окончании работы принимать душ; участки кожи, на которые попала мастика, вначале протереть ватным тампоном, смоченным бензином или уайт-спиритом, затем вымыть водой с мылом.
Помещения по приготовлению мастик должны быть снабжены приточно-вытяжиой вентиляцией (с кратностью обмена воздуха 3—5), необходимым противопожарным оборудованием, средствами пожаротушения горючих материалов.
Литература
1. Бонгард И. Д., Иванова Т. А. Материалы по вопросам гигиены труда и клиники профессиональных заболеваний. — Горький, 1965.
2. Воробьева Р. С., Мезенцева Н. В. // Токсикология но-
ных химических веществ, внедряемых в резиновую и шинную промышленность / Под ред. 3. И. Изральсон.— М„ 1968. —С. 152.
3. Вредные вещества в промышленности / Под ред. Н. В. Лазарева, —Л., 1971, — Т. 1, —С. 31.
4. Методические указания по санитарно-гигиеническому контролю полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий. — М., 1980.
5. Токсикология бензохинонов, нафтохннонов и меры профилактики при работе с ними: Метод, указания / Под ред. В. В. Лабунского, Н. М. Василенко. — Харьков, 1973.
6. Шеломенок М. X. Определение диоксима п-хинона спект-рофото.метрическим методом // Промышленность синтетического каучука. — М„ 1976. — №2. — С. 12—13.
7. Lina С., Воппа С. //Minerva dermalol. — 1961. — Vol. 3, —P. 36—71.
Поступила 13.01.89
Гигиена детей и подростков
© И. П. ЛАШНЕВА. 1990 УДК 613.4+ 613.7]-053.5-07
И. П. Лашнева
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕТНЕЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины Минздрава СССР, Москва
Летний период способствует укреплению здоровья, повышению (функциональных возможностей и резистентности организма детей. Результаты научных исследований и практика работы рйетских учреждений показывают, что в настоящее время нет четких и научно обоснованных критериев оценки результатов летнего оздоровительного отдыха детей дошкольного возраста. Подход к оценке его влияния на здоровье детей весьма односторонен. Как правило, объективными показателями служат динамика массы тела детей и содержание гемоглобина в крови. Остальные данные базируются на описательной характеристике поведения и самочувствия детей.
В то же время необходимо иметь комплекс показателей с определением диапазона колебаний, которые можно было бы использовать для суммарной оценки оздоровления детей.
Известно, что в дошкольном возрасте в учебно-воспитательный период значительно снижена двигательная активность детей, в результате чего страдают функции сердечно-сосудистой, мышечной систем, костного скелета, ухудшается координация движений, снижается активность ферментов, наблюдаются неблагоприятные сдвиги в обменных процессах [3, 4, 6].
Наряду с этим к концу учебного года в весенний период на состояние детского организма
оказывают влияние такие факторы, как утомление и гиповитаминоз. Это проявляется в напряжении обменных процессов при выполнении мышечных нагрузок и снижении физической работоспособности, развитии неблагоприятных сдвигов в тканевом метаболизме, снижении уровня гемоглобина крови, появлении признаков умственного утомления (ослабление внимания, снижение памяти, расторможенность и т. д.) [1, 2].
Для оздоровления детей в летний период весьма важна рациональная организация режима дня, столь необходимого для гармоничного развития детей, укрепления их здоровья и обеспечения эффективности дальнейшего пребывания в детском учреждении. Усиление оксигенации крови за счет длительного пребывания на воздухе приводит к повышению содержания гемоглобина и эритроцитов в крови.
Исследования показали, что оптимальная двигательная активность способствует совершенствованию реакций организма на нагрузки, повышению сопротивляемости вредным влияниям окружающей среды, снижению заболеваемости, повышению физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и в конечном счете гармоничному физическому развитию [3, 5].
Обеспечение достаточной двигательной активности детей в летний период является одним из ведущих факторов оздоровления детского организма и повышения его работоспособности. Для этого было необходимо внести коррективы в организацию двигательной деятельности детей в течение дня, недели, создать условия для ее реализации, т. е. обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в движении.
Исследования проводились в условиях естественного эксперимента — пребывания детей дошкольного возраста за городом на дачах.
Задачей его явилась разработка количественных и качественных критериев оценки эффективности оздоровления. С этой целью в течение 2 лет нами изучалось в динамике весна — осень состояние здоровья 480 детей 4—7 лет, выезжающих на дачи.
Для оценки функционального состояния и физического развития были использованы следующие показатели: антропометрические (длина и масса тела), физиометрические (жизненная емкость легких — ЖЕ Л, мышечная сила рук), физической подготовленности: скоростные и скоро-стно-силовые качества (бег на 30 м и прыжок в длину с места).
Осуществлялся учет заболеваемости ребенка за год, предшествующий обследованию, оздоровительный и весенне-осенний периоды по числу, тяжести и продолжительности острых заболеваний. При педиатрическом осмотре особое внимание уделялось состоянию осанки и стопы, носоглотки, функциональным отклонениям со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Определялось количество гемоглобина, лейкоцитов и скорость оседания эритроцитов крови.
Одним из оздоровительных факторов в летний период, как уже говорилось, является достаточный уровень двигательной активности в режиме дня при обеспечении высокого качества и содержания двигательной деятельности и максимального пребывания детей на свежем воздухе. Не меньшее значение придается рациональной организации питания детей.
Как показали исследования, в фактическом режиме дня в дошкольных учреждениях в летний период при правильной его организации имеется значительный резерв времени, который может быть использован для удовлетворения двигательной потребности детей.
Организация двигательного режима была направлена на использование широкого спектра мышечных нагрузок различного характера и интенсивности в процессе организованной и произвольной двигательной деятельности. Так, было увеличено время проведения утренней гимнастики в любую погоду на открытом воздухе. У детей старшего возраста (6—7 лет) она заканчивалась подвижной игрой; широко использовались беговые упражнения. Систематически устраивались спортивные и подвижные игры, вы-
полнялись спортивные упражнения во время прогулки, в частности на спортивной площадке; организовывались пешеходные экскурсии. После ужина проводилась вечерняя прогулка в течение 30—40 мин для реализации самостоятельной двигательной деятельности детей.
Данные хронометража и шагометрии показг^ ли, что при такой организации режима дня де'-ти 4—7 лет затрачивают на двигательную деятельность 6—7 ч и совершают при этом 11,5— 17,5 тыс. движений. Высокая двигательная активность детей отмечалась в дни, включающие проведение пешеходных прогулок по маршруту, использование на прогулке элементов спортивных игр, упражнений, при этом двигательная активность увеличивалась до 18,5—19,5 тыс. движений в течение дня.
Изучение влияния суммарного воздействия природных и специально используемых для оздоровления факторов, направленных на повышение функциональных резервов детского организма, позволило установить, что в летний период , дети дошкольного возраста реализуют значи- ^ тельную долю своих потенциальных возможностей роста и развития.
Проведенными исследованиями выявлено, что у дошкольников отмечаются выраженные изменения в физическом развитии и положительные сдвиги функциональных показателей. Более чем у 50 % обследованных детей прирост длины тела за период с мая по октябрь составил половину годовой прибавки. Такая же прибавка по массе тела зарегистрирована у 43 % детей. В то же время если одна треть детей показала даже годовую прибавку длины тела, то такая же прибавка массы тела зафиксирована только у 15 % детей. При этом гармоничность развития не нарушалась. Следует отметить, что в летний пери^ од на даче, когда ребенку обеспечены сбалансированное питание и повышенный двигательный режим, прибавка массы тела может отсутствовать или быть незначительной.
Как следует из наших данных, при правильной постановке воспитательной работы у детей, имеющих незначительный дефицит или избыток массы тела, за летний период этот показатель нормализуется.
В летний период отмечается рост индивидуальных показателей скоростных и скоростно-си-ловых качеств, отражающих уровень физической подготовленности детей.
Анализ материала показал, что 67 % мальчиков и девочек улучшили свои показатели в беге на 30 м. Сокращение времени пробегания дистанции составило одну треть или половину годовой прибавки в каждой возрастной группе. Наибольший прирост при этом наблюдался у де-^ тей 4 лет. Улучшение скоростно-силовых ка-® честв установлено у 76 % детей. Прирост результатов прыжка в длину составлял половину годовой прибавки, т. е. 5—7 см для детей 5—7 лет.
Таблица I
Балльная оценка морфофункциональных показателей
Критериальный показатель Оценка в баллах
5 4 3 2 1
Бег 30 м, с Шрыжок в длину, см ЖЕЛ, мл Мышечная сила рук, кг Масса тела, кг Длина тела, см 1,2 и больше 20-16 200 2,5 и больше 2.0—1,6 и больше 3.0 и больше 1,1—0,8 15—11 150 2,0 1.5—1,1 2,5 0,7—0,4 10-6 100 1,5 1,0-0,6 2,0 Меньше 0,4 5 и меньше 50 1 0,5 и меньше 1,5 и меньше 0 и уменьшение 0 и уменьшение 0 и уменьшение 0 и уменьшение 0 и уменьшение 0
Дети 4 лет дали чуть больше половины годовой прибавки — 10—12 см, так же как и в скоростных показателях.
За летний период у 63 % детей выявлен прирост ЖЕЛ. При сравнении прибавок ЖЕЛ по индивидуальным данным было отмечено, что девочки 5 лет дают примерно половину годовой прибавки, тогда как у мальчиков она составляет одну треть. Дети 6 лет прибавляют за лето почти всю годовую норму. 4р Мышечная сила рук по результатам кистевой динамометрии нарастала от весны к осени. Прибавка мышечной силы во всех возрастных группах составила у мальчиков 2,5—3,5 кг, у девочек — 2,4—4 кг, т. е. только за летний период годовой прирост показателя.
Индивидуальное перераспределение детей по группам здоровья показало, что примерно три четверти детей остались осенью в той же группе здоровья, в какой были весной, а дети, улучшившие группу здоровья, составили 6—9 % в зависимости от возраста. Это послужило основанием для разработки новых подходов при оценке внутригруппового изменения здоровья, так как за летний период функциональное состояние ря-^а органов и систем не остаетея стабильным.
Положительная динамика состояния здоровья сказалась в исчезновении функциональных отклонений — со стороны ЛОР-органов в виде уменьшения степени гипертрофии миндалин, аденоидов и появления свободного носового дыхания, сокращения величины и количества подчелюстных и шейных лимфоузлов; со стороны опорно-двигательного аппарата в виде улучшения состояния осанки и свода стопы; сердечнососудистой системы в виде исчезновения функциональных шумов, тахикардии, перехода неблагоприятных реакций на дозированную физическую нагрузку в благоприятную; нервной системы в виде исчезновения или ослабления астенических и невротических реакций, нормализации сна, аппетита, поведения ребенка.
Одним из показателей оздоровительного влияния летнего отдыха является отсутствие острых ^^заболеваний в этот период или снижение их частоты в летний и осенний периоды, сокращение продолжительности болезни, уменьшение числа часто болеющих детей.
Полученные результаты дали основание для использования перечисленных выше показателей как количественных и качественных критериев эффективности летнего оздоровления. Для этого по окончании оздоровительного периода и в первые месяцы реадаптации детей к условиям дошкольного учреждения в городе (сентябрь — октябрь) по индивидуальным характеристикам состояния здоровья проводится оценка эффективности летнего отдыха отдельно каждого ребенка, каждой группы и всего коллектива в целом.
Качественными критериями являются изменения состояния здоровья: переход из одной группы здоровья в другую, например из II в I, из III во II; внутригрупповое изменение ряда показателей без перераспределения по группам здоровья.
Количественными критериями служат результаты расширенной оценки физического развития, включающие антропометрические, физиометриче-ские показатели и данные физической подготовленности.
Для анализа динамики показателей функционального состояния организма за летний период нами предложена комплексная балльная оценка, позволяющая сравнить индивидуальные показатели ребенка и дать количественную характеристику полученных сдвигов по сумме баллов.
Нами была выбрана 5-балльная шкала частных оценок показателей, что обусловлено статистическим распределением результатов обследования. Отмеченные за период оздоровления сдвиги абсолютных значений функциональных показателей, таких как время бега на 30 м, дальность прыжка в длину, мышечная сила рук, ЖЕЛ в пределах более 1а, оценивались 3 баллами, сдвиги в пределах 1а (до 1,5а)—4 баллами, более 1,5а — 5 баллами; при сдвигах в пределах ниже 1а — 2 баллами. Для антропометрических показателей оценка 3 балла, выставлялась при сдвигах в пределах 0,5а, 4 балла — до 1а, 5 баллов более—1а; сдвиги в пределах ниже 0,5а оценивались в 2 балла.
При отсутствии сдвигов или уменьшении абсолютных значений показателя выставлялась оценка 1 балл (табл. 1).
Таким образом, для модели из 6 показателей количественная оценка распределяется по 3 градациям: улучшение — от 19 баллов и больше,
Таблица 2
Суммарная оценка эффективности оздоровления по результатам сдвигов функциональных показателей
Суммарная оценка Оценка качественных сдвигов функциональных показателей Оценка колнчествен- ка сдвигов функциональных показателей
Улучшение Улучшение Улучшение Без изменения
Без изменения Улучшение
Ухудшение Ухудшение Ухудшение Без изменения
Без изменения Ухудшение
Улучшение Ухудшение
Без изменения Без изменения Без изменения
ухудшение — от 13 баллов и меньше; без изменений — от 14 до 18 баллов.
Для показателей, отражающих функциональное состояние организма, таких как ЖЕЛ, мышечная сила рук, дальность прыжка в длину с места, также имеется 3 градации: улучшение — прибавка количественных результатов, ухудшение — их снижение, без изменения.
Для характеристики бега на 30 м с места сокращение времени бега расценивается как улучшение, а увеличение его — как ухудшение.
При оценке антропометрических показателей необходим дифференцированный подход с учетом исходного состояния физического развития. Для детей с избытком массы тела улучшением явля-
ется снижение массы тела, отсутствие прибавки массы тела при увеличении длины тела, т. е. достижение гармоничности развития; ухудшением— прибавка массы тела и нарушение соотношения ростомассовых показателей.
Для детей с дефицитом массы тела улучшением следует считать прибавку массы тела, ухуд^ шением — уменьшение ее и нарушение соотноше^ ния ростомассовых показателей.
Прибавку массы тела и увеличение длины тела у детей с исходно нормальными показателями следует рассматривать как улучшение, снижение массы тела — как ухудшение, отсутствие сдвигов показателей — без изменений.
Суммарная оценка оздоровительных мероприятий проводится с учетом сдвигов как качественных, так и количественных показателей состояния здоровья по тем же градациям (табл. 2).
При оценке влияния оздоровительных мероприятий для группы детей и всего коллектива в целом, оздоровление считается эффективным в том случае, если 70 % и более детей получили суммарную оценку «улучшение».
Литература
1. Захарова Е. В. // Медико-социальные аспекты развития и воспитания здорового ребенка. — Днепропетровск, 1985.—С. 169—171.
2. Сазашок 3. И. Гигиеническое значение организации вне-учебного времени учащихся 1-х классов в условиях групп продленного дня: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — М„ 1980.
3. Силина О. В. Гигиеническая оценка двигательного режима детей старшего дошкольного возраста в детском саду: Дис.... канд. мед. наук. — М., 1982.
4. Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Дис.... д-ра мед. наук, —М„ 1972.
5. Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.. 1978. £
6. Юрко Г. П. // Научные основы гигиенического норми-^ рования физических нагрузок для детей и подростков.— М„ 1980, —С. 35—43.
Поступила 19.10.88
Радиационная гигиена
© В. Ф. МАРКЕЛОВА. Н. П. МАЗЮКЕВИЧ. 1990 УДК 614.777:546.11.02.031-07
В. Ф. Маркелова, Н. П. Мазюкевич
КОНТРОЛЬ ЗА СОДЕРЖАНИЕМ ТРИТИЯ В СБРОСНЫХ ВОДАХ И ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НЕКОТОРЫХ АЭС СССР
Одним из основных радиоактивных компонентов жидких сбросов является тритий, специфическая особенность которого состоит в том, что он как химический аналог водорода в виде окиси трития не задерживается в очистных системах спецводоочистки и, следовательно, поступает со
сбросами и выбросами АЭС в окружающую среду.
Тритий, так же как и углерод-14, криптон-85, йод-129, отнесен к группе социально опасных радионуклидов, поскольку он является биологически активным долгоживущим нуклидом и спосо-