Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3. С. 41-55. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 41-55.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 378.4
DOI 18173292_10310.21510_2024_105_3_41_55
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М. АКМУЛЛЫ)
Елена Викторовна Иванова1, Екатерина Владимировна Оботнина2
1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected], ORCID 0000-0003-3972-5415
2 [email protected], ORCID 0000-0002-1518-0230
Аннотация. Актуальность темы профориентационной деятельности обусловлена высокой конкуренцией между высшими учебными заведениями в плане привлечения будущих студентов. Объектом данного исследования является профориентационная деятельность университета, предметом - оценка ее эффективности. Цель данной статьи - выявить эффективность профориентационных мероприятий, проводимых в ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». В работе применялся теоретический анализ научных публикаций по проблеме исследования, сравнительный метод, а также методы анкетирования и статистического анализа. В проведенном опросе приняли участие 40 студентов первого и второго курсов, обучающихся на кафедре межкультурной коммуникации и перевода.
Результаты. Результаты исследования позволили выявить, что профориентационная работа, осуществляемая на базе нашего вуза, в целом, достигает поставленных целей. Среди плюсов можно отметить эффективное продвижение вуза его представителями в средствах массовой информации; участие школьников в олимпиадах, конкурсах и проектах, проводимых университетом; большая часть респондентов высоко оценила профориентационную деятельность университета, отметив, что организованные профориентационные мероприятия, помогли определиться им с будущей профессией. Среди недостатков проводимой профориентационной деятельности можно отметить невысокий процент школьников, принимающих участие в мероприятиях, организованных, непосредственно, в стенах самого университета, поэтому рекомендуется открытие различных школ, творческих мастерских и т.д. на базе университета. Для повышения эффективности профориентационной деятельности университета, авторы предлагают проведение следующих мероприятий: встречи школьников со студентами вуза, обучающимися по данному направлению; разработка и проведение профориентационных тренингов и тестирования по всем направлениям подготовки, помогающие с выбором будущей профессии; организация и проведение таких мероприятий как «День школьника в университете» и «Погружение в профессию». На основе проведенного опроса и полученных данных в статье представлена разработка программы «День школьника
© Иванова Е.В., Оботнина Е.В., 2024
в университете». Материалы статьи могут представлять интерес для преподавателей высшей школы, педагогов общеобразовательных школ, а также для всех, кто интересуется проблемами профориентационной деятельности.
Ключевые слова: школьники, абитуриенты, вуз, самоопределение, профессиональное самоопределение, профориентация, профориентационная деятельность
Для цитирования: Иванова Е.В., Оботнина У.В. Оценка эффективности профориентационной деятельности в высшем учебном заведении (на примере Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы) // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3(105). С. 41-55.
THEORY AND PRACTICE OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
THE ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF CAREER GUIDANCE
ACTIVITIES AT THE UNIVERSITY (BASED ON THE EXAMPLE OF BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY n.a. M. AKMULLA)
Elena V. Ivanova1, Ekaterina V. Obotnina2
1 Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected], ORCID 0000-0003-3972-5415
2 [email protected], ORCID 0000-0002-1518-0230
Abstract. The relevance of the topic of career guidance work is caused by the high competition between universities in engaging school-leavers. The object of this study is the career guidance work of the university, the subject is the assessment of its effectiveness. The aim of this article is to identify the effectiveness of career guidance activities carried out by the Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla. The analysis of scientific publications on the research problem was carried out, the methods of comparison, questionnaire and statistical analysis were used. The survey involved 40 students (freshmen and sophomores) studying at the Department of Intercultural Communication and Translation.
Results. The results of the research revealed that career guidance work carried out at the university achieves its main goals. Among the advantages are the effective promotion of the university by its representatives in the media; participation of schoolchildren in academic competitions and projects conducted by the university; the majority of respondents highly appreciated the career guidance activities of the university, noting that career guidance events helped them with the choice of their future profession. Among the shortcomings of the career guidance activities, we can note the low percentage of schoolchildren taking part in events organized at the university. Therefore it is recommended to open various schools, creative workshops, etc. at the university itself. In order to increase the effectiveness of the university's career guidance activities, the authors propose the following events: meetings of schoolchildren with university students studying in some specific area; career guidance trainings and tests helping to choose a future profession; organizing and conducting such events as "Schoolchildren's Day at the University" and "Immersion in the Profession". Based on the survey and the obtained data, the article presents the development of the program "Schoolchildren's Day at the University". The research material may be of interest to professors, teachers of comprehensive schools, as well as to anyone interested in the problems of vocational guidance.
Key words: students, school-leavers, university, self-determination, professional self-determination, vocational guidance, career guidance activities
For citing: Ivanova E.V., Obotnina U.V. The assessment of the effectiveness of career guidance activities at the university (based on the example of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla). Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 105(3): 41-55.
Введение. На сегодняшний день перед выпускниками школ стоит непростая задача определиться с будущей профессией, учитывая личные интересы, потребности рынка труда и возможности, предоставляемыми сферой образовательных услуг. В этом им может помочь профориентационная деятельность, проводимая на базе школ, колледжей и вузов.
Профориентация в современном вузе играет важную роль, так как вуз исполняет роль некоего посредника между школой и будущими работодателями. К сожалению, лишь единицы среди современных школьников имеют четкое представление о своей будущей профессии. Большинство же абитуриентов выбирает вуз и будущую специальность, руководствуясь иными принципами, например, под влиянием общественных стереотипов, мнения родителей, учителей или друзей. Как следствие, не имея полного представления о специфике выбранной профессии, они в дальнейшем неизбежно разочаровываются в ней. «А ведь от того правильно ли определился с видом предстоящей профессиональной деятельности будущий специалист, зависит очень многое, в частности то, насколько он будет компетентен в своей профессиональной сфере» [1, с.31].
Также необходимо отметить возрастающую конкуренцию между университетами в привлечении будущих студентов. «Позиции педагогических вузов серьезно пошатнулись по причине невысокого социального статуса учителя в российском социуме, поэтому о конкурентоспособности педагогического образования в современных условиях приходится говорить весьма условно. Очевидно, что педагогическим вузам в силу узкой гуманитарной направленности сложно соперничать с техническими вузами даже на региональном уровне» [2, с.7-9]. Одним из решений данной проблемы как раз и является профориентационная деятельность университета.
В данной статье мы проанализируем насколько эффективна профориентационная деятельность, проводимая на базе кафедры межкультурной коммуникации и перевода ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы», и помогает ли она в профессиональном самоопределении будущим студентам. Исходя из цели исследования, мы попытаемся решить следующие задачи: 1) выявить насколько эффективна профориентационная деятельность с точки зрения распространения информации об университете; 2) выявить процент участников, принимающих участие в профориентационных мероприятиях, организованных университетом и определить, помогли ли им данные мероприятия с выбором будущей профессии; 3) определить насколько высоко оценивается участниками опроса
профориентационная деятельность университета; 4) выявить слабые стороны профориентационной деятельности; 5) предложить свои варианты профориентационных мероприятий для повышения эффективности профориентационной деятельности университета; 6) провести сравнительный анализ итогов приемной кампании на направление «Лингвистика» за последние четыре года.
Методология исследования. Тему профориентационной работы затрагивали многие отечественные и зарубежные исследователи, такие как: В.И. Бондаренко [3], С.Н. Чистякова и Н.Ф. Родичев [4], Е.Ю. Пряжникова и Н.С. Пряжников [5], Э.Ф. Зеер [6], Дэйв Капуцци и Марк Д. Стауффер [7], Хэйзел Рид [8], Ри Томсен [9] и др.
Профориентация является объектом исследования разных наук, отсюда и
разнообразие подходов к трактовке этого понятия. В нашей статье мы будем рассматривать данное понятие с педагогической точки зрения. Рассмотрим основную терминологию нашего исследования.
В данной статье термин «профориентация» «... понимается как комплекс мер, направленных на профессиональное самоопределение школьника» [10].
Далее рассмотрим разницу в значении терминов «самоопределение» и «профессиональное самоопределение».
«Самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста связано с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, необходимостью решать проблемы своего будущего» [11, с.74].
«Профессиональное самоопределение заключается в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности» [12].
Определиться с будущей профессией абитуриентам как раз и помогает профессиональная ориентация. Рассмотрим следующее определение данного понятия. «Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества. Результатом такого взаимодействия должна стать готовность личности к профессиональному самоопределению, рассматриваемой как способность к познанию индивидуальных особенностей и принятию решения» [13].
В целом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация направлена на то, чтобы помочь молодым людям определиться с будущей профессией в соответствии с их желаниями, склонностями, способностями, учитывая потребности рынка труда.
Теперь перейдем к основному термину нашего исследования. В данной статье под термином «профориентационная деятельность» понимаются мероприятия, организованные университетом для привлечения школьников в определенный вуз, на конкретное направление, а также, помогающие им с выбором будущей профессии.
Большинство вузов нашей страны, несомненно, накопили определенный опыт в проведении профориентационной работы и продолжают развиваться в этом направлении.
«Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно представить в виде пассивных и активных.
К пассивным методам относятся: беседы с абитуриентами о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения; приглашение преподавателей вуза на школьные мероприятия; оформление полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза; организация «Дня открытых дверей» и др.Активные методы профориентационной деятельности требуют особой подготовки и ориентированы на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества. Среди них можно выделить следующие методы: привлечение школьников к работе вузовских проблемных групп; создание в вузах рекламных роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза; активное участие преподавателей вуза в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке; проведение профессиональных недель факультетов; организация олимпиад для школьников» [14].
Рассмотрим основные профориентационные мероприятия, проводимые «Центром профориентации» ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» совместно с факультетами и институтами. В первую очередь, это, конечно же, «День открытых дверей», проводимый как в очном, так и в онлайн режиме. Кроме этого, каждую неделю в течение года проходят «Университетские субботы» и «Колледжные субботы». Каждый год в университете проводится «Акмуллинская олимпиада» по предметной линейке, охватывающая более 6000 человек. Кроме этого, можно отметить работу мастерских факультетов и институтов, проведение разнообразных мастер-классов преподавателями и студентами, проведение различных конкурсов не только для школьников, но и для молодых учителей. Несомненно, большой вклад в профориентационную работу вносят встречи с участием руководства, консультации по поводу приема и обучения в вузе, знакомство школьников с инфраструктурой вуза. Отдельной гордостью вуза является «Технопарк универсальных педагогических компетенций», на базе которого ежегодно проводятся профориентационные экскурсии, профессиональные пробы, мини-эксперименты, знакомство с современным оборудованием по отраслям наук. Педагогический технопарк включает в себя «... лекторий Российского общества «Знание», ... место для проектной работы студентов - коворкинг-зона и рабочие места для индивидуальной работы. В зоне ГГ студенты занимаются робототехникой и VR/AR-технологиями. Отдельный этаж отведен под экспериментальную зону, где собрано оборудование для экспериментов по физике, химии, рентгенографии, изучения строения организма человека. Здесь студенты и школьники могут проводить собственные исследования и эксперименты в сфере биотехнологий, новых материалов» [15, с. 190-191].
Несомненно, у каждой кафедры нашего вуза есть свои собственные проекты, мероприятия, проводимые с целью привлечения будущих студентов и помогающие школьникам определиться с выбором будущей профессии. Например, среди основных профориентационных проектов кафедры межкультурной коммуникации и перевода, представляемой авторами данной статьи, можно отметить такие проекты как «Школа юного переводчика», проведение ежегодного конкурса на лучший перевод поэтического и/или прозаического произведения на иностранные языки, проведение различных мастер-классов в рамках «Дня открытых дверей», выступления преподавателей кафедры в школах и колледжах, а также постоянные консультации абитуриентов и их родителей. В ближайших планах открытие «Переводческой гостиной» и курсов устного перевода для начинающих переводчиков. Все эти проекты призваны привлечь школьников, интересующихся иностранными языками и в будущем видящих себя переводчиками.
Например, проект «Школа юного переводчика» оказался востребованным среди школьников, интересующихся не только изучением иностранных языков, но и переводческой деятельностью.
В проекте принимают участие учащиеся старших классов учебных заведений Республики Башкортостан. В процессе обучения школьники знакомятся с историей переводческой деятельности, с базовыми понятиями теории перевода, например, переводческими трансформациями, ложными друзьями переводчика и др. Также рассматриваются основные трудности перевода, связанные с лексическими, грамматическими и стилистическими особенностями русского и английского языков. Ученики школы пробуют себя в переводе фразеологических единиц, безэквивалентной лексики и т.д. По окончании курса, при условии выполнения всех заданий, школьники получают сертификаты участников. Многие слушатели данного курса в дальнейшем выбирают наше направление и становятся студентами нашей кафедры.
Материал и методы исследования. В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научных публикаций по проблеме исследования, сравнительный анализ, а также методы анкетирования и статистического анализа.
В рамках нашего исследования авторы провели опрос среди 40 студентов первого и второго курсов, обучающихся на кафедре межкультурной коммуникации и перевода, с целью выявить, насколько профориентационные мероприятия, проводимые на базе «БГПУ им. М. Акмуллы», помогли им в свое время определиться с будущей профессией. Выбор респондентов обусловлен тем, что именно студенты младших курсов могут дать наиболее объективную оценку профориентационнной деятельности вуза, являясь школьниками и абитуриентами в своем недавнем прошлом.
Опрос был составлен в виде анкетирования и проводился в очном формате. Полный текст опросника приводится ниже.
1. Как вы узнали об университете БГПУ им. М. Акмуллы?
- от знакомых, родственников, обучающихся/ обучавшихся в данном вузе;
- в социальных сетях, в сети Интернет;
- чтение профориентационной литературы, выпускаемой вузом;
- принимали участие в мероприятиях, проводимых вузом;
- на встрече в школе, колледже с представителями вуза;
- ваш вариант ответа_
2. В каких профориентационных мероприятиях, проводимых нашим вузом, вы принимали участие?
- «День открытых дверей»;
- участие в олимпиадах, конкурсах, проектах;
- посещение мастер-классов;
- не участвовал;
- ваш вариант ответа_
3. Помогли ли вам профориентационные мероприятия, проводимые нашим вузом определиться с будущей профессией?
- в целом, помогли;
- нет, не помогли;
- затрудняюсь ответить;
- ваш вариант ответа_
4. Насколько эффективно вы оцениваете профориентационную деятельность БГПУ им. М. Акмуллы?
- оцените от 1 до 10 баллов_
5. Кто/что повлиял(о) на ваш выбор будущей профессии?
- родственники, учителя, друзья;
- профориентационные мероприятия в вузе;
- личные интересы, предпочтения;
- востребованность профессии;
- ваш вариант ответа_
6. Где, по вашему мнению, проведение профориентационной работы является наиболее результативным?
- на базе школы;
- на базе колледжей, вузов;
- ваш вариант ответа_
7. Какие мероприятия, на ваш взгляд, повысили бы профориентационную деятельность вуза? (Опрашиваемые предлагают свой вариант ответа).
Результаты эмпирического исследования. Результаты опроса показали, что профориентационные мероприятия, проводимые нашим университетом, в целом эффективны. Они помогают не только привлечь будущих студентов к обучению в нашем вузе, но и помогают определиться им с выбором будущей профессии. Среди минусов можно отметить невысокий процент вовлеченности школьников в мероприятия, проводимые, непосредственно, в стенах университета, в очном формате.
Статистика неальтернативных результатов опроса представлена в таблицах ниже.
Таблица №1. «Как вы узнали об университете БГПУ им. М. Акмуллы?»
Источник информации об университете Количество респондентов выбравших вариант ответа
- знакомые, родственники, обучающиеся или обучавшиеся в данном вузе 19
- социальные сети, Интернет и т.д. 19
- встреча в школе, колледже с представителями вуза; 8
- участие в мероприятиях, проводимых вузом; 7
- обучались в колледже БГПУ 3
В результате ответов на первый вопрос мы выяснили, как студенты узнали о нашем университете. Чуть менее половины опрашиваемых отметили, что информация была получена, в первую очередь, от знакомых, родственников, обучающихся или обучавшихся в нашем вузе, а также посредством социальных сетей, через Интернет и т.д. Несколько респондентов отметили, что принимали участие в мероприятиях, проводимых вузом, а также, что узнали о нашем вузе от его представителей. Трое студентов поступили в университет по окончании колледжа также входящего в структуру нашего вуза. Нужно отметить, что некоторые студенты выбирали несколько вариантов ответа.
Таблица №2. «В каких профориентационных мероприятиях, проводимых нашим __вузом, вы принимали участие?»
Профориентационные мероприятия вуза Количество респондентов выбравших вариант ответа
- не участвовал 20
- участие в олимпиадах, конкурсах, проектах 12
- посещение «Дня открытых дверей» 11
- посещение мастер-классов 5
Ответы на второй вопрос демонстрируют, насколько активно будущие студенты принимают участие в профориентационных мероприятиях, проводимых нашим вузом. К сожалению, большинство опрашиваемых не принимало участия в предложенных мероприятиях - 20 человек. Некоторые студенты принимали участие в олимпиадах, конкурсах, проектах (12 респондентов), а также посещали «Дни открытых дверей», проводимые вузом (11 респондентов). Лишь пятеро респондентов посещали мастер-классы, проводимые в рамках «Дня открытых дверей». Также нужно отметить, что некоторые студенты выбирали несколько вариантов ответа, чаще всего первый и второй варианты.
Анализируя ответы на третий вопрос, мы выяснили, что профориентационные мероприятия, проводимые в нашем вузе, в целом, помогают ориентировать абитуриентов на будущую профессию, так как большинство опрашиваемых (16 респондентов) ответили положительно.
Таблица №3. «Помогли ли вам профориентационные мероприятия, проводимые _нашим вузом определиться с будущей профессией?»
Эффективность профориентационных мероприятий Количество респондентов выбравших вариант ответа
- в целом, помогли 16
- затрудняюсь ответить 11
- нет, не помогли 9
- не принимал(а) участия 3
Таблица №4. «Насколько эффективно вы оцениваете профориентационную деятельность БГПУ им. М. Акмуллы?»
Количество баллов Количество респондентов выбравших вариант ответа
10 12
9 4
8 9
Четвертый вопрос заключался в оценке студентами профориентационной деятельности, проводимой БГПУ им. М. Акмуллы. Студентам предлагалось оценить эффективность проводимых мероприятий от 1 до 10 баллов. 12 респондентов высоко оценили профориентационную деятельность, поставив 10 баллов. Далее, четверо респондентов поставили 9 баллов, девять - 8 баллов. В целом, можно отметить, что профориентационная деятельность нашего вуза оценивается студентами как достаточно эффективная.
Таблица №5. «Кто/что повлиял(о) на ваш выбор будущей профессии?»
Источник мотивации Количество респондентов выбравших вариант ответа
- личные интересы и предпочтения 35
- родственники, учителя, друзья 13
- востребованность профессии 7
В результате ответов на пятый вопрос мы выяснили, чем руководствовались нынешние студенты при выборе своей будущей профессии, будучи учениками. 35 респондентов отметили, что исходили из своих личных предпочтений; 13 человек определились с выбором под влиянием родственников, учителей или друзей; семеро респондентов учитывали востребованность профессии на рынке труда. Некоторые опрошенные выбирали несколько вариантов ответа.
Ответы на шестой вопрос показали, что число голосов разделилось между вариантами «на базе школы» и «на базе колледжей, вузов». С небольшим отрывом доминирует второй вариант ответа. Некоторые опрошенные выбирали первый и второй варианты ответа, полагая, что они оба приносят результат.
В последнем вопросе студентам предлагалось самостоятельно дать ответ по поводу того, какие мероприятия, на их взгляд, повысили бы
профориентационную деятельность нашего вуза. Среди предложенных вариантов можно отметить следующие:
Таблица №6. «Где, по вашему мнению, проведение профориентационной работы _является наиболее результативным?»
База для эффективного проведения профориентационной работы Количество респондентов выбравших вариант ответа
- колледж, вуз 21
- школа 20
1) встречи с представителями разных профессий, которые обучались в БГПУ им. М. Акмуллы и могут рассказать о своих достижениях, карьере, перспективе будущей профессии;
2) встреча со студентами вуза, обучающимися по данному направлению;
3) проведение профориентационных тренингов и тестирования, интерактивного анкетирования с целью помочь определиться с будущей профессией;
4) проведение различных форумов, конференций, мастер-классов, например, «Погружение в профессию»;
5) проведение дней, неделей «открытых дверей» как в очном, так и в онлайн формате;
6) создание таргетированной рекламы в социальных сетях;
7) организация «Дня студента», где школьники могут в течение дня почувствовать себя студентами (посетить лекции, семинары, пообщаться с другими студентами, преподавателями кафедр).
Основываясь на ответах на седьмой вопрос, мы разработали вариант программы профориентационного мероприятия «День школьника в университете», которое позволило бы старшеклассникам на один день почувствовать себя настоящими студентами, посетить лекции, поучаствовать в семинарах, пообщаться с преподавателями, студентами, напрямую задать интересующие их вопросы, то есть окунуться в мир науки и студенчества. Данная программа представлена ниже.
Программа профориентационного мероприятия «День школьника в университете», проводимого на базе кафедры межкультурной коммуникации и перевода Института филологического образования и межкультурных коммуникаций
Этап мероприятия Содержание
1. Встреча школьников Приветствие и сопровождение школьников в лекционную аудиторию.
2. Ознакомительная лекция Знакомство с основными направлениями переводческой деятельности, осуществляемой преподавателями кафедры. Занятие проводят преподаватели кафедры.
3. Встреча с представителем профессии Выступление практикующих переводчиков, которые обучались на нашей кафедре, рассказ о пути
в профессию, достижениях, карьере, перспективах профессии.
4. Экскурсия по корпусу Демонстрация аудиторий, библиотеки, читального зала, кабинета синхронного перевода и т.д.
5. Обед в студенческой столовой
6. Занятие в «Переводческой гостиной» Проведение студентами мастер-классов по переводу, непосредственное общение со школьниками («Переводческая гостиная» была создана как объединение студентов, обучающихся на нашей кафедре, с целью проведения мероприятий, посвященных переводческой деятельности).
7. Проведение мастер-класса по синхронному переводу Проведение занятия в кабинете синхронного перевода, где школьники могут попробовать себя в качестве синхронного переводчика.
8. Заключительный этап Обмен контактами, обсуждение дальнейшего сотрудничества.
В своем недавнем интервью в рамках спецпроекта «Педагогические университеты России» федерального портала «Российское образование» ректор нашего университета С.Т. Сагитов, отвечая на вопрос по поводу того как проходит приемная кампания текущего года, отметил следующее: «Самый большой конкурс на обучение по направлениям непедагогического профиля - на графический дизайн, лингвистику, генетику ...» [16]. В связи с этим мы решили провести сравнительный анализ количества поданных заявлений на наше направление «Лингвистика», профиль «Перевод и переводоведение».
Рассмотрим количество поданных заявлений за последние четыре года (включая данные по приему этого года). Данная статистика предоставлена приемной комиссией университета.
Таблица №7. Статистика поданных заявлений на программу __ «Перевод и переводоведение»
Количество 2021-2022 2022-2023 2023-2024 2024-2025
поданных
заявлений / год
приема
По общему 371 462 388 331
конкурсу
По договору 155 194 170 146
В рамках квоты 13 11 13 22
По целевому 16 19 15 11
приему
Далее сравним количество поступивших на программу «Перевод и переводоведение» за последние три года. Материалом исследования послужили приказы о зачислении, опубликованные на сайте abitur.bspu.ru (данные за 202451
2025 гг. не внесены в таблицу, так как на момент написания статьи еще не были опубликованы приказы о зачислении этого года).
Таблица №8. Количество поступивших на программу __«Перевод и ^ переводоведение»
Количество зачисленных / год 2021-2022 2022-2023 2023-2024
поступления
Зачисленные по квоте 10 13 9
Зачисленные по общему 12 13 21
конкурсу
Зачисленные по договору 12 16 8
Исходя из данных, предоставленных в таблицах №7 и №8, можно сделать следующие выводы: количество поданных заявлений год от года варьируется, но конкурс на рассмотренное направление остается достаточно высоким - 16-35 человек на место (данные по общему конкурсу).
Заключение. Согласно результатам проведенного опроса, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день профориентационная работа, осуществляемая на базе нашего вуза, в целом, достигает поставленных целей, а именно:
1) можно отметить эффективную профориентационную работу, проводимую представителями университета в средствах массовой информации, социальных сетях, мессенджерах (47% опрошенных отметили, что узнали об университете посредством социальных сетей, через Интернет и т.д.);
2) 30% опрошенных принимали участие в олимпиадах, конкурсах и проектах, проводимых университетом, а также в мероприятиях, посвященных «Дню открытых дверей» (27% опрошенных);
3) 40% опрошенных отметили, что профориентационные мероприятия, проводимые университетом, помогли определиться им с будущей профессией;
4) 30% опрошенных высоко оценили профориентационную деятельность университета, поставив 10 баллов;
5) сравнительный анализ итогов приемной кампании на направление «Лингвистика» за последние четыре года показал, что программа «Перевод и переводоведение» достаточно востребована - 16-35 человек на место. Одним из факторов этого, несомненно, является профориентационная работа, проводимая представителями университета и кафедры.
Среди недостатков проводимой профориентационной деятельности можно отметить невысокий процент школьников, принимающих участие в мероприятиях, организованных, непосредственно, в стенах университета. Кроме этого, как показало проведенное исследование, школьники заинтересованы в непосредственном, личном общении с представителями вуза (преподавателями, студентами), которые смогут подробно рассказать им о перспективах будущей профессии. Местом для наиболее эффективного проведения профориентационной работы 52% опрошенных считают колледж и вуз.
52
Современные старшеклассники в большей степени руководствуются личными предпочтениями при выборе будущей специальности (87% опрошенных), и здесь важно раскрыть для них суть и перспективы той или иной профессии.
Также хотелось бы отметить необходимость тесного сотрудничества школ, колледжей и вузов. Зачастую родители не могут сопровождать своих детей на дни открытых дверей, поэтому представляется целесообразным организовывать групповое посещение детей в наш университет совместно с учителем. Кроме того, современные школьники заинтересованы именно в творческом подходе к изучению материала, поэтому рекомендуется открытие различных школ, творческих мастерских и т.д. на базе университета.
Для повышения эффективности профориентационной деятельности нашего университета (исходя из вариантов профориентационных мероприятий, предложенных респондентами в ответах на последний вопрос), авторы выделяют следующие: встречи школьников со студентами вуза, обучающимися по данному направлению; разработка и проведение профориентационных тренингов и тестирования, помогающие с выбором будущей профессии; организация и проведение таких мероприятий как «День школьника в университете» и «Погружение в профессию».
Список источников
1. Валеев, А.С., Григорьев, Е.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся // Педагогический журнал Башкортостана. -2018. - №6(79). - С. 30-37.
2. Сагитов, С.Т. Почему абитуриенты выбирают педагогический университет: результаты социологического исследования студентов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - №6(85). - С. 7-15.
3. Бондаренко, В.И. Опыт проведения профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами / В.И. Бондаренко, О.В. Курчий, В.А. Штереб. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — №12 (59). — С. 410-413. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8361/ (дата обращения: 09.08.2023).
4. Чистякова, С.Н. От учебы к профессиональной карьере: учеб. пособие / С.Н.Чистякова, Н.Ф.Родичев. — Москва: Издательский центр «Академия», 2012 — 176 с.
5. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. - 6-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб., доп. - Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 - 336 с.
7. Capuzzi, D., Stauffer, M. D. Career Counseling: Foundations, Perspectives, and Applications. - Routledge, 2011. - 563 p.
8. Reid, H. Introduction to Career Counselling & Coaching. - SAGE, 2015. - 291 p.
9. Thomsen, R. Career Guidance in Communities. - Isd, 2012. - 255 p.
10. Кириллова, О.А., Евдокимова, В.Е. Профориентационная работа как одно из основных направлений деятельности педагогического вуза // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2023. - № 5. - С. 21-25. - URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2499 (дата обращения: 24.07.2024).
11. Дубовицкая, Т.Д. Жизненные приоритеты современных старшеклассников / Т.Д. Дубовицкая, Г.И. Гайсина, И.О. Андреева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. -№1(91). - С. 72-87
12. Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. -Москва: Академия, 2007. - 320 с.
13. Гайкевич, С.В. Теоретические подходы к понятию «профориентационная деятельность» в педагогической, психологической и социально-педагогической литературе / С.В. Гайкевич. — Текст: электронный // Novainfo, 2016. — № 56 — С. 373-378 — URL: https://novainfo.ru/article/9178). (дата обращения: 22.06.2024).
14. Титова, С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. - 2011. - № 6. - С.3-18.
15. Столярова, О.В. В Башгоспедуниверситете появится технопарк универсальных педагогических компетенций // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - №3(93). -С.190-192.
16. Сагитов, С.Т. Наши студенты находят работу задолго до окончания обучения: интервью в рамках спецпроекта «Педагогические университеты России» федерального портала «Российское образование». - 2024. - URL: https://bspu.ru/news/31933 (дата обращения: 22.06.2024).
References
1. Valeev, A.S., Grigoriev, E.N. Professional'noye samoopredeleniye i professional'naya oriyentatsiya obuchayushchikhsya [Professional self-determination and professional orientation of students]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2018; 79(6): 30-37. (In Russian)
2. Sagitov, S.T. Pochemu abituriyenty vybirayut pedagogicheskiy universitet: rezul'taty sotsiologicheskogo issledovaniya studentov [Why school-leavers choose a pedagogical university: results of a sociological survey of students]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2019;85(6): 7-15. (In Russian)
3. Bondarenko, V.I. Opyt provedenija proforientacionnoj raboty vysshego uchebnogo zavedenija s abiturientami [The Vocational Work Experience of the Technology Department with the Entrants]. Molodoj uchenyj = Young Scientist. 2013; 59(12): 410-413. Available at: https://moluch.ru/archive/59/8361/ (accessed 09.08.2023) (In Russian)
4. Chistyakova, S.N. Ot ucheby k professional'noj kar'ere: ucheb. posobie [From study to professional career: tutorial]. Moscow: Publishing centre "Academy", 2012. 176 P. (In Russian)
5. Pryazhnikova, E. Yu. Proforientacija: ucheb. posobie dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija [Career guidance: tutorial for students of higher professional education]. 6th edition. Moscow: Publishing centre "Academy", 2013. 496 P. (In Russian)
6. Zeer, Je. F. Psihologija professij: Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov [Profession psychology: Tutorial for students of higher education]. 2-e izd.. Moscow: Akademicheskij Proekt = 2nd edition Academical project, 2003 336 P. (In Russian)
7. Capuzzi, D., Stauffer, M. D. Career Counseling: Foundations, Perspectives, and Applications. Routledge, 2011. 563 P. (In English)
8. Reid, H. Introduction to Career Counselling & Coaching. SAGE, 2015. 291 P. (In English)
9. Thomsen, R. Career Guidance in Communities. - Isd, 2012. 255p. (In English)
10. Kirillova, O.A., Evdokimova, V.E. Proforiyentatsionnaya rabota kak odno iz osnovnykh napravleniy deyatel'nosti pedagogicheskogo vuza [Career guidance work as one of the main areas of activity of a pedagogical university]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki.= Scientific review. Pedagogical sciences. 2023; (5): 21-25. Available at: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2499 (access date 24.07.2024) (In Russian)
11. Dubovitskaya, T.D., Gaisina, G.I., Andreeva, I.O. Zhiznennyye prioritety sovremennykh starsheklassnikov [Life priorities of modern senior pupils]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2021; 91(1): 72-87. (In Russian)
12. Pryazhnikov, N.S. Professional'noe samoopredelenie: teorija i praktika. [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow: Publishing centre «Academy», 2007. 320 p. (In Russian)
13. Gaykevich, S.V. Teoreticheskie podhody k ponjatiju «proforientacionnaja dejatel'nost'» v pedagogicheskoj, psihologicheskoj i social'no-pedagogicheskoj literature [Theoretical approaches to the concept of "career guidance activity" in pedagogical, psychological and social-pedagogical literature]. Novalnfo. 2016; (56): 373-378. Available at: https://novainfo.ru/article/9178 (access date: 22.06.2024) (In Russian)
14. Titova, S.V. Jeffektivnyj metod proforientacionnoj dejatel'nosti vuza [Effective method of professional orientation activity of high school]. Mir sovremennoj nauki = The World of Modern Science. - 2011. - No.6. - P. 3-18 (In Russian)
15.Stolyarova, O.V. V Bashgospeduniversitete poyavitsya tekhnopark universal'nykh pedagogicheskikh kompetentsiy [A technopark of universal pedagogical competencies will appear at the Bashkir State Pedagogical University]. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2021; 93(3): 190-192. (In Russian)
16. Sagitov, S.T. Nashi studenty nakhodyat rabotu zadolgo do okonchaniya obucheniya [Our students find job long before graduation]: Interview as part of the special project "Pedagogical Universities of Russia" of the federal portal "Russian Education". 2024. Available at: https://bspu.ru/news/31933. access date: 22.06.2024). (In Russian)
Заявленный вклад авторов статьи:
Елена Викторовна Иванова - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, разработка вопросов для анкетирования, сбор данных опроса, общее оформление статьи.
Екатерина Владимировна Оботнина - анализ полученных данных, разработка программы «День школьника в университете», критический анализ текста.
The stated contribution of the authors of the article:
Elena V. Ivanova - theoretical analysis of the literature on the research problem, questionnaire development, data collection, design of the article.
Ekaterina V. Obotnina - data analysis, the development of the program "Schoolchildren's Day at the University ", critical analysis of the text.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
Authors have read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 23.07.2024; одобрена после рецензирования 10.09.2024; принята к публикации 15.09.2024.
The article was submitted 23.07.2024; approved after reviewing 10.09.2024; accepted for publication 15.09.2024.