Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел по противодействию экономической преступности'

Деятельность органов внутренних дел по противодействию экономической преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1645
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / экономическая преступность / internal affairs bodies / economic crime

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сушко Александр Александрович

Одной из ведущих проблем в современной России является экономическая преступность, которая оказывает отрицательное воздействие на все сферы общества. Прослежена динамика экономической преступности, а также произведен количественный анализ экономической преступности за последние пять лет. Рассматриваются особенности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями. Раскрываются основные задачи и функции подразделений экономической группы органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES TO COMBAT ECONOMIC CRIME

One of the main problems in modern Russia is economic crime, which has a negative impact on all spheres of society. The dynamics of economic crime is traced, and a quantitative analysis of economic crime over the past five years is made. The features of internal affairs agencies in the fight against economic crime are considered. The main tasks and functions of units of the economic group of internal affairs agencies to combat economic crime are revealed.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел по противодействию экономической преступности»

STUD NET

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES TO COMBAT

ECONOMIC CRIME

УДК 34

Сушко Александр Александрович, кафедра «Правоохранительная и адвокатская деятельность», студент Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск. E-mail: ira.sushko. 96@bk.ru

Sushko Alexander Alexandrovich, department «Law enforcement and

advocacy», Student of Ugra State University, Khanty-Mansiysk

АННОТАЦИЯ

Одной из ведущих проблем в современной России является экономическая преступность, которая оказывает отрицательное воздействие на все сферы общества. Прослежена динамика экономической преступности, а также произведен количественный анализ экономической преступности за последние пять лет. Рассматриваются особенности органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями. Раскрываются основные задачи и функции подразделений экономической группы органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.

ANNOTATION

One of the main problems in modern Russia is economic crime, which has a negative impact on all spheres of society. The dynamics of economic crime is traced, and a quantitative analysis of economic crime over the past five years is made. The features of internal affairs agencies in the fight against economic crime are considered. The main tasks and functions of units of the economic group of internal affairs agencies to combat economic crime are revealed. Ключевые слова: органы внутренних дел, экономическая преступность. Keywords: internal affairs bodies, economic crime.

Ключевые слова: органы внутренних дел, экономическая преступность.

Keywords: internal affairs bodies, economic crime.

Как вы знаете, в нашей стране функции по борьбе с экономической преступностью выполняют сложные социальные институты. Важнейшей ролью в этом комплексе занимаются профильные государственные органы -Прокуратура, Управление внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы и, в определенной степени - иностранные спецслужбы. Каждый из этих органов действует в рамках своей компетенции и имеет конкретные формы и методы деятельности, которые специфичны для себя и предусмотрены законом. В то же время наиболее глубокой криминальной «подпольной экономикой» является важнейшее условие успеха. В борьбе с экономической преступностью нельзя не упомянуть о роли в ней органов внутренних дел. В настоящее время, это одно из основных направлений полиции, возможно, главное направление.

Одной из явных отличительных черт деятельности министерства внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями является то, что оно является государственной службой и политической деятельностью, специально санкционированной юридическими лицами. Основное внимание сотрудника зависит от задач, изложенных в Законе. Кроме того, для успешного решения поставленных задач оперативный персонал должен сначала пройти комплексную профессиональную подготовку, которая всегда является основной собственностью человека. Следует отметить, что деятельность органов внутренних дел была учреждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации с целью выработки и эффективного осуществления комплекса, правовых мер по предупреждению, пресечению рассматриваемых преступлений [10].

В этой связи мы подчеркиваем основные направления стимуляторов в борьбе с экономическими преступлениями, в том числе:

1) Разработка и принятие комплекса мер (действий) и выявление профилактики и борьбы с экономическими преступлениями;

2) На основе имеющихся данных - разработка предложений по защите экономики от преступных посягательств, а также законопроектов, направленных на активизацию борьбы с экономическими и налоговыми преступлениями;

3) Участие в налоговых проверках по требованию налоговых органов, где достаточные данные указывают на признаки преступления (статья 36 Налогового кодекса Российской Федерации).

В результате оперативной деятельности органов внутренних дел ежегодно выявляется большое количество экономических преступлений. К

ним относятся такие преступления, как коррупция, хищения и мошенничество, незаконный бизнес, преднамеренное и фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и незаконный доступ к кредитам. Анализ статистических данных позволяет группировать экономические преступления по областям деятельности экономических преступлений [11].

В такой структуре особое внимание следует уделять преступлениям в финансовой, кредитной и иностранной экономике, которые связаны с накоплением крупных сумм денег и возможностью получения незаконной сверхприбыли в относительно короткий период времени. Касаясь деятельности органов внутренних дел, следует отметить, что на всех уровнях власти (федеральных, региональных, муниципальных) имеются специализированные органы, основной задачей которых является борьба с экономической преступностью. В то же время в системе обеспечения национальной экономической безопасности центральным управлением является Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, созданное на базе Министерства экономической безопасности. Основные секторы экономической безопасности структурированы из семи подразделений и двух секторов тыла. Руководство также несет ответственность за предотвращение проникновения преступников в Государственную Думу Российской Федерации. В настоящее время борьба с коррупцией стала ключевым направлением деятельности во всех секторах органов внутренних дел.

Во-первых, это связано с беспрецедентным уровнем коррупции в нашей стране. В результате, например, средний размер взяточничества в России в 2019 году вырос более чем в пять раз.

Соблюдение строительных, экологических и других нормативных актов снижает качество предоставляемых услуг и усиливает давление со стороны государственного бюджета, тем самым замедляя экономический рост, вовлекая инвесторов. Следует отметить, что сфера деятельности этого сектора заключается не только в борьбе с коррупцией, но и в выявлении и расследовании экономических и налоговых преступлений, представляющих реальную угрозу экономической безопасности страны [12, с. 225].

Основными задачами ГУЭБиПК являются:

1) участие в формировании основных направлений национальной политики в области экономической безопасности;

2) участие в законах и нормативных актах в области повышения экономической безопасности, меры по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями в рамках своей компетенции и предотвращение экономической и налоговой преступной деятельности;

3) Министерство внутренних дел, основные области и главные отделы внутренних дел главных управлений по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями организации и методического управления подразделениями.

Следует отметить, что правовые статистические инструменты являются основным инструментом деятельности АТС на этапе сбора информации, оценки информации и определения перспектив.

Статистика преступности показывает, что на протяжении многих лет в России сложилась сложная ситуация, характеризующаяся серьезной криминализацией обществ и даже распространенная на социально-экономические институты, которые лишь недавно были надежно защищены от угроз. Положение в стране остается сложным, несмотря на последние статистические данные, свидетельствующие о неуклонном снижении уровня преступной деятельности в экономическом секторе. Согласно официальной статистике, общее количество экономических преступлений, зарегистрированных в 2015 составило 11245 тыс., в 2016 - 108754 тыс., в 2017 - 105087 тыс., в 2018 году - 109436 тыс., а в 2019 году - 104927 тыс. (таблица 1).

Анализ данных показывает, что доля экономических преступлений с каждым годом снижается. В то же время основные причины такого снижения связаны с вступившим в силу уголовным законодательством, уголовным судопроизводством и поправками в налоговое законодательство. Следует отметить, что главную роль в выявлении экономических преступлений играют внутренние дела учреждений. Так, в 2019 году на долю министерства внутренних дел приходилось 28 000 (1,5 процента) Комиссии по расследованию Канцелярии Обвинителя, на которую дел было зарегистрировано 3 случая таможенной службы, всех выявленных преступлений экономического характера (1,6%). При этом, как всегда, главной задачей органов внутренних дел в борьбе с экономическими преступлениями является защита законных интересов граждан и обеспечение экономической безопасности российского государства [13, а 18-20].

Таблица 1, Сведения о преступлениях экономической направленности

(2015—2019 гг.)

Сведения о преступлениях экономической направленности

(2015—2019 гг.)

Выявлено преступлений, в

отчетном периоде

2019г.

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

к 2018 г., %

ВСЕГО 112445 108754 105087 109463 104927 -4,1

в том числе предварительное

следствие по которым обязательно 102466 96395 91296 97200 92849 -4,5

из них: тяжкие и особо тяжкие 70401 65134 59819 64736 63285 -2,2

нарушение авторских и смежных 1781 1294 1046 672 522 -22,3

прав;

совершенных с использование

компьютерных технологий; - - 8611 9700 9956 +2,6

против собственности в том числе: 35182 34673 33615 33873 32596 -3,8

кража; 827 836 941 860 982 +14.2

мошенничество; 22108 22397 24916 26002 25178 -3,2

присвоение или растрата 8808 8308 7402 6612 6172 -6,7

в сфере экономической 28967 30042

деятельности 30028 36543 37788 +3,4

в том числе: незаконное

предпринимательство; 397 342 329 377 298 -21

изготовление или сбыт поддельных 21136 18778 16290 17550 17962 +0,8

денег или ценных бумаг;

контрабанда;

производство, приобретение,

хранение, перевозка или сбыт

немаркированных товаров и

продукции; 40 46 37 56 63 +12,5

легализация (отмывание) денежных

средств 863 818 711 993 946 -4,7

85 65 75 +15,4

незаконный оборот драгоценных 102 77

металлов, природных

драгоценных камней или жемчуга;

неправомерные действия при

банкротстве, преднамеренное

банкротство, фиктивное 274 281

банкротство; 279 271 284 +4,8

против интересов службы в

коммерческих и иных организациях 3053 2100 1741 1534 1674 +7,4

в том числе:

коммерческий подкуп; 1802 1165 840 740 990 +33,8

против государственной власти,

интересов гос. службы и службы в

органах местного самоуправления 20571 17477 12213 13262 13949 +5,2

в том числе: взяточничество 13311 9984 6270 7090 8459 +19,3

связанные с: потребительским

рынком; 11199 9862 9818 10182 8566 -15,9

финансово-кредитной системой; 31596 28884 27288 29833 29779 -0,2

внешнеэкономической

деятельностью; 1093 971 872 950 1112 +17,1

операциями с недвижимостью 6208 6362 6743 7372 7340 -0,4

В этой связи основными целями совершенствования системы управления устойчивого развития являются:

а) создание благоприятных и привлекательных условий для инвесторов;

с) устранить несоответствия и диспропорции в устойчивом развитии в некоторых секторах городской экономики путем активной инвестиционной и социально-экономической политики, а также территориальных демографических показателей предоставляемых услуг;

Для такого мегаполиса, как Москва, при реализации стратегического подхода к устойчивому развитию городской экономики необходимо внедрить стратегический подход к устойчивому развитию городской экономики:

1) Для обеспечения экологической безопасности территории и защиты окружающей среды;

2) Улучшение городской пространственной структуры;

3) Улучшение общественного достояния, систем центров и объектов социальной инфраструктуры,

4) Восстановление и благоустройство жилых и промышленных зон,

5) Улучшение городского транспорта, инженерной инфраструктуры и энергетических комплексов.

Эти мероприятия могут осуществляться в надлежащей среде, чему, по

нашему мнению, может способствовать упрощение процесса утверждения

лицензий и проектной документации для реализации инвестиционных и

экономических проектов [14, c. 60-62].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Уголовной кодекс РФ. М., ИНФРА-М-Норма, 2012.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2012.

3. Закон РФ «О полиции». М., 2012.

4. Алексеев А.И. и др. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., Норма, 2001.

5. Борисов А.Н. Административные правонарушения. М., Система ГАРАНТ, 2005.

6. Бутков А.В. Причины административных правонарушений и деятельность органов внутренних дел по предупреждению противоправного поведения // Административное право и процесс, №1, 2005.

7. Васильев Э.А. Общие черты административного правонарушения и преступления // Административное право и процесс, №1, 2007.

8. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М., Система ГАРАНТ, 2010.

9. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. Алматы. 2008.

10. Приказ МВД РФ № 333 от 30.04.2011 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

11. Волгушев А.В. Специфика возбуждения уголовных дел об экономических преступлениях // Российский следователь. - 2007. - №16

12. Гавло В.К., Клочко В.Е., Ким Д.В. Судебно-следственные ситуации, психолого-криминалистические аспекты: Монография. Барнаул: Из-во Алтайского ун-та, 2006. С. 225.

13. Гамзиков А.Г. Преступность в период экономических потрясений // Безопасность бизнеса. 2009. N 4. С. 18 - 20.

14. Гончаров И.В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Российская юстиция. 2010. N 12. С. 60 - 62.

List of references

1. Criminal code of the Russian Federation. M., INFRA-M-Norma, 2012.

2. The RF code on administrative offences. M., 2012.

3. The RF law "On police". M., 2012.

4. Alekseev A. I., etc. Criminological prevention: theory, experience, problems. Moscow, Norma, 2001.

5. Borisov A. N. Administrative offenses. M., system GARANT, 2005.

6. Butkov A.V. Reasons for administrative offenses and activities of internal Affairs bodies to prevent illegal behavior / / Administrative law and process, no. 1, 2005.

7. Vasiliev E. A. General features of administrative offenses and crimes / / Administrative law and process, no. 1, 2007.

8. Guev A. N. Comment to the Code of the Russian Federation on administrative offences, Moscow, Sistema GARANT, 2010.

9. Esbergen Alaukhanov. Criminology. Textbook. Almaty. 2008.

10. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation No. 333 of 30.04.2011 "on certain organizational issues and structural structure of territorial bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia".

11. Volgushev A.V. Specifics of initiation of criminal cases on economic crimes // Russian investigator. - 2007. - №16

12. Gavlo V. K., Klochko V. E., Kim D. V. Forensic situations, psychological and criminalistic aspects: Monograph. Barnaul: Iz-vo Altaiskogo UN-TA, 2006. P. 225.

13. Gamzikov A. G. Crime in the period of economic shocks / / business Security. 2009. N 4. P. 18-20.

14. Goncharov I. V. Creation of the police in Russia: renaming or changing the content? // The Russian justice. 2010. N 12. P. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.