Научная статья на тему 'К вопросу об исследовании психологических условий психолого-педагогического сопровождения подготовки водителей в сфере агропромышленного комплекса'

К вопросу об исследовании психологических условий психолого-педагогического сопровождения подготовки водителей в сфере агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДИТЕЛИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / DRIVERS / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX (AIC) / TRAFFIC SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотых Наталья Владимировна, Черняева Анна Валерьевна

В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт работ, посвященных различным аспектам подготовки водителей на получение права управления транспортными средствами; рассматриваются психофизиологические особенности как средство повышения её эффективности. Авторы обращают особое внимание на дискуссионные проблемы подготовки, отмечают необходимость новых подходов к её изучению. В статье представлены итоги обзорно-аналитического исследования и теоретического моделирования подготовки водителей, выявлены и описаны психологические условия и факторы эффективности психолого-педагогического сопровождения водителей всех категорий в сфере АПК, проведены обобщения основных выводов, сформулированы основные задачи и перспективы дальнейшей разработки темы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article analyses the domestic and foreign experience of work on various aspects of driver training to obtain the right to drive vehicles; considered physiological characteristics as a means of improving its effectiveness. The authors pay special attention to the problems of preparation discussion, noted the need for new approaches to its study. The article presents the results of the surveillance and analysis of Research and theoretical modelling training of drivers identified and described the psychological conditions and factors effectiveness of psychological-pedagogical support of drivers of all categories in the field of agriculture, conducted synthesis of major findings, the main tasks and prospects of further development of the theme.

Текст научной работы на тему «К вопросу об исследовании психологических условий психолого-педагогического сопровождения подготовки водителей в сфере агропромышленного комплекса»

УДК 151.8:629.1 ББК 88.40:39.3

Н.В. Золотых, А.В. Черняева

к вопросу об исследовании психологических

условий ПСИхОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ подготовки водителей в сфере агропромышленного комплекса

В статье анализируется отечественный и зарубежный опыт работ, посвященных различным аспектам подготовки водителей на получение права управления транспортными средствами; рассматриваются психофизиологические особенности как средство повышения её эффективности. Авторы обращают особое внимание на дискуссионные проблемы подготовки, отмечают необходимость новых подходов к её изучению. В статье представлены итоги обзорно-аналитического исследования и теоретического моделирования подготовки водителей, выявлены и описаны психологические условия и факторы эффективности психолого-педагогического сопровождения водителей всех категорий в сфере АПК, проведены обобщения основных выводов, сформулированы основные задачи и перспективы дальнейшей разработки темы.

Ключевые слова: водители, психолого-педагогическое сопровождение, психофизиологические особенности, агропромышленный комплекс (АПК), безопасность движения.

N.V. Zolotykh, A.V. Chernyaeva

TO THE QUESTION OF THE STUDY OF PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF DRIVER TRAINING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE FIELD OF AGRICULTURE

In article analyses the domestic and foreign experience of work on various aspects of driver training to obtain the right to drive vehicles; considered physiological characteristics as a means of improving its effectiveness. The authors pay special attention to the problems of preparation discussion, noted the need for new approaches to its study. The article presents the results of the surveillance and analysis of Research and theoretical modelling training of drivers identified and described the psychological conditions and factors effectiveness of psychological-pedagogical support of drivers of all categories in the field of agriculture, conducted synthesis of major findings, the main tasks and prospects of further development of the theme.

Key words: drivers, psycho-pedagogical support, physiological characteristics, agro-industrial complex (AIC), traffic safety.

Исследование качественных характеристик потенциала водителей всех категорий в сфере АПК, поиск путей его совершенствования представляются принципиально важными. Эффективность работы водителей в сфере агропромышленного комплекса (далее - АПК) связана с качественной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и научно-методическим обеспечением функционирования и организацией профессиональной деятельности.

Актуализация возможностей решения задачи качественной подготовки водителей находит свое отражение втрудах отечественных и зарубежных исследователей: Е.В. Казьмина, А.Н. Романова, Е.И. Же-лезнова, Р.В. Ротенберга, Э.В. Гаврило-ва, R.E. Jones, V. Haddon, P.M. Fitts и др.

Особо актуальной становится проблема поиска новых возможностей психолого-педагогического сопровождения подготовки водителей всех категорий в сфере АПК, которая послужила

о го ü о

о * ф ф

Ü с о го ^ ч о Ф ¡г

го

ш

о * ф

§-&

о О ф

^

ф

н

S

ч о

СО

х ш

ГО о

со I-

о о

t I

о = Ü

§1 §■ S о &

10 о

О

го

m

ф

к

х ^

<и т

QD

.Q

Н О

с; о

со

m з:

основанием для проведения данного исследования.

В связи с этим цель исследования состоит в разработке концептуальных основ психологического сопровождения подготовки водителей всех категорий в сфере АПК на примере Волгоградского государственного аграрного университета г. Волгограда.

Приоритетными задачами для достижения поставленной цели являются проведение оценки состояния подготовки водителей в сфере АПК Волгоградского государственного аграрного университета г. Волгограда; анализ существующей взаимосвязи психофизиологических особенностей личности водителя на основе диагностики их психических характеристик и факторов, определяющих безопасность движения. Информационной базой исследования послужили справочная литература, материалы, опубликованные по проблемам данного исследования в монографиях, периодической печати, ресурсы сети Интернет, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, материалы статистических органов г. Волгограда.

По инициативе Президента России В.В. Путина была разработана Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах», цель которой - сокращение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) к 2020 году по сравнению с 2012 годом на 8 тыс. человек. Одной из приоритетных задач, предусмотренных данной программой, выступает повышение требований к подготовке водителей на получение права управления транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.

Безопасность движения автотранспортных средств в значительной степени зависит от континуума, на котором можно расположить личность, где, с одной стороны, выступает уровень профессионального мастерства водителей, а с другой - совокупность психофизиологических особенностей, позволяющих реализовать рациональные приемы вождения и снижающих вероятность

возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Анализ зарубежных тенденций к устойчивой безопасности выявил особенности практической реализации [5]: исследования, связанные с дефектами систем безопасности в механических транспортных средствах; исследования, связанные с классификацией дорог и учетом их функций; исследования, связанные с участниками аварии и мерами личной безопасности.

Опыт философии безопасности с наиболее эффективными принципами заложен в шведскую программу повышения уровня безопасности дорожного движения Vision Zero [7]. В концепции Vision Zero обеспечена совместимость пропаганды мер личной безопасности через этические принципы и их соответствующее обоснование, через формирование общественного мышления и стратегии безопасного движения. В мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,4 млн человек и около 50 млн получают травмы. За последние 20 лет эти цифры увеличились примерно на 65%. Прогнозы показывают, что к 2020 г. дорожно-транспортные происшествия могут стать третьим ведущим компонентом глобального бремени болезней и травм.

Статистика аварийности показателей состояния безопасности дорожного движения в Волгоградской области согласно данным ГИБДД ГУ МВД показывает, что в 81,8 % случаев дорожно-транспортные происшествия происходили по вине водителей автотранспортных средств (рис.1).

Статистика за 12 месяцев 2016 года в сравнении с аналогичными показателями 2015 года показывает рост, как самого числа ДТП, так и погибших и раненых в них людей. По итогам статистики ДТП за январь-ноябрь 2016 года на территории Волгоградской области тяжесть последствий ДТП по вине водителей транспортных средств составила 244027 нарушений, что от общего числа нарушителей ПДД составляет 92% случаев. Количество нарушений, совершенных водителями, управляющими легковыми автомобилями, от общего числа правонарушений составляют за этот же период

Рис. 1. Число погибших и раненых среди пострадавших в ДТП

205006 случаев или 84 %, аналогичный показатель по водителям грузовых автомобилей составил 30050 случаев или 12 %.

Высокая напряженность на дорогах и социальная ответственность за выполнение задач, связанных с работой, отрицательно влияют на психические и физиологические функции организма человека [8]. Знание своих индивидуальных особенностей позволит обеспечить возможность выбора такого режима работы, при котором человек успеет переработать весь объём поступающей информации, принять на её основе единственно правильное решение и вовремя его реализовать.

Человек, управляющий техникой на современном уровне развития общественного производства, является наиболее важным звеном в сфере управления АПК. Отметим, что V. Haddon еще в 1972 г. указывал на «эпидемиологическую триаду - человек, машина, окружающая среда» с выделением «этиологических или причинных факторов риска» дорожно-транспортного травматизма [4]. В условиях динамики поведения человека акцент на психофизиологических особенностях водителя, как особом типе организации внешних детерминант и внутренних побуждений, представляется наиболее продуктивным.

Особое внимание уделяется практической деятельности водителя в сфере АПК, в которой он неизбежно сталкивается с большим количеством мыслительных задач, и результат решения

во многом зависит от особенностей памяти, его восприятия когнитивных репрезентаций, что, несомненно, связано с темпераментом, характером. Любая реакция водителя в 80-85 % случаев получения информации о дорожной обстановке, органично связана со зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными, кожными и вестибулярными ощущениями.

Рассмотрим основные аспекты психических проявлений человека при управлении движущимися объектами. В первую очередь, необходимо сохранять достаточную остроту зрения при нормальной и пониженной освещенности (приспособление глаза к различной степени освещенности); иметь достаточное по величине видимое пространство при неподвижном глазном яблоке [6]. Во вторых, слуховые ощущения позволяют водителю оценить дорожно-транспортную обстановку и работу двигателя. В-третьих, с помощью мышечно-двигательных и кожных ощущений водитель получает информацию о выполняемых им действиях, освобождая органы зрения от контрольных функций.

Еще одним общепризнанным показателем безошибочной и безаварийной работы является эмоциональная устойчивость, проявляющаяся в способности субъекта сохранять достаточное самообладание и требуемую работоспособность при воздействии на человека различных эмоциогенных факторов высокой значи-

о го ^ о о * Ф си

п

с о го * ч о ф а

го

ш

о * ф

§-&

о О ф

^

ф

I-

ч о ш

е р

о о

о = " к

«э £

о ф

§1

о

° £

т о

¡и£ О

го

са ф

к

х ^

ф

m

<

н о с; о со

m ±

мости, связанных с его жизнью, деятельностью и ее условиями.

Не менее важным показателем способности водителя к безопасной работе является также сенсомоторная координация, включающая в себя динамическую взаимосвязь, в соответствии с требованиями между воспринимаемыми сигналами и двигательными реакциями на них. Приём и переработка человеком информации основывается на таких психических процессах, как ощущение, восприятие, представление и мышление. В процессе приёма происходит формирование психической модели, то есть субъективного отражения в сознании человека управляемого или наблюдаемого объекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности водителей и нейтрализации опасных факторов, угрожающих безопасности, является результатом поиска, совершения ошибок или неточностей в тех или иных действиях с последующим исправлением или корректировкой результатов.

В современных условиях безопасная работа водителя в сфере АПК зависима от двух категорий ошибок [3]: систематических, которые возникают и неоднократно повторяются под влиянием постоянно и одинаково действующих факторов (например, нарушений правил отсчета индикатора); случайных, обусловленных нестабильно действующими факторами, появление которых трудно заранее предусмотреть (изменение физического или писихического состояния водителя из-за погодных условий, состояния дорог и т.п.).

С точки зрения американских инженерных психологов P.M. Fitts, R.E. Jones главными причинами ошибок водителя следует считать плохую инженерно-психологическую согласованность инструментария (средств индикации и органов управления) с психофизиологическими возможностями человека, с теми задачами управления, которые ему приходится решать. Формирование профессиональных навыков при условии психолого-педагогического сопровождения водителей с учетом психофизиологических возможностей человека, по мнению Р.А. Косульникова, возможно

уже на этапе подготовки водителя благодаря использованию информационных технологий [1].

Подобная идея прослеживается в чисто психологическом плане по тем процессам, в которых они допускаются. Индивидуально выраженная сила водителя может классифицироваться на ошибки: восприятия (обнаружения, идентификации, интерпретации); мышления (рассуждения, принятия решения); коммуникации (передачи команд) и моторики (в простых и сложных действиях).

Важно отметить, что в системе контроля критических дорожных ситуаций при выявлении причин той или иной ошибки водителя приходится вникать в ее происхождение: то ли она явилась результатом проявления каких-то индивидуальных недостатков человека, то ли его ненормальное психическое состояние привело к ней, или же она появилась уже в процессе самой деятельности (может быть, из-за неполного восприятия ситуации, неучета чего-то в мышлении, неверного моторного действия и др.).

Необходимо рассмотреть влияние психофизиологических качеств человека на возникновение ошибок. Выделим наиболее яркие показательные качества водителей транспортных средств, которые свидетельствуют о склонности операторов к совершению ошибок. В первую очередь к ним относятся: темперамент, внимание, эмоциональная устойчивость, сенсомоторная координация.

Современные принципиальные условия и характер деятельности водителей в сфере АПК, как правило, обусловлены взаимодействием с объектами управления (транспортное средство; технические устройства) посредством большого умственного труда, сопряженного с длительными временными затратами и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

Примерами работы водителей в сфере АПК при описании безотказной работы системы являются: определение распределения времени между двумя последовательными операциями по обслуживанию систем; продолжительность интервала между последовательным прибытием транспортных средств в пункты

погрузки-разгрузки или на станцию технического обслуживания; продолжительность этапов ожидания погрузки-разгрузки; время простоя транспорта на промежуточных остановках; время, расходуемое на техническое обслуживание и ремонт автомобилей и т.д.

В зависимости от сложных метеоусловий решение задач круглосуточного применения транспортных средств может нарушить афферентный синтез инструментальных сигналов у водителя, затруднит формирование его пространственных представлений и ориентировку на местности, значительно усложнит некоторые этапы выполнения профессиональных задач при предельных психофизиологических нагрузках.

Деятельность водителя при организации агротехнологического процесса представляет собой квинтэссенцию психолого-педагогических знаний, которые способны регулировать воздействие возникающих неблагоприятных факторов на уровне физиологических и психических функциональных особенностей личности водителя, что требует качественного психолого-педагогического сопровождения на этапе профессиональной подготовки. Образовательный подход при получении рабочей профессии, по мнению С.В. Молоканова и Н.Н. Косыревой, отражен в практиориентированном аспекте модели подготовки водителей транспортных средств, суть которой заключается в потенциальном расширении возможностей психолого-педагогического сопровождения личности [2].

Изложенные условия и характер труда водителя на современном этапе

развития требований к возможностям транспортного средства и их научно-технической реализации свидетельствуют о смещении акцентов тяжести трудовых нагрузок в сферу осмысления психической деятельности.

Эффективность подготовки водителей в сфере АПК должна определяться не только созданием условий для жизнедеятельности и сохранения работоспособности водителей, но и разработкой технических средств деятельности, характеристики которых должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и ограничениями анализаторных систем человека, его психическими процессами и функциями.

В этой связи необходимо сформулировать определение миссии деятельности водителя по управлению транспортным средством в сфере АПК не только как транслятора знаний, но и как активного агента на этапе подготовки в вузе.

Для реализации предложений по организации системы повышения мастерства водителей в сфере АПК необходимы решения на правительственном и законодательном уровнях. На сегодняшний день Федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» объективно предполагает необходимость разработки новой системы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств с учетом психофизиологических особенностей.

Повышение надежности водителя в сфере АПК является важным резервом для обеспечения безопасности дорожного движения, что в свою очередь предполагает дальнейшее изучение.

о го

ü о

0 * ф Ф

1 i

с о

го ^

ч о

ф ¡г

го

Библиографический список

1. Косульников, Р.А. Формирование профессиональных навыков водителей с использованием информационных технологий [Текст] / Р.А. Косульников // Стратегические ориентиры инновационного развития АПК в современных экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции, 26-28 января 2016 года: в 8 т. Т. 6. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2016. - С. 366-372.

2. Молоканов, С.В. Образовательный подход подготовки водителей транспортных средств при получении рабочей профессии [Текст] / С.В. Молоканов, Н.Н. Косырева // Стратегические ориентиры инновационного развития АПК в современных экономических условиях: материалы Международной научно-практической конференции, 26-28 января 2016 года: в 8 т. Т. 6. - Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2016.- С. 436-442.

3. Чугунова, Г.П. О системе подготовки водителей в Европе [Электронный ресурс] / Г.П. Чугу-нова // Автотранспортное предприятие. - 2006. - № 8. - Режим доступа: http://www.cnot.ru/ATP/ stat 2 06 08.htm

ш

о * ф

о О m

о £ * £

о

о

ig

£ р о о

| £ о = " к

«э £

о ®

§1 §■ S о &

10 о

О

4. Фаттахов, Т.А. Дорожно-транспортный травматизм в России и его факторы [Электронный ресурс] / Т.А. Фаттахов // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». - 2015. - № 4 (44). - Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/695/27/lang.ru/

5. Dietenberger M., Buyuk M., Kan C.-D. Development of a high strain-rate dependent vehicle model [Электронный ресурс]. LS-DYNA Anwenderforum, Bamberg, 2005, B-III-1-10. - Режим доступа: https:// www.dynamore.se/en/resources/papers/forum05/development-of-a-high-strain-rate-dependent

6. Dorokhov V.B., Arsenyev G.N., Tkachenko O.N., Zakharchenko D.V., Dementienko V.V. Eye-hand coordination errors during monotonous activity. University of Southampton. UK. Proceeding of the 15th European Conference on Eye Movements, 2009. P. 159.

7. «Government status report, Sweden» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www-nrd. nhtsa.dot.gov/pdf/esv/esv21/09-0595.pdf

8. Novaco R.W., Stokols D., Campbell J., Stoklols J. Transportation, stress, and community psychology. American Journal of Community Psychology, 1979. № 7(4). P. 361-380.

References

1. Kosulnikov R.A. Formation of professional skills of drivers using information technology. Strategic guidelines innovative development of agribusiness in the current economic environment: proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 26-28 January 2016. Volgograd: Volgograd FGBOU IN SAU, 2016. In 8 volumes.Volume 6. P. 366-372. [in Russian].

2. Molokanov S.V., Kosyreva N.N. The educational approach of training of drivers in the preparation of the working profession. Strategic guidelines innovative development of agribusiness in the current economic environment: proceedings of the International Scientific and Practical Conference, 26-28 January 2016. Volgograd: Volgograd FGBOU IN SAU, 2016. In 8 volumes. Volume 6. P. 436-442. [in Russian].

3. Chugunova G.P. A system of driver training in Europe. Avtotransportnoiepredpriyatie, 2006. №8. Available at: http://www.cnot.ru/ATP/stat_2_06_08.htm [in Russian].

4. Fattakhov T.A. Road traffic injuries in Russia and its factors. Electronic scientific journal "Social aspects of human health", 2015. № 4 (44). Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/695/27/ lang,ru/ [in Russian].

5. Dietenberger M., Buyuk M., Kan C.-D. Development of a high strain-rate dependent vehicle model. LS-DYNA Anwenderforum, Bamberg, 2005, B-III-1-10. Available at: https://www.dynamore.se/en/ resources/papers/forum05/development-of-a-high-strain-rate-dependent .

6. Dorokhov V.B., Arsenyev G.N., Tkachenko O.N., Zakharchenko D.V., Dementienko V.V. Eye-hand coordination errors during monotonous activity. University of Southampton. UK. Proceeding of the 15th European Conference on Eye Movements, 2009. P. 159.

7. «Government status report, Sweden». Available at: http://www-nrd.nhtsa.dot.gov/pdf/esv/ esv21/09-0595.pdf .

8. Novaco R.W., Stokols D., Campbell J., Stoklols J. Transportation, stress, and community psychology. American Journal of Community Psychology, 1979. № 7(4). P. 361-380.

ro m <u к

X

er ф

od <

.0 I-

о с;

0 со

od

1

Сведения об авторах: Золотых Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики профессионального обучения, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград, Российская Федерация. &mail: pedagogika25@mail.ru

Черняева Анна Валерьевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики профессионального обучения, Волгоградский государственный аграрный университет,

г. Волгоград, Российская Федерация. E-mail AMBA81@mail.ru

Information about the authors: Zolotykh Nataliya Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Vocational Training Pedagogy and Methodology, Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russia. E-mail: pedagogika25@mail.ru

Chernyaeva Anna Valerevna,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Vocational Training Pedagogy and Methodology, Volgograd State Agricultural University, Volgograd, Russia. E-mail: AMBA81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.