ки, создавать более сложную промышленность для большего создания добавленной стоимости (техника, зерно, семена). Агрохолдинг «Кубань» впервые организовал семеноводческое производство по замкнутому технологическому циклу от селекции до реализации семян кукурузы.
Помощь государства должна быть адекватной изменению стоимости ресурсов, особенно тех, тарифы на которые оно и устанавливает.
Ограничение импорта продовольствия и девальвация рубля дают шанс государству внедрить программу импортозамещения в отрасли, занять освободившуюся рыночную нишу, нарастив объёмы производства. Сельское хозяйство нужно рассматривать как основу жизни, основу воспроизводства нации и ставку делать на «органическое земледелие», где у нас есть все усло-
вия для успешного развития, в отличие от развитых стран, где в основном убита экосистема и активно ведётся производство генномодифици-рованной продукции; развивать молочное, мясное скотоводство и дальше скороспелые отрасли животноводства (птицеводство и свиноводство) с решением поставленной задачи выхода в дальнейшем на мировой рынок.
Источники
1. Московский экономический форум «Новые приоритеты - промышленный рост и продовольственная безопасность. Что мешает? 26 марта 2015 года.
2. Материалы 13-й Международной выставки 1720 марта 2015 г. «Молочная и мясная индустрия».
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В РОССИИ И СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Смирнова М.Ф., д.с.-х.н., ведущий науч. сотр., Смирнова В.В., к.э.н., доц., ст. науч. сотр. ФГБНУ «Северо-западный НИИ экономики и организации сельского хозяйства»
В Россию чистопородный мясной скот активно завозился в два периода: тридцатые и шестидесятые годы прошлого века. Современные российские породы (казахская белоголовая, калмыцкая, русская комолая и др.) созданы именно в шестидесятых годах.
В девяностых годах поголовье мясного скота резко сократилось, в настоящее время возникла необходимость восстановления отрасли.
Поддержка развития мясного скотоводства в нашей стране осуществляется с 2009 г., с утверждения отраслевой целевой программы «Развитие мясного скотоводства России на 20092012 гг. и до 2020 г.» (приказ Минсельхоза РФ № 494 от 06.11.2008 г.) В программе предусматривалось создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественного мясного скотоводства. В результате реализации программы расширился ареал распространения мясного скота, поголовье за 5 лет выросло в 6,6 раз, табл. 1.
На начало 2015 г. в России насчитывается 2,4 млн. гол мясного скота, в т.ч. в сельско-
хозяйственных предприятиях - 734,7 тыс. голов (30,6%) (табл. 2).
Лидирующее место по количеству мясного скота в СХО занимает Брянская область (248,95 тыс. гол.). Из областей СЗ ФО в число лидеров попала Калининградская область (33,47 тыс. гол.), за 5 лет она поднялась с 15 на 6 место в РФ (рис. 1).
Племенная база мясного скотоводства России на 01.01.2015 г. представлена 300 племенными хозяйствами из них 57 племзаводов. Всего племенного скота более 700 тыс. голов, в т.ч. 280 тыс. коров.
Началось формирование ассоциаций и союзов лоббирующих интересы производителей говядины и они не ограничиваются рамками одного региона. Так в Национальный Союз производителей говядины входят предприятия из Центрального ФО (Воронежская, Калужская, Липецкая области), Южного ФО (республика Калмыкия), Приволжского ФО (Самарская область, Пермский край) и Уральского ФО (Тюменская область).
Таблица 1- Численность мясного скота в РФ
Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2014 г.
Количество регионов, в которых имеется мясной скот 44 45 50 57
Количество пород и типов скота 13 13 14 17
Всего мясного скота в хозяйствах всех категорий, тыс. голов 361,9 416,3 466,2 2400,0
В т.ч. коров, тыс. голов 149,0 171,0 181,4 900,0
Таблица 2 - Рейтинг регионов по поголовью мясного скота в СХО на конец 2014 г., тыс. голов
№ п/п Регион 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 в % к 2013
1 Брянская область 1,1 26,0 66,65 155,78 248,95 159,8
2 Воронежская область н/д 4,63 19,85 35,42 47,83 135,0
3 Республика Калмыкия 65,65 62,86 62,25 60,21 45,29 75,2
4 Ставропольский край 34,84 38,51 39,33 40,71 39,69 97,5
5 Оренбургская область 58,47 56,98 52,66 53,15 38,88 73,2
6 Калининградская область 1,29 н/д н/д 26,18 33,47 127,8
7 Ростовская область 38,12 36,47 35,81 30,95 26,41 85,3
8 Республика Башкортостан 28,94 29,65 30,99 27,19 25,19 92,6
9 Челябинская область 43,48 37,76 44,44 45,92 21,66 47,2
10 Алтайский край 18,99 23,02 24,2 21,05 17,89 85,0
11 Краснодарский край 18,7 16,41 17,39 19,18 17,51 91,3
12 Забайкальский край 16,11 16,89 19,06 17,03 16,7 98,1
13 Республика Татарстан 16,34 18,38 18,49 11,61 15,63 134,6
14 Саратовская область 10,84 11,04 10,99 10,43 10,03 96,2
15 Волгоградская область 11,62 11,92 12,94 13,31 9,55 71,8
Итого по 15 регионам 364,49 390,52 455,05 568,12 614,68 101,08
Россия всего 467,0 508,2 582,3 690,7 734,7 106,4
2014 г.
й Брянская область Щш&й^ •«■ Воронежская область
^^^^^^^ ® Республика Калмыкия
» Ставропольский край зЖииДто ?я Оренбургская область
■ ТСи. I и н и н I ря д с к и и область М^Ш^^Шю к Ростовскя я область
як Республика Башкортостан ш Челябинская область ® Апайский край ■■■■'■ Краснодарский край « Забайкальский край : Республика Гагар стал ^ Саратовская область — Волилрадская область рр*9^ : Другие регионы
Рисунок 1 - Доля 15 регионов лидирующих по поголовью мясного скота в СХО РФ в 2010 г. и 2014 г.
С 2013 г. государственная поддержка от- В ЦП «Развитие сельского хозяйства и регули-
расли сместилась на региональный уровень. В рование рынков сельскохозяйственной про-
стране действует 22 программы по которым дукции, сырья и продовольствия в Калинин-
хозяйства (СХО и К(Ф)Х) получают дотации градской области на 2013-2020 гг.» - планиро-
на разведение крупного рогатого скота спе- валось достижение поголовья в 27 тыс. гол. к
циализированных мясных пород. Из всей сум- 2020 г., а уже на начало 2015 г. в области было
мы дотаций более 60% идет на погашение 33,47 тыс. голов мясного скота (на 24% боль-
процентной ставки по кредитам. ше плана).
В целом по России на конец 2020 г. пла- В СЗ ФО в хозяйствах всех категорий на
нируется иметь 3,59 млн. голов чистопородно- конец 2014 г. насчитывалось 45 тыс. голов
го и помесного мясного скота. мясного скота: в Калининградской области
В СЗ ФО в соответствии с региональны- 33,47 тыс. гол., в Ленинградской - 5 тыс. гол.,
ми программами развития сельского хозяйства в Вологодской, Псковской, Новгородской - по
и мясного подкомплекса на 2013-2020 гг. об- 2 тыс. гол. В Калининградской области все
щее поголовье мясного скота к 2020 г. должно поголовье сосредоточено в крупных хозяйст-
достичь 70 тыс. голов. вах (агрохолдинга «Мираторг»), а в остальных
В СЗ ФО наиболее успешно региональ- регионах преимущественно в фермерских хо-
ная программа по развитию мясного скотовод- зяйствах. ства реализуется в Калининградской области.
В настоящее время (2015 г.) весь мясной скот в регионе чистопородный, племенной. Для ускоренного увеличения объемов производства говядины необходима организация товарных хозяйств, в т.ч. на основе получения помесного молодняка для откорма.
Мы считаем, что принятый минимальный вариант не соответствует потребностям населения округа в продукции скотоводства. Поэтому предлагаем оптимальный вариант в 300 тыс. голов. Данное поголовье позволит дополнительно получать 90 тыс. т высококачественной говядины и повысить обеспеченность этой продукцией до 10,2 кг на душу населения в год.
Для распространения мясного скота на северо-западе России имеются все необходимые условия:
- огромные массивы не использованных сельхозугодий;
- климатические условия способствуют получению высоких урожаев растительной массы;
- низкая занятость сельского населения;
- Имеется успешный опыт разведения мясного скота, как в СХО, так и в малых формах хозяйствования;
- достаточно племенного скота.
Для успешного развития мясного скотоводства в регионе необходимо на уровне государства обеспечить доступность земли (например, путем бесплатной аренды на 10 лет и последующей передаче в собственность арендатору, выполняющему обязательства по развитию производства) и льготные условия кредитования для малых хозяйств.
Источники
1. Смирнова М.Ф., Смирнова В.В. Распространение инноваций в мясном скотоводстве СевероЗападного региона России / Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета № 33. - СПб.: СПб ГАУ, 2013.
2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.petrostat. gks.ru
3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНОГО СЕКТОРА СЕВЕРНЫХ И
АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Иванов В.А. д.э.н., гл. науч. сотр. Институт социально-экономических и энергетических проблем
Севера Коми НЦ УрО РАН
Плодотворная жизнь в условиях сурового климата возможна лишь при наличии полноценного питания. Отсутствие свежих продуктов питания действует здесь на человека угнетающе и резко снижает его трудоспособность. Цельное молоко, свежие овощи, мясо, рыба, диетические яйца как источник полноценного белка, витаминов, минеральных солей и других биологически активных веществ незаменимы в рациональном питании жителей Севера и Арктики. В местной продукции животноводства значительно больше, чем на юге и в центральных регионах страны полиненасыщенных жирных кислот, необходимых для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Свежее и охлажденное мясо - источник витаминов. Производимые и потребляемые местные продукты питания, а также дикоросы (клюква, брусника, морошка, черника) являются одновременно и лекарственными препаратами.
В период рыночных реформ в северных и арктических территориях произошло разрушение материально- технической базы сельского хозяйства, резкое сокращение обрабатываемых земель, поголовья животных, численности работников, ухудшение их профессио-
нального уровня и качества жизни, падение производства всех видов аграрной продукции. Очень серьезно пострадало сельскохозяйственное производство сельской периферии. Тенденции, наблюдаемые в аграрном секторе, могут привести к его ликвидации и сокращению веками обжитых северных сельских территорий.
Игнорирование особого характера сельского хозяйства как специфической отрасли народного хозяйства, незначительные размеры господдержки аграрной сферы - основные причины системного кризиса северного села.
В экстремальных условиях Севера и Арктики, в отличие от южных и центральных районов страны, частный капитал, в силу низкой доходности аграрного производства, больших сроков окупаемости вложенных средств, неразвитости сельской инфраструктуры, не заинтересован вкладывать свои средства в сохранение и развитие сельского хозяйства. Здесь особенно велика роль государства в финансировании аграрной сферы.
Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» способствовало существенному росту финансовой поддержки