. The suggestedestimation methodologies with the use of service coefficient allow estimatingthe enterprise performance ofautomotive equipment parts depot in the structure «a service workshop - warehousing - shop».

Keywords: warehousing, car service centre, automotive equipment parts depot, service workshop, service coefficient.

ВВЕДЕНИЕ

Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей непосредственно связано с использованием запасных частей и ремонтных, эксплуатационных материалов. Поэтому любое предприятие автосервиса вынуждено решать вопрос о способе обеспечения процесса обслуживания автомобилей запчастями и материалами.

На первый взгляд данный вопрос очень простой, однако, это не совсем так. Вопрос этот касается как минимум двух аспектов, формирующих услугу и в первую очередь оказывающих влияние на её конкурентоспособность. Первое качество услуги, второе её стоимость, а эти два параметра позиционируют на рынке услугу, так как автовладелец оценивает услугу в координатах «ЦЕНА/ КАЧЕСТВО».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Формирование качества услуги рассматривалось в работе [1], важным аспектом формирование качества услуги (рисунок 1) является контроль качества запасных частей, применяемых в процессе ТО и ремонта автомобилей, этими вопросами и должны в первую очередь заниматься специалисты отдела снабжения и комплекса подготовки производства, в состав которых входит склад.

Расходы связанные с содержанием складов достаточно велики, поэтому мелкие и многие средние автосервисные предприятия выбирают аутсорсинговую схему по обеспечению процессов ТО и ремонта автомобилей запчастями, они работают с розничными сетями поставщиков запасных частей, то есть приобретают запасные части и материалы в магазинах, по мере необходимости, на каждый конкретный заказ.

Рисунок 1 - Схема формирования качества услуг по ТО иР автомобилей [1]

С точки зрения организации процесса обеспечения производства, это самый простой путь, однако такой вариант чаще всего самый дорогой для клиента, повышаются затраты времени на обеспечения заказа запасными частями. Кроме того, предприятие выполняющее работы по ТО и ремонту автомобиля несет ответственность за качество запасных частей, а в случае приобретения запасной части через магазин контроль качества значительно усложняется.

При реализации такого организационного решения, на некоторых предприятиях автосервиса создают кладовую, при этом ответственность за хранящиеся там запчасти и материалы возлагается на мастера производственного подразделения.

Автосервисное предприятие снижает расходы на зарплату группы материально-технического снабжения, однако негативным фактором такого варианта является возможные злоупотребления мастером производственного подразделения. В руках одного человека находятся вопросы производства и снабжения.

Следовательно, для крупных и даже средних автосервисных предприятий организация склада запасных частей является важным вопросом формирования организационно-производственной структуры. Наличие склада обязательно для дилерских станций технического обслуживания.

Большинство литературных источников [2; 3; 4] рассматривая структуру станции технического обслуживания, относят склад к комплексу подготовки производства, а это означает, что расходы, связанные с содержанием складов, формируют расходы сервисного цеха.

Поэтому в связи с большими расходами на содержание склада и с целью получения дополнительных доходов на предприятии, дополнительно организуют магазин по продаже запасных частей, материалов и автопринадлежностей.

Однако 51% дилеров [6] не продают запасные части другим независимым ремонтникам и только 30% реализуют запчасти в розницу независимым ремонтникам. При этом доля оборота склада через свой ремонтный цех составляет 73% и только 8% оборота склада приходится на розничную торговлю. Основной причиной такого подхода к решению вопросов связанных с работой склада, по видимому является нежелание заниматься достаточно сложными вопросами розничной торговли и отсутствие подготовленных специалистов, которые могут эффективно решать вопросы управления в рамках системы сервисный цех - склад - магазин.

Основной задачей руководителя отдела запчастей является обеспечение сервисного цеха и магазина необходимыми запасными частями, аксессуарами и техническими жидкостями в необходимый момент времени и с минимальными затратами.

Магазин запасных частей входит в коммерческую службу предприятия, при этом склад запасных ч астей по спе цифи ке сво их б из н ес-процес-68

сов, особенностям работы с поставками запасных частей, учетно-контрольными операциями более приближен к магазину запасных частей, нежели к сервисному цеху станции технического обслуживания автомобилей (СТОА). Поэтому в организационной структуре СТОА административно склад относят к отделу продаж (рисунок 2) [5].

Розничная продажа через магазин позволяет повысить товарооборот склада, однако в этом случае возникает вопрос критериев оценки работы склада, с целью мотивации работников отдела запасных частей на максимально полное обеспечения производственного процесса ТО и ремонта автомобилей запчастями и материалами. Для решения этих вопросов первичным является проблема определения места склада в системе сервисный цех - склад - магазин.

Для обеспечения прибыльности отдела запчастей, на складе должны храниться только необходимые запасные части в нужном количестве. Хранение лишнего количества запасных частей приведет к затовариванию склада, снижению оборачиваемости складских запасов и, как следствие, к снижению прибыли, получаемой отделом запасных частей.

С другой стороны, отдел запасных частей должен обеспечить наличие на складе запасных частей, которые могут потребоваться клиенту в данный момент времени. Для обеспечения максимально высокого уровня обслуживания на складе должен быть в наличии максимально широкий ассортимент запасных частей. Так как отсутствие запасных частей, необходимых для ремонта и обслуживания, приводит к уменьшению не только продаж запасных частей, но и продаж нормо-ча-сов, что скажется на имидже станции технического обслуживания и на имидже марки автомобиля в целом.

При рассмотрении бизнес процесса приемки автомобиля на станцию [5] мастер приемщик пользуется установленными нормативами времени выполнения своей работы специалистов различных подразделений с целью назначения сроков выполнения заказов.

В этом случае важное значение отводится оптимизации работ персонала сервисного цеха с отделами запасных частей, персоналом склада и магазина запасных частей. В большинстве случаев для дилерских станций технического обслуживания автомобилей на формирование заказа на запасные части необходимые для выполнения ТО и ремонта автомобилей отводится около 30 минут.

Для любого подразделения предприятия очень важно выработка критериев оценки их работы. Основной задачей руководителя отдела запасных частей является обеспечение СТО и магазина запасных частей необходимыми запасными частями, аксессуарами и техническими жидкостями в необходимый момент времени и с минимальными затратами.

Генеральный директор предприятия

и н о К

о «

о с

й Л X л ч

ей X о к а и

х

^

Л X <и и о

Л

Финансовый директор

Начальник отдела бухгалтерского, налогового учета и отчетности

Начальник отдела финансирования и расчетов

Начальник планового отдела

Начальник аналитического отдела

Директор по мар-

кетингу и прода-

жам

Начальник от-

дела продаж

Начальник от-

дела маркетин-

га

Начальник отдела закупок и логистики

Директор по персоналу

Начальник отдела по подбору и учету персонала

Начальник отдела труда и зарплаты

Начальник отдела охраны

о а

35 х

« «

и X X

И

Отдел сервисного и технического обслуживания автомобилей

Отдел продаж автомобилей, запчастей и принадлежностей

Рисунок 2 - Организационная структура предприятия

Для обеспечения прибыльности отдела, на складе должны храниться только необходимые запасные части в нужном количестве. Хранение лишнего количества запасных частей приведет к затовариванию склада, снижению оборачиваемости складских запасов и, как следствие, к снижению прибыли, получаемой предприятием.

Таким образом, для обеспечения максимальной оборачиваемости складских запасов, мы должны хранить на складе минимальную номенклатуру запасных частей в минимальном количестве.

С другой стороны, отдел запасных частей должен обеспечить наличие на складе запасных частей, которые могут потребоваться клиенту в данный момент времени. Отсутствие запасных частей, необходимых для ремонта и обслуживания, приводит к уменьшению не только продаж запасных частей, но и продаж нормо-часов, сказывается на имидже всего предприятия. Для обеспечения максимально высокого уровня обслуживания на складе должен быть в наличии максимально широкий ассортимент запасных частей. Что может привести, к затовариванию склада, увеличению пространства, требуемого для хранения запасных частей.

При это м , есл и скл ад рассматривать как от-

дельное коммерческое предприятие, то основными показателями его работу будут показатели связанные с товарооборотом и работники склада основные усилия направят на реализацию запасных частей. Необходимо определиться каким образом будет увязана работа персонала отдела запасных частей с показателями работы магазина по продаже запасных частей и с показателями работ сервисного цеха.

Одним из показателей оценки, учитывающим влияние работы склада может быть предложен сервисный коэффициент. Этот коэффициент указывает количество позиций, которые выдаются на складе по первому требованию, по отношению к общему числу запрошенных позиций.

Наиболее часто сервисный ент предлагается определять по

методикам:

= ^

1 МЗ , (1)

где Sk - сервисный коэффициент;

N - количество выданных деталей, шт; ЫЗ - количество запрошенный деталей, шт.

коэффици-нескольким

^ =— т

3 , (2) где Sk - сервисный коэффициент; LВ - количество выданных номенклатурных позиций запчастей, шт;

ЦЗ - количество запрошенный номенклатурных позиций запчастей, шт.

Под номенклатурной позицией понимается группа запчастей под одним номенклатурным номером (артикул запчасти).

3 = —

3

33 , (3)

где Sk - сервисный коэффициент; ЗВ - количество заказов на которые было выдано 100% запчастей, шт;

Зз - количество запрошенный заказов, шт. В качестве примера рассмотрим одну и ту же ситуацию возникающую при совместной работе склада запасных частей и сервисного цеха посредством оценки с нескольких точек зрения.

Например: Для проведения ремонта автомобилей клиентов в течение рабочего дня в склад поступает запросы на следующие запасные части (таблица 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Характер обеспечения заявок на запчасти

Ьв 1 + 0,7 + 0,5 V = —в =-х100 = 73,3%

3

Наименование товара Запрошенное количество, ед. Наличие на складе, ед. Выданное количество, ед.

Фильтр воздушный 10 15 10

Свеча зажигания 40 28 28

Фильтр топливный 10 5 5

Итого: запрошено 60 шт., выдано по первому требованию 43 шт.

N 43

8К =-В- х100 = — х100 = 71,67% N3 60

Для проведения ремонта автомобилей клиентов в течении рабочего дня в склад поступает запрос на следующие запасные части (таблица 2).

Таблица 2 - Характер обеспечения заявок на запчасти

Наимено- Запро- Наличие Выданное Выданное

вание шенное на скла- количе- количество

товара количе- де, ед. ство, ед. номенкла-

ство, ед. турных по-

зиций, ЦВ

Фильтр 10 15 10 1

воздушный

Свеча 40 28 28 0,7

зажигания

Фильтр 10 5 5 0,5

топливный

Итого: запрошено 3 номенклатурные позиции: первая позиция удовлетворена полностью, вторая - на 70%, третья - на 50%.

Для проведения ремонта автомобилей клиентов в течении рабочего дня в склад поступает 10 нарядов следующей комплекции: 1 фильтр воздушный, 4 свечи зажигания и 1 фильтр топливный (таблица 3).

Таблица 3 - Характер обеспечения заявок на запчасти

Наиме- Запро- Наличие Выданное Количество

нование шенное на скла- количе- закрытых

товара количество, ед. де, ед. ство, ед. нарядов

Фильтр 10 15 10 10

воздушный

Свеча 40 28 28 28/4=7

зажигания

Фильтр 10 5 5 5

топливный

Итого: запрошено 10 нарядов, полностью удовлетворено 5 нарядов.

0 3 5

^ х 100 = — х100 = 50,0%

3

10

Первые две расчетные величины сервисного коэффициента, очень близки по значениям и в основном учитывают работу склада с точки зрения выполнения товарооборота. Третий вариант сервисного коэффициента снижается более чем на 30% и учитывает не только потери в объеме продаж запасных частей, но и учитывает влияние отсутствия запчастей на производительность сервисного цеха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какой из трех способов применять, зависит от тех задач, которые ставит перед собой руководство автосервисного предприятия. Первые два варианта, имеют достаточно высокое значение, однако эти значения характеризует в основном работу склада, так как не учитывает удовлетворение количества заказ-нарядов из сервисного цеха.

В случае если мы будем рассчитывать сервисный коэффициент исходя из количества заказ-нарядов (вариант 3) результат будет минимальным, но именно это значение максимально полно отражает взаимодействие сервисного цеха и склада, как подразделения подготовки производства. Косвенно учитывается, каким образом работа склада может сказаться на отсрочке и задержке выполнения заказов.

Следовательно, можно предложить вариант оценки работы склада по смешанной системе, оценка работы склада с магазином может осуществляться сервисным коэффициентом, определенным по первому или второму варианту с учетом упущенных магазином продаж.

Дополнительно работа склада с сервисным цехом оценивается сервисным коэффициентом, определенным по третьему варианту.

Такой смешанный вариант позволит заинтересовать отдел материально-технического снабжения более внимательно относится к номенклатуре запрашиваемой сервисным цехом, а это в свою очередь повысит производительность сервисного цеха и конкурентоспособность предприятия в целом.

Список литературы

1 Жаров С. П. Формирование качества услуг ТО и ремонта автомобилей в системе автосервиса : Проблемы функционирования системы транспорта : материалы международной научно-практической конференции. Тюмень : Изд-во Тюм. ГНГУ, 2010. С. 112-114.

2 Рыбин Н. Н. Предприятия автосервиса. Производственно-техническая база : учебное пособие. Курган : Из-во КГУ, 2006. 147 с.

3 Напольский Г. М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1985. 232 с.

4 Фастовцев Г. Ф. Автотехобслуживание. М. : Машиностроение, 1985. 256 с.

5 Жаров С. П. Модель стратегического планирования автосервисного предприятия //Вестник Курганского государственного университета. Серия «Технические науки». Курган : Из-во КГУ. 2015. Вып.10. С. 82-90.

6 Волгин В. В. Автосервис. Управление рисками : практическое пособие. М.: ЛитРес, 2013. 380 с.

УДК 629. 113. 004: 621. 89

М.М. Долгорсурэн, С.П. Жаров Курганский государственный университет

повышение

эффективности работ по замене масел в двигателях на атп

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы потребительских предпочтений при выборе моторных масел. Предлагается система контроля качества моторного масла при эксплуатации автомобилей, для этой цели предложено создание лаборатории по проверке качества смазочных материалов и методика проведения проверочных тестов.

Ключевые слова: свойства смазочных материалов, лаборатории по проверке качества масел, кинематическая вязкость.

M. M. Dolgorsuren, S.P. Zharov Kurgan State University

THE ENGINE OIL CHANGE EFFICIENCY Upgrading AT AN

auto-transport enterprise

Annotation. The article deals with questions of consumer preferences in the engine oil choice. The quality control system of engine oil in the operation of

the vehicleis proposed. For thispurpose,the création of the laboratory for alubricants quality testand a technique of this check testsis suggested.

Keywords: lubricants properties, laboratory for a lubricants quality test, kinematic coefficient of viscosity

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на рынке автомобильных эксплуатационных материалов представлена продукция большого количества производителей, качество которой не всегда высокое. Кроме того, ценовой диапазон моторных масел различается нередко в два-три раза. В эксплуатации нередко стремясь снизить затраты на проведение смазоч-но-заправочных работ отступают от рекомендаций автопроизводителей. Это может привести к повышенному износу двигателя.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Согласно результатам опроса автовладельцев агентством «Автостат» [1], большая часть респондентов (76,6%) знают, моторное масло какого производителя залито в двигатели их автомобилей в настоящий момент. Но каждый пятый (23,4%) об этом не знает или даже не задумывается.

Большая часть опрошенных (74,2%) старается следовать указаниям автопроизводителя и соблюдает рекомендованные им сроки замены масла.

Больше половины российских автовладельцев (52,4%), выбирая моторное масло, в первую очередь руководствуются рекомендациями автопроизводителя. Немалую роль также играет предыдущий личный опыт использования масел - этот факт отметили 42,8% респондентов. В меньшей степени на выбор влияют рекомендации работников автосервиса (19,7%), статьи автомобильных журналов (17,5%), рекомендации друзей и знакомых (15,6%), мнение автовладельцев на форумах (14,1%). Меньше всего владельцы автотранспорта прислушиваются к рекомендациям продавцов (9,1%). (В ходе ответа на вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа).

Более половины автовладельцев (52,4%) приобретают моторные масла в магазинах автозапчастей. Гораздо меньше тех, кто покупает на замену масло у официального дилера при прохождении ТО (19,6%). Доля покупающих на независимом автосервисе еще меньше (13,4%). Примерно 5% опрошенных ответили, что совершают покупку через Интернет, 4,1% - в гипермаркетах и 3,2% - на автозаправках. Кроме того, 2,4% указали, что используют какие-то другие варианты покупки.

Чаще всего в России меняют автомобильное масло самостоятельно («у друга в гараже») - 34,4% респондентов выбрали такой вариант ответа. Обращаются за услугой на независимое СТО (автосервис) - 31,6%. К официальному дилеру приезжает почти каждый пятый из опрошенных (19,5%). В пункте экспресс замены моторного мас-л а п ред п очитают м е н ят ь м а сл о 8 % . Е ще 6 ,2% от-

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.