3. Букато, В.И. Банки и банковские операции в России: учебное пособие/В.И.Букато.- М.: Финансы и статистика, 2016. - 147 с.
4. Черкасов, В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке: учебное пособие/ В.Е.Уткин. - М.: ИНФРА-М, 2015. -272 с.
5. Официальный сайт Тексбанк.-Режим доступа: URL: http:// www.texbank.ru References
1. Banking: textbook / ed. G.G. Korobova. - M .: Jurist, 2016 .-- 415 p.
2. Batrakova, L.G. Economic analysis of the activities of a commercial bank: textbook / L.G. Batrakova. - M .: Logos, 2014 .-- 387 p.
3. Bukato, V.I. Banks and banking operations in Russia: textbook / V.I.Bukato. - M .: Finance and statistics, 2016. - 147 p.
4. Cherkasov, V.E. Financial analysis in a commercial bank: a tutorial / V.E. Utkin. - M .: INFRA-M, 2015 .-- 272 p.
5. Official website of Texbank.-Access mode: URL: http: // www.texbank.ru
DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11104
В.Ш. Расумов - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, [email protected],
V.S. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Chechen State University, Grozny, [email protected],
Г.Р. Темижева - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, [email protected],
G.R. Temizheva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Caucasus State Academy", Cherkessk, [email protected].
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОПФР ПО КЧР ASSESSMENT OF THE ACTIVITIES OF THE PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF OPFR FOR THE KCR
Аннотация. В настоящее время в условиях восстановления экономики России пенсии не могут удовлетворить минимальные материальные и даже физиологические потребности человека. Об этом свидетельствуют низкий размер пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население из-за проблем снижения соотношения работающих граждан к пенсионерам, нестабильность развития пенсионной системы, отсутствие достаточной финансовой поддержки. необходимость серьезных реформ пенсионной системы. Кроме того, существующая пенсионная система не интересует работающих граждан в получении крупного заработка, поскольку впоследствии это никак не отражается при начислении будущей пенсии.
Все это свидетельствует о том, что действующая система государственного пенсионного обеспечения находится в глубоком кризисе и о необходимости ее коренного реформирования.
Annotation. At present, in the context of the recovery of the Russian economy, pensions cannot meet the minimum material and even physiological needs of a person; in addition, there is also the problem of paying pensions. The low size of pensions, an increase in the pension burden on the working population due to the problems of a decrease in the ratio of working citizens to pensioners, the instability of the development of the pension system, and the lack of sufficient financial support indicate the need for serious reforms of the pension system. In addition, the existing pension system does not interest working citizens in receiving large earnings, since later this is not reflected in any way when calculating the future pension. All this testifies to the fact that the current system of state pension provision is in deep crisis and the need for its radical reform.
Ключевые слова: Пенсионный Фонд РФ, пенсии, пенсионное обеспечение, пенсионная система, пенсионная реформа, анализ системы государственного пенсионного страхования, численность пенсионеров, доходы бюджета ПФР, расходы бюджета ПФР, исполнение бюджета ПФР.
Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, pensions, pension provision, pension system, pension reform, analysis of the state pension insurance system, number of pensioners, PFR budget revenues, PFR budget expenditures, PFR budget execution.
В современных условиях в решении задач социальной политики наряду с бюджетом возрастает значение социальных внебюджетных фондов. Социальные внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных нужд, которые не включены в бюджет и расходуются комплексно на основе операционной независимости строго в соответствии с намеченным. назначение средств. Для реализации мер государственной социальной политики и социального страхования созданы социальные внебюджетные фонды. [4]
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из важнейших социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в сфере социального обеспечения в Рос-
сии. В структуру Пенсионного фонда входят 84 отделения Пенсионного фонда в субъектах Российской Федерации, в том числе ОПФР в городе Байконур (Казахстан), а также 2460 клиентских служб в территориальных отделениях Пенсионного фонда. В системе ПФР работает более 100 000 специалистов.
Средства, централизованно выделяемые отделению Пенсионным фондом России, а также поступившие на его счет из других источников (добровольные взносы, пожертвования и др.), не включаются в бюджеты республики, местные бюджеты и другие фонды и изъятию не подлежит [7].
Таблица 1 - Основные характеристики бюджета Пенсионного Фонда на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов (тыс.руб) [5]
Показатель 2019 год 2020 год Откл. 2020/2019 Темп роста, % 2021 год Откл. 2021/2020 Темп р°- ста, %
Доходы Фонда 8692508213 8995455128 302946915 103,5 9294310293 298855165 103,3
Расходы Фонда 8716534673 9017418750 300884077 103,5 9328125526 310706776 103,4
Дефицит 24026459,9 21963622 - 2062837,9 91,4 33815232,7 11851610,7 154,0
Основные характеристики бюджета Пенсионного Фонда на плановый период 2020 и 2021 годов:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2020 год в сумме 8 995 455 127,8 тыс. рублей, что на 3,5 % больше показателей прошлого периода. Из них 8 948 888 097,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 413 592 518,6 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 407 990,3 тыс. рублей, и на 2021 год в сумме 9 294 310 292,9 тыс. рублей, из них 9 245 799 239,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 308 626 436,1 тыс. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 615 010,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2020 год в сумме 9 017 418 749,8 тыс. рублей, из них 8 948 888 097,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и на 2021 год в сумме 9 328 125 525,6 тыс. рублей, из них 9 245 799 239,0 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;
3) объем дефицита бюджета Фонда на 2020 год в сумме 21 963 622,0 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, и объем дефицита бюджета Фонда на 2021 год в сумме 33 815 232,7 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (таблица 1).
9294310293 8995455128 9017418750 9328125526
8692508213 8716534673
2019 год 2020 год 2021 год
■ Доходы Фонда ■ Расходы Фонда
Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов ПФР ,тыс.руб.
Денежные средства федерального бюджета в бюджет ПФР поступают из Минфина России, Минобороны России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», а также из бюджетов субъектов Российской Федерации через органы службы занятости населения.
Динамика о межбюджетных трансфертах представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Информация о межбюджетных трансфертах (тыс. рублей) [5]
Наименование 2019 год 2020 год 2021 год
Бюджетные ассигнования, получаемые в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, всего, из них 3 322 404 261,2 3 417 000 508,9 3 312 241 446,1
непосредственно из Минфина России 3 311 681 841,0 3 405 924 487,8 3 300 793 818,0
Минобороны России 37 972,7 * *
Государственной корпорации по атомной энергии «Роса-том» 7 480 388,0 7 668 030,8 7 832 618,1
через органы службы занятости населения субъектов Российской Федерации, из них 3 204 059,5 3 407 990,3 3 615 010,0
на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными 3 203 081,0 3 406 970,2 3 613 951,2
на выплату пособий на погребение неработавшим пенсионерам, досрочно оформившим пенсию по предложению органов служб занятости 978,5 1 020,1 1 058,8
*- средства зарезервированы в составе средств на выплату пенсий
Объем межбюджетных трансфертов, запланированных в проекте бюджета ПФР, соответствует объемам, предусмотренным проектом федерального закона на 2019-2021 годы.
С 2019 года законом предусмотрена повышенная индексация страховых пенсий со скоростью, опережающей прогнозируемый рост инфляции. Страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров вырастут в среднем на 1 000 рублей в месяц или на 12 000 рублей в год.
С 1 января 2020 года индексация страховых пенсий составляет 6,6 %, что выше аналогичного показателя 2019 года. Что касается размеров фиксированных выплат после индексации, то они имели тенденцию к увеличению и составили 5686,25 рубля в месяц, стоимость пенсионный коэффициент увеличился до 93 рублей. В ходе индексации размер страховой пенсии по старости увеличился в среднем по стране на 1 тысячу рублей, а ее среднегодовой размер составил 16,5 тысячи рублей.
Надбавка к пенсии для каждого пенсионера индивидуальна, в зависимости от размера получаемой пенсии. Чтобы узнать, насколько увеличится пенсия в отчетном периоде, необходимо скорректировать размер получаемой пенсии на коэффициент, равный 0,066.
Что касается граждан предпенсионного возраста, следует отметить, что они сохраняют ранее предоставленные льготы и меры социальной поддержки по достижении пенсионного возраста в части предоставления бесплатных лекарств и проезда в общественном транспорте, скидок на оплату капитального ремонта и других жилищно-коммунальных услуг. услуги, освобождение от имущественного и земельного налога и др.
С 2019 года введены новые льготы по ежегодному медицинскому осмотру и дополнительные гарантии трудоустройства для лиц предпенсионного возраста. В отношении работодателей предусмотрена административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме на работу по причине возраста. На работодателя также возложена обязанность предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня для бесплатного медицинского осмотра каждый год с оплатой.
Право на получение большинства предпенсионных пособий определяется за 5 лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода, то есть от 51 года для женщин и 56 лет для мужчин. Начиная с 2019 года право на получение льгот имеют женщины 1968 года рождения и старше и мужчины 1963 года рождения и старше.
Согласно Постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 40 от 17.03.2020 года за IV квартал 2019 года величина прожиточного минимума по разным категориям населения был доведен до (таблица 3):
• на душу населения - 9655 рублей в месяц;
• для трудоспособного населения - 10203 рублей в месяц;
• для пенсионеров - 7806 рублей в месяц;
• для детей - 9824 рублей в месяц.
Таблица 3 - Величина прожиточного минимума в Карачаево-Черкесской Республике по кварталам[3]
Период Величина в руб./мес.
На душу населения Для трудоспособного населения Для пенсионеров Для детей
IV квартал 2019 9655 10203 7806 9824
III квартал 2019 9936 10493 8002 10162
II квартал 2019 10220 10798 8268 10402
Продолжение таблицы 3
I квартал 2019 9775 10331 7931 9919
IV квартал 2018 9251 9790 7505 9353
III квартал 2018 9347 9852 7531 9612
II квартал 2018 9335 9836 7528 9608
I квартал 2018 9094 9479 7507 9485
IV квартал 2017 8719 9208 7063 8877
III квартал 2017 9052 9534 7329 9296
II квартал 2017 9279 9815 7486 9428
I квартал 2017 9037 9535 7323 9083
IV квартал 2016 8815 9321 7138 8943
III квартал 2016 8751 9251 7071 8903
II квартал 2016 8836 9317 7125 9073
I квартал 2016 8823 9305 7072 9030
IV квартал 2015 8530 9028 6919 8620
III квартал 2015 8637 9012 6882 8606
II квартал 2015 8952 9457 7226 9128
I квартал 2015 8550 9043 6916 8674
IV квартал 2014 7339 7825 5844 7351
III квартал 2014 7076 7518 5767 6942
II квартал 2014 7155 7567 5806 7140
I квартал 2014 6908 7302 5610 6928
Главная и главная проблема любой пенсионной системы, как правило, - это несбалансированность доходов и расходов пенсионного бюджета. Помимо экономических причин, важна тенденция старения населения. В нашей стране сейчас наблюдается совокупность не самых благоприятных факторов для развития и совершенствования пенсионной системы. Трансформация российской экономики и пенсионной системы продолжается на фоне экономической и финансовой нестабильности в стране и в мире.
Таблица 4 - Средний размер назначенных месячных пенсий в Карачаево-Черкесской республике (по состоянию на 1 января, рублей) [5]
2018 2019 2020 Отклонение
(+/-) (%)
Всего 11310,4 11898,0 12538,4 640,4 105,4
В том числе
По старости 12403,8 13070,9 13799,2 728,3 105,6
По инвалидности 9042,0 9512,7 10021,1 508,4 105,3
По случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 7754,2 8165,7 9057,6 891,9 110,9
Социальные 9029,7 9231,1 9415,4 184,3 101,9
Пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф 14107,1 14342,1 14700,8 358,7 102,5
Госслужащих 16186,6 17270,2 18373,3 1103,1 106,4
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что средний размер назначенных ежемесячных пенсий на 1 января отчетного года увеличился на 640,4 тыс. руб., что составило 5,4 %. Динамика пенсий по старости составила 5,6 %, по инвалидности - 5,3 %. Уровень социальных пенсий увеличился на 184,3 %. В настоящее время формирование бюджетов территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации испытывает серьезные трудности в том смысле, что отклонение от плановой методики не было компенсировано разработкой типичной для штат. рыночная экономика. При этом бюджеты преследуют диаметрально противоположные цели, поскольку размер трансфертов из бюджета Пенсионного фонда РФ зависит от уровня прогнозируемых доходов территорий.
Таблица 5 - Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда РФ по КЧР (по состоянию на 1 января, тыс. человек) [5]
2018 2019 2020 Темп роста
рублей %
2018 2019 2018 2019
Всего 124,3 126,3 125,3 1,0 - 1,0 100,8 99,2
В том числе
По старости 86,4 88,2 87,0 0,6 - 1,2 100,7 98,6
По инвалидности 17,2 16,9 17,7 0,5 0,8 102,9 104,7
По случаю потери кормильца (на каждого нетрудоспособного члена семьи) 7,8 7,6 6,7 - 1,1 - 0,9 85,9 88,2
Социальные 12,7 13,4 13,7 1,0 0,3 107,9 102,2
Пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф 0,1 0,1 0,1 * * * *
Госслужащих 0,1 0,1 0,1 * * * *
Данные таблицы 5 показывают, что общее количество пенсионеров в КЧР уменьшилось на 1000 человек или на 0,2 %. Произошло это в результате пенсионной реформы. К 2028 году планируется повысить пенсионный возраст до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, поэтому в 2020 году на пенсию не выйдут 800 тысяч человек - в том числе те граждане, которые столкнулись с переносом пенсий в 2019 году возраст снизился на 1200 человек, а количество пенсионеров-инвалидов увеличилось на 800 человек.
Пенсии по случаю потери кормильца снизились на 900 человек, а количество социальных пенсий в 2020 году увеличилось на 300 человек.
Планируется, что к 2022 году средний размер пенсии вырастет до 18,2 тысячи рублей. (это на 18,26 % больше по сравнению с 2019 годом). Ссылаясь на данные Минэкономразвития, Дроздов уточнил, что в ближайшие три года - с 2020 по 2022 год - пенсии вырастут на 3 %, 2 % и 1,3 %. Глава Пенсионного фонда России добавил, что лицам, достигшим 80-летнего возраста, пенсия автоматически увеличивается на размер фиксированной выплаты, которая в 2020 году составит 5,6 тысячи рублей. [6]
Пенсионная реформа в России началась в 2019 году. Пенсионный возраст будет повышаться поэтапно и к 2028 году он должен составить 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Так, согласно нововведениям, в первом полугодии текущего года на пенсию выйдут женщины в возрасте 55,5 лет и мужчины в возрасте 60,5 лет. Количество пенсионеров в России неуклонно растет с каждым годом. Это негативно сказывается на экономическом состоянии страны. Однако нынешняя тенденция быстрого старения населения - это не только российская, но и глобальная проблема. В то же время естественный процесс увеличения продолжительности жизни негативно сказывается на экономическом развитии государства.
Таблица 6 - Общая численность пенсионеров в Российской Федерации на 1 января[5]
Отклонение,
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 (+/-) 2020 с
2013 2019
Общая численность пенсионеров, тыс. человек 42837 43327 43797 45182 45709 46070 46480 46198 3361 - 282
из них получающие
пенсии:
по старости 33451 33950 34422 35555 36004 36336 36710 36341 2890 - 369
по инвалидности 2590 2511 2418 2365 2280 2202 2137 2181 - 409 44
по случаю потери кормильца (на каждого нетру- 1562 1541 1527 1608 1628 1636 1632 1612 50 - 20
доспособного члена семьи)
пострадавшие в результате
радиационных и техногенных катастроф и члены 298 302 312 332 382 422 443 459 161 16
их семей
федеральные государ-
ственные гражданские 62 67 66 71 68 74 77 78 16 1
служащие
за выслугу лет 1964 2009 2044 2142 2212 2243 2292 2328 364 36
социальные 2909 2946 3007 3108 3134 3156 3188 3198 289 10
Рассмотрев динамику общей численности населения Российской Федерации за последние семь лет, отметим, что общая численность пенсионеров на начало 2020 года составила 46198 тысяч человек, что составляет 282 тысячи. человек меньше по сравнению с предыдущим периодом. Количество пенсионеров по возрасту в 2020 году составило 36341 миллион человек, но по сравнению с прошлым годом их количество уменьшилось на 369 тысяч человек. Количество пенсионеров на начало отчетного периода увеличилось на 44 тысячи человек по сравнению с 2019 годом и составило 2181 тысячу человек.
Таблица 7 - Основные показатели пенсионного обеспечения в РФ [5]
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 (+/-)
Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб. 9040,5 9917,5 10786,0 11986,0 12391,1 12887,1 13360,2 14163,4 803,2
Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. 5123 5998 6617 7965 8081 8315 8483 9002 519
в процентах к предыдущему году 101,8 107,73 110,3 120,4 101,5 102,9 102,0 106,1 4,1
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, процентов:
с величиной прожиточного минимума пенсионера 176,5 165,4 163,0 150,5 153,3 155,01) 157,5 157,3 -0,2
со средним размером начисленной заработной платы 33,9 33,3 33,2 35,2 33,8 32,91 30,6 29,84 -0,76
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году 104,9 102,8 100,9 96,25) 96,6 100,31) 100,8 101,5 0,7
Данные таблицы 7 указывают на ежегодную тенденцию к увеличению средней пенсии и размера прожиточного минимума. Так, в частности, средний размер назначенных пенсий в 2019 году составил 14 163,4 рубля, что на 803,2 рубля или 6% больше, чем годом ранее. Также увеличился размер прожиточного минимума (518 рублей) и в 2019 году составил 9002 рубля.
В будущем количество пенсионеров в России будет расти. Это мнение разделяют эксперты, проанализировавшие текущую ситуацию. Даже значительное повышение пенсионного возраста в России не может кардинально изменить ситуацию, хотя кое-какие коррективы чиновникам все же удалось внести.
До начала пенсионной реформы в РФ прогнозируемая численность пенсионеров к 2024 году составляла 43,1 млн человек. Вскоре эти данные были уточнены. Сейчас Минтруд говорит о 37,5 млн человек, которые к началу 2024 года будут иметь статус «пенсионер».
По прогнозу Высшей школы экономики, к 2030 году общее количество пенсионеров достигнет 4142 миллиона человек. Исследователи утверждают, что такой широкий диапазон связан с возможными изменениями продолжительности жизни в стране из-за влияния различных факторов.
Таблица 8 - Динамика среднего размера назначенных пенсий (по данным отделения Пенсионного фонда РФ по КЧР) [5]
Средний размер Реальный размер Средний размер
назначенных пенсий назначенных назначенных пенсий в % к
в % к соответствую- пенсий в % к соответствующему периоду предыдущего года среднемесячной номинальной начисленной заработной плате одного работника
рублей щему периоду предыдущего года
2018 год
на 1 января 11310,4 47,8
с учетом ЕВ-2017 72,6 71,4
без учета ЕВ-2017 106,8 105,1
на 1 апреля 11333,4 103,0 101,6 45,6
на 1 июля 11315,9 103,1 101,6 44,4
на 1 октября 11322,7 102,9 100,0 46,3
2019 год
на 1 января 11898,0 105,2 100,3 47,5
Продолжение таблицы 8
на 1 апреля 11926,9 105,2 99,7 46,0
на 1 июля 11935,1 105,5 100,4 43,3
на 1 октября 11965,3 105,7 101,9 45,1
2020 год
на 1 января 12538,4 105,4 103,0 *
По состоянию на 01.01.2020 г. размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 5686 рублей 25 копеек в месяц. Из таблицы 9 видно, что средний размер назначенной пенсии в целом имеет тенденцию к увеличению и на 1 января 2020 года составляет 12538,4 рубля, что на 5,4 % больше, чем годом ранее.
Уже сейчас неработающие и работающие пенсионеры в регионах России хотят знать, насколько увеличится и проиндексируется пенсия в 2020 году. Каких нововведений относительно повышения пенсии стоит ожидать исходя из текущих планов органов исполнительной власти Российской Федерации. Российская Федерация.
Пенсии по старости будут проиндексированы в 2020 году на 6,6 %, в 2021 году - на 6,3%, следует из проекта основных характеристик бюджета Пенсионного фонда на 2019 год и планового периода на 2020 и 2021 годы. Пенсии превышают прогноз Минэкономразвития по инфляции (3,8 % в 2020 году и плюс 4 % в 2021 году).
Согласно таблице 9 численность пенсионеров на 1 января 2020 года составила 125 329 человек, а средний размер назначенной пенсии - 12538,4 рубля.
Таблица 9 - Численность пенсионеров и средний размер назначенных пенсий по категориям пенсионеров по состоянию на 1 января 2020 года по КЧР[5]
Численность пенсионеров, человек Средний размер назначенных пенсий, рублей
Все пенсионеры 125329 12538,4
в том числе: получатели страховых пенсий:по старости 86959 13799,2
по инвалидности 17693 10021,1
по случаю потери кормильца 6705 9057,6
пенсии пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф и члены их семей 109 14700,8
пенсии федеральных государственных гражданских служащих 145 18373,3
социальные пенсии 13718 9415,4
*Составлено автором
Напомним, в 2019 году в России было более 43 миллионов пенсионеров. Данные за 2020 год будут опубликованы летом. Эксперты полагают, что общее количество пожилых людей продолжит расти, что негативно отразится на размере федерального бюджета. С каждым годом государству придется закладывать все больше и больше средств для обеспечения российских пенсионеров. В результате отечественная экономика начнет испытывать серьезные проблемы.
Несмотря на рекордное количество пенсионеров, далеко не все граждане получают ежемесячные выплаты от государства. Сегодня на пенсию могут претендовать только 36,7 миллиона человек - это 25 % населения. Около 4 миллионов человек получают пособие по инвалидности или в связи с потерей кормильца.
По мнению экспертов, несмотря на пенсионную реформу, количество людей пенсионного возраста будет и дальше неуклонно расти. Однако повышение пенсионного возраста все же внесет некоторые коррективы. Если в 2019 году прогнозируемое количество пенсионеров составляло 43 миллиона в следующие 5 лет, то сегодня эта цифра уменьшена до 37,5 миллиона граждан.
Итак, основными факторами, определившими необходимость проведения пенсионной реформы в России, являются:
1) растущая финансовая нагрузка ПФР в связи с диспропорциями бюджета, которые обусловлены снижением доли обязательных отчислений в доходах фонда и увеличением расходов на пенсионное обеспечение граждан;
2) возрастающая зависимость ПФР от субсидий из федерального бюджета;
3) ухудшение демографической ситуации, которая обусловлена проблемой старения населения и сокращением числа работающих граждан;
4) снижение размера пенсий и, как следствие, ухудшение социально-экономического положения пенсионеров.
После доработки пенсионная система России организована на страховых принципах, построена с учетом уровня прожиточного минимума пенсионеров, ориентирована на стимулирование накопления пенсионных прав гражданами и нацелена на прозрачность расчетов и доступность. информации о пенсионном обеспечении будущих пенсионеров, кроме того, в пенсионной системе устанавливаются страховые взносы, а не выплаты.
Также одной из основных стратегических целей реформы было обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда за счет создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как отмечалось выше, меры, принятые в последние годы в значительной степени тормозить формирование корпоративной и индивидуальной накопительной частей.
С момента проведения пенсионной реформы в пенсионной системе России произошли существенные изменения, которые отразились на состоянии пенсионного обеспечения граждан. Трансформация пенсионной системы в Российской Федерации в настоящее время является важнейшим направлением для общества по изменению социальной политики страны, давно затрагивающим интересы нескольких поколений.
Источники:
1. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Документ утратил силу с 1.01.2002 г. (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-Ф3).
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»(15 декабря 2001 г.).
3. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 17.03.2020 № 40 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Карачаево-Черкесской Республике за IV квартал 2019 года».
4. Пономарева, А.С. Внебюджетные фонды и их классификация / А.С. Пономарева. - СПб.: Питер, 2013. - 116 с.
5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - Режим доступа. - URL: http://www.pfrf.ru.
6. Официальный сайт газеты Комсомольская правда - Режим доступа. - URL: https://www.kp.ru/.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2014. - С. 118. Sources:
1. Law of the Russian Federation of November 20, 1990 "On State Pensions in the Russian Federation" The document has become invalid since January 1, 2002 (Federal Law No. 173-FZ of December 17, 2001).
2. Federal Law of December 15, 2001 No. 166-FZ (as amended on July 21, 2014) "On State Pension Provision in the Russian Federation" "(December 15, 2001).
3. Alekhina E.S. The system of compulsory social insurance in Russia: the processes of formation and development problems / E. S. Alekhina // Finance and Credit. - 2009. - No. 4. - pp. 73-79.
4. Ponomareva, A.S. Extra-budgetary funds and their classification / A.S. Ponomarev. - SPb .: Peter, 2013 .- 116 p.
5. Official website of the Pension Fund of the Russian Federation - Access mode. - URL: http://www.pfrf.ru.
6. The official website of the newspaper Komsomolskaya Pravda - Access mode. - URL: https://www.kp.ru/
2. Finance. Money turnover. Credit / Ed. L.A. Drobozina. - M .: UNITI, 2014 .- P. 118.
DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11105
В.Ш. Расумов - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, [email protected],
V.S. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Chechen State University, Grozny, [email protected];
М.А. Узденова - ассистент кафедры экономики и прикладной информатики, ФГБОУ ВО "Карачаево-Черкесский государственный университет, г. Карачаевск, [email protected],
M.A. Uzdenova - Assistant of the Department of Economics and Applied Informatics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Karachay-Cherkess State University, Karachaevsk, [email protected].
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ FINANCIAL CONDITION AS A FACTOR IN THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AN ENTERPRISE
Аннотация. Одной из характеристик хозяйственной деятельности любого предприятия является финансовое состояние, которое является определяющим фактором конкурентоспособности любой организации и характеризует потенциал в деловом сотрудничестве. Для него характерны платежеспособность и финансовая устойчивость, которые являются важнейшими характеристиками финансово-хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Если компания финансово устойчива, платежеспособна, она имеет преимущество перед другими предприятиями, поэтому оптимизация финансового состояния предприятия является одним из важных условий успешного развития любого хозяйствующего субъекта. В то же время критическое финансовое состояние предприятия создает серьезную угрозу банкротства.
Предприятие является сложной системой, которая состоит из множества подсистем. В этой связи оценка финансового состояния характеризуется комплексностью подхода, включающего систему абсолютных и относительных показателей. Достоверный и своевременно проведенный анализ финансового состояния позволяет стабилизировать положение предприятия, а результаты финансового анализа могут быть использованы