УДК 37.032
О СООТВЕТСТВИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НЕОБХОДИМОМУ УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
© 2018 С. М. Копытова
аспирант (направление 44.06.01 - «Образование и педагогические науки»)
e-mail: [email protected]
Кемеровский государственный университет
В статье представлены выводы о необходимости учета ряда факторов в процессе подготовки водителей автотранспортных средств. Возможность формирования в сознании будущего водителя эталона транспортной культуры, основывающегося на принятии норм безопасного поведения на дороге, может быть реализована за счет более полного рассмотрения этической и эмоциональной сторон деятельности водителя, понимания важности правосознания. Сокращение разрыва между теорией и практикой в процессе подготовки может способствовать формированию в дальнейшем высокого уровня водительского мастерства, что является позитивным моментом в плане обеспечения безопасности на дороге.
Ключевые слова: программа подготовки водителей, безопасность дорожного движения, стиль вождения, учет психофизиологических особенностей, надежность водителя, правосознание, личностные качества водителя, транспортная культура.
Анализ ситуации в плане обеспечения безопасности дорожного движения свидетельствует о наличии проблем социально-экономического и психолого-педагогического характера, решение которых может способствовать снижению негативной тенденции по вышеназванному фактору. По мнению целого ряда специалистов, причина столь критичной ситуации кроется в том числе в несоответствии уровня организации процесса подготовки будущих участников дорожных отношений требованиям особого характера этих взаимоотношений.
Несмотря на важность вопроса адекватной подготовки водителей автотранспортных средств, таким научным направлениям, как автотранспортная педагогика и психология водительской деятельности, до сих пор не уделено должное внимание, что имеет следствием отсутствие в программах автошкол указания на необходимость детального рассмотрения проблематики дорожной безопасности. Так, Примерная программа подготовки водителей транспортных средств категории «В», являясь основой для разработки рабочих программ, содержит минимум требований, и при ее реализации возникают сложности, связанные с недостаточной детализацией ряда аспектов, касающихся непосредственно осуществления образовательного процесса. В частности, действующие программы не предусматривают изучение теоретического базиса и формирование на его основе практических навыков прогнозирования, предупреждения, избегания и минимизации последствий критических ситуаций на дороге. Анализ Примерной программы показывает, что наибольшее количество учебного времени отведено на изучение темы «Основы законодательства в сфере дорожного движения». Не умаляя значимости данного аспекта, следует при этом указать на недопустимо малое количество часов, которое посвящено рассмотрению темы «Основы безопасного управления транспортным средством». Отталкиваясь от очевидного утверждения о том, что задача автошколы -не элементарная подготовка кандидата в водители, но подготовка безопасного участника дорожного движения, владеющего навыками безопасного управления
транспортным средством, необходимо подчеркнуть важность корректировки программы с целью соответствия ее насущным требованиям времени [Рыжкина 2012].
Бесспорен и подтвержден многолетними наблюдениями за процессом подготовки водителей в автошколах тот факт, что «водительские чувства», сформированные у человека на начальном этапе обучения, сопровождают его в последующем и служат основой для опыта, то есть автоматизированности и тренированности его водительских действий, адаптированности к дорожным стрессам [Богданов 2008; Слышалов 2017].
В ходе наблюдений за деятельностью водителей специалистами отмечено наличие специфичных эталонов поведения, присущих индивидуально каждому из них. Здесь мы имеем в виду понятие «стиль вождения» или совокупность типичных, устоявшихся способов осуществления деятельности по управлению транспортным средством, особенностей поведения и взаимодействия на дороге. К числу факторов, определяющих стиль вождения, можно отнести следующие:
• особенности дорожной среды (дорожная инфраструктура, ее оснащение);
• социальные регуляторы (законодательные нормы и ограничения);
• степень пригодности к управлению транспортным средством (личностно-типологические характеристики);
• культура вождения.
Касаемо первых двух факторов, можно отметить, что они влияют на стиль вождения, но не являются превалирующими в процессе подготовки водителя; в процессе формирования его стиля в рамках образовательного воздействия их значение второстепенно. Относительно же типологических характеристик личности, водительской культуры будущего водителя данные параметры могут быть сформированы или скорректированы в рамках учебно-воспитательного процесса [Лобанова 2015]. В соответствии с Примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» в рамках базового курса на изучение предмета «Психологические основы деятельности водителя» отведено 12 часов учебного времени; в частности, на изучение разделов «Этические основы деятельности водителя», «Основы эффективного общения», «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов» - по 2 часа. Трудно утверждать, что в течение данного количества времени могут быть сформированы необходимые навыки и умения и в большей степени сложно рассуждать о компетенции будущего водителя в плане его деятельности в качестве безопасного участника дорожного движения.
Другим, не менее значимым мотивом критичности ситуации на дороге является достаточно низкий уровень водительской дисциплины, а также отсутствие в ряде случаев понимания причинно-следственной связи между поведением участников дорожного движения и возникновением аварийных ситуаций. Анализ причин возникновения ДТП показывает, что в подавляющем большинстве (80-90%) таковыми являются ошибочные действия именно водителя. Кроме того, исследователи указывают на факт роста количества ДТП с участием водителей, водительский стаж которых не превышает 3-х лет [Мухин и соавт. 2013]. При этом есть основания полагать, что одной из причин такого положения дел является несоответствующий уровень подготовки будущих водителей в автошколах. В большинстве из них в силу определенных обстоятельств деятельность учащихся на теоретических занятиях сводится к банальному заучиванию имеющихся экзаменационных билетов, но не к рассмотрению реальных дорожных условий, а следовательно, отсутствует понимание причин возникновения опасных ситуаций и оценка возможных действий, направленных на их избежание. Проведенные исследования показывают, что в большинстве случаев во время теоретической подготовки курсантов автошкол акцент делается на возможности
зрительной памяти, позволяющей достаточно продуктивно запечатлевать и воспроизводить зрительные образы [Мухин 2013]. Организованная подобным образом система обучения не позволяет впоследствии водителю адекватно реагировать на ситуацию похожую, но несколько отличную от той, которая была предложена в тестовом задании. Также нужно подчеркнуть, в силу того, что Учебной программой предусмотрено небольшое количество времени (4 учебных часа) на практику управления транспортным средством в нештатных ситуациях, будущий водитель вынужден приобретать подобную практику в реальных условиях, в которых отсутствие необходимых навыков может иметь серьезные последствия. Таким образом, задача образовательной организации (автошколы) не должна быть сформулирована как «обучать»; ее цель - научить воспроизводить в памяти приобретенную в процессе обучения информацию (знания) и осознанно применять ее в практической деятельности - умении безопасно управлять транспортным средством, что в ходе длительных тренировок должно быть доведено до автоматизма, т. е. трансформироваться в навык.
Еще одним фактором, объясняющим большое количество аварий с участием молодых водителей, является отсутствие практики отбора кандидатов в водители в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями, а также их учет в дальнейшем в процессе обучения. По мнению ученых, безопасность дорожного движения находится в том числе в прямой зависимости от таких важных показателей, как степень эмоциональной устойчивости, объем памяти и внимания, скорость реакции, способность к логическому мышлению, психомоторные возможности, свойства темперамента [Бебинов, Сальников 2008; Бочкарева 2015; Василенко 2013; Золотых, Черняева 2014;]. Изучение теоретических основ безопасности дорожного движения в соответствии с системой, основанной с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, может способствовать формированию рефлексивных установок мышления, являющихся содержательным обоснованием профессиональных качеств водителя и влияющих на успешность процесса управления автомобилем [Василенко 2013: 238]. Однако суть противоречия заключается в том, что Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств не ориентирована в полной мере на формирование или коррекцию именно этих профессионально важных качеств. Так, рекомендованные Примерной программой 2 часа на рассмотрение разделов «Профессиональная надежность водителя» или «Принципы эффективного и безопасного управления транспортным средством», не могут быть достаточными для обстоятельного освещения столь важных параметров, что может стать в дальнейшем препятствием при прохождении строгого профессионального отбора по причине психологической неподготовленности и отсутствия внутренней мотивации на безопасное поведение в любых дорожных ситуациях. Таким образом, по мнению ряда авторов, является целесообразным включение в программу дополнительного времени на освоение теоретических основ и на практическую подготовку, необходимого курсантам, которым по результатам приводимого перед началом обучения в автошколе психологического теста даны такого рода рекомендации [Василенко 2013]. Для реализации цели повышения уровня водительского мастерства есть необходимость в процессе обучения осуществлять дифференцированный подход, основанный на оценке «биофизической и информационной совместимости человека и системы» [Золотых, Черняева 2014: 226], что также может быть одним из факторов обеспечения дорожной безопасности.
Приведенные выше доводы делают целесообразным более подробное рассмотрение аспекта надежности водителя. Приходится констатировать, что подавляющее количество ДТП происходит по причине именно «человеческого
фактора». В связи с этим стремление к совершенствованию дорожного движения без учета человеческого фактора означало бы заранее обречь всю работу системы на неудачу [Кузнецов 2015: 236]. Отрицательное проявление вышеназванного фактора происходит из-за возникновения сбоя, производимого ведущим звеном (человеком-оператором) системы «человек - машина». Причиной такого сбоя может быть нарушение благополучного взаимодействия элементов системы и выход из зоны безопасности именно из-за ненадежности человека-оператора. То есть, говоря о надежности оператора, следует иметь в виду его умение сохранять работоспособность в течение необходимого, нередко продолжительного, отрезка времени, вынося при этом профессионально грамотные решения и производя правильные действия в соответствии со сложившейся обстановкой.
Будучи предметом изучения инженерной психологии, а также целого ряда других дисциплин гуманитарного, социального и технического направлений, вопрос надежности человека-оператора актуализировался в связи с возросшей значимостью проблемы ошибочности действий человека в ходе взаимодействия с машиной. Вероятность возникновения ошибки, то есть возможность «психологического отказа» [Кузнецов 2017: 238], связывается исследователями с понятием психологической устойчивости, зависящей от многих факторов: памяти, внимания, мышления, скорости и точности сенсомоторной реакции, особенностей восприятия, а также от таких личностных характеристик, как темперамент и морально-нравственные качества. И как следствие, причиной снижения профессиональной надежности могут стать недостаточная способность к вероятностному прогнозированию и оценке пространственно-временных соотношений, и что немаловажно - эмоциональная неустойчивость, агрессия и неадекватная оценка морально-этических ценностей, что применительно к контексту нашего изложения относительно оператора - водителя приобретает чрезвычайную актуальность.
Не менее важным и требующим внимания является в данном случае вопрос самоконтроля, который рассматривается в качестве одного из основных механизмов надежности оператора - водителя. Самоконтроль - это условие, позволяющее человеку оценивать правильность своих действий, корректировать их, обнаруживать и предотвращать ошибки, способствуя тем самым минимизации последствий психологических сбоев или отказов в функционировании системы «человек - машина». Цена подобного рода сбоев в современных условиях грандиозной автомобилизации может быть непомерно высокой и измеряться человеческими жизнями. Следовательно, задача повышения уровня надежности водителя посредством привития ему соответствующих навыков, должна стать первостепенной в деятельности организаций, занимающихся подготовкой водителей транспортных средств. И вновь возвращаясь к вопросу о соответствии характера деятельности образовательных учреждений требованиям действительности, следует отметить, что столь важному аспекту в программах подготовки водителей уделяется ничтожно малое внимание, а в ряде случаев сотрудниками образовательных организаций рассмотрение данного вопроса и вовсе игнорируется.
Кроме представленных ранее причин высоко уровня аварийности на дорогах Российской Федерации, в работах, посвященных данной тематике, есть указание на наличие еще одного фактора - намеренное, сознательное нарушение водителем правил дорожного движения. Превышение скоростного режима, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, также в определенной степени способствуют дестабилизации ситуации в плане аварийности. Данный факт логично связать с тем, что российский нормативно-правовой базис не содержит пункта, предполагающего необходимость формирования и
оценки в дальнейшем личностных качеств и компетенций водителя, в большей степени способствующих положительной динамике по фактору аварийности. Деятельность автошкол в подавляющем большинстве направлена на привитие лишь первоначальных навыков управления транспортным средством, что едва ли может положительно повлиять на уровень безопасности [Сальников 2013], хотя правосознание участников может являться залогом безопасности дорожного движения. Ключевым здесь является вопрос о создании условий, необходимых для формирования приобретающих все большую значимость общественных стереотипов дорожно-транспортного поведения, или в более широком смысле - дорожно-транспортной культуры. В силу того обстоятельства, что не малая часть граждан нашей страны идеологизируют ту отрицательную модель поведения на дороге, которая превалирует по причине заурядного, обыденного правосознания, внедрившегося под влиянием «правового и культурного нигилизма» [Бахаев 2008; Полякова 2015], возникает понимание важности формирования социально-психологических установок на безопасное поведение в рамках дорожной среды. Подтверждением того факта, что правильное отношение к безопасности способствует реальному изменению поведения на дороге, является заслуживающий внимания положительный опыт государств с высоким уровнем автомобилизации. Таким образом, очевидна необходимость принятия превентивных мер в плане формирования безопасного участника дорожного движения, в том числе посредством совершенствования программы подготовки водителя. В данном случае следует сделать акцент на необходимости корректировки содержательной части программы за счет расстановки приоритетов на целесообразности формирования у будущих водителей высокого уровня правосознания, актуальности общественно значимых психологических установок, важности привития транспортной культуры.
Вполне уместным здесь может быть также указание на роль нравственного аспекта, то есть тех общепризнанных морально-этических норм и принципов, без которых едва возможны взаимоотношения в любой сфере человеческой деятельности. Существует мнение о необходимости включения в программу подготовки водителей автотранспортных средств элементов нравственного воспитания, которое должно стать не просто неким факультативным дополнением, а неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущего водителя [Филатова 2008].
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Упущение из вида в процессе подготовки водителей автотранспортных средств ряда аспектов имеет как следствие реальность, характеризующуюся нестабильными, неадекватными проявлениями в ходе дорожно-транспортных отношений. Поскольку именно в процессе обучения закладывается фундамент, на основании которого в дальнейшем и будет строиться деятельность в любой профессиональной сфере, то особую значимость здесь приобретает не только учет операционной составляющей этой деятельности, но и осознание, понимание непременно благоприятного ее исхода. Таким образом, представляется целесообразным принятие во внимание при осуществлении подготовки будущих водителей некоторых моментов, в частности:
• Безопасность на дороге, теснейшим образом связанная с принятием участниками дорожного движения модели транспортной культуры, делает необходимым более детальную проработку таких разделов, как «Этические основы деятельности водителя», «Основы эффективного общения», «Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов», что должно быть отражено в действующих программах.
• Неуверенные действия и неподготовленность начинающих водителей, по вине которых происходит немалая доля ДТП, к возникающим нештатным ситуациям могут быть объяснены тем, что в процессе обучения наблюдается
некая оторванность теоретической подготовки от реальной действительности. Предусмотренное программой несущественное количество времени не делает возможным приобретение навыков, необходимых для адекватного поведения в нестандартных ситуациях.
• Учет психофизиологических особенностей при отборе кандидатов в водители, происходящем в основном лишь по медицинским показателям, влияет на успешность профессиональной деятельности в будущем. Есть смысл в осуществлении дифференцированного подхода к обучаемому исходя из его личностных особенностей и с точки зрения педагогики и психологии. Соответственно, задачей образовательной организации является формирование у будущего водителя таких важных качеств, как эмоциональная устойчивость и самоконтроль, способствующих высокому уровню его водительского мастерства.
• Наиболее актуален вопрос о деятельности образовательной организации в направлении формирования эталона дорожно-транспортной культуры, основанной на правосознании и понимании несостоятельности модели поведения на дороге, характеризующегося отрицанием правил и норм безопасного взаимодействия.
Библиографический список
Бахаев А.А. Подготовка, переподготовка, обучение и профессиональный отбор водителей транспортных средств // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 31 (132). С. 100-104.
Бебинов С.Е., Сальников В.А. Формирование индивидуальных водительских навыков у курсантов автошкол, различающихся свойствами темперамента // Казанский педагогический журнал. 2008. №9. С. 76-81.
Богданов М.В. О необходимости повышения педагогических требований к подготовке водителей автотранспортных средств // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2008. №10(44). С. 9-13.
Бочкарева Т.С. Эффективность профессиональной подготовки операторов транспортных средств // Экономика образования. 2015. №2. С. 46-50.
Василенко В.А. Исследование влияния психофизиологических особенностей женщин и мужчин на процесс управления автомобилем // Вестник ИрГТУ. 2013. №5(76). С. 235-239.
Золотых Н.В., Черняева А.В. Оценка биофизической и информационной совместимости человека и системы на примере подготовки водителей // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. 2014. №4(36). С. 222-226.
Кузнецов В.А. Проблема надежности при подготовке водителей // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 2. С. 233-240.
Лобанова И.Ю. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. 2015. Т. 4. №1. С. 76-84.
Мухин Е.М., Прохорова А.М., Спирин М.Е., Гоздок В.А., Мазур В.А., Федоров А.И. Совершенствование подготовки водителей транспортных средств с учетом психофизиологических особенностей обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №1(9). С. 83-87.
Полякова С.В. К вопросу о подготовке водителей // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. №17(132). С. 52-57.
Рыжкина Е.С., Пирожков Р.В. Совершенствование программы подготовки водителей транспортных средств категории «В» [Электронный ресурс] // Инженерный
вестник Дона: электронный научный журнал. 2012. №3(46). URL: http://ivdon.ru/ (дата обращения: 27.09.2018).
Сальников А.А. О критическом состоянии автошкольной подготовки водителей в России и механизме вывода ее из кризиса // Транспорт Российской Федерации. 2013. №4(47). С. 24-27.
Слышалов И.В. Актуальные проблемы реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №3(16). С. 165-168.
Филатова О.Н. Педагогические и информационно-коммуникационные технологии при обучении в автошколе // Вестник федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинжененрный университет им. В.П. Горячкина». 2008. №6. С. 143-145.
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (с изменениями и дополнениями). URL:
http://base.garant.ru/70695708/#ixzz5SynRzDFL (дата обращения: 24.09.2018).