Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
354
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА / ПОЖИЛЫЕ ГРАЖДАНЕ / УСЛУГИ / КАЧЕСТВО ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерен И. И., Самофатова К. А.

Статья посвящена исследованию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста. Цель статьи - проведение анализа современного состояния сферы социального обслуживания населения, а также рассмотрение сущности, задач, преимуществ и недостатков внедрения системы долговременного ухода на территории Российской Федерации. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что внедрение и развитие системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста является одной из приоритетных социальнозначимых задач Российской Федерации. Авторами предлагается использовать государственно-частное партнерство как один из инструментов обеспечения доступности квалифицированной и постоянной помощи гражданам пожилого возраста в системе долговременного ухода. В ходе написания статьи мы использовали такие методы исследования, как анализ, синтез, системный подход, методы отображения и обработки полученной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICS OF THE SYSTEM OF LONG-TERM CARE FOR SENIOR CITIZENS

The article is devoted to the study of the system of long-term care for senior citizens. The purpose of the article is to analyze the current state of the sphere of social services of the population, as well as to consider the essence, tasks, advantages and disadvantages of the introduction of a long-term care system on the territory of Russian Federation. According to the study results, the authors conclude that the introduction and development of a system of longterm care for senior citizens is one of the foreground and socially significant tasks of Russian Federation. The authors propose to use public-private partnership as one of the tools to provide senior citizens with the necessary level of availability of qualified and permanent assistance in the long-term care system. In the process of writing the article, the authors used such research methods as analysis, synthesis, a systematic approach, methods of displaying and processing the information received.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

УДК 338.46 JEL J11 DOI 10.26425/1816-4277-2023-2-110-118

Экономика системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста

Дерен Иванна Ивановна1

Д-р. экон. наук, проф. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин ORCID: 0000-0001-9652-4092, e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Самофатова Ксения Алексеевна2

Соискатель каф. стратегического планирования и управления жилищно-коммунальным комплексом ORCID: 0000-0002-3900-6616, e-mail: kandikaeva@mail.ru

владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир, Россия

2Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия

Аннотация Ключевые слова

Статья посвящена исследованию системы долговременного ухода за гражданами Система долговременного ухода, пожилого возраста. Цель статьи — проведение анализа современного состояния пожилые граждане, услуги, каче-сферы социального обслуживания населения, а также рассмотрение сущности, ство предоставляемых услуг, госу-задач, преимуществ и недостатков внедрения системы долговременного ухода дарственно-частного партнерство на территории Российской Федерации. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что внедрение и развитие системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста является одной из приоритетных социально-значимых задач Российской Федерации. Авторами предлагается использовать государственно-частное партнерство как один из инструментов обеспечения доступности квалифицированной и постоянной помощи гражданам пожилого возраста в системе долговременного ухода. В ходе написания статьи мы использовали такие методы исследования, как анализ, синтез, системный подход, методы отображения и обработки полученной информации.

Для цитирования: Дерен И.И., Самофатова К.А. Экономика системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста// Вестник университета. 2023. № 2. С. 110—118.

© Дерен И.И., Самофатова К.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Economics of the system of long-term care for senior citizens

Ivanna I. Deren1

Dr. Sci. (Econ.), prof. at the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines ORCID: 0000-0001-9652-4092, e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Kseniia A. Samofatova2

Applicant, Department of Strategic Planning and Management of Housing and Communal Complex ORCID: 0000-0002-3900-6616, e-mail: kandikaeva@mail.ru

1 Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir, Russia 2 Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia

Abstract

The article is devoted to the study of the system of long-term care for senior citizens. The purpose of the article is to analyze the current state of the sphere of social services of the population, as well as to consider the essence, tasks, advantages and disadvantages of the introduction of a long—term care system on the territory of Russian Federation. According to the study results, the authors conclude that the introduction and development of a system of long-term care for senior citizens is one of the foreground and socially significant tasks of Russian Federation. The authors propose to use public-private partnership as one of the tools to provide senior citizens with the necessary level of availability of qualified and permanent assistance in the long-term care system. In the process of writing the article, the authors used such research methods as analysis, synthesis, a systematic approach, methods of displaying and processing the information received.

Keywords

Long-term care system, senior citizens, services, service level, public-private partnership

For citation: Deren I.I., Samofatova K.A. (2023) Economics of the system of long-term care for senior citizens. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 110—118.

© Deren I.I., Samofatova K.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одной из наиболее значимых социальных трансформаций является старение населения как в мире, так и на территории Российской Федерации. Это отражается в конечном итоге на всех сферах экономики. Демографическое старение населения оказывает влияние, прежде всего, на рынок труда и занятости, сферу социального обслуживания, а также в целом на структуру домохозяйства и взаимоотношения между его членами, принадлежащими к разным поколениям. Старение населения приводит к увеличению числа людей, нуждающихся в постоянном медицинском и социальном уходе, которым в краткосрочном периоде потребуется долгосрочный уход. Одной из основных причин инвалидиза-ции, способствующей включению гражданина пожилого возраста в систему долговременного ухода, является полная или частичная утрата способности самостоятельно передвигаться или возможности осуществлять самообслуживание.

Снижение показателей рождаемости и увеличение продолжительности жизни нации привели к тому, что граждане пожилого возраста на протяжении последних пяти лет составляют более 25% от общей численности населения России (рис. 1). Этот показатель по прогнозу будет только расти [1].

Объем платных услуг для людей пожилого возраста и инвалидов, в том числе с различными видами деменции, в Российской Федерации (далее — РФ) ежегодно увеличивается. Так в 2019 г. данный объем составил 27,4 млрд рублей, а в 2020 г. составил 28,2 млрд рублей [2, 3].

Опыт Израиля и Австрии свидетельствует о том, что идеальной моделью обеспечения пожилых граждан, в том числе с различными видами деменции, квалифицированной медицинской помощью и социальным обслуживанием является система долговременного ухода, которая успешно внедрена и работает в данных странах.

К основным задачам создания и внедрения системы долговременного ухода в нашей стране относят следующие [4]:

1) создание в системе долговременного ухода необходимых условий для предоставления своевременных и квалифицированных услуг для полного удовлетворения нужд и потребностей пожилых людей с учетом уровня их типизации;

2) повышение качества организации порядка выявления пожилых граждан, которые нуждаются в услугах в системе долговременного ухода;

3) организация межведомственного взаимодействия между организациями социального обслуживания, учреждениями здравоохранения, Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России»;

4) поддержка родственников и (или) законных представителей, которые самостоятельно осуществляют уход за людьми пожилого возраста;

5) организация передачи полученных информационных сведений о состоянии получателей социальных услуг пожилого возраста, соответствующим структурам (синхронизация информационных систем).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При написании статьи авторами использовались следующие методы исследования: анализ — для корреляции и определения достоинств и недостатков внедрения и развития в пилотных учреждениях системы долговременного ухода за людьми старшего поколения; синтез — для формулирования авторского

40 000

38 000

32 000

30 000

— 26

- 25

— 22

21

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Год

I Численность населения в возрасте старше трудоспособного, тыс. чел. ~~ Доля численности населения в возрасте старше трудоспособного во всем населении, %

Составлено авторами по материалам источника [1] Рис. 1. Численность населения в возрасте старше трудоспособного, проживающих на территории Российской Федерации

36 000

че 34 000

28 000

определения «система долговременного ухода», а также для идентификации и раскрытия трактовки существующих определений; системный подход — для проведения анализа современного состояния сферы социального обслуживания населения; применены методы отображения и обработки полученной информации при помощи программного пакета Microsoft Excel.

ОБЗОР НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ

По итогам анализа существующих определений «системы долговременного ухода» следует:

1) в каждом пз определений внимание уделяется конкретной стороне системы долговременного ухода (на кого она направлена и для чего);

2) некоторые пз авторов рассматривают систему долговременного ухода как комплексную программу поддержки людей старшего поколения, акцент делая на возрастные ограничения или состояние здоровья, включая социальное обслуживание на дому и стационарное социальное обслуживание, поддержку семейного ухода и службы социального патронажа [4—6];

3) иные исследователи рассматривают систему долговременного ухода как модель или механизм, который определяет задачи, цели и содержание профессиональной деятельности работников учреждений социального обслуживания населения, организаций медицинского профиля при предоставлении квалифицированной помощи нуждающимся гражданам [7, 8];

4) Министерство труда России рассматривает систему долговременного ухода как «систему организации п предоставления органами и организациями социальных, медицинских и реабилитационных (абплптацпонных) услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанную на межведомственном взаимодействии» [9].

Учитывая существующие подходы, авторамп сформулировано следующее определение системы долговременного ухода — это комплекс мер сбалансированной социальной, реабилитационной и медицинской помощи гражданам пожилого возраста, включающий предоставление социальных услуг по уходу, входящих в пакет долговременного ухода (поддержка питания, личной гигиены, мобильности, состояния здоровья), основанных на принципах адресности, индивидуализации, конфиденциальности информации, синхронизации действий с целью получения мультипликативного эффекта.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В территориальных субъектах РФ на развитие системы долговременного ухода будет направлено свыше 94 млрд рублей в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография».

В рамках федерального проекта «Старшее поколение» включено мероприятие по созданию системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами, которая будет направлена на поддержание и развитие функциональных способностей людей старшего поколения. Система содержит медицинское п социальное обслуживание (в различных формах, а именно, с привлечением сиделок и патронажной службы), также поддержку ухода, предоставляемого родственниками и (или) законными представителями (рис. 2) [10].

Одной из актуальных проблем современности остается недостаточный уровень развития инфраструктурной доступности сферы социального обслуживания для людей старшего поколения [11, 12]. Для совершенствования инфраструктуры объектов социального обслуживания пожилых людей необходимо привлечение дополнительного

2 2 79,04 2 2 76,7 2 2S0 2 2S0 2 2S0

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Год

Составлено авторами по материалам источника [10]

Рис. 2. Объем финансового обеспечения мероприятий на создание системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами федерального проекта «Старшее поколение», млн руб.

инвестирования, которое позволит повысить качество предоставляемых социальных услуг в системе долговременного ухода, а также создание новых рабочих мест, задействованных в предоставлении и обеспечении социальных услуг по уходу.

В рамках проекта «Старшее поколение» предусматривается не только содействие приведению этих учреждений в надлежащее состояние, но и создание новых гериатрических центров (рис. 3).

100 -|

2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

Год

■ Факт □ План

Составлено авторами по материалам источника [5]

Рис. 3. Количество гериатрических центров в Российской Федерации для граждан пожилого возраста

Это позволит в среднесрочной перспективе ликвидировать очередность в стационарные учреждения, а также обеспечить безопасную и комфортную среду для получения социальных услуг по уходу людям старшего поколения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обеспечение социальными услугами в домашних условиях является наиболее востребованной формой обслуживания и в тоже время экономически выгодной для людей старшего возраста [13]. В связи с этим уход за маломобильными или немобильными гражданами пожилого возраста, независимо от уровня нуждаемости и группы типизации, оказывает огромное воздействие на их семейное окружение. Данное обстоятельство может привести к серьезному стрессу у тех, кто осуществляет основную часть ухода. Такой стресс может быть вызван физическими, эмоциональными и экономическими факторами.

Большинство лиц старшего поколения, нуждающиеся в долговременном уходе, как можно дольше хотят оставаться в своих домах. В основном это происходит из-за высокой стоимости долговременного ухода на базе стационарного обслуживания в специализированных учреждениях.

Ситуация с COVID-19 подчеркнула значимость сотрудников учреждений, задействованных в предоставлении долговременного ухода, в том числе социальных работников, сиделок, медицинских сестер, младшего медицинского персонала [14]. Однако, несмотря на первостепенную роль перечисленного выше персонала в поддержании экономического роста и жизнедеятельности пожилых граждан, работа в системе долговременного ухода часто остается недооцененной и в тоже время не берется в расчет при оценке объемов необходимых инвестиционных средств и разработке мероприятий социально-экономической политики.

Несмотря на резкий рост количества гериатрических центров, потребность в уходе не покрывается за счет предусмотренных мест в государственных учреждениях [15, 16]. Кроме того, среди трудно разрешаемых проблем удовлетворения потребностей пожилых с деменцией, самой острой остается высокая стоимость долгосрочного ухода в частных учреждениях (рис. 4).

Составлено авторами по материалам источников: [7, 10, 11, 13, 18]

Рис. 4. Экономика системы долговременного ухода в цифрах

При ежегодном увеличении количества различных заболеваний в будущем высокая стоимость долговременного ухода станет сложной проблемой для систем социального обслуживания населения и здравоохранения. Сегодня в мире ежегодные расходы на долговременный уход оцениваются более 800 млрд долл. США, и, по прогнозам экспертов, они будут только расти. Эта цифра включает расходы, связанные с неформальным уходом, расходы на социальное обслуживание на дому и расходы на медицинское обслуживание, то есть непосредственно на каждодневный уход.

В РФ социальное облуживание более 1,5 млн. пожилых финансируются государством. Более 2 млн человек — это граждане, которые имеют определенный дефицит самообслуживания, но им предоставляют услуги и помощь на дому либо на коммерческой основе. Важно отметить, что повседневная деятельность более 7 млн человек трудоспособного возраста включает ежедневные занятия по уходу за другими лицами, нуждающимися в посторонней помощи. Это важные цифры для представления общей потребности в обеспечении услугами в рамках долговременного ухода на территории РФ.

По предварительным оценкам текущие бюджетные расходы на социальное обслуживание людей старшего поколения составляют 320 млрд рублей. Неоплачиваемый труд родственников/законных представителей и расходы домохозяйств оценивается более 1 трлн рублей.

Одним из явных преимуществ создания и внедрения системы долговременного ухода является забота об одиноко проживающих людях старшего поколения.

Также важно отметить, что пансионаты низкого ценового сегмента составляют подавляющее большинство. В таких пансионатах стоимость проживания составляет примерно 30 тыс. рублей в месяц, есть регионы, в которых стоимость за проживание меньше. Это означает, что даже для самых богатых регионов нашей страны эта стоимость большая, и реальная платежеспособная аудитория не может оплачивать ее. В результате чего это непривлекательно для инвестиций и для частных партнеров и ниже порогового значения себестоимости качественной, безопасной, нормальной услуги в системе долговременного ухода.

Как и у любой системы общественных отношений, помимо явных преимуществ, у системы долговременного ухода за людьми старшего поколения есть свои недостатки, сказывающиеся на качестве и доступности услуг, которые предоставляют работники пилотных организаций, такие как:

— подчинение разным органам исполнительной власти — Министерству труда и социальной защиты и Министерству здравоохранения и в тоже время предъявление различных региональных требований к обслуживанию в организациях, подведомственных разным министерствам;

— отсутствие единого подхода к управлению и финансированию системой;

— в штатном расписании отсутствуют сиделки, освоившие программы профессионального обучения и прошедшие курсы повышения квалификации. Из-за этого выявляется несоответствие уровня квалификации требованиям, предъявляемых в соответствии с должностными обязанностями и утвержденными профессиональными стандартами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическое предоставление социальных услуг и низкотехнологичной помощи в рамках системы долговременного ухода для людей пожилого и старческого возраста позволит обеспечить не только ведение полноценной жизни посредством минимизации или частичной компенсации потери самостоятельности, но и их здоровое старение и поддержание физического и психологического здоровья.

Рост доходов повышает ожидания в отношении качества жизни в пожилом возрасте. Предложение неформального ухода потенциально сокращается и становится нелегко достичь повышения производительности труда в таком комплексном секторе. Все эти факторы увеличивают стоимость ухода за маломобильными/немобильными гражданами с различным уровнем нуждаемости. А в ближайшие годы прогнозируется дальнейшее существенное увеличение расходов на долговременный уход в целом.

Решение существующих и возникающих социальных, экономических и управленческих проблем в сфере социального обслуживания населения, в том числе в системе долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, возможно при условии интегрального объединения необходимых ресурсов, усилий государства и всех секторов экономики. Одним из востребованных инструментов в данной сфере, позволяющий обеспечить гражданам пожилого возраста необходимую доступность квалифицированной, постоянной и специализированной помощи в рамках системы долговременного ухода, является развитие и внедрение в сферу социального обслуживания населения государственно-частного партнерства [17].

Несмотря на то что последние проекты в исследуемой сфере в рамках государственно-частного партнерства были реализованы в 2019 г., мы считаем, что это достаточно действенный механизм для построения эффективной системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения. Трансформация взглядов на методы государственного регулирования и необходимость осуществления инвестиционных проектов обуславливают интерес к государственно-частному партнерству в РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях существующих бюджетных ограничений на уровне субъектов РФ использование государственно-частного партнерства позволит повысить доступность качественных услуг, соответствующих современным государственным стандартам, а также задачам ускоренного социально ориентированного развития.

При этом необходимо соблюдение базовых составляющих как со стороны концедента, так и со стороны частных партнеров.

Важным со стороны концедента (публичный партнер — государство, субъект РФ) является обеспечение гарантий загрузки, недискриминационный доступ к бюджетному финансированию, включение компенсации расходов на строительство и амортизацию капитальных затрат в тарифы.

Со стороны концессионера (частный партнер — бизнес-структура, юридическое лицо) значимым является профессиональный подход к деятельности в области долговременного ухода, подбор квалифицированных кадров, компетентных в вопросах предоставления социальных услуг, прозрачность деятельности, мультиканальная система финансирования, которая поддерживает растущий спрос на уход за пожилыми гражданами и предоставление им необходимой помощи.

Все это позволит создать условия для развития безопасного рынка частных пансионатов для пожилого населения, нуждающегося в долговременном уходе.

Дальнейших исследований требуют вопросы проведения сравнительного анализа системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в Ставропольском крае с отдельными регионами РФ.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту, https:// rosstat.govru/storage/mediabank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (дата обращения: 24.12.2022 г.).

2. Дерен И.И. Экономические тенденции в сфере услуг в Российской Федерации с учетом глобальных факторов. Вестник Национальной академии туризма. 2020;3(55):3437 с.

3. Дерен И.И. Экономическая оценка развития отдельных видов услуг в России в условиях пандемии Covid-19. Вестник Национальной академии туризма. 2021;3(59):1416 с.

4. Обобщение лучших практик центров социального обслуживания населения Ставропольского края по реализации долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Ставрополь, 2020. 156 с. https://dposoc. ru/upload/iblock/539/0w1v7plv2j0px3aw1wrk6ntngu5xdzpr.pdf (дата обращения: 25.12.2022 г.).

5. Ткачева О.Н. Развитие гериатрической помощи в Российской Федерации. Предварительные итоги 2021 года. [Презентация] 2021. https://rgnkc.ru/upload/files/Star_Pokolenie/Razvitie_geriatricheskoy_pomoshi_RF_noyab_2021.pdf (дата обращения: 25.12.2022 г.).

6. Колосова Г.В. Институционализация долговременного ухода за пожилыми: опыт Санкт-Петербурга. Социальные и гуманитарные знании. 2021;2(26):194203. http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-2-194-203

7. Холостова, Е.И. Долговременный уход: сущность, организация, технологии и средства реализации: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.И. Холстовой, Л.И. Кононовой. 2-е изд. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. 265 с.

8. Дегтярев Г.П., Дегтярев А.Г., Нагибин О.А. Технологии и стандарты долговременного ухода за пожилыми людьми: международная и российская практика. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2020;5(6):37-44. http://doi. org/10.26347/1607-2502202005-06037-044

9. Российская Федерация. Приказ Минтруда России от 29.12.2021 № 929 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе». https://docs.cntd.ru/document/727973632 (дата обращения: 25.12.2022 г.).

10. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Паспорт федерального проекта «Старшее поколение». https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (дата обращения: 26.12.2022 г.).

11. Российская Федерация. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». https://docs.cntd.ru/document/499067367 (дата обращения: 26.12.2022 г.).

12. Andryushchenko G.I., Savina M.V., Soldatov A.A., Bikbulatova A.A., Samofatova K.A. Efficiency Improvement of Long-Term Care for Senior Citizens in the Russian Federation. Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2019;2(8):5867. http:// doi.org/10.2478/ajis-2019-0017

13. Благотворительный фонд пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Система долговременного ухода. https://starikam.org/sdu/ (дата обращения: 27.12.2022 г.).

14. Попов Ю.А. Актуальные проблемы системы социального обслуживания населения в РФ. Дневник науки. 2022;1(61).

15. Создание сети современных гериатрических центров [Презентация]. 20.05.2016. https://www.seniorgroup.ru/upload/ iblock/596/596bf7258349b28b4748833529eb1a87.pdf (дата обращения: 28.12.2022 г.).

16. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Дашков и К, 2017. 340 с.

17. Matthews J. Long-term Care: how to plan and pay for it [Долгосрочный уход: как его планировать и оплачивать]. Berkeley, CA: Nolo, 2018. 384 p.

18. Методические рекомендации по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в субъектах Российской Федерации. https://tdip2.rnd.socinfo.ru/media/2019/10/21/1266149895/ Metodicheskie_rekomendacii_v_regiony.pdf (дата обращения: 28.12.2022 г.).

References

1. Federal State Statistics Service. The population of the Russian Federation by gender and age. https://rosstat.gov.ru/storage/medi-abank/Bul_chislen_nasel-pv_01-01-2021.pdf (accessed 24.12.2022). (In Russian).

2. Deren I.I. Economic trends in the service sector in the Russian Federation taking into account global factors. Vestnik Natsionalnoy akademii turizma. 2020;3(55):34-37 pp. (In Russian).

3. Deren I.I. Economic assessment of the development of certain types of services in Russia in the context of the Covid-19 pandemic. Vestnik Natsionalnoy akademii turizma. 2021;3(59):1416 pp. (In Russian).

BecmnuK ynmepcumema № 2, 2023

4. Generalization of the best practices of the centers of social services of the population of the Stavropol Territory for the implementation of long-term care for elderly and disabled citizens. Stavropol, 2020. https://dposoc.ru/upload/ iblock/539/0w1v7plv2j0px3aw1wrk6ntngu5xdzpr.pdf (accessed 25.12.2022). (In Russian).

5. Tkacheva O.N. Development of geriatric care in the Russian Federation. Preliminary results of 2021. [Presentation] 2021. https://rgnkc.ru/upload/files/Star_Pokolenie/Razvitie_geriatricheskoy_pomoshi_RF_noyab_2021.pdf (accessed 25.12.2022). (In Russian).

6. Kolosova G.V Institutionalization of long—term care for the elderly: the experience of St. Petersburg. Social and humanitarian knowledge. 2021;2(26):194203. http://dx.doi.org/10.18255/2412-6519-2021-2-194-203 (In Russian).

7. Long—term care: the essence, organization, technologies and means of implementation: educational and methodical manual / Edited by E.I. Kholstova, L.I. Kononova. 2nd ed. Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K», 2020. (In Russian).

8. Degtyarev G.P, Degtyarev A.G., Nagibin O.A. Technologies and standards of long-term care for the elderly: international and Russian practice. Problems of standardisation in healthcare. 2020;5(6):3744. http://doi.org/10.26347/1607-2502202005-06037-044 (In Russian).

9. Russian Federation. Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 12.29.2021 No. 929 "On the implementation in Certain Subjects of the Russian Federation in 2022 of a standard model of a system of long-term care for Elderly citizens and disabled people in need of outside care". https://docs.cntd.ru/document/727973632 (accessed 25.12.2022). (In Russian).

10. Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. Passport of the federal project «Older generation». https:// mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography/3 (accessed 26.12.2022). (In Russian).

11. Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation dated December 28, 2013 No. 442-FZ "On the Basics of Social services for Citizens in the Russian Federation". https://docs.cntd.ru/document/499067367 (accessed: 26.12.2022). (In Russian).

12. Andryushchenko G.I., Savina M.V, Soldatov A.A., Bikbulatova A.A., Samofatova K.A. Efficiency Improvement of Long-Term Care for Senior Citizens in the Russian Federation. Academic Journal of Interdisciplinary Studies. 2019;2(8):5867. http:// doi.org/10.2478/ajis-2019-0017

13. Charity Foundation for the Elderly and disabled «Old age is a joy». Long-term care system. https://starikam.org/sdu/ (accessed 27.12.2022). (In Russian).

14. Popov Yu.A. Actual problems of the social service system in the Russian Federation. Diary of Science. 2022;1(61). (In Russian).

15. Creation of a network of modern geriatric centers [Presentation]. 20.05.2016. https://wwwseniorgroup.ru/upload/ iblock/596/596bf7258349b28b4748833529eb1a87.pdf (accessed 28.12.2022). (In Russian).

16. Kholostova E.I. Social work with the elderly: A textbook for bachelors. 7th ed., reprint. and additional M.: Dashkov and K, 2017. 340 p. (In Russian).

17. Matthews J. Long-term Care: how to plan and payfor it. Berkeley, CA: Nolo, 2018. 384 p.

18. Methodological recommendations for the creation of a system of long-term care for elderly and disabled citizens in the subjects of the Russian Federation. https://tdip2.rnd.socinfo.ru/media/2019/10/21/1266149895/Metodicheskie_re-komendacii_v_regiony.pdf (accessed 28.12.2022). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.