4. Vishnyakova, E.G. Mezhdisciplinarnihyj setevoyj uchebno-metodicheskiyj kompleks kak sredstvo povihsheniya ehffektivnosti obucheniya v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2007.
Статья поступила в редакцию 18.05.13
УДК 796.346.4
Polyakova T.A. PSYCHO-PHYSICALRELIABILITYOF GAMEACTION OF STUDENTS ENGAGED IN TABLE TENNIS. This paperdescribes someaspects ofthe impactof competitiveactivitiesin the fieldof massuniversity sports. Significantfactorsof sports trainingandperformanceof psychophysical statestudents who are engagedin groupsports perfection«Table Tennis», suggests approachesto the organizationofsports trainingin order to createhealth-promotingenvironmentsemployment andreliabilityof psycho-physicalaction game.
Key words: table tennis, psychological and physical conditionof students, psihodi-agnostic techniques, the effectiveness of competitive activity, psycho-physical reliability.
Т.А. Полякова, канд. пед. наук доц. каф.физической культуры Арзамасского филиала ННГУ,
г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ НАДЁЖНОСТЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ
В работе описаны некоторые аспекты результативности соревновательной деятельности в сфере массового студенческого спорта. Обозначены значимые факторы спортивной подготовки и показателей психофизического состояния студенток, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Настольный теннис», предложены подходы к организации системы спортивной подготовки с целью создания здоровьесберегающей среды занятий и повышения психофизической надёжности игровых действий.
Ключевые слова: настольный теннис, психофизическое состояние студенток, психодиагностические методики, результативность соревновательной деятельности, психофизическая надёжность.
Совершенствование всех сторон подготовки спортсменов -это важнейшее условие эффективности его соревновательной деятельности, которая определяется значительным числом факторов [1, с. 28].
Настольный теннис - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, требующий от спортсмена переживания различных эмоциональных состояний. Игра в настольный теннис развивает мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, а также способность сосредоточить его на наиболее важном моменте в различных игровых ситуациях [2, с. 18].
К числу наиболее значимых факторов в настольном теннисе относятся эмоциональная устойчивость, самоконтроль, распределение внимания, оптимальная работа сердечно-сосудистой системы, позволяющие спортсмену выполнять целевые задачи спортивной деятельности благодаря использованию нервно-психических резервов. Значимость названных выше факторов тем сильнее, чем ниже спортивная квалификация занимающихся [3, с. 8].
Анализ литературы показал, что в спортивной психологии вопросы эмоциональной устойчивости, уровня внимания и т.п. в основном изучаются применительно к высококвалифицированным спортсменам. Между тем, соревнования даже в массовом студенческом спорте являются источником серьёзного стресса, а изменения в психо-функциональном состоянии не всегда проходят бесследно для участвующих. Этим обусловлен интерес автора к данному вопросу.
Опыт работы (10 лет) тренером-преподавателем по настольному теннису с группами спортсовершенствования студентов в Арзамасском филиале ННГУ (ранее Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара) и визуальные наблюдения за участниками (девушками и юношами) на соревнованиях различного уровня (личных и командных, внутри секционных, межфакультетских, спартакиаде города среди учебных заведений) позволяет говорить о том, что при условно равной физической, технической, тактической подготовленности студентов, не имеющих спортивных разрядов, а, часто начавших регулярно заниматься настольным теннисом только в вузе, победу одержит тот спортсмен, который будет готов к соревнованиям психологически.
В условиях даже не имеющих высокого спортивного статуса соревновательных игр многие студентки не выдерживают психологической нагрузки - совершая ошибки, теряются, промахиваются из самых простых положений, неправильно выпол-
няют технические приёмы. Это говорит о недостаточной психофизической надёжности игрока, приводит к проигрышу и последующим стрессовым состояниям.
На наш взгляд, основополагающее значение психологической подготовки студентов вуза к игре в настольный теннис отражает содержание гуманистического принципа массового спорта, его оздоровительную роль, направленность на создание здоровьесберегающей среды для занятий.
В ходе исследования проводились обобщение, анализ научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу, изучение результативности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студенток-теннисисток.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы; педагогические наблюдения; социологические методы; психологическое обследование; математико-статистическая обработка результатов.
Было проведено тестирование ряда психо-физических показателей у студенток Арзамасского филиала ННГУ 1-4 курсов обучения, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Настольный теннис», в исследовании приняли участие 16 человек, средний возраст девушек 18,4 лет ±4 месяца.
Анкетирование студенток проводилось дважды непосредственно в дни соревнований: личное первенство секции и спартакиада факультетов Арзамасского филиала ННГУ. Приблизительно за час до начала игр выясняли характер предсоревнова-тельного состояния девушек с помощью пятифакторного личностного опросника в интерпретации А.Б. Хромова (1999) и корректурной пробы. Вместе с тем у студенток измерялся пульс, артериальное давление, эти данные анализировались самостоятельно, кроме того на их основе вычислялись пульсовое, среднединамическое давление.
В ходе соревнований для каждой участницы фиксировались результаты количества сыгранных игр, партий в играх, количество выигранных и проигранных партий, количество набранных очков в проигранных партиях (минимальное количество сыгранных каждой участницей партий - 72).
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимуль-ных высказываний, характеризующих поведение человека. Сти-мульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия - интроверсия; привязанность - обособленность; самоконт-
роль - импульсивность; эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость; экспрессивность - практичность) [4, с. 89].
Результаты тест-опроса студенток показали, что разброс значений фактора «экстраверсия - интроверсия» не значительный (медиана 56,5 балл). Отмеченное количество набранных студентками баллов, можно интерпретировать как среднюю выраженность экстраверсии. Характеристики определяют направленность психики на общительность, оптимистичность, стремление к переменам, ослабление контроля над чувствами и поступками, в работе ориентированность на скорость выполнения задания, чувствительность к поощрениям.
Второй, изучаемый фактор «привязанность - обособленность». Полученные данные (медиана 61 балл), говорят о том, что студентки имеют позитивное отношение к миру, умеют сопереживать, предпочитают коллективные мероприятия, добросовестно и ответственно стремятся выполнять взятые на себя поручения.
Самоконтроль поведения, его низкий вариант импульсивность - третий из рассмотренных факторов. Медиана 56 баллов, что означает среднее проявление фактора - самоконтроля поведения, главным содержанием которого является волевая регуляция поведения. Особенности характеристики по набранным значениям фактора: отсутствие настойчивости в достижении целей, при этом добросовестность, сознательность.
Четвёртый фактор «эмоциональная устойчивость - неустойчивость» можно назвать одним из определяющих соревновательной успешности в настольном теннисе. Количественная выраженность набранных баллов студенток (медиана 53 балла), говорит об эмоциональной неустойчивости большинства опрошенных (лишь у двоих результаты в среднем диапазоне выраженности фактора, высокой устойчивости не выявлено). Из характеристик личности в предсоревновательном состоянии по фактору можно отметить - сниженную способность контролировать свои эмоции и импульсивные влечения; чувство беспомощности, нежелание противостоять трудностям, снижение работоспособности в стрессовых ситуациях из-за возникающего психологического напряжения, сниженную самооценку.
Фактор «экспрессивность - практичность» говорит об общем отношении к жизни. Результаты набранных девушками баллов, отражают, в том числе свойственную их возрасту, экспрессивность (медиана 61 балл). Для людей с такими чертами характерны лёгкое отношение к жизни, проявление интереса к различным её сторонам, легкая обучаемость, но не достаточная серьёзность отношения к обучению.
Предлагаемый студенткам вариант «корректуры» являлся модификацией известной корректурной пробы В.Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии института им. В.М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом, в ней сокращено количество цифр: всего 800 цифр - по 400 в верхней и нижней, правой и левой половинах таблицы, разделенной линиями на 4 равных квадрата. Сами цифры для удобства испытуемого увеличены в размерах (порядок их следования по сравнению с оригиналом не изменен). Фиксируется время выполнения первой, второй частей горизонтальных частей таблицы, максимальное время выполнения задания 10 минут. По результатам вычисляется индекс утомляемости. Чем индекс утомляемости меньше единицы, тем больше вероятность повышенной утомляемости испытуемого, снижение уровня активного внимания и умственной работоспособности.
Получены следующие данные: среднее время выполнения пробы 3 минуты 14 секунд, количество ошибок 4±1 (минимально 0 ошибок - 1 результат, максимально - 13 ошибок, также 1 результат). Средний индекс утомляемости студенток составил 0,75±0,05, что возможно интерпретировать как «утомляемость выше среднего», её влияние проявляется в спонтанности действий, необходимости побуждения к действию. Кроме того, на наш взгляд, можно отметить излишнюю поспешность действий, даже торопливость (выполняли задание почти в три раза быстрее максимально возможного времени), говорящую и о повышенной тревожности, и об отсутствии сосредоточенности.
РМ. Баевский (1979) отмечал, что сердечно-сосудистая система с ее многоуровневой регуляцией представляет собой функциональную систему, конечным результатом деятельности которой является обеспечение заданного уровня функционирования целостного организма. Обладая сложным нервно-рефлекторным и нейрогуморальными механизмами, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения.
В представлениях людей различных национальностей, сердце всегда связывается с эмоциями. Все тревоги и переживания принято описывать с помощью различных ощущений в изменении функционирования сердца: «сердце сжимается от страха», «на сердце тяжело или легко». Про эмоционального, отзывчивого человека говорят, что он «все близко принимает к сердцу».
Различные научные исследования подтвердили тот факт, что чрезмерное психоэмоциональное напряжение приводит к возбуждению симпатического отдела вегетативной нервной системы, следствием чего является усиленное выделение надпочечниками гормона стресса - адреналина, который также оказывает симпатико-тоническое действие. В результате данных изменений происходит перераспределение крови (централизация кровообращения, которая имеет адаптивный характер): усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной нервной системе. Происходящие изменения служат основой для появления различных ощущений, таких, как ощущение сердцебиения и перебоев в работе сердца, шум в ушах, дискомфорт в области грудной клетки, предобморочное ощущение пустоты в голове и др.
Частота сердечных сокращений и артериальное давление
- простые и информативные параметры работы сердечно-сосудистой системы. Средние значения нормы в покое ЧСС - 65-75 уд.мин., артериального давления 110-120/70-80 ммрт.ст. [5, с. 22]. На основе выше обозначенных значений, возможно рассчитать такие показатели как пульсовое давление, среднединамическое давление, индекс Робинсона.
Пульсовое давление - разница между показателями систолического и диастолического давления. В норме у здорового человека составляет около 25-30% величины систолического давления.
Среднединамическое давление. Является показателем согласованности регуляции сердечного выброса и периферического сопротивления. В комплексе с другими параметрами дает возможность определять состояние прекапиллярного русла.
Индекс Робинсона. Используется для оценки уровня обменно-энергетических процессов в миокарде. По этому показателю
Таблица 1
Показатели деятельности сердечно-сосудистой системы студенток-теннисисток
Показатель ЧСС ДС ДД ПД СДД Индекс Робинсона
перед тренировкой Х ср. 77,3 118,3 77,1 41,2 94 48,4
ст 11,2 12,4 8,7 8,8 6,9 5,2
перед соревнованиями Х ср. 92,2 122,6 78,2 44,4 97 58,7
ст 12,5 12,1 9,1 8,2 8,9 5,5
где, ЧСС - частота сердечных-сокращений; ДС - давление систолическое; ДД - давление диастолическое; СДД -среднединамическое давление; ПД - пульсовое давление.
Таблица 2
Определение связей успешности соревновательной деятельности и характеристик психофизического состояния (по коэффициенту Спирмена)
Признаки Коэффициент Спирмена Уровень значимости
Количество проигранных встреч - самоконтроль - импульсивность 0,51 0,02
Количество проигранных встреч - активность -пассивность 0,47 0,03
Количество сыгранных партий - привязанность -обособленность 0,45 0,04
Количество сыгранных партий - активность -пассивность 0,59 0,01
Количество сыгранных партий - количество ошибок на внимание 0,54 0,01
Количество проигранных партий - самоконтроль - импульсивность 0,55 0,01
Количество проигранных партий - активность -пассивность 0,52 0,02
Количество выигранных очков в выигранных партиях - эмоциональная устойчивость -неустойчивость 0,61 0,01
Количество выигранных очков в проигранных партиях - активность - пассивность 0,58 0,01
В среднем за проигранную игру очков набрано -эмоциональная устойчивость - неустойчивость 0,51 0,02
Количество проигранных партий - частота сердечных сокращений 0,54 0,02
Количество выигранных очков в проигранных партиях - пульсовое давление 0,57 0,01
Количество ошибок на внимание - индекс Робинсона 0,56 0,01
ный теннис» не имеющих спортивной квалификации в соревновательный период характеризуется возрастанием психофизических и нервно-эмоциональных нагрузок в соревновательный период, что предполагает необходимость разработки тренером пси-холого-педагогического обеспечения спортивной подготовки.
На наш взгляд, Программа повышения уровня психофизической готовности к действиям в стрессовых условиях спортивной деятельности, должна предполагать специальные физические упражнения (посредством подбора эффективных упражнений повышающих работоспособность и надёжность игровых действий) и должна включать в себя:
- теоретическую подготовку, направленную на формирование информационнопознавательного, потенциально-деятельностного компонентов ценностных ориентаций личности, а также мотивационных установок к устойчивой безошибочной игре в стрессовых условиях соревнований;
- практическую подготовку, повышающую уровень развития психофизиологической готовности использованием специально подобранных физических упражнений;
- коррекцию недостаточно развитых физических качеств посредством специального комплекса физических упражнений, метода направленных на развитие основных физических качеств и функций, формирующих психофизиологическую устойчивость;
- непрерывность процесса физической подготовки с использованием учебных, самостоятельных и дополнительных форм занятий.
косвенно можно судить о потреблении кислорода миокардом. Крайние значения индекса свидетельствуют о преобладающем влиянии симпатической или парасимпатической вегетативной нервной системы. Низкий - более 111, ниже среднего - 110-95, средний - 94-85, выше среднего - 84-70, высокий - менее 70.
Данные о показателях деятельности сердечно-сосудистой системы студенток перед обычным тренировочным занятием и в день соревнований за час до их начала представлены в таблице 1.
Значения показателей работы сердечно-сосудистой системы в тренировочный день находились в пределах средних значений нормы. В день соревнований за час до начала игр среднее значение ЧСС выше значений нормы, что является показателем развивающегося предстартового состояния, выражающегося в умеренной тахикардии, преобладании роли симпатической нервной системы в регуляции деятельности организма.
Для выявления меры зависимости (существовании связи) нескольких случайных признаков, основанной на ранжировании независимых результатов наблюдений, было применёно вычисление коэффициента ранговой корреляции Спирмена, с использованием пакета статистических программ ЗДа^йка 6.0 (таблица 2).
Выявлена корреляция между показателями внимания (время выполнения задания), количественным (баллы) проявлением факторов по тест-опроснику, показателями деятельности сердечно-сосудистой системы и успешностью непосредственной соревновательной деятельности, причем учитывалось не место, занятое в итоге в нескольких соревнованиях, а, для более полной картины, целый ряд текущих показателей: количество выигранных и проигранных встреч, партий, количество набираемых очков.
Вычисленные значения ранговой корреляции свидетельствуют о наличии достаточно сильной положительной (достоверной р<0,05) связи между следующими признаками, обозначенными в таблице.
Таким образом, психофизическое состояние студенток, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Настоль-
Известно, что основой для роста спортивного мастерства и специальной работоспособности, потенциальной способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам является высокий уровень развития функциональной подготовленности спортсмена.
Надёжность действий на протяжении игры обусловлена не только длительностью игры, но и физической выносливостью спортсменки, экономичностью действий, активностью, а также темпом игры.
Предварительное изучение особенностей психофизического состояния и результативности соревновательной деятельности студенток, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Настольный теннис» позволяет предположить направления повышения психофизической готовности к стрессовым действиям в условиях спортивной деятельности, на наш взгляд, таковыми направлениями должны быть:
- формирование базовых функциональных резервов организма студенток для развития необходимых качеств в спортивной деятельности;
- формирование эмоциональной устойчивости студенток-теннисисток к стрессовым ситуациям спортивной деятельности;
- совершенствование адаптационной надежности.
В целях формирования адаптационной надежности соревновательной деятельности, на наш взгляд, совместное внимание тренера-преподавателя и студенток должно быть направлено на решение следующих задач: 1) изучение психологической структуры соревновательной деятельности; 2) анализ результативности соревновательной деятельности с поиском причин успехов и неудач; 3) выявление и удовлетворение актуального уровня потребностей; 4) выявление доминирующих предстартовых состояний; 5) планирование соотношения видов подготовки на предсоревновательном этапе; 6) обучение умению применять методы саморегуляции; 7) создания когнитивного ресурса для успешного выступления на соревнованиях.
Для совершенствования надёжности игровых действий в программу занятий по настольному теннису нужно включать
специальные упражнения, направленные на улучшение состояния психофизических функций, лежащих в основе обеспечения психологического аспекта надёжности игрока; на снижение и повышение эмоциональной игровой напряжённости; необходимо направленное совершенствование таких психофизиологических качеств, как быстрота переработки информации, быстрота зрительного различения, точность и скорость реакций выбора, использование методов и приёмов регуляции психического состояния - это игровые формы тренировки с ограничением времени на выполнение технико-тактических действий; игровые моменты, приближённые к соревновательным ситуациям и упрощённые модели стандартных игровых ситуаций; дополнительные задания с лимитом времени и с проявлением внешних помех; акцент на выполнение сложных технико-тактических приёмов, качество исполнения которых определяет преимущественно игровую надёжность игрока.
В содержание тренировок помимо общей физической, технической, тактической, подготовок важно включить упражнения специальной физической подготовки. Например, выполнение имитационных упражнений в усложнённых условиях: ограничение пространства игровой поверхности стола для попадания мяча, исходное положение спиной к столу, игра с меняющимися соперниками и т.п. Игра в оговариваемых часто меняющихся, условиях (использование движений с имитацией технических действий ускорений, обманных движений и т.д.) может быть применена для тренировки отдельных технических элементов.
Значительную часть занятия должны составлять задания по выполнению специально-подготовительных упражнений (имитационных) в нанесении ударов и защит, перед зеркалом, упражнения «подводящие» к выполнению ударных и защитных действий, упражнения с мячами. Это позволит разнообразить тренировки, сделать их эмоционально привлекательнее, кроме того, конкретные упражнения дадут конкретные результаты в приросте спортив-
Библиографический список
ного совершенства. Целенаправленная работа по совершенствованию эффективности индивидуальных игровых действий должна осуществляться на протяжении всего учебно-тренировочного и соревновательного этапов подготовки.
Психофизическая подготовка должна включать элементы психофизических упражнений, направленных на уменьшение и снятие психической напряженности, и оптимизацию эмоционального состояния с помощью простейших методов психической саморегуляции; упражнения на расслабление при передвижении, создании успокаивающих образов, расслабления мышц тела, концентрации внимания на положительных мыслях, специальные дыхательные упражнения и др. Для формирования эмоциональной устойчивости тренеру важно использовать словесные методы, повышающие уровень возбуждения, настраивающие на максимальную отдачу в игре в формах, сопутствующего игре на счёт ободрения, комментирования, инструктирования.
На наш взгляд, выбор эффективных средств формирования психофизической устойчивости, подбор методов и приемов их использования, а также разработка системы контроля и оценки будут способствовать:
- повышению психофизиологической устойчивости студенток к игровым соревновательным условиям, в частности, и, в общем, повышению устойчивости к возможным близким по содержанию стрессовым ситуациям учебной деятельности (аттестационный период, зачетная сессия, экзаменационная сессия).
- сознательному контролю и повышению качества двигательных действий, что приведет к уменьшению ошибок в технических действиях спортсмена, повышению помехоустойчивости к сбивающим факторам, формированию оптимального предстартового состояния, адекватному поведению и реагированию в различных игровых ситуациях и в целом повышению успешности в соревновательной деятельности.
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань, 1987.
2. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин; под
ред. Г.В. Барчуковой. — М., 2006.
3. Худец, Р Настольный теннис техника с Владимиром Самсоновым / пер. с англ. О. Белозёров. - М., 2005.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб., 2002.
5. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. - Ростов-на-Дону, 2000. - Сер. Гиппократ.
Bibliography
1. Abolin, L.M. Psikhologicheskie mekhanizmih ehmocionaljnoyj ustoyjchivosti cheloveka. - Kazanj, 1987.
2. Teoriya i metodika nastoljnogo tennisa: uchebnik dlya stud. vihssh. ucheb.zavedeniyj / G.V. Barchukova, V.M. Bogushas, O.V. Matihcin; pod
red. G.V. Barchukovoyj. — M., 2006.
3. Khudec, R. Nastoljnihyj tennis tekhnika s Vladimirom Samsonovihm / per. s angl. O. Belozyorov. - M., 2005.
4. Praktikum po obtheyj, ehksperimentaljnoyj i prikladnoyj psikhologii / pod red. A.A. Krihlova, S.A. Manicheva. - SPb., 2002.
5. Apanasenko, G.L. Medicinskaya valeologiya / G.L. Apanasenko, L.A. Popova. - Rostov-na-Donu, 2000. - Ser. Gippokrat.
Статья поступила в редакцию 24.04.13
УДК 371.4(075.8)
Romanov Ye.V. RETROSPECTIVE ANALYSIS OF APPROACHES TO RADIATION SAFETY ISSUES STUDY IN SECONDARY SCHOOLS. The article considers the approaches to radiation safety issues study in secondary schools and gives the brief analysis of teaching experience in radiation ecology and safety educational courses in secondary school.
Key words: radiation ecology, radiation safety, integrative interdisciplinary approach.
Е.В. Романов, канд. пед. наук, доц. каф. гуманитарных и естественных наук филиала ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский гос. университет» (национальный исследовательский университет),
г. Озерск, E-mail: [email protected]
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматриваются подходы к изучению вопросов радиационной безопасности в общеобразовательной школе. Представлен краткий анализ опыта преподавания радиационной экологии и безопасности в учебных курсах средней школы.
Ключевые слова: радиационная экология, радиационная безопасность,интегративный межпредметный подход.