СТРАТЕГИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ КАК УСЛОВИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ STRATEGY OF PENSION REFORM AS CONDITION OF MODERNIZATION OF ECONOMY OF RUSSIA
а.к. соловьев
Доктор экономических наук, профессор Финансового университета, заслуженный экономист России, начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда Российской Федерации
a.c. solovev
Doctor of economics, professor honored economist of Russia head of the Department of actuarial and strategic planning Pension fund of the Russian Federation
АННОТАЦИЯ
Реформа российской пенсионной системы, направленная на ее адаптацию к рыночным отношениям в экономике, основана на страховых принципах формирования пенсионных прав граждан. Реализация
г>
1
128
страховых принципов, как показывает практика развитых стран, позволяет обеспечить достойный уровень жизни всех категорий пенсионеров, с одной стороны, и объективные финансовые условия долгосрочной бюджетной сбалансированности пенсионной системы в целом, с другой. Однако в России страховая пенсионная реформа за исторический период ее внедрения не реализована в полном объеме. ABSTRACT
The reform of the Russian pension system directed to its adaptation to the market relations in economy is based on the insurance principles of formation of the pension rights of citizens. Realization of the insurance principles as practice of the developed countries shows, allows to provide the worthy standard of living of all categories of pensioners, on the one hand, and objective financial conditions of long-term budgetary balance of the pension system in general, with another. However, in Russia insurance pension reform for the historical period of its introduction is not implemented in full.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Стратегия развития пенсионной системы, актуарный прогноз развития пенсионной системы, пенсионная реформа, дефицит бюджета ПФР, старение населения. KEYWORDS
Strategy of development for the pension system, actuarial forecast of development of the pension system, pension reform, budget deficit of RPF, aging of the population.
1. Постановка проблемы
Страховая пенсия представляет собой денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения человека, утратившего источники дохода по причине старости, инвалидности или потери кормильца. В этом выражает-
ся социально-правовая сущность пенсии. Экономическая сущность страховой пенсии заключается в том, что размер материального обеспечения пенсионера (страховых обязательств) должен непосредственно зависеть от накопленных застрахованным лицом за трудоспособный период жизни страховых пенсионных прав. В этом проявляется базовый институциональный принцип страховой пенсионной системы: эквивалентность пенсионных прав застрахованного лица и пенсионных обязательств страховщика.
В условиях рыночной экономики реализация этого принципа непосредственно зависит от общественно-политического строя, который определяет систему социально-трудовых отношений работника и работодателя. Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения в составе консолидированного бюджета учитывает макроэкономические и демографические факторы, определяющие условия ее долгосрочного устойчивого развития.
Проводимая в России страховая пенсионная реформа направлена на создание адекватных экономических механизмов, обеспечивающих наиболее эффективное выполнение институциональных функций государственной пенсионной системы.
Таким образом, обязательное пенсионное страхование — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Порядок формирования и выполнения страховщиками функций по пенсионным накоплениям и инвестированию средств, условия передачи пенсионных накоплений, уплаты
130
страховых взносов на накопительную пенсию в НПФ, а также ограничения фондами их полномочий страховщика и др. функций установлены законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» и нормативными актами государственного регулятора (ЦБР).
Страховым риском в системе обязательного пенсионного страхования рассматривается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая — пенсионного возраста, инвалидности или потери кормильца. Обязательным страховым обеспечением являются: страховая и накопительная пенсии по старости, страховая и накопительная пенсии по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Перед пенсионной реформой России стоит двуединая задача с взаимодополняющими целями:
1. Повышение размеров всех видов пенсионного обеспечения до принятых на международном уровне стандартов.
2. Обеспечение долгосрочной устойчивости всей пенсионной системы.
Эта задача имеет решение, по своей сути, единственное и безальтернативное в условиях рыночных трудовых отношений: пенсионная реформа должна быть ориентирована на страховые принципы, которые обеспечивают адаптацию интересов всех участников пенсионной системы России (работников — работодателей — страховщиков) к страховым экономическим отношениям [1].
В процессе разработки правительственной долгосрочной Стратегии развития страны (до 2035 г.) пенсионная реформа
рассматривается как главный экономический резерв, который обеспечит дополнительные ресурсы для модернизации страны. Однако данный резерв ограничен необходимостью реализации государственных гарантий сохранности накопленных государственных пенсионных обязательств перед нынешними и будущими пенсионерами.
При этом нельзя забывать, что источники финансового обеспечения этих обязательств в долгосрочной перспективе подвергаются другому — демографическому — риску по причине, с одной стороны, ускоряющегося развития демографического кризиса, отягощенного национальными особенностями, а с другой стороны, — циклических глобальных финансовых кризисов. Страховые принципы пенсионного обеспечения радикально отличаются от «нестраховых», которые обычно ассоциируются с советской системой материального обеспечения пенсионеров.
Мировая практика, включая страны бывшего СССР, многократно подтвердила безальтернативность и эффективность страхового механизма развития обязательного пенсионного обеспечения в условиях развитых рыночных отношениях. Поскольку только взаимовыгодные страховые принципы функционирования пенсионной системы создают объективные условия для всех участников пенсионной системы по созданию непосредственно экономической заинтересованности и выполнения соответствующих обязательств перед каждым участником пенсионной системы. Только экономическая заинтересованность каждого участника пенсионной системы (застрахованного лица — работника, страхователя-работодателя и страховщика) обеспечивают долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы, гарантирует ее авто-
132
номность и независимость от политической и социальной конъюнктуры в государстве [2].
Другой проблемой тарифно-пенсионной политики традиционно является альтернатива между социальной справедливостью получателей трудовых пенсий и «социальным обременением бизнеса». Причина этого противоречия кроется в том, что до сих пор пенсионная система обязательного страхования, несмотря на рыночные декларации, сохраняет многочисленные элементы распределительного механизма.
Экономическая сущность нового этапа пенсионной реформы наиболее полно выражается в базовом страховом правиле: пенсионные обязательства перед каждым застрахованным лицом должны быть адекватны его накопленным пенсионным правам за весь трудовой (точнее, трудоспособный) период жизни. Однако обе составляющие указанного равенства не могут быть произвольными — социальное государство обязано гарантировать и осуществлять контроль за реализацией конкретных количественных параметров указанных пенсионных обязательств и создавать необходимые условия для их формирования как работником, так и его работодателем. Рассмотрим основные требования к данным параметрам:
• размер страховой пенсии — должен не только компенсировать определенную часть утраченного заработка (согласно общепринятым в цивилизованном мировом сообществе — не ниже 40% среднего заработка застрахованного лица, индивидуальный коэффициент замещения — ИКЗ), подсчитанного за весь период страхования либо за достаточно продолжительный период времени (10-15 лет) перед пенсией), но и соответствовать величине минимального по-
требительского бюджета пенсионера (2,5-3 прожиточных минимума пенсионера) [3];
• размер тарифа страховых взносов по государственному обязательному пенсионному страхованию — должен быть, с одной стороны, достаточен для формирования вышеуказанных размеров трудовой пенсии, а с другой стороны, должен быть соизмерен с уровнем общеналоговой нагрузки пенсионной системы как на конкретного работодателя, так и на экономику страны в целом.
Для достижения достаточно противоречивых стратегических целей должна быть осуществлена модернизация тарифной политики, принятой в период пенсионной реформы 2002 года.
В этой связи перед пенсионной системой России поставлена задача, по сути, с взаимоисключающими целями:
• доведение размеров всех видов пенсионного обеспечения до международно признанных стандартов;
• обеспечение минимального уровня государственных пенсионных гарантий;
• обеспечение долгосрочной устойчивости всей пенсионной системы;
• повышение заинтересованности личного участия застрахованных лиц в формировании пенсионных прав.
Основу финансовой системы обязательного пенсионного страхования составляют средства бюджета ПФР. Финансирование выплаты указанных видов страховых пенсий осуществляется за счет страховых средств, поступающих непосредственно в бюджет ПФР, а в части недостатка страховых средств на выплату текущих пенсионных обязательств — за счет безвозмездных трансферов федерального бюджета на соответствующие виды выплат.
134
Объектом пенсионного страхования (начисления взносов) является заработок застрахованного лица в пределах установленной базы для начисления тарифов (предельный уровень этой базы повышается до 2,3 от среднестатистической зарплаты в текущем бюджетном периоде). Сумма страховых отчислений в солидарную часть бюджета ПФР направляются непосредственно на финансирование текущих пенсий (государственных пенсионных обязательств), а их номинально-условный эквивалент в полном объеме адекватно отражается на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного лица.
2. Институциональные и параметрические проблемы
реализации стратегических целей пенсионной
реформы России
В мировой практике критериями эффективности государственной пенсионной системы общепризнаны:
• достойный (относительно утраченного заработка, но не ниже прожиточного минимума) размер страховой пенсии и
• финансовая обеспеченность принятых государственных обязательств (долгосрочная устойчивость) в течение всего пенсионного цикла
За период рыночных преобразований отечественная пенсионная система апробировала практически все методы государственного регулирования как процесса формирования пенсионных прав работников, так и процесса выполнения государством принятых пенсионных обязательств. Так, в частности, на первых шагах рыночных преобразований государственного пенсионного обеспечения в 1990-е годы главным объектом реформирования стала тарифная поли-
тика, с одной стороны, и условия назначения трудовой пенсии — с другой.
Для достижения этих целей наряду с другими мерами предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Для этого начиная с 2019 года при назначении страховой пенсии по старости на общих основаниях поэтапно, с шагом в один год, повышается нормативный пенсионный возраст для мужчин с 60 до 65 лет и для женщин с 55 до 60 лет (с переходным периодом на 5 лет). Однако пенсионерам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), предоставляются льготы по снижению на 2 года возраста выхода на страховую пенсию по старости, но во всех случаях, включая переходный период, не ранее достижения возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. При исчислении указанного стажа учитываются только периоды работы и периоды получения пособия по обязательному страхованию в период временной нетрудоспособности, а иные «нестраховые» периоды, такие как военная служба по призыву, периоды безработицы и т.д., в данный стаж не засчитываются.
В целях адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения предоставлена льгота в виде снижения на 6 месяцев повышения пенсионного возраста гражданам, которые достигнут в 2019-2020 годах пенсионного возраста, установленного законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2018 года.
Повышение пенсионного возраста коснется также граждан, не участвовавших в формировании своих пенсионных прав. Изменения коснутся возраста, с которого назначается социальная пенсия по старости лицам, не приобретшим права на назначение страховой пенсии, поэтапно, с шагом
13
в один год, возраст повысится для мужчин с 65 до 70 лет и для женщин — с 60 до 65 лет.
Следует особо отметить, что повышение пенсионного возраста не затрагивает государственные обязательства по срокам выплаты накопительной пенсии. Так, работникам, имеющим пенсионные накопления, накопительная пенсия будет выплачиваться при достижении 55 и 60 лет (женщины и мужчины соответственно).
С учетом повышения пенсионного возраста важным фактором смягчения негативных последствий и гарантии поддержки социальных приоритетов над экономическими является ратификация Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (№ 1021), которая содержит обязательства государства по соблюдению международно принятых норм социальной защиты (40% среднего заработка).
Пенсионный возраст должен обусловливаться не критерием экономии средств, а исключительно — ростом размера страховой пенсии, поскольку возраст назначения страховой пенсии играет системообразующую роль в государственной пенсионной программе, и его внутрисистемные изменения ограничены институциональными факторами, обусловленными страховыми принципами.
В зарубежной практике сформировалось три направления реформирования государственных пенсионных систем:
1. Сохранение классической распределительной системы с использованием «параметрического подхода», т. е. с коррекцией ее отдельных параметров.
1 Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 349-Ф3 «О ратификации Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции № 102)».
2. Комбинирование солидарно-распределительной системы с накопительными элементами.
3. Отказ от солидарной модели формирования пенсионных прав для вновь вступающих в трудовую деятельность поколений работников и переход на накопительную пенсионную модель с передачей прав управления пенсионными средствами негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям и страховым организациям. Радикальность реформы усиливается тем, что вновь вступающим на рынок труда работникам безальтернативно предлагается только накопительная система.
Актуарные расчеты показывают, что риски накопительного компонента с учетом повышенных расходов на его администрирование (организация уплаты взносов, учета индивидуально-накопленных пенсионных прав), эффективное инвестирование и — главное — долгосрочное сохранение пенсионного капитала несопоставимо выше, чем в солидарно-распределительной пенсионной системе.
Для этих показателей в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (до 2030 года), являющейся на сегодняшний день главным стратегическим документом по пенсионной реформе, предусмотрены целевые ориентиры:
• обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
• обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 ПМП;
• продолжительность стажа, при которой размер накопительной пенсии достигнет необходимого для решения
138
задач пенсионной системы коэффициента замещения и соотношения с ПМП;
• соотношение доходности пенсионных накоплений с величиной индексации страховой пенсии;
• соотношение накопительной и страховой пенсий в сравнении с соотношением тарифов страховых взносов на указанные пенсии.
Актуарный анализ результатов пенсионной реформы позволил обосновать основные причины неэффективности параметрических преобразований самой пенсионной системы без учета ее взаимодействия с внешними макроэкономическими и демографическими факторами (включая односторонний учет воздействия внешних факторов на отдельные сегменты пенсионной системы без учета синергетических последствий и обратного влияния пенсионной системы на макроэкономику и демографию (на примере повышения пенсионного возраста и внедрения накопительной пенсии)).
Главный целевой ориентир пенсионной реформы — повышение уровня жизни пенсионеров до международно-признанных минимальных стандартов — соотношение страховой пенсии по старости с прожиточным минимумом — до 2,5-3,0 ПМП — может быть достигнут только для лиц с зарплатой, составляющей 2,0 и более среднемесячных начисленных зарплат в экономике. Для застрахованных лиц с зарплатой ниже средней в экономике пенсия ни при каких условиях (снижение инфляции, увеличение продолжительности трудового стажа и др.) не достигнет 2,5 ПМП [4].
Суммарный объем пенсионных накоплений превышает 3,6% ВВП. Для сравнения отметим, что расходы на выплату страховой пенсии (включая фиксированную выплату) около 7% ВВП. Таким образом, суммарный объем пенсионных
накоплений составлял 52% от годового объема расходов на страховые пенсии, в то время как суммы пенсионных выплат из накопительного компонента незначительны. При этом абсолютное большинство их выплачивается не в виде пенсии, а в единовременной форме. Средний размер единовременной выплаты средств пенсионных накоплений составлял 10 тыс. руб. (для лиц, получающих страховую пенсию по инвалидности и СПК или пенсию по государственному пенсионному обеспечению), второй единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, если накопительная пенсия составит менее 5%) — 22,5 тыс. руб. Средние размеры срочной и пожизненной (которая и носит название накопительной) пенсионных выплат составляли соответственно 1,1 тыс. руб. и 0,78 тыс. руб., на 2017 — 1,1 тыс. руб. и 0,8 руб.
Доля срочной пенсионной выплаты в общей сумме пенсионных выплат из системы обязательного пенсионного страхования составляет для всех ее получателей не более 8%, а для новых назначений — 12%. Удельный вес накопительной пенсии в среднем размере пенсии ее получателей составляет 7%, а для новых назначений еще меньше — 5,8%
Таким образом, за весь период формирования накопительной пенсии, который охватывает почти половину среднестатистического стажа получателей пенсии по старости, из которых 12 лет характеризовались уплатой взносов и их инвестированием, а последние годы прирастали исключительно за счет инвестирования ранее уплаченных взносов, накопительная пенсия (для тех, кто может ее получать именно в виде пенсии) в среднем не превышает 7% от общей суммы выплат по обязательному пенсионному страхованию.
140
Наиболее наглядный пример неэффективности накопительной модели дает критерий уровня жизни пенсионеров, который предлагается измерять «вкладом» накопительной пенсии в общую сумму страховой пенсии, с одной стороны и с другой, — соотношением с соответствующих тарифов на накопление к общему тарифу, накопительная пенсия должна составить не менее 17,1% от общей пенсии, сформированной за этот же период
С учетом того, что накопительные права формируются только с 2002 г. (при среднем стаже в 34 года и тарифе), получается, что накопительная пенсия должна составлять для новых назначений не менее 6,7% общего размера пенсии по старости в 2017 г., тогда как, по отчетным данным на ту же дату, она на 0,9 п.п. ниже.
Для оценки эффективности госгарантии номинала взносов расчеты для гипотетического застрахованного лица при тех же допусках по тарифу и стажу и постоянной зарплате на уровне средней в экономике застрахованное лицо получит накопительную пенсию в размере всего 4,3% своей зарплаты, тогда как отложенный заработок должен обеспечивать пенсию в размере не менее 9%, т. е. гарантируемый размер накопительной пенсии в два раза ниже величины отложенного заработка.
В международной практике наиболее наглядным критерием оценки эффективности пенсионной системы в целом и накопительной пенсии, в частности, применяется коэффициент замещения. В данном контексте вместо солидарного применяется индивидуальный коэффициент замещения, который учитывает соответствие уровня накоплений отложенной части застрахованного заработка.
Учитывая высокий уровень дифференциации доходов работников, представляет практический интерес актуарная
оценка эффективности пенсионных накоплений работников с наиболее типичными размерами заработка. Для этого рассмотрены условия формирования накопительной пенсии в размере ежегодно уплачиваемого тарифа — 6% зарплаты, что на 4 п.п. ниже, чем эквивалент отложенной зарплаты, и на 10 п.п. ниже, чем целевой коэффициент замещения страховой пенсии застрахованных лиц с зарплатой на протяжении всего стажа, равной: 1 МРОТ (минимальный размер оплаты труда); 1 ПМТ (прожиточный минимум трудоспособного населения); 2 средних зарплаты в экономике (СЗП); 4 СЗП (выше предельно облагаемого заработка).
При доходности по темпу роста зарплаты для формирования его накопительной пенсии в размере 6% собственной зарплаты потребуется:
• 20-23 года трудового стажа для работников, чья зарплата не выше верхней границы облагаемого взносами дохода (МРОТ, ПМТ, СЗП, 2 СЗП) в нормальных условиях труда;
• 25-28 лет стажа для работников, занятым по Списку № 2 (с учетом продолжительности выплаты пенсии на 5 лет дольше);
• 30-34 года стажа для работников, занятым по Списку № 1 (с учетом продолжительности выплаты пенсии на 10 лет дольше.
Расчеты показывают, что работникам, чья зарплата превышает установленный «потолок», с части дохода которых взносы по индивидуальному тарифу не взимаются ни на накопление, ни на страховую пенсию (в рассматриваемых расчетах это зарплата, равная 4,0 СЗП), даже при доходности пенсионных накоплений по росту зарплаты, потребуется стаж 39 лет в нормальных условиях. При зарплате, равной
142
размеру ПМТ, который увеличивается в прогнозном периоде в 3-3,5 раза медленнее, чем МРОТ, при доходности от инвестирования по темпам инфляции, для накопления пенсии в размере 6% собственной зарплаты необходим стаж 25 лет в обычных условиях труда.
Для работника, зарплата которого на уровне 2,0 СЗП, для получения 6% своей зарплаты в качестве накопительной пенсии, что составит 12% СЗП, при доходности от инвестирования, равной темпам инфляции, потребуется соответственно при занятости в обычных условиях труда 30 лет стажа [5].
3. Повышение пенсионного возраста:
экономические и социальные результаты
В качестве главного аргумента повышения пенсионного возраста используется показатель роста продолжительности жизни и соответственно — количества пенсионеров, которые становятся «непосильной нагрузкой на экономику — на бизнес и госбюджет».
При этом акцент делается на повышение пенсионного возраста, проведенное в странах Запада в ответ на «демографический кризис». При этом не учитывается, для повышения пенсионного возраста практически во всех странах ОЭСР, в отличие от России, есть существенный резерв: в большинстве из них ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин существенно превышает 70 лет, женщин — выше 80 лет.
В России же такого демографического резерва нет: ожидаемая продолжительность жизни у нас составляет 62 и 74 года соответственно. При достижении возраста 65 лет ожидаемая продолжительность жизни в странах
ОЭСР для мужчин составляет 13-18 лет, женщин — 18-22 года. В России у мужчин она в 60 лет ниже, чем во всех странах ОЭСР в 65 лет. Более того, из числа мужчин, которым в настоящее время 20 лет, до 60 лет доживут 60,8 процентов (т. е. умрут 39,2 процентов), и в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних мужчин умрут еще 18 процентов. Из 20-летних женщин до 60 лет доживут 85,6 процентов (т. е. умрут 15,5 процентов), и в течение последующих 5 лет из оставшихся 60-летних женщин умрут еще 7 процентов.
В настоящее время уровень занятости в возрастных группах, подпадающих под повышение пенсионного возраста, варьируется в пределах от 62 до 28% у женщин и от 58 до 49% у мужчин, понижаясь с возрастом. Увеличение его до 68,9% (для женщин) и 65,5% (для мужчин) даст прибавку соответственно на 5,9-39,7 п.п. и на 7,5-22,6 п.п. В наибольшей степени уровень занятости вырастет в старших возрастных группах, близких к новому пенсионному возрасту, в наименьшей — в группах, отстоящих от нынешнего общеустановленного пенсионного возраста на 1-3 года. Более того, учитывая резко возрастающий после достижения нынешнего пенсионного возраста уровень инвалидизации, вероятнее, что уровень занятости и, соответственно, увеличение численности работающих в возрастных группах, подпавших под повышение пенсионного возраста, будет ниже, чем прогнозируется в моделируемых вариантах.
При повышении пенсионного возраста необходимо учитывать все влияющие факторы и риски, просчитав с их учетом возможные последствия: демографические; макроэкономические; социальные (в том числе медицинские); трудовые и собственно пенсионные. Поэтому демографические условия в России не могут служить единственным ос-
144
нованием повышения пенсионного возраста. Пенсионный возраст является интегральным параметром страховой пенсионной системы, поскольку зависит как от параметрических характеристик самой государственной пенсионной программы, которая определяет условия и ограничения для формирования пенсионных прав каждой категории застрахованных лиц, так и от институциональных факторов развития пенсионного обеспечения в стране. В развитых страховых пенсионных системах параметрическими характеристиками являются продолжительность трудового стажа, учитываемого в пенсионных правах, и размер заработка, подлежащего обязательному пенсионному страхованию [6].
Адаптация пенсионной системы к демографической динамике должна сопровождаться адекватными государственными мерами по регулированию макроэкономических и институциональных факторов. Среди комплекса таких мероприятий следует выделить:
• адаптацию рынка труда к участию в нем граждан старших возрастных групп, с одной стороны;
• обеспечение ускоренного роста макроэкономики страны для создания новых рабочих мест, которые необходимы для увеличения занятости «дополнительной» численности трудоспособного населения, в первую очередь младших возрастных групп;
• снижение смертности в трудоспособных возрастах, в том числе путем развития социальных институтов, улучшения медицинского обслуживания населения, профилактики заболеваемости населения, диагностики смертельно опасных болезней на ранних стадиях их развития (при этом будет назначаться меньше трудовых пенсий по случаю потери кормильца);
• снижение инвалидности в трудоспособных возрастах, в том числе путем уменьшения числа рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда, приводящими к утрате работником здоровья и трудоспособности, улучшение условий труда и охраны труда (при этом будет назначаться меньше трудовых пенсий по инвалидности);
• повышение рождаемости (не только за счет материального стимулирования — предоставления дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей (в виде выплаты материнского (семейного) капитала), но и с помощью комплекса мер, направленных на пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей);
• приведение в соответствие страховым принципам формирование пенсионных прав застрахованных лиц — наемных работников, занятых на рабочих местах с особыми и вредными условиями труда, в обязательные профессиональные пенсионные системы и/ или установление для работодателей, применяющих труд наемных работников во вредных и тяжелых условиях труда, дополнительного тарифа страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования, чтобы компенсировать для системы выплату этим работникам трудовых пенсий в период до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
146
• создание экономических и правовых условий для формирования пенсионных прав, обеспечивающих достойный уровень материального обеспечения при наступлении старости для страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФР в виде фиксированного платежа (необходимо уплачивать не минимум, а сумму, достаточную для получения пенсии в течение всего периода выплаты пенсии (хотя бы не ниже прожиточного минимума пенсионера (численность плательщиков фиксированного платежа составляет 2 млн человек)) [7]. Нерешенность проблем финансовой устойчивости пенсионной системы и достойного уровня жизни пенсионеров обусловлена внешними — макроэкономическими и демографическими — факторами, изменение которых, по прогнозу правительственных плановых органов, в долгосрочной перспективе не намечается. Исследование доказывает эффективность реформы пенсионного страхования только при условии преодоления негативных демографических тенденций и макроэкономических диспропорций (увеличение емкости рынка труда, сокращения теневой занятости, повышения уровня оплаты труда как финансовой базы для формирования пенсионных прав работников.
Библиографический список
1. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. 2017.
2. Как мир реформирует пенсионные системы. — Ведомости. 23 декабря, 2016 год.
3. Ляшок В.Ю., Назаров В.С., Орешкин М.С. Факторы роста размера пенсий в России // Финансовый журнал. — 2016. — № 1. — С. 7-22.
4. Малева Т.М. Человек в солидарной пенсионной системе // Экономическая политика. — 2014. — № 2. — С. 55-84.
5. Соловьев А.К. Проблемы эффективности пенсионной системы России в условиях реформы // Мир новой экономики. — 2014. — № 4. — С. 39-50.
6. Соловьев А.К. и др. Пенсионный возраст: актуарно-статистическое обоснование 2018.
7. Соловьев А.К. Макроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. — 2013. — № 4. — С.82-93.
List of References
1. Solovyov A.K. Pension reform: illusion and reality of 2017.
2. As the world reforms the pension systems. — Sheets. December 23, 2016.
3. Lyashok V.Yu., Nazarov V.S., Oreshkin M.S. Factors of growth of the amount of pensions in Russia//the Financial magazine. — 2016. — No. 1. — Page 7-22.
4. Mullewa the TM Person in the solidary pension system//Economic policy. — 2014. — No. 2. — Page 55-84.
5. Solovyov A.K. Problems of efficiency of the pension system of Russia in the conditions of reform//the World of new economy. — 2014. — No. 4. — Page 39-50.
6. Solovyov A.K., etc. Retirement age: actuarial and statistical justification of 2018.
7. Solovyov A.K. Macroanalysis of the pension system of Russia//economy Questions. — 2013. — No. 4. — Page 82-93.
Контактная информация:
119991, г. Москва, ул. Шаболовка, 4, sol26@100.pfr.ru
119991, Moscow, St. Shanolovka, 4, sol26@100.pfr.ru