Научная статья на тему 'К вопросу о развитии двигательных умений и способностей в дошкольном возрасте'

К вопросу о развитии двигательных умений и способностей в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1218
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЕНСОРНЫЕ КОРРЕКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И ПОСТРОЕНИИ ДЕЙСТВИЙ / СЕНСОМОТОРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маланов С. В.

С позиций теории организации действий человека на основе сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна рассматриваются психофизиологические закономерности двигательного развития, которые полезно учитывать при организации взаимодействий с дошкольниками. Выделяются уровни сенсорных коррекций, развитие и совершенствование которых лежит в основе двигательного и физического развития детей дошкольного возраста, а также оказывает влияние на их психическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маланов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии двигательных умений и способностей в дошкольном возрасте»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

к вопросу о развитии двигательных умений и способностей в дошкольном возрасте

С.В. МАЛАНОВ* Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

С позиций «теории организации действий человека на основе сенсорных коррекций» Н.А. Бернштейна рассматриваются психофизиологические закономерности двигательного развития, которые полезно учитывать при организации взаимодействий с дошкольниками. Выделяются уровни сенсорных коррекций, развитие и совершенствование которых лежит в основе двигательного и физического развития детей дошкольного возраста, а также оказывает влияние на их психическое развитие.

Ключевые слова: двигательные умения и способности, дети дошкольного возраста, сенсорные коррекции в организации движений и построении действий, сенсомоторные функциональные системы.

Введение

Высокий уровень физического развития представляет самостоятельную ценность для любого человека. Развитие физических способностей и качеств обеспечивает фундамент для эффективной жизнедеятельности человека, а также для сохранения здоровья и положительного отношения к жизни.

Формирование и развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста лежит в основе не только физического развития, но и во многом обеспечивает необходимые условия для психического развития. Причины этого не всегда очевидны для родителей и воспитателей. Вопрос о специальной организации психолого-педагогических условий для двигательного развития детей дошкольного возраста ставится нечасто. В последовательной и развернутой форме зависимости и связи между психическим

© Маланов С.В., 2011

* Для корреспонденции:

Маланов Сергей Владимирович д. пс. н., кафедра психологии Марийского государственного университета, Йошкар-Ола Тел.: (8362) 41-22-50

развитием ребенка и развитием двигательной сферы рассматриваются, например, в работах известного отечественного психолога А.В. Запорожца [3-5]. Вместе с тем у детей дошкольного возраста отставание в двигательном развитии часто ведет за собой и отставание в развитии психических функций. Существует множество убедительных фактов, показывающих зависимость психического развития детей в раннем детстве и в дошкольном возрасте от особенностей двигательной активности.

Так, новые знания (способы ориентировки в определенной предметной области) наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети сначала овладевают ими путем выполнения активных познавательных («опробы-вающих») и исполнительных действий во внешне-двигательной предметной форме. Лучше всего это демонстрируется в сюжет-но-игровых или предметных двигательно-имитационных действиях.

Тонкие моторные движения рук и кистей (тонкость и точность манипулятивных операций и действий) корреляционно связаны с развитием интеллекта дошкольника и часто используются как средства психологической диагностики и коррекции.

Напомним, что и речь представляет собой сложно координированную систему артикуляционных движений (операций).

Развитая двигательная исследовательская активность детей в окружающем мире и знакомство их с разнообразными явлениями обеспечивают формирование широкой мотивационной основы для познавательной деятельности, а также богатство представлений и разнообразие формирующихся умственных действий. развитие произвольности поведения и волевые качества также формируются у дошкольника первоначально в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.

Подобные иллюстрации могут быть продолжены. Следует подчеркнуть, что именно в раннем детстве и дошкольном возрасте физическое развитие выступает основой для полноценного развития всех психических функций. В дальнейшем, по мере формирования внутреннего плана умственных действий, а также по мере овладения действиями с опорой на знаково-символические средства, роль внешних двигательных действий в развитии психики становится все менее очевидной, однако сохраняет свое значение.

Вместе с тем дошкольный возраст - это сензитивный период развития такого физического качества, как ловкость. И упустить это время, не обеспечивая условий для двигательного развития ребенка, равнозначно лишению или ограничению его возможностей максимально реализовать задатки, которые характеризуют анатомический и физиологический потенциал организма в формировании и развитии множества психофизиологических и сенсомо-торных функциональных систем.

Разобраться в важнейших направлениях двигательного развития ребенка дошкольного возраста позволяет теория выдающегося отечественного физиолога Н.А. Бернштейна [1, 2]. В его работах показано, что в основе любого двигательного акта лежат сложные, иерархически органи-

зованные системы сенсорных коррекций, которые формируются у человека по мере овладения разнообразными двигательными действиями и обеспечивают основу для развития физических качеств человека.

I. Теория н.А. Бернштейна и развитие двигательной сферы дошкольника

Основные положения теории Н.А. Бернштейна в приложении к задачам развития двигательной сферы и физических качеств дошкольника могут быть изложены в форме ответов на ряд вопросов.

1. Какой принцип лежит в основе организации целенаправленного поведения живых организмов?

Для объяснения целенаправленных действий живого организма необходимо опираться на принцип активности. Активность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программирования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внутренней среды организма с внешней средой.

представления о стимул-реактивной или условно-рефлекторной организации поведения на основе автоматизированных цепей элементарных ответных реакций на внешние раздражители являются теоретически ограниченными. поведение живых организмов следует исследовать как целостные активно организуемые целенаправленные акты.

организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов программирования действий, механизмов коррекции действий в процессе их исполнения. поэтому представление о «рефлекторной дуге» необходимо заменить представлением о «рефлекторном кольце», которое фиксирует факт регуляции и контроля всех отправлений

организма по принципу обратной связи на основе непрерывного потока афферентной сигнализации контрольного и коррекци-онного назначения.

2. Что лежит в основе активной организации поведения и действий животного организма?

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локомоторные акты; б) пред-метно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у человека).

Поведение и действия живого организма определяются, прежде всего, двигательной задачей (целью, заданной в определенных условиях), которая предполагает:

- активную постановку цели на основе механизмов целеполагания, а также планирование способа ее достижения в соответствии с предметными условиями ситуации;

- реализацию действий, направленных на достижение цели, организация, координация и коррекция которых осуществляется на разных психофизиологических уровнях при участии различных афферентных систем.

Опорно-двигательная система позвоночных - это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности которых определяется числом степеней свободы в каждом суставе. Увеличение степеней свободы подвижности до двух и более ведет к необходимости их ограничения при организации движений. Устранение избыточных степеней свободы движущегося органа лежит в основе координации движений (ловкости), которая реализуется путем:

- целесообразного выбора траектории движений на основе ограничения избыточных степеней свободы;

- постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инерционных сил, образующихся в результате любых движений и передающихся на все звенья кинематической системы скелета (частей организма);

- постоянной координации между силами, действующими на организм из внешнего мира, и внутренними силами, возникающими при сокращении собственных мышц самого организма.

3. Что образует основу системных механизмов сенсорных коррекций в организации движений?

Любое двигательное действие требует организации и регуляции, как со стороны психических функций, так и со стороны нервной системы - за счет психофизиологических механизмов. при этом если предварительная общая организация действий (план их выполнения) может в общих чертах программироваться субъектом до момента их выполнения, то процесс собственно выполнения любых действий требует постоянной регуляции всевозможных неточностей и отклонений, которые возникают по ходу реализации действий. Такая регуляция движений со стороны нервно-мышечных и сенсомоторных механизмов осуществляется по следующей схеме:

- отклонение реализуемого двигательного действия от запланированных характеристик (недостаточная точность, плавность, скорость и т.д.);

- регистрация величины такого отклонения органами чувств человека (на основе проприорецепции и экстерорецепции) и передачи сигналов об этом в центральную нервную систему (ЦНС) по центростремительным проводящим нервным путям;

- быстрое внесение коррекций в планы и программы действий прямо по ходу их исполнения;

- передача сигналов о корректировке движений центробежными проводящими нервными путями из цнс к исполнительным органам, осуществляющим текущее двигательное действие (сенсорная коррекция);

- очередное отклонение выполняемого двигательного действия от запланированных характеристик и т.д.

Таким образом, сенсорные коррекции представляют собой кольцевые обратные

связи между ощущаемыми и воспринимаемыми отклонениями действий от заранее намеченных планов и целей и вносимыми ЦНС поправками в процесс выполнения текущих действий. Развитие двигательной сферы ребенка и заключается в формировании гибких систем сенсорных коррекций, обеспечивающих быстрое, верное и точное выполнение разнообразных двигательных действий на основе их исправления по ходу реализации.

4. Как организуется регуляция и координация предметного исполнительного действия? Что представляет собой механизм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие осуществляется на основе непрерывно проводимых сенсорных коррекций, которые обеспечиваются различными органами чувств (афферентными, рецепторными системами), следящими за выполнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецеп-торные системы выполняют две основные функции:

а) обеспечивают сигнальную связь организма с внешним миром (ориентировка во внешней среде);

б) обеспечивают координированную работу органов, реализующих двигательные действия путем ориентировки в организации собственных движений (действий) и постоянного внесения коррекций в исполнительную часть.

разные двигательные задачи в зависимости от своего содержания и смысловой структуры решаются с помощью качественно различающихся, формирующихся на протяжении индивидуальной жизни целостных синтезированных комплексов сенсорных коррекций. Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций обусловливают разнообразные навыки и умения.

5. Какие функционально-структурные уровни сенсорных коррекций включаются в состав организации и регуляции различных действий?

Сенсорные коррекции протекают в форме «рефлекторного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уровней: регуляция тонуса мускулатуры; ориентировка и регуляция движений из пространства собственного тела посредством проприо-рецепции; ориентировка и регуляция локомоторных, а также сложных прицельных манипулятивных действий во внешнем пространственном поле с предметами с помощью экстерорецепции; психическая регуляция двигательных действий со стороны их замысла и смысла с использованием сложных мыслительных программ.

Каждый уровень организации сенсорных коррекций характеризуется:

- нейрофизиологической локализацией и анатомическим субстратом (определенными типами рецепторов и типами чувствительности, афферентными и эфферентными проводящими нервными путями, определенными отделами в центральной нервной системе);

- ведущей афферентацией - особенностями сигналов, которые поступают от органов чувств и обеспечивают восприятие результативности собственных движений и действий;

- специфическими характеристиками и свойствами движений, которые регулируются в основном данным уровнем сенсорных коррекций;

- набором самостоятельных движений, которые преимущественно организуются и управляются данным уровнем;

- фоновой (вспомогательной) ролью уровня в разных двигательных действиях, управляемых вышележащими уровнями;

- возможными дисфункциями и патологическими синдромами.

Уровни организации сенсорных проекций.

В соответствии с указанными положениями могут быть выделены следующие уровни организации сенсорных коррек-

ций, с помощью которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.

Уровень регуляции тонуса, рубро-спинальный (?), палеокинетический (уровень А).

- Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы, иннервируемые вегетативной нервной системой (в отличие от неокинетических поперечнополосатых мышц); спинной мозг и стволовая группа красного ядра (ра1аеогаЬгат, пеогаЬгат).

- Ведущая афферентация: сенсорные данные о положении и направленности тела в поле тяготения, проприорецепция давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной системой.

- Характеристика движений: обеспечивает тонус поперечнополосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбудительных и механических характеристик мышечного тонуса.

- Движения, в которых данный уровень выступает в качестве ведущего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, принятие и удержание определенной позы. При этом большая часть движений, которые регулируются данным уровнем, остается на протяжении всей жизни непроизвольными и неосознаваемыми.

- Дисфункции и патология:

а) Гиперфункция - при патологии вышележащих уровней «тремор покоя» при паркинсонизме; каталепсия;

б) гипофункция - тремор при выполнении целенаправленных действий (который также может быть связан с поражением уровня С).

Уровень синергий и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетический (уровень В).

- Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела (входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эффекторных цент-

ров, которые: а) иерархически подчиняют группу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкорковому эффектору - полосатому телу.

- Ведущая афферентация: суставно-уг-ловая проприорецепция скоростей и положений частей тела (тело выступает исходной системой координат), экстероцептив-ная кожная чувствительность.

- Характеристика движений: движения тела безотносительно к чему-либо вовне -приспособленность к обширным мышечным синергиям; стройность и налаженность мышечных движений во времени, их чередование и повторяемость.

- Движения, при которых данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: выразительная мимика и пантомимика, пластика, вольные упражнения, управление ритмом и темпом движений, обеспечение чередования работы обширных групп мышц-сгибателей и мыщц-раз-гибателей.

- Дисфункции и патологии:

а) Гиперфункция - избыточные синергии и синкинезии, гиперкинезы.

б) гипофункция - симптомокомплекс паркинсонизма - выключение отправлений самого уровня и снятие контроля над уровнем А; деавтоматизация различных сложных предметных действий; персеверации в момент начала и остановки движений.

Уровень регуляции действий в пространственном поле, пирамидно-стри-альный (уровень С).

Данный уровень включает в себя два подуровня:

- Локализация и анатомический субстрат: полосатое тело (corpus striatum), состоящее из хвостатого ядра (nucleus caudatus) и скорлупы (putamen), являющееся верхним этажом экстрапирамидной системы; первичные сенсорные зоны коры больших полушарий; гигантопирамидное поле коры больших полушарий; кора полушарий нового мозжечка; тангорецептори-ка; вестибулярный аппарат.

- Ведущая афферентация: синтетическое восприятие пространственного поля внешнего мира, а также внешних объектов; восприятие собственных движений в координатах внешнего пространственного поля.

Регуляция апериодичных, точных, геометрически конфигурированных вокруг внешних объектов, целенаправленных движений, а также регуляция предметных действий.

Подуровень С1 - стриальный (экстрапирамидная система):

- Характеристика движений: непроизвольные локомоторные и манипулятивные движения в соответствии с задачами и характеристиками пространственного поля.

- Движения, при которых данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: всевозможные перемещения всего тела в пространстве, перемещения предметов; баллистические движения с установкой на силу.

- Дисфункции и патологии: нарушения непроизвольных движений в координатах внешнего пространственного поля.

Подуровень С2 - пирамидный (кортикальный):

- Характеристика движений: произвольные движения в пространственном поле, требующие прицеливания, копирования, подражания, практические действия с учетом физических свойств предметов.

- Движения, при которых данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: точные целенаправленные, произвольно регулируемые действия по отношению к внешним физическим характеристикам предметов.

- Дисфункции и патологии: нарушения произвольных движений (дистаксии, атаксии); нарушение точности движений в пространстве.

Уровень преднамеренных произвольных действий, теменно-премоторный кортикальный (уровень D).

- Ведущая афферентация: представления о плане действий и конечных результатах.

- Характеристика движений: организация движений в соответствии с предполагаемым результатом и способом его достижения, а не с внешними физическими характеристиками предметов; организация орудийных действий; характеризуется лево-правосторонней асимметрией в организации движений.

- Движения, при которых данный уровень регуляции выступает в качестве ведущего: системы взаимоподчиненных действий, обеспечивающие решение задач, условия которых требуют установления межпредметных отношений.

Высшие кортикальные уровни символических координаций (уровень Е).

- Характеристика движений: движения подчинены не физическим предметам, а умственным схемам, понятиям, символическим операциям, отвлеченному замыслу.

- Данный уровень регуляции действий связан с высшими психическими функциями и организацией умственных действий.

6. Каковы основные этапы процесса формирования двигательного умения и навыка?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование двигательных умений и навыков предполагает ряд основных периодов:

а) Период первоначального знакомства с движением - выявление операционально-двигательного состава движения:

- Ознакомление с тем, как выглядит движение внешне, «снаружи».

- Прояснение внутренней картины движения - перешифровка внешних афферентных сигналов: а) во внутренние программы движения; б) афферентные команды, обеспечивающие отработку правильных коррекций.

- Распределение сенсорных коррекций по иерархическим уровням организации движений.

б) Период автоматизации движений:

- Постепенная передача отдельных компонентов движения или всего движения полностью в ведение фоновых уровней.

- Увязка, согласование деятельности всех низовых уровней сенсорных коррекций.

- Подбор имеющихся двигательных программ, которые сложились ранее для реализации других движений и могут входить в состав нового двигательного действия.

в) Период стабилизации и стандартизации двигательного навыка:

- Достижение прочности и помехоустойчивости выполняемого движения.

- Достижение стереотипности путем эффективного использования реактивных и инерционных сил с целью обеспечения динамической устойчивости траектории движений.

7. Каковы возрастные границы функциональной дифференциации и структурирования разных уровней сенсорных коррекций?

Младенец рождается с только начинающим свое развитие уровнем, обеспечивающим регуляцию согласованности обширных мышечных сокращений в «пространстве собственного тела» - стройных и налаженных движений во времени, их чередование и повторяемость (уровень обширных мышечно-суставных двигательных связок, уровень В). При этом и уровень А - уровень регуляции тонуса мускулатуры - продолжает в этот период развития дозревать.

К двухлетнему возрасту дозревают все главные двигательные отделы мозга и проводящие нервные пути. С этого момента начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений и формирование на этой основе разнообразных двигательных способностей ребенка.

До 6 лет интенсивно формируются и развиваются уровень В и уровень регуляции движений собственного тела, ориентированных во внешнем пространственном поле, - уровень С1. С 6-7 до 10 лет интенсивно развивается уровень регуляции произвольных движений во внешнем пространственном поле - движений, тре-

бующих прицеливания, копирования, подражания (уровень С2). Движения приобретают силу и точность.

С третьего года развития постепенно начинает расти успешность действий, которые обеспечиваются уровнем регуляции осмысленных действий (уровень D). В дошкольном возрасте этот уровень регуляции движений только начинает свое развитие, которое продолжается на протяжении всей последующей жизни человека. Следует отметить, что до 6-7 лет ребенок быстро устает при выполнении действий на уровне D. Это ярко проявляется в ситуациях, когда дошкольнику предлагается выполнить какую-либо предметную деятельность в соответствии с развернутым во времени планом.

II. Возможные средства формирования

и развития двигательных умений

и способностей у дошкольников

В связи с тем, что указанные нейрофизиологические уровни организации и регуляции двигательной сферы у дошкольника интенсивно формируются и развиваются, в этом возрасте необходимо особое внимание уделять развитию такого физического качества, как ловкость. В основе ловкости и лежит согласованная работа всех уровней построения и коррекции движений. Задачи развития других физических качеств - скорости, силы, выносливости - должны быть подчинены задачам развития координации и ловкости. Это объясняется тем, что чрезмерное использование специализированных средств, направленных на развитие определенных физических качеств, будет вести к ограничению в развитии ловкости - формированию ограниченного круга двигательных действий и способностей.

Формирование сложной иерархической системы сенсорных коррекций в дошкольном возрасте, как правило, протекает стихийно. При этом любые ограничения разнообразия двигательных действий в

поведенческом репертуаре ребенка будут вести к недостаточному развитию того или иного из вышеуказанных уровней построения движений. Учитывая это, родителям и педагогам полезно обращать специальное внимание на то, какой диапазон движений является для ребенка привычным, а каких движений недостаточно в его повседневных двигательных упражнениях. К таким важным для развития двигательной сферы дошкольника надо отнести следующие классы действий:

- действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела;

- действия, обеспечивающие различные виды перемещения ребенка во внешнем пространственном поле - бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.;

- точные «прицельные» действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами;

- разнообразные последовательности действий в соответствии с заранее намеченным планом;

- действия, требующие умения произвольно поддерживать и регулировать тонус различных мышечных групп;

- манипулятивные действия, требующие для своего выполнения «тонкой (мелкой) моторики».

Помимо включения в повседневные занятия и игры ребенка указанных классов двигательных действий, существенным является развитие рефлексивности по отношению к собственным движениям и действиям, то есть умение осознавать выполняемые действия - рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные действия.

У дошкольников нет достаточного арсенала двигательных средств, для того чтобы сходу овладевать целостными движениями, которые требуют одновременных ориентировок в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве. Для этого необходим специфический для построения каждого действия диапазон

навыков, в основе которых и лежат разнообразные системы сенсорных коррекций, с помощью которых «выстраиваются» двигательные действия. Когда детям этого возраста предлагается овладевать целостными двигательными действиями, требующими сложного взаимодействия различных уровней нейрофизиологической, психофизиологической и психической регуляции, то заведомо неверно выполняемые с самого начала движения частично автоматизируются после нескольких повторений. Вслед за этим исправить неверно сложившиеся двигательные навыки бывает не всегда легко.

Отметим, что для развития у дошкольников сложных двигательных действий - хореографических, гимнастических и др. - полезно соблюдать ряд условий. Когда новые действия требуют для своего выполнения регуляции со стороны различных нейрофизиологических уровней (уровней сенсорных коррекций), необходимо «строить» такие действия путем последовательного обучения специфической для каждого действия ориентировке. С этой целью следует специально подбирать «подводящие» упражнения, которые позволяли бы ребенку раздельно научиться выполнять соответствующие строящемуся действию произвольные осознаваемые формы ориентировки и организации отдельных движений: ориентировки в пространстве собственного тела, в степени напряженности и расслабленности определенных групп мышц, в направлении и характере (ритм, темп) пространственных перемещений, в способах использования предметов, а также общей временной и пространственной точности движений.

при этом нужно помнить, что наиболее эффективное двигательное развитие детей в дошкольном возрасте протекает в условиях специально организованных игровых взаимодействий. Это, прежде всего, подвижные и спортивные игры, а также игры, требующие широкого спектра пред-

метно-манипулятивных и имитационных действий.

С целью развития у детей указанных выше умений, составляющих фундамент формирования двигательных способностей и физических качеств, полезно включать разнообразные упражнения в повседневные занятия и игры. При этом особое внимание требуется уделять упражнениям, способствующим развитию тех двигательных умений, которые недостаточно сформированы у дошкольника [6].

В указанных упражнениях нет ничего нового и оригинального. В данном контексте важным является осмысленное включение упражнений в разнообразные игровые взаимодействия с дошкольником в качестве средств развития соответствующих сенсомоторных и перцептивно-двигательных координаций и умений. среди них выделяются следующие.

1. Умение выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.

- Движения головой: повороты, наклоны, вращения с определенной амплитудой.

- Положения, перемещения и движения рук: вверх, в стороны, вниз, за головой, за спиной, к плечам, поднимание, сгибание, разгибание, вращения из разных положений; выполнение движений одновременно и попеременно; однонаправлено и разно-направлено; в разных плоскостях; медленно, быстро. Упражнения для кистей рук.

- Положения, перемещения и движения ног: на носках, на пятках; сгибание, разгибание; удерживание под углом согнутой и прямой ноги; отведение, приведение; махи в разные стороны; выпады вперед, в стороны; сгибание, выпрямление; вращение стоп.

- Положения и движения туловища: стоя; стоя на коленях; на четвереньках; ноги скрестно; упор присев, упор лежа, упор сидя сзади; лежа на спине, животе, боку; повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны, назад; вращения из разных исходных положений; в упоре сидя сзади подтягивание к себе ног; группировки, перекаты.

- Прыжки с заданиями на «правильность, согласованность и красоту движений»: подпрыгивание на месте разными способами; в сочетании с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями на двух и одной ноге; многоскоки; боком вправо и влево, через линии, невысокие предметы; вверх из глубокого приседа; впрыгивания на предметы с места и с разбега, спрыгива-ние с них; прыжки в длину с места; в длину и в высоту с разбега.

- Ходьба и бег с выполнением заданий на «правильность, согласованность и красоту движений»: скрестным шагом; приставными шагами вперед, в стороны, назад; на наружной стороне стопы; перекатом с пятки на носок; в приседе с выпадами; спиной вперед; в разном темпе; сохраняя равновесие; на уменьшенной приподнятой, наклонной поверхности; выбрасывая прямые ноги вперед; забрасывая голень назад; спиной вперед, сохраняя направление и равновесие и др.

2. ориентировка тела во внешнем пространстве. Умение ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле.

- Точность перемещений в пространственном поле: строевые упражнения; перестроение в колонны на месте, на ходу; повороты на месте и в движении; соблюдение дистанций и интервалов в процессе передвижения и перестроения; размыкания и смыкания при перестроениях; упражнения, направленные на точность двигательных действий в пространственном поле: прыжки на точность приземления; бег с ориентацией на точность постановки ног и остановок.

- Прыжки «на точность занимаемого положения во внешнем пространственном поле»: подпрыгивание на месте разными способами; в сочетании с различными положениями и движениями рук; прыжки сериями на двух и одной ноге, боком вправо и влево, через линии, невысокие предметы; вверх из глубокого приседа; впрыгивания на предметы с места и с разбега, спрыгива-

ние с них; прыжки в длину с места; в длину и в высоту с разбега.

- Ползание и лазание на четвереньках; по-пластунски; по гимнастической скамейке; подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами; продвигаясь вперед из различных исходных положений.

- Преодоление и обход внешних препятствий. Прыжки через препятствия с продвижением вперед; смещением вправо, влево; по разметке; через препятствия; впрыгивания на предметы с места и с разбега; с поочередной сменой ног, на месте и в движении; стоя лицом, боком к препятствиям и предметам; впрыгивания на предметы с поочередной сменой ног и др.

3. Умение выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.

- Упражнения на использование мячей в различных действиях на месте и в движении: бросание вверх, о землю с последующей ловлей двумя руками, одной рукой; с хлопками, приседаниями и другими заданиями; перебрасывание и ловля мячей в парах из различных исходных положений; через сетку; отбивания мяча о пол одной рукой, чередуя руки, по разметке, стоя на скамейке и т.д.; прокатывание мяча по гимнастической скамейке; сбивание мячом предметов; броски в вертикальную и горизонтальную цель; ловля мяча, летящего с разных сторон; бросание мяча в корзину разными способами; элементы спортивных игр.

- Упражнения на использование скакалки в различных ситуациях: на месте и в движении; прыжки через короткую скакалку; вращая ее вперед и назад; на двух ногах, с ноги на ногу, на одной ноге; через длинную скакалку - качающуюся, неподвижную, вращающуюся; вращения скакалки; перешагивания через сложенную скакалку.

- Упражнения с использованием обруча в различных действиях на месте и в движении: вращение на правой и левой руке, на туловище, шее, ноге; прокатывание обруча между предметами на дальность и

точность; подбрасывание и ловля обруча, вращение вокруг себя, передавая из руки в руку; вращение обруча на полу, с выполнением разных заданий; «бумеранг»; перекатывание обруча в парах; перебрасывание в парах; броски и ловля вверх и на дальность; прокатывание по гимнастической скамейке; прыжки через обруч, пробегание и перепрыгивание через катящийся обруч.

- Упражнения на использование теннисной ракетки и мяча: умение правильно держать и управлять ракеткой, выполнять подготовительные движения с ракеткой и теннисным шариком, подбрасывание и ловля теннисного шарика одной рукой, удары шарика ракеткой о пол, о стену; отбивание шарика ракеткой; упражнения на точность попадания и др.

4. Формирование умения произвольно поддерживать и произвольно регулировать тонус мускулатуры.

- Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц: лица, кисти, предплечья, плеча, мышц груди и спины, брюшного пресса, бедра, голени, стопы.

Расслабление мышц ребенок может прочувствовать отчетливо только после их напряжения. Сначала дошкольник должен уловить разницу между напряженной и расслабленной мышцей. Следует также учить показывать те группы мышц, которые устают после выполнения определенных упражнений. Полезно выполнять различные упражнения плавно, пластично, как будто движения выполняются в воде; с определенной степенью напряженности или расслабленности.

5. Развитие «тонкой (мелкой) моторики» манипулятивных действий.

- Игры и упражнения для пальцев рук («пальчиковые игры»): сведение, разведение, манипулирование мелкими предметами в соответствии с определенными образцами или правилами.

- Игры и упражнения с использованием стандартного и нестандартного оборудования для развития мелкой моторики:

конструктор, мозаика, предметы домашнего обихода (нитки, пуговицы, палочки, всевозможные мелкие предметы).

6. Умение осознавать выполняемые действия.

Учитывая закономерности функционального включения речи в процессы развития высших психических функций человека, укажем самые общие правила, которых необходимо придерживаться при формировании осознанности конкретных двигательных умений у детей дошкольного (и младшего школьного) возраста:

а) При овладении новыми двигательными умениями по возможности обеспечить проговаривание последовательности правильного выполнения действий и основные ориентиры, на которые ребенку следует обратить внимание. При этом:

- дать ребенку правильные образцы выполнения действий и их речевого описания;

- выполнять такие действия вместе с ребенком, включая проговаривание последовательности их выполнения;

- поддерживать и поощрять ребенка за попытки самостоятельного проговари-вания последовательности выполняемых действий.

б) Постепенно обеспечивать переход ребенка к самостоятельному выполнению тех действий, которые он выполняет правильно и без ошибок только в соответствии с речевой инструкцией взрослого (без наглядного образца):

- добиваться самостоятельного выполнения действий ребенком по вашим речевым указаниям;

- постепенно сокращать внешнюю практическую ориентировку на образец выполняемого действия, замещая ее совместной предварительной речевой ориентировкой;

- перед выполнением действий предлагать ребенку проговаривать их последовательность и возможный результат.

в) Включать в занятия выполнение упражнений в соответствии с речевыми указаниями со стороны ребенка - ребенок

организует с помощью речи выполнение действия другими детьми или взрослыми.

г) Переходить к применению усвоенных речевых способов организации действий по отношению к новым упражнениям.

7. Умение выполнять последовательности действий в соответствии с речевой инструкцией и самостоятельно намеченным планом.

При формировании таких умений полезно соблюдать следующую последовательность:

- при выполнении последовательностей двигательных действий по возможности обеспечить проговаривание последовательности их выполнения и промежуточных результатов, а также указывать основные ориентиры, на которые ребенку надо обращать внимание;

- учить ребенка самостоятельно рассказывать о выполняемых последовательностях действий: а) после их выполнения; б) в процессе их выполнения;

- включать в занятия выполнение последовательностей действий в соответствии с речевыми указаниями со стороны ребенка - ребенок организует с помощью речи выполнение последовательностей действий другими детьми или взрослыми;

- переходить к применению усвоенных речевых способов организации аналогичных действий в новых предметных условиях и ситуациях.

Заключение

Таким образом, из приведенных в настоящем обзоре программ развития двигательных навыков дошкольников можно убедиться, что в развитие концепции H.A. Бернштейна открывается возможность постепенного формирования алгоритмов и выполнения сложных координированных мышечных движений и осмысленных действий, в том числе с подключением параллельного внешнего и внутреннего речевого контроля.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. -288 с.

2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. - Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 608 с.

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1. Психическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 2. Развитие произвольных движений. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.

5. Запорожец А.В. Психология действия. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2000. - 736 с.

6. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста: теоретические и методические материалы. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 160 с.

ON THE DEVELOPMENT OF MOTOR SKILLS AND ABILITIES IN THE PRESCHOOL YEARS

s.v. MALANOV Mari State University, Yoshkar-Ola

From the standpoint of the N.A. Bernstein's «theory of organization of human actions on the basis of sensory corrections» examined physiological patterns of motor development, which is useful to account for organization of interactions with preschoolers. Distinguished levels of sensory corrections, development and perfection of which lies at the heart of the motor and physical development of preschool children, as well as the impact on their mental development.

Keywords: motor skills and abilities, preschool children, sensory correction in the organization of movements and building operations, sensory-motor functional systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.