Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи'

Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2864
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / РЕЧЕВЫЕ ФУНКЦИИ / РЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзюба Оксана Викторовна

статье рассматриваются основные понятия коммуникативной компетентности, определены особенности коммуникативной компетентности дошкольников, представлена система развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР, описана специфика данного процесса и выявлены психолого-педагогические условия эффективности формирования коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзюба Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

| О.В. Дзюба

Аннотация. В статье рассматриваются основные понятия коммуникативной компетентности, определены особенности коммуникативной компетентности дошкольников, представлена система развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР, описана специфика данного процесса и выявлены психолого-педагогические условия эффективности формирования коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность дошкольников, общее недоразвитие речи (ОНР), речевые функции, речевые средства

Summary. In clause the basic concepts of communicative competence are considered, features of communicative competence of preschool children are certain, the system of development of communicative competence of preschool children with ОНР is presented, specificity of the given process is described and pedagogical conditions of efficiency of formation of communicative competence of preschool children with ОНР are revealed.

Keywords: communicative competence, communicative competence of preschool children, the general problem speeches, speech functions, speech means.

Проблема компетентности и ее формирования стала актуальной в последние годы в связи с введением в теорию и практику образования компе-тентностного подхода. Большой вклад в разработку проблем компетентности, в целом, внесли отечественные исследователи: Л.П. Алексеева, В.К. Загвоздкин, И.А. Зимняя,Д.А. Иванов,А.Г Каспржак, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.

На данный момент в психолого-педагогической науке нет единого подхода к пониманию коммуникативной компетентности вообще и коммуникативной компетентности дошколь-

ников с ОНР в частности, поскольку: во-первых, имеющиеся подходы к ее решению касаются лишь некоторых аспектов коммуникативной компетентности; во-вторых, освоению и использованию разных форм коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР, подходящих для множества ситуаций повседневного общения, до сих пор не уделяется должного внимания ни в науке, ни в практике. Следовательно, сама коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР в полном объеме не изучается. Особенно это касается вербальных составляющих коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте. Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими [9].

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ре-уц бенка [8].

Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии, процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей [3]. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует воз-

никновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении [5].

В свою очередь, коммуникативная коррекция, опирающаяся на коммуникативную компетентность, практически ориентирована на изменение системы ценностных ориентаций и установок личности ребенка. Она включает в себя воздействие на мотивацион-ную сферу дошкольника с ОНР, его коммуникативную деятельность, коммуникативную культуру.

Можно выделить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, к которым относятся наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики; характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями; словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии; трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры; недостаточная дифференциация звуков на слух; низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту; нарушение фонематического восприятия; отмечаются нарушения коммуникативной функции — снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм [4].

В исследовании мы рассматриваем коммуникативную компетентность

Преподаватель

2 / 2009

дошкольников с ОНР как совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность протекания коммуникативных процессов (овладение навыками речевого общения, восприятие, оценка и интерпретация коммуникативных действий, планирование ситуации общения) с учетом специфики протекания речевого нарушения, включающих воздействие на мотивационную сферу (изменение ценностных ориентаций и установок личности, формирование коммуникативной культуры), а также правила регуляции коммуникативного поведения дошкольника и средств его коррекции.

В структуре коммуникативной компетентности дошкольника с ОНР можно выделить внешние и внутренние составляющие. Внешние характеристики: общение со взрослым, формирование коммуникативных навыков, формирование мотивационной включенности в речевое высказывание; внутренние характеристики - развитие произвольной регуляции сенсо-моторной (двигательной) активности; развитие вербально-логических компонентов познавательной деятельности, формирование речевой и языковой компетентности ребенка [1].

Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР.

Будучи сложным, многофакторным явлением, коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР является вместе с тем единой, целостной структурой, которая не может существовать без каждого из входящих

в нее компонентов. Результативность коммуникативной деятельности дошкольников с ОНР обеспечивается лишь взаимодействием всех входящих в нее компонентов. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с ОНР развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, половозрастными, индивидуальными особенностями детей, предметно-практической деятельностью, организацией учебно-воспитательной работы, спецификой пространства общения. Ее воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений.

Отметим, что недостатки речевого развития (фонематического и словарного) детей с общим недоразвитием речи поддаются коррекции и развитию, но это происходит более медленными темпами, чем развитие других коммуникативных навыков, таких, как контактность в общении, инициативность, доброжелательность, взаимодействие, использование невербальных средств общения.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми [2].

Коррекция всех компонентов коммуникативной системы, системных свойств речи предполагает моделирование программы обучения с учетом особенностей и возможностей детей, понимаемое нами как наиболее адекватно обеспечивающее коррекцион-но-развивающее воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферы (создание индивидуальных программ обучения; недопустимость стандартизации методических приемов; подбор дидактических материалов, являющихся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения); индивидуальную организацию коррекционных занятий) [7].

Система развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР включает в себя разработанный диагностический инструментарий (развития связной речи, формирования коммуникативных навыков, моти-вационной включенности в речевое высказывание, развития вербально-логических компонентов речевой де-ЦЦ ятельности и произвольной регуляции сенсомоторной акти вности, формирования речевой и языковой компетентности ребенка); комплексную программу развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (речевое развитие, включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры); а также целенаправленную работу с пе-

дагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (изучение семей детей с ОНР; привлечение родителей к активному участию в развивающих занятиях дошкольного учреждения, изучение семейного опыта по развитию коммуникативной компетентности детей, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников, учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения).

Вариативное использование дидактических материалов, моделирование методов и приемов обучения в целях развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР с учетом степени выраженности речевого нарушения, когнитивного стиля восприятия информации, когнитивной гибкости возможно осуществить в процессе работы только при реализации совокупности психолого-педагогических условий:

• развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР будет представлено в качестве педагогической цели;

• развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом степени речевого нарушения и специфики его проявления;

• разработка система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его коррекции.

Преподаватель

2 / 2009

Педагогическая среда, в которой находится ребенок в дошкольном образовательном учреждении, обладает потенциальными возможностями развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР и способна выполнить свою развивающую функцию в рассматриваемом аспекте при разработке и осуществлении воспитателями дошкольного учреждения системы целенаправленной работы по развитию данной компетентности, включающей в себя рассмотрение развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР в качестве цели педагогической деятельности; проведение системы развивающих занятий; осуществление сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР; учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — М.; Воронеж, 2001. — С. 191—195.

2. Белякова Л.И., Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф., Фигередо 3.3. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормальной речью // Теория и практика коррек-ционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991. — С. 72—88.

3. Виноградова М.А. Особенности функций и форм речи у заикающихся дошкольников в трудных ситуациях речевого общения // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — М.; Воронеж, 2001. — С. 77—84.

4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. — М.: Книголюб, 2004.

5. Гаркуша Ю.Ф. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — 2-е изд., испр. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.

6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: Аркти, 2002.

7. Крупенчук О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика. — 2005. — № 6. — С. 36—41.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.

9. Юрьева Н.М. Проблема коммуникативного развития и диалог в контексте обучения дошкольников / / Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Отв. ред.

А.М. Шахнорович. — С. 86—99. |

М., 1993. —

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.