Научная статья на тему 'ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ САМБИСТОВ РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ САМБИСТОВ РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
75
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Речкалов А.В., Сабанин А.М., Кочетков Д.И., Кузнецов Р.П., Козиков Я. С.

В статье рассматриваются вопросы психофункциональной готовности самбистов к соревновательной деятельности. Оценка психофункциональной готовности борцов к условиям соревновательной деятельности и стала целью исследования. Задачи исследования заключались в анализе психофункционального состояния борцов различных весовых категорий, определении их физической работоспособности и свойств нервной системы. Исследование было организовано на учебнотренировочной базе «Спортивной школы олимпийского резерва № 1» г. Курган. К исследованию привлекались воспитанники учебно-тренировочной группы и группы спортивного совершенствования общей численностью 30 человек. Методы исследования включали в себя оценку психической надежности спортсмена, свойства нервной системы и общую физическую работоспособность. Сделано заключение, что аугментация стажа тренировочных занятий и уровня квалификации способствует повышению уровня психической надежности в условиях соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Речкалов А.В., Сабанин А.М., Кочетков Д.И., Кузнецов Р.П., Козиков Я. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOFUNCTIONAL READINESS OF SAMBO ATHLETES OF DIFFERENT WEIGHT CATEGORIES TO THE CONDITIONS OF COMPETITIVE ACTIVITY

The article deals with the issues of psychofunctional readiness of sambo athletes for competitive activities. The purpose of the study was to assess the psycho-functional readiness of wrestlers to the conditions of competitive activity. The objectives of the study were to analyze the psychofunctional state of wrestlers of various weight categories, to determine their physical performance and the properties of the nervous system. The study was organized at the training base of the "Sports School of the Olympic Reserve No. 1" in Kurgan. The study involved students of the training group and the sports improvement group with a total of 30 people. The research methods included an assessment of the athlete's mental reliability, the properties of the nervous system, and overall physical performance. It has been concluded that the augmentation of the experience of training sessions and the level of qualification contribute to increase in the level of mental reliability in the conditions of competitive activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ САМБИСТОВ РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

рия и практика физ. культуры. - 2018. - № 3. - С. 44-46.

2. Демиденко О.В. Дистанционный учебный контент по физическому воспитанию на основе электронного образовательного ресурса как стимулирующий фактор активизации самостоятельной работы студентов / О.В. Демиденко, Н.В. Гущина // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 8. -С. 11-12.

3. Электронная информационно-образовательная среда как средство коммуникации в учебном процессе / Н.Г. Закревская, Е.В. Утишева, П.Г. Бордовский, Е.Ю. Комева // Теория и практика физ. культуры. - 2018. - № 2. - С. 9-11.

4. Rayzikh A.A. Modeling of physical education in the e-leaming system for the physical culture discipline / Artem Rayzikh, Andrey Rayzikh // First International Scientific-Practical Conference "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports". - 2020. - Vol. 26. - URL: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/pdf/2020/10/bioconf__pes2020_00073.pdf (дата обращения: 01.03.2021).

5. Райзих А.А. Система электронного обучения как средство формирования и контроля теоретических знаний по дисциплине физическая культура среди студентов УдГУ / А.А. Райзих, Н.Б. Райзих // Актуальные исследования. - 2020 - № 2 (5). - С. 76-79.

REFERENCES

1. Bochkareva, S.I., Buyanova, T.V., Vysotskaya, T.P., Golubnichy, S.P. and Averyasov V.V. (2018), "Use of electronic educational resources in the process of physical education at a university", Theory and practice physical culture, No. 3, pp. 44-46.

2. Demidenko O.V. and Gushchina, N.V. (2018), "Distance learning content in physical education based on an electronic educational resource as a stimulating factor in the activation of students' independent work", Theory and practice ofphysical culture, No. 8. pp. 11-12.

3. Zakrevskaya, N.G., Utisheva, E.V., Bordovsky, P.G. and Komeva, E.Yu. (2018), "Electronic information and educational environment as a means of communication in the educational process", Theory and practice ofphysical culture, No. 2. pp. 9-11.

4. Rayzikh, A.A., Rayzikh, A.A. (2020), "Modeling of physical education in the e-learning system for the physical culture discipline", First International Scientific-Practical Conference "Actual Issues of Physical Education and Innovation in Sports", Vol. 26. available at: https://www.bio-confer-

ences.org/articles/bioconf/full_html/2020/10/bioconf_pes2020_00073/bioconf_pes2020_00073.html (data accessed: 01.03.2021).

5. Rayzikh A.A. Rayzikh N.B. (2020), "The e-learning system as a means of forming and controlling theoretical knowledge in the discipline of physical culture among students of UdSU," Actual research, No. 2 (5). pp. 76-79.

Контактная информация: rayzikh@gmail.com

Статья поступила в редакцию 26.04.2021

УДК 796.082.1

ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ САМБИСТОВ РАЗНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЙ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр Викторович Речкалов, доктор биологических наук, профессор, Курганский государственный университет, г. Курган; Алексей Михайлович Сабанин, кандидат педагогических наук, г. Курган; Денис Игоревич Кочетков, кандидат педагогических наук,

г. Курган; Роман Петрович Кузнецов, кандидат педагогических наук, начальник факультета, Военный институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск; Николай Сергеевич Федюк, кандидат

педагогических наук, доцент, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы психофункциональной готовности самбистов к соревновательной деятельности. Оценка психофункциональной готовности борцов к условиям соревнова-

тельной деятельности и стала целью исследования. Задачи исследования заключались в анализе психофункционального состояния борцов различных весовых категорий, определении их физической работоспособности и свойств нервной системы. Исследование было организовано на учебно-тренировочной базе «Спортивной школы олимпийского резерва № 1» г. Курган. К исследованию привлекались воспитанники учебно-тренировочной группы и группы спортивного совершенствования общей численностью 30 человек. Методы исследования включали в себя оценку психической надежности спортсмена, свойства нервной системы и общую физическую работоспособность. Сделано заключение, что аугментация стажа тренировочных занятий и уровня квалификации способствует повышению уровня психической надежности в условиях соревновательной деятельности.

Ключевые слова: психическая надежность, соревновательная деятельность, физическая работоспособность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p335-341

PSYCHOFUNCTIONAL READINESS OF SAMBO ATHLETES OF DIFFERENT WEIGHT CATEGORIES TO THE CONDITIONS OF COMPETITIVE ACTIVITY

Alexander Viktorovich Rechkalov, the doctor of biological sciences, professor, Kurgan State

University, Kurgan; Alexey Mikhailovich Sabanin, the candidate of pedagogical sciences, Kurgan; Denis Igorevich Kochetkov, the candidate of pedagogical sciences, Kurgan; Roman Petrovich Kuznetsov, the candidate ofpedagogical sciences, head of the faculty, Military Institute of physical culture, St. Petersburg; Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian state University of Railway Transport, Novosibirsk; Nikolay Sergeevich Fedyuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Academy of Communications, St. Petersburg

Abstract

The article deals with the issues of psychofunctional readiness of sambo athletes for competitive activities. The purpose of the study was to assess the psycho-functional readiness of wrestlers to the conditions of competitive activity. The objectives of the study were to analyze the psychofunctional state of wrestlers of various weight categories, to determine their physical performance and the properties of the nervous system. The study was organized at the training base of the "Sports School of the Olympic Reserve No. 1" in Kurgan. The study involved students of the training group and the sports improvement group with a total of 30 people. The research methods included an assessment of the athlete's mental reliability, the properties of the nervous system, and overall physical performance. It has been concluded that the augmentation of the experience of training sessions and the level of qualification contribute to increase in the level of mental reliability in the conditions of competitive activity.

Keywords: mental reliability, competitive activity, physical performance.

ВВЕДЕНИЕ

Во многих видах спорта, таких как спортивные игры, единоборства эффективность деятельности участника соревнований непосредственно зависит от уровня развития психомоторных качеств и сенсорного самоконтроля, а ее устойчивость - от стабильности психомоторики, процессов самоконтроля, психической выносливости [1-3].

Психофункциональная готовность спортсмена к соревнованию должна включать комплексную диагностику составляющих компонентов - психическую и физическую работоспособность организма спортсмена в целом, их коррекцию с целью приведения спортсмена к оптимальному «боевому состоянию» [5, 6].

Целью исследования явилась оценка психофункциональной готовности борцов к соревновательной деятельности.

В соответствии с целью исследования определена задача:

1. Исследовать психофункциональное состояние борцов разных весовых категорий их физическую работоспособность и свойства нервной системы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 30 спортсменов-борцов, тренирующихся на базе «Спортивной школы олимпийского резерва №1» г. Кургана. По условиям эксперимента все спортсмены были разделены на 2 группы: спортивного совершенствования и учебно-тренировочную.

Группу спортивного совершенствования составили борцы, имеющие звания мастера спорта и разряд кандидат в мастера спорта. Средний возраст испытуемых составил 19,8 ±1,3 лет.

В учебно-тренировочную группу входили спортсмены, имеющие квалификацию первого, второго и третьего взрослого разрядов. Средний возраст испытуемых составил 18,7±1,7 лет. Все спортсмены были разделены по группам на легкие, средние и тяжелые весовые категории. В группе спортивного совершенствования и учебно-тренировочной группе к борцам-легковесам (55-71 кг) было отнесено 5 (7) человек, к средневикам (7289 кг) - 6 (5) человек, к тяжеловесам (90-130 кг) - 4 (3) человека.

Психическая надежность спортсмена определялась с помощью методики, разработанной В.Э. Мильманом, и рассматривалась как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях. По мнению автора, психическая надежность состоит из ряда компонентов: эмоциональной соревновательной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости.

Основные свойства нервной системы были исследованы при помощи методики экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям в модификации Е.П. Ильина (теппинг-тест).

Общая физическая работоспособность оценивалась при помощи пробы Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с) с последующим расчетом индекса Руфье: Индекс Руфье = (4*(Р1+Р2+Р3)-200)/10, где Р1 - пульс за 15 с в состоянии физиологического покоя, Р2 - пульс за первые 15 с первой минуты восстановления, Р3 - пульс за последние 15 с первой минуты восстановления.

Математическая обработка полученных результатов проводилась с использованием параметрических статистических методов. Рассчитывали среднее арифметическое, стандартное отклонение, ошибку среднего. Достоверность различий в сравниваемых группах оценивали с учетом критерия 1-Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Компоненты психической надежности спортсменов-борцов в исследуемых группах представлены на рисунках 1-4.

|-¿[2-

-¥- -1

>5 -5

□ группа спортивного совершенствования □ учебно-тренировочная группа Рисунок 1 - Показатели соревновательной эмоциональной устойчивости у борцов разной квалификации (п=30).

Из рисунка видно, что показатель соревновательной эмоциональной устойчивости в группе спортивного совершенствования составил в среднем 1,2±0,43 балла и оказался достоверно выше в сравнении с учебно-тренировочной группой (р<0,05), где средний показатель составил -4,2±0,67 балла. В группе спортивного совершенствования показатели эмоциональной устойчивости соответствовали уровню выше среднего, а в учебно-тренировочной группе соревновательная эмоциональная устойчивость была на уровне

0

ниже среднего.

Показатели саморегуляции борцов разной квалификации представлены на рисунке

2.

5

1,77

-1]48

J

□ группа спортивного совершенствования □ учебно-тренировочная группа Рисунок 2 - Показатели саморегуляции борцов разной квалификации (п=30)

Из рисунка 2 видно, что показатель «Саморегуляция» в группе спортивного совершенствования составил в среднем 1,77 ± 0,47 балла и оказался достоверно выше в сравнении с учебно-тренировочной группой (р<0,05), где средний показатель составил -1,48 ± 0,33 балла. В группе спортивного совершенствования показатель саморегуляции соответствовал уровню выше среднего, в группе учебно-тренировочной - уровню ниже среднего.

Показатели мотивационно-энергетического компонента борцов разной квалификации представлены на рисунке 3.

4

2

3 0

т -2,26

1 1

1,13

я -2 ю

-4 -6

□ группа спортивного совершенствования □учебно-тренировочная группа

Рисунок 3 - Показатели мотивационно-энергетического компонента борцов разной квалификации (п=30)

Показатели мотивационной сферы включают в себя любовь к спорту вообще и к своему виду спортивной деятельности, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача всех сил на тренировках и соревнованиях. Средний показатель мотивационно-энергетического компонента в группе спортивного совершенствования составил 1,13±0,48 балла, что достоверно превышало показатель спортсменов учебно-тренировочной группы - 2,26±0,75 балла (р<0,05). В учебно-тренировочной группе моти-вационно-энергетический компонент соответствовал уровню ниже среднего, в группе спортивного совершенствования - выше среднего.

Показатели «стабильности - помехоустойчивости» у борцов разной борцов разной квалификации представлены на рисунке 4. 4 2

¡1 0 я ю

-2 -4

1,1

-1,86

□ группа спортивного совершенствования □ учебно-тренировочная группа

Рисунок 4 - Показатель «стабильность - помехоустойчивость» у борцов разной квалификации (п=30)

Показатели стабильности и помехоустойчивости спортсменов подразумевают устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков и спортивной техники, невосприимчивость к воздействию помех. Показатель «стабильность-помехоустойчивость» в группе спортивного совершенствования составил

0

1,46±0,32 балла и был достоверно выше в сравнении с показателем учебно-тренировочной группы (р<0,05), где средний результат составил -1,86 ± 0,67 балла.

В учебно-тренировочной группе показатель стабильности-помехоустойчивости соответствовал уровню ниже среднего, в группе спортивного совершенствования - выше среднего.

При помощи методики «теппинг-тест» были определены свойства нервной системы у борцов разной квалификации (рисунок 5, 6).

Сильная Средняя Средне-слабая Слабая

60

68

50

20 32

50

тяжелая весовая категория средняя весовая категория легкая весовая категория

0 10 20 30 40 50 60 70 80 Рисунок 5 - Свойства нервной системы в группе спортивного совершенствования (п=15)

Сильная Средняя Средне-слабая Слабая

тяжелая весовая категория средняя весовая категория легкая весовая категория

100

Рисунок 6 - Свойства нервной системы в учебно-тренировочной группе (п=15

Среди борцов-тяжеловесов было выявлено по 50% спортсменов со слабой и средне-слабой нервной системой в группе спортивного совершенствования. В учебно-тренировочной группе со слабой 80% и средне-слабой нервной системой 20%. Среди борцов средних весовых категорий выявлено 15 % со слабой, 32% (51%) атлетов со средне - слабой нервной системой и 68% (34%) с нервной системой средней силы. У борцов-легковесов в 10% случаев выявлена слабая нервная система, в 20%(25%) средне-слабая, в 20%(29%) средняя, и в 60% (36%) сильная нервная система. Сила нервных процессов у атлетов группы спортивного совершенствования выше, чем у спортсменов учебно-тренировочной группы. Поэтому нервная система у самбистов группы спортивного совершенствования более адаптирована к высоким по интенсивности и объему физическим нагрузкам.

Исследование физической работоспособности проводилось с использованием функциональной пробы Мартине-Кушелевского, представлено на рисунке 7.

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч 10

¡у 5

0

3,3Г2

Спортивного совершенствования учебно-тренировочная группа

Рисунок 7 - Оценка физической работоспособности у спортсменов-борцов разной квалификации (п=30)

В группе спортивного совершенствования средний показатель индекса Руфье составил 3,12±0,31 балла, что соответствовало хорошему уровню физической работоспособности. В учебно-тренировочной группе данный показатель достоверно отличался и был равен 9,3±0,21 балла (р<0,05), что соответствовало удовлетворительному уровню физической работоспособности. Таким образом, уровень физической работоспособности в группе спортивного совершенствования оказался значительно выше в сравнении с учебно-тренировочной группой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования позволяют говорить о том, что показатели психической надежности спортсменов-борцов зависят от стажа занятий и уровня спортивной квалификации. Состояние психологической подготовленности высококвалифицированных борцов к соревнованию находится на грани среднего и высокого уровня готовности. При этом большая часть спортсменов (75 %) имели средний уровень готовности.

С увеличением стажа и уровня спортивного мастерства показатели психической надежности существенно повышаются. В группе спортивного совершенствования показатели соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности-помехоустойчивости соответствовали уровню выше среднего и были достоверно выше в сравнении с показателями учебно-тренировочной группы.

При исследовании типа нервной системы у спортсменов-борцов разной квалификации было выявлено, что спортсмены тяжелых весовых категорий имели слабую и средне-слабую нервную систему. В литературе встречаются сведения о большей успешности в спорте лиц с сильным типом нервной системы. Между тем в работах Е.П. Ильина, Б. А. Вяткина и др. показано, что успешность спортивной деятельности зависит от того, насколько те или иные свойства нервной системы спортсмена соответствуют тактике ведения спортивной борьбы [4].

Физическая работоспособность у борцов учебно-тренировочной группы и спортивного совершенствования существенно различалась. В группе спортивного совершенствования показатель физической работоспособности оказался достоверно выше.

Таким образом, проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Показатели психической надежности самбистов зависят от стажа занятий и уровня спортивной квалификации. Аугментация стажа тренировочных занятий и уровня квалификации способствует повышению уровня психической надежности в условиях соревновательной деятельности.

2. Сравнительный анализ уровня работоспособности спортсменов самбистов, был основан на результатах теппинг-теста, который констатирует, что в учебно-тренировочной группе и группе спортивного совершенствования:

в тяжелой весовой категории 80% (50%) борцов характеризовались слабой и 20% (50 %) средне-слабой нервной системой;

в средней весовой категории 15% борцов характеризовались слабой, 51% (32%) средне-слабой и 34% (68%) средней нервной системой;

в легкой весовой категории 10 % борцов характеризовались слабой, 25% (20%) средне-слабой, 29% (20%) средней и 36 (60%) сильной нервной системой. Физическая работоспособность у борцов учебно-тренировочной группы и группы спортивного совершенствования существенно различалась. В группе спортивного совершенствования показатель физической работоспособности по тесту Руфье составил 3,12±0,31 баллов, что соответствовало оценке «хорошо». В учебно-тренировочной группе данный показатель был равен 9,3±0,21 баллов (р<0,05), что соответствовало оценке «удовлетворительно».

ЛИТЕРАТУРА

1. Состязание как средство повышения интенсификации и качества учебного процесса / А.М. Андросов, А.В. Горохов, Ю.В. Яковлев, А.О. Циганок, В.В. Сердюковский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 20-24.

2. Бабушкин Г.Д. Управление предсоревновательной подготовкой юных борцов на основе результатов контроля психологической подготовленности / Г.Д. Бабушкин, А. Н. Соколов // Материалы международной научной конференции по вопросам состояния и перспективам развития спорта высших достижений «СпортМед-2009». - Москва, 2009. - С. 2-6.

3. Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, В. Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. - Омск, 2006. - С. 7780.

4. Болтиков, Ю.В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Болтиков Юрий Васильевич- Москва, 2002. - 23 с.

5. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. - 3-е изд., испр. - Москва : Советский спорт, 2007. - 296 с.

6. Чикуров, А.И. Управление психологической подготовкой высококвалифицированных борцов на основе результатов текущего контроля состояния готовности : дис. ... канд. пед. наук / Чикуров Александр Игнатович. - Красноярск, 2008. - 193 с.

REFERENCES

1. Androsov, A.M., Gorokhov, A.V., Yakovlev, Yu.V., Tsiganok, A.O., and Serdyukovsky, V.V. (2019), "Competition as a means of increasing the intensification and quality of the educational process", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 20-24.

2. Babushkin, G.D. and Smolentseva, V. N. (2006), "Operational diagnostics of the pre-start mental readiness of the athlete", Scientific works of SibGUFK, Omsk, pp. 77-80.

3. Babushkin, G.D. and Sokolov, A. N. (2009), "Management of preliminary training of young wrestlers on the basis of results of control of psychological preparation", Materials of the international scientific conference on issues of state and prospects of development of sports of the highest achievements, Moscow, pp. 2-6.

4. Boltikov, Yu.V. (2002), Increasing motivational factors in order to ensure mass and efficiency of educational and training work in sections of wrestling, dissertation, Moscow.

5. Gorbunov, G.D. (2007), Psychopedagogics of sports, Soviet Sport, Moscow,

6. Chikurov, A.I. (2008), Management ofpsychological training of highly qualified wrestlers on the basis of results of current monitoring of state of readiness, dissertation, Krasnoyarsk.

Контактная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2021

УДК 796.386

ПОКАЗАТЕЛИ ВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ У СИЛЬНЕЙШИХ КИТАЙСКИХ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС КАК РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

Лариса Геннадьевна Рыжкова, доктор педагогических наук, доцент, Го Эрни, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва

Аннотация

В статье представлены показатели завершающих ударов в розыгрыше мяча, а именно объемы и результативность применения их разновидностей в соревновательной деятельности сильнейших китайских игроков в настольный теннис. Учитывая, что китайские теннисисты являются главными конкурентами и некоторым ориентиром в оснащенности технико-тактическими действиями для спортсменов на международной арене, следует особое внимание уделить педагогической си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.