Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА 4P / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРИОРИТЕТНОЕ ЧИСЛО РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Л.В., Кармишина А.С.

Одной из ключевых задач развития строительного комплекса является повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятий в целом. В работе предложена методика оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности строительных компаний и организаций, с использованием приоритетного числа риска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF MEASURES AIMED TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF CONSTRUCTION INDUSTRY ENTERPRISES

One of the key tasks in the development of the construction complex is to improve the quality and competitiveness of manufactured products and enterprises in general. The paper proposes a methodology for assessing the effectiveness of measures aimed at improving the competitiveness of construction companies and organizations, using the priority number of risk.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ»

Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий строительной

индустрии

Л.В. Макарова, А.С. Кармишина Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза

Аннотация: Одной из ключевых задач развития строительного комплекса является повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятий в целом. В работе предложена методика оценки эффективности мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности строительных компаний и организаций, с использованием приоритетного числа риска.

Ключевые слова: методика 4P, повышение конкурентоспособности, оценка эффективности, приоритетное число риска.

В современных условиях для предприятий строительной отрасли конкуренция является движущей силой развития, а проблема повышения конкурентоспособности приобретает первостепенную важность [1,2]. Именно низкая конкурентоспособность часто является решающим фактором прекращения деятельности предприятий, не отвечающим требованиям рынка, а конкурентоспособные предприятия продолжают функционировать и развиваться.

Руководители предприятий должны находить новые инструменты управления предприятиями и пути повышения конкурентного положения. Исследование потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции дает возможность предприятию выявить его преимущества и недостатки перед другими игроками, представленными на рынке, создать перспективные конкурентные стратегии и сохранять конкурентные преимущества [3,4].

Управленческие решения выступают в качестве основного инструмента воздействия, поскольку их разработка, принятие, реализация и контроль составляют сущность деятельности управленческого аппарата [3,5].

Оценка эффективности управленческих решений выступает важнейшим этапом всей деятельности по принятию этих решений. Эта оценка

обеспечивает возможность дальнейшего функционирования системы посредством работы над ошибками и отбора наиболее эффективных управленческих решений.

Основные этапы процесса оценки эффективности управленческих решений представлен на рис. 1.

Выявление критериев оценки конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности предприятия

Разработка перечня мероприятии, направленных на обеспечение (повышение) конкурентоспосо бно стп

_т_

Выбор наиболее эффективного

управленческого решения, направленного на повышение конкурентоспособное тн

Рис. 1.- Алгоритм оценки эффективности управленческого решения

В качестве объекта исследования в работе рассмотрено одно из крупнейших предприятий строительной индустрии г. Пензы и Пензенской области - ООО «Бетониум» (рис.2).

Конкурентоспособность является комплексной характеристикой и может быть выражена через набор показателей, осуществляя оценку которых, можно определить положение, занимаемое предприятием на внутреннем и внешнем рынке [6,7].

■ ООО "Бетониум"

■ ООО «Эталон-пнз»

Рис. 2. - Доли рынка, занимаемые предприятиями строительной индустрии г. Пензы и Пензенской области

Для оценки конкурентоспособности ООО «Бетониум» воспользуемся методикой 4Р [8], которая основана на сравнительном анализе организации и предприятий - конкурентов по факторам: продукт, цена, продвижение на рынке и каналы сбыта. Всем факторам конкурентоспособности присваивается балльная оценка от 1 до 5 баллов.

Исходные данные для проведения сравнительного анализа ООО «Бетониум» с его основными конкурентами представлены в таблице №1 [911].

Таблица №1

Исходные данные для оценки конкурентоспособности предприятий

Факторы ООО ООО «Спец ОАО «ЖБК- ООО

конкурентоспособности «Бетониум» Бетон 1» «Эталон-

Конструкции» пнз»

1 2 3 4 5

Продукт (Product)

Качество продукции Высокое Высокое Приемлемое Приемлемое

■ ООО «Спец Бетон Конструкции» ■ ОАО «ЖБК-1»,

■ Прочие предприятия

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7793

1 2 3 4 5

Широта 0,67 1,0 0,5 0,83

ассортимента (коэффициент

широты

ассортиментных групп)

Престиж Узнаваемая Узнаваемая Узнаваемая Узнаваемая

торговой марки марка марка марка марка

Объем 30000 м3/мес. 22000 м3/мес. 18000 м3/мес. 10000 м3/мес.

производства

Возможность Предусмотрено Предусмотрено Не Предусмотрено

изготовления предусмотрено

продукта по

чертежам

заказчика

Цена (Price)

Розничная цена Средняя Средняя Средняя Выше средней

Оптовая цена На 10 % ниже На 5% ниже На 10% ниже На 10% ниже

розничной розничной розничной розничной

Форма оплаты Расчёт Расчёт Расчёт Расчёт

наличными наличными наличными наличными

средствами, банковской средствами, банковской средствами и банковской средствами и банковской

картой и с картой и с картой картой

помощью помощью

электронного электронного

кошелька кошелька

Условия и 50% предоплата 70% предоплата, 70% 50%

порядок предоплата предоплата

расчетов

M Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7793

1 2 3 4 5

Регионы канала сбыта (Place of sale)

Степень охвата рынка Высокая Выше среднего Средняя Средняя

Регион сбыта Пенза, Пензенская область Пенза, Пензенская область Пенза, Пензенская область Пенза, Пензенская область

Протяженность системы сбыта Канал нулевого уровня, одноуровневый канал Канал нулевого уровня, одноуровневый канал Канал нулевого уровня Канал нулевого уровня

Управление и контроль за каналами сбыта Отслеживание результатов по показателям сбыта, уровня обслуживания, отзывам клиентуры и т.д. Не осуществляется Не осуществляется Не осуществляется

Удобство в приобретении Продукция доступна для потребителя, в наличии на складе Доступна по предзаказу Продукция доступна для потребителя, в наличии на складе Доступна по предзаказу

Продвижение на рынке (Promotion)

Уровень рекламной активности Интернет, радио, печатные СМИ, телевидение Интернет, печатные СМИ Интернет

Участие в выставках Да Да Да Нет

Упоминания в СМИ Периодически Редко Редко

1 2 3 4 5

Наличие Есть Есть Нет Есть

официального

сайта

Квалификация Текучесть кадров Текучесть Высокая Высокая

персонала отсутствует, кадров текучесть текучесть

периодическое отсутствует, кадров кадров

повышение периодическое

квалификации повышение

квалификации

Присвоим всем анализируемым факторам, в соответствии с предлагаемой методикой, оценку по пятибалльной шкале (таблица №2).

Таблица №2

Результаты оценки конкурентоспособности предприятий

Факторы ООО ООО «Спец ОАО ООО

конкурентоспособности «Бетониум» Бетон «ЖБК-1» «Эталон-

Конструкции» пнз»

1 2 3 4 5

Продукт (Product)

Качество продукции 5 5 3 3

Широта ассортимента 4 5 2 3

Престиж торговой марки 5 5 5 5

Объем производства 5 4 2 3

Возможность изготовления 5 5 1 5

продукта по чертежам

заказчика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 24 24 13 19

Цена ( 'rice)

Розничная цена 4 4 4 3

Оптовая цена 5 1 5 5

1 2 3 4 5

Форма оплаты 5 5 3 3

Условия и порядок расчетов 5 3 3 5

Итого 19 13 15 16

Регионы канала сбыта (Place of sale)

Степень охвата рынка 5 4 3 3

Регион сбыта 5 5 5 5

Протяженность системы сбыта 5 5 4 4

Управление и контроль за каналами сбыта 5 1 1 1

Удобство в приобретении 5 2 5 2

Итого 25 17 18 15

Продвижение на рынке (Promotion)

Уровень рекламной активности 5 3 1 2

Участие в выставках 5 5 5 1

Упоминания в СМИ 5 2 1 2

Наличие официального сайта 5 5 1 5

Квалификация персонала 5 5 1 1

Итого 25 20 9 11

Графическая интерпретация полученных данных приведена в многоугольнике конкурентоспособности, в котором графически представлено расхождение позиции ООО «Бетониум» по отношению к его основным конкурентам (рис. 3).

Данные сравнительной оценки конкурентоспособности по фактору 1Р (продукт) свидетельствуют о том, что ООО «Бетониум» находится на одном уровне с ООО «Спец Бетон Конструкции», сильно опережая других

производителей. По фактору 2Р (цена) ООО «Бетониум» соперничает с ООО «Эталон-пнз», опережая его благодаря более низкой розничной цене и разнообразию форм оплаты. По фактору 3Р (регионы канала сбыта) ООО «Бетониум» превосходит конкурентов из-за более высокой степени охвата рынка и осуществления управления и контроля за каналами сбыта. По фактору 4Р (продвижение на рынке) ООО «Бетониум» стоит на первом месте, т.к. уровень рекламной активности и частота упоминания в СМИ выше, чем у рассматриваемых конкурентов.

ООО «Бетониум» ОАО «ЖБК-1»

ООО «Спец Бетон Конструкции» ООО «Эталон-пнз»

1Р (продукт) 25

4Р(продвижение)

2Р (цена)

3Р (ка налы сбыта)

Рис. 3. - Многоугольник конкурентоспособности ООО «Бетониум» по отношению к его основным конкурентам

Несмотря на полученные результаты, предприятию необходимо проводить мероприятия, способствующие сохранению лидирующих позиций на рынке. Перечень мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия, представлен в таблице №3.

В качестве наиболее приоритетных подходов, позволяющих повысить конкурентоспособность предприятий, можно выделить повышение

производительности и качества труда, совершенствование системы управления предприятием и снижение издержек.

Таблица №3

Перечень мероприятий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия ООО «Бетониум»

Наименование Описание Статьи затрат на Ожидаемый

инициативы предполагаемой реализацию эффект от

(критерия, задачи) инициативы поставленной задачи реализации

(критерия, задачи)

1 2 3 4

1.Повышение Повышение Прием на работу Повышение

производительности производительности сотрудников в новые рентабельности

и качества труда труда за счет цеха производства

открытия новых Разработка программы

цехов. мотивации и поощрения

Стимулирование персонала

качественной работы Повышение

сотрудников за счет квалификации

программы персонала

мотивации и (Проведение тренингов,

поощрения конференций и

персонала. семинаров, онлайн-

обучение, создание

рабочих и проектных

групп)

2.Совершенствование Совершенствование Внедрение и Организация

системы управления системы управления непрерывное деятельности

предприятием предприятием, улучшение СМК на основе

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7793

1 2 3 4

представляющее Оценивание принципов

собой масштабное и постоянной менеджмента

глубокое пригодности, качества,

преобразование его достаточности и вовлечение всего

деятельности как результативности персонала в работу

единого комплекса. СМК по качеству, что

Внедрение системы Повышение роли позволяет

менеджмента руководства в использовать

качества (СМК) и системе качества полностью

постоянное потенциал

оценивание её персонала

эффективности организации

З.Снижение Снижение уровня Внедрение и Снижение

издержек расходов, которое применение себестоимости

может быть методов продукции,

достигнуто за счет статистического повышение

использования контроля прибыли

методов Снижение простоев предприятия

статистического на производстве

контроля, внедрения Сокращение

технологии производственного

бережливого брака и

производства. технологических потерь

Повышение

эффективности

использования

ресурсов

1 2 3 4

4. Грамотно Осуществление Повышение

Повышение разработанная предварительных прибыли

эффективности рекламная стратегия глубоких предприятия

рекламной кампании может гарантировать маркетинговых

предприятию исследований с учетом

повышение динамичной природы

узнаваемости бренда, рынка

рост уровня доверия Внедрение

потенциальных, а маркетинговой

также уже стратегии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имеющихся клиентов

к компании.

Для выбора наиболее эффективного метода повышения конкурентоспособности предлагается использовать показатель «приоритетное число риска».

Данный критерий оценки эффективности конкретного управленческого решения рассчитывается по аналогии с методом FMEA [12]:

ПЧР = 5 0 В

Однако в отличие от методологии FMEA, увеличение значения ПЧР будет характеризовать повышение риска неэффективности применяемого метода, решения или подхода (таблица №4).

Результаты расчёта критических оценок при определении значимости (эффективности) выбранного метода (решения, подхода), представлены в таблица №5.

Таблица №4

Квалиметрические шкалы для расчёта ПЧР

Фактор S Значимость ожидания от используемого метода (решения, подхода) Фактор O Вероятность реализации метода (решения, подхода) Фактор D Вероятность положительного эффекта от реализации метода (решения, подхода)

1 - крайне высокая 1 - вероятность 100%-ная 1 - наверняка положительный эффект будет обнаружен

2 - очень высокая 2 - очень высокая 2 - очень хорошая вероятность

3 - довольно высокая 3 - высокая 3 - хорошая

4 - высокая 4 - близка к высокой 4 - умеренно хорошая

5 - выше средней 5 - выше средней 5 - умеренная

6 - средняя 6 - средняя 6 - слабая

7 - ниже средней 7 - ниже средней 7 - очень слабая

8 - не очень серьезная 8 - не очень низкая 8 - плохая

9 - низкая 9 - низкая 9 - очень плохая

10 - очень низкая 10 - очень низкая вероятность 10 - почти невозможно обнаружить положительный эффект

Таблица №5

Критерии оценки значимости (эффективности) метода

Оценка Значимость метода Необходимость в дополнительных мероприятиях

S O D

1 1 1 Идеальный случай Нет

1 10 10 Метод незначим Да

10 1 10 Метод незначим Да

10 10 1 Метод условно значим с учетом изучения принципов предлагаемого решения Да

10 10 10 Метод незначим Да

При проведении экспертизы, участниками которой являлись сотрудники ООО «Бетониум» (работники ОТК, технологи и т.д.), было установлено, что наиболее приоритетным решением задачи, связанной с повышением конкурентоспособности предприятия, является повышение

производительности и качества труда. Высокое значение эффективности

реализации данного управленческого решения связано с высокой значимостью ожидания от его использования, очень высокой вероятностью реализации метода на рассматриваемом предприятии и с высокой вероятностью положительного эффекта от его реализации:

Предлагаемый подход позволит реализовать концепцию управления предприятием строительной индустрии, основанную на постоянном стремлении к повышению конкурентоспособности путём оптимизации каждого процесса и максимальной ориентации на потребителя.

Литература

1. Makarova L.V., Tarasov R.V. To a question of ensuring of competitiveness of construction production // Contemporary Engineering Sciences. Vol. 7. 2014. № 37. 1955- 1960 HIKARI Ltd, m-hikari.com. URL: dx.doi.org/10.12988/ces.2014.411212

2. Makarova L.V., Tarasov R.V. Assessment of competitiveness of construction production // Contemporary Engineering Sciences. 2015. Vol. 8. №. 4. P.185 - 189.

3. Макаришина Д.В. Методологические аспекты к оценке конкурентоспособности в инновационных условиях // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_13A_Makarishina.pdf_2026.pdf

4. Ермолов М.О. Конкурентоспособность предприятий: учебник. Спб.: Бизнес-пресса. 2016. - 96 с.

5. Веселов С.Л. Конкурентоспособность строительной продукции в объектах капитального строительства// Инженерный вестник Дона. 2011. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/554

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022)

ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7793

6. Степанов А.Е. Повышение конкурентоспособности продукции монолитного домостроения // Инженерный вестник Дона. 2020. №1. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_46_1_Stepanov.pdf_09b069c06f.pdf

7. Дулисова И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара // Научный портал. URL: marketing.spb.ru

8. 4Р Анализ.ЦЕЬ: masterplans.ru/4p-analiz.html

9. ООО «Бетониум». URL: betoniym.com

10. ООО «Спец Бетон Конструкции». URL: volgosnab58.ru

11. ООО «Эталон-пнз». URL: penza.ppketalon.ru/marchi-lestnichnie.html

12. Макарова Л. В., Логанина В.И., Кармишина А.С. Методика оценки результативности управленческих решений на предприятиях строительной индустрии // Региональная архитектура и строительство: научно-технический журнал. Пенза: ПГУАС. №1 (50). 2022. С 9-17.

References

1. Makarova L.V., Tarasov R.V. Contemporary Engineering Sciences. Vol. 7. 2014. № 37. 1955- 1960 HIKARI Ltd, m-hikari.com. URL: dx.doi.org/10.12988/ces.2014.411212

2. Makarova L.V., Tarasov R.V. Contemporary Engineering Sciences. 2015. Vol. 8. № 4. P.185 - 189.

3. Makarishina D.V. Inzhenernii vestnik Dona. 2013. №4. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_13A_Makarishina.pdf_2026.pdf

4. Ermolov M.O. Konkurentosposobnost predpriyatii [Competitiveness of enterprises]. Uchebnik. Spb. Biznes pressa. 2016. 96 p.

5. Veselov S.L. Inzhenernii vestnik Dona. 2011. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2011/554

6. Stepanov A.E. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. №1. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_46_1_Stepanov.pdf_09b069c06f.pdf

7. Dulisova I.L. Konkurentosposobnost firmi i konkurentosposobnost tovara [Competitiveness of the company and the competitiveness of the product]. Nauchnii portal. URL: marketing.spb.ru

8. 4R Analiz [4P Analysis].URL: masterplans.ru/4p-analiz.html

9. OOO «Betonium» [LLC "Betonium"]. URL: betoniym.com

10. OOO «Spec Beton Konstrukcii» [LLC "Special Concrete Structures"]. URL: volgosnab58.ru

11. OOO «Etalon-pnz» [LLC "Etalon-pz".]. URL: penza.ppketalon.ru/marchi-lestnichnie.html

12. Makarova L.V., Loganina V.I., Karmishina A.S. Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo: nauchno-tekhnicheskij zhurnal. Penza: PGUAS. №1(50). 2022. P. 9-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.