Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2391
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая преступность / экономическая безопасность / экономические преступления / оценка уровня преступности / эффективность деятельности органов внутренних дел / economic crime / economic security / economic crimes / assessment of the level of crime / the effectiveness of the internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — С.А. Маркина, Л.В. Афанасьева, А.И. Пияльцев

Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности – частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и тому подобное. В таких условиях государство несет огромные потери в сфере экономики, что и обуславливает наш интерес к изучению субъектов по обеспечению экономической безопасности. Одним из таких субъектов являются органы внутренних дел. В статье рассмотрены пути совершенствования методологии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел и их аппаратов управления, которая ориентировала бы на такие критерии и показатели, которые соответствовали бы интересам и требованиям главного потребителя правоохранительных «услуг» – населения, и совпадали с теми критериями, по которым оно преимущественно и оценивает их деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — С.А. Маркина, Л.В. Афанасьева, А.И. Пияльцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY

The fight against crime in the economic sphere is relevant at all stages of state development, regardless of the emerging socio-economic and socio-political situation. These crimes affect all types of economic activity, are reflected in various areas of society. Crimes committed in the economic sphere during the reform period covered both long-standing structures of state and public ownership, and enterprises of other forms of ownership private enterprises, joint stock companies, various types of partnerships, and the like. In such conditions, the state bears huge losses in the economic sphere, which determines our interest in studying the subjects of ensuring economic security. One of such subjects is the internal affairs bodies. The article discusses ways of improving the methodology for assessing the effectiveness of the internal affairs bodies and their administrative apparatus, which would focus on such criteria and indicators that would correspond to the interests and requirements of the main consumer of law enforcement "services" the population, and coincide with the criteria by which it predominantly and evaluates their activities.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

7. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2019: [electronic resource]: - Access mode: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10625

С.А. Маркина - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, markinas@list.ru,

S.A. Markina - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University;

Л.В. Афанасьева - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, lv_af@mail.ru,

L.V. Afanasyeva - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-West State University;

А.И. Пияльцев - студент специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность», Юго-Западный государственный университет, pialcevaleksandr8@gmail.com,

A.I. Piyaltsev is a student of specialty 38.05.01 "Economic security", South-West State University.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS IN PROVIDING ECONOMIC SECURITY

Аннотация. Борьба с преступностью в сфере экономики актуальна на всех этапах развития государства, независимо от складывающейся социально-экономической и общественно-политической обстановки. Названные преступления затрагивают все виды экономической деятельности, отражаются в различных областях жизни общества. Преступления, совершаемые в сфере экономики в период реформирования охватили как давно существующие структуры государственной и общественной собственности, так и предприятия иных форм собственности - частные предприятия, акционерные общества, различного рода товарищества и тому подобное. В таких условиях государство несет огромные потери в сфере экономики, что и обуславливает наш интерес к изучению субъектов по обеспечению экономической безопасности. Одним из таких субъектов являются органы внутренних дел. В статье рассмотрены пути совершенствования методологии оценки эффективности деятельности органов внутренних дел и их аппаратов управления, которая ориентировала бы на такие критерии и показатели, которые соответствовали бы интересам и требованиям главного потребителя правоохранительных «услуг» - населения, и совпадали с теми критериями, по которым оно преимущественно и оценивает их деятельность.

Abstract. The fight against crime in the economic sphere is relevant at all stages of state development, regardless of the emerging socio-economic and socio-political situation. These crimes affect all types of economic activity, are reflected in various areas of society. Crimes committed in the economic sphere during the reform period covered both long-standing structures of state and public ownership, and enterprises of other forms of ownership - private enterprises, joint stock companies, various types of partnerships, and the like. In such conditions, the state bears huge losses in the economic sphere, which determines our interest in studying the subjects of ensuring economic security. One of such subjects is the internal affairs bodies. The article discusses ways of improving the methodology for assessing the effectiveness of the internal affairs bodies and their administrative apparatus, which would focus on such criteria and indicators that would correspond to the interests and requirements of the main consumer of law enforcement "services" - the population, and coincide with the criteria by which it predominantly and evaluates their activities.

Ключевые слова: экономическая преступность, экономическая безопасность, экономические преступления, оценка уровня преступности, эффективность деятельности органов внутренних дел.

Key words: economic crime, economic security, economic crimes, assessment of the level of crime, the effectiveness of the internal affairs bodies.

Благодарность. Выполнено в рамках государственного задания Юго-Западного государственного университета, код проекта 0851-2020-0034.

Thanks. Completed as part of the state assignment of Southwestern State University, project code 08512020-0034.

Основную деятельность по обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, противодействию преступности, охране общественного порядка, обеспечению безопасности осуществляют органы внутренних дел РФ. В своей деятельности они опираются на принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод, гуманизма, гласности, а также подконтрольности.

Органы внутренних дел представляют собой целостную организацию, которая реализует функцию охраны правопорядка и безопасности на территории Российской Федерации.

Органам внутренних дел отводится одно их центральных мест в системе обеспечения экономической безопасности, главная задача которых состоит в борьбе с преступностью и охране общественного порядка [1].

Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в структуре центрального аппарата МВД России организовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (далее по тексту ГУЭБ и ПК МВД России) [2]. Данное управление является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции:

- функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;

- правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;

- противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.

На рисунке 1 наглядно отразим задачи ГУЭБ и ПК МВД России.

Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.

Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.

Л

Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления.

Л.

Определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления.

Задачи

Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.

£ Ъ

Организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления.

Координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления.

Рисунок 1 - Задачи ГУЭБ и ПК МВД России

ГУЭБ и ПК МВД России наделено функциями и полномочиями (рис.2) [3].

Органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями. Это обусловлено тем, что:

- органы внутренних дел осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-розыскную работу, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;

- глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность и которые обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной, преступности. Такая разносторонняя деятельность наиболее полно отвечает целям борьбы с экономической преступностью, так как эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений;

- органы внутренних дел располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями [4].

Рисунок 2 - Функции и полномочия ГУЭБ и ПК МВД России

Рассматривая место органов внутренних дел в системе противодействия криминализации социально-экономической сферы общества, можно отметить, что органы внутренних дел являются органами правоохранительного обеспечения экономической безопасности, которые в значительной степени используют специальные инструменты противодействия криминализации социально-экономической сферы общества.

Так как в организационно-распорядительных документах министерств и ведомств унифицированного понятия «результат деятельности правоохранительных органов» не дано, то локальных актах правоохранительных органов говорится об эффективности либо своевременности выявления и пресечении нарушения законов.

В настоящее время подразделения центральных аппаратов различных правоохранительных органов предпринимают попытки разработать оценочные показатели эффективности деятельности правоохранительных органов [5].

Рассмотрим такие понятия как «оценка» и «эффективность» и их так называемый симбиоз «оценка эффективности», которые в данном случае являются некой характеризующей составляющей деятельности органов внутренних дел.

В настоящее время единого однозначного системного подхода к определению понятия «оценка эффективности» в отношении органов внутренних дел, её сущности и значения нет [6].

Рассмотрим подходы различных авторов к понятию «эффективности» в таблице 1.

Таким образом, эффективность деятельности полиции в целом - есть степень, мера достижения заданных социальных значимых целей, задач, определяемая внешними и внутренними параметрами, где субъектами оценки внутренних параметров выступают центральные органы управления, государство; внешних параметров -население, общество. Общее понимание эффективности деятельности органов внутренних дел связано с внешними и внутренними параметрами их функционирования, где субъектами оценки внутренних параметров выступают центральные органы управления, государство; внешних параметров - население, общество.

Таблица 1 - Подходы к определению понятия «эффективность»

Автор Определение

Курылёв В.Н. Эффективность - это наиболее оптимальное соотношение между фактическим результатом воздействия субъектов управления на управляемую систему и теми целями, для достижения которых это воздействие осуществлялось

Асаул А.Н Эффективность - комплексный показатель стремления к конечному результату, а также вариант правильности, точности направления к конечному результату

Лопатни-ков Л.И. Эффективность - одна из характеристик качества некоторой системы, в частности, экономической, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования.

Оценить эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям можно, используя статистические индивидуальные индексы.

По мнению экспертов, оценка деятельности сотрудников органов внутренних дел представляет собой процесс определения эффективности их деятельности в ходе реализации целей и задач органа государственной власти в соответствии с их компетенцией, позволяющий получить существенную, значимую информацию для принятия дальнейших управленческих решений.

Процесс оценки эффективности включает в себя следующие элементы:

-стандартизация деятельности для каждой должности (рабочего места) и критериев оценки эффективности этой деятельности отражающейся в должностных регламентах служащих;

- выработка процесса оценки эффективности деятельности (периодичность, методы оценки);

- непосредственно оценка эффективности деятельности по тем или иным методам;

- обсуждение с работником результатов оценки его деятельности;

- документальная фиксация оценки с последующим принятием решения [7].

Поиском оптимальной системы измерения и оценки деятельности органов внутренних дел российская система МВД активно занимается на протяжении последних 35-40 лет.

До недавнего времени вопрос оценивания деятельности правоохранительных органов регулировался в нормативной базе МВД России посредством приказов №650-2005,815-2005,1120-2006. В январе 2010 г. эти приказы были отменены в связи с вступившим в силу Приказом МВД России №25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования». Данный документ был подобен предыдущим. Так же оценивался исследователями как продукт организационной логики советской «плановой экономики», для которой количественные показатели были важнее качественных.

В настоящее время основой для оценки деятельности служит формируемая самими органами статистическая отчетность, отражающая уровень преступности и раскрытия преступлений. На рисунке 3 рассмотрим основные оцениваемые направления деятельности органов внутренних дел [8].

Основным инструментом формирования полицейской отчетности и внутренней оценки эффективности деятельности сотрудников полиции является система АППГ+1. Плюс один означает, что динамика показателей по каждому году из направлений, по сравнению с их уровнем в аналогичном периоде прошлого года, положительна или отрицательная и составляет основу для выводов об эффективности деятельности и разъясняет аббревиатуру названия.

Система АППГ+1 призвана измерять эффективность деятельности полиции на разных уровнях: на уровне отдельного сотрудника, на уровне отдела, отделении и так далее [9].

Рисунок 3 - Основные оцениваемые направления деятельности органов внутренних дел У данной системы оценки полицейских есть некоторые недостатки:

- система способствует подмене содержательных целей деятельности формальными: выдвигает на первый план погоню за показателями, а не реальную работу. Сотруднику органов внутренних дел становится выгоднее раскрывать или предотвращать наиболее простые виды правонарушений, которые позволяют демонстрировать хорошие количественными показателями в отчетах.

-система не учитывает реальные сроки раскрытия дела. Особенность АППГ+1 состоит в том, что достижение статистического показателя эффективности возможно лишь при условии жестокого соблюдения сроков

выполнения работы. Однако заданные законодательно сроки не всегда отвечают реальному процессу борьбы с правонарушениями [10].

Вопросы оценки эффективности правоохранительной деятельности находятся в центре внимания ученых и практиков не только в РФ, но и в зарубежных странах. В условиях отсутствия прямого способы оценки эффективности борьбы с преступностью зарубежные специалисты предлагают использовать три косвенных метода, которые позволяют вывести общую оценку эффективности правоохранительной деятельности (рис.9) [11].

Рисунок 4 - Косвенные методы оценки эффективности органов внутренних дел

Изучение международного опыта в этой области говорит о том, что существует множество различных подходов к оценке состояния дел в национальных правоохранительных системах. В то же время, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в мире не существует единых подходов к оценке результативности деятельности органов внутренних дел.

Для наглядности обобщим показатели оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в виде таблицы 2.

Таким образом, показатели, которые характеризуют эффективность функционирования органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности, и динамика этих показателей должны объективно отражать реальное положение в обществе. Применительно к деятельности органов внутренних дел, основной целью является не выявление, как можно большего или меньшего количества правонарушений, а создание условий для сокращения количества совершаемых правонарушений.

Эффективная борьба с экономической преступностью невозможна без глубокого анализа криминологической обстановки. Изучение опыта аналитической работы органов внутренних дел показывает, что отсутствие четкого представления о факторах, влияющих на состояние преступности, о возможных их изменениях в будущем нередко оказывается причиной принятия неверных управленческих решений.

Процесс получения, обработки и анализа необходимой для прогноза информации называется прогнозированием. Результатом научного прогнозирования и является сам прогноз.

В самом общем виде прогнозированием можно назвать совокупность действий по изысканию информации о будущем состоянии определенных явлений. Эта совокупность включает: определение цели, сбор исходных данных, определение ограничений, выбор и применение соответствующих методов, оценку вероятности суждений.

Таблица 2 - Показатели оценки эффективности деятельности органов внутренних дел

по противодействию экономическим преступлениям

Наименование показателя Способ расчета Условные обозначения

1 2 3

Раскрываемость преступлений п к = н где К - раскрываемость преступлений; п - число раскрытых преступлений; N - число зарегистрированных преступлений.

Удельный вес отдельного типа, рода, вида или разновидности преступлений С = и х 100%, где и - показатель объема отдельного типа, рода, вида или разновидности преступности на определенной территории за определенный период времени; и - показатель объема всей преступности на этой территории в тот же период времени.

Удельной вес тяжкой преступности и D = — х 100% где и - показатель объема тяжкой преступности; и - показатель объема всей преступности

Коэффициент преступности П х100000 К= Н где К - коэффициент преступности; П - число зарегистрированных преступлений; Н -численность населения (в целом или для большей точности в возрасте, с которого наступает уголовная ответственность).

Индекс преступной активности т х 10000 '= N где I - индекс приступной активности, т - это общее число лиц, совершивших преступления за определенных период времени в определенном регионе, N - численность «активного» населения (от 14 до 60 лет), проживающего в данном регионе.

Абсолютный показатель роста преступности А = и - и1 где А - абсолютных показатель роста преступности; и - совокупный показатель всех совершенных преступлений на данной территории в рассматриваемый период; И - значение показателя И за предыдущий период времени.

Показатель темпа роста или снижения преступности Т = — х 100%, Т - показатель темпа роста или снижения преступности; И - совокупный показатель всех совершенных преступлений на данной территории в рассматриваемый период; И - значение показателя И за предыдущий период времени.

Коэффициент совершения тяжких преступлений и1 D = — х 100 где и1 - количество всех тяжких преступлений, совершенных в данном регионе в интересующий период времени; И - показатель всех преступлений, совершенный в то же время и в том же месте.

Показатель латентной преступности N L = - п где N - число деяний, содержащих признаки преступлений, совершенных на определенной территории и определенный период; п - число ъ=зарегистрированных преступлений на той же территории за тот же период.

Прогноз - это определяемая практической потребностью научная, основанная на познании закономерностей развития какого-либо явления, оценка его будущего состояния.

Под криминологическим прогнозом понимается любое утверждение о свойствах преступных проявлений в будущем, сделанное на основе имеющихся их описаний в результате наблюдения, а также на основе законов, определяющих наступление состояний, детерминирующих эти проявления.

Прогнозирование преступности - это предвидение вероятностных изменений, тенденций и закономерностей преступности в будущем.

Понятие прогнозирования преступности не тождественно понятию «криминологическое прогнозирование», так как последнее включает в себя прогнозирование не только преступности, но и иных антиобщественных явлений, а также тенденций и закономерностей развития правоохранительных органов, карательной практики, системы органов, участвующих в предупреждении преступности, и др.

Криминологический прогноз преступности - это вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможности профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков.

В криминологическом прогнозировании используются общенаучные, частные и специальные методы познания.

Наибольший интерес представляют последние, то есть специальные методы криминологического прогнозирования, к которым необходимо отнести следующие [12]:

1) метод экстраполяции;

2) метод моделирования;

3) метод экспертных оценок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Метод экстраполяции лежит в основе всякого прогноза. Сущность этого метода состоит в изучении прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее. На основе исходных данных формируются статистические ряды, которые распространяются на будущее. Степень точности прогнозов зависит от времени упреждения и стабильности криминологической ситуации.

Экстраполяция - самый распространенный метод криминологического прогнозирования. Принципиальная возможность его использования для разработки криминологических прогнозов основана на инерционности общественных процессов и их влияния на преступность. Под инерционностью понимается невозможность коренного изменения на коротком интервале времени сложившихся ранее общественных отношений и форм противоправного поведения [13]. Недостаток этого метода прогнозирования состоит в том, что он дает удовлетворительный результат только в отношении ближайшего будущего (один - три года), то есть при краткосрочном и оперативном прогнозе. По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают [14].

Прогнозная экстраполяция может быть в виде тренда, огибающих кривых, корреляционных и регрессионных зависимостей, может быть основана на факторном анализе. Для такого вида экстраполяции, как тренд, характерно нахождение плавной линии, отражающей, закономерности развития во времени. Тренд обычно применяется как основная составляющая прогнозируемого временного ряда [15].

Метод моделирования представляет из себя разработку математических моделей (на основе программирования), задача при его использовании - составление достоверной модели будущего состояния преступности.

Метод экспертной оценки - выяснение мнения научных и практических работников, отобранных по ряду признаков (стаж работы, квалификация, сфера научных интересов и пр.) [16].

Используем линию тренда для прогнозирования экономической преступности. При прогнозе необходимо также проанализировать коэффициент детерминации (Я2), который указывает на совпадение линии тренда с исходными данными. Для анализа коэффициента детерминации будем учитывать следующие значения:

- менее 0,3 - совпадение слабое;

- 0,3 - 0,7 - связь умеренная;

- 0,7 - 0,9 - связь высокая;

- более 0,9 - связь очень высокая.

Проведя прогнозирование зарегистрированных преступлений экономической направленности в Российской Федерации на рисунке 48, можно заметить, что исследуемый нами показатель на прогнозный период имеет устойчивую тенденцию к снижению. Коэффициент детерминации равен 0,9394, следовательно, связь является очень высокой, а прогноз наиболее точным.

зооооо

250000 200000 150000 100000 50000 0

Рисунок 5 - Прогноз зарегистрированных преступлений экономической направленности в РФ

Проведем прогноз зарегистрированных преступлений экономической направленности в Курской области на рисунке 6.

гол гол гол гол гол гол

Рисунок 6 - Прогноз зарегистрированных преступлений экономической направленности в Курской области

По данным рисунка 6 можно заметить, что исследуемый нами показатель на прогнозный период имеет устойчивую тенденцию к снижению. Коэффициент детерминации равен 0,9051, следовательно, связь является высокой, а прогноз наиболее точным.

Далее проведем прогноз основных показателей оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в Курской области.

На рисунке 7 проведем прогноз уровня экономической преступности в Курской области.

Рисунок 7 - Прогноз уровня экономической преступности в Курской области

Из рисунка 7 заметим, что уровень экономической преступности в Курской области на прогнозный период имеет тенденцию к снижению. Коэффициент детерминации равен 0,8268, следовательно, связь является высокой, а прогноз наиболее точным.

Таким образом, в целом динамика зарегистрированных преступлений экономической направленности как в Российской Федерации, так и в Курской области отражает сокращение количества данных преступлений на прогнозный период. Прогноз уровня экономической преступности в Курской области показал положительную тенденцию результативности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям в Курской области.

В целях совершенствования методов оценки эффективности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям предлагается общая модель оценки результатов деятельности N (n = 1, 2, ..., N) территориальных органов МВД России в T (t= 1, 2, ..., T) лет представлена в виде показателя (Pit), определяемого как отношение раскрытых преступлений (Yit) к фактическому уровню преступности (Qit) на территории i в период времени t:

Qit Pit = Yit / Qit

Рассмотрим более подробно данный механизм. Так, мы имеем гипотетический уровень преступности q1, за счет раскрытия преступлений он будет уменьшен до q2, что приведет к более высокой скорости смены q2 и т. д. Таким образом, правоохранительные органы определяют Pit, а потенциальные правонарушители Qit. Уровень преступности и разрешаемость преступлений будут стремиться к устойчивому равновесию. В графическом виде

данное соотношение представлено на рисунке 8, где по оси абсцисс показан уровень преступности (Qit), а по оси ординат - разрешаемость (Pit).

Рисунок 8 - Разрешаемость преступлений

Интерпретируя данную модель, можно сказать, что негативные социально-экономические факторы (Xit) уменьшают коэффициент Pit, увеличивают уровень преступности (Qit) и, соответственно, раскрываемость преступлений (Rit). Активная деятельность правоохранительных органов (Uit) увеличивает коэффициент разрешае-мости (Pit) и снижает уровень преступности (Qit).

Рассчитаем данный показатель для Курской области и отразим его значения графически (рисунок 9).

80,00 жоо 60.00 SO.OO 40.00 30.00 20 ЛО 10.00 0.00

Рисунок 9 - Динамика разрешаемости экономических преступлений в Курской области

Как видно из рисунка 9 , разрешаемость экономических преступлений в Курской области снизилась на 10,08% в 2019 году по сравнению с 2010 годом. В целом же, динамика данного показателя является нестабильной.

Также одним из ключевых вопросов управления является идеология оценки эффективности деятельности системы органов внутренних дел, так как в оценке отражается отношение к эффективности, и она является ориентиром системы в направлениях развития и стремления.

В основе системы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, лежит задача по формированию критериев, позволяющих усилить горизонтальные связи правоохранительных органов с обществом, способность адекватно реагировать на оценки внешней среды по выполнению задач и функций в соответствии с запросами и потребностями населения в рамках обеспечения безопасности и общественного порядка. Показатели же, представляют информационную базу, то есть «техническую» категорию. Они призваны обеспечить количественными параметрами руководящую идею, лежащую в основе оценки. Следовательно, показатели играют производную по отношению к критерию роль.

Критерии и показатели эффективности находятся между собой в отношении постоянной и переменной величин. Критерий, как величина постоянная, устанавливается в виде меры (стандарта, нормы, образца) для оценки движения и изменений каких-то социальных явлений и процессов. Показатель характеризует соответствие или несоответствие оцениваемых явлений и процессов установленным критериям, и в этом смысле является величиной переменной.

Основой для оценки эффективности являются критерии, а их количественное содержание определяется показателями. Критерии и показатели позволяют оценивать эффективность деятельности как во времени и пространстве, так и его статическом и динамическом состоянии.

Выработка критериев должна соответствовать определённым требованиям, таким как:

а) объективность, то есть независимость критерия от субъективных убеждений субъектов оценки;

2011 2012 20U 2014 2015 2016 2017 2018 2019

б) универсальность, то есть значимость данного критерия для большинства субъектов общества;

в) устойчивость, то есть при видоизменении технологий замеров, предыдущий критерий остаётся относительно устойчивым.

Критерии оценки непосредственно связаны с задачами, решаемыми органами внутренних дел. Они определяют ориентиры, которыми необходимо пользоваться при оценке количественных и качественных характеристик выполняемых задач.

Рассмотрим условия, в рамках которых необходимо разрабатывать общие критерии эффективности и критерии социальной эффективности примирительные, в частности, к органам внутренних дел.

1) Критерии должны корреспондироваться с целями, задачами и функциями организации. Кроме этого, необходимо учитывать специфику аппарата управления органов внутренних дел и деятельность отдельных подразделений по охране правопорядка.

2) Следующим условием для выработки критериев является количественная форма выражения. Количественная форма критерия будет демонстрировать сравнительные результаты различных служб и подразделений в достижении общих целей системы управления, а так же показывать динамику развития во времени.

3) Обязательным условием является направление деятельности служб и подразделений органов внутренних дел, следовательно, критерий должен отражать качество и результативность функционирования определенного структурного подразделения.

Не допустима ситуация, когда действия отдельных подразделений противоречат друг другу, либо не направлены на реализацию задач Министерства внутренних дел.

4) Для снижения расходов на оценочную деятельность, количественные характеристики критериев целесообразно наполнять из имеющихся статистических баз данных органов внутренних дел и иных государственных органов.

Рассмотрение указанных условий дает возможность сделать предварительный вывод:

Критерии эффективности - это не только информация о процессах, происходящих в аппаратах управления, но и то состояние, свойство, качество, по которому даётся оценка путём выбора информации, отражающей это состояние, качество. Кроме этого, помимо рассмотрения критериев оценки как средства измерения результатов деятельности они должны рассматриваться в качестве методов объективной ориентации (регулирования) системы, то есть служить ориентиром поведения всей системы управления.

Исследуя оценку эффективности органов внутренних дел необходимо акцентировать внимание на связи её с системой оценки государственных органов власти. Однако это не говорит об отсутствии индивидуальных особенностей в оценке органов внутренних дел, ставящих её отдельной научной проблемой.

На наш взгляд, выработка объективных критериев позволит органам государственной власти определить степень защищенности населения от преступных посягательств, реализовать конституционные права и свободы граждан, а также эффективность проводимой государством правоохранительной политики.

Из вышеизложенного следует, что критерии эффективности деятельности органов внутренних дел выполняют прогностическую, оценочную и контрольную функцию.

Система критериев и показателей эффективности деятельности органов внутренних дел должна быть направлена на отражение деятельности органов внутренних дел и отдельных сотрудников путём оценки степени достижения поставленных перед ними задач. Соответственно, структура системы показателей и критериев эффективности деятельности органов внутренних дел должна совпадать с объемом задач правоохранительных органов.

Следует учитывать, что показатели деятельности во многом зависят внешних эффектов, на которые сотрудники органов внутренних дел не всегда могут оказать значительное влияние. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников органов внутренних дел в чистом виде, без учёта воздействия внешних факторов.

Данные обстоятельства необходимо принять во внимание и предусмотреть показатели эффективности деятельности, отражающие индивидуальный вклад каждого сотрудника полиции в общее дело, учитывая при этом, влияние факторов внешней среды и условия достижения полученного результата.

Одним из следующих критериев эффективности следует определить законность и правомерность решений, принимаемых органами внутренних дел, в рамках их должностных полномочий, определяемых нормами права. С позиции государственного управления обозначенный критерий имеет своим предназначением безоговорочное соответствие букве закона, правовым нормам, диктующим рамочное исполнение законодательных требований. В то же время, общественный взгляд на данный критерий несколько отличается от позиции государства. Для удовлетворения общественных запросов видимой необходимостью является исполнение законных интересов каждого индивидуума своевременно и в пределах его требований.

Логичным, на наш взгляд, является выделение критерия эффективности деятельности, определяющего широкие взаимосвязи общественных организаций, объединений с органами внутренних дел. На первый взгляд может показаться, что данный критерий формируется посредством оформления желаний и потребностей общества, как заказа, для внесения корректировочных изменений в деятельность органов внутренних дел. Однако, ключевым моментом является взаимная связь, а именно обратная реакция правоохранительных органов, призванная донести до населения некоторые особенности принятия полицией тех или иных кардинальных решений и действенных мер.

Определив в качестве основной цели преобразования органов внутренних дел построение нового правоохранительного института, эффективно противостоящего «возникающим угрозам» и соответствующего социальным запросам и ожиданиям граждан, выделим семь основных направлений процесса реформирования (рис. 10).

Рисунок 10 - Основные направления реформирования правоохранительного института

Для того, чтобы деятельность института полиции была ориентирована на усиление социальной направленности его функционирования, мы считаем целесообразным включение в основу системы оценки и измерения эффективности деятельности полицейских служб и подразделений показателей, учитывающих некоторые критерии (рис. 11).

Рисунок 11 - Критерии, учитываемые показателями системы оценки и измерения эффективности деятельности полицейских служб и подразделений

Завершая рассмотрение проблемы методологического подхода к разработке системы современных параметров оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям, отвечающего стратегии социального управления в полиции, нами предложены рекомендации, которые наглядно отражены на рисунке 12.

Рисунок 12 - Рекомендации по разработке системы современных параметров оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по противодействию экономическим преступлениям

Введение обозначенных критериев и показателей эффективности деятельности органов внутренних дел позволит приблизить существующую систему оценки деятельности органов внутренних дел к цели реформирования органов внутренних дел - ориентированности на общественное мнение и оценку со стороны основного потребителя правоохранительных услуг - общества.

Источники:

1. Котов, Д.А. Борьба с преступностью в сфере экономики как одно из главных направлений деятельности общества и государства [Электронный ресурс] / Д.А. Котов // Государство и право в XXI веке. 2017. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-prestupnostyu-v-sfere-ekonomiki-kak-odno-iz-glavnyh-napravleniy-deyatelnosti-0Ь8сЬе81;уа-1^08и11аге1;уа

2. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») [Электронный ресурс] указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 [ред. от 24.10.2018]

3. Сайт главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://xn--b1aew.xn-p1ai/mvd/structure1 /Glavnie_upravlenij a/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop

4. Циклаури, В.Ю. Противодействие теневой экономике в системе экономической безопасности государства [Текст]: учебное пособие / В. Ю. Циклаури, О. С. Приходченко, Т. Ю. Ткачева, Л. В. Афанасьева; под ред. Т. Ю. Ткачевой // Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Юго-Западный государственный университет» (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2016.

5. Саркисян, А.Ж Оценка эффективности деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации [Электронный ресурс] / А.Ж. Саркисян // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №8. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-pravoohranitelnyh-organov-v-rossiyskoy-federatsii

6. Филиппов, А. А. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы эффективности деятельности предприятия [Электронный ресурс] / А. А. Филиппов // Инновационная экономика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). С. 177-185. Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/5861

7. Бунов, Е.Г Социальная эффективность деятельности органов внутренних дел в условиях реформирования системы управления МВД России [Электронный ресурс] : дисс ... канд. Соц.. наук : 22.00.08 / Е.Г. Бунов - Москва, 2014. -38 с. Режим доступа: https://guu.ru/files/referate/2014/bunov_e_dis.pdf

8. Маркина, Э.В Проблемные вопросы по осуществлению оценки деятельности территориальных органов МВД РФ [Электронный ресурс] / Э. В. Маркина, Ю.Н Сосновская, С.В. Бубнов // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-po-osuschestvleniyu-otsenki-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rf

9. Бубнов, С.В. Оценка деятельности территориальных органов МВД России: историко-правовой анализ [Электронный ресурс] / С.В. Бубнов, Э.В. Маркина // Вестник Московского университета МВД России. 2018. №5. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rossii-istoriko-pravovoy-analiz.

10. Бердышева, Е.С. «Палка о двух концах»: система оценивания эффективности деятельности правоохранительных органов АППГ+1 в восприятии сотрудников [Электронный ресурс] / Е.С. Бердышева // Южно-российский журнал социальных наук. 2013. №1. Режим доступа: https://cyberlemnka.rUarticle/npalka-o-dvuh-kontsah-sistema-otsenivaniya-effektivnosti-deyatelnosti-pravoohranitelnyh-organov-appg-1-v-vospriyatii-sotmdnikov

11. Быковская, Ю.В. Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран [Электронный ресурс] / Ю.В. Быковская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. №11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-politsii-zarubezhnyh-stran

12. Рясов, Д.А. Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности [Электронный ресурс]: конспект лекции / Д.А. Рясов // МВД РФ Краснодарский университет Ставропольский филиал Кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права https://ставф.крду.мвд.рф/upload/site122/document_file/lekciya_9(4).pdf

13. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие [Электронный ресурс] / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев // М.: ИНФРА-М, 2017. - 336 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/851194

14. Разбегаев, П.В. Подходы к прогнозированию преступности в Волгоградской области: экстраполяция динамических рядов [Электронный ресурс] / П.В. Разбегаев // Теория и практика общественного развития. 2015. №19. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-k-prognozirovaniyu-prestupnosti-v-volgogradskoy-oblasti-ekstrapolyatsiya-dinamicheskih-ryadov

15. Артемьев, Н.С. Методы прогнозирования рецидивной (пенитенциарной) преступности [Электронный ресурс] /

H.С. Артемьев, В.А. Панкратов // Человек: преступление и наказание. 2017. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-prognozirovaniya-retsidivnoy-penitentsiarnoy-prestupnosti

16. Кизбикенов, К. О. Прогнозирование и временные ряды [Электронный ресурс ресурс] : учеб. пособие / К. О. Кизби-кенов // Барнаул : АлтГПУ, 2017 http://obs.altspu.ru/dc/pdf/kizbikenov.pdf

References:

1. Kotov, D.A. Struggle with criminality in the sphere of economics as one of the main directions of activity of society and the state [Electronic resource] / DA. Kotov // State and law in the XXI century. 2017. No. 1. Access mode: https://cyber-leninka.ru/article/n/borba-s-prestupnostyu-v-sfere-ekonomiki-kak-odno-iz-glavnyh-napravleniy-deyatelnosti-obschestva-i-gosudarstva

2. Questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (together with the "Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation") [Electronic resource] Decree of the President of the Russian Federation of 03/01/2011 No. 248 [ed. from 24.10.2018]

3. Site of the Main Directorate of Economic Security and Counteraction to Corruption [Electronic resource]. Access mode: https: //xn--b1aew.xn-p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_jekonomicheskoj_bezop

4. Tsiklauri, V.Yu. Counteraction to the shadow economy in the system of economic security of the state [Text]: textbook / V.Yu. Tsiklauri, O.S. Prikhodchenko, T. Yu. Tkacheva, L. V. Afanasyeva; ed. T. Yu. Tkacheva // Ministry of Education and Science of Russia, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "South-West State University" (SWSU). - Kursk: YuZGU, 2016.

5. Sarkisyan, A.Zh. Evaluation of the effectiveness of law enforcement agencies in the Russian Federation [Electronic resource] / A.Zh. Sargsyan // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 8. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-pravoohranitelnyh-organov-v-rossiyskoy-federatsii

6. Filippov, A. A. Theoretical and methodological approaches to the study of the problem of the efficiency of the enterprise [Electronic resource] / A. A. Filippov // Innovative economy: materials of the I International. scientific. conf. (Kazan, October 2014). S. 177-185. Access mode: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/5861

7. Bunov, EG Social efficiency of the internal affairs bodies in the context of reforming the management system of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Electronic resource]: diss ... cand. Social Sciences: 22.00.08 / E.G. Bunov - Moscow, 2014 .-38 p. Access mode: https://guu.ru/files/referate/2014/bunov_e_dis.pdf

8. Markina, E. Problematic issues of assessing the activities of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Electronic resource] / E. V. Markina, Yu.N. Sosnovskaya, S.V. Bubnov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 5. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-po-osuschestvleniyu-otsenki-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rf

9. Bubnov, S.V. Assessment of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia: historical and legal analysis [Electronic resource] / S.V. Bubnov, E.V. Markina // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018. No. 5. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-deyatelnosti-territorialnyh-organov-mvd-rossii-istoriko-pravovoy-analiz.

10. Berdysheva, E.S. "A stick on two ends": a system for evaluating the effectiveness of law enforcement agencies APPG + 1 in the perception of employees [Electronic resource] / E.S. Berdysheva // South-Russian Journal of Social Sciences. 2013. No.

I. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/palka-o-dvuh-kontsah-sistema-otsenivaniya-effektivnosti-deyatelnosti-pravoohranitelnyh-organov-appg-1-v-vospriyatii-sotrudnikov

11. Bykovskaya, Yu.V. Criteria for assessing the effectiveness of police activities in foreign countries [Electronic resource] / Yu.V. Bykovskaya // National interests: priorities and security. 2014. No. 11. Access mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/kriterii-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-politsii-zarubezhnyh-stran

12. Ryasov, D.A. Criminological forecasting and crime prevention planning [Electronic resource]: lecture notes / DA. Ryasov // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Krasnodar University Stavropol Branch Department of Criminal Law, Criminology and Penal Law https://stavf.krdu.mvd.rf/upload/site122/document_file/lekciya_9 (4) .pdf

13. Babich, T.N. Forecasting and planning in market conditions: textbook. allowance [Electronic resource] / T.N. Babich, I.A. Kozieva, Yu.V. Vertakova, E.N. Kuzbozhev // M .: INFRA-M, 2017 .-- 336 p. - (Higher education: Bachelor's degree). Access mode: http://znanium.com/catalog/product/851194

14. Razbegaev, P.V. Approaches to predicting crime in the Volgograd region: extrapolation of time series [Electronic resource] / P.V. Razbegaev // Theory and practice of social development. 2015. No. 19. Access mode: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/podhody-k-prognozirovaniyu-prestupnosti-v-volgogradskoy-oblasti-ekstrapolyatsiya-dinamicheskih-ryadov

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Artemiev, N.S. Methods for predicting recurrent (penitentiary) crime [Electronic resource] / NS. Artemiev, V.A. Pankratov // Man: Crime and Punishment. 2017. No. 4. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n7metody-prognozirovaniya-retsidi-vnoy-penitentsiarnoy-prestupnosti

16. Kizbikenov, KO Forecasting and time series [Electronic resource]: textbook. allowance / K.O. Kizbikenov // Barnaul: AltG

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10626

С.А. Маркина - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, markinas@list.ru,

S.A. Markina - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University;

Р.В. Артемов - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, к.э.н., Юго-Западный государственный университет, artemov1971@mail.ru,

R.V. Artemov - Associate Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Candidate of Economic Sciences, South-Western State University.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ MODERN TRENDS AND PROBLEMS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT INDUSTRY

Аннотация. В современных условиях глобализации мировой экономики, увеличения производственного и торгового потенциала различных стран, а также изменений в структуре и доступности региональных рынков статус транспортной отрасли является одним из важнейших факторов, способствующих повышению конкурентоспособности двух стран. Компании обрабатывающей промышленности и всего народного хозяйства. Транспортная инфраструктура любой страны - это своего рода «круговая» система экономики, которая является связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами, а также между продавцами и потребителями на региональных и международных рынках. По этой причине состояние транспортной инфраструктуры напрямую влияет на самые важные аспекты экономического развития: от экспортной конкурентоспособности, которая напрямую зависит от эффективности цепочки поставок производственных компаний, до разработки и применения инновационных технологий. В статье рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность транспортной отрасли и сформулированы основные задачи в сфере цифровой трансформации перевозок.

Abstract. In modern conditions of globalization of the world economy, an increase in the production and trade potential of various countries, as well as changes in the structure and accessibility of regional markets, the status of the transport industry is one of the most important factors contributing to an increase in the competitiveness of the two countries. Manufacturing companies and the entire national economy. The transport infrastructure of any country is a kind of "circular" system of the economy, which is a link between all economic entities, as well as between sellers and consumers in regional and international markets. For this reason, the state of the transport infrastructure directly affects the most important aspects of economic development: from export competitiveness, which directly depends on the efficiency of the supply chain of manufacturing companies, to the development and application of innovative technologies. The article examines the factors that determine the competitiveness of the transport industry and formulates the main tasks in the field of digital transformation of transportation.

Ключевые слова: финансирование, транспорт, транспортная отрасль, цифровая трансформация перевозок.

Key words: financing, transport, transport industry, digital transformation of transportation.

Современные тенденции мирового экономического развития, особенно изменения в количестве и качестве технологий производства товаров и услуг, все чаще указывают на то, что вот -вот начнется «техническая революция», которая представляет собой ранний переход к шестому технологическому укладу. Он основан на нанотехнологиях и наноматериалах, клеточных технологиях и генной инженерии, элементах искусственного интеллекта и глобальных информационных сетях. Активное внедрение современных информационных и коммуникационных технологий во все сферы жизни человека заставляет говорить о начале «цифровой экономической эры».

В период с 2010 по 2019 год доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) развитых стран увеличилась с 4,3% до 5,5%, а развивающихся стран - с 3,6% % до 4,9% [1]. По абсолютной величине и темпам роста анализируемых показателей Российская Федерация (далее - РФ) все еще сильно отстает от ведущих мировых держав, но сталкивается с проблемами в процессе реализации перехода от индустриального общества. Информационные технологии для современного программного обеспечения и оборудования связи. По оценкам экспертов, сегодня на цифровую экономику приходится не более 2% ВВП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.