а) игривый нрав кошки: веселая (5), забавная (4), смешная (4);
б) отношение кошки к потомству: заботливая (4);
в) стремление кошек к чистоте: чистоплотная (2);
г) отношение человека к кошке: любимая (5), хорошая (7);
д) отношение кошки к человеку: ласковая (63), добрая (38), милая (30), нежная (19),
Что касается названных отрицательных качеств кошки, то их представляют реакции хитрая (9), наглая (6), противная (3), вредная (2), свидетельствующие о своенравности кошек.
Восприятие кошка как домашнего животного нашло отражение в одноименной реакции - домашняя (11), при этом встретилось и описание антиномии - бездомной кошки, которая голодная (7), злая (7), блохастая (2).
В целом можно заметить, что образ кошки,
во-первых, детально прорисован, включает большое число разнообразных черт, что, безусловно, связано с накопленными за века знаниями о кошке - постоянной спутнице человека, одном из самых типичных домашних животных;
УДК 82.01.
ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. АЛЕКСИНА
В статье дана оценка читательского восприятия произведений детской литературы через выявление отношения современных молодых читателей к литературным персонажам. В качестве объектов изучения выбраны четыре повести советского писателя А. Алексина («А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества»). В качестве методов исследования выбраны семантический дифференциал и методы факторного анализа. Выявлены скрытые факторы, объясняющие читательское восприятие данных произведений.
Ключевые слова: литература для детей, А. Алексин, читатель, восприятие, актуальность, семантический дифференциал.
Как известно, к детской и юношеской литературе предъявляются высокие требования. Книга для подростка должна выполнять ряд социальных функций, развивать и воспитывать. Значимую роль в этом играют литературные персонажи, к которым читатель может относиться как к друзьям, разделяющим его жизнь.
Как объекту книгоиздания и читательского восприятия детской литературе свойственна категория предметной области и ее актуальности [1]. Спецификой предметной области именно детской книги является стремление ав-
во-вторых, может быть описан посредством системы бинарных оппозиций: добрая - злая, молодая - старая, лысая - пушистая, умная - глупая, домашняя - бездомная, большая - маленькая;
в-третьих, является объектом оценок: частных и общих, положительных и отрицательных.
1. Сукаленко Н. И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев: Наукова думка, 1992. 900 с.
2. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.
3. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.: РА-Каравелла, 2001. 320 с.
© Гордеева З. А., 2015
О. В. Токарь O. V. Tokar
ASSESSMENT OF THE READER'S PERCEPTION OF A. ALExIN'S WORKS
The article reviews the reader's perception of the works of children's literature through identifying the attitude of today's young readers to literary characters. The selected objects of the study are four stories of the Soviet writer A. Alexin («Meanwhile Somewhere», «My Brother Plays the Clarinet», «Crazy Evdokia», «Division of Property»). The semantic differential and methods of factor analysis are used as research methods. The hidden factors that explain the reader's perception of these works are revealed.
Keywords: literature for children, A. Aleksin, reader, perception, relevance, semantic differential.
тора сформировать в читателе такую же оценку, которая дана в издании. Предметная область книги для взрослого читателя подразумевает объяснение авторской позиции, диалог автора и читателя, влияние на последнего через ориентирование читателя автором в сложных вопросах.
Цель работы - дать оценку читательского восприятия произведений советской детской литературы через выявление отношения современных молодых читателей к литературным персонажам. В качестве объектов изучения выбраны четыре повести советского писателя А. Г. Алексина
(«А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества»).
Безусловно, проза А. Г. Алексина не является откровенно назидательной, предназначенной лишь для реализации педагогических, дидактических и воспитательных задач общества. Именно в 1960-е г. возродился интерес к психологизму в детской литературе, продолжателем традиций которого и стал А. Г. Алексин. В отличие от Н. Н. Носова и В. Ю. Драгунского, делавших акцент на разнице психологии ребенка и взрослого, его внимание перенесено в область частной жизни, он последовательно отстаивает право ребенка на индивидуальность и неповторимость внутреннего мира, характера и поведения. Благодаря установке на необходимость постижения внутреннего мира ребенка работы А. Г. Алексина остаются актуальными и сегодня (подробнее об этом см. [2]).
Для изучения читательского восприятия произведений часто используют методы анкетирования и устного обсуждения. Однако эти традиционные методы не всегда выявляют детали читательского восприятия, поэтому был привлечен метод семантического дифференциала как метод опроса читателей и метод факторного анализа как метод обработки данных. Под читательским восприятием понимается в данном случае отношение читателей к персонажам и их поступкам, к авторской позиции в целом. Поставленная цель объясняется необходимостью изучения актуальности предметной области советской детской литературы.
Группе читателей в возрасте до 20 лет было предложено прочитать названные повести, а далее по семибалльной шкале оценить персонажей по ряду антонимичных прилагательных, предложенных В. Ф. Петренко [3] как наиболее универсальных шкал семантического пространства. Полученные данные подвергалась факторному анализу (анализу главных компонент). Количество используемых шкал 38, а количество персонажей повестей составляет 19:
1) Сергей, бывшая жена его отца Нина Георгиевна, отец Сергея, приемный сын Нины Георгиевны Шурик, одноклассник Сергея Антон, бабушка Сергея («А тем временем где-то»);
2) Женька, ее брат Лева, старшеклассница Алина («Мой брат играет на кларнете»);
3) Вера, бабушка Веры, мать Веры, отец Веры («Раздел имущества»);
4) Оля, мать Оли, отец Оли, классная руководительница Евдокия Савельевна, одноклассники Оли Боря и Люся («Безумная Евдокия»).
А. Г. Алексин в своих произведениях показывает ребенка-подростка в основном во взаимодействии со взрослыми, прежде всего с родителями, бабушками, учителями, старшими братьями. Для писателя миры детей и взрослых достаточно оппозиционны (конфликты с учителями и отдаленность ребенка от родителей). Повести выстроены как диалог взрослых и детей, при этом ребенок имеет право судить взрослых, даже самых близких людей. Психологизм изложения достигается писателем благодаря активному введению внутреннего монолога, задействованию ребенка-рассказчика, приемов контраста и сопоставления.
Первым этапом работы с полученными данными является интерпретация факторов, в результате которой первый фактор (объясняет около 40 % разброса данных) может быть назван «Самоуверенность», второй интерпретирован как «Социальная открытость» (около 30 %). Именно эти два фактора несут основную нагрузку и наиболее значимы (на них приходится основной процент дисперсии). Третий и четвертый фактор второстепенны, они названы «Авторитетность (серьезность, статус)» и «Нетребовательность (отсутствие претензий к другим)».
В выявленных факторах противопоставление А. Г. Алексиным мира детей и мира взрослых также отражено, первые два сформированы в большей степени на основе восприятия читателями качеств персонажей-детей, вторые два (причем менее значимых) — взрослых. Т. е. выявлены скрытые факторы, объясняющие читательское восприятие.
Далее персонажи повестей размещались в семантическом пространстве на основании нагрузок, полученных при анализе главных компонент объектов-персонажей (см. рис.).
| I I м | I I I I | I I | | | | | м | I I I I | I I I I | I I М | | | | | | I I I I | I I М | М I I | I I | | | | | | I | I I I I | I I I I |
бабушка Веры □
мама Оли
Вера
--6
— А
□ Лева
отец Оли
+
— 2
-2 Боря □
Нина Георгиевна
Антон
Люся □
□ отец Веры
□ Алина □ Сергей
□ бабушка Сергея
Евдокия Савельевна 0 □ Оля
□ отец Сергея
-- -4
— -6
□ Женька
□ мама Веры
□ Шурик
Рис. Размещение персонажей в пространстве семантических факторов «Самоуверенность» (ось X) и «Социальная правильность» (ось Y)
График дает возможность провести анализ полученных результатов в двух аспектах: 1) близость между персонажами; 2) противоположность персонажей.
Выявленная близость значима, так как в ней отражено отношение читателей к персонажам и конфликтам, которые разворачиваются в повестях. Установленная противоположность персонажей помогает определить читательское отношение к оппозиционности, по А. Г. Алексину, мира детей и мира взрослых, понять, уловили ли читатели этот авторский посыл. Поскольку речь идет о современном читателе, это не очевидно, ведь вполне возможно, что проблемы, из-за которых конфликтуют герои данных повестей, могут показаться современным подросткам пустяковыми. Так ли это или нет, можно установить, проанализировав результаты факторного анализа данных.
Латентные факторы позволили выявить, что читатели отражают в своих оценках близость между Евдокией Савельевной и Олей, Алиной и Сергеем, мамой Оли, отцом Оли и Верой, Ниной Георгиевной и Антоном, Люсей и отцом Веры и, пожалуй, сюда следует включить пару Женька («Мой брат играет на кларнете») и мама Веры («Раздел имущества»). Близость установлена как между персонажами одной, так и разных повестей.
Из четырех повестей «Безумная Евдокия» наиболее спорная, наиболее уязвимая в плане актуальности предметной области. Талант человечности, способность думать о том, как твои поступки отразятся на других, может быть, важнее таланта художника или скульптора - это не самая распространенная установка сегодня. И услышат ли современные читатели слова А. Г. Алексина о том, что тот, кто любой ценой хочет быть первым, тот обречен на одиночество?
График позволяет выявить внутреннюю общность Оли и Евдокии Савельевны. Этой общностью в области их самоуверенности и социальной открытости объясняется конфликт этих двух героинь.
Анализ близости качеств персонажей, отраженной в читательском сознании, позволил сформировать характеристику четвертей графика и определенные прогнозы относительно восприятия данных литературных героев. Итак, в результате факторного анализа данных, отраженного на графике, видно, что:
1) в правой верхней четверти расположены персонажи, способные на действия, но этими действиями не наносящие вред, не причиняющие боль другим людям. Если основываться на авторской позиции, то исключением является только Оля, по мысли А. Г. Алексина, эгоистично относящаяся к одноклассникам и родителям, живущая только собой и во всем стремящаяся быть первой, что приводит ее к одиночеству и к конфронтации с классной руководительницей. Однако здесь и выявлена специфика восприятия данного персонажа современным читателем, так как далеко не все из опрошенных разделили мнение автора. Читателям импонируют талант Оли, ее самостоятельность, интеллект, уверенность в себе, успешность, что влияет на выставленную ей оценку.
Было предположение, что читатели не поймут и Евдокию Савельевну, большую часть повести показанную глазами Оли и ее родителей и только под конец повествования получившую слово. Но по шкале морально-нравственных качеств она суммарно занимает позицию в данной четверти графика в непосредственной близости от своей ученицы-оппонента;
2) в левой верхней части графика расположены персонажи, которые характеризуются способностью отдавать другим всего себя, вкладывать душу в других людей. Лидер здесь, безусловно, бабушка Веры, присуще это качество и самой Вере, родителям Оли, а также Леве. Эти персонажи могут жертвовать собой ради чего-либо. Персонажам этой четверти не свойственны какая-то бурная деятельность, это люди не действия, а скорее размышлений, эмоций, рефлексии. Пожалуй, если считать идеалом отсутствие самоуверенности и высокую социальную открытость, то именно здесь собраны наиболее положительные герои в глазах читателей;
3) в левой нижней четверти собраны персонажи, которые не могут реализовать себя, сами несчастливы, поэтому не могут сделать счастливыми других. Присутствие здесь Нины Георгиевны объясняется тем, что всю повесть читатель видит ее в крайне удрученном состоянии и только в конце понимает, что она обрела близкого человека в лице главного героя;
4) в правой нижней четверти находятся персонажи, действия которых причиняют страдания другим. Если сравнить эгоистичных Женьку и Олю, то мы видим, что Женька попала в более невыигрышную группу. На наш взгляд, это связано с отсутствием у Женьки своего дела в жизни, отсутствием желания заниматься саморазвитием. И если стремление Оли подчинить своему таланту все вокруг читатели прощают, то стремление Женьки подчинить близкого человека просто себе самой - нет.
В каждой из четырех повестей имеется главный герой-подросток, переживающий конфликт с представителями старшего поколения. Конфликт может быть выражен открыто (Оля и Евдокия Савельевна), может существовать только в душе подростка (Женька), герой должен сделать для себя выбор между конфликтующими сторонами (Вера) или между взрослыми, которые являются носителями разных морально-этических взглядов (Сергей).
Итак, Оля находится в одной четверти графика с учительницей Евдокией Савельевной, но в разных со своими родителями, что обусловлено разницей по фактору «Самоуверенность». Евдокия Савельевна, скорее, относится к поколению бабушек, чем родителей, и, как мы видим, она понимает Олю значительно лучше, чем ее родители. Так полагает автор, а интерпретация результатов факторного анализа позволяет утверждать, что с этим согласны и читатели.
Сергей располагается в одной четверти графика со своей бабушкой, но в разных - с отцом. На этот раз разница обусловлена фактором «Социальная открытость», как мы выяснили, являющимся регулирующим фактором в области читательской оценки. О схожести характеров
Сергея и его бабушки писатель говорит прямо, а также подтверждает это наглядно. Например, когда родители уезжали в командировку, они устраивали жизнь на свой вкус: питались в столовой, ходили в кино и т. д.
Вера также находится в одной четверти графика со своей бабушкой, но местоположение родителей относительно Веры более сложное, чем для Оли и ее родителей. С отцом у Веры наблюдается разница по фактору «Социальная открытость», а с матерью сразу по обоим факторам. Результат вполне объясним тем, что этот конфликт из всех рассмотренных в четырех повестях наиболее тяжелый: ребенок должен выбирать между бабушкой и родителями, прежде всего матерью. Вера, согласна читательскому восприятию, очень близка к родителям Оли.
В повести «Мой брат играет на кларнете» упоминаются родители Женьки, однако из-за их эпизодичности эти персонажи не были задействованы в опросе. Женька категорично судит о взрослых вообще, к миру взрослых в ее понимании относится и десятиклассница Алина, потому что она живет по законам взрослого мира и не похожа на главную героиню. Как видно из графика, действительно Женька и Алина находятся в разных его четвертях. Разница обусловлена фактором «Социальная открытость».
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Выявлены и интерпретированы основные факторы восприятия читателями персонажей повестей. Факторный анализ позволил установить наиболее весомые факторы («Самоуверенность» и «Социальная открытость»). Сделано уточнение, что хотя фактор «Самоуверенность» и несет наибольшую факторную нагрузку, регулирующим все же следует считать фактор «Социальная открытость».
2. Получена картина расположения персонажей в семантическом пространстве человеческих пороков и добродетелей, которая отражает читательское отношение к персонажам. Благодаря этому был сделан вывод относительно мнения современных молодых читателей о персонажах, через поступки и мысли которых автор стремится донести свою точку зрения на проблему.
3. С учетом специфики подростковой прозы А. Г. Алексина, например, оппозиционности миров детей и взрос-
лых, сделан вывод относительно восприятия читателями конфликтов в каждой из повестей между персонажами разных поколений. Так, оппозиционны миры детей и родителей, но не детей и старшего поколения, представленного бабушками.
4. Можно сделать вывод о том, что повести не утратили актуальности предметной области. Наиболее неоднозначной в этом смысле оказалась повесть «Безумная Евдокия». Нельзя сказать, что автору полностью удалось сформировать во всех читателях ту же оценку, которую он предполагал, однако то, что его произведение подвигло читателей на размышления, обращения к собственному опыту и системе ценностей, заставило задуматься, все же свидетельствует в пользу того, что предметная область повести (как произведений для взрослеющих читателей) актуальна.
Итак, проблемы взросления и подросткового эгоизма не могут устареть и в наше время, доверительная беседа, которую предлагает читателям А. Г. Алексин, востребована и современным подростком.
Можно рекомендовать метод семантического дифференциала для дальнейшей работы в области читательского восприятия произведения. Предложенная методика анализа позволяет более глубоко проникнуть в читательское восприятие произведения, выявит скрытые факторы, объясняющие оценку, даваемую читателями поступкам персонажей, а следовательно, авторской идеи и произведению в целом.
1. Редакторская подготовка изданий / под ред. С. Г. Антоновой. М.: Изд-во МГУП, 2002. 468 с.
2. Долженко Л. В. Рациональное и эмоциональное в русской детской литературе 50-80-х годов XX в. Волгоград: Перемена, 2001. 241 с.
3. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
© Токарь О. В., 2015