Научная статья на тему 'Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города'

Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ДЕТИ С ДЕФЕКТАМИ СТОПЫ / ДИСПРАКСИЯ / МИОГРАФИЯ / МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / DYSPRAXIA / MOTOR DEVELOPMENT / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / CHILDREN WITH FOOT DEFECTS / MYOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев Владислав Федорович, Иванов Антон Валерьевич, Леханова Ольга Леонидовна

В статье рассмотрена проблема взаимодействия мышц кисти, предплечий и плеча при выполнении упражнений детьми с нарушениями в развитии. Мальчики с дефектами стоп проявляют индивидуальные различия в характере и качестве регуляции межмышечного взаимодействия мышц кисти и предплечья. Бицепс у детей с нарушениями речи при выполнении заданий в большей мере работает как при сгибании руки, так и при её разгибании, выполняя соответственно преодолевающую и уступающую работу. Трицепс у детей с нарушениями речи недостаточно активен. Результаты мальчиков с дефектами стоп и нарушениями речи показывают, что уровень межмышечного взаимодействия можно рассматривать как показатель здоровья детей. Авторы указывают на необходимость использования инструментальных методов для оценки развития моторики, причем наряду с оценкой общей и мелкой моторики необходимо оценивать особенности межмышечного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев Владислав Федорович, Иванов Антон Валерьевич, Леханова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города»

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

ART 172002 УДК 159.91:574.24

Воробьев Владислав Федорович,

кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методики фи зической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Череповецкий государствен ный университет», г. Череповец vovofo@vail.ru

Иванов Антон Валерьевич,

магистрант кафедры теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец memphis2@yandex.ru

Леханова Ольга Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец lehanovao@mail.ru

Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города*

Аннотация. В статье рассмотрена проблема взаимодействия мышц кисти, предплечий и плеча при выполнении упражнений детьми с нарушениями в развитии. Мальчики с дефектами стоп проявляют индивидуальные различия в характере и качестве регуляции межмышечного взаимодействия мышц кисти и предплечья. Бицепс у детей с нарушениями речи при выполнении заданий в большей мере работает как при сгибании руки, так и при её разгибании, выполняя соответственно преодолевающую и уступающую работу. Трицепс у детей с нарушениями речи недостаточно активен. Результаты мальчиков с дефектами стоп и нарушениями речи показывают, что уровень межмышечного взаимодействия можно рассматривать как показатель здоровья детей. Авторы указывают на необходимость использования инструментальных методов для оценки развития моторики, причем наряду с оценкой общей и мелкой моторики необходимо оценивать особенности межмышечного взаимодействия.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, дети с дефектами стопы, диспрак-сия, миография, моторное развитие.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Череповец - крупный индустриальный центр Европейского Севера. Несмотря на реализацию городской целевой программы «Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий, на 2004 -2015 гг.», в атмосфере Череповца отмечается превышение гигиенических нормативов, установленных для ряда веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Ранее установлено угнетающее воздействие длительного химического загрязнения атмосферного воздуха на процессы развития детей и юношества [1, 2]. Нами выявлено отставание в физическом развитии детей дошкольного и

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-35001.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

младшего школьного возраста, проживающих в Череповце [3, 4]. В таких условиях развитие двигательной сферы детей с нарушениями в развитии будет осложнено. Ранее показано, что экологическое неблагополучие района проживания играет существенную роль в возникновении проблем в развитии ребенка, в частности проблемы наличия неклинических форм дефицитарности становления высших психических функций у младших школьников [5].

При очевидных нехватках временных ресурсов возможности любой образовательной программы ограничены. Поэтому необходимость укрепления соматического здоровья и повышение функциональной подготовленности могут привести к недостаточному освоению межмышечных координаций, что у детей с нарушениями в развитии может привести к нарушениям уровня тонуса и появлению мышечных зажимов [6]. Кроме того, необходимо учитывать необходимость в развитии кинестетического, динамического, графического и пространственного праксиса [7, 8]. Выявлена необходимость совместной работы дефектолога и реабилитолога в оценке и исследовании мелокинетического, идеомоторного идеаторного и конструктивного праксиса [9]. У детей с нарушениями зрения при использовании инструментального метода диагностики - интерференционной миографии - выявлен недостаточный уровень умения управлять мышцами в уровне тонуса [10]. Эти нарушения нельзя отнести ни к мелкой, ни к общей моторике. Нами установлено, что даже у девушек, активно занимающихся спортом, можно обнаружить дефицитарность трицепса [11]. Поэтому целью нашего исследования было выявление особенностей межмышечного взаимодействия мышц предплечья и плеча при выполнении простых двигательных заданий у детей с нарушениями в развитии.

Методы и организация исследований Исследование межмышечного взаимодействия у шести мальчиков 5-6 лет с дефектами стоп проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 122» в Череповце. На базе МБДОУ «Детский сад № 46» (комбинированного вида) Череповца проводилось обследование шести мальчиков в возрасте 6-7 лет с речевыми нарушениями. Родители детей с дефектами стоп и нарушениями речи дали информированное согласие на их участие в обследовании.

Оценка суммарной биоэлектрической активности (СБА) бицепса и трицепса правой руки при различных режимах работы мышц проводилась у дошкольников с нарушением зрения. А у мальчиков с дефектами стоп проводилась оценка СБА разгибателя пальцев и короткой мышцы, отводящей большой палец. Эти мышцы, так же как и исследуемые мышцы плеча, располагаются непосредственно под кожей, ближе к латеральному краю тыльной поверхности предплечья и в области возвышения большого пальца. Такое расположение позволяет легко оценить амплитуду и продолжительность СБА, что осуществлялось с помощью электромиографа «Нейро-МВП-Микро» ООО Нейрософт в соответствии с традиционной методикой поверхностной миографии [12].

Результаты и обсуждение Небольшой объем выборок не позволяет выявить взаимосвязь нарушений межмышечной координации и тяжести нарушений в развитии. Тем не менее анализ вариантов выполнения заданий мальчиками показывает наличие индивидуальных особенностей в регуляции работы мышц.

У мальчиков с дефектами стоп при выполнении пробы «пальчики здороваются легко» наблюдается активация короткой мышцы, отводящей большой палец кисти, что проявляется в СБА в диапазоне от 113 мкВ до 237мкВ. При выполнении подобной пробы при контакте всех пальцев кисти СБА изменяется от 144 мкВ до 657 мкВ. Изменения биоэлектрической активности носят индивидуальный характер. У шестого мальчика измене-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

ния биоэлектрической активности было от 237 до 298 мкВ, тогда как у четвертого мальчика зафиксировано почти 4-кратное увеличение СБА от 177 до 657 мкВ. При выполнении этих двух заданий активность разгибателя пальцев у шести мальчиков отличалась. При первом задании у трех мальчиков мышца проявляла эпизодическую активность, тогда как у трех других дошкольников СБА изменялась от 130 до 167 мкВ. При взаимодействии всех пальцев СБА разгибателя пальцев у четвертого и шестого мальчиков изменялась сходно с активацией короткой мышцы. У первого мальчика изменения активности мышцы фактически не происходило: СБА изменялась от 163 мкВ до 167 мкВ.

При выполнении детьми задания «пальчики здороваются сильно» наблюдалась противоположная тенденция у четвертого-шестого мальчиков. Короткая мышца, отводящая большой палец кисти, и разгибатель пальцев были более активны при взаимодействии мизинца и большого пальца по сравнению с активностью при взаимодействии пяти пальцев.

При выполнении заданий с карандашом также отмечены большие индивидуальные различия. При выполнении задания «удерживать карандаш легко» у первого-третьего мальчиков отмечается лишь эпизодическая активность разгибателя пальцев. При выполнении этого задания у второго мальчика не активна мышца, отводящая большой палец кисти, а у четвертого она недостаточно активна. При попытке максимально сильно удерживать карандаш меньшая активность мышц зафиксирована у второго и четвертого мальчиков, а наибольшая - у шестого. СБА мышцы, отводящей большой палец кисти, и разгибателя пальцев составила у второго и шестого мальчиков соответственно 332мкВ и 176 мкВ, 546 мкВ и 447 мкВ. Заметны различия в активности мышц у мальчиков при проведении прямой линии с нажимом (рис. 1). Противоположное взаимодействие мышц отмечается у второго и пятого мальчиков.

Рис. 1. Биоэлектрическая активность разгибателя пальцев (сверху) и короткой мышцы, отводящей большой палец (снизу), мальчиков с дефектами стоп при сжимании карандаша (верхний ряд) и при проведении прямой линии с нажимом (нижний ряд)

Сравнивая результаты выполнения двух заданий, представленных на рис. 1, можно заметить тенденцию: мальчики, способные в большей степени произвольно активировать мышцы, показывают их большую биоэлектрическую активность при выполнении учебного задания. При выполнении заданий провести линию легко; проводя зигзагообразную линию первый, второй, пятый и шестой мальчики активируют обе исследуемые мышцы. третий и четвертый мальчики при выполнении этих заданий одну

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

из мышц активируют эпизодически. При проведении волнистой линии дошкольники активируют обе мышцы.

Результаты обследования дошкольников показывают, что внешне сходные результаты могут быть достигнуты при различной активности мышц и низкая биоэлектрическая активность одной мышцы может сопровождаться высокой активностью другой мышцы. Необходимо подчеркнуть, что мышцы-разгибатели должны принимать активное участие в целостном акте для обеспечения его результативного выполнения. Поэтому низкая активность мышцы в одном случае будет свидетельствовать об эко-номизации функций, а в другом - о её дефицитарности.

Нарушения речи связаны с нарушениями протекания процессов возбуждения и торможения во взаимозависимых центрах ЦНС, поэтому можно предположить наличие проблем и при выполнении простых двигательных заданий. Дети, имеющие речевые нарушения, показали уровень развития точности движений ниже, чем дети с нормальным речевым развитием. У них страдала переключаемость движений, скорость и точность выполнения двигательных заданий.

Нами более подробно проанализированы индивидуальные особенности взаимодействия мышц-антагонистов плеча при выполнении целенаправленных движений. При сгибании руки без груза СБА бицепса изменяется от 131 мкВ до266 мкВ. Активность трицепса отсутствует у одного мальчика, у четырех выявлена эпизодическая активность трицепса, а у 6-го мальчика СБА равна 169 мкВ. При сгибании руки с гантелей 0,5 кг СБА бицепса изменяется от 101 мкВ до 274 мкВ. У трех мальчиков трицепс не был активен, у остальных его СБА изменялась от 118 до 157 мкВ. При сгибании руки с гантелей 1 кг СБА бицепса изменяется от 180 мкВ до 378 мкВ. У одного мальчика трицепс не активен, у остальных его активность изменяется от 50 мкВ до 292 мкВ. Зависимость биоэлектрической активности от массы груза еще не линейна, но трицепс подключается к выполнению действия. При разгибании руки трицепс чаще не активен. Наглядно это видно на рис. 2.

Рис. 2. Биоэлектрическая активность бицепса (сверху) и трицепса (снизу) шести мальчиков с нарушением зрения при разгибании руки в локте с гантелей массой 1 кг (1-й ряд) и при разгибании руки с максимальным произвольным напряжением (2-й ряд)

На фрагментах миограмм, представленных во 2-м ряду (см. рис. 2), хорошо заметно, что мальчики могут активировать трицепсы при разгибании руки с максимальным произвольным напряжением. Но при разгибании руки с гантелей массой 1 кг (см.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

рис. 2, первый ряд) только второй мальчик задействует трицепс, а третий-шестой дошкольники выполняют это задание только за счет уступающей работы бицепса. У детей с нарушениями речи нами не зафиксировано заметной работы трицепса при медленном разгибании руки. Тем не менее при быстром разгибании руки только третий и пятый мальчики не задействуют трицепс, а у остальных дошкольников зафиксирована СБА этой мышцы в диапазоне от 96 мкВ до 203 мкВ.

Результаты обследования мальчиков с нарушениями речи показывают, что дети могут осуществлять разгибания в локте, выполняя разные задания, за счет только работы бицепса. Тем не менее дети в шесть лет способны активировать обе эти мышцы, что позволяет отнести дефицитарность трицепса у третьего и пятого мальчика к дис-праксии. При отсутствии специального обучения у детей с сенсорными нарушениями такая редукция межмышечной координации может закрепиться.

Е. Н. Филиппова отмечала, что мало внимания уделяется развитию тонких движений пальцев рук [13]. Лишь изредка применяются упражнения на растяжение и никогда - на расслабление, недостаточно используются игры с разнотипными движениями. Отмечается необходимость развития общей моторики для укрепления здоровья детей, страдающих ожирением [14]. Специалисты указывают, что для развития моторики в семье необходимо больше уделять внимание подвижным играм, так как занятия компьютерными играми не могут быть стратегией увеличения ежедневной физической активности [15].

Мы считаем необходимым акцентировать внимание на необходимости оказания детям с нарушениями в развитии комплексной психолого-педагогической и коррекци-онно-развивающей помощи, которая должна строиться с учетом лучших традиций и успешных практик специального образования и включать воздействие на все стороны развития ребенка с приоритетом профилактики вторичных нарушений и компенсации первичного дефекта. С этих позиций коррекция нарушений праксиса и эмпирически выявленной диспраксии - необходимый элемент коррекционно-педагогического процесса, одна из задач в структуре и содержании адаптированной образовательной программы (АОП) и специальной индивидуальной программы развития (СИПР).

Варианты образовательных программ для детей с речевыми нарушениями

№ п/п Сопоставимость с образованием здоровых детей Особые обязательные условия

1 Полностью сопоставима Коррекционная работа; специальная организация среды; систематическая специальная помощь детям с нарушениями речи

2 Коррекционная работа; специальная организация среды; систематическая специальная помощь детям с нарушениями речи; создание АОП и СИПР

3 Частично сопоставима Коррекционная работа; специальная организация среды; систематическая специальная помощь детям с нарушениями речи; создание адаптированных образовательных программ и СИПР, пролонгированных по времени и диссеминированных на иные образовательные среды

Примечание. АОП - адаптированная образовательная программа, СИПР - специальная индивидуальная программа развития.

Педагогическое сопровождение развития двигательной сферы детей с нарушениями в развитии должно строиться с учетом не только образовательных возможностей, но и особенностей межмышечного взаимодействия в частности и праксиса в целом.

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

Выводы

Необходимо проектировать педагогическое сопровождение развития двигательной сферы детей с нарушениями в развитии с учетом не только имеющегося состояния здоровья, но и результатов диагностики развития двигательной сферы. При использовании естественнонаучных методов, дополняющих традиционные методы сбора информации об особенностях развития двигательной сферы ребенка, повышается эффективность коррекционной работы. Но это возможно при уточнении понятийного аппарата, используемого специалистами. В частности, поиск путей сопряженного развития мелкой моторики и речедвигательного аппарата уже не является основной задачей при исследовании специфики дизонтогенеза детей с нарушениями речи. Важно отметить, что простого увеличения времени коррекционной работы, направленной на совершенствование мелкой моторики, недостаточно. Задача подбора упражнений для развития мелкой моторики у детей с различными отклонениями перешла из научной в методическую область. Поэтому при проектировании дизайна исследования стоит сосредоточиться на выявлении и коррекции диспраксии и нарушениях межмышечного взаимодействия. Педагогическое сопровождение развития двигательной сферы детей при необходимости укрепления здоровья в условиях экологически неблагополучного города и увеличения объема функциональной подготовки будет более эффективно, если наряду с развитием мелкой и общей моторики обеспечить профилактику диспраксии в целом и развития умения управлять мышечной активностью. Необходимость теоретического осмысления этих конструктов вызвана требованиями практики, а технологии педагогической поддержки развития двигательной сферы детей с нарушениями в межмышечной координации, разработанные на основе теоретической модели, позволят более успешно решать задачи укрепления здоровья детей с нарушениями в развитии.

Ссылки на источники

1. Артеменков А. А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города // Экология человека. - 2012. - № 4. - С. 39-44.

2. Борисова Е. Ю. Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. -№ 5 (20). - С. 65-69.

3. Воробьев В. Ф. Сравнительная динамика длины и массы тела учениц начальной школы города Череповца // Экология человека. - 2013. - № 7. - С. 44-49.

4. Воробьев В. Ф. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста, проживающих в экологически неблагополучном городе // Современные экологические проблемы развития Полесского региона и сопредельных территорий: наука, образование, культура: материалы VII Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Мозырь, 2016. - С. 11-14.

5. Дьячкова Н. М. Нейропсихологическое исследование детей, проживающих в экологически неблагополучных условиях // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 4. - С. 37.

6. Лазарева Л. В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детейс нарушением зрения и речи // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 8. - С. 47-50.

7. Волокитина Т. В., Тихонова О. Н., Гринюк Н. В. Психомоторное развитие детей-северян 7-8 лет с разным уровнем произвольного внимания // Экология человека. - 2008. - № 9. - С. 22-26.

8. Захарова О. А. Развитие кинестетического праксиса при коррекции афферентной моторной алалии // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 11. - С. 87-93.

9. Petkovska A. The role of the special educator and rehabilitator with a child with a rare disease. Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki). 2014; 35(1):147-50. - URL: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24802199.

10. Особенности развития двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной депривации / И. А. Бучилова, В. Ф. Воробьев, Г. М. Галактионова, А. С. Куликова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 1 (54). - С. 64-67.

11. Воробьев В. Ф. Индивидуальный особенности активации мышц плеча в ответ на различный характер нагрузок // Эколого-физиологические проблемы адаптации: материалы XVII Всерос. симпозиума. - М, 2017. - С. 47-48.

ISSN 2Э04-120Х

ко ниеггг

научно-методический электронный журнал

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

12. Городничев Р. М. Спортивная электронейромиография / Великолукская гос. акад. физ. культуры. -Великие Луки, 2005. - 230 с.

13. Филиппова Е. Н. Использование природных материалов для формирования моторного праксиса у детей с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 601-605.

14. Cliff D. P., Okely A. D., Morgan P. J., Jones R. A., Steele J. R., Baur L. A. Proficiency deficiency: mastery of fundamental movement skills and skill components in overweight and obese children // Obesity (Silver Spring). 2012 May; 20(5):1024-33.

15. Chaput J. P., LeBlanc A. G., McFarlane A. et al. Active Healthy Kids Canada's position on active video games for children and youth. Paediatr Child Health 2013; 18(10):529-532.

Vladislav Vorobjov,

Candidate of Science (Biology), Associate professor, Theory and Methods of Physical Training and Sport Chair, Cherepovets State University, Cherepovets vovofo@vail.ru Anton Ivanov,

Graduate Student, Cherepovets State University, Cherepovets

memphis2@yandex.ru

Olga Lekhanova,

Candidate of Science (Pedagogy), Associate professor, Defectology Chair, Cherepovets State University,

Cherepovets

lehanovao@mail.ru

Features of muscles interaction as a health condition indicator in children with developmental disorders in an ecologically unfavourable city

Abstract. The authors study the interaction of hand, forearm and a shoulder muscles when performing exercises by children with development deviations. Boys with feet defects show individual differences in character and quality of hand and forearm muscles interaction regulation. Biceps in children with speech disorders doing exercises acts both in flexion and extension of upper extremity, performing corresponding work. Triceps in children with speech disorders does not work actively enough. The detailed analysis of motive tasks results performed by boys with defects of feet and speech disorders shows that the level of muscular interaction can be considered as an indicator of children's health condition. The authors come to the conclusion that it is necessary to use tool methods for motor skills evaluation. In their opinion, it is necessary to estimate features of muscular interaction together with general and fine motor skills evaluation.

Key words: children with speech disorders, children with foot defects, myography, dyspraxia, motor development. References

1. Artemenkov, A. A. (2012). "Fizicheskoe razvitie i fizicheskaja podgotovlennost' studentov jekologicheski neblagopoluchnogo goroda", Jekologija cheloveka, № 4, pp. 39-44 (in Russian).

2. Borisova, E. Ju. (2015). "Vozmozhnosti nejropsihologicheskoj diagnostiki riska formirovanija otklonenij v razvitii v doshkol'nom vozraste", Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta, № 5 (20), pp. 65-69 (in Russian).

3. Vorob'ev, V. F. (2013). "Sravnitel'naja dinamika dliny i massy tela uchenic nachal'noj shkoly goroda Cherepovca", Jekologija cheloveka, № 7, pp. 44-49 (in Russian).

4. Vorob'ev, V. F. (2016). "Osobennosti fizicheskogo razvitija detej starshego doshkol'nogo vozrasta, pro-zhivajushhih v jekologicheski neblagopoluchnom gorode", Sovremennye jekologicheskie problemy razvitija Polesskogo regiona i sopredel'nyh territorij: nauka, obrazovanie, kul'tura: materialy VII Mezhdu-nar. zaoch. nauch.-prakt. konf, Mozyr', pp. 11-14 (in Russian).

5. D'jachkova, N. M. (2006). "Nejropsihologicheskoe issledovanie detej, prozhivajushhih v jekologicheski nebla-gopoluchnyh uslovijah", Uspehi sovremennogo estestvoznanija, № 4, pp. 37 (in Russian).

6. Lazareva, L. V. (2009). "Metody korrekcii zritel'no-dvigatel'noj i motornoj koordinacii u detejs na-rusheniem zrenija i rechi", Uspehi sovremennogo estestvoznanija, № 8, pp. 47-50 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Volokitina, T. V., Tihonova, O. N. & Grinjuk, N. V. (2008). "Psihomotornoe razvitie detej-severjan 7-8 let s raznym urovnem proizvol'nogo vnimanija", Jekologija cheloveka, № 9, pp. 22-26 (in Russian).

8. Zaharova, O. A. (2015). "Razvitie kinesteticheskogo prakcisa pri korrekcii afferentnoj motornoj alalii", Doshkol'noe vospitanie, № 11, pp. 87-93 (in Russian).

9. Petkovska. A. (2014). The role of the special educator and rehabilitator with a child with a rare disease. Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki), 35(1):147-50. Available at: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/24802199 (in English).

10. Buchilova, I. A. et al. (2014)."Osobennosti razvitija dvigatel'noj sfery detej starshego doshkol'nogo vozrasta v uslovijah sensornoj deprivacii", Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, № 1 (54), pp. 64-67 (in Russian).

ISSN 2304-120X

ко ниепт

научно-методический электронный журнал

Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л. Особенности межмышечного взаимодействия как показатель здоровья детей с нарушениями в развитии в условиях экологически неблагополучного города // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 9 (сентябрь). - 0,5 п. л. -URL: http:// e-koncept.ru/2017/172002.htm.

11. Vorob'ev, V. F. (2017). "Individual'nyj osobennosti aktivacii myshc plecha v otvet na razlichnyj harakter nagruzok", Jekologo-fiziologicheskie problemy adaptacii: materialy XVII Vseros. simpoziuma, Moscow, pp. 47-48 (in Russian).

12. Gorodnichev, R. M. (2005). Sportivnaja jelektronejromiografija, Velikolukskaja gos. akad. fiz. kul'tury, Ve-likie Luki, 230 p. (in Russian).

13. Filippova, E. N. (2013). "Ispol'zovanie prirodnyh materialov dlja formirovanija motornogo praksisa u detej s dizartriej" Nauchno-metodicheskijjelektronnyj zhurnal "Koncept', t. 3, pp. 601-605 (in Russian).

14. Cliff, D. P., Okely, A. D., Morgan, P. J., Jones, R. A., Steele, J. R. & Baur, L. A. (2012). "Proficiency deficiency: mastery of fundamental movement skills and skill components in overweight and obese children", Obesity (Silver Spring). May; 20(5):1024-33 (in English).

15. Chaput, J. P., LeBlanc, A. G., McFarlane, A. et al. (2013). "Active Healthy Kids Canada's position on active video games for children and youth". Paediatr Child Health; 18(10):529-532 (in English).

ISSN 2Э04-120Х

KG HLierrr

научно-методический электронный журнал

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 29.07.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.08.17

Принята к публикации Accepted for publication 15.08.17 Опубликована Published 30.09.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Воробьев В. Ф., Иванов А. В., Леханова О. Л., 2017

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.