ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ
Бондарь, З.Н.,
Тюменский государственный
университет,
аспирант
Bondar, Z.N.,
ДИНАМИКА ВОСПОЛНЕНИЯ ДЕФИЦИТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА В
2010-2013 ГГ.
Аннотация. В статье анализируется закон, который регулирует порядок финансирования выплат за счет пенсионных накоплений граждан, которые были сформированы путем участия в программе софинансирования пенсий или перевода средств материнского капитала на пенсионный счет матери.
DYNAMICS OF THE SHORTFALL OF PENSION FUNDS IN 2010-2013.
Summary. The article examines the law that governs the financing of payments from pension savings, which were normalized by SFOR, the program co-financing of pensions or transfer of maternity capital to the pension account of the mother.
Ключевые слова: Пенсионный фонд, софинансирование пенсий, накопительная часть трудовой пенсии, пенсионная система, пенсионный бюджет.
Key words: Pension Fund, co-financed pensions, funded part of the pension, the pension system, the pension budget.
Госдума РФ приняла закон сразу во втором и третьем чтениях, который регулирует порядок финансирования выплат за счет пенсионных накоплений граждан, которые были сформированы путем участия в программе софинансирования пенсий или перевода средств материнского капитала на пенсионный счет матери.
«Добровольные накопления будут передаваться по наследству. В документе выделены 4 вида пенсионных выплат: единовременная, срочная пенсионная выплата, накопительная часть трудовой пенсии по старости и выплата пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. Под срочной выплатой подразумевается выплата пенсионерам денег из сформированных ими сбережений за счет софинансирования пенсии или перевода материнского капитала на пенсионный счет. Срок выплат этих денег рассчитан на 10 лет. Также расширяется право наследования на эти сбережения, теперь их можно наследовать не только до начала выплат, но и после того, как часть денег уже получена застрахованным лицом», - РИА «Новости».
Правопреемственность по отношению к деньгам, переведенным на пенсионный счет из материнского капитала, может перейти как к супругу, так и к детям. Если средства были накоплены по программе самофинансирования пенсии, право наследования будет определяться на общих основаниях.
Единовременная выплата предоставляется лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности или трудовую пенсию по случаю потери кормильца, либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели права на установление трудовой пенсии по старости, а также лицам, размер накопительной части трудовой пенсии по старости которых в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к размеру трудовой пенсии по старости.
Порядок осуществления единовременной выплаты определяется правительством РФ.
Закон вступил в силу с 1 июля 2012 года. Суммарные доходы в бюджете Пенсионного фонда России в 2013 году прогнозируются в сумме 5,14 триллиона рублей. А расходы оцениваются в 4,82 триллиона. Таковы основные показатели на ближайший год утвержденного президентом бюджета ПФР. Сегодня «Российская газета» публикует Закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ».
Пенсионный фонд по-прежнему остается мощнейшей финансовой структурой в России. Его более чем пятитриллионные доходы в следующем году составят, по оценкам, 10,2 процента объема ВВП страны (для сравнения: в 2010 году - 9,87 процента), - сообщили в пенсионном ведомстве. Таким образом, каждый десятый рубль в стране - пенсионный.
Суммарные расходы на будущий год вырастут по сравнению с годом нынешним на 400 миллиардов рублей. Как всегда, в бюджете заложены средства на повышение материального обеспечения пенсионеров - индексацию трудовых пенсий с 1 февраля 2013 года на 8 процентов (это коснется 36,6 миллиона пенсионеров), а также увеличение на 6,5 процента размеров ЕДВ с 1 апреля 2013 года (число получателей - 17 миллионов человек). Кроме того, предстоит индексация госпенсий в общей сложности на 9,1 процента (с 1 апреля 2013 года запланировано повышение на 8 процентов, что улучшит материальное обеспечение 3,3 миллиона граждан). При этом минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом предоставляемых мер социальной поддержки у неработающих пенсионеров, как и в 2010 году, не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания. Соответственно, так же, как и сейчас, будет продолжать действовать механизм социальных доплат тем из пенсионеров, чьи доходы остаются ниже черты бедности.
Нужно всего лишь пересмотреть пенсионную формулу, добавив в нее новые коэффициенты и выбросив старые. Новые, естественно, следует связать со страховым пенсионным стажем таким образом, чтобы на максимальную пенсию мог рассчитывать только тот, у кого его окажется очень много, вот и все. Кто захочет получать пенсию побольше, станет трудиться до последней возможности, остальные должны будут снизить свои притязания.
Из интервью главы ПФР Антона Дроздова «Известиям» именно это и следует. «Сегодня размер пенсии рассчитывается как отношение накопленных за трудовую жизнь пенсионных прав человека к единому для всех коэффициенту - среднему периоду нахождения на пенсии, - говорит он. - Такая схема по своим принципам больше подходит не для системы обязательного пенсион-
ного страхования, а для добровольного страхования. Накопил - получил: человек платит страховые взносы за себя, до выхода на пенсию счет пополняется, а потом пенсионеру выплачиваются деньги до их исчерпания на счете».
В наших условиях, - считает Дроздов, это неправильно: «У нас - солидарная пенсионная система. Средства страховых взносов не «лежат» и не ждут своего часа, а идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, и только часть из них идет на формирование пенсионных накоплений. И пенсия у нас пожизненная, т. е. бессрочная. Кто-то живет дольше среднего статистического значения, кто-то меньше. Есть инвалиды, льготники по стажу, граждане, потерявшие кормильца, и есть те, кто имеет право на более ранний выход на пенсию. Государство обязано всех, кто начинает работать, застраховать на случай потери заработка и выплачивать пенсию как минимум в 40% от утраченного заработка, т. е. необходимо обеспечивать т. н. принцип солидарности».
Продолжится в следующем году и программа предоставления материнского капитала. Кстати, это еще одна из статей, которые финансируются по закону за счет федерального бюджета. На предоставление материнских денег в будущем году в бюджете заложено 120,8 миллиарда рублей. Размер маткапитала с 1 января 2013 года вырастет на 6,5 процента и составит 365 тысяч 698 рублей.
Превышение доходов над расходами бюджета эксперты ПФР оценивают в сумму 315 миллиардов рублей. Эти средства будут направляться на формирование накопительной части трудовой пенсии будущих пенсионеров. Эта часть пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе за счет части уплачиваемых работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд. Вне зависимости от возраста накопительную часть могут формировать и сами работники -- при помощи добровольной программы софинансирования пенсии. На эту программу в бюджет ПФР за счет средств Фонда национального благосостояния в 2013 году поступит 5 миллиардов рублей.
Из федерального бюджета в бюджет ПФР в 2013 году поступит 2,3 триллиона рублей. Нередко финансовые эксперты именно эту сумму приводят, когда оценивают дефицит пенсионной системы. Однако есть статьи расходов пенсионного ведомства, которые согласно законодательству должны компенсироваться из федерального бюджета.
В частности, исполнение обязанностей государства по выплате пенсий, пособий и других социальных выплат в будущем году составит 1396,2 миллиарда рублей. На компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР из-за пониженных тарифов уплаты страховых взносов для отдельных категорий работодателей уйдет 69,55 миллиарда рублей.
«Непосредственно на покрытие дефицита бюджета ПФР из бюджета придется потратить 875,93 миллиарда рублей», - подчеркивают в пенсионном ведомстве.
Верстая пенсионный бюджет на три года вперед, специалисты исходили из того, что с 2012 года благодаря увеличению ставки страхового взноса собственные доходы Пенсионного фонда заметно возрастут. Планируется, что в 2012 году они составят 5,65 триллиона рублей, а в 2013-м - 6,25 триллиона.
«Мы продолжим работу над снижением дефицита Пенсионного фонда, -сообщил его глава Антон Дроздов. - Если в 2010 году он составлял 1 триллион 300 миллионов рублей, то уже в следующем с учетом повышения совокупного тарифа страховых взносов до 34 процентов дефицит снизится в 1,5 раза. По нашим актуарным расчетам, этот показатель будет уменьшаться и в дальнейшем».