Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиционных проектов создания и развития объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта на основе концессионных соглашений'

Оценка эффективности инвестиционных проектов создания и развития объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта на основе концессионных соглашений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
706
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / CONCESSION AGREEMENTS / INVESTMENT PROJECT / INLAND WATER TRANSPORT / INFRASTRUCTURE / EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пантина Т. А., Тимофеев В. В.

В статье обоснованы методические принципы и концептуальная схема оценки экономической эффективности проектов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта на основе концессионных соглашений. Рассмотрены факторы формирования общественной (социально-экономической), региональной, отраслевой и бюджетной эффективности проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical principles and conceptual scheme of estimation of economical effectiveness of projects of developing infrastructure of inland water transport on the base of concession agreements are proved in the article. Factors of forming social, regional, branch and budget effectiveness of projects are considered.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиционных проектов создания и развития объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта на основе концессионных соглашений»

университета водных коммуникаций

Т. А. Пантина,

д-р экон. наук, проф., СПГУВК

В. В. Тимофеев,

соискатель, СПГУВК

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА НА ОСНОВЕ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ

THE ESTIMATION OF EFFECTIVENESS OF INVESTMENT PROJECTS OF CREATING AND DEVELOPING INFRASTRUCTURE OF INLAND WATER TRANSPORT ON THE BASE OF CONCESSION AGREEMENTS

В статье обоснованы методические принципы и концептуальная схема оценки экономической эффективности проектов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта на основе концессионных соглашений. Рассмотрены факторы формирования общественной (социально-экономической), региональной, отраслевой и бюджетной эффективности проектов.

Methodical principles and conceptual scheme of estimation of economical effectiveness of projects of developing infrastructure of inland water transport on the base of concession agreements are proved in the article. Factors of forming social, regional, branch and budget effectiveness of projects are considered.

Ключевые слова: Концессионные соглашения, инвестиционный проект, внутренний водный транспорт, инфраструктура, эффективность.

Key words: Concession agreements, investment project, inland water transport, infrastructure, effectiveness.

НВЕСТИЦИОННАЯ деятельность

на внутреннем водном транспорте в настоящее время не может достичь

Для формирования пакета инвестиционных проектов на внутреннем водном транспорте, которые могут быть реализованы с использованием механизма концессии, выделим три основных классификационных признака:

см ж

нового качественного уровня, при котором основным источником финансирования выступают средства частных компаний, а бюджетные инвестиции являются стимулом и генератором для их притока. Бюджетные инвестиции, предусмотренные подпрограммой «Внутренний водный транспорт», составляют почти 80 % в общем объеме финансирования. Это гораздо выше, чем бюджетное финансирование железнодорожного транспорта — 9,0, гражданской авиации — 25,8 и морского транспорта — 28,9 %. Финансирование подпрограммы «Внутренний водный транспорт» за счет частных инвестиций невелико и составляет около 20 % от общего объема.

— коммерческая эффективность инвестиций;

Проекты, имеющие высокую доходность инвестиций, независимо от уровня остальных признаков могут быть реализованы за счет частного капитала. Проекты, имеющие высокую социально-экономическую значимость и потребность в значительном объеме инвестиций при относительно низком уровне доходности капитала, характерны для транспорта в целом и для внутреннего водного транспорта в частности. Реализация таких проектов на основе концессионных соглашений и является целесообразной (рис. 1).

— социально-экономическая значимость проекта;

— объем инвестиционных затрат.

[126J

Очевидно, что необходимо повышать долю частных инвестиций с целью развития объектов инфраструктуры водного транспорта, в том числе за счет использования таких механизмов регулирования инвестиционной деятельности, как концессионные соглашения.

При экономической оценке инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений особое внимание необходимо

университета водных коммуникаций

св

£

о

О &

С

ьО

Е-

о о 2 15 СР ей

а

со §

к о о СР 15 2 о Сс о к т

о Сс

ьО

N

а

о

о

Инвестиционные проекты, реализация которых на внутреннем водном транспорте целесообразна на основе концессионных соглашений

1. Низкая доходность 2. Незначительный объем инвестиционных затрат 3. Высокая социально-экономическая значимость инвестиционного проекта 1. Низкая доходность 2. Значительный объем инвестиционных затрат 3. Высокая социально-экономическая значимость инвестиционного

1. Низкая доходность 2. Незначительный объем инвестиционных затрат 3. Низкая социально-экономическая значимость инвестиционного 1. Низкая доходность. 2. Значительный объем инвестиционных затрат 3. Низкая социально-экономическая значимость инвестиционного проекта

Инвестиции

Рис. 1. Группировка инвестиционных проектов по основным классификационным признакам

уделять оценке общественной (социально-экономической), региональной, отраслевой и бюджетной эффективности. Концептуальная схема оценки эффективности таких проектов представлена на рис. 2. Все показатели эффективности в соответствии с Методическими рекомендациями [3] рассчитываются с учетом фактора времени.

Для принятия обоснованного решения необходимо оценить общественную значимость инвестиционного проекта (блок 1). Если проект имеет общественную (социально-экономическую) эффективность, то использование бюджетных средств для реализации инвестиционного проекта целесообразно (блок 2).

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, они включают

в себя непосредственные результаты и затраты по проекту, а также результаты и затраты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. Оценка эффективности инвестиционного проекта создания и развития объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта осуществляется на основе определения транспортного и внетранспортного эффектов.

Транспортный эффект — это эффект реализации проектов для судоходных и стивидорных компаний, других транспортных предприятий, использующих объекты транспортной инфраструктуры. Этот эффект формируется в результате увеличения пропускной способности водных путей и портов, улучшения состояния гидротехнических сооружений.

Улучшение состояния водных путей, гидросооружений позволяет использовать сов-

00 о-

X 2

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

ременные экономичные типы транспортных судов, увеличивать объемы перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. Улучшение состояния гидротехнических сооружений повышает надежность их работы, увеличивает пропускную способность судоходных путей и шлюзов, положительно влияет на безопасность судоходства.

В результате улучшения состояния действующих и строительства новых объектов портовой инфраструктуры уменьшается время погрузки и выгрузки судов, а также время ожидания этих операций.

При расчете транспортного эффекта необходимо также учитывать те грузопотоки, которые возникнут в результате использования перевозчиками внутреннего водного транспорта вместо железнодорожного или автомобильного. Переориентация грузопотоков на внутренний водный транспорт будет результатом более выгодных условий перевозок.

Создание новых и развитие действующих объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта позволяет ускорить товародвижение, снизить транспортные издержки, повысить конкурентоспособность внутреннего водного транспорта, расширить сферу его деятельности в международных транспортных коридорах.

Транспортный эффект выражается в снижении затрат транспортных предприятий вследствие улучшения использования флота за счет ускорения движения судов, сокращения времени погрузки, выгрузки и их ожидания, снижении аварийности. Этот эффект в стоимостном выражении определяется на основе снижения показателя себестоимости перевозок, а также в стоимостной оценке экономии ресурсов за счет увеличения количества рейсов.

Внетранспортный эффект возникает в результате комплексного использования водных путей и гидротехнических сооружений в экономике, кроме того, он учитывает социальные и экологические последствия реализации инвестиционного проекта. Внетранспортный эффект определяется исходя из оценки влияния создания новых и развития действующих объектов инфраструктуры водного транспорта на социально-экономическое развитие

страны и экологическую обстановку. Этот эффект формируется в результате:

— снижения транспортных издержек в цене товаров и услуг;

— снижение издержек предприятий за счет повышения качества и надежности перевозок внутренним водным транспортом;

— активизации экономической деятельности, содействия в освоении новых территорий и ресурсов, расширения рынков сбыта продукции;

— повышения доходов бюджета;

— повышения уровня жизни и мобильности населения, улучшения бытовых социальных условий жизни, в том числе улучшения водоснабжения населенных пунктов;

— увеличения выработки электроэнергии;

— увеличения продукции сельского хозяйства;

— создания новых рабочих мест,

— улучшения экологической обстановки за счет переориентации грузопотоков на внутренний водный транспорт, который является более экологически чистым по сравнению с железнодорожным и автомобильным.

Далее оценивается коммерческая эффективность инвестиционного проекта (блок 4). Если проект имеет коммерческую эффективность, то нет необходимости поддерживать его за счет бюджетных средств, проект должен быть реализован целиком за счет частного капитала (блок 6). Если инвестиционный проект не имеет коммерческой эффективности, необходимо оценить последствия его реализации для экономики региона, отрасли и государственного бюджета (блок 7).

Если проект имеет региональную и бюджетную эффективность, но государство не имеет значительных средств для его реализации, целесообразно рассмотреть возможность применения механизма концессионных соглашений, что позволит снизить расходы бюджета (блок 9). Если применение этого механизма невозможно, то такой проект реализуется за счет средств государственного бюджета (блок 10).

Если возможно привлечение частного инвестора с помощью механизма концессии, разрабатываются организационно-экономический механизм реализации проекта и схема

II университета

[ЖУРНАЛ водных /_/ коммуникации

4. Оценка коммерческой эффективности ИП

8. ИП имеет региональную, отраслевую, бюджетную эффективность

нет

9. Возможно использование концессионных соглашений

да

11. Изменение организационно -экономического механизма и схемы финансирования ИП

12. Оценка эффективности участия частного капитала в ИП

во о-

X 2

[129

14. Реализация ИП на основе концессионных соглашений

Рис. 2. Схема оценка эффективности проектов, реализуемых на основе концессий

II университета

'ЖУРНАЛ водных / / коммуникации

его финансирования с учетом интересов всех участников (блок 11). Если при реализации проекта обеспечивается приемлемый уровень доходности для частного капитала, то использование концессионных соглашений целесообразно (блок 14). В случае невыполнения этого условия инвестиционный проект может быть реализован только за счет бюджетных средств (блок 10).

Предлагаемая схема оценки эффективности проектов развития инфраструктуры водного транспорта позволяет определить пакет проектов, которые целесообразно реализовать на основе концессионных соглашений, и экономические параметры таких соглашений (концессионная плата, тарифы за услуги концессионера, сумма бюджетных дотаций).

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintrans.ru.

2. Федеральный закон РФ «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ: принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 6 июля 2005 г., одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 13 июля 2005 г.

3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. 2-я ред. / Мин-во экон. РФ; Мин-во фин. РФ, ГК РФ по стр-ву, арх. и жилищ. полит. — М., 2000. — 421 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.