Научная статья на тему 'АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЫПУСКАЮЩЕГО ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ АННОТАЦИЯ'

АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЫПУСКАЮЩЕГО ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ АННОТАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТ / СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / КАЧЕСТВО / ПРЕДПРИЯТИЕ / SWOT - АНАЛИЗ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прошкина С. И., Жегера К. В.

Рассматривается понятие конкурентоспособности в строительной сфере. Проведена оценка конкурентоспобности предприятия по производству продукции строительного назначения. Рассмотрены пути повышения конкурентоспособности с использованием результатов SWOT - анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE THAT PRODUCES CONSTRUCTION PRODUCTS

The concept of competitiveness in the construction sector is considered. The assessment of the competitiveness of the enterprise for the production of construction products was carried out. The ways of increasing competitiveness using the results of SWOT analysis are considered.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ВЫПУСКАЮЩЕГО ПРОДУКЦИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ АННОТАЦИЯ»

Анализ конкурентоспособности предприятия, выпускающего продукцию

строительного назначения

С.И. Прошкина, К.В. Жегера

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, Пенза

Аннотация: Рассматривается понятие конкурентоспособности в строительной сфере. Проведена оценка конкурентоспобности предприятия по производству продукции строительного назначения. Рассмотрены пути повышения конкурентоспособности с использованием результатов SWOT - анализа.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурент, строительный рынок, качество, предприятие, SWOT - анализ, интегральный показатель конкурентоспособности.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся на современном этапе развития России, стала основанием для возникновения новых реалий и мнений, которые в своем большинстве выступают в качестве основного ориентира в деятельности предпринимателей. Конкуренция, конкурентоспособность и ее рост, сегментация рынка, проблемы с показателями спроса и реализацией товаров, наценки - это часть общей совокупности факторов, которые оказывают влияние на деятельность предпринимателей [1-2]. В таких условиях навык использования инструментов качества в управлении предприятием является важной составляющей программы совершенствования менеджмента, внедрение комплексного управления в масштабах всего предприятия и отдельных подразделений способствует повышению его конкурентоспособности на существующем рынке [3-4].

В связи с развитием экономики и технологий с каждым годом усиливается конкуренция. Для обеспечения и повышения конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия руководителям приходится внедрять новые методы управления предприятием и применять инструменты качества [5-7].

Конкурентоспособность является одним из основных понятий, описывающих состояние предприятия на рынке.

Существует множество определений понятия

«конкурентоспособность». Конкурентоспособность предприятия можно описать как комплексный показатель, который демонстрирует возможность и динамику адаптации компании к постоянно изменяющимся условиям конкуренции на рынке. Это понятие является разносторонним, то есть оно охватывает почти все составляющие деятельности предприятия, и в первую очередь это касается товара и его основных характеристик.

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать следующее определение конкурентоспособности строительного предприятия - это превосходство продукции и услуг предприятия на строительном рынке в определенный промежуток времени, которое связано с грамотным подходом к управлению, наличием потенциала к разработке и внедрению конкурентоспособных товаров в долгосрочной перспективе, достигнутого без негативного воздействия на финансовое состояние предприятия.

Особенностью предприятия по производству строительной продукции является наличие стационарного и долговременно эксплуатируемого оборудования, обеспечивающее выпуск массовой продукции.

Современный период развития характеризуется постоянно изменяющимися условиями окружающей среды, распространенностью системного подхода в управлении. В таких условиях менеджмент вынужден адаптироваться и решать новые задачи.

Одними из кризисных этапов развития предприятия становятся проблемы, связанные с ростом: усложнение информационных, материальных и других потоков в масштабах всего предприятия, ухудшение финансового состояния, упадок организации по всем направлениям. В таких условиях возникает потребность в решении проблем наиболее оптимальными

и

методами. Для этого устанавливается связь между характеристиками состояния предприятия, его конкурентоспособностью и качеством управления (рис. 1) [8].

Рис.1. - Взаимосвязь характеристик состояния предприятия В рамках анализа важных характеристик состояния предприятия и наиболее распространенных подходов к оценке и повышению показателей его конкурентоспособности, можно обозначить основные положения теории повышения конкурентоспособности, представленные на рис. 2 [8].

Действующие методики комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия дают возможность формирования характеристики конкурентоспособности компании на данный момент времени. Для достижения этой цели были разработаны специальные методы, с помощью которых осуществляется оценка актуального состояния компании.

и

Рис.2. - Методы конкурентоспособности предприятия

В качестве базы для оценки конкурентоспособности предприятия выступает организация ООО «Ярус», выпускающая продукцию строительного назначения и осуществляющая свою деятельность в городе Пенза. В качестве объекта исследования выбраны винтовые сваи.

При выборе конкурентов отдавалось предпочтение более развитым компаниям, которые по показателям своего развития и капиталовложений занимают лидирующие позиции на строительном рынке:

1. ООО «Металлопрокат», г. Пенза;

2. ТПК «Центр Металлокровли», г. Пермь;

3. ООО «МетТрансТерминал», г. Москва.

Оценка конкурентоспособности ООО «Ярус» заключается в сравнении характеристик предприятия с аналогичными показателями конкурентов на строительном рынке. Данный подход применяется для выявления основных преимуществ предприятия.

В рамках проведенной работы обозначены внешние преимущества рассматриваемых организаций и сформирована их весовая оценка (таблица 1).

Таблица №1

Весовая оценка внешних преимуществ

П/п Внешние преимущества Весомость

1 Номенклатура 0,10

2 Стоимость изделий 0,15

3 Опыт работы на рынке 0,15

4 Выезд на замер 0,10

5 Срок изготовления заказа 0,10

6 Качество товара 0,15

7 Качество обслуживания (до и пост- продажного) 0,10

8 Гарантийные обязательства 0,05

9 Расположение 0,05

10 Качество обслуживания 0,05

Обозначенные преимущества являются показателями

конкурентоспособности и, в своей совокупности, определяют конкурентоспособность компаний на строительном рынке.

С целью расчета показателя конкурентоспособности по каждому обозначенному критерию оценки проведено анкетирование покупателей продукции ООО «Ярус», в котором приняли участие 100 респондентов.

Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица № 2

Результаты опроса клиентов ООО «Ярус»

П/ Преимущество Полностью Частично Не

п удовлетворен удовлетворен удовлетворен

1 Номенклатура 77 19 4

2 Стоимость изделий 83 17 0

3 Опыт работы на рынке 80 7 3

4 Выезд на замер 79 9 12

5 Срок изготовления заказа 95 4 1

6 Качество товара 97 2 1

7 Качество обслуживания (до и пост- продажного) 91 8 1

8 Гарантийные обязательства 92 6 2

9 Расположение 69 24 7

10 Качество обслуживания 89 9 2

и

Для расчета показателя конкурентоспособности по каждому обозначенному критерию оценки воспользуемся формулой:

(1)

где ОК -количество человек, которые отдали предпочтение критерию; п - число опрошенных человек.

Интегральный показатель конкурентоспособности определяется по формуле:

где КСПг - показатель конкурентоспособности по каждому обозначенному критерию; I - весомость 1-го показателя.

Полученные результаты расчета по формулам 1 и 2 представлены в таблице 3.

Таблица №3

Результаты сравнения фирм-конкурентов по критериям

П/ п Преимущество ООО «Мета ллопр окат» ТПК «Центр Металл окровл и» ООО «МетТранс Терминал» ООО «Ярус» Весомость преимущества

1 2 3 4 5 6 7

1 Номенклатура 0,96 0,92 0,92 0,89 0,10

2 Стоимость изделий 0,81 0,86 0,91 0,92 0,15

3 Опыт работы на рынке 0,93 0,95 0,88 0,94 0,15

4 Выезд на замер 0,94 0,91 0,93 0,93 0,10

5 Срок изготовления заказа 0,97 0,95 0,96 0,97 0,10

6 Качество товара 0,98 0,97 0,97 0,96 0,15

7 Качество обслуживания (до и пост продажного) 0,96 0,94 0,94 0,95 0,10

1 2 3 4 5 6 7

8 Гарантийные обязательства 0,97 0,94 0,9 0,94 0,05

9 Расположение 0,91 0,84 0,59 0,82 0,05

10 Качество обслуживания 0,95 0,94 0,94 0,94 0,05

Интегральный показатель 0,94 0,93 0,92 0,91 -

Основываясь на результатах проведенных расчетов, можно с уверенностью сказать о том, что первое место на рынке по производству винтовых свай занимает предприятие ООО «Металлопрокат». На втором и третьем месте расположились, соответственно, ТПК «Металлокровля» и ООО «МетТрансТерминал». Анализируемая организация ООО «Ярус» занимает четвертое место.

С учетом того факта, что организация ООО «Ярус» не занимает лидирующее положение среди конкурентов, возникает необходимость в определении слабых сторон и потенциальных угроз с целью их устранения за счет акцентирования внимания на сильных сторонах и имеющихся возможностях.

С целью установления сильных и слабых сторон предприятия, выявления существующих возможностей и возможных угроз проведен SWOT-анализ [9, 10].

Результаты SWOT-анализа представлены в таблице 4.

Таблица №4

SWOT- анализ ООО «Ярус»

Возможности Угрозы

- Перспективы развития на строительном рынке; - Расширение представленной номенклатуры; - Улучшение качества обслуживания; - Улучшение маркетинговой стратегии. - Повышение налоговых сборов; - Увеличение инфляции; - Новые конкуренты на рынке; - Новые стратегии маркетинга существующих конкурентов.

Окончание Таблицы №4

Сильные стороны Слабые стороны

- Опыт работы на строительном рынке; - Широкая номенклатура; - Высокий уровень квалификации сотрудников; - Оперативность изготовления продукции; - Предоставление гарантии на 1 год; - Наличие постоянных клиентов (75%); - Приемлемая ценовая политика - Текучесть кадров в управленческом сегменте; - Отсутствие продвижения продукции компании; - Низкий уровень стимулирования сбыта; - Низкий уровень финансовой платежеспособности.

Таким образом, основываясь на результатах проведенного анализа, для повышения конкурентных преимуществ ООО «Ярус» можно предложить стратегию, главной целью которой является акцентирование внимания на усилении конкурентных преимуществ и устранении слабых сторон, выявленных SWOT-анализом.

Литература

1. Радина О.И., Малинина О.Ю., Калмыкова Н.А. Бенчмаркинг как маркетинговая технология формирования конкурентоспособных характеристик // Инженерный вестник Дона, 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2343

2. Шевченко Д.А. Снижение финансовых рисков строительной организации с помощью проведения диверсификации хозяйственной деятельности // Инженерный вестник Дона, 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2254

3. Шуваев М.А. Интегральная оценка конкурентоспособности строительного предприятия // Современная конкуренция. 2011. №3. С. 108-112.

4. Омельченко А.И. Современные модели управления компанией: процессный подход // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 25. С. 203-207.

5. Сахарова Л.А. Промышленность России: основные вызовы // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 30. С. 300-304.

6. Тарануха Ю.В. О природе регулирования конкуренции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2019. №3 (35). С. 330-359.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Бабосюк А.В., Йылмаз С., Бакиров М.И. Экономическое значение конкуренции в развитии малого и среднего предпринимательства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-1. С. 33-36.

8. Барабанов, А.С. Управление региональной конкурентоспособностью. Монография / под науч. рук. д.э.н. Т.В. Усковой. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014 - 160 с.

9. Крючков В.Н. Методологические аспекты SWOT-анализа // Journal of new economy. 2005. № 10. С. 41-49.

10. Коваленко Е.В. Диагностика эволюционирования мезоуровневой субрегиональной постдепрессивности на основе PEST-анализа развития локального зерно-продовольственного рынка Восточного Донбасса // Инженерный вестник Дона, 2012, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1 y2012/636

References

1. Radina O.I., Malinina O.YU., Kalmykova N.A. Benchmarking Inzhenernyj vestnik Dona, 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2343

2. SHevchenko D.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2014, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2014/2254

3. SHuvaev M.A. Sovremennaya konkurenciya. 2011. №3. pp. 108-112.

4. Omel'chenko A.I. Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznaniya. 2014. № 25. pp. 203-207.

M Инженерный вестник Дона, №4 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2021/6910

5. Saharova L.A. Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2014. № 30. pp. 300-304.

6. Taranuha YU.V. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. 2019. №3 (35). pp. 330-359.

7. Babosyuk A.V., Jylmaz S., Bakirov M.I. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2021. № 1-1. pp. 33-36.

8. Barabanov, A.S. Upravlenie regional'noj konkurentosposobnost'yu [Management of regional competitiveness]. Monografiya. Vologda: ISERT RAN, 2014. 160 p.

9. Kryuchkov V.N. Journal of new economy. 2005. № 10. pp. 41-49.

10. Kovalenko E.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2012/636

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.