УДК 35.078.42 DOI 10.26425/1816-4277-2023-5-178-185
Оценка эффективности межведомственного
взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами
Титор Светлана Евгеньевна
Канд. юрид. наук, доц. каф. частного права ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: [email protected]
Государственный университет управления, г. Москва, Россия
Аннотация
Для эффективного оказания социальных услуг по долговременному уходу за пожилыми гражданами и инвалидами необходимо взаимодействие многих структур, включая негосударственный сектор. Оперативности работы этих структур способствует организация межведомственного взаимодействия. В исследовании проанализирован опыт межведомственного взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за пожилыми и инвалидами, показаны лучшие региональные практики такого взаимодействия. В целях исследования проанализирован массив регионального законодательства по уходу за пожилыми и инвалидами, включая межведомственное взаимодействие. Исследование показало, что в регионах имеются оригинальные модели такого взаимодействия. Результаты анализа позволили сформулировать предложения по совершенствованию законодательства по регулированию межведомственного взаимодействия. Указанный положительный опыт может быть транслирован как для применения в других регионах, так и на федеральном уровне.
Ключевые слова
Долговременный уход, межведомственное взаимодействие, социальные органы, некоммерческие организации, региональное законодательство, пожилые люди, инвалиды, медицинские организации
Для цитирования: Титор С.Е. Оценка эффективности межведомственного взаимодействия при оказании услуг по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами// Вестник университета. 2023. № 5. С. 178-185.
© Титор С.Е., 2023.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The effectiveness evaluation of interdepartmental cooperation in the long-term care services provision for elderly and disabled citizens
Svetlana E. Titor
Cand. Sci. (Jur.), Assoc. Prof. at the Department of Private Law ORCID: 0000-0002-5930-9972, e-mail: [email protected]
State University of Management, Moscow, Russia
Abstract
The effective provision of social services for long-term care of elderly citizens and the disabled requires the interaction of many structures, including the nongovernmental sector. The organization of interdepartmental interaction contributes to the work efficiency of these structures. The study analyzes the experience of interdepartmental interaction in the provision of long-term care for the elderly and disabled, the paper shows the best regional practices of such interaction. For the purposes of the study, an array of regional legislation on the care of the elderly and disabled, including interdepartmental interaction, was analyzed. The study revealed that there are original models of such interaction in the regions. The analysis results made it possible to formulate proposals for improving legislation on the regulation of interdepartmental interaction. This positive experience can be translated both for use in other regions and at the federal level.
For citation: Titor S.E. (2023) The effectiveness evaluation of interdepartmental cooperation in the long-term care services provision for elderly and disabled citizens. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 178—185.
Keywords
Long-term care, interdepartmental interaction, social bodies, non-profit organizations, regional legislation, elderly people, disabled people, medical organizations
© Titor S.E., 2023.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Перед социальным государством, таким как Россия, стоит задача не только увеличения продолжительности жизни граждан, но и задача существенного повышения качества жизни для людей любых возрастов и улучшения состояния здоровья, включая пожилых и инвалидов.
Сегодня в России проживает 35 млн человек возраста старше трудоспособного, что составляет 24,1 % от общего числа граждан.
В условиях наблюдающегося старения населения и прогнозируемого роста численности лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов возрастает потребность в социальной помощи и долговременном уходе за ними. В условиях сокращения количества детей в семьях не все в полной мере смогут взять заботу об этой категории граждан на себя, и данная проблема ложится на государство и его соответствующие институты.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Законодательно признается необходимость тесного взаимодействия органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты населения для решения задач долговременного ухода за престарелыми [1]. Проблема нашла свое отражение в Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения, однако, до настоящего времени не разработаны правовые механизмы ее реализации [2].
Комплексное социальное сопровождение нуждающихся осуществляется путем привлечения многих ведомств и структур. В связи с этим в комплекс мер по формированию системы долгосрочного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами входит задача по организации межведомственного сотрудничества, которое должно включать в себя синхронизацию информационных систем организаций, вовлеченных в процесс ухода.
Видятся следующие проблемные места, для устранения которых необходимо межведомственное взаимодействие:
— межведомственная разобщенность;
— отсутствие единой системы учета нуждающихся в уходе;
— отсутствует синхронизация учетных данных и пути оперативной передачи учетных данных между ведомственными информационными системами;
— отсутствие проактивности системы выявления нуждающихся в уходе, которая должна реализо-вываться, в том числе в стационарных организациях здравоохранения, в поликлиниках, в организациях социальной защиты;
— отсутствие системы типизации;
— отсутствие ухода в медицинских учреждениях;
— отсутствие единых стандартов процесса ухода и контроля за результатом такого процесса;
— отсутствие системы поддержки лиц, осуществляющих неформальный уход;
— недостаточная информированность нуждающихся, их родственников и иных лиц, привлекаемых к неформальному уходу, о возможностях системы долговременного ухода, современных подходов и методов.
Законодательно определен перечень сведений и действий, требующих межведомственного взаимодействия. Например:
1) обмен информацией для предоставления социальных услуг и социального сопровождения;
2) совместные мероприятия сферы здравоохранения и социального обслуживания в целях реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
3) совместное планирование деятельности медицинских и социальных служб;
4) оказание взаимопомощи при выполнении своих функций каждой из служб;
5) обмен опытом по вопросам работы с нуждающимися в уходе гражданами.
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
На законодательном уровне закреплено, что межведомственное взаимодействие на территории субъектов Российской Федерации (далее -РФ) определяется регламентом, утвержденным органами исполнительной власти субъекта. Министерством труда и социальной защиты РФ разработаны Рекомендации по организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ при
предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической и иной социальной помощи [3; 4].
На региональном уровне органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются такие официальные документы, как: Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Московской области в связи с реализацией полномочий Московской области в сфере социального обслуживания; Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области в связи с реализацией полномочий Волгоградской области в сфере социального обслуживания и др. [5—7].
Под межведомственным взаимодействием при оказании социальных услуг в научной литературе понимается координация деятельности медицинской организации и учреждений социального обслуживания населения в части оказания медико-социального обслуживания и социального сопровождения пожилых и инвалидов, нуждающихся в таком уходе [8].
Анализ Регламентов межведомственного взаимодействия государственных органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания показал, что, как правило, в число взаимодействующих органов включаются следующие органы исполнительной власти:
- ведающие вопросами социального развития;
- сферы образования;
- сферы здравоохранения;
- сферы культуры и спорта;
- органы труда и занятости населения.
Отдельные регионы включают в этот перечень органы юстиции, органы ЗАГС [5; 6].
АНАЛИЗ ОПЫТА РЕГИОНОВ
В Алтайском крае к участию в межведомственном взаимодействии привлекаются иные организации: территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, бюро медико-санитарной экспертизы, органы местного самоуправления, общественные и волонтерские организации и иные организации, включая индивидуальных предпринимателей, располагающих какими-либо сведениями в отношении нуждающихся в уходе пожилых людей [9].
Приказом Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения Мурманской области от 5 июля 2021 № 424/445/1 утвержден Порядок межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и центров социальной поддержки населения в рамках создания и функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Мурманской области [10]. Данный порядок имеет рамочный характер и предусматривает, что социальные учреждения должны самостоятельно организовать мероприятия межведомственного взаимодействия. Соответственно, каждое социальное учреждение, реализующее функции ухода за пожилыми людьми, самостоятельно разрабатывает свои механизмы такого взаимодействия. Так, Кольским комплексным центром социального обслуживания населения в состав участников межведомственного взаимодействия дополнительно включены: региональное отделение Фонда социального страхования РФ, органы Министерства внутренних дел РФ, подразделения Федеральной службы исполнения наказания, территориальные органы Пенсионного фонда РФ, территориальные органы Федеральной миграционной службы [11].
В основном для координации всех структур в регионе формируется единый Координационный центр, который может быть организован как самостоятельно, так и функционировать на базе какого-либо учреждения социального обеспечения.
Отмечается, что в регионах создаются единые коммуникационные центры, цель которых — выявление и поддержка граждан, нуждающихся в уходе, и обеспечение обмена этой информацией. Для комплексной помощи нуждающиеся или их родственники могут обратиться по единому телефонному номеру. Затем в едином центре выстраивается индивидуальный план оказания необходимой помощи социального и медицинского характера [12].
Обратимся к примерам реализации межведомственного взаимодействия в социальной сфере.
Коллеги делятся опытом формирования межведомственных взаимоотношений при формировании системы долговременного ухода. Так, в г. Шарыпово Красноярского края специалисты видят межведомственное
взаимодействие шире: предполагают, что в него должны быть включены (кроме учреждений здравоохранения и социальных образований) и другие организации, такие как волонтерские движения, благотворительные, социально-направленные некоммерческие организации, осуществляющие уход за пожилыми людьми [8]. Межведомственное взаимодействие закреплено совместными нормативно-правовыми актами, которые определяют формы, содержание и методы взаимодействия. К таким относят:
— соглашения о сотрудничестве между городской больницей и центром социального обслуживания населения;
— распоряжение органов местного самоуправления о формировании комиссии по межведомственному взаимодействию и координации оказания медико-социальной помощи нуждающимся пожилым гражданам;
— положение о работе такой комиссии.
Комиссия по межведомственному взаимодействию в г. Шарыпово Красноярского края собирается один раз в месяц и решает следующие вопросы:
1) своевременное выявление граждан, утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в помощи;
2) привлечение к выявлению общественных организаций, действующих в интересах пожилых граждан, инвалидов и иных неравнодушных людей;
3) осуществление информирования нуждающихся граждан и лиц, осуществляющих уход на дому за ними, о перечне организаций, привлекаемых к предоставлению помощи;
4) осуществление контроля за обращением названных граждан;
5) вопросы учета мероприятий по социальному обслуживанию;
6) утверждение индивидуальных маршрутов реабилитации;
7) осуществление мониторинга эффективности предоставляемых нуждающимся гражданам социальных и медицинских услуг, мероприятий по социальному обслуживанию.
В рамках межведомственного взаимодействия сформирована мультидисциплинарная бригада из числа медицинских и социальных работников, в состав которой обязательно входят врач-терапевт и врач-гериатр.
В Волгоградской области в муниципальных округах созданы рабочие группы по организации системы социального ухода. В их состав включены представители [13]:
— социальных и медицинских организаций;
— органов местного самоуправления;
— организаций культуры, образования и спорта;
— территориальных органов Социального фонда РФ (ранее - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования);
— общественных организаций;
— волонтеры.
С целью комплексного подхода к оказанию помощи пожилым людям органы, реализующие полномочия по социальному обеспечению, заключили с главами муниципальных образований соглашения о сотрудничестве, согласно которым предусмотрены мероприятия по:
— осуществлению постоянного мониторинга выявления нуждающихся в долговременном уходе граждан;
— своевременному и комплексному оказанию нуждающимся необходимой социально-медицинской помощи с учетом их индивидуальной потребности;
— оперативному обмену информацией и по оценке эффективности результатов межведомственного взаимодействия;
— проведению информационно-разъяснительной работы среди нуждающихся в уходе, их родственников или иных лиц, осуществляющих неформальный уход, о формах социального обслуживания, о перечне социальных услуг, порядке их предоставления, о новых технологиях.
Оператором системы межведомственного взаимодействия в Волгоградской области является специально созданный Координационный центр. В таком Координационном центре с целью оказания спра-вочно-консультационной помощи гражданам по вопросам долговременного ухода организована работа Са11-центра с бесплатным номером.
Межведомственное взаимодействие при организации системы долговременного ухода реализуется не только при выявлении нуждающихся в уходе, их информировании и так далее, но и при реализации отдельно взятых социальных услуг. Коллеги из Санкт-Петербурга делятся опытом межведомственного
взаимодействия при реализации проекта модели «Школа ухода» [14]. Целью этого проекта является обучение лиц, оказывающих уход, необходимыми для этого навыками и умениями: правилам и способам ухода за маломобильными/немобильными гражданами пожилого возраста и инвалидами, оказанию восстановления и поддержки их способностей к бытовой деятельности, практике проведения адаптации к изменившимся условиям жизни и т.д. Для реализации проекта установлена и функционирует межведомственная связь с целым рядом организаций здравоохранения, образования, с научно-исследовательскими центрами, со службами занятости населения, с негосударственными учреждениями социальной направленности.
Коллеги из Санкт-Петербурга делятся опытом межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти и государственных учреждений сферы здравоохранения, и социального обслуживания при участии социально-ориентированных некоммерческих организаций по реализации мероприятий долговременного ухода за гражданами пожилого возраста [15].
Примером может служить Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района, функционирующий в Санкт-Петербурге. В Комплексном центре работает экспериментальная (инновационная) площадка, на которой совместно работают сотрудники данного центра и работники из Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
Совместно разработана оригинальная модель отделения социально-медицинского обслуживания на дому для граждан пожилого возраста. Результатом реализации новой модели стало увеличение коммуникативной и реабилитационной составляющей социального обслуживания. В штат работающих в отделении включены не только медики и социальные работники, но и психолог, юрист, специалист досугового отделения. На данный момент в Санкт-Петербурге работает около 20 таких центров и отделений. В рамках межведомственного взаимодействия между центрами социальной помощи и медицинскими учреждениями заключаются соглашения. Аналогичные соглашения заключены с научными организациями, в рамках которых обобщается опыт по работе с престарелым населением.
В Амурской области с целью межведомственного взаимодействия с участниками программы долговременного ухода за пожилыми людьми внедрена информационная система «Оптима». Информационная система ведет учет поступившей информации о нуждающихся в уходе гражданах. Для выявления граждан, нуждающихся в уходе, предоставления им консультаций по вопросам социального обслуживания организована технология «Социальный участковый». Новая технология реализуется на базе медицинских учреждений по системе «одного окна» [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межведомственное взаимодействие при организации системы долговременного ухода за пожилыми людьми, несмотря на то что базируется на единых типовых рекомендациях, в каждом регионе организовано по-своему. Можно выделить следующие отличительные черты организации межведомственного взаимодействия:
1) регламентируется различными нормативно-правовыми актами: постановлениями правительства региона, приказами ведущих министерств, положениями непосредственных участников процесса взаимодействия;
2) различен круг участников, привлекаемых к межведомственному взаимодействию при оказании услуг долговременного ухода за пожилыми и инвалидами.
Положительными примерами может служить такое межведомственное взаимодействие, которое охватывает широкий круг участников, включая негосударственный сектор: волонтеров, социально-направленные некоммерческие организации, органы местного самоуправления и т.д.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Приказ Минздрава России от 28.07.1999 № 297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возраста в Российской Федерации». https://base.garant. ги/4176179/ (дата обращения: 06.03.2023).
2. Российская Федерация. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ (дата обращения: 06.03.2023).
3. Российская Федерация. Федеральный закон от 28.12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». https://wwwiconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 06.03.2023).
4. Российская Федерация. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)». http://wwwconsu1tant.ru/document/cons_doc_ LAW_177202/ (дата обращения: 08.03.2023).
5. Российская Федерация. Постановление Правительства Московской области от 16.12.2014 № 1106/49 «Обутверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Московской области в связи с реализацией полномочий Московской области в сфере социального обслуживания». https://docs.cntd.ru/document/537967189 (дата обращения: 08.03.2023).
6. Российская Федерация. Постановление Губернатора Волгоградской области от 11.12.2014 № 239 «Обутверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области в связи с реализацией полномочий Волгоградской области в сфере социального обслуживания». http://442fz.vo1ganet.ru/up1oad/ib1ock/59d/postanov1enie-_-239-ot-11.12.14-g.pdf (дата обращения: 08.03.2023).
7. Российская Федерация. Постановление Губернатора Волгоградской области от 11.12.2014 № 240 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения в Волгоградской области». https://docs.cntd.ru/ document/423916811 (дата обращения: 08.03.2023).
8. Мяконькая Л.И. Опыт организации межведомственного взаимодействия органов социального обслуживания и здравоохранения в рамках внедрения элементов системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. https://kcson.krn.socinfo.ru/media/2020/01/14/1251999097/0py_t_organizacii_mezhvedomstvennogo_ vzaimodejstviya.pdf (дата обращения: 11.03.2023).
9. Российская Федерация. Приказ Минсоцзащиты и Минздрава Алтайского края № 470 и № 152/ОД от 01.04.2019 «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия Министерства социальной защиты Алтайского края и Министерства здравоохранения Алтайского края по осуществлению доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации Алтайского края, в том числе для проведения дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний». https://docs.cntd.ru/document/553237906 (дата обращения: 11.03.2023).
10. Российская Федерация. Приказ Министерства труда и социального развития, Министерства здравоохранения Мурманской области от 05.07.2021 № 424/445/1 «Обутверждении Порядка межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и центров социальной поддержки населения в рамках создания и функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Мурманской области». https://docs.cntd.ru/document/574808795 (дата обращения: 13.03.2023).
11. Российская Федерация. Положение о межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти с ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» для реализации полномочий в сфере оказания социальных услуг, утв. Приказом ГОАУСОН «Кольский КЦСОН» от 11.12.2015 №243. https://ko1akcson.ru/index/prikazy_ uchrezhdenija/0-96 (дата обращения: 13.03.2023).
12. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Бибикова Е.В ряде регионов наработан опыт по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста. http://counci1.gov.ru/events/ news/110933/ (дата обращения: 13.03.2023).
13. Карпушина А.С. Социальное обеспечение граждан в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной адресной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)». Реализация и итоги проекта за 2019 г. В сб.: Актуальные вопросы экономики. Сборник статей IVМеждународной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение; 2020. 159-163 с.
14. Колосова М.А., Кондрахин Р.А. Межведомственное взаимодействие — основа проекта модели «школа ухода» на базе СПБ ГБСУ СО «Геронтологический центр». Социальная работа: теория, методы, практика. 2021; 3:161—172 с.
15. Колосова Г.В. Опыт Санкт-Петербурга в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие системы долговременного ухода, формирование активного долголетия и рост качества жизни граждан старшего поколения. Социальная работа: теория, методы, практика. 2020; 2:15—33 с.
16. Полевая Н.М. Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе: результаты внедрения в Амурской области. Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022;96:63-66 с. https://doi.org/10.22250/20730284_2022_96_63
References
1. The Russian Federation. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 297 dated 28.07.1999 "On improving the organization of medical care for ederly and senile citizens in the Russian Federation". https://base.garant.ru/4176179/ (accessed 06.03.2023). (In Russian).
2. The Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 164-r dated 05.02.2016 "On approval of the Strategy of Actions in the Interests of Older Citizens in the Russian Federation until2025". http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_193464/ (accessed 06.03.2023). (In Russian).
3. The Russian Federation. Federal Law No. 442-FZ dated 28.12. 2013 "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (accessed 06.03.2023). (In Russian).
4. The Russian Federation. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation No. 889n dated 18.11.2014 "On approval of recommendations on the organization of interdepartmental interaction of executive bodies of state power of the Subjects of the Russian Federation in the provision of social services, as well as assistance in the provision of medical, psychological, pedagogical, legal, social assistance not related to social services (socialsupport)". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177202/ (accessed 08.03.2023). (In Russian).
5. The Russian Federation. Resolution of the Government of the Moscow Region dated 16.12.2014 No. 1106/49 "On approval of the Regulations of interdepartmental interaction of public authorities of the Moscow Region in connection with the implementation of the powers of the Moscow Region in the field of social services". https://docs.cntd.ru/document/537967189 (accessed 08.03.2023) (In Russian).
6. The Russian Federation. Resolution of the Governor of the Vogograd Region dated 11.12. 2014 No 239 "On cpprovalof the Regulations of interdepartmental interaction of Public authorities of the VolgogradRegpn in connection with the implementation of thepowers of the VolgogradRegjon in thefield of social services". http://442fz.volganet.ru/upload/iblock/59d/postanovlenie-_-239-ot-11.12.14-g.pdf (accessed 08.03.2023). (In Russian).
7. The Russian Federation. Resolution of the Governor of the Volgograd Region dated 11.12.2014 No. 240 "On approval of the procedure for interdepartmental interaction of public authorities of the Volgograd Region in the provision of social services and social support in the Volgograd Region", https://docs.cntd.ru/document/423916811 (accessed: 08.03.2023). (In Russian).
8. Myakonkaya L.I. Experience in organizing interdepartmental interaction of social service and healthcare bodies within theframework of the introduction of elements of the system of hng-term carefor ederly and disabled citizens. https://kcson.krn.socinfo.ru/media/2020/01/14/1251999097/ Opy_t_organizacii_mezhvedomstvennogo_vzaimodejstviya.pdf (accessed 11.03.2023). (In Russian).
9. The Russian Federation. Order of the Ministry of Social Protection and the Ministry of Health of the Altai Territory No. 470 and No. 152/OD dated 01.04.2019 "On approval of the Regulations of Interdepartmental interaction of the Ministry of Social Protection of the Altai Territory and the Ministry of Health of the Altai Territoryfor the delivery of persons over 65 years of age living in rural areas to medical organizations of the Altai Territory, including for additional screening to identify individual socially significant non-communicable diseases ". https://docs.cntd.ru/document/553237906 (accessed 11.03.2023). (In Russian).
10. Russian Federation. Order of the Ministry of Labor and Social Development, the Ministry of Health of the Murmansk Region dated 05.07.2021 No. 424/445/1 "On approval of the Procedure for interdepartmental interaction of medical organizations, social service organizations and social support centers within the framework of the creation andfunctioning of a system of long-term carefor elderly and disabled citizens in the Murmansk Region". https://docs.cntd.ru/document/574808795 (accessed 13.03.2023). (In Russian)
11. Russian Federation. The Regulation on interdepartmental interaction of executive bodies of state power with the GOAUSON "Kola KT-SON" for the implementation of powers in the field of social services, approved. By the order of the GOAUSON "Kola KTSON" dated 11.12.2015No. 243. https://kolakcson.ru/index/prikazy_uchrezhdenija/0-96 (accessed 13.03.2023). (In Russian).
12. The Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation. Bibikova E. In a number of regions, experience has been gained in implementing a system of long-term carefor elderly citizens. http://council.gov.ru/events/news/110933 / (accessed 13.03.2023). (In Russian).
13. Karpushina A.S. Social security of citizens within the framework of the regional project "Development and implementation of a program of systematic targeted support and improvement of the quality of life of older citizens (Volgograd region)". Implementation and results of the project for 2019. In: Topical issues of economics. Collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference. Penza: Nauka I prosveshchenie; 2020.159—163 pp. (In Russian).
14. Kolosova M.A., Kondrakhin R.A. Interdepartmental interaction is the basis of the project of the model "shkola ukhoda" on the basis of the St. Petersburg State Medical University SO "Gerontological Center". Social work: theory, methods, practice. 2021; 3:161-172 pp. (In Russian).
15. Kolosova G.V The experience of St. Petersburg in the framework of the implementation of measures aimed at the development of a system of long-term care, the formation of active longevity and the growth of the quality of life of older citizens. Social work: theory, methods, practice. 2020;2:15-33 pp. (In Russian).
16. Polevaya N.M. The system of long-term care for elderly citizens and disabled people in need of outside care: the results of implementation in the Amur region. Vestnik Amurskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2022;96: 63-66 pp. https://doi.org/10.22250/20730284_2022_96_63 (In Russian).