2. Dvorkin, L.S. Chermit, K.D. and Davydov, O.Yu. (2008), Physical education of students: textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.
3. Rakhmatov, A.I. (2018), "Some aspects of increasing the interest of University students in physical culture", Education and upbringing, No. 5 (20), pp. 68-70.
4. Kholodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2008), Theory and methodology of physical education and sport: textbook, Academia. Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.06.2020
УДК 378.147
ОЦЕНКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД МАРТ-АПРЕЛЬ 2020 ГОДА
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Владимир Витальевич Вуколов, тренер-преподаватель, Спортивный клуб «Спортленд», Москва
Аннотация
В статье представлена теоретическая основа дистанционного обучения, опыт его повсеместного внедрения в марте-апреле 2020 года, на примере Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Проанализированы современные образовательные платформы для дистанционного обучения. Осуществлен опрос 1435 студентов по осуществлению дистанционного обучения, в том числе по физической культуре, выявлены сложности работы преподавателей в новой информационной среде, технические трудности с деятельностью образовательных платформ. В будущем студенты предпочитают на 70% обучаться в очной форме и на 20% в дистанционной и на 10% в смешанной форме обучения. При этом 100% студентов отметили, что узнали о физической культуре больше, чем за весь предыдущий период жизни.
Ключевые слова: студенты, повсеместное дистанционное обучение, физическая культура, новая информационная образовательная среда.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p14-17
ASSESSMENT OF DISTANCE LEARNING OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF ECONOMICS IN THE PERIOD MARCH-APRIL 2020
Evgeny Sergeevich Barkovsky, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow; Vladimir Vitalievich Vukolov, the trainer-teacher, Sports club "Sport land",
Moscow
Abstract
The article presents the theoretical basis of distance learning, the experience of its widespread implementation in March-April 2020, on the example of the Plekhanov Russian University of Economics. Modern educational platforms for the distance learning are analyzed. The survey of 1,435 students on distance learning, including the physical education, was conducted. The difficulties of the teachers ' work in the new information environment and technical difficulties covering the activities connected with the educational platforms were identified. In the future, the students prefer to study 70% of full-time and 20% of distance learning, and 10% of mixed learning regimen. At the same time, 100% of the students noted that they learned more about physical culture than in the entire previous period of life.
Keywords: students, universal distance learning, physical culture, new information educational environment.
ВВЕДЕНИЕ
Цифровые и информационные технологии ориентированы на изменение парадигмы мышления и обучения, становления информационно цифровой компетентности и ви-
доизменений внешних социокультурных коммуникаций [1, 8], в том числе по физической культуре. Информационно образовательная среда вуза предполагает совокупность следующих средств: передача данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей (из Концепции создания и развития системы дистанционного образования в России). Традиционная информационная среда содержит дидактическое обеспечение в виде учебно-методических комплексов, учебников и пособий, раздаточных материалов и библиотечного фонда, видео-и аудио материалов [4].
Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника (Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий») [5].
Дистанционное обучение - это технология непрерывного обучения, когда основные учебные процедуры происходят в условиях территориальной и временной разобщенности обучаемого и обучающего (А.Т. Хроленко, 2008) [6]. Такое обучение ориентировано на процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.
Современные платформы для дистанционного обучения в России: «Zoom» и «Webinar», «Moodle», «Stepik», «Lmc», «Discord», «Stepik» - электронное образовательное пространство вуза [8]. Среди известных педагогических порталов можно назвать «интернет-сообщество учителей ИнтерГУ.ги» (http://www.intergu.ru/), интенсивно развивающийся «Тольяттинский вики-портал» (http://itc.tgl.ru/wiki/), и систему дистанционного повышения квалификации Московского института открытого образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Дистанционное обучение студенты предпочитают проходить на платформе «Zoom» - 40,3%, «Webinar» - 30,8%, «Moodle» - 17,8%, «Discord» -11,1% (рисунок 1). Вместе с тем период март-апрель 2020 года показал значительные сложности работы на указанных платформах, они не выдерживали серьезной нагрузки, сами преподаватели методом проб и ошибок попытались освоить работу с этими системами. В будущем студенты предпочитают на 70% обучаться в очной форме и на 20% в дистанционной и на 10% в смешанной форме обучения. При этом 100% студентов отметили, что узнали по физической культуре больше, чем за весь предыдущий период жизни. Например, методику развития физических качеств, особенностям обучения двигательным действиям.
\ F
# Zoom
# Вебинар 4 Moodle
# Discord
Рисунок 1 - Удобство дистанционных образовательных платформ
Кроме того, высокий интерес вызвали темы по правильному питанию, фитнесу [2, 7], фитнесу в домашних условиях, самоконтролю в процессе занятий, понравилась ин-
формация по мобильным приложениям по питанию, фитнесу и физическому состоянию. Атлетическая гимнастика с весом собственного тела в домашних условиях также получила значительное число положительных откликов [3].
На рисунке 2 продемонстрированы результаты дистанционного обучения, так на 910 баллов оценили обучение 30,4% студентов, 8 баллов - 26,5% обучающихся, 7 баллов -23,4%, 5-6 баллов - 14,4%, и менее 5 б. - 5,5%.
40 %
30
20
10
0
23,4
26,5
30,4
14,4
5,5
1 2 3 4 Г™ 6 7 =8 9 10
Рисунок 2 - Оценка по 10 балльной системе дистанционного обучения
На рисунке 3 представлены результаты оценки информационной образовательной среды в РЭУ им. Г.В. Плеханова, так на 10 баллов оценили 20,9% студентов, 9 баллов -19,5%, 8 баллов - 26,5%, 7 баллов 19,6%, 5-6 баллов - 11%, и менее 5 баллов - 2,5% студентов-экономистов.
30 %
26,5
20
10
19,6
19,5
20,9
2,5
■ 1 2 3 4 ба51ЛЫ 6 7=89 Рисунок 3 - Оценка информационной образовательной среды в РЭУ
10
ВЫВОДЫ
Дистанционное обучение студенты предпочитают проходить на платформе «Zoom» - 40,3%, «Webinar» - 30,8%, «Moodle» - 17,8%, «Discord» - 11,1%. Вместе с тем период март-апрель 2020 года показал значительные сложности работы на указанных платформах. Большой интерес к вебинарам по ФК вызвали темы по правильному питанию, фитнесу, фитнесу в домашних условиях, самоконтролю в процессе занятий. На перспективу студенты отмечают необходимость новых цифровых сервисов в обучении, лучшей автоматизации процесса обучения и получения информации о своих баллах по ФК, новых средств коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова, Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия : Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2018. - № 14. - С. 5-37.
2. Вопросы оптимизации содержания элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту / Т.П. Высоцкая, С.И. Бочкарева, Т.Н. Шутова, С.П. Голубничий, А.Г. Буров // Культура физическая и здоровье. - 2018. - № 2 (66). - С. 5-8.
0
3. Кондраков, Г.Б. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза / Г.Б. Кондраков, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 504-511. - URL : http://sdo.rea.ru/cde/conference/20/file.php?fileId=24 (дата обращения: 01.01.2020).
4. Экология комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль, А.Р. Камалеева, Р.Р. Хадиуллина // Информатизация образования : материалы международной научно-практической конференции / под редакцией И.Ш. Мухаметзянова, Р.Р. Фахрутдинова. - Казань, 2015. - С. 31-51.
5. Об использовании дистанционных образовательных технологий : приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/ (дата обращения 01.01.2020).
6. Хроленко, А.Т. Современные информационные технологии для гуманитария : практическое руководство / А.Т. Хроленко, А.В. Денисов. - Москва : Флинта, 2008. - 128 с.
7. Технология фитнеса в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Мамонова, П.А. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2016. - № 1. - С. 30-31.
8. Шутова, Т.Н. Информатизация и цифровизация образовательного процесса по физической культуре / Т.Н. Шутова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 501-505.
REFERENCES
1. Antonova, D.A., Ospennikova, E.V. and Spirin, E.V. (2018), "Digital transformation of the education system. Resource design for a modern digital educational environment as one of its main areas", Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University. Series: Information Computer Technologies in Education, No. 14, pp. 5-37.
2. Vysotskaya, T.P., Bochkareva S.I., Shutova T.N., Golubnichy S.P. and Burov A.G. (2018), "Questions of optimization of the content of elective disciplines (modules) on physical culture and sport", Culture physical and health, No. 2 (66), pp. 5-8.
3. Kondrakov, G.B. and Shutova, T.N. (2016), "Athletic gymnastics as a prospect of development of physical culture for students of economic University", Materials IV International scientific and practical conference, Moscow, pp. 504-511.
4. Mukhametzyanova, F.Sh, Mukhametzyanov, I.Sh., Hrabal, L.R., Kamaleeva, A.R. and Hadiullina, R.R. (2015), "Ecology superior virtual educational environment of the University of physical culture", materials of the international scientific and practical conference "Education Informatization", Kazan; pp. 31-51.
5. Ministry of education and science of Russia (2005), Order of the dated May 6, 2005 No. 137 "On the use of distance learning technologies", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54824/.
6. Khrolenko, A.T. and Denisov, A.V. (2008), Modern information technologies for the Humanities: practical guide, Flinta, Moscow.
7. Shutova, T.N., Bodrov, I.M., Mamonova, O.V. and Kondratyev, P.A. (2016), "Technology of fitness in physical education of students", Physical culture: education, training, No. 1, pp. 30-31.
8. Shutova, T.N. (2020), "Informatization and digitalization of the educational process in physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 501-505.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.06.2020
УДК 796.062
РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В.
ПЛЕХАНОВА
Евгений Сергеевич Барковский, старший преподаватель, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Владимир Витальевич Вуколов, тренер-