УДК 796.32
В. Н. БУЯНОВ
ВЛИЯНИЕ ПРЕДСТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИГРЫ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Стремление к высшим спортивным результатам в спорте вообще и в настольном теннисе, в частности, приводит к поиску новых форм, средств, технологий и методик.
Рассматривается авторская методика предстартовых условий в соревновательном цикле, влияющем на успешность в индивидуальной игре.
Ключевые слова: спортивная деятельность, тренировочная деятельность, тренировочная нагрузка, спортивная форма, спортивный результат.
Вопросы планирования тренировочного процесса в настольном теннисе на разных этапах подготовки широко освещены в публикациях советских, российских и зарубежных авторов (Байгулов Ю. П., Барчукова Г. В., Богушас В., Воробьёв В. А., Гужаловский А. А., Иванов В. С., Портных Ю. И., Фомичёв А. С. и др.).
Вместе с тем вопросы планирования действий игрока в рамках соревновательного цикла, а именно в ситуации перед предстоящей индивидуальной встречей, не исследованы и не представлены в каких-либо публикациях.
Актуальность данной работы обусловлена в стремлением к достижению положительного результата и созданию более комфортных условий в ходе проведения конкретной индивидуальной встречи.
В работе использован следующий понятийный аппарат:
«Спортивная деятельность» - игровая деятельность в условиях соревнований, нацеленная на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил игры;
«Тренировочная деятельность» - совместная деятельность тренера и спортсмена по успешному достижению целей тренировки;
«Тренировочная нагрузка» - составная часть тренировки отражает количественную меру воздействий на организм теннисистов в процессе тренировочных занятий. Величина нагрузки определяется её интенсивностью и объёмом;
«Спортивная форма» - состояние оптимальной наилучшей готовности игрока к достижениям, которое приобретается при определённых условиях тренировки и выражает гармоничное единство физической, психической, спортивно-
© Буянов В. Н., 2011
технической и тактической подготовленности спортсмена.
Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер и протекает в порядке последовательной смены трёх фаз: приобретение, сохранение (относительная стабилизация) и временная утрата.
При правильном планировании вторая фаза характеризуется как целостная система компонентов, обеспечивающих оптимальную готовность спортсмена к демонстрации достижений лучших результатов.
Существуют следующие принципы и закономерности управления спортивной формой: динамичность и цикличность; гибкая адаптация к экстремальным условиям состязания; достижение пика готовности на фоне оптимального уровня; целесообразная избыточность по отношению к «запросу» соревновательной деятельности; создание базового запаса прочности.
Для восстановления исходного уровня спортивной формы, повышения уровня её развития, поддержания оптимального уровня с выходами на лик и частичными спадами необходимо целенаправленное использование общепринятых и усовершенствованных средств и методов. В основе их рационального подбора в целом лежит гибкая сбалансированность индивидуальных тренировок с учётом экономизации физического и психологического потенциала и мобилизованности интеллектуальной составляющей игровой деятельности. Это в свою очередь требует использование приёмов тонкого регулирования спортивной формы на фоне поддержания стабильного уровня физических качеств и функциональных возможностей спортсмена. Необходим подбор таких величин и форм тренировочных заданий, которые смогли бы способствовать проявлению максимальных возможностей теннисиста, чтобы не тормозить скоростные и точностные качества, а создавать реальные условия для психо-физической активности и реши-
тельности в действиях игрока и создавать благоприятный эмоциональный фон в конкретной встрече.
Объектом данного исследования является результат индивидуальной встречи в соревновательном цикле.
Предметом исследования является планирование действий игрока непосредственно перед индивидуальной встречей в соревновательном цикле.
В данном исследовании мы опираемся на компоненты функций деятельности тренера (по А. А. Деркачу и А. А. Исаеву): проектировочный, конструктивный, организационный, ком м у н и кати в н ы й, г н ости ч ее к и й (п оз н а вате л ь-ный) и двигательный. В работе использована авторская методика.
С этой целью нами было проведено исследование на спортивной базе в рамках еженедельного воскресного турнира. В экспериментальную группу из 12 человек вошли спортсмены уровня I взрослого разряда и кандидаты в мастера спорта. В течение двух месяцев проведены пять туров. Все участники воскресного турнира были разделены на лиги, по 8 человек в каждой. Игроки экспериментальной группы вошли в 1, 2 и 3 лиги. По условиям турнира была предусмотрена ротация игроков после каждого тура. Каждый игрок имел возможность сыграть по семь одиночных встреч из пяти партий; продолжительность соревнований - 4-5 часов; интервал отдыха (ожидания) между встречами - до 20 мин.
Перед игроками экспериментальной группы была поставлена задача:
- определить до встречи стиль игры предстоящего соперника (атакующий, защитный, универсальный);
- определить по внешним признакам эмоциональное состояние предстоящего соперника;
- определить сильные и слабые техническо-тактические стороны соперника.
Исходя из полученных сведений о сопернике, игрок должен выполнить следующие условия:
- в разминке перед встречей использовать преимущественно те игровые элементы, которые соперник чаще всего использует в игре;
- не проявлять в разминке свои сильные и слабые стороны и технические приёмы;
- построить игру с учётом психологического (эмоционального) состояния соперника.
По окончании встречи дать самооценку своего эмоционального состояния в данной встрече.
Оценка соревновательной деятельности проводилась по следующим показателям:
1. Соотношение выигранных и проигранных встреч во всех турах (420 встреч).
2. Соотношение выигранных и проигранных партий во всех встречах (1660 встреч).
3. Самооценка эмоционального состояния игрока проведенной встречи (низкая эмоциональность, уравновешенная, адекватная эмоциональность, чрезмерная эмоциональность).
4. Индивидуальный рейтинг игрока в (динамике).
Сравнительный анализ полученных данных с аналогичными условиями в период до эксперимента показал следующие результаты: соотношение выигранных и проигранных встреч улучшилось в среднем на 12,2%, соотношение выигранных и проигранных партий улучшилось в среднем на 16,7%. Результаты эмоционального состояния игроков выглядят следующим образом (табл.).
Индивидуальный рейтинг игроков, участвовавших в эксперименте, повысился на 18-27 единиц.
Исходя из полученных экспериментальным путём результатов, можно сделать следующие выводы:
- включение в план подготовки игроков к соревнованиям комплексных специальных мер психолого-педагогической направленности даёт положительный результат;
- сбор и анализ полученной информации о сопернике позволяет целенаправленно решить поставленные задачи в ходе индивидуальной встречи;
- предложенные параметры оценки соревновательной деятельности игрока и их результаты показали целесообразность проведённого эксперимента.
Таблица
Эмоциональное состояние игроков, %
Показатели До эксперимента После эксперимента Изменения показателя
Низкая эмоциональность 25 33,0 -8
Уравновешенная эмоциональность 50 59 + 9
Чрезмерная эмоциональность 25 8,0 - 17
Примечание: показатели в процентах округлены до целых единиц.
В то же время ход данного исследования показал наличие некоторых недостатков в избранной методике определения эмоционального состояния соперников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А. Н. Амелин, В. А. Пашинин. - М. : Фи С, 1980.-112 с.
2. Барчукова Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. - М. : Советский спорт, 1989.-48 с.
3. Барчукова, Г. В. Настольный теннис в вузе / Г. В. Барчукова, А. Н. Мизин. - М. : Спорт Академ Пресс, 2002. - 132 с.
4. Байгулов, 10. П. Основы настольного тенниса /10. П. Байгулов, А. Н. Романин. - М. : Фи С, 1979.-160 с.
5. Иванов, В. С. Настольный теннис / В. С. Иванов. - М. : Ф и С, 1979,- 196 с.
6. Настольный теннис. Правила соревнований. - М. : Федерация настольного тенниса России, 2002. - 191 с.
7. Настольный теннис. Программа для спортивных секций, коллективов физкультуры и спортивных клубов. -М.: Ф и С, 1978, —40 с.
8. Орман, Л. Современный настольный теннис / Л. Орман. - М.: Ф и С, 1985. - 175 с.
9. Шкрах, С. Биоритм - тренировка и соревнования / С. Шкрах // Настольный теннис. -2005.-№2.-С. 30-31.
10. Серова, Л. Психологическая модель игрока / Л. Серова // Настольный теннис. - 2004. -№5.-С. 32.
11. Худец, Р. Техника игры с В. Самсоновым: атакующий удар без вращения / Р. Худец, О. Бе-лозеров // Настольный теннис ревю. - 2004. -№2.-С. 14-16.
12. Китайская мудрость // Настольный теннис ревю. - 2005. - №7 - С. 30-31 (по материалам Table Tennis World (CHN)).
Буянов Владимир Николаевич, кандидат педагогических паук, профессор, заведующий кафедрой «Физвостипание» УлГТУ.
СООБЩЕНИЕ
VII Международная научная конференция «Наследие Л. М. Леонова
и современный литературный процесс»
9-12 сентября 2010 года в Ульяновске состоялась очередная VII Международная научная конференция «Наследие Л. М. Леонова и современный литературный процесс». Конференция была организована кафедрой «Филология, издательское дело и редактирование» гуманитарного факультета Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ) и Международным сообществом «Русская словесность: духовно-культурные контексты».
В работе конференции приняли участие известные литературоведы и молодые учёные из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Перми, Тамбова, Тюмени, Ульяновск, Уфы и других российских городов, учёные из Польши и Сербии.
Программу конференции составили доклады, посвященные проблемам эволюции идейно-образной системы Л. М. Леонова, традиций и новаторства в его творчестве, вопросам восприятия и изучения художественно-эстетического опыта худож и и ка-мыслителя.
Ввиду большого количества участников и многообразия представленной тематики работа конференции была разбита на несколько секций.
Открыла работу конференции вступительным словом проректор по научной работе УлГТУ
Н. Г. Ярушкина. В нём она поприветствовала участников конференции и отметила важность и актуальность заявленной темы.
Пленарное заседание началось с доклада Ф. Листвана (Польша) «К вопросу об интертекстуальности: аллюзия в романе Леонида Леонова "Пирамида"». Докладчик обратился к проблеме построения параллели, соотнесения создаваемого текста с прецедентным фактом - литературным или историческим. Литературная аллюзия как приём текстобразования занимает очень важное место как в художественной, так и публицистической прозе Леонида Леонова. По мнению Листвана, каждый текст является звеном в цепи языкового общения. Главным из средств создания интертекстуальных связей является аллюзия. Это намек на известные события, обстоятельства, тексты. Листван провёл анализ романа на наличие аллюзии и пришёл к выводу, что насыщенность произведений Леонова, особенно роман «Пирамида», чужим словом огромна. «Пирамида» отсылает читателя не только к произведениям русских и европейских писателей, но также к Библии и античной мифологии и апокрифической литературе, а иногда и к лео-новским текстам.