Научная статья на тему 'Исследование ассоциативного поля зоонима на примере направленного ассоциативного эксперимента «Кошка какая?»'

Исследование ассоциативного поля зоонима на примере направленного ассоциативного эксперимента «Кошка какая?» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
564
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ЗООНИМ / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордеева З. А.

Зоонимы представляют собой сложные языковые единицы, которым присущ значительный информационный потенциал. Цель исследования, частные результаты которого представлены в настоящей статье, выявление метафорического потенциала концепта «кошка» в русском языке. Задачей работы стало описание фрагмента ассоциативного поля «кошка», сформированного на основе анализа атрибутивного компонента семантико-синтаксической модели «кошка какая?». Актуальность данной статьи обусловлена лингвокультурологической направленностью анализа традиционного языкового материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF ZOONYM ASSOCIATIVE FIELD BY ExAMPLE OF DIRECTIONAL ASSOCIATIVE EXPERIMENT ''CAT IS WHAT?''

Zoonyms are complex language units which have great information potential. The aim of this research is to reveal the metaphorical potential of 'cat' concept in the Russian language picture of the world. The main task is description of fragment of the associative field "cat" based on the analysis of attributive component of semantic-syntactic model "cat is what". The topicality of this article is stipulated by linguistic and culturological orientation in analysis of traditional language material.

Текст научной работы на тему «Исследование ассоциативного поля зоонима на примере направленного ассоциативного эксперимента «Кошка какая?»»

УДК 81:39

ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ ЗООНИМА НА ПРИМЕРЕ НАПРАВЛЕННОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА «КОШКА КАКАЯ?»

Зоонимы представляют собой сложные языковые единицы, которым присущ значительный информационный потенциал.

Цель исследования, частные результаты которого представлены в настоящей статье, - выявление метафорического потенциала концепта «кошка» в русском языке. Задачей работы стало описание фрагмента ассоциативного поля «кошка», сформированного на основе анализа атрибутивного компонента семантико-синтаксической модели «кошка какая?». Актуальность данной статьи обусловлена лингвокультурологической направленностью анализа традиционного языкового материала.

Ключевые слова: концепт, зооним, ассоциативное поле, ассоциативный эксперимент.

3. A. ropdeeBa Z. A. Gordeeva

RESEARCH OF ZOONYM ASSOCIATIVE FIELD BY EXAMPLE OF DIRECTIONAL ASSOCIATIVE EXPERIMENT 'CAT IS WHAT?'

Zoonyms are complex language units which have great information potential. The aim of this research is to reveal the metaphorical potential of 'cat' concept in the Russian language picture of the world. The main task is description of fragment of the associative field "cat" based on the analysis of attributive component of semantic-syntactic model "cat is what". The topicality of this article is stipulated by linguistic and culturological orientation in analysis of traditional language material.

Keywords: concept, zoonym, associative field, associative experiment.

Язык - факт культуры, составная часть культуры, которую мы наследуем, и одновременно ее орудие. Культура народа вербализуется в языке, именно язык аккумулирует ключевые концепты культуры, транслируя их в знаковом воплощении - словах. Создаваемая языком модель мира есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты человеческого способа миропостижения [1, с. 162]. Таким образом, антропоцентризм буквально пронизывает весь язык. Интерес современного языкознания к этому обстоятельству активизирует и ориентирует лингвистические исследования на изучение языковой концептуализации окружающего мира человеком.

Концепты создаются в процессе познания мира, при этом они отражают и обобщают человеческий опыт и действительность. Раскрывая сущность данного феномена, необходимо отметить, что концепты не просто отражают объективную действительность, а формируют некий образ, созданный на основе наглядно-образного знания и приобретённого духовного опыта. Этот образ имеет свое языковое выражение и отмечается культурной спецификой. По замечанию Ю. С. Степанова, концепт представляет собой основную ячейку культуры в ментальном мире человека [2, с. 98].

В культуре осмысляются контакты человека с внешним миром, в частности с миром животным. Язык отражает в своих особых единицах - зоонимах - результаты этого осмысления. В связи с этим зоонимы, имена существительные, называющие животных, перспективно и целесообразно изучать в лингвокультурологическом аспекте для выявления особенностей одноименных концептов ЯКМ. Зооним отражает различия в национальных культурных представлениях, психологических, ментальных

и социальных особенностях и разнообразных обычаях, присущих определенному языковому сообществу и культуре в целом. Зоонимы представляют собой сложные языковые единицы, которым присущ значительный информационный потенциал.

При исследовании концепта, стоящего за словом-зоо-нимом, немаловажную роль играет анализ ассоциативного поля, который позволит выявить национально-культурные смыслы, входящие в структуру концепта. При этом необходимо рассматривать не только материалы уже имеющихся ассоциативных словарей, но и проанализировать современную ситуацию, проведя серию ассоциативных экспериментов.

Цель исследования, частные результаты которого представлены в настоящей статье, - выявление метафорического потенциала концепта «кошка» в русском языке. Задачей работы стало описание фрагмента ассоциативного поля «кошка», сформированного на основе анализа атрибутивного компонента семантико-синтаксической модели «кошка какая?».

Ассоциативный эксперимент представляет собой прием, направленный на выявление ассоциаций, сложившихся у индивида в его предшествующем опыте [3, с. 115]. В целом ассоциативные эксперименты направлены на выявление особенностей концептуализации образа в национально-языковой картине мира.

Нами был проведен направленный ассоциативный эксперимент, в котором респондентам предлагалось ответить на стимул реакцией - именем прилагательным.

Эксперимент проводился среди студентов Омского экономического института в возрасте от 18-22 лет. Испытуемым необходимо было ответить на вопрос «кошка ка-

Гуманитарные исследования • 2015 • № 1 (5)

33

кая?». В исследовании приняли участие 140 человек. Реакций на стимул - 120, различных реакций на стимул - 61, одиночных реакций на стимул - 59, отказов - 0. Количество реакций далее указывается в скобках.

Полученные результаты можно классифицировать, учитывая, что наиболее многочисленными стали реакции, описывающие кошку в аспекте внешнего вида, поведенческих черт, интеллектуальных качеств, особенностей характера.

Ассоциации, которые описывают внешний вид кошки, можно разделить на несколько подгрупп, соотносящихся с такими признаками, как окрас, порода, физические признаки, общая характеристика.

Среди реакций, характеризующих окрас, были названы: черная (8), серая (7), белая (6), рыжая (3). Возможно, преобладание в этой группе реакции черная определяется культурным контекстом. Интерпретация образа чёрных котов и кошек в разных культурах и народах различается. По мнению одних суеверных, они служат предвестником несчастья (например, если чёрная кошка перебегает дорогу, это приводит к дальнейшим неудачам в жизни). По мнению других, живущая в доме чёрная кошка приносит удачу. Характерны суеверия, связанные с черной кошкой, и для русской культуры; часть этих представлений нашла отражение в русском языке, прежде всего в его паремио-логическом фонде.

Среди русских народных примет можно найти такие, как появление чужого черного кота в доме - предвестье беды; человек, который в ночь перед Рождеством увидит во сне черную кошку, опасно заболеет в этом году; кот, пес и петух черной масти предохраняют дом от воров; больной умрет, если черная или белая кошка войдет в его комнату. Существуют народные поверья: прежде чем войти в новую избу, пускают туда на первую ночь черного петуха и курицу, на вторую - черного кота и кошку; во время грозы надо обязательно выкинуть черного кота из дома, иначе он притянет к себе молнию; если на корабле есть черная, без единого белого волоска, кошка, то плавание будет удачным. Также можно привести пример фразеологизмов: «Черная кошка пробежала» (неожиданная ссора, размолвка, между кем-либо), «Искать черную кошку в темной комнате» - заниматься бесполезным делом. Поговорка «Черного кота не вымоешь добела», которая означает, что неисправимого не исправишь.

Оставшиеся «цветовые» реакции: серый, белый, рыжий - объясняются, по-видимому, экстралингвистически: это популярные и наиболее распространенные окрасы кошек.

К признаку «порода» восходят такие реакции, как вислоухая (3) и сибирская (2), также встретилась недифференцированная реакция породистая (2). Такое незначительное число реакций объясняется, возможно, относительной неважностью параметра: мода на породистых кошек возникла недавно, и этот признак еще не осознается носителями языка как принципиально важный.

Подгруппа реакций на слово кошка, которая описывает физические признаки животного, является самой мно-

гочисленной. Испытуемые указывали такие признаки, как цвет глаз, качество шерсти, размер, наличие частей тела, возраст и звуки, которые произносит кошка.

Испытуемые выделили зеленоглазых (3) и голубоглазых (2) кошек, представляющих как наиболее типичное, так и, напротив, редкое положение дел. У кошек и котов глаза в темноте ярко-зеленые, возможно, поэтому существует мнение, что кошки зеленоглазые. Голубые глаза у кошек встречаются редко, они характерны для породистых кошек. В целом цвет глаз у кошек может быть различным: желтым, ярко-оранжевым, зеленым, голубым.

Самая многочисленная подгруппа реакций - описание шерстяного покрова кошки и осязательных ощущений от его восприятия: пушистая (103), мягкая (31), лысая (11), гладкая (2), гладкошерстная (2), лохматая (2). Интересно, что 74 % испытуемых дали реакцию пушистая, отразив существующий стереотип: кошка должна быть пушистой, мягкой на ощупь. Для сравнения: порода лысых кошек появилась сравнительно недавно, чем можно объяснить немногочисленность соответствующих реакций.

Некоторые испытуемые описывали размер кошки: большая (8), маленькая (7). Также встретилась ассоциация толстая (6).

Подгруппа реакций, описывающая наличие частей тела у кошки: усатая (3), глазастая (2), когтистая (2), хвостатая (2).

Признак «возраст» представлен бинарной оппозицией старая (3) - молодая (3).

Реакция мяукающая (9) появилась из-за звуков, которые издает кошка.

Общая характеристика внешности кошка представлена распространенной (встретилась 43 раза в 31 % анкет) реакцией - частнооценочным прилагательным красивый в грамматической форме женского рода, что подтверждает релевантность эстетических оценок для описания животного.

В группе реакций, определяющих поведенческие черты кошки, можно выделить две большие подгруппы, противопоставленные по признаку «подвижный/размеренный образ жизни».

С одной стороны, большая часть испытуемых назвала следующие черты, которые указывают на подвижный образ жизни кошки: игривая (52), быстрая (8), шустрая (6), ловкая (6), дикая (5), непослушная (2). С другой стороны, испытуемые описывают пассивный образ жизни кошки: ленивая (20), спокойная (3), спящая (3), тихая (3). Известно, что здоровый взрослый кот спит около 18 часов в сутки, возможно, поэтому складывается впечатление, что кошка ленивая.

Интеллектуальные качества кошки респонденты оценили высоко: ср. количественное соотношение реакций умная (18) и глупая (2).

Черты характера (как человека, так и животного) -один из основных объектов оценок. Условно полученные реакции этой группы можно разделить на положительные и отрицательные.

Положительные качества кошки - это качества, которые характеризуют:

а) игривый нрав кошки: веселая (5), забавная (4), смешная (4);

б) отношение кошки к потомству: заботливая (4);

в) стремление кошек к чистоте: чистоплотная (2);

г) отношение человека к кошке: любимая (5), хорошая (7);

д) отношение кошки к человеку: ласковая (63), добрая (38), милая (30), нежная (19),

Что касается названных отрицательных качеств кошки, то их представляют реакции хитрая (9), наглая (6), противная (3), вредная (2), свидетельствующие о своенравности кошек.

Восприятие кошка как домашнего животного нашло отражение в одноименной реакции - домашняя (11), при этом встретилось и описание антиномии - бездомной кошки, которая голодная (7), злая (7), блохастая (2).

В целом можно заметить, что образ кошки,

во-первых, детально прорисован, включает большое число разнообразных черт, что, безусловно, связано с накопленными за века знаниями о кошке - постоянной спутнице человека, одном из самых типичных домашних животных;

УДК 82.01.

ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. АЛЕКСИНА

В статье дана оценка читательского восприятия произведений детской литературы через выявление отношения современных молодых читателей к литературным персонажам. В качестве объектов изучения выбраны четыре повести советского писателя А. Алексина («А тем временем где-то», «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества»). В качестве методов исследования выбраны семантический дифференциал и методы факторного анализа. Выявлены скрытые факторы, объясняющие читательское восприятие данных произведений.

Ключевые слова: литература для детей, А. Алексин, читатель, восприятие, актуальность, семантический дифференциал.

Как известно, к детской и юношеской литературе предъявляются высокие требования. Книга для подростка должна выполнять ряд социальных функций, развивать и воспитывать. Значимую роль в этом играют литературные персонажи, к которым читатель может относиться как к друзьям, разделяющим его жизнь.

Как объекту книгоиздания и читательского восприятия детской литературе свойственна категория предметной области и ее актуальности [1]. Спецификой предметной области именно детской книги является стремление ав-

во-вторых, может быть описан посредством системы бинарных оппозиций: добрая - злая, молодая - старая, лысая - пушистая, умная - глупая, домашняя - бездомная, большая - маленькая;

в-третьих, является объектом оценок: частных и общих, положительных и отрицательных.

1. Сукаленко Н. И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев: Наукова думка, 1992. 900 с.

2. Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.

3. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М.: РА-Каравелла, 2001. 320 с.

© Гордеева З. А., 2015

О. В. Токарь O. V. Tokar

ASSESSMENT OF THE READER'S PERCEPTION OF A. ALEXIN'S WORKS

The article reviews the reader's perception of the works of children's literature through identifying the attitude of today's young readers to literary characters. The selected objects of the study are four stories of the Soviet writer A. Alexin («Meanwhile Somewhere», «My Brother Plays the Clarinet», «Crazy Evdokia», «Division of Property»). The semantic differential and methods of factor analysis are used as research methods. The hidden factors that explain the reader's perception of these works are revealed.

Keywords: literature for children, A. Aleksin, reader, perception, relevance, semantic differential.

тора сформировать в читателе такую же оценку, которая дана в издании. Предметная область книги для взрослого читателя подразумевает объяснение авторской позиции, диалог автора и читателя, влияние на последнего через ориентирование читателя автором в сложных вопросах.

Цель работы - дать оценку читательского восприятия произведений советской детской литературы через выявление отношения современных молодых читателей к литературным персонажам. В качестве объектов изучения выбраны четыре повести советского писателя А. Г. Алексина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.