Научная статья на тему 'Клинико-психологические особенности дошкольников с нарушениями зрения, интеллекта и аутистическими расстройствами'

Клинико-психологические особенности дошкольников с нарушениями зрения, интеллекта и аутистическими расстройствами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
822
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / COMPLEX DISORDERS IN DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN / THE BLIND AND THE VISUALLY IMPAIRED PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Краснова Екатерина Анатольевна

В статье актуализируется проблема организации и содержания сопровождения детей со сложными нарушениями в развитии в условиях дошкольной образовательной организации. Констатируется ежегодный рост численности детей этой категории и отмечается качественное разнообразие сложных вариантов отклоняющегося развития. Подчеркивается важность качественной и своевременной диагностики детей со сложными нарушениями в развитии как основы моделирования индивидуальных адаптированных программ. Представляется опыт реализации экспериментальной площадки на базе детского сада и представляются результаты комплексной диагностической работы в рамках экспериментального исследования. Даются характеристики двух групп дошкольников со сложными нарушениями в развитии на примере конкретных воспитанников. Анализируются их клинические проявления и изучаются особенности поведения, личности и общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольхина Елена Александровна, Краснова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clinical and psychological characteristics of preschool children with impaired vision, intellect and autism spectrum disorders

In the article raises a problem of organization and content of the accompanying of children with complex disabilities under conditions of pre-school educational organization. Stated annual increase in the number of children in this category and there is a high quality variety of sophisticated options of deviant development. Stresses the importance of qualitative and timely diagnosis of children with complex disabilities as the basis for modelling individual adapted programmes. It seems the experience of experimental platform based on kindergarten and presents the results of a comprehensive diagnostic work in the pilot study. Given the characteristics of the two groups of preschool children with complex disabilities on specific wards. Analysed their clinical manifestations and examines behavior, identity and communication.

Текст научной работы на тему «Клинико-психологические особенности дошкольников с нарушениями зрения, интеллекта и аутистическими расстройствами»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Дата публикации: 1.11.2017 № 5 (29). С. 61-65. УДК 159.9

Е.А.ОльхинА, Е.А.Краснова

Клинико-психологические особенности дошкольников с нарушениями зрения, интеллекта и аутистическими расстройствами

В статье актуализируется проблема организации и содержания сопровождения детей со сложными нарушениями в развитии в условиях дошкольной образовательной организации. Констатируется ежегодный рост численности детей этой категории и отмечается качественное разнообразие сложных вариантов отклоняющегося развития. Подчеркивается важность качественной и своевременной диагностики детей со сложными нарушениями в развитии как основы моделирования индивидуальных адаптированных программ. Представляется опыт реализации экспериментальной площадки на базе детского сада и представляются результаты комплексной диагностической работы в рамках экспериментального исследования. Даются характеристики двух групп дошкольников со сложными нарушениями в развитии на примере конкретных воспитанников. Анализируются их клинические проявления и изучаются особенности поведения, личности и общения.

Ключевые слова: сложные нарушения в развитии, дети дошкольного возраста, слепые и слабовидящие дошкольники

Perspectives of Science & Education. 2017. 5 (29)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-05/ Accepted: 1 August 2017 Published: 1 November 2017 No. 5 (29). pp. 61-65.

Clinical and psychological characteristics of preschool children with impaired vision, intellect and autism spectrum disorders

In the article raises a problem of organization and content of the accompanying of children with complex disabilities under conditions of pre-school educational organization. Stated annual increase in the number of children in this category and there is a high quality variety of sophisticated options of deviant development. Stresses the importance of qualitative and timely diagnosis of children with complex disabilities as the basis for modelling individual adapted programmes. It seems the experience of experimental platform based on kindergarten and presents the results of a comprehensive diagnostic work in the pilot study. Given the characteristics of the two groups of preschool children with complex disabilities on specific wards. Analysed their clinical manifestations and examines behavior, identity and communication.

Keywords: complex disorders in development, preschool children, the blind and the visually impaired preschoolers

E.A.OLKHiNA, E.A.Krasnov

анные статистики и экспериментальные исследования в области специальной педагогики и психологии свидетельствуют о ежегодном росте числа детей со сложными нарушениями в развитии. Данная тенденция обусловливает возрастающий интерес науки и практики к проблеме обучения, воспитания и развития этой категории детей. Не смотря на достаточное количество научно-методических исследований и практических наработок в этом направлении, остаются недостаточно изученными различные варианты сложных нарушений на определенных этапах онтогенеза. Нуждаются в детализации сведения о современном быстро меняющимся контингенте дошкольников, имеющих нарушения зрения и сопутствующие отклонения в развитии [1, 3, 7, 10].

Вступление в силу ФГОС дошкольного образования и федерального закона «Об образовании» декларирует необходимость индивидуализации образовательного процесса и моделирование индивидуального маршрута, особенно для детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения в развитии. Разработка адаптированных образовательных программ с учетом их особых образовательных потребностей является приоритетной задачей детского сада [2, 5, 8, 11].

Учитывая актуальность проблемы и ее весомую практическую значимость, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №93» г. Н. Новгорода принял решение стать экспериментальной площадкой по теме «Комплексное сопровождение детей со сложными нарушениями развития в условиях дошкольной образовательно организации» в рамках сотрудничества между учебно-методическим объединением по педагогическому образованию Нижегородской области на базе НГПУ им. К. Минина.

Научно=экспериментальная работа проводилась с 2013 по 2017 год и ключевым этапам ее реализации стало проектирование и внедрение комплексной программы диагностики воспитанников, имеющих сложные нарушения в развитии. По ее итогам была составлена развернутая клинико-психолого-педагогическая характеристика на каждого ребенка, определившая реперные точки составления программы сопровождения. Традиционно в программу вошли диагностические методики, адаптированные для детей с нарушениями зрения: структурированное наблюдение за ребенком в процессе обследования и различных видах деятельности, беседы с родителями и педагогами, сбор анамнестических данных и анализ документации, а также пакет диагностических методик.

В обследовании приняли участие 15 дошкольников, которые были условно разделены на две группы. Первую группу составили дети с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Во вторую группу были определены воспитанники с нарушениями зрения интеллек-

та и расстройствами аутистического спектра. В данной статье мы остановимся на клинико-пси-хологической характеристике последней группы испытуемых и представим конкретные примеры. При этом подчеркнем, что наличие официального диагноза F-84 не всегда подтверждается результатами диагностики. Часто специфические проявления поведения дошкольника с глубокими нарушениями зрения оцениваются как аути-стические проявления.

Жени П, возраст 4.3 год на момент проведения диагностики. Данные анамнестического анализа и беседа с родителями позволяют установить, что ребенок от первой беременности, маловесный - 1000 г., анемия тяжелой степени. Родители здоровы, наследственных патологий нет. Медицинское обследование констатирует неврологический статус в виде органического поражения ЦНС; ЗПР Офтальмологический диагноз обозначен как ретинопатия недоношенных V степени; слепота, диагноз психиатра - F84. Отсутствуют жевательные и глотательные рефлексы, ест несамостоятельно и только кашеобразную пищу.

Данные педагогического наблюдения в процессе диагностики и свободной и организованной деятельности свидетельствуют, что, Женя П. не вступает в контакт с педагогами и детьми. Характерными особенностями поведения ребенка является частые немотивированные смены настроения с преобладанием истерических проявлений, особенно в ситуации смены привычной обстановки или деятельности. На фоне крайне низкой активности наблюдаются различные стереотипии - трясет руками, раскачивается, повторяет одну и ту же фразу за педагогами или детьми.

Ребенок часто застревает на определенной ситуации и его трудно отвлечь и переключить на другой вид деятельности. Основным механизмом переключения служит понравившаяся в данный момент игрушка или предмет. В его отсутствие Женя кричит. Из бесед с родителями и педагогами, а также по итогам наблюдения за мальчиком в детском саду зарегистрировано отсутствие навыков самообслуживания. Наибольшие трудности в повседневной жизни воспитанник испытывает при посещении туалета, не может обозначить свое желание и выполнить необходимые действия самостоятельно.

Наблюдение за дошкольником в процессе обследования показывает, что на эту ситуацию ребенок реагирует индифферентно, инструкцию педагога по выполнению заданий не понимает и не принимает. Осложняло диагностическую процедуру отсутствие у Жени прослеживающих движений глаз и фиксации взора даже на больших и ярких предметах.

Ключевые позиции в характеристике ребенка с нарушениями зрения занимает анализ сфор-мированности навыков пространственной ори-

ентировки. Было установлено, что воспитанник не ориентируется относительно себя и в схеме собственного тела и не находит предметы относительно себя. Не может определить свое местоположение относительно предмета даже при наличии развернутой инструкции и обучающей помощи. По знакомой территории передвигается медленно, предпочитает стоять на месте и раскачивается. Невладение навыками ориентировки в пространстве на доступном для детей этого возраста уровне обусловлено низким уровнем развития психических и компенсаторных процессов.

При сохранном слухе у ребенка отмечается недостатки слухового восприятия, внимания и памяти. Результаты адаптированных методик «Где звенит колокольчик?»; «Громко-тихо»; «Запомни слова и повтори» показали, что Женя может локализовать звук и двигаться в его направлении, но отразить в речи свои действия не может. Ребенок бурно реагирует только на громкие звуки, которые вызывают у него негативную эмоциональную реакцию. Он закрывает уши, раскачивается и кричит. Хорошо развита механическая слуховая память: запоминает ряд слов, фраз, словосочетаний, отрывки песен и сказок, которые воспроизводит не осмысленно и не уместно.

Изучение тактильного восприятия, внимания, памяти показало, что, Женя не определяет предмет на ощупь, не называет его и не выделяет его части. Предметная деятельность сформирована на уровне манипулятивных действий. Ребенок с интересом ощупывает поверхности различной текстуры и длительно «застревает» на понравившемся ему предмете. При этом он не описывает характер поверхностей, лишь стереотипно повторяет за педагогом слово-описание.

По медицинским показаниям Женя имеет V группу здоровья. В ходе педагогического наблюдения были выявлены следующие двигательные особенности: при мышечном гипотонусе движения у ребенка замедлены и раскоординированы. Анализ особенностей речемыслительной деятельности показал, что на фоне несформирован-ности мыслительных операций, отмечается низкая мотивация и самоконтроль. На обращенную речь реагирует только в обиходных ситуациях, связанных с приемом пиши. В том случае, когда воспитатель завет его в столовую, ребенок начинает двигаться на голос и повторять последние слова педагога. Речью для общения или удовлетворения личных потребностей не пользуется. Она проявляется в виде повторения отдельных, не связанных с речевой ситуацией слов и звуко-комплексов.

Юля поступила в МБДОУ и прошла диагностическое обследование в возрасте 4,5 лет. В ходе сбора анамнестических данных, из беседы с опекуном выяснилось, что ребенок от 6 беременности, недоношенность I степени, маловесная. Раннее развитие с задержкой: ходить начала в 2

г. 6 месяцев, первые слова произнесла в 1,5 года. Данные медицинского обследования констатируют неврологический статус: резидуально-ор-ганическое поражение ЦНС; синдром гиппервоз-будимости; ЗПР. Офтальмологический диагноз определяется как: паралитическое сходящееся косоглазие; гиперметропия средней обоих глаз; OD-0,6; OS-0,7 Психиатрический диагноз выставлен F84.

В ходе педагогического наблюдения в различных видах деятельности установлено, что Юля легко вступает в контакт с педагогами и детьми. В общении проявляет инициативу и может попросить о помощи. Умеет обращаться к взрослым по имени отчеству. В повседневной жизни детского коллектива девочка, в основном демонстрирует спокойное и адекватное поведение преимущественно находясь в одиночестве. Она предпочитает играть одна в настольные игры (пазлы, мозаика) и партнёра по играм не ищет. Проявляет избирательность в контактах и предпочитает играть с понравившимся ей взрослым. При попытке детей или педагогов изменить ситуацию, которая перестает укладываться в привычные рамки для ребенка, Юля проявляет вспышки гнева и агрессии. Преобладающий эмоциональный фон настроения ровный, при этом могут наблюдаться непродолжительные состояния эйфории. Они проявляются в громком и продолжительном смехе с навязчивыми стереотипными движениями в виде раскачиваний и подпрыгиваний на стуле и пр.

Подгрупповые занятия для Юли представляют определенные трудности, связанные с повышенной отвлекаемостью, низкой концентрацией внимания и быстрой утомляемостью. Целенаправленная познавательная деятельность снижена. Интерес к познанию окружающей действительности и любознательность воспитанница не проявляет. Затрудняет усвоение программного материала частичное понимание ребенком инструкции педагога. Даже после обучающей помощи и наводящих вопросов Юля вместо ответа повторяет фразу за педагогом. Только после многократных повторений ребенок приступает к выполнению заданий. Резкое снижение познавательных возможностей ребенка отмечаются при восприятии контурных, силуэтных, перечеркнутых и зашумленных изображений даже в том случае, если они хорошо известны Юле.

Анализ особенностей усвоения воспитанницей образовательной программы свидетельствует о том, что она знает основные цвета, дифференцирует предметы по величине, но знакома не со всеми геометрическими формами. Имеет первоначальные представления о себе, собственном имени, своих родных и семье. Владеет основными навыками самообслуживания одевания и раздевания.

Юля осуществляет зрительный анализ и синтез предмета и предметных изображений, на-

зывает и показывает части предмета; собирает простейшие разрезные картинки из 2-3 частей. Однако при воспроизведении серии изображений испытывает трудности и из предложенных 4 картинок называет только 1, редко 2. Значительные сложности у Юли обнаруживаются и при запоминании несвязанных по смыслу слов, а также слогов.

Изучение мыслительных операций дает основание утверждать, что Юля не обобщает предметы в группу по единому признаку и не вычленяет предмет в методике четвертых лишний. Воспитанница может назвать все предметы и действия на картинке, но установить причинно-следственные связи между ними затрудняется. При объяснении ребенок пользуется простой фразой, предложно-падежные конструкции в речи почти не использует. Рассказ по картинке не составляет, ограничиваясь только перечислением предметов или повторением фраз за педагогом. Согласно данным логопедического обследования речь Юли неразборчивая при наличии слабой артикуляционной моторики. Голос слабый и не-модулированный. Обращенную речь понимает и адекватно отвечает на несложные вопросы. Словарный запас в пределах обихода.

В процессе диагностики было установлено, что Юля фиксирует взгляд на предмете и умеет выполнять прослеживающие движение глаз. Изучение навыков ориентировки в пространстве показывает сложности в определении ребенком правой и левой стороны, в неумении находить предметы относительно себя и отсутствии ориентировки относительно предмета по инструкции. При этом обладает ориентировочными умениями по схеме собственного тела: показывает и

находит части тела на себе и на кукле. В процессе ориентирования дошкольница использует сохранный слух, ориентируется на звук и указывает направление звучания, при этом в речи его не обозначает. Может определить громкость звука и воспроизвести его тихо или громко.

При предъявлении методик на изучение тактильного восприятия было установлено, что воспитанница определяет предмет на ощупь и выделяет его части. Может описать только характер контрастных поверхностей предметов. Отмечается интерес к ощупыванию различной текстуры поверхности. Во многом сложности с определением характера поверхностей связаны с недостаточно развитыми навыками осязательного обследования и недостатками мелкой моторики. На фоне общего мышечного гипотонуса у девочки выявило не полное раскрытие мизинцев и трудности в координации движений пальцев рук. Она с трудом воспроизводит простейшие фигуры пальцами, но вместе с тем достаточно хорошо справляется с заданиями на «пинцетные движения» с мелкими предметами, застегиваем молнии и пр. Общая моторика характеризуется недостаточной скоординированностью, аритмичностью и замедленностью движений

Таким образом, проведенное комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование подтвердило целесообразность разработки и внедрения индивидуальных адаптированных образовательных программ для данной категории воспитанников с учетом особых образовательных потребностей и потенциальных возможностей дошкольников со сложными нарушениями в развитии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акшонина А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А. Я. Акшонина Г.В. Васина. - М. : Логос, 2008. - 201 с.

2. Баряева Л. Б. Особенности работы с детьми с грубым множественным дефектом развития / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова // Программа элективных курсов по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами интеллектуального развития. - СПб., 1999. - С. 29-36.

3. Басилова, Т. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития : пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. - М. : Просвещение, 2008. - 111 с.

4. Дети с множественными нарушениями развития : учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой. - СПб. : НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.- 329 с.

5. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь / М. В. Жигорева.

- М. : Академия, 2006. - 240 с.

6. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: Диагностика и сопровождение.

— М.: Национальный книжный центр, 2016. — 208 с

7. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. -М.: РАОИКП, 1999. - 231 с.

8. Ростомашвили, Л. Н. Комплексная диагностика развития детей со сложными нарушениями : учебное пособие / Л. Н. Ростомашвили, А. О. Иванов ; под ред. Л. М. Шипицыной ; НОУ «Институт специальной педагогики и психологии». - СПб. : [б.и.], 2012. - 158 с.

9. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. - М. : Полиграф-сервис, 2000. - 249 с.

10. Сошникова Н.Г. Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения в развитии: исторические аспекты исследования сложного дефекта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Г. Сошникова. -Челябинск.: РЕКПОЛ, 2012. 150 с.

11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Information about the authors

Olkhina Elena Aleksandrovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Cand. psychol. Sci. Associate Professor, FGBOU VO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin E-mail: olkhina.e@yandex.ru

Krasnova Ekaterina Anatolievna

(Russia, Nizhny Novgorod) Teacher-defectologist МBDОU "Kindergarten № 93" of Nizhny Novgorod E-mail: baklan4ik@list.ru

Информация об авторах Ольхина Елена Александровна

(Россия, Нижний Новгород) Канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» E-mail: olkhina.e@yandex.ru

Краснова Екатерина Анатольевна

(Россия, Нижний Новгород) Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №93» г. Н. Новгорода E-mail: baklan4ik@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.