ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 376
И.А. Бучилова, В.Ф. Воробьев, Г.М. Галактионова, А. С. Куликова
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ
В данной статье рассматриваются особенности формирования целенаправленных движений, двигательной активности у детей в условиях сенсорной депривации. Анализируются экспериментальные данные, полученные в ходе изучения физической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в сравнении с детьми без нарушений в развитии.
Целенаправленные движения, двигательная активность, дети старшего дошкольного возраста, нарушения зрения, сенсорная депривация.
The article considers the features of formation of purposeful movements, children's motor activity in conditions of sensory deprivation. Experimental data obtained in the study of physical readiness of senior preschool children with visual impairment for school education compared with children without disabilities in their development are analyzed in the paper.
Purposeful movements, motor activity, senior preschool children, visual impairment, sensory deprivation.
Недоразвитие органов слуха или зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата вызывают искажение функционирования важнейших источников информации, что обусловливает отставание развития ребенка как в психическом, так и в физическом плане. Степень выраженности отставания в значительной мере зависит от тяжести и времени возникновения сенсорных нарушений, а также от своевременности и качества оказания специальной коррек-ционно-педагогической помощи.
В исследованиях Н.А. Бернштейна, Н.П. Вайзма-на, Т.А. Власовой, М.В. Жигоревой, И.Ю. Левченко, М.С. Певзнер, О.Г. Приходько, Л.М Шипицыной и других показана определяющая роль сенсорной двигательной системы в регуляции любого вида деятельности человека, благодаря ее тесному взаимодействию с другими сенсорными системами. Нарушение деятельности одной из сенсорных систем неизбежно оказывает негативное влияние на другие [2], [3], [4], [5], [10], [11], [15].
Влияние сенсорных дефектов на формирование целенаправленных движений, в том числе у детей с нарушениями зрения, изучались многими исследователями: Л.П. Григорьевой, В.П. Ермаковым, М.И. Земцовой, Н.Г. Морозовой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой [6], [9], [13]. Данные нарушения тормозят развитие двигательных навыков и умений, пространственной ориентировки и определяют малую моторную активность ребенка, общую его медлительность. Такие дети, как указывает Н.Д. Шматко [14], часто пытаются «скрыть» или отрицать дефект, если о нем узнают окружающие. Они чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно.
У детей с нарушениями зрения четко прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, которые лежат в основе бытовых, двигательных навыков и умений
человека. На занятиях физическими упражнениями у таких детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал [6], [13].
Несмотря на имеющиеся работы, проблема физического развития детей с нарушениями зрения еще не до конца изучена и требует более детального и полного рассмотрения. В связи с этим целью нашего исследования является изучение особенностей физического развития и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и разработка методических рекомендаций по формированию физической готовности данной категории детей к школе.
Исследование проходило на базе МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад IV вида № 58» и на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 73». Нами было обследовано 10 детей с нарушениями зрения (с амб-лиопией и косоглазием) и 10 детей без нарушений зрения.
В ходе констатирующего эксперимента нами использовались следующие методики:
1. Бег на дистанцию 30 метров (быстрота).
2. Прыжок в длину с места (скоростно-силовые качества).
3. Бросок набивного мяча (скоростно-силовые качества).
4. Наклон туловища вперед на гимнастической скамейке (гибкость).
5. Бег на 10 м между предметами (ловкость).
6. Удержание равновесия на одной ноге (статическое равновесие).
7. Отбитие мяча не сходя с места (координация движения) (автор методик: С.С. Прищепа) [12].
8. Теппинг-тест на определение уровня зрелости нервных процессов (разработан Е.П. Ильиным).
9. Аппаратная методика «Миография» фирмы «Нейрософт» на определение работы и активности мышц (методика Л.И. Герасимовой, Р.М. Городниче-ва) [7], [8].
При выполнении данных методик учитываются количественные (время выполнения, скорость) и качественные показатели физической подготовленности (табл. 1).
Таблица 1
Количественные показатели физической подготовленности детей 6-го года жизни
Высокий уровень - правильно выполнены все элементы техники упражнения.
Средний уровень - ребенок справляется с большинством элементов техники упражнения.
Низкий уровень - наличие значительных ошибок при выполнении упражнения.
Перейдем к анализу результатов констатирующего эксперимента. Отдельно остановимся на анализе данных, полученных с помощью аппаратной методики «Миография» фирмы «Нейрософт». Миография - регистрация сокращений мышц с помощью специального прибора - миографа. Миография позволяет измерить скорость прохождения нервного
импульса по нервным волокнам. Миография позволяет оценить функциональное состояние мышечной ткани, а именно: способность мышц сокращаться в ответ на электрический импульс. Детям предлагалось выполнить следующие упражнения:
1. Упражнение «Пальчики здороваются» -большой и средний палец - слабо.
2. Упражнение «Пальчики здороваются» -большой и средний палец - сильно.
3. Упражнение «Пальчики здороваются» - все пальцы - слабо.
4. Упражнение «Пальчики здороваются» - все пальцы - сильно.
5. Удержи карандаш легко.
6. Сожми карандаш сильно.
7. Нарисуй тонкую, слабую линию.
8. Нарисуй жирную линию.
9. Нарисуй волнистую линию.
10. Нарисуй ломаную линию.
Высокий уровень - ребенок быстро ориентируется по инструкции, правильно выполняет все задания, умеет регулировать мышечное напряжение. Средний уровень - ребенок быстро ориентируется по инструкции, умеет регулировать мышечное напряжение, но некоторые задания вызывают затруднения. Низкий уровень - большинство заданий вызывают затруднения, дети не умеют регулировать мышечное напряжение.
На рис. 1 и 2 отражены типичные результаты методики «Миография» в сравнении у ребенка без нарушений зрения (рис. 1) и у ребенка с нарушениями зрения (рис. 2).
а им мо ж да ко й» ж юс ею и и и У М
'.,_ч___.' . . ' .____________' '__
Рис. 1. Результаты по методике «Миография» у ребенка с нормальным развитием
Показатели Пол Уровни ( шзического развития
Низкий Средний Высокий
Бег на 30 м (с) М 9,0 - 8,5 8,4 - 7,6 7,5 - 7,3
Д 9,3 - 9,0 8,9 - 7,7 7,6 - 7,4
Прыжок в длину с места М 85,8 -86,2 86,3 -108,7 108,8 -109,2
(см) Д 77,0 - 77,7 - 99,7 -
77,6 99,6 100,0
Бросок набив-
ного мяча двумя руками М 209 - 220 221 - 303 304 - 309
из-за головы
и.п. стоя (см) Д 146 - 155 156 - 256 257 - 262
Наклон туло-
вища вперед на гимнасти- М -2 - 2 3 - 6 7 - 9
ческой ска-
мейке (см) Д -1 - 3 4 - 8 5 - 10
Бег на 10 м между предметами (с) М 5,8 - 5,1 5,0 - 1,5 1,4 - 1,0
Д 6,7 - 6,1 6,0 - 5,0 4,9 - 4,1
Отбитие мяча не сходя с М 25 - 30 31 - 35 36 - 40
места (количество раз)
Д 25 - 30 31 - 35 36 - 40
Удержание М 20 - 39 40 - 60 62 - 70
одной ноге (с) Д 30 - 49 50 - 60 62 - 70
Таблица 3
• Общие результаты физической готовности
'"'"к школьному обучению (%)
Уровень физического развития Дети с нормальным развитием Дети с нарушенным зрением Статистические различия
Высокий уровень 80 10 Ф= 3,45 различия значимы при р<0,01
Средний уровень 20 50 Ф= 1,44 различия не выявлены
;—г—;—г—;—:—:—:—:—, , ,—-:—■>-- , 1 , ................... Ч........ Низкий уровень - 40 Ф = 3,07 различия значимы при р<0,01
Рис. 2. Результаты по методике «Миография» у ребенка с нарушениями зрения
Из данных рисунков мы видим, что у дошкольника с нарушениями зрения работа мышц при покое и при действиях практически одинакова, т. е. он не умеет регулировать свою мышечную активность. Дети же с нормальным развитием умеют управлять работой мышц, регулировать мышечную активность. Общие результаты по данной методике представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень сформированности регуляции
мышечной активности по результатам методики «Миография»
Уровень сформи-рованно-сти регуляции мышечной активности Количество испытуемых (%) Примечание
Дети с нормальным развитием Дети с нарушенным зрением
Высокий уровень 66,7 % - Быстро ориентируются по инструкции, умеют регулировать мышечное напряжение
Средний уровень 33,3 % 50 Некоторые задания вызывают затруднения
Низкий уровень - 50 Не умеют регулировать мышечное напряжение; большинство заданий вызывают затруднения
Обобщенные результаты по всем методикам представлены в табл. 3.
Анализ результатов по проведенным методикам показал, что большинство детей с нарушениями зрения имеют средний и низкий уровни физической готовности к школьному обучению. Статистически значимые различия с помощью углового преобразования Фишера выявлены по высокому и низкому уровням по сравнению с детьми без зрительных нарушений.
У детей с низким уровнем сформированности физической подготовленности при выполнении упражнений наблюдается большое мышечное напряжение, голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп неравномерный, из-за нарушения равновесия и координации они вынуждены останавливаться и при этом теряется направление. У детей со средним уровнем физической готовности отмечается отставание лишь в некоторых показателях. Например, при беге на дистанцию 30 м можно отметить отставание лишь в одном качественном показателе: туловище слишком наклонено вниз, голова опущена вниз. Высокая физическая подготовленность предполагает наличие показателей выше средних по всем методикам. Дети энергично двигаются, соблюдается прямолинейность и ритмичность выполнения упражнений.
По мнению большинства известных специали-стов-дефектологов (И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюко-вой, Л.И. Солнцевой, Е.А. Стребелевой, Н.Д. Шмат-ко и др.), успешное освоение учебного материала детьми с сенсорными нарушениями проходит эффективнее в условиях специально организованного (коррекционного) обучения, предполагающего комплексный психолого-педагогический подход, а также профессионально организованную деятельность по физическому воспитанию дошкольников. Это все доказывает необходимость дальнейшего развития исследований в создании, совершенствовании и внедрении в образовательный процесс новых педагогических технологий с опорой на сохранные чувства восприятия детей с сенсорными нарушениями в развитии. Среди современных технологий, направленных на формирование двигательной сферы, можно
указать систему целостного движения в авторстве Н.Г. Андреевой [1]. В основе метода лежит специально разработанный комплекс сложно-координированных движений в разных плоскостях с использованием метода пограничных нагрузок. «Система целостного движения» помогает осознать собственное тело, соединить его в единый динамический комплекс и получить доступ к внутренним резервам организма. В конечном итоге «Система целостного движения» направлена на устранение внутренних конфликтов, восстановление целостности человека, достижение единства и гармонии сознания и бессознательного, психической и социальной жизни. Человек становится способным сохранять устойчивость и душевную гармонию, грацию и пластичность даже в неблагоприятных, стрессовых ситуациях. На наш взгляд, данную систему целесообразно адаптировать для детей с сенсорными нарушениями.
Литература
1. Андреева, Н.Г. Целительное движение. Пружинная сила / Н.Г. Андреева. - СПб., 2002.
2. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н.А. Берн-штейн; под ред. В.П. Зинченко. - М. ; Воронеж, 2008.
3. Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. - М., 1997.
4. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения / А.А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э.И. Леон-гард. - М., 1972.
5. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973.
6. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / науч. ред. доц. В.А. Феоктистова. - М., 1993.
7. Герасимова, Л.И. Возрастные особенности турн-амплитудных характеристик электромиограммы при дозированном изометрическом сокращении / [Л.И. Герасимова и др.] // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. - № 3. -С. 119 - 125.
8. Городничев, Р.М. Спортивная электронейромио-графия / Р.М. Городничев. - Великолукская гос. акад. физ. культуры. - В. Луки, 2005.
9. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М., 2000.
10. Жигорева, М.В. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями / М.В. Жигорева. - М., 2009.
11. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М., 2001.
12. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. - Ярославль, 2006.
13. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. - М., 2000.
14. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / [Е.А. Стребелева и др.]. - М., 2005.
15. Шипицына, Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / [Л.М. Шипицына и др.]. - СПб., 1995.
УДК 37.01
Л. О. Володина
К ПРОБЛЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Постановка проблемы педагогического проектирования автором статьи связывается с глобализацией, нивелирующей национальную безопасность, присущими ей стандартизацией и унификацией и проецирующей в силу ее управляемой составляющей необходимость научно-педагогического осмысления приоритетных ценностей семейного воспитания, отвечающих интересам семьи, общества, государства в современный и последующий период их исторического развития.
Педагогическое проектирование, ценности семейного воспитания, глобализация, необходимость педагогического проектирования ценностей семейного воспитания, концептуальные положения, ведущая идея.
The problem of pedagogical designing is associated by the author with the process of globalization negatively influencing the national security. This harmful impact may be explained by some distinctive features of globalization such as standardization and unification which lead because of its controllability to the necessity of pedagogical understanding and interpreting the priority values of family upbringing satisfying the needs of the family, the society and the state at present and in future.
Pedagogical designing, family upbringing values, globalization, necessity of pedagogical designing of family upbringing values, conceptual points, principal idea.
Тема проектирования в настоящее время становится центральной во многих педагогических исследованиях, что является закономерным отражением современных тенденций культурно-исторического процесса. Обращение к проектированию в педагогической науке обусловлено его направленностью на
обоснование и организацию такого рода деятельности в целостном решении педагогической задачи, которое имеет отдаленные социальные перспективы.
Актуализация вопроса педагогического проектирования в тексте статьи связана с потребностью научного осмысления проблемы ценностей семейного