3. Спортивные игры: правила, тактика, техника / Серия «Высшее профессиональное образование». ; под общ. ред. Е.В. Конеевой. - Ростов-на-Дону. : Изд-во «Феникс», 2004. - 448 с.
REFERENCES
1. Baevskiy, Yu.B. (1980), "Some General grounds of the evolutionary significance of adaptation", General biology, No. 5, pp. 741-753.
2. Vasilevskiy, D.K. (2009), Methods of recovery measures application in pre-contest preparation of the players at the stage of sports perfection: dissertation, Volgograd.
3. Ed. Koneeva, E.V. (2004), Sports and games: the rules, the tactics, the technique, Series is "Higher vocational education", Phoenix, Rostov-on-Don.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2017
УДК 796.2+612.817
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖМЫШЕЧНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент,
Череповецкий государственный университет (ФГБОУ ВО ЧГУ), Череповец
Аннотация
Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить возрастные особенности взаимодействия мышц антагонистов. Предыдущие исследования указывали на недостаточность активации трицепса у детей с сенсорными нарушениями. Установлены индивидуальные особенности активации бицепса и трицепса, но у девочек без патологии с помощью интерференционной миографии не выявлена дефицитарность трицепса. У одной из девочек зафиксировано преобладание активности бицепса при выполнении каждого задания. По результатам пилотного исследования нами выявлено, что индивидуальные особенности регуляции мышц преобладают над возрастными тенденциями у дошкольниц. У девочек 4 лет по сравнению с девочками 7 лет отмечена большая активность трицепса. Избыточный тонус мышц может облегчить процесс освоения целенаправленных движений детьми среднего дошкольного возраста. Девочки 6-7 лет способны регулировать активность мышц антагонистов в зависимости от характера нагрузки.
Ключевые слова: мышцы антагонисты, дошкольницы, миография.
SPECIFIC FEATURES OF INTERMUSCULAR INTERACTION DURING PURPOSEFUL MOVEMENTS AMONG CHILDREN AT PRESCHOOL AGE
Vladislav Fedorovich Vorobyov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Cherepovets State University, Cherepovets, Russia
Annotation
The objective of the study consisted in finding out the age features of the muscles - antagonist's interaction. Previous studies have indicated insufficiency of activation of the triceps at children with sensory violations. As a result of this project we have revealed the specific features of the individual regulation of the activity of the biceps and triceps. It results in establishing with the help of interference electromyography the absence of deficiency of the triceps at girls without sensory pathology. One girl showed prevalence of the activity of the biceps when performing each task. 4-year-old girls exhibit extensive activity of the triceps in comparison with 7-year-old ones. The excess tone of muscles can facilitate process of development of purposeful movements by children at middle preschool age. Girls aged 6-7 years are capable to regulate the activity of the muscles - antagonists depending on the character of loading performed.
Keywords: muscles antagonists, preschool children, electromyography.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях дизонтогенеза формирование паттернов движений может искажаться из-за наличия вторичных нарушений. Ранее показаны нарушения в активации мышц у
школьников с умственной отсталостью [2], что может быть причиной трудностей в освоении движений [1]. Нами выявлена мелокинетическая диспракция у детей с нарушениями зрения и речи. Для коррекции искажённых паттернов движений при развитии ребенка в условиях сенсорных ограничений необходимо знать особенности развития межмышечной координации в условиях нормативного онтогенеза. Отсюда целью нашего исследования явилась нейрофизиологическая объективизация процесса становления межмышечного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
МЕТОДИКА
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 1» г. Череповца. Родители детей дали информированное согласие на их участие в обследовании. 6 девочек 4, 6 и 7 лет без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии были заранее познакомлены с заданиями. Они выполняли сгибание руки в локте с игрушечной гантелью, бросали малый мяч об пол, бросали мячи от груди и из-за головы. В качестве легкого мяча использовался резиновый мяч среднего размера. В качестве тяжёлого мяча дети 4 лет использовали мяч массой 550 г, 6 летняя девочка набивной мяч массой 1 кг, а 7-летние девочки - 2 кг. Оценка суммарной биоэлектрической активности m. biceps brachii и caput laterale m. triceps brachii правой руки при различных режимах работы мышц проводилась с помощью электромиографа «Нейро-МВП-Микро» ООО Нейрософт в соответствие с традиционной методикой поверхностной миографии. Медиана значений рассчитывалась исходя из времени активности мышц антагонистов. Обсуждение результатов базировалось на ранее представленном подходе [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
У ряда детей 7 лет с сенсорными нарушениями трицепс не задействован в выполнении целенаправленных двигательных действий, очевидно требующей её активации. В тоже время девочки 4-7 лет без сенсорных нарушений активируют трицепс при разгибании руки с игрушечной гантелью из-за головы, и только одна девочка 4 лет (N° 3) не задействовала его при разгибании руки в локте (таблица 1).
Таблица 1 - Амплитуда суммарной биоэлектрической активности бицепса и трицепса у девочек при выполнении упражнений с гантелей_
№ п/п, возраст | 1, 4 года | 2, 4 года | 3, 4 года | 4, 6 лет | 5, 7 лет | 6, 7лет
сгибание руки с гантелей в локте
бицепс * 155 244 278 264 296
трицепс * 144 146 76 185 260
разгибание руки в локте
бицепс * 0 * * 271 *
трицепс * 248 0 * * 126
разгибание руки с гантелей из-за головы
бицепс 0 ** 328 280 111 169
трицепс * 144 185 185 ** 323
сгибание руки из-за головы
бицепс * 0 280 204 232 253
трицепс 79 * 158 * 160 265
Примечание к таблицам 1,2. * - период активности до 0,5 с, ** - 2 периода активности.
Отметим, что у остальных 5 девочек ярко выражены индивидуальные особенности выполнения. Например, у первой девочки, за исключением заметной активности трицепса при уступающей работе во время сгибания руки из-за головы, регистрируется эпизодическая активность обеих мышц. Наоборот, у 6-й девочки отмечается их избыточная напряженность.
При выполнении упражнений с мячом вновь выявлена большая суммарная биоэлектрическая активность (СБА) бицепса у 3-й девочки. Её ровесница - 1-я девочка при выполнении таких заданий заметнее активирует трицепс. При броске мячей из-за головы
девочки могут активировать трицепс, но обеспечить прирост амплитуду СБА способны только девочки 6-7 лет.
Таблица 2 - Амплитуда суммарной биоэлектрической активности бицепса и трицепса у девочек при выполнении упражнений с мячом_
№ п/п 1 2 3 4 5 6
5 бросок малого мяча
бицепс 0 * 189 ** 131 **
трицепс 106 * * * * *
бросок легкого мяча от груди
бицепс * 0 194 201 268 140
трицепс * 183 101 0 * 132
бросок тяжелого мяча
бицепс * * 201 149 250 134
трицепс 171 289 77 * 89 *
бросок легкого мяча из-за головы
бицепс ** 145 278 194 187 97
трицепс 121 349 162 67 158 193
бросок тяжелого мяча из-за головы
бицепс * ** 302 174 210 108
трицепс 176 142 278 255 262 289
Остановимся более подробно на индивидуальных различиях при броске легкого мяча из-за головы. У первой девочки 4 лет период активности трицепса меньше, чем у второй девочки, но такая взрывная работа при броске оправдана (см. рисунок, нижний ряд). У третьей девочки вновь проявляется активность бицепса.
! 1,05 1,1 1,1! 1,1 и! 1,! 1,15 1,4 Я
«0 «Я 1 1,0! 1,1 1,1! 1,1 ™
1.1 и» иг
1 ,1,05 ,1,1 .1,15 ,1,2 ,1,25 .1,3 ,1,35 ,1,4 .1,-С 11 1,05 1,1 1,1! 1,2 1,25 1,3 1,33 !|4 1,45 ,,у; <М0 1 >|>:5
|яи: "1 |аю»* I»« 'I |мо»8 ■
Рисунок - Биоэлектрическая активность бицепса (вверху) и трицепса у девочек-дошкольниц при броске легкого
мяча из-за головы (локти сведены)
Обратим внимание на выполнение заданий 4-й девочкой в возрасте 6 лет и 5-й девочкой в возрасте 7 лет. С одной стороны, целесообразна активность бицепса после броска, но активность трицепса не носит взрывной характер. Меньшая СБА трицепса 4 и 5 девочки может быть объяснена тем, что 4-х летние дети испытывают трудности в соподчинении уровня тонуса по Н. А. Бернштейну с вышележащими уровнями.
ВЫВОДЫ
Проблемы в управлении целенаправленными движениями легче выявить при небольших нагрузках, когда системы управления обладают избыточными степенями свободы. При выполнении предложенных заданий девочки оказались в ситуации неопределенности, разрешая её, они по-разному активируют мышцы-антагонисты. Дети 4-х лет чаще
активируют обе мышцы. Представляется, что у детей с сенсорными нарушениями дефи-цитарность трицепса вторична, что требует дальнейшего исследования.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-35001
ЛИТЕРАТУРА
1. Воробьев, В.Ф. Практика индивидуального подхода при обучении подростков с интеллектуальными нарушениями базовым элементам настольного тенниса / В.Ф. Воробьев, Ю.А. Наво-лоцкий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 50-55.
2. Загузова, С.А. Особенности функционального состояния нервно-мышечной системы школьников с умственной отсталостью / С.А. Загузова, С.В. Шутова // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 8. - С. 21-23.
3. Jones, K.E. Directional tuning of human forearm muscle afferents during voluntary wrist movements / K.E. Jones, J. Wessberg, A.B. Vallbo // Journal of Physiology. - 2001. - 536.2. - P. 635647.
REFERENCES
4. Vorobyov, V.F. and Navolotsky, Yu.A. (2011), "Individual approach within the practice of training the teenagers with intellectual disorders to base elements of table tennis", Uchenye zapiski univer-siteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 50-55.
5. Zaguzova, S.A. and Shutova, S.V. (2007), "Peculiarities of functional condition of nervous-muscular system of schoolchildren with mental deficiency", Theory and Practice of Physical Culture, No. 8, pp. 21-23.
6. Jones, K.E., Wessberg, J. and Vallbo, A.B. (2001), "Directional tuning of human forearm muscle afferents during voluntary wrist movements", Journal of Physiology, 536.2, pp.635-647.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.07.2017
УДК 378.24
ПОРТФОЛИО В ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Ирина Анатольевна Глущенко, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой, Невинномысский гуманитарно-технический институт, г. Невинномысск
Аннотация
В содержании статьи в соответствии с основными положениями реформирования общего среднего образования, осуществляемого в рамках комплексной программы модернизации отечественной системы образования, рассматривается проблема организации профильной подготовки старшеклассников в области физической культуры. Раскрыта роль портфолио в системе оценки качества профильной подготовки школьников в области физической культуры, их индивидуальных достижений и эффективности работы по физическому воспитанию с учащимися. В статье обозначены цели, задачи, условия, реализации портфолио учёт которых позволит учителям физической культуры успешно реализовывать процесс профильной подготовки школьников в области физической культуры.
Ключевые слова: профильная подготовка старшеклассников, качество физкультурного образования, портфолио, индивидуальные достижения школьников в области физической культуры.