Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОРЦОВ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОРЦОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАРТОВОЕ СОСТОЯНИЕ / МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ / ЮНЫЕ БОРЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лапин Виталий Сергеевич, Сидоров Сергей Сергеевич, Захаров Павел Яковлевич, Ермаков Николай Александрович, Ельдепов Владислав Яковлевич

Для повышения спортивной результативности юных спортсменов необходимо выработать навыки самокоррекции негативных проявлений предстартовых состояний. Цель исследования: оценить эффективность применения методов коррекции предстартовых состояний юных борцов. У борцов 10-11 лет оценивали изменения скоординированности и способности оценивать временной отрезок в пре-старте подготовительного и соревновательного периодов; юных борцов экспериментальной группы (ЭГ) обучали методам коррекции эмоционального состояния пре-старта. Установили, что у юных борцов ЭГ результативность проб на координацию и оценку временных отрезков в пре-старте соревновательного периода, а также результативность спортивного состязания выше, чем в контрольной группе. Задача тренеров заключается в обучении юных спортсменов владению навыками самокоррекции негативных проявлений пре-старта с целью повышения спортивного результата и профилактики развития стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лапин Виталий Сергеевич, Сидоров Сергей Сергеевич, Захаров Павел Яковлевич, Ермаков Николай Александрович, Ельдепов Владислав Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHODS CORRECTION OFPRE-START CONDITIONS OF YOUNG WRESTLERS

To improve the athletic performance of young athletes, it is necessary to develop skills of selfcorrection of negative manifestations of pre-start states. The purpose of the study: to evaluate the effectiveness of methods for correcting pre-start states of young wrestlers. Wrestlers aged 10-11 years were assessed for changes in coordination and the ability to assess the time interval in the pre-start state of the preparatory and competitive periods; wrestlers of the experimental group (EG) were trained in methods of correcting the emotional state of the pre-start period. It was found that the effectiveness of tests for coordination and evaluation of time intervals in the pre-start state of the competitive period, as well as the results of the sports competition, is higher in young EG wrestlers than in the control group. The task of the coaches is to train young athletes to master the skills of self-correction of negative manifestations of pre-start in order to increase athletic performance and prevent the development of stress.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОРЦОВ»

разгибание рук в упоре лежа. Здесь, у контрольной группы наблюдается незначительный прирост - с 3,2 до 5 раз, изменения не достоверны. Совсем другая картина в экспериментальной группе. В начале эксперимента девушки показали, в среднем, результат 4 раза, а в конце - 10 раз.

ВЫВОДЫ

1. Аэройога является эффективным способом повышения физических качеств девушек 20-25 лет. Упражнения, выполняемые на полотнах, представляют собой сложные движения, так как тело находится в безопорном положении и включает в работу мышцы рук, спины и брюшного пресса.

2. Упражнения хатха-йоги и аэройоги сходны в своем исполнении, с той лишь разницей, что асаны аэройоги выполняются на весу, либо с частичной опорой на гамак.

3. В ходе исследования были получены достоверные изменения как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Это касается, в основном, тестов на определение гибкости и амплитуды движения, а именно: наклон вперед из положения сидя и продольный шпагат. В тесте наклон вперед из положения сидя КГ повысила результат с 8,4 см до 14,1 см, а ЭГ - с 8,7 до 18,8 см. Во втором тесте, девушки КГ показали результат с 21,2 см до 14,6 см, а девушки экспериментальной группы - с 20,5 см до 10,1 см. В обоих тестах в КГ и ЭГ изменения достоверны.

В тесте подъем туловища за 1 минуту КГ показала результат с 12,5 раз до 17 раз, а ЭГ - с 12,3 до 25.

В тесте сгибание-разгибание рук в упоре лежа снова доминирует ЭГ, ее результат с 4 до 10 раз, тогда как в КГ - с 3, 2 до 5 раз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тумаров К.Б. Характеристика спортивной культуры, личности и общества / К.Б. Тума-ров, А.Н. Кудяшева, Н.Х. Кудяшев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-7. - С. 447-454.

2. Романенко Н.И. Особенности соматометрических характеристик женщин среднего возраста, занимающихся фитнесом / Н.И. Романенко // Вестник Адыгейского государственного университета: серия 3: Педагогика и психология. Майкоп, - 2011. - № 4. - С. 152-155.

3. Сударь В.В. Эффективность влияния оздоровительной тренировки на показатели силовой подготовленности девушек 18-20 лет / В.В. Сударь // Актуальные вопросы современной науки и практики. Материалы международной научно-практической конференции. - Казань, 2020. - С. 288291.

REFERENCES

1. Tumarov, K.B., Kudyasheva, A.N. and Kudyashev, N.Kh. (2016), "Characteristics of sports culture, personality and society", Problems of modern pedagogical education, No. 52-7, pp. 447-454.

2. Romanenko, N.I. (2011), "Features of somatometric characteristics of middle-aged women engaged in fitness", Bulletin of the Adygea State University, Series 3, Pedagogy and Psychology, No. 4, pp. 152-155.

3. Sudar, V.V. (2020), "Effectiveness of health-improving training influence on indicators of strength readiness of girls aged 18-20", Topical issues of modern science and practice. Materials of the international scientific and practical conference, Kazan, pp. 288-291.

Контактная информация: romanenko_ni@mail.ru -

Статья поступила в редакцию 08.06.2022

УДК 796.8

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ КОРРЕКЦИИ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЯ ЮНЫХ БОРЦОВ

Виталий Сергеевич Лапин, доцент, Сергей Сергеевич Сидоров, старший преподаватель, Павел Яковлевич Захаров, доцент, Николай Александрович Ермаков, доцент,

Владислав Яковлевич Ельдепов, доцент, Елена Анатольевна Чанчаева, профессор, Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск

Аннотация

Для повышения спортивной результативности юных спортсменов необходимо выработать навыки самокоррекции негативных проявлений предстартовых состояний. Цель исследования: оценить эффективность применения методов коррекции предстартовых состояний юных борцов. У борцов 10-11 лет оценивали изменения скоординированности и способности оценивать временной отрезок в пре-старте подготовительного и соревновательного периодов; юных борцов экспериментальной группы (ЭГ) обучали методам коррекции эмоционального состояния пре-старта. Установили, что у юных борцов ЭГ результативность проб на координацию и оценку временных отрезков в пре-старте соревновательного периода, а также результативность спортивного состязания выше, чем в контрольной группе. Задача тренеров заключается в обучении юных спортсменов владению навыками самокоррекции негативных проявлений пре-старта с целью повышения спортивного результата и профилактики развития стресса.

Ключевые слова: предстартовое состояние, методы коррекции, юные борцы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p218-221

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHODS FOR CORRECTION OF PRE-START STATES OF YOUNG WRESTLERS

Vitaly Sergeevich Lapin, the docent, Sergei Sergeevich Sidorov, the senior teacher, Pavel Iakovlevich Zakharov, the docent, Nikolay Aleksandrovich Ermakov, the docent, Vladislav Iakovlevich Eldepov, the docent, Elena Anatolievna Chanchaeva, the doctor of biological sciences, professor, Gorno-Altai State University

Abstract

To improve the athletic performance of young athletes, it is necessary to develop skills of self-correction of negative manifestations of pre-start states. The purpose of the study: to evaluate the effectiveness of methods for correcting pre-start states of young wrestlers. Wrestlers aged 10-11 years were assessed for changes in coordination and the ability to assess the time interval in the pre-start state of the preparatory and competitive periods; wrestlers of the experimental group (EG) were trained in methods of correcting the emotional state of the pre-start period. It was found that the effectiveness of tests for coordination and evaluation of time intervals in the pre-start state of the competitive period, as well as the results of the sports competition, is higher in young EG wrestlers than in the control group. The task of the coaches is to train young athletes to master the skills of self-correction of negative manifestations of pre-start in order to increase athletic performance and prevent the development of stress.

Keywords: pre-start condition, correction methods, young wrestlers.

ВВЕДЕНИЕ

В соревновательном периоде одним из самых ответственных моментов является период предстартового состояния. От эмоционального настроя в этот период зависит, на каком уровне спортсмену удастся выступить на соревнованиях [1, 2]. Многие спортсмены нуждаются в коррекции негативных проявлений эмоционального состояния. Для повышения спортивной результативности юных спортсменов необходимо выработать навыки самокоррекции негативных проявлений предстартовых состояний. Цель: оценить эффективность применения методов коррекции предстартовых состояний юных спортсменов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено на базе школы интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им Г.К. Жукова Республики Алтай. В эксперименте участвовало 30 мальчиков 10-11 лет, занимающихся в секции по греко-римской борьбе. Схема исследования: 1) оценка координированности и способности оценивать временной отрезок в пре-старте подготовительного периода; 2) оценка указанных показателей в пре-

старте соревновательного периода-1; 3) разделение спортсменов на 2 группы: в экспериментальной группе (ЭГ) спортсменов обучали методам самокоррекции пре-старта, в контрольной группе (КГ) у спортсменов не отрабатывали навыки коррекции; 4) после выработки указанных навыков в соревновательном периоде-2 повторное проведение проб в пре-старте, оценка результативности состязания. Для оценки координированности применяли пробы Ромберга и тест на моторику кисти, для способности оценивать временной отрезок применяли тест 60 сек. По результатам выполнения всех проб, начисляли баллы по оценочной шкале. Достоверность различий оценивали с помощью критерия хи-квадрат и Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Из таблицы 1 видно, что между КГ и ЭГ достоверных различий по оцениваемым показателям на подготовительном этапе не выявлено. У всех детей координированность и способность оценивать временные отрезки времени в среднем соответствовали уровню хороших показателей.

Таблица 1 - Результаты оценочных тестов спортсменов в подготовительном и соревновательных периодах_

Средние показатели Разность

№ Тесты КГ ЭГ между t Р

М m M m КГ и ЭГ

Подготовительный период

1 Субъективная оценка временного отрезка 43,5* 1,5 42,8+ 2,3 1,7 1,9 0,23

2 Проведение линии без линейки 42,4* 2,7 40,8+ 1,9 1,6 2,3 0,34

3 Проба Ромберга 44,3* 2,1 42,9+ 2,2 1,4 2,2 0,22

Соревновательный период-1

1 Субъективная оценка временного отрезка 39,4* 1,3 40,2+ 1,6 0,8 2,1 0,21

2 Проведение линии без линейки 35,6* 2,1 34,7+ 2,3 1,1 3,1 0,19

3 Проба Ромберга 41,3* 1,5 40,0+ 1,7 1,3 2,5 0,42

Соревновательный период-2

1 Субъективная оценка временного отрезка 40,1 1,7 42,5 1,9 2,4 1,8 0,041

2 Проведение линии без линейки 36,8 1,6 38,4+ 2,1 1,6 2,4 0,33

3 Проба Ромберга 40,8 1,4 42,9 1,5 2,1 1,76 0,048

Примечание: достоверность различий между показателями в подготовительном периоде и соревновательном

периоде-1: * - в контрольной группе; + - в экспериментальной группе (р<0,05).

Далее эти же измерения проводили в соревновательный период (в пре-старте за 2 ч до состязания). У всех детей произошло достоверное ухудшение оцениваемых показателей (таблица 1). По результатам проб и методом наблюдения определяли присутствие у спортсменов признаков апатии и чрезмерной возбудимости. В результате установили, что достоверных различий в распределении детей на виды пре-старта в КГ и ЭГ не проявлялось (таблица 2).

Таблица 2 - Доля спортсменов с различными видами проявлений предстартовых состояний (%)_

Группы сравнения Предстартовые состояния

боевая готовность предстартовая лихорадка предстартовая апатия

Контрольная 66,7 26,7 6,7

Экспериментальная 66,7 20,0 13,3

х2 Х2=3,8^=3;р>0,05

Детей ЭГ обучали навыкам самокоррекции пре-старта. Для этого в зависимости типа пре-старта использовали соответствующий тип разминки (быстрый или замедленный темп), тип дыхательной гимнастики (дыхательные циклы с отсчетом на 4 или 6). В конце каждого занятия спортсменов обучали технике релаксации с использованием метода воображаемых образов (таблица 3).

Таблица 3 - Методы коррекции предстартовых состояний

Метод коррекции Предстартовые состояния

Боевая готовность Предстартовая лихорадка Предстартовая апатия

Разминка (темп) Средний Замедленный Быстрый

Дых. гимнастика (циклы) 5 6 4

Ментальный метод Релаксация с помощью воображаемых образов «гармония природы» (средний ритм музыки) Релаксация с помощью воображаемых образов «гармония природы» (медленный ритм музыки) Повышение эмоционального тонуса с помощью воображаемых образов экстремального спорта «серфинг» (средний ритм музыки)

Мыслительная репетиция Видео просмотр соревнования, коррекция волнения с помощью дыхательной гимнастики

Для оценки эффективности применения полученных навыков у всех спортсменов вновь оценивали выполнение проб в пре-старте в соревновательном периоде-2 (таблица 1). Результаты проб «60 сек» и проб Ромберга экспериментальной группы, использующих методы самокоррекции, достоверно выше, чем у спортсменов контрольной группы. Далее сравнивали результаты спортивного состязания спортсменов КГ и ЭГ. В финальную часть соревнований вошли 3 спортсмена КГ и 5 спортсменов ЭГ. В результате состязания 2 спортсмена ЭГ заняли призовые места (2-ое и 3-е места). Первое место занял спортсмен КГ. Таким образом, в командном зачет спортсмены ЭГ заняли больше призовых мест, чем КГ.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

1. Негативными проявлениями предстартовых состояний являются либо чрезмерная возбудимость и нервозность, либо заторможенность, апатия и неуверенность в своих силах. К физкультурно-педагогическим методам коррекции негативных проявлений пре-старта относятся разминка, ментальные методы, дыхательная гимнастика и др.

2. В данном исследовании эффективность применения методов для нормализации эмоционального настроя перед соревнованием подтверждается выявленными достоверными различиями между экспериментальной и контрольной группами по результатам проб, а также по спортивному результату соревнования.

3. Задача тренеров заключается в обучении юных спортсменов владению навыками самокоррекции негативных проявлений пре-старта с целью повышения спортивного результата и профилактики развития стресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хало П.В. Обоснование методического обеспечения формирования оптимального предстартового состояния спортсмена / П.В. Хало // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2015. - № 2. - С. 206-216.

2. Deklavs R. Shooter's pre-start psychological conditions and methods of their self-regulation / R. Deklavs, A. Abele // LASE Journal of Sport Science. - 2012. - № 3 (1). - P. 118-124.

REFERENCES

1. Khalo, P.V. (2015), "Substantiation of methodological support for the formation of an optimal pre-starting condition of an athlete", Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov, No. 2, pp. 206-2016.

2. Deklavs, R. and Abele, A. (2012), "Shooter's pre-start psychological conditions and methods of their self-regulation", LASE Journal of Sport Science, No. 3 (1), pp. 118-124.

Контактная информация: chan.73@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.