Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ЛЮДЬМИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ЛЮДЬМИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА / ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ УХОД / ПОЖИЛЫЕ ГРАЖДАНЕ / УСЛУГИ / МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерен И.И., Самофатова К.А.

Статья посвящена вопросу развития взаимодействия участников в системе долговременного ухода за людьми старшего поколения. Решение этого вопроса позволит повысить качество и уровень предоставления социальных услуг по уходу и поспособствует удовлетворению существующих интересов, индивидуальных потребностей у получателей социальных услуг. Цель статьи - разработка механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения с использованием финансового, кадрового, организационно-управленческого, информационно-технологического компонентов в Ставропольском крае Российской Федерации. Авторами были использованы такие исследовательские методы, как системный подход, анализ и систематизация информации, методы обработки и отображения полученной информации. В статье проведен анализ существующих определений понятий «механизм», «механизм регулирования». На основе анализа определений с учетом отраслевой специфики сформулировано авторское определение механизма регулирования системы долговременного ухода. По результатам написания статьи авторами сделан вывод, что сформированный механизм способен обеспечить скоординированное и межведомственное взаимодействие между всеми участниками системы долговременного ухода на региональном и муниципальном уровнях, а также привлечение дополнительных финансовых, кадровых, организационных ресурсов для оказания социальных услуг по уходу должного качества, что позволит удовлетворить в полном объеме потребность в них у получателей услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дерен И.И., Самофатова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A MECHANISM FOR REGULATING THE LONG-TERM CARE SYSTEM FOR SENIOR CITIZENS IN STAVROPOL KRAI OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the issue of developing the interaction of participants in the system of long-term care for senior citizens. The solution of this problem will improve the quality and level of provision of social care services and will help to meet the existing interests and individual needs of the recipients of social services. The purpose of the article is to develop a mechanism for regulating the system of longterm care for older people using financial, personnel, organizational, managerial, information and technological components in the Stavropol Krai of the Russian Federation. The authors used such research methods as a systematic approach, analysis and systematization of information, methods of processing and displaying the information received. The article analyzes the existing definitions of the “mechanism”, “regulatory mechanism” concepts. Based on the analysis of definitions, considering industry specifics, the authors’ definition of the mechanism for regulating the longterm care system is formulated. Based on the results of the article, the authors concluded that the formed mechanism is able to ensure coordinated and interdepartmental interaction between all participants in the long-term care system at the regional and municipal levels, as well as attracting additional financial, human, organizational resources to provide social care services of proper quality, which will fully satisfy the need for them among the recipients of services.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ЛЮДЬМИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

= СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 338.46 DOI 10.26425/1816-4277-2023-4-169-178

Формирование механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения в Ставропольском крае Российской Федерации

Дерен Иванна Ивановна1

Д-р экон. наук, проф. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин ORCID: 0000-0001-9652-4092, e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Самофатова Ксения Алексеевна2

Соискатель

ORCID: 0000-0002-3900-6616, e-mail: kandikaeva@mail.ru

владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир, Россия

2Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия

Аннотация Ключевые слова

Статья посвящена вопросу развития взаимодействия участников в системе дол- Система, долговременный уход, говременного ухода за людьми старшего поколения. Решение этого вопроса по- пожилые граждане, услуги, меха-зволит повысить качество и уровень предоставления социальных услуг по уходу низм, механизм регулирования и поспособствует удовлетворению существующих интересов, индивидуальных потребностей у получателей социальных услуг. Цель статьи — разработка механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения с использованием финансового, кадрового, организационно-управленческого, информационно-технологического компонентов в Ставропольском крае Российской Федерации. Авторами были использованы такие исследовательские методы, как системный подход, анализ и систематизация информации, методы обработки и отображения полученной информации. В статье проведен анализ существующих определений понятий «механизм», «механизм регулирования». На основе анализа определений с учетом отраслевой специфики сформулировано авторское определение механизма регулирования системы долговременного ухода. По результатам написания статьи авторами сделан вывод, что сформированный механизм способен обеспечить скоординированное и межведомственное взаимодействие между всеми участниками системы долговременного ухода на региональном и муниципальном уровнях, а также привлечение дополнительных финансовых, кадровых, организационных ресурсов для оказания социальных услуг по уходу должного качества, что позволит удовлетворить в полном объеме потребность в них у получателей услуг.

Для цитирования: Дерен И.И., Самофатова К.А. Формирование механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения в Ставропольском крае Российской Федерации // Вестник университета. 2023. № 4. С. 169-178.

© Дерен И.И., Самофатова К.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

SOCIAL TECHNOLOGIES AND PROCESSES

Formation of a mechanism for regulating the long-term care system for senior citizens in Stavropol Krai of the Russian Federation

Ivanna I. Deren1

Dr. Sci. (Econ.), Prof. at the Humanities and Socio-Economic Disciplines Department ORCID: 0000-0001-9652-4092, e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Kseniia A. Samofatova2

Applicant

ORCID: 0000-0002-3900-6616, e-mail: kandikaeva@mail.ru

1Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir, Russia 2Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia

Abstract

The article is devoted to the issue of developing the interaction of participants in the system of long-term care for senior citizens. The solution of this problem will improve the quality and level of provision of social care services and will help to meet the existing interests and individual needs of the recipients of social services. The purpose of the article is to develop a mechanism for regulating the system of long-term care for older people using financial, personnel, organizational, managerial, information and technological components in the Stavropol Krai of the Russian Federation. The authors used such research methods as a systematic approach, analysis and systematization of information, methods of processing and displaying the information received. The article analyzes the existing definitions of the "mechanism", "regulatory mechanism" concepts. Based on the analysis of definitions, considering industry specifics, the authors' definition of the mechanism for regulating the long-term care system is formulated. Based on the results of the article, the authors concluded that the formed mechanism is able to ensure coordinated and interdepartmental interaction between all participants in the long-term care system at the regional and municipal levels, as well as attracting additional financial, human, organizational resources to provide social care services of proper quality, which will fully satisfy the need for them among the recipients of services.

Keywords

Long-term care system, senior citizens, services, mechanism, regulation mechanism

For citation: Deren I.I., Samofatova K.A. (2023) Formation of a mechanism for regulating the long-term care system for senior citizens in Stavropol Krai of the Russian Federation. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 169—178.

© Deren I.I., Samofatova K.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое развитие системы долговременного ухода за пожилыми получателями социальных услуг должно иметь четкие ориентиры на создание необходимых условий, которые позволяют каждому территориальному субъекту Российской Федерации (далее — РФ) владеть достаточными и необходимыми ресурсами для поддержания жизни людей старшего поколения на достойном уровне, а также обеспечивать комплексное социально-экономическое развитие и повышать конкурентные преимущества национальной экономики.

Объем платных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ ежегодно увеличивается. Так в 2019 г. объем составил 27,4 млрд руб., а в 2020 г. — 28,2 млрд руб., в 2021 г. — 28,5 млн руб., в 2022 г. — 31,2 млн руб. [1; 2].

Цель статьи заключается в разработке механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения с использованием финансового, кадрового, организационно-управленческого, информационно-технологического компонентов в Ставропольском крае РФ.

Поставленная авторами цель определила основные задачи исследования, заключающиеся в:

— исследовании существующих определений понятий «механизм», «механизм регулирования» в российской и зарубежной научной литературе;

— формулировании авторского определения термина «механизм регулирования системы долговременного ухода» с учетом мнений ученых-экономистов и экспертов;

- рассмотрении опыта регулирования системы долговременного ухода в зарубежных странах;

- разработке авторского механизма регулирования системы долговременного ухода по материалам исследования.

Методологической основой написания статьи послужили труды российских и зарубежных ученых-экономистов. При проведении исследования авторами использовались следующие методы научного познания: системный подход — для формирования механизма регулирования системы долговременного ухода в сфере социального обслуживания населения; анализ — для определения и корреляции направлений совершенствования развития системы долговременного ухода за людьми старшего поколения в пилотных учреждениях; синтез — для раскрытия сущности и идентификации существующих определений в научной литературе, для формулирования авторского определения термина «механизм регулирования системы долговременного ухода», а также методы обработки и отображения полученной информации при помощи программы Microsoft Excel.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В сложившихся условиях современного общества, характеризующегося увеличением количества людей старше трудоспособного возраста, вопрос внедрения системы долговременного ухода за получателями паллиативного и геронтологического профиля становится все более актуальным и требует незамедлительного решения. Число граждан, нуждающихся в долговременном уходе, растет с каждым днем не только на территории РФ, но и во всем мире. В связи с этим данный вопрос привлекает внимание политических деятелей и общества.

Специалисты сферы социального обслуживания и отрасли здравоохранения в настоящее время сталкиваются с проблемой обеспечения и предоставления должного качества социальных услуг по уходу для удовлетворения индивидуальных потребностей маломобильных и немобильных людей старшего поколения, которые нуждаются в длительном и долгосрочном уходе. Также одними из важных проблем на сегодняшний день остаются стоимость долговременного ухода, его регулирование и проведение оценки качества.

Повышение качества предоставления социальных услуг гражданам старшего поколения во многом зависит от уровня подготовки и профессиональных качеств персонала, задействованного в долговременном уходе. Применение знаний, полученных во время обучения по программам дополнительного профессионального образования, в профессиональной деятельности специалистов способствует более эффективному выполнению должностных обязанностей [3]. Для построения оптимального плана дополнительного профессионального образования может быть использован цифровой след [4].

Формирование механизма регулирования системы долговременного ухода тоже затруднено в связи с отсутствием единого понятийно-категориального аппарата касательно трактования основных понятий в сфере социального обслуживания населения.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Для формулирования авторского определения термина «механизм регулирования системы долговременного ухода», прежде всего, необходимо подробнее изучить существующие трактовки понятий «механизм», «регулирование» и «механизм регулирования». Первое упоминание термина «механизм» встречается в технических науках для описания производственных и социальных процессов в их взаимодействии. В зарубежной экономической теории присутствуют различные представления категории «механизм».

Так Дж.М. Кейнс употребляет понятие «механизм» в естественнонаучном значении, описывая при этом разные виды механизмов — механизм экономической системы и внешней торговли [5]. М. Фридман в работе «Количественная теория денег» упоминает понятия «экономический механизм», «клиринговый механизм» и использует их в естественнонаучном значении. Также он разработал модель «передаточного механизма», которая гарантировала «передачу» воздействия объема денежного предложения на все экономические процессы [6].

У. Аллен рассматривал механизм как аналитическую модель [7]. И. Бернар, Ж.-К. Колли в своих работах отмечают, что механизм представляет собой способ и процесс взаимодействия между всеми экономическими субъектами [8]. Л. Гурвич уточняет, что механизм можно рассматривать с позиции организации игры, в результате которой происходит обмен коммуникациями и необходимой информацией [9]. А. Кульман в своих исследованиях отмечает, что механизм существует при определенной последовательности, приводящей к возможным результатам и достижению показателей [10].

Термин «механизм» является междисциплинарным, так как он достаточно часто встречается в некоторых отраслях и дисциплинах. В российской научной литературе механизм рассматривают с нескольких сторон. Некоторые авторы определяют механизм как систему организации взаимодействия [11—13] или как совокупность элементов, средств и методов [14—17]. Другие авторы под механизмом понимают совокупность ресурсов, способов и взаимосвязанных элементов, направленных на реализацию экономических процессов [18; 19].

Механизм как инструмент воздействия есть процесс регулирования каким-либо объектом управления. Другие авторы понимают под регулированием «вид управленческой деятельности, направленный на устранение отклонений, сбоев, недостатков» [20, с. 182]. В.Р. Веснин обращает внимание, что «регулирование есть деятельность по поддержанию заданных параметров» [21, с. 234].

Авторами сделан вывод, что понятие «механизм регулирования системы долговременного ухода» в научной литературе не сформировано. Проведенный анализ понятийно-категориального аппарата по определению трактований таких терминов, как «механизм», «регулирование», «механизм регулирования» дает возможность сформулировать авторское определение выражения «механизм регулирования системы долговременного ухода» с учетом мнений российских и зарубежных ученых.

В рамках настоящего исследования под термином «механизм регулирования системы долговременного ухода» следует понимать деятельность участников системы долговременного ухода (Фонд пенсионного и социального страхования; государственные органы власти и управления территориальных субъектов; подведомственные организации отрасли социального обслуживания и отрасли здравоохранения; федеральные учреждения медико-социальной экспертизы; страховые эксперты; работники, задействованные в обеспечении социальных услуг по уходу; граждане, осуществляющие уход и нуждающиеся в уходе). Такая система основана на межведомственном взаимодействии и перераспределении полномочий между объектами и субъектами управления, направлена на упорядочение деятельности организаций на всех уровнях и на повышение качества жизни людей пожилого поколения, а также на реализацию их системной поддержки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В некоторых зарубежных странах (Австрия, Германия, Швейцария, Япония и других) проблема обеспечения качества и регулирования долгосрочного ухода стоит очень остро. В связи с этим подготовлены и опубликованы нормативно-правовые документы, в которых подробно описаны процессы и требования, в соответствии с которыми территориальные хозяйственные единицы (коммерческие, некоммерческие) подают заявки и необходимую документацию на предоставление и обеспечение услуг долговременного ухода всем нуждающимся гражданам [22]. В то же время авторами акцентируется внимание

на проведении регулярного текущего контроля качества (проверки и аудиты) поставщиков услуг в системе долговременного ухода. Также исследователи обращают внимание, что в Австралии, Великобритании, Испании и Нидерландах системы регулирования построены иным образом. В этих странах основной упор делается на непрерывный контроль качества предоставления услуг, который осуществляется посредством проведения инспекций. Авторы выделяют одну из проблем в организации регулирования в перечисленных выше странах — дифференциацию между социальными и медицинскими моделями долговременной помощи [23].

Местные органы власти в Южной Корее регулируют и лицензируют деятельность поставщиков услуг в системе долговременного ухода. В то же время подчиненность разным органам власти в сфере здравоохранения и социального обслуживания затрудняет координацию всех действий. Деятельность государственных органов направлена на интеграцию и регулирование всех аспектов долговременного ухода. В Южной Корее, Германии, Нидерландах, Японии услуги и долговременный уход должны соответствовать утвержденным единым стандартам качества, которые контролируются на регулярной основе [24].

Начиная с 2018 г. в пилотных субъектах РФ реализуется система долговременного ухода за людьми старшего возраста. В 2019 г. в их число был включен Ставропольский край [25]. Сфера социального обслуживания населения на территории Ставропольского края состоит из специализированных учреждений и организаций, обслуживающих опосредованно и напрямую рынок социальных услуг по уходу [26].

Формирование механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения представляется в настоящее время чрезвычайно актуальной и важной, социально значимой проблемой с позиции повышения результативности и эффективности управления на региональном уровне и достижения приоритетных социально-ориентированных целей, задач социальной стратегии государства (рис. 1).

По мнению авторов, механизм регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения должен формироваться на основе принципов и концепций управления на государственном уровне и максимально учитывать специфические отраслевые и межведомственные особенности экономической и социальной среды на региональном уровне с учетом внешних и внутренних факторов. Формирование механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения основывается на достижении поставленных целей и социально-экономических показателей развития системы долговременного ухода, определяемых управленческими структурами.

Регулирование системы долговременного ухода за людьми пожилого поколения является важной частью функционирования системы управления в сфере социального обслуживания населения в условиях рыночной экономики и направлено на согласование и совершенствование организации всех процессов с учетом требований внешней среды.

Регулирование системы долговременного ухода осуществляется согласно горизонтальным и вертикальным управленческим процессам, важной основой которых является централизованное управление качеством предоставления социальных услуг по уходу на основе системного подхода и совершенствования качественных, организационных параметров системы долговременного ухода.

Вертикальный процесс в сформированном авторами механизме регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения в Ставропольском крае определяется наличием следующих особенностей:

— информационные потоки, направленные сверху вниз (прямые связи), посредством которых происходит централизованная и автоматизированная передача необходимой информации о регулировании организационных процессов в системе долговременного ухода — от органов государственного управления выше рангом к руководящему звену нижнего ранга по обеспечению социальных услуг по уходу (на всех уровнях), при скоординированной деятельности которых возможно достижение максимального мультипликативного эффекта от качественного регулирования и управления деятельностью уполномоченных участников системы долговременного ухода;

— информационные потоки, направленные снизу-вверх (обратные связи), из одной информационной среды уполномоченных организаций, задействованных в системе долговременного ухода за людьми старшего возраста, где каждая территориальная единица, согласно своим установленным нормативам, отвечает за определенное направление при реализации и развитии рынка социальных услуг по уходу.

Обратные связи для органов государственной власти в системе долговременного ухода отражают расположение всех участников данной системы с их сильными и слабыми сторонами, представляют собой

аналитическую основу для модернизации процесса регулирования сферы социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу.

Внешняя среда сферы социального обслуживания населения и рынка социальных услуг по уходу

Г"

Факторы прямого воздействия: трудовые ресурсы, потребители, поставки оборудования, конкуренты, законы и регулирующие акты

Факторы косвенного воздействия: научно-технический процесс, политические и социокультурные факторы, состояние экономики

1

8

Фонд пенсионного и социального страхования

2аЛ <

Министерство здравоохранения Ставропольского края

Субъекты управления 2а

Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края

V__-

Координационный совет по созданию

системы долговременного ухода

Формирование целей, стратегий, типовой модели, обязательств и контроля в области качества социальных услуг по уходу

2

7

Объекты управления

Система долговременного ухода

6

3

Организационное обеспечение системы долговременного ухода Руководство по обеспечению

Поставщики социальных услуг

Службы и подразделения Пункты проката технических средств реабилитации

| Школы ухода

Центры дневного

пребывания

6

6

Обеспечение функционирования системы долговременного ухода Руководство по обеспечению

Организации социального обслуживания населения, медицинские организации Службы и подразделения Выявление граждан

Определение индивидуальной потребности и подбор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальных услуг по уходу

Предоставление услуг

и социального сопровождения I________________J

3б —>1

Обеспечение координации и контроля системы долговременного ухода Руководство по обеспечению

Региональный и территориальный координационные центры

Службы и подразделения

Учреждения медико-социальной

экспертизы, страховой эксперт

4

5

Конечные потребители — получатели социальных услуг по уходу (граждане пожилого возраста и инвалиды)

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Механизм регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения в Ставропольском крае

Прямые вертикальные связи в механизме регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения включают:

1) регулирование деятельности уполномоченных учреждений с учетом информационных потоков во внешней среде;

2) регулирование деятельности уполномоченных учреждений, предоставляющих социальные услуги на объектах управления;

3) введение нормативной, организационной, распорядительной документации для регламентирования деятельности (постановления Правительства, распоряжения, приказы структурных министерств, приказы по основной деятельности, целевые программы по оценке качества, положения и т.д.);

4) воздействие механизма по регулированию и управлению качеством на объектах управления сферы социального обслуживания;

5) итоговую оценку качества социальных услуг по уходу получателями социальных услуг пожилого возраста.

Обратные вертикальные связи включают:

1) информацию, получаемую от реальных потребителей, о качестве социальных услуг по уходу;

2) информацию о межведомственном взаимодействии и синхронизации действий между участниками механизма регулирования;

3) информацию от уполномоченных организаций в системе долговременного ухода о результатах обеспечения услугами пожилых граждан;

4) обратную связь от конечных получателей услуг и субъектов управления о качестве предоставляемых социальных услуг по уходу.

Горизонтальные связи в механизме регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения содержат:

— 2а и 2б — информационные потоки сотрудничества и взаимообменов между субъектами регулирования рынка социальных услуг по уходу (рис. 1);

— 3а и 3б — информационные потоки сотрудничества и взаимодействий между организационными структурами (объектами) отрасли социальных услуг по уходу с потоками информации в инфраструктурах исследуемого рынка (рис. 1).

Компоненты механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения представлены на рисунке 2.

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Компоненты механизма регулирования системы долговременного ухода

за людьми старшего поколения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Улучшение объектов социальной инфраструктуры гериатрического профиля и развитие системы долговременного ухода за людьми старшего поколения невозможно без активного вмешательства и координации со стороны государства. Использование механизма регулирования системы долговременного ухода за людьми старшего поколения позволит не только наладить рынок социальных услуг по уходу и сферу социального обслуживания населения, но и организовать межведомственное взаимодействие между всеми участниками системы долговременного ухода.

Предложенный в настоящем исследовании механизм регулирования системы долговременного ухода является инструментом управления и синхронизации деятельности всех участников, задействованных в системе долговременного ухода, что в результате обеспечит повышение качества предоставляемых социальных услуг по уходу, поддержку жизнедеятельности для сохранения привычного качества жизни людей пожилого поколения, а также содействие работникам, оказывающим долговременный уход.

Таким образом, механизм регулирования системы долговременного ухода функционирует на основе воздействия на него органов государственного управления и координирующих учреждений, получающих обратную связь не только о качестве социальных услуг, но и об эффективности работы всех участников. Разработанный авторами механизм будет способствовать развитию сферы социального обслуживания пожилого населения в отношении оказания системной и низко технологической помощи нуждающимся в уходе.

Библиографический список

1. Дерен И.И. Экономические тенденции в сфере услуг в Российской Федерации с учетом глобальных факторов. Вестник Национальной академии туризма. 2020;3(55):34-37.

2. Федеральная служба государственной статистики. Объем платных услуг населению по Российской Федерации по годам. 2022. https://www.gks.ru/folder/13877 (дата обращения: 01.03.2023).

3. Sakharchuk N.S., Kazantseva N.V, Bakhareva A.P. The market of vocational professional éducation in Russia in the new economic conditions. E-Management 2022;5(2):35-44. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-35-44

4. Дьяченко М.С., Леонов А.Г. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху. E-Management 2022;5(4):23-30. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30

5. Keynes J.M. The General Theory of Employment, Interest andMoney. London: Macmillan (reprinted 2007); 1936. 190 p.

6. Friedman M. The quantity theory of money: a restatement. Studies in the quantity theory of money. 1956;5:3-31.

7. Allen W Specie-flow Mechanism. In: Eatwell, J., Milgate, M., Newman, P. (eds) Money. London: The New Palgrave. Palgrave Macmillan; 1989:316-319. https://doi.org/10.1007/978-1-349-19804-7_40

8. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: Французская,русская, английская, немецкая, испанская терминология. Т. 2. М.: Международные отношения; 1997. 784 с.

9. Hurwicz L. Institutions as Families of Game Forms. The Japanese Economic Review. 1996;47(2):113-132. https://doi. org/10.1111/j.1468-5876.1996.tb00038.x

10. Kulman A. Economic mechanisms. M.: Изд. группа «Прогресс»; 1993. 188 c.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-e изд., доп.; 1999. http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения: 02.03.2023).

12. Горкин А.П. Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; 2013. 1551 с.

13. Горбунов Ю.В., Соколова О.Н. Теория и практика использования вузовских научных разработок промышленными предприятиями при формировании механизма ихустойчивогоразвития:: монография. Барнаул: Изд-во АлтГУ; 2015. 187 с.

14. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М; 2017. 512 с.

15. Кучерова Е.Н., Бармашов К.С. Структурирование проблем устойчивого развития машиностроительного предприятия: Учебное пособие. Вязьма: РИЦ ВФ ГОУ МГИУ; 2016. 90 с.

16. Бычкова А.Н. Экономический механизм: определение, классификация и применение. Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010;(4):37-43.

17. Цветков А.Н. Инновационный императив для России: монография. СПб: СпбГИЭУ; 2010. 218 с.

18. Магафуров К.Б. Устойчивое развитие общества лежит в плоскости гармонии с природой. Устойчивое развитие территорий: теория и практика. 2016:84-85.

19. Чаленко А.Ю. О понятийной неопределенности термина «механизм» в экономических исследованиях. Экономика промышленности. 2010;3(51):26—33.

20. Кузьмин А.Е., Мельник А.Г. Основы менеджмента: учебник. М.: «Академиздат»; 2013. 416 с.

21. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. М.: Триада, Лтд; 1996. 384 с.

22. Mor V., Leone T., Maresso A. (eds.). Regulating Long-Term Care Quality: An International Comparison (Health Economics, Policy and Management). Cambridge: Cambridge University Press; 2014. 519 p. https://doi.org/10.1017/CBO9781107323711

23. Horton J., Goodman J. The Challenges of Regulation in Long-Term Care. North Carolina medicaljournal. 2010;71:148-150. https://doi.org/10.18043/ncm.71.2.148

24. Kotschy R., Bloom D. A comparative perspective on long-term care systems. International Social Security Review. 2022;75:47-69. https://doi.org/10.1111/issr.12307

25. Самофатова К.А. Алгоритм функционирования системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в рамках государственно-частного партнерства. Социальная политика и социология. 2020;4(137):50-58. https://doi. org/10.17922/2071-3665-2020-19-4-50-58

26. Andryushchenko G.I., Savina M.V, Soldatov A.A., Bikbulatova A.A., Samofatova K.A. Efficiency Improvement of Long-Term Care for Senior Citizens in the Russian Federation. Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2019;2(8):58-67. https://doi.org/10.2478/ajis-2019-0017

References

1. Deren I.I. Economic trends in the service sector in the Russian Federation taking into account global factors. Vestnik Nat-sionalnoi akademii turizma. 2020;3(55):34-37. (In Russian).

2. Federal State Statistics Service. The volume of paid services to the population in the Russian Federation byyear. 2022. https://www. gks.ru/folder/13877 (accessed 01.03.2023).

3. Sakharchuk N.S., Kazantseva N.V, Bakhareva A.P. The market of vocational professional education in Russia in the new economic conditions. E-Management. 2022;5(2):35-44. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-2-35-44

4. Dyachenko M.S., Leonov A.G. Digital footprint in education as a driver of professional growth in the digital age. E-Management. 2022;5(4):23-30. https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-4-23-30 (in Russian).

5. Keynes J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money. London: Macmillan (reprinted 2007); 1936. 190 p.

6. Friedman M. The quantity theory of money: a restatement. Studies in the quantity theory of money. 1956;5:3-31.

7. Allen W Specie-flow Mechanism. In: Eatwell, J., Milgate, M., Newman, P. (eds.) Money. London: The New Palgrave. Palgrave Macmillan; 1989:316-319. https://doi.org/10.1007/978-1-349-19804-7_40

8. Bernar I., Colli J.-K. Explanatory economic and financial dictionary: French, Russian, English, German, Spanish terminology: Vol. 2. Moscow: International. relations; 1997. (In Russian).

9. Hurwicz L. Institutions as Families of Game Forms. The Japanese Economic Review. 1996;47(2):113-132. https://doi. org/10.1111/j.1468-5876.1996.tb00038.x

10. Kulman A. Economic mechanisms. Moscow: Publ. Group «Progress»; 1993. (In Russian).

11. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. 4th ed., revised and enlarged. 1999. http://ozhegov. info/slovar / (accessed 02.03.2023). (In Russian).

12. Gorkin A.P. Universal Encyclopedic Dictionary. Moscow: Great Russian Encyclopedia; 2013. (In Russian).

13. Gorbunov Yu.V, Sokolova O.N. Theory and practice of the use of university scientific developments by industrial enterprises in the formation of the mechanism of their sustainable development: monograph [Teoriya i praktika ispol'zovaniya vuzovskikh nauchnykh razrabotok promyshlennymi predpriyatiyami pri formirovanii mekhanizma ikh ustoichivogo razvitiya: monografiya]. Barnaul: Altai State University Publ. House; 2015. (In Russian).

14. Raizberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubtseva E.B. Modern Economic dictionary. 6th ed., revised and enlarged. Moscow: IN-FRA-M; 2017. (In Russian).

15. Kucherova E.N., Barmashov K.S. Structuring the problems of sustainable development of a machine-building enterprise: textbook [Struk-turirovanieproblem ustoichivogo razvitiya mashinostroitelynogopredpriyatiya: Uchebnoeposobie]. Vyazma: Branch of Moscow State Industrial University in Vyazma Publ. House; 2016. (In Russian).

16. Bychkova A.N. Economic mechanism: definition, classification and application. Herald of Omsk University. Series 'Economics". 2010; (4):37-43. (In Russian).

17. Tsvetkov A.N. Innovative imperative for Russia: monograph [Innovatsionnyi imperativ dlya Rossii: monografiya]. St. Petersburg: Saint Petersburg State University of Engineering and Economics Publ. House; 2010. (In Russian).

18. Magafurov K.B. Sustainable development of society lies in the plane of harmony with nature [Ustoichivoe razvitie obsh-chestva lezhit v ploskosti garmonii s prirodoi]. Sustainable development of territories: theory and practice [Ustoichivoe razvitie territorii: teoriyai praktika]. 2016:84—85. (In Russian).

19. Chalenko A.Yu. On the conceptual uncertainty of the term «mechanism» in economic research [O ponyatiinoi neopredelennosti termina «mekhanizm» v ekonomicheskikh issledovaniyakh]. Russian Journal of Industrial Economics. 2010;3(51):26—33. (In Russian).

20. 20. Kuzmin A.E., Melnik A.G. Fundamentals of management: textbook. Moscow: «Akademizdat»; 2013. (In Russian).

21. Vesnin VR. Fundamentals of management: textbook. Moscow: Triada, Ltd.; 1996. (In Russian).

22. Mor V, Leone T., Maresso A. (eds.). Regulating Long-Term Care Quality: An International Comparison (Health Economics, Policy and Management). Cambridge: Cambridge University Press; 2014. https://doi.org/10.1017/CB09781107323711

23. Horton J., Goodman J. The Challenges of Regulation in Long-Term Care. North Carolina medical journal. 2010;71:148-150. https://doi.org/10.18043/ncm.7L2.148

24. Kotschy R., Bloom D. A comparative perspective on long-term care systems. International Social Security Review. 2022; (75):47-69. https://doi.org/10.1111/issr.12307

25. Samofatova K.A. Algorithm of the functioning of the system of long-term care for elderly citizens in the framework of public-private partnership. Social Policy and Sociology (Social,nayapolitika i sociologiya). 2020;4(137):50-58. https://doi. org/10.17922/2071-3665-2020-19-4-50-58 (in Russian).

26. Andryushchenko G.I., Savina M.V, Soldatov A.A., Bikbulatova A.A., Samofatova K.A. Efficiency improvement of long-term care for senior citizens in the Russian Federation. Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2019;2(8):58-67. https:// doi.org/10.2478/ajis-2019-0017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.