Научная статья на тему 'Оценка биофизической и информационной совместимости человека и системы на примере подготовки водителей'

Оценка биофизической и информационной совместимости человека и системы на примере подготовки водителей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
179
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / БЕЗОПАСНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЧЕЛОВЕК-ОПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотых Н. В., Черняева А. В.

В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт различных аспектов подготовки водителей на получение права управления транспортными средствами; рассматриваются психофизиологические особенности, как средство повышения её эффективности. Авторы обращают особое внимание на индивидуальные особенности операторов, как средство повышения эффективности подготовки. В статье выявлены и описаны психологические условия и факторы эффективности оценки биофизической и информационной совместимости водителей всех категорий, проведены обобщения основных выводов, сформулированы основные задачи и перспективы дальнейшей разработки темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Золотых Н. В., Черняева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка биофизической и информационной совместимости человека и системы на примере подготовки водителей»

АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

УДК 629.039.58

ОЦЕНКА БИОФИЗИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ СОВМЕСТИМОСТИ ЧЕЛОВЕКА И СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ Н.В. Золотых, кандидат педагогических наук, доцент

А.В. Черняева, кандидат психологических наук, старший преподаватель

Волгоградский государственный аграрный университет

В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт различных аспектов подготовки водителей на получение права управления транспортными средствами; рассматриваются психофизиологические особенности, как средство повышения её эффективности. Авторы обращают особое внимание на индивидуальные особенности операторов, как средство повышения эффективности подготовки. В статье выявлены и описаны психологические условия и факторы эффективности оценки биофизической и информационной совместимости водителей всех категорий, проведены обобщения основных выводов, сформулированы основные задачи и перспективы дальнейшей разработки темы.

Ключевые слова: водители, психофизиологические особенности, безопасность движения, мониторинг, безопасное состояние, человек-оператор, водители.

Сегодня перед автошколами встал вопрос о повышении требований к подготовке водителей на получение права управления транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку. По инициативе Президента России В.В.Путина была разработана Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», цель которой - сокращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) к 2020 году по сравнению с 2012 годом на 8тыс. человек [5].

Согласно новым требованиям в базу технического оснащения автошкол должны входить программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств. Это связано с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации и государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № ик-2218/03, 13/5-255 «О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств».

Анализ зарубежных тенденций к устойчивой безопасности выявил особенности практической реализации исследований связанных: с дефектами систем безопасности в механических транспортных средствах; с классификацией дорог и учетом их функций; с участниками аварии и мерами личной безопасности [7;9;11].

Результаты исследования, проведенного в США, показали, что когда водителей, неоднократно совершавших аварии, проинформировали об имеющихся у них психофизиологических недостатках, аварийность снизилась в два раза [8]. Отметим, что В. Хэд-дон еще в 1972 г. указывал на «эпидемиологическую триаду - человек, машина, окружающая среда» с выделением «этиологических или причинных факторов риска» дорожно-транспортного травматизма [12]. Акцент на психофизиологических особенностях личности и их оценке будет способствовать развитию психологических характеристик водителя необходимых для правильного вождения.

Практически во всех странах в связи с ростом трафика и усложнением дорожной инфраструктуры соответственно увеличивается нагрузка на психофизиологические системы, задействованные в процессе вождения. Согласно исследованиям австрийских

ученых, около 80% водителей имеют надлежащий уровень профессионально важных психофизиологических качеств, приблизительно 15% частично отвечают требованиям и 5% вообще не владеют навыками безопасного вождения.

Международный и отечественный опыт доказывает, что применение психофизиологических мер уменьшает вероятность ошибочных действий работников от 40 до 65% (в зависимости от условий и специфики профессиональной деятельности) и гарантированно снижает уровень аварийности больше чем на 25%[1;2].

Определение психофизиологических качеств водителей-профессионалов обязательно в Болгарии, Чехии, Словакии, Турции, Германии, Австрии. А в таких странах, как Испания и Польша, тестирование должны проходить все водители, а не только профессионалы. В ряде стран, например Бельгии, Германии, Швейцарии и Франции, водители подлежат психофизическому обследованию после нарушения правил дорожного движения: управления автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, совершения аварии или получения определенного количества штрафных баллов [4; 10].

В наших исследованиях исследования являются слушатели курсов подготовки водителей, в частности их психофизиологические особенности.

Реализация специально организованного психологического сопровождения слушателей курсов подготовки водителей средствами диагностики их индивидуальных особенностей может оптимизировать этот процесс и способствовать безопасности дорожного движения.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили концептуальные положения психологической науки в отечественных и зарубежных исследованиях: Э.В.Гаврилова, В.В. Дементиенко, R.E. Jones, А.И.Ена, Е.И.Железнова, Е.В. Казьмина, В.В. Маслюка, А.Н.Романова, Р.В. Ротенберга, P.M. Fitts и др.

В исследованиях использовались: эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, опрос слушателей курсов подготовки водителей, психодиагностические методики и тесты, теоретическое моделирование, статистические методы.

Исследование имеет практическое значение и состоит в анализе, обосновании и проверке эффективности диагностического комплекса индивидуальных особенностей слушателей курсов подготовки водителей в целях изучения и оптимизации безопасности на дорогах.

Разработка и внедрение модели научно-обоснованного психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки водителей с применением средств психодиагностики является условием совершенствования психолого-педагогической работы со слушателями курсов.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- провести оценку состояния подготовки водителей;

-проанализировать психофизиологические особенности личности слушателей

курсов.

В связи с поставленными задачами нами было проведено исследование в 2012 -2014 гг. на базе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет» г. Волгограда.

В исследовании приняли участие слушатели курсов подготовки водителей в возрасте от 20 до 53 лет, из которых была сформирована экспериментальная группа испытуемых (ЭГ) в количестве 60 человек для участия в программе исследования (сопровождения).

Исследовательская работа включала серию последовательных этапов и проводи-

лась с ориентацией теоретического и практического материала и подбором методического диагностического инструментария согласно проблематике изучаемой темы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико - методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (агроинженерия, автотранспортная психология, инженерная психология); соответствием общей структуры исследования его целям, задачам; достаточным объемом выборки при реализации эксперимента; экспериментальной проверкой основных теоретических положений и выводов, использованием математико-статистических методов обработки и анализа получения данных (программный пакет PASSW SPSS 18.0).

Методические диагностические процедуры исследования включали структурные компоненты: диагностику изучения ряда психофизиологических особенностей (восприятия; пространственных отношений и времени; устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности); диагностику изучения свойств и качеств личности водителя (нервно-психическая устойчивость, темперамент, конфликтность).

Выбор данного исследовательского инструментария был обусловлен взаимодополняемостью методик, что с нашей точки зрения определено возможностью проверки значимых параметров и учета корреляционных связей между собой на основании результатов теоретического исследования.

По каждому блоку диагностируемых показателей были разработаны процедуры количественного анализа с целью получения обобщенных показателей индивидуальных особенностей участников изучаемой выборки. С этой целью использовался статистический анализ процентных распределений испытуемых по уровням проявления изучаемых показателей и расчета их среднего уровня для всей выборки (СУП - средний уровневый показатель).

Сводные данные первичной диагностики исходного состояния индивидуальных особенностей слушателей курсов подготовки водителей представлены в таблице 1, где приведены распределения испытуемых по уровням и расчеты средних уровневых показателей по всем диагностируемым характеристикам.

Таблица 1- Сводные данные результатов диагностики психологических условий подготовки водителей по блокам свойств

Показатели по блокам свойств Распределение по уровням,% СУП %

Высокий Средний Низкий

Уровень сформированности восприятия 24 50 26 2,02

Уровень сформированности внимания 21 16 63 2,42

Уровень сформированности памяти 26 21 53 2,27

Уровень сформированности эмоциональной устойчивости 21 21 58 2,37

Уровень нервно-психической устойчивости 31 53 16 1,85

Уровень конфликтности 21 63 16 1,95

Интегральный показатель индивидуальных особенностей 24 37 39 2,15

Значимость отличий от теоретического среднего: * - р<0,05

Отмечаем, что интегральный показатель индивидуальных особенностей слушателей курсов подготовки водителей всей выборки оказался выше среднего (СУП=2,15, р<0,05), что свидетельствует о необходимости специально организованных мер по совершенствованию системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении водителей транспортных средств.

В ходе анализа диагностического исследования было отмечено, что слушатели экспериментальной группы (ЭГ) испытывали дефицит внимания - 63 %, памяти - 53 %, эмоциональной устойчивости - 58 %, что является показателями индивидуальных особенностей в целом.

Обобщив все полученные в ходе исследования данные, мы подошли к выводу о том, что значительная часть слушателей курсов подготовки водителей с низкими показателями индивидуальных особенностей по уровням имеют сниженные адаптационные способности в аварийной ситуации.

Основой оценки ситуации оператора транспортного средства являются качества, позволяющие человеку определить изменения пространственно-временных параметров. К ним относятся способности к оценке скорости, дистанции, направления движения, изменение расстояния до объектов, что обусловлено процессами памяти, это в свою очередь зависит от способности к быстрому распределению и переключению внимания, а компенсировать их можно более осторожным вождением и выработкой определенного стиля вождения в неблагоприятных для водителя ситуациях, что детерминировано уровнем эмоциональной устойчивости.

В этой связи необходимо сформулировать определение миссии деятельности водителя по управлению транспортным средством не только как транслятора знаний, но и как активного агента на этапе подготовки.

Для реализации предложений по организации системы повышения мастерства водителей необходимы решения, которые в процессе подготовки водителей позволят осуществить дифференцированный подход с последующей оценкой биофизической и информационной совместимости человека и системы, что станет важным резервом для обеспечения безопасности дорожного движения.

Библиографический список:

1. Дементиенко, В. В. Статистический анализ предрасположенности водителей к авариям [Текст]/ В. В. Дементиенко, С. В. Герус //Нелинейный мир. - 2010. - № 4. - Т. 8. - С. 255263.

2. Курганов, В.М. Психология управления. Автотранспортная психология [Текст]: учебное пособие / В.М. Курганов; под ред. А.Ф. Шикуна. - М.: «Приор-издат», 2004. - 144 с.

3. Ломов, Б.Ф. Основы инженерной психологии [Текст] : учебник для техн. вузов / Б.Ф. Ломов. - М.: Высш. шк., 1986. - 448 с.

4. Маслюк, В.В. Психофизиологическая экспертиза водителей - опыт Европы [Электронный ресурс]/В.В. Маслюк, А.И. Ена// Вестник ХНАДУ. - 2013. - Вып. 61-63.- С. 131-136 -Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskaya-ekspertiza-voditeley-opyt-evropy.

5. Постановление РФ о федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» от 3 октября 2013 г. № 864 [Текст]. - Москва.

6. Романов, А.Н. Автотранспортная психология [Текст] : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Романов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

7. Талицкий, И.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте [Текст] : спра-

вочник / И.И. Талицкий, В.Л. Чугуев, Ю.Ф. Щербинин. - М.: «Транспорт», 1988. - 158 с.

8. Чугунова, Г.П. О системе подготовки водителей в Европе [Электронный ресурс]/ Г.П. Чугунова// Автотранспортное предприятие. - 2006. - №8.- Режим доступа: http://www.cnot.ru/ATP/stat_2_06_08.htm

9. Dorokhov V.B., Arsenyev G.N., Tkachenko O.N., Zakharchenko D.V., Dementienko V.V. Eye-hand coordination errors during monotonous activity. / University of Southampton. UK. Proceeding of the 15th European Conference on Eye Movements. - 2009. - P. 159.

10. Ewing, Reid, Schieber, Richard and Zegeer, Charles V (2003). «Urban Sprawl As A Risk Factor In Motor Vehicle Occupant And Pedestrian Fatalities» American Journal of Public Health, Vol.93, No.9, pp.1541-1545.

11. Novaco R, Stokols D, Campbell J and Stoklols J(1979). «Transportation stress and community psychology» American Journal of Community Psychology 7:361-80.

12. Haddon's Matrix: [Электронный ресурс]. - [2008]. - Режим доступа: http://www.health.qld.gov.au/chipp/what_is/matrix.asp.

E-mail: AMBA81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.