Пирогова О.Е.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СЕРВИСА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оценки эффективности вложений в интеллектуальный капитал. Идея подхода заключается в том, что вложения в элементы интеллектуального капитала рассматриваются не как затраты, а как инвестиции. Доход от этих инвестиций проявляется в росте добавленной стоимости. Автором предложен подход, позволяющий оценивать вклад каждого элемента интеллектуального капитала в рост добавленной стоимости и, соответственно, оценивать эффективность инвестиций в тот или иной элемент интеллектуального капитала предприятия.
Ключевые слова. Предприятие сервиса, рыночная стоимость, интеллектуальный капитал.
Pirogova O.E.
ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF USE OF INTELLECTUAL CAPITAL
OF SERVICE ENTERPRISES
Abstract. The article discusses the issues of evaluating the effectiveness of investments in intellectual capital. The idea of the approach is that investments in the elements of intellectual capital are considered not as costs, but as investments. Income from these investments is manifested in the growth of value added. The author has proposed an approach that allows one to evaluate the contribution of each element of intellectual capital to the growth of value added and, accordingly, evaluate the effectiveness of investments in one or another element of the intellectual capital of an enterprise.
Keywords. Service enterprise, market value, intellectual capital.
Введение
Нематериальные активы, интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность - это все различные термины, используемые в настоящее время для обозначения неосязаемых факторов производства и обращения, возникающих в ходе хозяйственно деятельности предприятия [1]. Как правило, эти понятия рассматриваются как синонимы, но на практике различными специалистами применяются неодинаково.
Категория «интеллектуальный капитал» используется в основном менеджерами при управлении персоналом, в результате создания репутации предприятия или с целью привлечения инвестиций [2]. Понятие «интеллектуальная собственность», как правило, используется юристами, а понятие «нематериальные активы» используют бухгалтеры при их учете, а также оценщики при оценке стоимости предприятия или его купле-продаже. Нематериальные активы - это юридические права и экономические выгоды, которые поступают собственнику и которые обычно не имеют физической субстанции.
ГРНТИ 06.39.41 © Пирогова О.Е., 2019
Оксана Евгеньевна Пирогова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Контактные данные для связи с автором: 196000, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). E-mail: kafedra17@rambler.ru.
Идентифицируемые нематериальные активы оцениваются в индивидуальном порядке, если есть конечный срок службы и за этот период они обеспечивают бизнесу измеримые выгоды. К нематериальным активам относятся активы, способные приносить доход, приобретенные с намерением использовать их в течение длительного времени (более одного года), не имеющие материально-вещественной формы или активы, материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в обороте. В соответствии с ПБУ 14/2007 к нематериальным активам относятся результаты интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности, а также деловая репутация организации, возникшая в связи с приобретением другой организацией имущественного комплекса в целом. На российских предприятиях все нематериальные относятся к идентифицируемым, т.е. могут быть куплены, проданы индивидуально как объекты индивидуальной собственности (кроме гудвилла).
К интеллектуальной собственности относятся права на объекты промышленной собственности (изобретения, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное наименование и т.д.), права на секреты производства (ноу-хау). Большое количество показателей в оценке роста стоимости являются коммерческим продуктом, так как в методологии их применения содержится ряд запатентованных и охраняемых ноу-хау. Вместе с тем, помимо подхода, заключающегося в отождествлении интеллектуальной собственности с интеллектуальным капиталом, в последнее время развивается подход, заключающийся в расширительном понимании интеллектуального капитала, когда к нему добавляются дополнительные элементы. Понятие интеллектуального капитала предприятия
Так как в настоящее время установившееся определение интеллектуального капитала (ИК) отсутствует, для понимания сути этого понятия лучше рассматривать совокупность определений, так как каждое из них подчеркивает какую-либо характеристику интеллектуального капитала, вследствие чего определения дополняют друг друга. Трактовки определения интеллектуального капитала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Определения интеллектуального капитала [9]_
Автор Определение
Т. Стюарт сумма всего того, что знают работники компании и что дает конкурентное преимущество компании на рынке: «...патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал»
Л. Эдвинссон знание, которое можно конвертировать в стоимость
В.С. Ефремов знания, которыми располагает организация, выраженные в ясной, недвусмысленной и легко передаваемой форме
Л. Прусак интеллектуальный материал, который формализован, зафиксирован и использован для производства более ценного актива
В.Л. Иноземцев «информация и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, которые в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала»
Б.Б. Леонтьев «это система капитальных устойчивых интеллектуальных преимуществ данной компании или фирмы на рынке»
Систематизация подходов к определению ИК привела к следующим выводам:
• понятие интеллектуального капитала используется в узком и широком смысле. В узком смысле это активы предприятия, которые представляют собой совокупность знаний персонала, результат которых воплощен в других неосязаемых активах. В широком смысле - это совокупность всех неосязаемых активов предприятия;
• понятие неосязаемых активов используется в широком и узком смысле. В узком смысле - это совокупность активов предприятия, удовлетворяющая критериям признания активов в бухгалтерском балансе. В широком смысле - это совокупность всех неосязаемых активов, включая те, которые не удовлетворяют требованиям стандартов учета: рабочая сила, внутрифирменная структура и т.д.
Выбор показателей оценки интеллектуального капитала предприятия
Как и любой другой вид капитала, интеллектуальный капитал имеет ряд особенностей. Среди них выделяют [6, 7]:
• наличие более высокой степени развития, по сравнению с уже известными формами капитала;
• развитие интеллектуального капитала уже на существующих формах капитала;
• ресурсы интеллектуального капитала не аддитивны (то есть значение величины, соответствующее целому объекту, равно сумме значений величин, соответствующих его частям, при любом разбиении объекта на части);
• интеллектуальный капитал, воплощенный в навыках, опыте, знаниях со временем накапливается;
• по мере накопления, доходность интеллектуального капитала увеличивается. Единственное ограничение - возрастная граница персонала;
• инвестирование в ИК должно приносить большую доходность, чем в него вложено;
• инвестиции в данный вид капитала дают сильный по объему и длительный по времени экономический и социальный эффект;
• ИК почти полностью неликвиден, так как не может быть отделен от человека;
• функционирование интеллектуального капитала обусловлено индивидуальными интересами, предпочтениями, мировоззрением и т.д.
Оценка стоимости ИК связана с определенными трудностями, прежде всего - это следующее: сфера применения результатов интеллектуальной деятельности не всегда четко определена заранее; результаты интеллектуальной деятельности могут служить источником создания новых интеллектуальных продуктов и поэтому увеличить их полезность; будущая прибыль и доходность элементов структуры интеллектуального капитала в большей степени не определена и зависит от его использования и связанных с ним факторов. Основные методы и показатели расчета интеллектуального капитала представлены в таблице 2. Подход к оценке интеллектуального капитала предприятия
В структуре ИК обычно выделяют «три основных компонента»: человеческий капитал, потребительский капитал и структурный капитал, при этом необходимо учитывать риски, которые могут снизить стоимость интеллектуального капитала. Данные риски представлены в таблице 3.
Одна из проблем при оценке ИК заключается в том, что взгляд на элементы интеллектуального капитала, как инвестиции, например в персонал (человеческий капитал), маркетинг и рекламу (потребительский капитал), развитие цифровой инфраструктуры (структурный капитал) требует соотнесения затрат и денежных потоков отдачи от этих вложений [10]. Однако анализ методов, рассмотренных в табл. 2, показывает, что ни один из представленных подходов не позволяет это сделать. Вместе с тем, отсутствие такой методики затрудняет разработку и анализ результатов деятельности предприятия по управлению своим интеллектуальным капиталом.
Для разрешения этого противоречия была предложена методика стоимостной оценки элементов интеллектуального капитала, основывающаяся на расчете двух показателей интеллектуального капитала, один из которых, CIV, учитывает экономическую сущность интеллектуального капитала, как части активов, генерирующих сверхприбыли и включающих дисконтирование избыточной прибыли, а второй показатель, VAIC (MVAIC), позволяет учитывать структуру интеллектуального капитала.
Для расчета CIV использовалась следующая формула:
• если RОАсотр > ROAina, то рассчитывался CIV:
_ (Pr eTaxEarningi-TangiblAssetsixROAind(i))x(1-t)
= ^i=1 WACC . ( '
где ROAcomp - среднегодовая рентабельность активов предприятия за последние три года; ROAind
- среднегодовая рентабельность активов предприятий в отрасли за последние три года; WACC -средневзвешенная ставка затрат на капитал; TangiblAssetSi - материальные активы предприятия; Pr е TaxEarningi - доналоговый доход предприятия; t - средняя ставка налога за три года;
• в случае бесконечного периода капитализации ИК она упрощается до следующего вида:
Qjy _ уда REOIi _ REOI
= ^i=1 WACC = WACC. ( '
Таблица 2
Основные методы и показатели оценки интеллектуального капитала [8, 9]_
Название метода Способ расчета Основные показатели
Методы отдачи на активы (Return on Assets methods - ROA, Methods for measuring intangible assets) разность между рыночной стоимостью компании до вычета налогов за определенный период и материальными активами. Показатель сравнивается с отраслевым EVA, CVA, ROA, CIV. Knowledge Capital Earning, Calculated Intangible Value
Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods - MCM) разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров Market to Book Value, IAMV, FiMIAM
Q-индекс Тобина деление рыночной стоимости компании (или капитализации) на балансовую стоимость (или сумму затрат для замещения физических активов) Tobin's Invisible Balance
Direct Intellectual Capital methods - DIC (прямой подход измерения интеллектуального капитала) определяются отдельные компоненты интеллектуального капитала, а затем рассчитывается суммарная оценка интеллектуального капитала предприятия Citation-weighted patents. HRCA. HR Statement. The Value Explorer. TVC. Intellectual Asset Valuation. AFTF
Scorecard Methods - SC (методы подсчета очков) определяют разные компоненты ИК, которые будут представлены в системе показателей или в диаграммах IC - Index. Business IQ. National IC. Holistic Accounts. IC Rating. Value Chain Score Board
Методика Scandia позволяет оценить интеллектуальный капитал с точки зрения «создания стоимости», т.е. оценить информацию о каких-либо «скрытых ценностях», которые возможно не были обнаружены. Используется система индексов MAGIC. IC-dVAL. Balanced Score Card. Intangible Assets Monitor. Danish Guidelines. Meritum Guidelines. Knowledge Audit Cycle. Value Creation Index
Методика VAIC (MVAIC) Оценивает вклад укрупненных элементов ИК в создание добавленной стоимости VAIC (MVAIC)
Таблица 3
Риски, снижающие стоимость интеллектуального капитала [8]_
Человеческий капитал Структурный капитал Потребительский капитал
Знания и опыт Должностная инструкция Управляющий
Риск того, что ключевой персонал уйдет. Риск того, что персонал будет использовать знания и опыт вне рабочего места в разрез с интересами предприятия Риск того, что должностная инструкция не рассчитана для новых изменений предприятия Риск того, что новые рабочие процедуры не прозрачны
Рабочая команда Безопасность данных Потребители
Риск того, что старая структура команды не подходит для новых изменений команды. Риск нарушения командного духа Риск того, что безопасность данных не идет в ногу с новыми угрозами. Риск внутренней угрозы данным. Риск, возникающий из обновления программного обеспечения Риск потерять доверие потребителей из-за плохого контроля качества. Риск обидеть покупателей неуместной рекламой
Навыки общения Зарегистрированный № Отношения персонала
Риск того, что предприятие основывается на устаревших коммуникационных технологиях. Риск того, что навыки общения не обновляются Риск нарушения. Риск непро-дления\ невозобновления зарегистрированных прав Риск ухудшения отношений персонала из-за недостаточной практики управления человеческими ресурсами
Метод расчета показателя VAIC:
VAIC = HCE + SCE + CEE, (3)
где HCE - показывает то, насколько эффективно используется человеческий капитал (равен отношению добавленной стоимости и затрат на труд); SCE - показывает то, насколько эффективно используется организационный капитал (равен отношению добавленной стоимости за вычетом человеческого капитала и добавленной стоимости); CEE - показывает то, насколько эффективно используется задействованный капиталю
Отдельные составляющие VAIC рассчитывались следующим образом:
HCE = VA / HC, (4)
где VA - добавленная стоимость; НС - человеческий капитал;
SCE = SC / VA, (5)
где SC - структурный капитал;
CEE = VA / CE, (6)
где CE - балансовая стоимость чистых материальных активов компании.
Вместе с тем, методика VAIC имеет ряд недостатков, которые предлагается преодолеть путем внедрения дополнительного слагаемого, отражающего вклад Relative capital - отношенческого или потребительского капитала. Данная методика получила название MVAIC - Modified Value Added Intellectual Coefficient. Метод расчета показателя MVAIC:
MVAIC = HCE + SCE + RCE + CEE, (7)
где RCE - показывает то, насколько эффективно используется отношенческий или потребительский капитал (равен отношению суммы расходов на продажу, рекламу, маркетинг к добавленной стоимости). При этом:
RCE = RE / VA, (8)
где RE - сумма расходов на продажу, рекламу, маркетинг.
Таким образом, если предположить, что избыточная доходность генерируется интеллектуальным капиталом, можно сказать, что составляющие этого капитала могут быть оценены на основе соответствующих составляющих показателя MVAIC, которые отвечают за интеллектуальный капитал, а именно: HCE, SCE, RCE. Таким образом, появляется возможность оценить вклад каждой составляющей интеллектуального капитала в рост добавленной стоимости. Соответствующие величины могут сравниваться с величиной инвестиций в отчетном периоде в развитие соответствующих элементов интеллектуального капитала: IHC - инвестиций в человеческий капитал в виде дополнительных поощрений, тренингов, дополнительного обучения и переподготовки персонала; IRE - вложения и инвестиции в развитие потребительского капитала.
Что касается структурного капитала, то здесь, по нашему мнению, может быть использован следующий подход. Все другие инвестиции, не связанные с инвестициями в основные средства, а также не являющиеся по сути инвестициями в IHC и IRE, могут быть отнесены к инвестициям в структурный капитал. Таким образом, ИК предприятия сервиса будет создаваться следующими элементами: непосредственно человеческим капиталом, структурным капиталом и потребительским капиталом:
Iс = CIV = НС + RE +SC = CIV ■ kHC + CIV ■ kRE + CIV ■ kSC , (9)
где коэффициенты составляющих интеллектуального капитала определяются следующим образом: ^ _ НСЕ j _ RCE j _ SCE
HC = НСЕ+RCE+SCE, RE = НСЕ+RCE+SCE' hc = НСЕ+RCE+SCE'
Полученные с помощью выражения (9) оценки составляющих интеллектуального капитала могут быть использованы в дальнейшем для анализа эффективности инвестиций в элементы интеллектуального капитала и контролировать реализацию программ их развития, разработанных на предприятии сервиса.
Выводы
В работе на основе комбинации методик CIV и MVAIC предложен подход к стоимостной оценке элементов интеллектуального капитала предприятия. Этот подход позволяет оценить вклад каждого элемента в рост интеллектуального капитала предприятия, а также оценивать эффективность инвестиций в эти элементы. Разумеется, для расчета структуры может использоваться и другой подход, однако в настоящее время пока не разработано общепризнанных способов стоимост-
ной оценки составляющих интеллектуального капитала. Таким образом, интеллектуальный капитал представляет достаточно сложный вид капитала, который обладает неоднозначной структурой и степенью влияния на результаты деятельности предприятия, а также требует специальных подходов к его оценке, исходя из его экономической сущности.
ЛИТЕРАТУРА
9. Кудина М.В. Теория стоимости компании. М. ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. 368 с.
10. Николаевская О.А. Стоимостная оценка эффективности управления компанией: монография. М.: ИД «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2013. 256 с.
11. Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. М.: Поколение, 2007. 368 с.
12. Эдвинссон Л., Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
13. Ефремов В.С. Бизнес-системы постиндустриального общества: о труде, капитале и прибыли коммерческого предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 5.
14. Klein D.A., Prusak L. Characterizing intellectual capital / Center for business innovation. Ernst and Young LLP working paper, 1994.
15. Иноземцев В.Л. Интеллектуальный капитал: субъективные оценки неосязаемых активов // Концепции постэкономического общества. М.: Academia, 1998.
16. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта: Интеллектуальный капитал в российском бизнесе: Оценка, ориентирование, моделирование, защита прав. М.: Акционер. 2002. 196 с.
17. Пирогова О.Е. Подход к оценке интеллектуального капитала торгового предприятия в рамках концепции VBM // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 102-109.
18. Пирогова О.Е. Проблемы оценки человеческого потенциала // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 1 (35). С. 19-24.