Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи посредством двигательно-коммуникативной среды'

Формирование коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи посредством двигательно-коммуникативной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / СРЕДА / ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ / COMMUNICATION SKILLS / CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / ENVIRONMENT / LOCOMOTOR EQUIPMENT / EQUIPMENT REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыбина О. В.

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи. Представлен подход к использованию двигательно-коммуникативной среды как средства формирования коммуникативных умений. Показана роль среды в формировании умений договариваться, согласовывать свои действия с другими людьми, оказывать помощь. Рассматривается вопрос о нетрадиционном оборудовании, раскрываются характеристики оборудования и требования к его использованию. Данная проблематика имеет многогранный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT BY MEANS OF LOCOMOTOR-BASED COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

This article deals with development of communicative skills of children with general speech underdevelopment. An approach to the use of communicative environment based on physical activity as a means of communicative skills’ development is presented. The role of environment in the development of ability to negotiate, coordinate one’s actions with other people, render assistance is discussed. The author considers the value of non-traditional equipment, describes its typical features and the requirements for its use. This subject matter under consideration is multifaceted.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи посредством двигательно-коммуникативной среды»

УДК 376.3

Дыбина Ольга Витальевна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Тольяттинского государственного университета

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДВИГАТЕЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ

Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи. Представлен подход к использованию двигательно-коммуникативной среды как средства формирования коммуникативных умений. Показана роль среды в формировании умений договариваться, согласовывать свои действия с другими людьми, оказывать помощь. Рассматривается вопрос о нетрадиционном оборудовании, раскрываются характеристики оборудования и требования к его использованию. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Ключевые слова:

коммуникативные умения, дети с общим недоразвитием речи, среда, оборудование для движения, требования к оборудованию.

Dybina Olga Vitalyevna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Preschool Education and Psychology Department, Togliatti State University

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT BY MEANS OF LOCOMOTOR-BASED COMMUNICATIVE ENVIRONMENT

Summary:

This article deals with development of communicative skills of children with general speech underdevelop-ment. An approach to the use of communicative environment based on physical activity as a means of communicative skills' development is presented. The role of environment in the development of ability to negotiate, coordinate one's actions with other people, render assistance is discussed. The author considers the value of non-traditional equipment, describes its typical features and the requirements for its use. This subject matter under consideration is multifaceted.

Keywords:

communication skills, children with general speech un-derdevelopment, environment, locomotor equipment, equipment requirements.

Ежегодно растет число детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (далее -ОНР). У дошкольников с ОНР наблюдается недоразвитие фонематического слуха, звукопроизно-шения и восприятия, запаздывание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Данный процесс замедляется, так как сдерживается процесс развития высших психических процессов и эмоционально-волевой сферы. Формирование коммуникативных умений у детей с ОНР является одной из главных задач образовательных организаций по коррекционно-воспита-тельной работе с дошкольниками, так как результативность и качество процесса общения в большой степени зависят от уровня коммуникативных умений субъекта общения.

Наличие коммуникативных умений обеспечивает полноценное речевое общение. Обзор исследований [1; 2; 3; 4; 5; 6] позволил установить, что вопрос формирования коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи требует дальнейшего исследования, есть необходимость изучить условия, которые способствуют эффективному формированию коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проблема формирования коммуникативных умений дошкольников с ОНР убедила нас в важности разработки специальных условий, направленных на коррекцию коммуникативного процесса.

Важнейшим условием формирования коммуникативных умений у детей с ОНР является обеспечение речевой активности. Речевая активность детей с ОНР имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и речевого развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и упражнениям.

Речевая активность детей с ОНР достигается созданием развивающей среды в помещении и на участке. Создание среды - необходимое условие для решения многих задач воспитания и развития ребенка. Среда представляет совокупность предметных структур и взаимодействий, в результате которых реализуются деятельность и ролевое поведение индивида. Среду следует рассматривать как систему, включающую разнообразные взаимосвязи вещного и личностного характера.

Через среду воспитания, развития происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. Особое значение имеют характер и содержание среды, наполненной нравственно-

этическими, художественно-эстетическими, познавательными ценностями, ценностями здорового образа жизни. Наполняясь таким содержанием, среда окружает, пронизывает, вовлекает в разные виды деятельности ребенка, удовлетворяет его потребности, делает деятельность дошкольника в разных ситуациях более эффективной, помогает установлению контакта с людьми, преобразованию внешнего окружения, самого себя, выработке активной позиции к своему здоровью. Исходя из аспекта содержания, можно выделить творческую, познавательную, художественную и двигательную среды.

При создании активной среды важно использовать совокупность всех объектов, их свойств и связей для освоения способов деятельности, развития наблюдательности, исследовательского подхода к доступным объектам развивающей среды. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни активно, разумно и самостоятельно, позволяет добиваться того, чтобы ребенок ставил перед собой как можно больше творческих задач и самостоятельно находил решения. Так он умножает свой опыт жизни, обретает внутреннюю уверенность в своих силах и внешнюю независимость [7, с. 220].

В статье речь идет о двигательно-коммуникативной среде. Двигательно-коммуникативная среда предполагает правильный подбор и рациональное размещение оборудования, материалов и пособий.

Анализ организации речевой коммуникативной деятельности детей свидетельствует, что воспитатели не до конца оценивают потенциал среды для расширения границ активности детей. Кроме того, воспитатели затрудняются:

- рационально включать пособия и спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, мишени, кегли и т. д.);

- использовать нетрадиционное двигательное оборудование.

Это связано с тем, что воспитатели, работающие с детьми с ОНР, недооценивают роль двигательного оборудования в развитии коммуникативных умений детей. Известны исследования [8; 9; 10], согласно которым в процессе работы с двигательным оборудованием от детей требуется согласованность не только двигательных, но и речевых действий, а также договоренность между собой. В связи с этим предполагаем, что двигательно-коммуникативная среда, наполняясь нетрадиционным двигательным оборудованием, побуждает детей с общим недоразвитием речи к двигательной и коммуникативно-речевой активности.

Что же такое нетрадиционное двигательное оборудование? В нашем случае это авторское видение структурных компонентов оборудования, их комбинирование, которое поддерживает двигательную потребность, побуждает к активному выполнению движений, усиливает собственную позицию ребенка и актуализирует общение со сверстниками и взрослыми [11, с. 3].

Цель нетрадиционного двигательного оборудования: побудить детей выполнять все основные виды движений в игровой форме, а также проявлять речевую активность, демонстрируя свои коммуникативные умения и достижения. Нетрадиционное двигательное оборудование предназначено для детей в возрасте от 3 до 7 лет и может быть использовано для детей с ОНР в помещении и на прогулке в любое время года.

Информационная, эмоциональная и регуляторная насыщенность двигательного оборудования определяется как содержанием, так и его структурными компонентами (элементами).

В комплект нетрадиционного двигательного оборудования входят:

1. Двигательный конструктор.

2. Панно-школа.

3. Подвесные и сквозные мишени.

4. «Поймай шарик».

5. Кольцебросы.

6. Вертикальные и горизонтальные мишени.

7. Вертушки.

8. Пособие «Осьминог».

9. Напольные кольцебросы.

10. Универсальные скакалки.

Для нетрадиционного двигательного оборудования характерно: наличие сборных конструкций; легкость в их сборке (и для детей, и для взрослых); полифункциональность (использование оборудования и по частям, и в целом); трансформируемость; эстетичность оформления; эмоциональная насыщенность, выраженная в цветовом и сюжетном оформлении; компактность при транспортировке и хранении. Как и любое другое оборудование, оно соответствует санитарно-гигиеническим требованиям (легко моется, сушится) и направлено на охрану жизни и здоровья детей.

Кроме того, при создании и оформлении нетрадиционного двигательного оборудования следует соблюдать ряд требований:

- многофункциональность оборудования, что дает возможность использовать его для решения различных задач (в том числе речевых, коммуникативных) и организации различной деятельности детей, в нашем случае речевой;

- рациональность оборудования, что дает возможность использовать его как в самостоятельной, так и в совместной деятельности (в зависимости от задач), обеспечить детям свободный доступ к оборудованию, возможность работать с ним там, где оно находится, или его перемещение в зависимости от желания детей (на столе, на полу, на стене, в подвешенном состоянии). Рациональность предполагает и возможность многократного использования материала (перфокарты, накопители, информационное табло и т. д.);

- системность оборудования, что дает возможность использовать его согласно задаче, виду деятельности, содержанию и тематике;

- динамичность оборудования, что дает возможность постоянно обновлять его в соответствии с задачами, направленными на формирование коммуникативных умений, с планом проведения предшествующей и последующей работы к занятиям, интересами детей;

- вариативность оборудования, что дает возможность поддерживать интерес детей и предлагать коммуникативные задания разного уровня сложности. Например, вариативные виды крепления и сборки оборудования позволяют развивать у детей самостоятельность, воображение, творчество, конструктивные способности, предоставляют ребенку возможность самому моделировать пространство участка по своему желанию;

- именной характер оборудования, что дает возможность называть его и предлагать задания в словесной форме, в виде маркировки или надписи, чтобы ребенок мог самостоятельно восстановить цепочку действий с данным оборудованием и использовать его в соответствии с назначением, обучающей задачей.

Эмоциональная насыщенность нетрадиционного двигательного оборудования связана с его образностью, оригинальными игровыми действиями с ним. Двигательное оборудование вызывает у детей огромный интерес, так как они сами могут придумывать и моделировать конструкции, готовить к использованию, а затем играть с ними.

Например, в двигательном конструкторе, используя круги и крепления к ним, ребенок упражняется в метании в горизонтальную цель, может самостоятельно устанавливать мишень на разную высоту от 20 до 50 см. Используя дугу или несколько дуг, можно выполнять прокатывание мяча или прыжки с продвижением вперед, или прыжки в высоту с разбега. Важно предлагать детям возможность согласовывать действия друг с другом. Кроме того, при использовании двигательного конструктора следует побуждать детей использовать такое коммуникативное умение, как обращение. Обратиться значит обратить на себя внимание другого человека, то есть чтобы ребенок мог привлечь внимание взрослого, сверстника, обращаясь к ним.

Нетрадиционное двигательное оборудование может быть предназначено для индивидуальной работы с одним ребенком и для подгруппового использования - для организации и проведения физкультурных праздников, развлечений, эстафет. Эта особенность оборудования вызывает у детей желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми (предусматривает внимание и интерес к окружающим). Подгрупповое использование оборудования позволяет сформировать такое коммуникативное умение, как оказание помощи, поддержки. Ребенок может не только принимать, но и оказывать помощь. Если сверстник нуждается в помощи, то дошкольник может использовать такие речевые конструкции: «Давай я тебе помогу», «Тебе помочь?».

Особое значение имеет руководство игровыми действиями детей с помощью нетрадиционного оборудования. Варьируя его структурные компоненты можно задать программу действий, стимулировать выбор двигательных и коммуникативных заданий. Обычным началом использования двигательного оборудования в играх и упражнениях является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфические способы решения задач. Дошкольники овладевают вербальными и невербальными средствами коммуникации, умением слушать собеседника. Интерес представляют следующие игры, игровые упражнения с нетрадиционным оборудованием: «Через кочки», «Поменяй предмет», «Змейка», «Ловкачи», «Быстро скажи и быстро положи», «Не промахнись», «Черное и белое», «Скажи и займи фигуру», «Согласуй и пройди в ворота», «Согласуй и найди нужную фигуру» и т. д.

Приведем пример игры «Отгадай слово», направленной на упражнение детей в метании правой и левой рукой в вертикальную цель и развитие речевой активности. Используется мишень с подвесными буквами. В игре могут принимать участие 2-4 человека или две команды. Ребенок (или команда) придумывают слово и составляют его, поочередно попадая мячом в круги с буквами. Другая команда (ребенок) пытается прочитать, какое слово было задумано. Затем команды меняются заданиями. Выигрывает тот, кто, попадая в вертикальную мишень, правильно составит слово.

В игре «Согласуй и найди фигуру» дети с ОНР упражняются в прыжках на двух ногах, формируют умение согласовывать свои действия с партнером и быстро реагировать на сигнал воспитателя. Можно использовать двигательный конструктор. В игре могут принимать участие 2-4 человека. Воспитатель называет геометрические фигуры, предлагает детям найти и назвать эти фигуры, согласовать, кто будет прыгать первым и перепрыгивать с одной фигуры на другую на двух ногах. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания, учитывает быстроту реакции на сигнал воспитателя. Выигрывает тот, кто смог согласовать свои действия и правильно выполнить задание и ни разу не ошибся.

Игровое упражнение «Ты - мне, я - тебе» побуждает детей не только упражняться в метании в вертикальную цель правой и левой рукой по очереди, но и договариваться, помогать друг другу, использовать вербальные и невербальные способы общения. В игровом упражнении используются различные виды подвесных мишеней, маленькие мячи или мешочки. Могут принимать участие 2-4 ребенка или две команды. Дети становятся по разные стороны подвесных мишеней друг напротив друга. На каждой стороне - корзина с мячами. По сигналу дети начинают метать мячи правой и левой рукой друг другу сквозь цель. Дети используют не только те мячи, которые лежат в корзине, но и мячи, переброшенные соперниками. Игра заканчивается по сигналу воспитателя «Стоп». Выигрывает та команда (или ребенок), у кого на поле и в корзине осталось меньше всего мячей. Воспитатель поощряет те команды, где дети поддерживали друг друга словами, жестами, движениями рук и т. д.

Интерес представляет игровое упражнение «Бегите к фигуре», направленное не только на упражнение детей в быстром беге, но и на развитие согласованности действий дошкольников. Используется двигательный конструктор. В игре принимают участие от 3 человек до всей группы. Группа делится на три команды, дети согласовывают между собой, какие фигуры они будут строить и за какой фигурой будут закреплены. По сигналу «Беги» дети бегают врассыпную, по сигналу «Беги к фигурам» - бегут к своим фигурам. При последующих повторах воспитатель меняет место расположения фигур. Игра повторяется 3-4 раза. Команда, быстрее всех построившая фигуры, считается победителем.

В игре «Ручейки» можно использовать двигательный конструктор и схемы. Принимают участие от 3 до 10 человек. Воспитатель расставляет фигуры, дети обсуждают, как они будут строить «змейки» (колонны по 1 человеку) у линии старта. По сигналу «Беги» дети бегут змейкой между предметами и возвращаются на место. Побеждает команда, которая не расцепила руки и первая прибежала к старту. Игра повторяется 3-4 раза.

При построении транспорта дети упражняются в умении действовать по сигналу и согласовывать свои действия с другими, помогать друг другу. Используется двигательный конструктор, образец с постройками (2 комплекта). В игре принимают участие от 4 детей до всей группы. Дети делятся на две команды. На старте лежат два комплекта двигательного конструктора. По сигналу ребенок берет одну деталь конструктора и бежит на противоположную часть площадки, оставляя ее там. Второй ребенок бежит тогда, когда первый дотронулся до него (передача эстафеты). Затем дети описывают свой транспорт, каждый член команды называет один признак данного предмета. Побеждает команда, построившая из двигательного конструктора заданный транспорт первой и предложившая интересное описание. В данной игре детей поощряют за рассказ, умение излагать мысли и понимать, где следует высказаться кратко, а где развернуто.

Нетрадиционное двигательное оборудование можно использовать для активизации самостоятельной игры детей. Например, на прогулке дети с помощью двигательного конструктора могут сделать домик, модуль для парикмахерской или театральную ширму со сказочным замком.

Кроме того, нетрадиционное оборудование следует включать в коммуникативные игры, игры на взаимодействие, в процесс разыгрывания и решения проблемных ситуаций, сочинение историй (об оборудовании). Значимы для формирования коммуникативных умений ритмические и интонационные игры со словом, упражнения подражательно-исполнительного и творческого характера и мимические упражнения, игры на тактильные ощущения с использованием вертушек, пособия «Осьминог». Важно, чтобы дети следили за речью других, понимали ее.

Активности детей в играх способствуют частые обращения воспитателя к ребенку, использование несложных диалогов, приглашение на занятия сказочных персонажей, приемы эмоционального воздействия, что вызывает у детей сопереживание, готовность помочь сверстникам в достижении результатов.

Неоспоримыми достоинствами нетрадиционного двигательного оборудования являются его абсолютная доступность и независимость от уровня материального благополучия родителей, технической оснащенности дошкольной образовательной организации (можно использовать бросовый материал для его изготовления).

Нетрадиционное двигательное оборудование помогает детям добиться высоких результатов: расширяется двигательный опыт, совершенствуются движения, развиваются физические качества воспитанников. В результате использования нетрадиционного оборудования двигательная деятельность может стать для дошкольников любимой, дети становятся более самостоятельными, общительными, у них повышается творческий и познавательный потенциал, формируются коммуникативные умения. Ребенок с помощью двигательно-коммуникативной среды осваивает способы установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Ссылки:

1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.

2. Дзюба О.В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи // Преподаватель XXI век. 2009. № 2. С. 13-18.

3. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2008. 128 с.

4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. М., 2008. 224 с.

5. Чиркина Г.В., Соловьева Л.Г. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция : монография. Архангельск, 2009. 403 с.

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007. 224 с.

7. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты / О.В. Дыбина, О.П. Болотникова, А.Ю. Козлова, Е.А. Сидякина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 220-223.

8. Ошкина А.А. Двигательная среда как фактор оздоровления дошкольников в рамках здоровьесберегающих технологий // Педагогическое образование и наука. 2008. № 6. С. 68-70.

9. Чеменева А.А., Ушакова-Славолюбова О.А. Коммуникативно-ориентированная предметная среда физкультурного образования дошкольника. СПб., 2013.

10. Щербакова Т.Ю. Использование предметно-практической деятельности в обогащении лексики дошкольников с общим недоразвитием речи // Детство: социальные опасности и тревоги : материалы междунар. конф. «Ребенок в современном мире». СПб., 2006.

11. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Бартошевич Т.И. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / под ред. О.В. Дыбиной. М., 2011. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.