УДК 378.147.88
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ИГРОКА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
STUDY OF THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF A TABLE TENNIS PLAYER
FOR COMPETITIVE ACTIVITIES
Васюта Ольга Александровна
студент
строительный факультет институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет
г. Волгоград, Россия Vasyuta Olga Aleksandrovna
student
faculty of civil engineering institute of architecture and construction Volgograd State Technical University Volgograd, Russia
Хосилов Исломбек Дадабек угли
студент
факультет архитектуры и градостроительного развития институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет
г. Волгоград, Россия Hosilov Islombek Dadabek ugli
student
faculty of architecture and urban development institute of architecture and construction Volgograd State Technical University Volgograd, Russia
Карагодина Анна Михайловна
старший преподаватель кафедра физического воспитания институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет
г.Волгоград, Россия Karagodina Anna Mikhailovna senior lecturer department of physical education institute of architecture and construction Volgograd State Technical University Volgograd, Russia
Аннотация. Рассматривается вопрос оптимизации учебно-тренировочного процесса студентов, входящих в состав сборной команды университета по настольному теннису. Особое внимание уделяется психологической подготовке спортсменов. Поднимается вопрос психофизиологической готовности игрока к соревновательной деятельности. Выявлена степень влияния предстартовых состояний на результативность игры в соревновательном периоде подготовки. Авторы исходят из того, что применение средств и методов коррекции отрицательных психических состояний перед турниром приведут к стабильности выполнения технических приемов и повышению эффек-тивности нападающих и защитных действий игрока по настольному теннису. В итоге спортсмены овладеют навыками самооценки своего эмоционального состояния перед стартом и методами саморегуляции отрицательных предстартовых состояний. Полученные результаты могут быть полезны как студентам, так и тре-нерам-преподавателям спортивных команд.
Abstract. The issue of optimizing the educational and training process of students who are part of the university's national team in table tennis is considered. Special attention is paid to the psychological training of athletes. The question of the psychophysiological readiness of the player for competitive activity is raised. The degree of influence of pre-start conditions on the performance of the game in the competitive preparation period is revealed. The authors assume that the use of means and methods of correction of negative mental states before the tournament will lead to the stability of the execution of technical techniques and increase the effectiveness of attacking and defensive actions of a table tennis player. As a result, athletes will master the skills of self-assessment of their emotional state before the start and methods of self-regulation of negative pre-start states. The results obtained can be useful for both students and coaches-teachers of sports teams.
Ключевые слова: психологическая готовность, предстартовые состояния, результативность игровых действий.
Keywords: psychological readiness, pre-start states, effectiveness of game actions.
Настольный теннис относится к числу наиболее популярных видов спорта студенческой молодежи.
На победу в матче влияют многие факторы: технико-тактическое мастерство спортсмена, его физическое состояние, умение следить за соперником и нахождение его слабых сторон, но в нашей статье мы рассмотрим один из главных факторов, который многие недооценивают - это психологическая готовность к игре, умение сохранять хладнокровие и не поддаваться отрицательным эмоциям.
Эффективность соревновательной деятельности в настольном теннисе можно оценивать по данным атакующих и защитных действий. Атакующие действия можно оценивать по данным собственных атак и по данным о контратаках. Точно так же можно оценивать эффективность ударов слева, справа, над головой, с отскока и с лета. В этих случаях необходимо для каждого матча (гейма, сета, турнира) подсчитать количество событий, предусмотренных моделью, для каждой разновидности оцениваемых действий [2].
Психологическая готовность - это психофизиологическое состояние, которое позволяет показать оптимальный результат, нацелить спортсмена на выполнение с максимальной концентрацией конкретного приема в данный момент. В психологии спорта выделяют 3 предстартовых состояния: «боевая готовность», «предстар-
товая лихорадка» и «апатия». Важной особенностью этих состояний является уровень эмоционального возбуждения, который может способствовать повышению или же снижению игровой результативности [4].
Предстартовую «лихорадку» можно определить по следующим признакам: чрезмерное волнение, возбуждение, паника, которые в значительной степени дезорганизуют спортсмена; неустойчивость эмоций; расстройства внимания; невозможность сосредоточиться. У спортсмена появляется чувство страха, он сам начинает прогнозировать себе плохой итог соревнований. Степень предстартовой «лихорадки» может зависеть от важности выступления. В совокупности признаков у спортсмена может начаться бессонница, отсутствовать аппетит. Состояние предстартовой «лихорадки» ведет к интенсивному преждевременному расходу энергетических возможностей спортсмена и, в случае, если оно затягивается, переходит в свою противоположность - стартовую «апатию».
«Апатия» - негативное состояние, приводящее к снижению двигательной активности. При этом наблюдается снижение эмоционального возбуждения, вплоть до излишнего торможения центральной нервной системы. У спортсмена возникает желание не участвовать в соревнованиях. Предстартовая «апатия» может возникнуть в случае ожидания встречи с более сильным соперником. Мысли спортсмена уже не сосредоточены на одних соревнованиях, наоборот он начинает прогнозировать себе поражение. Для себя он уже проиграл. Можно сказать, что «апатия» -это поражение с самого начала. Если спортсмен, находясь в состоянии «лихорадки» еще способен одержать победу, то при «апатии» такого точно не произойдет [5].
Предпосылками «боевой готовности» спортсмена к соревнованиям является пик спортивной формы.
К моменту соревнований игрок должен находиться в состоянии наилучшей готовности, которая выражается в гармоничном единстве физической, технико-тактической и психологической подготовленности спортсмена [3].
Поэтому, если спортсмен недостаточно подготовлен, то «боевая готовность» вряд ли наступит. Помимо этого, такое состояние возникает при полном осознании важности предстоящей задачи, в понимании ответственности и стремлении одержать победу. Спортсмен с нетерпением ждет начала состязания, которое дает ему только положительные эмоции. Он полностью собран, внимание сконцентрировано только на одной задаче, способен быстро анализировать, оценивать, делать выводы и принимать решения. Такое предстартовое состояние помогает участнику соревнований одержать победу [1].
В регуляции данных состояний большое значение имеют наставления тренера, его компетентное мнение и поддержка. Отношения тренера и спортсмена начинаются задолго до соревнований, уже на этапе тренировочного процесса. Поэтому, знать особенности проявления психических состояний и умение их контролировать является актуальной проблемой психологической подготовки спортсменов.
Цель исследования - выявить влияние предстартовых состояний игрока на результат соревновательной деятельности в настольном теннисе.
Задачи:
1) Определить предстартовое состояние каждого игрока студенческой команды по настольному теннису.
2) Выявить уровень влияния разных видов предстартовых состояний на результативность соревновательной деятельности в настольном теннисе.
3) Подобрать средства коррекции психической подготовленности.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе
института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета. В педагогическом эксперименте приняли участие спортсмены, входящие в состав сборной команды по настольному теннису в количестве 14 человек.
Психофизиологическое состояние определялось за 30 минут до начала турнира по настольному теннису при помощи пальпаторного метода измерения частоты пульса (ЧП), а также была использована методика диагностической тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина (1977), которая включала в себя диагностику ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) в экстремальных условиях соревновательной деятельности.
Ситуативная тревожность возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени. Спортивные соревнования всегда являются стрессовыми.
Личная тревожность отражает предрасположенность субъекта к тревоге и воспринимает ситуации как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
В дальнейшем производился анализ эффективности соревновательной деятельности по показателям забитых и пропущенных мячей, потери при подаче, смэш в сетку или за стол и итоговый счет партии.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анкетирования выявлено, что у 36 % студентов отмечается предстартовая лихорадка. Частота пульса увеличивается до 110 уд/мин. Спортсмен эмоционально перевозбужден, проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.
У 21 % теннисистов наблюдается состояние «апатии», которое проявляется в общей вялости, сонливости, снижается скорость движений и ухудшается координация, наблюдается невнимательность. Показатели ЧП неравномерны - в пределах от 90 до 120 ударов в мин.
43 % студентов-теннисистов чувствуют увеличения сил, энергии и активности, у них появляется мотивация. Спортсмен в состоянии «боевой готовности» обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным сбивающим факторам и нацелен на победу. Частота пульса соответствует норме или слегка повышена - 72-92 ударов в мин. (рис.1).
"Боевая "Лихорадка"
36%
готовность"
43%
"Апатия"
21%
Рис.1. Диаграмма распределения предстартовых состояний испытуемых
Изучение результативности соревновательной деятельности теннисистов при разных предстартовых состояниях позволило выявить следующее.
Так спортсмены, выходящие на игру в состоянии «боевой готовности», показывают высокую результативность игровых действий: меньше пропускают мячей, а следовательно на 43 % имеют более высокую реализацию забитых мячей, при этом потери подач минимальны и следовательно больше побед, а при поражениях происходит активное сопротивление и меньшее количество проигранных партий.
Спортсмены, выходящие на игру в состоянии предстартовой лихорадки менее результативны и имеют более низкий процент забитых мячей, наблюдается более высокий процент потерь при подачах, увеличиваются количество не точных ударов -смэш в сетку или за стол.
Спортсмены в состоянии предстартовой апатии показывают низкую результативность по всем рассматриваемым параметрам и, как следствие, самое низкое количество побед (табл. 1).
Таблица 1
Показатели эффективности соревновательной деятельности теннисистов при разных предстартовых состояниях в соревновательном периоде
Предстартовые психические состояния Реализация, (%) Потери подач, (%) Смэш в сетку или за стол, (%) Победы/ Поражения (количество)
«Боевая готовность» (П=6) 79,8 ±1,9 5,2 ±1,1 2,2 ±0,8 42/6
«Предстартовая лихорадка» (П=5) 42,2 ±2,3 26,8 ±2,2 16,3±1,2 35/16
«Апатия» (п=3) 36,6 ±2,6 39,7 ±2,8 18,2±1,6 21/15
Выводы: для регуляции неблагоприятных предстартовых состояний спортсмена необходимо использовать ряд средств и методов психофизиологии и педагогики.
Спортсменов с высоким уровнем эмоционального возбуждения нужно обучать методам саморегуляции, самовнушения, контролю собственных эмоций и элементам аутогенной тренировки.
В конце каждого тренировочного занятия необходимо использовать упражнения на растягивание и расслабление мышц, которые приводят к снижению мышечного тонуса и психоэмоциональной перевозбужденности.
Перед соревнованиями обязательное проведение разминки. Характер упражнений и темп должен подбираться в зависимости от того, в каком психическом состоянии находится спортсмен. Если в состоянии «апатии», то используются упражнения резкого темпового характера, в состоянии «лихорадки», наоборот, - замедленного.
Массаж (успокаивающий или возбуждающий) применяется в зависимости от характера психического состояния спортсмена.
Причиной излишней напряженности спортсмена перед стартом может быть завышенная цель (уровень притязаний), которая реально не достижима на данном уровне его подготовленности. В этой связи достижение цели осложняется, появляется неуверенность, что сказывается отрицательно на деятельности спортсмена. Необходимо убедить спортсмена, что цель завышена и нужно привести ее в соответствии с возможностями, сбалансировать цель и возможности.
Литература
1. Бабушкин Г. Д., Бабушкин Е. Г. Коррекция предстартовой психологической подготовленности юных спортсменов // Здоровье человека, теория физической культуры и спорта. 2018. № 3 (10). С. 153-169.
2. Бунин В. Я. Методика системной оценки эффективности соревновательной деятельности в теннисе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016. № 8 (138). С. 34-40.
3. Буянов В. Н. Влияние предстартовых условий на результативность игры в настольный теннис // Вестник Ульяновского государственного технического универси-тета. 2011. № 1 (93). С. 22-24.
4. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб. : Питер, 2011. 352 с.
5. Калинкина Е. В., Синкина О. А. Предстартовое состояние спортсмена // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 1206-1208.
References
1. Babushkin G. D., Babushkin E. G. Korrektsiya predstartovoy psikhologicheskoy pod-gotovlennosti yunykh sportsmenov [Correction of pre-start psychological readiness of young athletes]. Zdorov'e cheloveka, teorija fizicheskoj kul'tury i sporta - Human health, theory of physical culture and sports, 2018, no.3 (10), pp. 153-169.
2. Bunin V. Ya. Metodika sistemnoy otsenki effektivnosti sorevnovatel'noy deyatel'nosti v tennise [Method of systematic evaluation of the effectiveness of competitive activity in tennis]. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta - Scientific notes of the University named after P. F. Lesgaft, 2016, no.8 (138), pp. 34-40.
3. Buyanov V. N. Vliyanie predstartovykh usloviy na rezul'tativnost' igry v nastol'nyy tennis
[Influence of pre-start conditions on the performance of table tennis ]. Vestnik Uljanovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta - Bulletin of the Ulyanovsk State Technical University, 2011, no. 1(93), pp. 22-24.
4. Illn E. P. Psixologiya sporta [Psychology of sport], St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 352 p.
5. Kalinkina E. V., Sinkina O. A. Predstartovoe sostojanie sportsmena [Prestart condition of the athlete]. Molodoj uchenyj - Young scientist, 2016, no. 8 (112), pp. 1206-1208.