Научная статья на тему 'Методы оценки экономического эффекта участников концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов развития инфраструктуры внутренних водных путей'

Методы оценки экономического эффекта участников концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов развития инфраструктуры внутренних водных путей Текст научной статьи по специальности «Водный транспорт»

CC BY
337
44
Поделиться
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / КОНЦЕДЕНТ / КОНЦЕССИОНЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / БЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ

Аннотация научной статьи по транспорту, автор научной работы — Цанева Надежда Федоровна

Обоснован методический подход к оценке экономического эффекта участников концессионных соглашений при осуществлении проектов развития инфраструктуры внутренних водных путей. Разработана методика расчета экономического эффекта концедента, позволяющая обеспечить сбалансированность интересов государства и бизнеса при реализации проектов на основе оптимизации экономических параметров концессионного соглашения.The methodical approach to an estimation of economic benefit of participants of concession agreements is proved at realization of projects of development of an infrastructure of internal waterways. The design procedure of the concedent's economic benefit is developed, allowing to provide equation of interests of the state and business at projects implementation on the basis of optimization of economic parameters of the concession agreement.

Текст научной работы на тему «Методы оценки экономического эффекта участников концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов развития инфраструктуры внутренних водных путей»

УДК 338.47:656.62

Н. Ф. Цанева,

соискатель, СПГУВК

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА УЧАСТНИКОВ КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ

METHODS OF AN ESTIMATION OF ECONOMIC BENEFIT OF PARTICIPANTS CONCESSION АGREEMENTS AT REALIZATION OF INVESTMENT PROJECTS OF DEVELOPMENT INFRASTRUCTURES OF INTERNAL WATERWAYS

Обоснован методический подход к оценке экономического эффекта участников концессионных соглашений при осуществлении проектов развития инфраструктуры внутренних водных путей. Разработана методика расчета экономического эффекта концедента, позволяющая обеспечить сбалансированность интересов государства и бизнеса при реализации проектов на основе оптимизации экономических параметров концессионного соглашения.

The methodical approach to an estimation of economic benefit ofparticipants of concession agreements is proved at realization ofprojects of development of an infrastructure of internal waterways. The design procedure of the concedent's economic benefit is developed, allowing to provide equation of interests of the state and business at projects implementation on the basis of optimization of economic parameters of the concession agreement.

Ключевые слова: инвестиционный проект, внутренние водные пути, концессионные соглашения, кон-цедент, концессионер, экономический эффект, бюджетные субсидии.

Key words: the investment project, internal waterways, concession agreements, the concessionaire, the concedent, economic benefit, budgetary grants.

УДОХОДНЫЕ гидротехнические сооружения (СГТС), являющиеся объектами инфраструктуры внут-

половины таких проектов реализуются на транспорте. Концессионные соглашения используются для строительства и реконструкции автомобильных дорог, морских портов, железных дорог, объектов инфраструктуры воздушного транспорта [6].

ренних водных путей, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1, Федеральным законом от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» относятся к федеральной собственности. Финансирование проектов создания и развития СГТС, характеризующихся высокой капиталоемкостью, осуществляется в настоящее время только за счет средств федерального бюджета. Одним из направлений снижения бюджетных расходов является привлечение средств частных инвесторов на основе использования концессионных соглашений при реализации данных проектов.

Анализ данных Всемирного банка, представленных на сайте, показал, что примерно половина проектов строительства и реконструкции объектов инфраструктуры транспорта, реализуемых на основе концессионных соглашений с 2005 г., осуществляется при поддержке государства. Стратегия этой поддержки разрабатывается индивидуально для каждого проекта и может осуществляться в форме фиксированных периодических платежей на покрытие части инвестиционных затрат и (или) разницы между текущими доходами и расходами по проекту.

во

V

о X 3

Концессия как современный организа-

ционно-экономический механизм активизации инвестиционной деятельности получила широкое распространение в мировой практике при реализации инфраструктурных проектов. По данным Всемирного банка, более

Несмотря на то что в настоящее время много говорится о необходимости использования мирового опыта применения современных организационно-экономических механизмов, повышающих инвестиционную привлекатель-

ность объектов инфраструктуры транспорта для частного инвестора, практика реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений в Российской Федерации весьма ограничена. Хотя Транспортной стратегией [1] с 2008 г. намечена реализация 13 проектов на основе механизма государственно-частного партнерства, в настоящее время началось только строительство небольшого участка платной автодороги трассы Москва-Санкт-Петербург. Отрицательный опыт поиска частных инвесторов для строительства платных автомобильных дорог имеет также правительство Санкт-Петербурга при реализации проектов строительства Западного скоростного диаметра и тоннеля под Невой.

Мировая практика показывает необходимость использования государством различных механизмов повышения доходности проектов развития транспортной инфраструктуры для частных инвесторов, не ограничиваясь только финансовым участием в погашении части инвестиционных затрат в основном за счет средств Инвестиционного фонда.

Нормативно-законодательные основы использования различных форм участия государства в концессионных соглашениях заложены в федеральных законах «О концессионных соглашениях» [3] и «О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4].

Использование различных форм государственной поддержки с целью привлечения частных инвесторов для реализации инфраструктурных проектов особенно актуально для внутреннего водного транспорта, поскольку бюджетные инвестиции занимают доминирующее место в структуре источников финансирования его развития в соответствии с Федеральной целевой программой [2] и составляют 80 %.

Для обоснования форм государственной поддержки частного инвестора в рамках концессионного соглашения необходимо выполнить оценку экономического эффекта участников концессионного соглашения: кон-цедента и концессионера.

В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвес-

тиционных проектов» [5] эффект от реализации инвестиционного проекта необходимо оценивать в два этапа. На первом этапе определяется эффект, получаемый в целом при реализации инвестиционного проекта, включающий коммерческий и общественный (социально-экономический) эффект, на втором — оценивается эффект участников проекта.

Инвестиционный проект создания объекта транспортной инфраструктуры, реализуемый на основе механизма концессии, не предполагает получение коммерческого эффекта в целом по проекту — в противном случае он может быть осуществлен частным инвестором самостоятельно, а ориентирован на получение социально-экономического эффекта при одновременном снижении бюджетных расходов за счет привлечения частных инвестиций.

Социально-экономический эффект учитывает последствия реализации проекта для общества в целом, в том числе и в сфере деятельности транспорта (транспортный эффект), а также внетранспортный эффект. Транспортный эффект включает прямой эффект для судоходных компаний, других транспортных предприятий, использующих объекты инфраструктуры транспорта.

При положительном значении социально-экономического эффекта и принятии решения о реализации проекта на основе концессионного соглашения определяется экономический эффект для концессионера и концедента. Получение эффекта для концессионера обусловливается взиманием платы за предоставляемые услуги с пользователей объекта. Плату за пользование объектом инфраструктуры транспорта необходимо устанавливать таким образом, чтобы не произошло уменьшение грузовой базы внутреннего водного транспорта в результате транспортировки части грузов другими видами транспорта: железнодорожным или автомобильным — в случае предоставления более выгодных условий перевозки. В то же время установленная плата за пользование объектом должна компенсироваться снижением затрат судовладельца за счет повышения эффективности использования флота (уменьшением времени простоя судов, повышением загрузки и др.) после реализации проекта.

Однако соблюдение этих условий ограничивает уровень платы за пользование объектом инфраструктуры водного транспорта и может не обеспечивать концессионеру требуемый уровень доходности. Мировая практика свидетельствует о том, что в этом случае необходимо увеличивать доходы концессионера посредством использования финансовой помощи государства, предоставляемой в форме субсидий на покрытие части инвестиционных и (или) текущих издержек по проекту.

Экономический эффект для концедента выражается в экономии бюджетных средств при использовании механизма концессии по сравнению с реализацией этого проекта только за счет средств бюджета.

Если инвестиционный проект реализуется только за счет бюджетных средств, то сальдо денежных потоков бюджета в ¿-м году расчетного периода определяется по формуле

ЭБ( = АПБ( - БИ( + ДБ, - ТРБ„ (1)

где АПБ_увеличение поступлений в бюджеты всех уровней в виде налогов и других обязательных платежей в результате реализации инвестиционного проекта, руб.;

БИ г — бюджетные инвестиции, необходимые для реализации инвестиционного проекта, руб.;

ДБ( — доходы бюджета, получаемые в результате реализации проекта, помимо налогов и других обязательных платежей, руб.;

ТРБ( — текущие расходы бюджета на содержание объекта, руб.

Бюджетный эффект (интегральные дисконтированные затраты) при финансировании проекта только из бюджетных средств с учетом фактора времени составит

_ -ул АПБ1 - БИ{ + ДБ { - ТРБ,

; (2)

где ^ — годы реализации инвестиционного проекта;

Е„ — ставка дисконта для концедента.

Б

Если инвестиционный проект реализуется на основе концессионного соглашения, то сальдо денежных потоков бюджета по годам расчетного периода составит

Э*с, = АПБ?С - БИ?С + ДБ?С - БС?с, (3) где АПБ^С — увеличение поступлений в бюд-

// университета

[ЖУРНАЛ в о д н ы х /_/ коммуникации

жеты всех уровней в виде налогов и других обязательных платежей в результате реализации инвестиционного проекта на основе концессионного соглашения, руб.;

БИ^С — бюджетные инвестиции, необходимые для реализации инвестиционного проекта на основе концессионного соглашения, руб.;

ддкс — доходы бюджета, получаемые в результате реализации проекта на основе концессионного соглашения, помимо налогов и других обязательных платежей, руб.;

БС^с — бюджетные субсидии, выплачиваемые в соответствии с концессионным соглашением, руб.

Сумму бюджетных субсидий целесообразно рассчитывать исходя из необходимости обеспечения, с одной стороны, минимальной внутренней нормы доходности частного инвестора, с другой — уменьшения общей суммы бюджетных расходов на реализацию проекта с использованием механизма концессии по сравнению с вариантом его осуществления только за счет средств бюджета.

Бюджетный эффект (интегральные дисконтированные затраты) при использовании концессионного соглашения ( ) определяется аналогично предыдущему варианту.

При оценке экономического эффекта участников концессионного соглашения целесообразно дифференцировать уровень ставки дисконта для каждого участника проекта. Для концедента в качестве ставки дисконта могут быть приняты темп инфляции или ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Экономический эффект концедента (экономия бюджетных средств) при реализации инвестиционного проекта на основе концессионного соглашения определяется как разность экономических эффектов (интегральных дисконтированных затрат) по рассмотренным вариантам.

Рассмотрим возможность и результаты использования изложенной методики применительно к проекту строительства второй нитки шлюза Нижнесвирского гидроузла, реализация которого планируется в рамках Федеральной целевой программы [2]. Цель проекта — ликвидация лимитирующего уча-

II университета

'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации

стка Единой глубоководной системы России и увеличение пропускной способности Волго-Балта.

Предположим, что проект реализуется на основе механизма концессии с участием частного инвестора. Финансирование про-

екта осуществляется государством и частным инвестором в равных долях, период проектирования и строительства составляет шесть лет.

Объемы инвестиций и график вложения средств представлены в табл. 1.

Таблица 1

инвестирования по проекту

Объемы инвестиций и график

Показатель Годы Всего

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Инвестируемые средства, млн руб. 50,0 493,0 1277,6 1471,0 934,4 952,1 5178,1

Доля инвестируемых средств, % 0,97 9,51 24,67 28,41 18,05 18,39 100,0

Продолжительность расчетного периода определяется сроком действия концессионного соглашения и составляет 49 лет. Для первых 14 лет эксплуатации объекта планируются годовые значения показателей, в после -дующий период значения показателей оцениваются с помощью аннуитета.

Оценка экономического эффекта участников концессионного соглашения выполняется исходя из ожидаемых грузопотоков на данном участке водных путей, а также уровня текущих расходов на содержание объекта инфраструктуры. Навигационный сбор, взимаемый за пользование объектом, предполагается устанавливать дифференцированно по видам грузов.

Используя предложенную методику, определим экономический эффект участников

концессионного соглашения. Сумма ежегодных бюджетных субсидий определяется исходя из доходов концессионера, получаемых в результате взимания навигационного сбора, расходов на текущее содержание объекта и требуемой внутренней нормы доходности концессионера по проекту. При этом сумма дисконтированных бюджетных инвестиций по проекту и ежегодных бюджетных субсидий не должна превышать дисконтированную сумму инвестиций по проекту в случае его реализации только за счет средств бюджета. Предполагается, что ежегодные бюджетные субсидии будут выплачиваться до момента окупаемости средств, вложенных концессионером.

В табл. 2 представлены основные показатели оценки экономического эффекта участников концессионного соглашения.

Таблица 2

Основные показатели оценки экономического эффекта участников концессионного соглашения проекта строительства второй нитки шлюза

Показатель Значение

1. Бюджетные инвестиции, млн руб. 2589,05

2. Инвестиции концессионера, млн руб. 2589,05

3. Ежегодные бюджетные субсидии до момента окупаемости проекта для концессионера, млн руб. 100

4. Срок окупаемости инвестиций для концессионера, лет 15,5

5. Кумулятивный чистый доход концессионера, млн руб. 19723

6. Экономический эффект (чистый дисконтированный доход) концессионера, млн руб. 416,2

7. Экономический эффект концедента при реализации проекта на основе концессионного соглашения, млн руб. 1540,5

Использование предлагаемой мето- вития инфраструктуры внутренних водных

дики позволяет обеспечить сбалансирован- путей на основе оптимизации экономичес-

ность интересов государства и бизнеса при ких параметров концессионного соглаше-

реализации инвестиционных проектов раз- ния.

Список литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

2. Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы): Федеральная целевая программа, в ред. Постановления Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377.

3. О концессионных соглашениях: Федеральный закон РФ от 21 июля 2005 г. № 115- ФЗ.

4. О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 июня 2008 г. № 108-ФЗ.

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. 2-я ред. / Мин-во экон. РФ; Мин-во фин. РФ; ГК РФ по стр-ву, арх. и жилищ. полит. — М.: Экономика,

2000. — 421 с.

6. www.worldbank.org — Официальный сайт Всемирного банка.

во г

о X 3