Научная статья на тему 'Проблемы анализа интеллектуального капитала как фактора инновационного развития предприятий'

Проблемы анализа интеллектуального капитала как фактора инновационного развития предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1122
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ОТРАСЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / VALUATION OF ENTITY'S ACTIVITY / HIGH-TECH INDUSTRIES / INTELLECTUAL CAPITAL / HUMAN RESOURCES / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ECONOMIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермоленко Василий Николаевич

В статье рассмотрены основные концепции структуры и измерения интеллектуального капитала организаций, работающих в высокотехнологичных отраслях экономики; определены потребности формирования информационной базы анализа интеллектуального капитала; выявлены основные показатели интеллектуального капитала, которые можно разделить на частные и общие. Частные показатели, как правило, базируются на экспертных оценках, общие на рыночной стоимости предприятия. Показатели эффективности использования интеллектуального капитала основываются на концепции экономической добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ANALYSIS OF INTELLECTUAL CAPITAL AS A FACTOR OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTITIES

The article deals with basic concepts of structure and measurement of intellectual capital of organizations working in high-tech industries, we determined needs for reporting information about intellectual capital for purpose of analysis. We also distinguish indexes of intellectual capital for individual and aggregate. As usual, individual indexes are based on expert appraisement and aggregate indexes are based on market value of company.

Текст научной работы на тему «Проблемы анализа интеллектуального капитала как фактора инновационного развития предприятий»

Проблемы анализа интеллектуального капитала как фактора инновационного развития предприятий

В.Н. Ермоленко

студент 5 курса факультета учета и аудита Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации

Ермоленко Василий Николаевич, basileus@list.ru

Во время роста экономики страны большинство компаний стремятся не отставать от своих конкурентов. В условиях инновационного развития руководству таких компаний необходимо искать новые способы производства и реализации своей продукции: внедрять новые технологии, привлекать новые источники финансирования. Однако в этом случае ни руководители, ни инвесторы не могут достоверно оценить эффективность работы предприятия, поскольку современная система финансовой отчетности не отражает действительное состояние дел. Это связано с тем, что в настоящее время все большую роль в деятельности компаний играют неосязаемые активы организации, ее интеллектуальный капитал.

Это вовсе не означает, что ранее интеллектуального капитала не существовало: отдельные его компоненты (в частности деловая репутация) возникли одновременно с экономическими отношениями, то есть еще в глубокой древности. Сегодня знаниями, которыми обладает организация, стали придавать наибольшее значение. Это подтверждается тем, что рыночная стоимость предприятий, работающих в высокотехнологичных отраслях экономики, на порядок выше их балансовой стоимости.

В настоящее время используется значительное число различных методик измерения и оценки интеллектуального капитала, а количество показателей, которые фиксируются в этих методиках и отчетах компаний, нередко исчисляется сотнями. Обсуждение различных подходов к измерению интел-

лектуального капитала поможет понять, как на самом деле работают компания и ее сотрудники и какие показатели важны именно этой компании.

Проблема заключается в том, что не существует общепризнанной методики анализа интеллектуального капитала. Это связано прежде всего с тем, что во всем мире лишь немногие компании раскрывают информацию о своих неосязаемых активах, и с тем, что не все пользователи (как внешние, так и внутренние) имеют представление о том, как оценить такую информацию, а также с тем, что структура интеллектуального капитала, которая должна использоваться для целей учета и анализа, не является общепринятой.

Исследование этой области началось сравнительно недавно. Среди западных ученых, разрабатывающих проблему интеллектуального капитала, можно выделить Баруха Лева, Лейфа Эдвинссона, Карла Эрика Свейби и других ученых. В России этой проблемой занимаются Р.П. Булыга, А.Н. Козырев и другие специалисты. Однако пока еще неизвестно, как эта проблема может быть решена на российских предприятиях.

Для анализа интеллектуального капитала организации и принятия на его основе управленческих решений руководителям в первую очередь необходимо понимать, что такое интеллектуальный капитал. Понятие «интеллектуальный капитал» было предложено Томасом Стюартом, который определил его как «сумму знаний всех работников компании, обеспечивающих ее

конкурентоспособность»1. Это определение подчеркивает, насколько важно, чтобы работники организации имели необходимые знания. Знания, выраженные в той или иной форме, - основа деятельности любой компании, однако, по нашему мнению, такое определение недостаточно полно отражает сущность интеллектуального капитала. Для более точного определения необходимо понять его структуру. Здесь сложность состоит в том, что пока не существует общепризнанной концепции структуры интеллектуального капитала: каждый исследователь определяет ее по своему собственному убеждению. Шведский ученый Лейф Эдвинссон определяет структуру интеллектуального капитала как совокупность человеческого и структурного капиталов2. Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, умений, способностей персонала организации. Структурный капитал, по его мнению, - это

а

Интеллектуальный капитал

С

г

I

5)

Человеческий капитал

) С

«все, что остается в офисе, когда сотрудники уходят домой»3.

Структурный капитал достаточно разнороден по своему содержанию. Он подразделяется на клиентский капитал и организационный капитал. Клиентский капитал может включать в себя удовлетворенность потребителей, потребительскую базу организации, а также узнаваемость торговых марок организации. Организационный капитал состоит из инновационного и процессного капиталов. Инновационный капитал представляет собой способность организации к инновациям, а также результаты таких инноваций: объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау. Процессный капитал - это рабочие внутренние процессы компании, включая связи между подразделениями организации и систему контроля качества, а также внутренние программы по повышению эффективности работы персонала (рис. 1).

Структурный капитал

J

С

г

Клиентский капитал

Организационный капитал

У

<!

Инновационный капитал

Процессный капитал

Рис. 1. Структура интеллектуального капитала по Л. Эдвинссону

Дж. Рус (и. Воов) также делит интеллектуальный капитал на человеческий и структурный, однако его трактовка отличается от изложенной выше4. По его мнению, человеческий капитал складывается из способностей сотрудников, их отношения к работе

и «гибкости ума». Способности могут быть представлены как в виде знаний, так и в виде практических навыков. Отношение к работе - это желание сотрудников организации использовать свои знания и умения для приумножения богатства компании. Третий ком-

1 Булыга Р. П. Интеллектуальный капитал бизнеса: методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита. М. : Издательство «Бухгалтерский учет», 2005. С. 36.

2 Эдвинссон Лейф. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М. : ИНФРА-М, 2005. С. 108.

3 Эдвинссон Лейф. Корпоративная долгота ... С. 120.

4 Guthrie J., Yongvanich K. Intellectual Capital Reporting: Comparison of various frameworks.

URL: http://www.mgsm.edu.au/research

понент представляет собой их способность использовать свои знания в различных случаях, а также способность к обучению.

Структурный капитал, в свою очередь, состоит из следующих элементов: отношения, обновление и развитие, организация. Первый элемент включает не только отношения с клиентами, но и с поставщиками, партнерами (при совместной деятельности, например при создании совместного предприятия), акционерами, инвесторами и другими респондентами. Рус подчеркивает важность построения отношений с респондентами, поскольку зачастую возникают конфликты интересов. Элемент «обновление и развитие» состоит из тех активов организации,

которые в настоящее время не приносят экономической выгоды, однако способны создавать дополнительную стоимость компании в будущем. Третий элемент, «организация», рассматривается в трех основных аспектах: инфраструктура, процессы и корпоративная культура. Инфрастуктура включает объекты интеллектуальной собственности (патенты, торговые знаки, промышленные образцы и т. д.). Процессы отражают деятельность внутри компании, которая способствует созданию организационного капитала. Корпоративная культура - это ценности организации, философия бизнеса, традиции, атрибутика, включающая символы организации, в том числе флаг, гимн (рис. 2).

Рис. 2. Структура интеллектуального капитала по Дж. Руссу

Карл Эрик Свейби предложил так называемый монитор нематериальных активов (Intangible Asset Monitor)5: он рассматривает рыночную стоимость компании как совокупность материальных и финансовых активов, отраженных в бухгалтерском балансе, и интеллектуального капитала, который оценивается по показателям внутренней структуры, внешней структуры и способностям персонала. Внутренняя структура включает патенты, концепции, компьютерные системы организации и корпоративную культуру. Внешняя структура отражает отношения с потребителями и поставщиками, а также включает имидж организации. Способности отражают возможность создания персоналом органи-

зации как материальных, так и нематериальных активов. При этом все элементы оцениваются при помощи четырех показателей: рост, обновление, эффективность, стабильность (риски) (рис. 3).

Несмотря на существование нескольких концепций структуры интеллектуального капитала, можно считать, что они отличаются друг от друга несущественно, поскольку все авторы делят интеллектуальный капитал на две крупные составляющие: человеческий капитал и структурный капитал. Различие состоит только в трактовках элементов структурного капитала организации (табл. 1), поэтому для целей нашей работы за основную мы примем концепцию, предложенную Л. Эдвинссоном.

Sveiby K. E. The intangible Assets Monitor. URL: http://www.sveiby.com

5

Материальные и финансовые активы

Интеллектуальный капитал

Рыночная стоимость компании

Внешняя структура

Внутренняя структура

Компетенция сотрудников

Рис. 3. Структура интеллектуального капитала по К.Э. Свейби

Таблица 1

Сопоставление основных концепций структуры интеллектуального капитала6

Л. Эдвинссон Дж. Рус К.Э. Свейби Общие элементы

Структурный капитал Клиентский капитал Структурный капитал Отношения Внешняя структура Внешний / клиентский капитал включает взаимоотношения с клиентами, торговые знаки деловую репутацию компании

Структурный капитал Организационный капитал Структурный капитал Организация Внутренняя структура Внутренний / инфраструктурный капитал включает интеллектуальную собственность организации (кроме товарных знаков, торговых наименований и т. п.), внутреннюю структуру предприятия, корпоративную культуру

Человеческий капитал Человеческий капитал Компетенция сотрудников Человеческий капитал включает знания и умения работников организации

Однако не следует рассматривать интеллектуальный капитал просто как совокупность компонент. Элементы интеллектуального капитала взаимозависимы. Взаимосвязанность элементов интеллектуального капитала гораздо сильнее, чем между объектами реальных активов. Структурный капитал организации создается сотрудниками либо (если это касается объектов интеллектуальной собственности) может приобретаться на стороне. Кроме того, функционирование интеллектуального капитала в целом, управление им во

многом определяется способностями персонала и в первую очередь руководителей организации. Функционирование структурного капитала невозможно без наличия человеческих ресурсов в принципе. Человеческий капитал не может функционировать сам по себе. Для этого необходимо создание определенной инфраструктуры, которая и представлена структурным капиталом. Без уже имеющихся формализованных знаний организации, без имиджа компании, сформированного у клиента (для чего необходима коммуникация с ним), без создания

6 Guthrie J., Yongvanich K. Intellectual Capital Reporting: Comparison of various frameworks. URL: http://www.mgsm.edu.au/research

четкой организационной структуры любая деятельность персонала компании не будет иметь должного эффекта, каким бы высоким уровнем знаний и умений они ни обладали. Таким образом, отсутствие одного из компонентов неосязаемых активов приведет к тому, что интеллектуальный капитал в целом существовать не будет.

Все это дает нам основания полагать, что справедливо определение интеллектуального капитала, данное Лейфом Эдвинс-соном: интеллектуальный капитал - это «способность трансформировать знания и нематериальные активы организации в факторы, которые создают богатство за счет особого эффекта от «умножения» человеческого капитала на структурный, которые являются двумя основными составляющими интеллектуального капитала»7.

Факт, что человеческий капитал умножается на структурный, не следует рассматривать буквально, в бухгалтерском смысле. Такое определение необходимо для лучшего понимания руководством организации сущности интеллектуального капитала. Тем не менее тот эффект, который обеспечивает использование человеческого и структурного капиталов, в совокупности можно сопоставить с эффектом от использования интеллектуального капитала в целом (то есть если структурный капитал или человеческий капитал равны нулю, эффект от интеллектуального капитала также будет равен нулю, даже если второй элемент присутствует). В этом случае простое суммирование не учитывает взаимосвязанность компонентов интеллектуального капитала.

Рассмотрим основные элементы интеллектуального капитала более подробно.

Структурный капитал организации

Структурный капитал - капитал, находящийся в процессных, инновационных, клиентских факторах, а также базы данных, бренды и 1Т-системы компании. Структурный капитал включает в себя все, что

обеспечивает сотрудникам компании возможность реализовывать свой потенциал в конкретной деятельности. Структурный капитал подразделяется на клиентский и организационный капиталы.

Клиентский капитал - это отлаженное эффективное взаимодействие с клиентами компании. Он включает следующие компоненты:

• коммерческие идеи и деловые связи;

• сеть распространения продукции;

• средства индивидуализации предприятия;

• деловая репутация.

Коммерческая идея - это выраженная

в лаконичной форме стратегия бизнеса, то есть способ, которым руководство организации собирается достичь целей получения прибыли и стоимости предприятия. Фактически коммерческая идея появляется еще до создания компании, поэтому она формулируется ее учредителями, а в процессе функционирования лишь корректируется с учетом изменения внешней среды8.

Для того чтобы коммерческая идея работала, необходимы договоренности (формальные или публичные) с покупателями. Покупатели должны знать, что представляет собой продукция организации, где ее можно приобрести и каковы условия доставки и постпродажного обслуживания. Информирование покупателей происходит посредством рекламы. Но для реализации продукции требуются торговые точки. В связи с этим важно создать сеть реализации продукции, которая может осуществляться компанией как самостоятельно, так и через посредников.

Средства индивидуализации предприятия - это торговые знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования. Это то, что отличает продукцию одного предприятия от продукции других предприятий.

Деловая репутация в нашем случае трактуется не как разница между балансовой и рыночной стоимостью (гудвилл), а в более узком смысле. Здесь применимо понятие

7 ЭдвинссонЛейф. Корпоративная долгота ... С. 120.

8 Булыга Р. П. Интеллектуальный капитал бизнеса: методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита. М. : Издательство «Бухгалтерский учет», 2005. С. 47.

«бренд», или, используя терминологию МСФО 38, - это деловая репутация, созданная внутри компании (internally generated goodwill), которая в бухгалтерской отчетности ни по российским, ни по международным стандартам не отражается. Деловая репутация представляет собой степень доверия и узнаваемости как покупателей, так и поставщиков, которую заработала организация в процессе своей деятельности.

Организационный капитал состоит из инновационного и процессного капиталов. Последний реализуется в эффективных внутренних бизнес-процессах компании, что обеспечивается структурой организации. Организационный капитал - важная часть структуры компании. Именно структура организации позволяет работникам, оперирующим знаниями, использовать свои таланты как рычаг. К организационному капиталу относятся:

• объекты интеллектуальной собственности;

• информационные технологии и ресурсы фирмы;

• электронные сети;

• организационная структура и система управления бизнесом.

Объекты интеллектуальной собственности - это результаты труда сотрудников организации, а также права на нематериальные активы, приобретенные у сторонних организаций. Характерной особенностью этих объектов является их правовая защищенность.

В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

• произведения науки, литературы и искусства;

• программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

• базы данных;

• исполнения;

• фонограммы;

• сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

• изобретения;

• полезные модели;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• промышленные образцы;

• селекционные достижения;

• топологии интегральных микросхем;

• секреты производства (ноу-хау);

• фирменные наименования;

• товарные знаки и знаки обслуживания;

• наименования мест происхождения товаров;

• коммерческие обозначения.

Такие объекты в зависимости от объема прав на них отражаются в бухгалтерском балансе в качестве нематериальных активов или на забалансовых счетах в качестве прав пользования. Однако средства индивидуализации организации (товарные знаки, фирменные наименования) относятся к клиентскому капиталу.

Информационные ресурсы организации также являются частью интеллектуальной собственности организации, поскольку они зачастую представлены в виде баз данных. Но этот элемент организационного капитала должен рассматриваться отдельно, поскольку представляет всю информацию, необходимую для управления организацией. К информационным ресурсам относят базы данных клиентов, информацию об отрасли и т. п. Такая информация нуждается в хранении и защите от несанкционированного доступа, что обеспечивается наличием электронных сетей, при помощи которых также осуществляются поиск и обработка информации.

Организационная структура предприятия представляет собой основу его системы управления. Иными словами, это деление организации на отдельные сегменты бизнеса и уровни управления, а также связи между ними. Насколько эффективно будет построена организационная структура компании, настолько быстро будет передаваться информация из одного подразделения в другое.

Человеческий капитал - это реальные и потенциальные интеллектуальные спо-

собности и соответствующие практические навыки работников компании, а также их личные (в том числе психологические) качества. Человеческий капитал критически важен для инновационного успеха любой компании. Термин «человеческий капитал» сосредотачивается на описании ценности того, что может произвести отдельный сотрудник предприятия, то есть в экономическом смысле человеческий капитал включает индивидуальную ценность работника.

По мнению Л. Эдвинссона, этот капитал представляет собой накопленную стоимость инвестиций в подготовку и обучение работников, в их компетентность и их будущее9. Его можно обозначить как совокупность компетентности работников, их способности формировать взаимоотношения и ценности. Работа с человеческим капиталом часто направляется на трансформацию индивидуальных знаний в коллективные, а следовательно, в более длительно сохраняющийся организационный капитал, что снижает риски организации. Основу человеческого капитала составляют люди, которые вольны в выборе работодателя и практически в любой момент могут уволиться и уйти к конкурентам. Работник не является собственностью организации, тем не менее организация использует результаты его труда. Заключая трудовой договор, она приобретает права на использование в своей коммерческой деятельности определенных знаний, умений и навыков человека (в этом случае юридическая трактовка трудового договора приближается к авторскому договору), однако работник в одностороннем порядке (за исключением определенных служебных ситуаций) может его расторгнуть10. По этой причине для руководства любого предприятия важно сохранить сотрудников, обладающих высокой компетентностью, а также организовать рабочий процесс так, чтобы происходил процесс обучения дру-

гих сотрудников, чтобы знания оставались в компании.

Американский исследователь Дэйв Ульрих (Dave Ulrich) считает, что «квалифицированные сотрудники, приверженные целям компании, - ее самый важный актив»11. Более того, он предложил уравнение, в котором интеллектуальный капитал равен компетентности сотрудников, умноженной на их приверженность целям:

Intellectual Capital = Competence *

х Commitment.

Это равенство он объясняет тем, что сотрудники, создающие высокий уровень интеллектуального капитала, добровольно работают в компании. Это не означает, что они работают бесплатно, на одном энтузиазме, однако из большого числа работодателей они выбрали именно эту компанию. По нашему мнению, представленную формулу использовать напрямую невозможно, однако ее можно применять, используя балльную систему оценки. Иначе говоря, на основе мнений экспертов компетенция сотрудников и их приверженность целям компании будут оцениваться по балльной системе.

Как уже было сказано, человеческий капитал представляет собой накопленную стоимость инвестиций в подготовку и обучение сотрудников. Однако не все исследователи именно так оценивают человеческий капитал. Некоторые относят к нему все затраты, связанные с человеческими ресурсами. Мы полагаем, что выбор базы оценки должен зависеть от информационной базы, имеющейся у аналитика. При оценке человеческого капитала с начала года необходимо периодически проводить его переоценку. Это связано с тем, что не все инвестированные средства имеют отдачу, часть их «проедается». Может быть обратная ситуация: инвестиции в человеческий капитал принесут такой положительный эффект, что справед-

9 ЭдвинссонЛейф. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М. : ИНФРА-М, 2005. С. 120.

10 Статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ : в редакции от 22 июля 2007 года.

11 Ulrich D. Intellectual Capital = Competence x Commitment // Sloan Management Review. 1998. Vol. 39, Number 2. URL: http://www.sloanreview.mit.edu

ливая стоимость человеческих ресурсов будет выше учетной. Кроме того, необходимо учитывать факт увольнения сотрудников, что уменьшает стоимость человеческого капитала и влечет необходимость повторного инвестирования при наборе новых работников. Финские ученые А. Эронен и Г. Ахонен предлагают три вида измерения человеческих ресурсов12:

• количественное;

• качественное

• организационное.

Количественное измерение - это объем

работы, который способны выполнить определенное число работников, включенных в статистику численности персонала компании, относящихся к разным категориям и выполняющих различные функции.

Качественное измерение - специфические виды деятельности компании, которые можно осуществить, используя личные навыки работников (умения, знания, здоровье и т. п.).

Организационное измерение описывает связь задач и методов их достижений, внутренние связи (взаимоотношения) между сотрудниками, а также их удовлетворенность работой.

Информационная база анализа и оценки интеллектуального капитала

Проблема управления интеллектуальным капиталом становится все более актуальной в России. Руководители предприятий, конкурирующих на внутренних и внешних рынках, нуждаются в создании, накоплении и увеличении интеллектуального капитала организации. Но для того чтобы им эффективно управлять, необходимо использовать адекватные методы измерения и оценки интеллектуального капитала. Следует отметить трудность этой задачи, поскольку особенностью интеллектуального капитала является сложность, а порой невозможность измерения его отдельных элементов. В первую очередь это связано с уникальностью компонентов интеллектуального капитала. В то же время очевидно, что без формиро-

вания необходимой информационной базы проблема управления интеллектуальным капиталом так и останется нерешенной.

В зависимости от степени детализации и конфиденциальности можно выделить информацию, предназначенную для внешнего пользователя, и информацию, предназначенную для внутренних целей управления. При этом к внешним пользователям относятся покупатели, поставщики, миноритарные акционеры организации, действительные и потенциальные инвесторы. К внутренним пользователям относятся руководство организации, учредители и сотрудники. Соответственно, информация, предназначенная для внутреннего пользователя, более подробная, поскольку она необходима для принятия решений по управлению организацией. Для получения такой информации следует осуществить процедуры идентификации, измерения и оценки.

Прежде всего, выясним, какая информация об интеллектуальном капитале компании доступна внешним пользователям. Если рассматривать бухгалтерскую отчетность организации, то можно заметить, что большая часть интеллектуального капитала в ней не представлена. Отсутствие информации об интеллектуальном капитале характерно и для российской отчетности, и для отчетности, составленной по международным стандартам. Информация об интеллектуальном капитале не вписывается в традиционную бухгалтерскую систему счетов, поскольку последняя не способна достоверно отражать стоимость неосязаемых активов и их влияние на финансовый результат. Наиболее полная информация об интеллектуальном капитале представлена в системе стандартов US GAAP, поскольку в 2001 году и Комиссия США по биржам и ценным бумагам (SEC), и Комитет по финансовой бухгалтерской отчетности (FASB) публично поддержали введение отчетности по нематериальным активам. Более того, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) рекомендует составлять отчетность об интеллектуальном капитале компании. В состав

12 Eronen A, Ahonen G. Accounting for intellectual capital. URL: http://www.oecd.org

отчета об интеллектуальном капитале организации, рекомендованного OECD, могут входить данные о внутренней структуре, о внешней структуре, о навыках и умениях персонала13.

Внутренняя структура - это, по сути, организационный капитал предприятия: его интеллектуальная собственность, информационные технологии и организационная структура. Внешняя структура - это клиентский капитал организации: торговые знаки, фирменные наименования, деловая репутация организации. Информация о навыках и умениях персонала - это данные о человеческом капитале организации. Однако на практике компании, представляющие отчетность об интеллектуальном капитале, в первую очередь руководствуются своим собственным мнением о содержании такой отчетности.

Первой организацией, составившей отчетность об интеллектуальном капитале, является шведская финансовая компания «Скандия» (Scandia) (в 1993 году была представлена отчетность для внутреннего пользования, а в 1994 - для внешнего). Вслед за «Скандией» отчетность начали представлять другие скандинавские компании. Основываясь на опыте этих компаний, Агентство по торговле и промышленности Дании разработало методические рекомендации по составлению отчетности об интеллектуальном капитале (Guideline for intellectual capital statements)14. Согласно этим рекомендациям отчет об интеллектуальном капитале должен содержать информацию об усилиях компании, направленных на увеличение интеллектуального капитала посредством управления знаниями организации. Этот отчет, помимо представления информации внешним и внутренним пользователям об увеличении интеллектуального капитала, а значит, и стоимости компании, сам является инструментом создания стоимости и привлечения клиентов, поскольку компания, раскрывающая такую информацию, повышает деловую репутацию. Отчет об интеллекту-

альном капитале состоит из трех основных разделов.

В первом разделе (Knowledge narrative) делается обзор знаний и навыков работников компании, раскрывается миссия организации. Здесь также описывается, как продукция и услуги компании помогают потребителю, отражается согласование потребностей клиента и возможностей компании. В этом разделе формулируются не только текущее положение компании, но и стратегия ее развития.

Во втором разделе (Management-challenge) раскрывается, каким образом компания управляет текущими знаниями сотрудников и собственными накопленными знаниями, представленными в виде организационного капитала. Здесь предлагаются пути реализации целей компании, определенных в первом разделе, раскрывается стратегия и тактика менеджмента компании.

В третьем разделе приводятся необходимые показатели об изменениях и эффективности интеллектуального капитала. Этот раздел содержит наиболее подробную информацию, необходимую для того, чтобы пользователи смогли оценить, насколько эффективна система управления знаниями на предприятии. К таким показателям относятся, например, стаж работы сотрудников вне организации, объем и доля затрат предприятия на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, затраты на повышение квалификации сотрудников. Показатели, включаемые в отчетность об интеллектуальном капитале организациями, представлены в таблице 2.

Таким образом, отчетность об интеллектуальном капитале организации помогает пользователю оценить не только текущее состояние организации, которое является фактом предыдущих событий, но и понять перспективы развития компании, ее потенциал. Отчетность организации становится более прозрачной и более полно отражает действительное состояние организации, чем традиционная финансовая отчетность. Анализируя отчет,

13 Oliveras E., Kasperskaya Yu. Reporting Intellectual Capital in Spain. URL: www.econ.upf.edu

14 A Guideline for Intellectual Capital Statements. A key to knowledge management. URL: www.efs.dk/icaccounts

Таблица 2

Показатели, включаемые в отчетность об интеллектуальном капитале15

Показатель Описание показателя

Человеческий капитал: текучесть кадров Доля сотрудников, уволившихся на конец отчетного года в компании (кроме сотрудников, вышедших на пенсию), в общем количестве сотрудников

количество сотрудников с высшим образованием Доля сотрудников, имеющих высшее образование на конец года

показатели обучения сотрудников посредством привлечения к проектам Доля сотрудников, занятых в проектах Доля рабочего времени, используемого сотрудником для работы в других подразделениях организации

учебные дни одного сотрудника Количество дней, в которые проводились учебные тренинги, деленное на среднесписочную численность (ССЧ) сотрудников

стоимость образовательных программ в расчете на одного сотрудника Затраты на образование (включая транспортные расходы), деленные на сСч сотрудников

число преподающих сотрудников Численность преподающих сотрудников, в том числе в учреждениях профессионального образования

Структурный капитал: структура менеджмента Отношение числа сотрудников к управляющему составу

узнаваемость клиентом Доля потенциальных клиентов, узнающих торговый знак и (или) продукты компании

количество патентов организации Количество патентов, зарегистрированных организацей в отчетном периоде

количество новых продуктов за отчетный период Количество новых продуктов, разработанных в отчетном периоде

пользователь решает, стоит ли работать с организацией, инвестировать в нее, а руководитель организации сможет оперативно управлять ее интеллектуальным потенциалом. Тем не менее лишь немногие организации представляют отчетность об интеллектуальном капитале. В этом случае необходимо пользоваться другими источниками информации, например годовыми отчетами компаний, а также пресс-релизами, в которых приводится информация о структуре организации и основных событиях за период.

В зависимости от объекта анализа можно выделить количественные и качественные показатели, в свою очередь, их можно разделить на финансовые и нефинансо-вые16. К количественным показателям относятся, например, количество патентов организации, их совокупная рыночная стоимость, объем рынка и т. п. К качественным показателям можно отнести показатели эффективности использования объектов интеллектуального капитала организации, а также ту информацию, которая не поддается количественному измерению.

15 A Guideline for Intellectual Capital Statements. A key to knowledge management. URL: www.efs.dk/icaccounts

16 Meer-Kostra M. van der, Zijlstra S. M. Reporting on intellectual capital. URL: http:// som.eldoc.ub.rug.nl

Надо сказать, что не каждый элемент интеллектуального капитала поддается непосредственной оценке. По нашему мнению, избежать этой проблемы можно, косвенным путем оценив такие неизмеряемые активы, как разность стоимости интеллектуального капитала компании в целом и стоимости объектов, поддающихся оценке. Так, профессор Нью-Йоркского университета Барух Лев предлагает оценивать такие активы (в частности организационный капитал) с помощью регрессионно-корреляционного анализа17. Однако по таким показателям невозможно судить о совокупном объеме интеллектуального капитала, поскольку взаимодействие его отдельных элементов дает синергический эффект.

Рассмотрим основные показатели, которые используются для анализа интеллектуального капитала. Важно иметь в виду, что если количественные характеристики вполне поддаются прямому расчету, то оценивание качественных характеристик (например уровень квалификации персонала) представляет собой большую проблему. Мы предлагаем использовать для ее решения методы экспертных оценок. Суть их в том, что эксперт или группа экспертов присваивает отдельным компонентам интеллектуального капитала определенное количество баллов, а затем выводится величина интеллектуального капитала в целом, анализируется динамика показателей. Проблема состоит в высокой степени субъективности полученных оценок. На их характер может влиять ряд факторов: степень независимости эксперта, его лояльность к организации, степень квалификации, даже его настроение. Если же в разные периоды времени оценку производят разные эксперты, то ее результаты не будут сопоставимыми. Для устранения высокой степени субъективности берут показатели эффективности использования интеллектуального капитала и оценки, основанные на концепции стоимости предприятия.

Особую значимость имеют показатели эффективности использования интеллек-

туального капитала. При этом для анализа интеллектуального капитала показатели прибыли будут бесполезны, так как все вложения в человеческий капитал признаются в качестве активов организации. В связи с этим для оценки эффективности интеллектуального капитала организации необходимо использовать показатель добавленной стоимости. Хорватский исследователь Анте Пулич (Ante Pulic) предложил использовать так называемый интеллектуальный коэффициент добавленной стоимости (Value Added Intellectual Coefficient - VAIC)18. Основные параметры этого показателя -создание стоимости, интеллектуальный капитал и промышленный и финансовый капиталы. Добавленная стоимость может быть рассчитана следующим образом:

VA = OP + L + A + D,

где VA - созданная добавленная стоимость;

L - вложения в человеческий капитал;

A, D - амортизация основных средств и нематериальных активов соответственно.

После того, как будет рассчитана добавленная стоимость, необходимо рассчитать эффективность использования интеллектуального капитала и эффективность использования промышленного и финансового капиталов. При этом эффективность использования интеллектуального капитала состоит из эффективности использования человеческого капитала и эффективности использования структурного капитала. Эффективность использования человеческого капитала определяется так:

HCE = VA / HC,

где НСЕ - эффективность использования человеческого капитала компании;

VA - добавленная стоимость;

НС - заработная плата сотрудников.

Структурный капитал в концепции А. Пу-лича определяется как разность добавленной стоимости и человеческого капитала.

17 Lev B., Radhakrishnan S. The valuation of intellectual capital. URL: http://stern.nyu.edu

18 Basic information on VAIC. URL: http:// www.vaic-on.net

Это означает, что структурный капитал не является независимым по отношению к человеческому. Расчет эффективности структурного капитала отличается от общепринятого и рассчитывается следующим образом:

SCE = SC/ VA,

где SCE - эффективность использования структурного капитала компании;

SC - структурный капитал, разница между добавленной стоимостью и заработной платой сотрудников.

Несмотря на то, что принято считать эффективность как отдачу на вложенный капитал, такой расчет может привести к неверным результатам. Если считать, что SCE = VA/SC, то это будет означать, что при увеличении эффективности структурного капитала будет падать эффективность человеческого капитала, что нелогично. Эффективность использования интеллектуального капитала будет равна сумме эффективности использования человеческого капитала и эффективности использования структурного капитала:

ICE = HCE + SCE,

где ICE - эффективность использования интеллектуального капитала;

HCE - эффективность использования человеческого капитала;

SCE - эффективность использования структурного капитала.

После этого рассчитывается эффективность использования реальных активов:

СЕЕ = VA / СЕ,

где СЕЕ - эффективность использования реальных активов;

CE - балансовая стоимость финансового и физического капиталов компании.

Соответственно:

VAIC = ICE + CEE.

Несмотря на простоту использования этого показателя, порядок его расчета может быть поставлен под сомнение: мы несколь-

ко раз используем показатель добавленной стоимости, зависимость структурного капитала от человеческого не доказана. Тем не менее VAIC активно используется на практике, в первую очередь для отслеживания динамики уровня интеллектуального капитала (в том числе при анализе отраслей). Однако информации, представляемой в отчетности организации, недостаточно для анализа эффективности интеллектуального капитала внешними пользователями.

Внешний пользователь для анализа динамики интеллектуального капитала, помимо отчетных данных, может использовать и другую информацию, к которой у него есть доступ, например стоимость акций компании. В этом случае пользователь будет производить оценки, основанные на концепции стоимости предприятия. Согласно этой концепции рыночная стоимость предприятия состоит из балансовой стоимости и интеллектуального капитала. Соответственно, интеллектуальный капитал равен рыночной стоимости предприятия, уменьшенной на балансовую стоимость. В качестве рыночной стоимости принято использовать капитализацию (рыночную стоимость всех акций) компании. При отсутствии такой информации в качестве рыночной стоимости берут приведенную сумму доходов организации в прогнозном периоде. Следует отметить, что в балансовой стоимости активов имеются элементы интеллектуального капитала. Если просто вычесть из рыночной стоимости предприятия его балансовую стоимость, то величина интеллектуального капитала предприятия будет занижена, поэтому предлагаем скорректировать величину активов на следующие суммы:

• балансовая стоимость нематериальных активов;

• стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• расходы будущих периодов (в части единовременных платежей за права пользования объектами интеллектуальной собственности).

Получим следующую формулу:

1С = С - А*,

т 9

где 1С - величина интеллектуального капитала предприятия;

Ст - рыночная стоимость;

А* - скорректированная балансовая стоимость.

Однако если пользователь сравнивает показатели разных организаций, он может быть введен в заблуждение из-за влияния фактора объема организации. В связи с этим для сопоставимости показателей вместо разности используют частное от деления рыночной стоимости на скорректированную балансовую стоимость:

О - —

Чс - а* •

Для оценки интеллектуального капитала Барух Лев предложил использовать так называемый «индекс знаний», «с помощью которого осуществляется дисконтирование рыночной стоимости фондов путем соотнесения ее с нормальной выручкой, прибылью на используемые материальные активы и финансовым капиталом»19.

Несмотря на снижение степени субъективности в показателях, ориентированных на рыночную стоимость организации, по сравнению с методами экспертных оценок они также не лишены недостатков, а именно:

• оценка производится косвенным путем;

• результат сравнения с балансовой стоимостью активов зависит от учетной политики организации;

• рыночная стоимость акций компании волатильна, но это не значит, что вместе с ней изменяется стоимость интеллектуального капитала;

• рыночная стоимость имеет спекулятивную составляющую;

• в условиях ограниченной информации изменения в интеллектуальном капитале компании не обязательно приводят к изменениям в ее рыночной стоимости;

• при оценке рыночной стоимости как суммы приведенных будущих доходов

увеличивается степень субъективности оценки как при прогнозировании доходов организации, так при выборе ставки дисконтирования.

Тем не менее в настоящее время эти показатели являются наиболее используемыми, поскольку при их использовании снижается время сбора информации о компании и, соответственно, стоимость самого анализа.

Таким образом, для комплексного анализа интеллектуального капитала необходимо использовать как методы, основанные на рыночной стоимости, так и методы экспертных оценок. В этом случае определение интеллектуального капитала будет более обоснованным, что имеет ключевое значение для дальнейшего анализа стоимости компании.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Булыга Р. П. Интеллектуальный капитал бизнеса: методологические проблемы бухгалтерского учета и аудита. М. : Издательство «Бухгалтерский учет», 2005.

2. Эдвинссон Лейф. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М. : ИНФРА-М, 2005.

3. Guthrie J, Yongvanich K. Intellectual Capital Reporting: Comparison of various frameworks. URL: http://www.mgsm.edu.au/re-search

4. Sveiby K. E. The intangible Assets Monitor. URL: http://www.sveiby.com

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. Статья 80.

6. Ulrich D. Intellectual Capital = Competence x Commitment // Sloan Management Review. 1998. Vol. 39, Number 2. URL: http:// www.sloanreview.mit.edu

7. Eronen A, Ahonen G. Accounting for intellectual capital. URL: http://www.oecd. org

8. Oliveras E., Kasperskaya Yu. Reporting Intellectual Capital in Spain. URL: www.econ. upf.edu

19 Эдвинссон Лейф. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М. : ИНФРА-М, 2005. С. 59.

9. A Guideline for Intellectual Capital Statements. A key to knowledge management. URL: www.efs.dk/icaccounts

10. Meer-Kostra M. van der, Zijlstra S. M. Reporting on intellectual capital. URL: http://

som.eldoc.ub.rug.nl

11. Lev B., Radhakrishnan S. The valuation of intellectual capital. URL: http://stern.nyu.edu

12. Basic information on VAIC. URL: http:// www.vaic-on.net

. * ■

G0LT5BLAT BLP

1О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПОРЯДКА ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ЗАЛОЖЕННОЕ ИМУЩЕСТВО»

1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № ЗОб-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» (далее - Закон). Законом внесены изменения в следующие законодательные акты:

• Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке);

• первую часть Гражданского кодекса Российской Федерации;

• Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации);

• Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 года № 2872-1 «О залоге»;

• Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1;

• некоторые другие законодательные акты Российской Федерации.

К наиболее существенным изменениям, внесенным Законом и связанным с обращением взыскания на заложенное недвижимое имущество, можно отнести следующие:

1) установлено, что соглашение об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке может быть заключено в любое время и включено в договор о залоге. Соглашение об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество (с определенными изъятиями, см. п. 2) может быть заключено только при наличии нотариально удостоверенного согласия залогодателя на внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное имущество. Ранее соглашение об удовлетворении требований залогодержателя во внесудебном порядке могло быть заключено только после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога;

2) расширен перечень случаев, когда взыскание на предмет залога может быть обращено только по решению суда, в частности, случаи, когда:

• предметом ипотеки являются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности физическим лицам;

• предметом ипотеки является имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности;

3) предусмотрена возможность обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса в случае неисполнения залогодателем соглашения об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке. Исполнительная надпись совершается нотариусом на договоре о залоге или на закладной в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством только при наличии признаков бесспорности требований залогодержателя;

4) изменен порядок реализации заложенного недвижимого имущества по соглашению сторон. Установлено, что до проведения аукциона залогодателю должно быть направлено уведомление о необходимости исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой. Извещение о проведении торгов может быть опубликовано только при неудовлетворении требований, содержащихся в указанном уведомлении, и по истечении установленного Законом срока. Также определено, что с даты первой публикации извещения о проведении торгов до даты их проведения должно пройти не менее 10 дней;

Продолжение на странице 85

1 Информация предоставлена юридической компанией «Гольцблат БЛП». Ш1_: www.gblplaw.com Для получения дополнительных консультаций по вопросам коммерческой (промышленной) недвижимости и строительства просьба обращаться к Виталию Можаровскому, по вопросам инвестирования и финансирования проектов в сфере недвижимости - к Елене Бариновой. Тел.: +7 (495) 775 69 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.