Научная статья на тему 'Оценка двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с учётом коммуникативного компонента'

Оценка двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с учётом коммуникативного компонента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМ / LEARNING THE MOVEMENTS / ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Константинова Елена Анатольевна

В статье представлены результаты исследования двигательного развития дошкольников с учётом коммуникативного компонента. Двигательное развитие оценивалось посредством изучения разнообразия и качества движений детей. Метод наблюдения позволил автору определить характер взаимодействия детей в двигательной деятельности, уровень их самостоятельного двигательного опыта и уровень общения при вы полнении ими движений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF MOTOR SKILLS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE CONSIDERATION OF THE COMMUNICATION COMPONENT

The article presents the results of study of preschool children motor skills with the consideration of the communication component. The development of motor skills was assessed by means of studying the variety and quality of children's movements. The observation method has allowed the author to determine the character of children's interaction, their level of motor and communication skills in the process of movement performing

Текст научной работы на тему «Оценка двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с учётом коммуникативного компонента»

УДК [796.012.1:373.2]+316.776 О Е.А. Константинова

Е.А. Константинова

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЁТОМ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА

В статье представлены результаты исследования двигательного развития дошкольников с учётом коммуникативного компонента. Двигательное развитие оценивалось посредством изучения разнообразия и качества движений детей. Метод наблюдения позволил автору определить характер взаимодействия детей в двигательной деятельности, уровень их самостоятельного двигательного опыта и уровень общения при выполнении ими движений.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, обучение движениям, двигательное развитие, коммуникация, коммуникативные умения.

■ период старшего дошкольного возрас-Г^С та, как отмечает В.К. Бальсевич, харак-Д * тер физических нагрузок должен быть разнообразным, их объём достаточно велик, а интенсивность невысока. Вместе с тем, автором предлагается такая стратегия физического воспитания дошкольника, которая направлена на развитие у него разнообразных движений, не требующих длительных физических напряжений [1]. Разнообразие движений зависит от условий физического воспитания, личного опыта и познавательных возможностей ребёнка. Обогащение двигательного опыта ребёнка возможно через двигательное творчество, самостоятельное выполнение двигательных действий. По мнению В.Н. Шебеко, развитие самостоятельности, творчества, интереса к движениям и его избирательное отношение к разным видам двигательной деятельности позволяет формировать субъектную позицию ребёнка [3]. В связи с этим возникает интерес к изучению двигательного развития дошкольника в контексте развития личности средствами физической культуры. Мы разделяем мнение В.А. Шишкиной о двигательном развитии дошкольника как особой линии развития личности. Под двигательным развитием понимаем процесс формирования двигательных умений и навыков, физических качеств, которые в своей совокупности определяют уровень физической подготовленности детей [4].

В процессе двигательного развития детей дошкольного возраста педагогами ставится задача научить ребёнка управлять своими двигательными действиями. В свою очередь мы под управлением двигательными действиями понимаем совокупность умений, позволяющих регулировать прилагаемые усилия, быстроту выполнения, форму, амплитуду, направление движения. Вместе с тем, следует отметить, что в процессе освоения двигательных навыков ребёнок не только учится управлять своими движениями, но и согласует их выполнение с действиями других (сверстников, взрослых). Мы полагаем, что такое согласование будет успешным, если ребёнок обладает не только достаточно сформированными двигательными умениями, но и умениями коммуникативными. В результате коммуникативные умения дошкольников, проявляющиеся в совместной деятельности со сверстниками, могут существенно повлиять на разно-

образие и качество двигательных действий, что необходимо принять во внимание. Однако противоречие заключается в том, что этот аспект пока не находит, на наш взгляд, достаточного отражения в научных исследованиях.

В связи с вышесказанным проблема исследования может быть сформулирована в виде следующего вопроса: каким образом следует учитывать коммуникативный компонент в процессе обучения детей двигательным действиям?

Актуальность проблемы исследования обусловлена следующим. В настоящее время существует множество исследований, в результатах которых доказано, что средства физической культуры оказывают влияние на процесс формирования личности ребёнка. Однако при этом зачастую остаётся не изучено влияние коммуникативных умений и навыков на процесс физического воспитания. В частности, нет однозначного ответа на вопрос, как влияют коммуникативные умения детей на овладение ими двигательными действиями. На наш взгляд, если ответ на этот вопрос будет получен, то процесс обучения двигательным действиям детей старшего дошкольного возраста может быть организован более эффективно.

Целью исследования является изучение разнообразия и качества движений детей в самостоятельной двигательной деятельности с учётом коммуникативного компонента и разработка на этой основе рекомендаций по решению двигательных и коммуникативных задач в обучении двигательным действиям дошкольников.

Гипотеза исследования. Предполагается, что оценка разнообразия и качества движений детей в самостоятельной двигательной деятельности с учётом коммуникативного компонента позволит определить способы обучения детей двигательным действиям посредством целенаправленного решения двигательных и коммуникативных задач.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Исследовать разнообразие и качество движений детей дошкольного возраста в самостоятельной двигательной деятельности.

2. Изучить уровень самостоятельного двигательного опыта и уровень общения при выполнении движений дошкольниками.

В качестве основного метода исследования применялось наблюдение.

Организация исследования. Для достижения поставленной цели мы провели исследование на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 119», в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 120 человек.

М. Н. Дедулевич и В. А. Шишкина справедливо замечают, что оценка только лишь физической подготовленности не позволяет получить полную объективную картину двигательного развития дошкольника [2]. Поэтому на сегодняшний день необходимы иные методы оценки, позволяющие учитывать личностные, индивидуальные возможности ребёнка в двигательной деятельности и соответствующие современным концепциям и парадигмам образования. Учитывая это, мы воспользовались авторской методикой, разработанной М. Н. Дедулевич и В. А. Шишкиной [2]. Авторы рассматривают физическую подготовленность не как самоцель, а как результат оптимизации двигательного поведения. Предложенная ими методика направлена на выявление разнообразия и качества движений детей в самостоятельной деятельности. Методика также позволяет оценить эмоциональное состояние детей, наличие «ситуаций успеха», степень общения в условиях самостоятельной двигательной деятельности. Учитывая цель и задачи нашего исследования, мы модифицировали методику, исключив компонент «Эмоциональное состояние».

Методика исследования. Детям предлагалось самостоятельно показать как можно больше различных движений с хорошо знакомыми пособиями (мяч, обруч, скакалка). Количество предметов совпадало с количеством детей. Наблюдение за детьми осуществлялось индивидуально в течение 15 мин. В протоколе наблюдения фиксировались виды и характер движений, а также характер взаимодействия детей друг с другом.

К преимуществам методики следует отнести:

- доступность и простота использования на практике;

- экономичность во времени проведения;

- информативность по нескольким критериям.

Анализ и оценка результатов наблюдения производились по следующим критериям:

1. Разнообразие движений.

2. Взаимодействие со сверстниками.

3. Уровень самостоятельного двигательного

опыта.

4. Уровень общения.

В результате наблюдения подсчитывалось количество выполненных детьми видов движений, анализировались способы их выполнения.

Результаты исследования

За предложенное время дети демонстрировали в среднем по 12 видов движений. В основном дети выполняли хорошо освоенные движения (например: бросание и ловля мяча, катание мяча и обруча, вращение обруча, прыжки со скакалкой, вращение скакалки). Исследование разнообразия и качества движений дошкольников в самостоятельной двигательной деятельности показало, что они способны демонстрировать простые и сложные движения, освоенные в процессе целенаправленного обучения двигательным действиям. Кроме того, выяснилось, что испытуемые проявляют творчество в движениях. Двигательное творчество проявлялось в комбинировании двигательных действий, сочетании простых и сложных движений, одновременном использовании разных пособий (например, обруча и мяча), нахождении новых способов выполнения двигательных действий.

В связи с тем, что в процессе освоения двигательных навыков ребёнок участвует в совместной деятельности с окружающими, нами оценивалось также умение взаимодействовать со сверстниками. Оказалось, что лишь незначительная часть детей (26,7%) выполняла движения совместно со сверстниками, моделируя при этом совместную деятельность (рис. 1). Большинство детей выполняли движения, подражая сверстникам (50%), но при этом не наблюдалось совместного выполнения упражнений. Творчество в движениях (без попыток копировать движения других) продемонстрировали 23,3% наблюдаемых. Не взаимодействуя со сверстниками, эти дети выполняли задание индивидуально. Они демонстрировали сочетание простых и сложных движений (бросание и ловля мяча с хлопками, катание мяча по обручу, по скакалке как по шнуру, разложенному на полу, прыжки через мяч, скакалку, разложенную на полу, вращение обруча на полу и бег вокруг него и т.д.).

■ (ДЖигс. IIII,|Р/((•ИСТВЙяШЩ^

унижения, мо^ряжякицис унижениям гигргишкш

■ ЩЁМММММ ЁМММММ ;ММ ЁММММЁ

Рис. 1. Характер взаимодействия старших дошкольников в двигательной деятельности

Наблюдение за детьми, выполняющими разно- проявления самостоятельного двигательного опыта образные движения, позволило определить уровень (рис. 2).

32,5%

20,0%

47,5%

низким среднии высокии

Рис. 2. Уровень самостоятельного двигательного опыта детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень развития самостоятельности в движениях выявлен лишь у 20% наблюдаемых. Дети, обладающие высоким уровнем развития самостоятельного двигательного опыта, демонстрируют уверенные и достаточно точные движения. Такие дети способны наблюдать за движениями сверстников и по-своему их воспроизводить, творчески использовать свой двигательный опыт, демонстрируя при этом новые способы выполнения движений. Дети со средним уровнем развития самостоятельного двигательного опыта (47,5%) показали достаточно уверенные

движения, но в основном репродуктивные. Дети с низким уровнем самостоятельности движений (32,5%) демонстрировали неуверенные, однообразные, репродуктивные двигательные действия.

Наибольший интерес в рамках данного исследования вызвали у нас результаты наблюдения за детьми по выявлению уровня общения. Мы выяснили, что в процессе выполнения физических упражнений дошкольники взаимодействуют со сверстниками, демонстрируя при этом разные уровни общения (рис. 3).

Рис. 3. Уровень общения детей старшего дошкольного возраста при выполнении движений

Высокий уровень общения выявлен лишь у 21,7% испытуемых. Он характеризуется активностью ребёнка во взаимодействии со сверстниками. При выполнении физических упражнений дети с высоким уровнем общения пытаются учить других тем двигательным действиям, которые успешно выполняют сами. Средний уровень общения выявлен у 43,3% испытуемых. Эти дети при выполнении двигательных действий пытаются обратить на себя внимание сверстников, дать им совет. Треть дошкольников обладает низким уровнем общения (35%). Такие дети не пытаются взаимодействовать с другими детьми, выполняя упражнения индивидуально.

Данное исследование позволило увидеть специфику влияния коммуникативной составляющей на

процесс овладения двигательными действиями детьми старшего дошкольного возраста. Это выражается в том, что дети в процессе выполнения физических упражнений взаимодействуют со сверстниками с целью решения двигательных и коммуникативных задач, демонстрируя при этом потребность в движениях и потребность в общении. С опорой на полученные результаты мы можем предложить примерное соотношение двигательных и коммуникативных задач в зависимости от содержания двигательного действия (таблица). Это позволит, на наш взгляд, более эффективно осуществлять процесс обучения двигательным действиям детей старшего дошкольного возраста.

Таблица

Примеры решения двигательных и коммуникативных задач в зависимости от содержания двигательного действия

Виды физических упражнений Основные движения Основные двигательные действия Двигательные задачи Коммуникативные задачи

Основные движения ациклического характера метание перебрасывание мячей в парах двумя руками (бросание и ловля мяча) упражнять в перебрасывании мячей друг другу упражнять в умении привлечь внимание собеседника при ловле мяча посредством вербальных и невербальных средств

прыжки прыжки с продвижением вперёд (на двух ногах, на одной ноге) учить прыгать с продвижением вперёд на двух ногах, на одной ноге, учить сохранять равновесие учить согласовывать свои действия с действиями сверстников

Основные движения циклического характера ходьба ходьба по скамейке с мешочком на голове упражнять в ходьбе по гимнастической скамье с мешочком на голове, сохраняя при этом равновесие учить понимать намерения партнёра, согласовывать свои движения с другими

бег бег в колонне по одному со сменой водящего учить детей бегать в колонне по одному со сменой водящего учить согласовывать свои действия с потребностями партнёров

лазание перелезание через препятствие: гимнастическую лесенку, приподнятую от пола учить преодолевать препятствия умение понимать чувства и переживания - свои и партнёра по общению

Выводы. В ходе исследования обнаружено, что старшие дошкольники способны демонстрировать свой двигательный опыт в самостоятельной двигательной деятельности посредством многообразия движений и способов их выполнения.

В старшем дошкольном возрасте взаимодействие со сверстниками в совместной двигательной дея-

тельности благоприятно влияет на разнообразие и качество движений. Обнаружено, что чем выше у ребёнка уровень самостоятельного двигательного опыта и уровень общения при выполнении движений, тем разнообразнее его двигательные действия.

Библиографический список

1. Бальсевич, В.К. Формирование кинезиологического потенциала человека в возрастном аспекте [Текст] / В.К. Бальсевич // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: мат-лы VIII Всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участием: в 2 т. / Под ред. С.И. Логинова. - Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. - Т. II. - С. 20-23.

2. Дедулевич, М. Н. Новые подходы к оценке двигательного развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина // Вектор науки ТГУ. - 2010. - № 3. - С. 42-45.

3. Шебеко, В. Н. Формирование личности ребёнка дошкольного возраста средствами физической культуры: автореф. дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02 [Текст] / В. Н. Шебеко. - Электрон, текстовые дан. - М., 2011. - 53 с. - Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/01004851074. - Загл. с экрана.

4. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования [Текст] / В. А. Шишкина. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 133, [3] с.

References

1. Bal'sevich V. К. Formirovanie kineziologicheskogo potentsiala cheloveka v vozrastnov aspekte [Forming of human kinesiological potential in age aspect]. Sovershenstvovanie sistemy fizicheskogo vospitaniia, sportivnoi treni-rovki, turizma, ozdorovleniia razlichnykh kategorii naseleniia [Improving the system of physical education, sports training, tourism and rehabilitation of various people categories]. Eb. by S. I. Loginov. Surgut, 2009, ch. II, p. 20-23.

2. Dedulevich M. N., Shishkina V. A. Novye podkhody k otsenke dvigatel'nogo razvitiia detei doshkol'nogo vozrasta [New methods of evaluating of preshoolers' motor activity development]. Vektor nauki TGU [Vector of Science of TSU], 2010, 3, pp. 42-45.

3. Shebeko V. N. Formirovanie lichnosti rebenka doshkol'nogo vozrasta sredstvami fizicheskoi kultury [Forming of preschooler's person by means of physical education]. Ph.D. diss. thesis. Moscow, 2011. 53 p. Access mode: http://dlib.rsl.ru/01004851074.

4. Shishkina V. A. Dvigatel'noe razvitie doshkol'nika [The development of motor skills of preschool children]. Mozyr': Belyi Veter, 2014, 133, [3] p.

THE ASSESSMENT OF MOTOR SKILLS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH THE CONSIDERATION OF THE COMMUNICATION COMPONENT

Elena A. Konstantinova,

Senior Lecturer, Siberian State University of Physical Education and Sport

Abstract. The article presents the results of study of preschool children motor skills with the consideration of the communication component. The development of motor skills was assessed by means of studying the variety and quality of children's movements. The observation method has allowed the author to determine the character of children's interaction, their level of motor and communication skills in the process of movement performing.

Keywords: senior preschool children, learning the movements, the development of motor skills, communication, communication skills.

Сведения об авторе:

Константинова Елена Анатольевна - старший преподаватель кафедры педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: elena-0111@list.ru.

Статья поступила в редакцию 12.05.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.