Научная статья на тему 'Оценка безопасности движения на пересечениях'

Оценка безопасности движения на пересечениях Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STREET ROAD NETWORK / CROSSING / ROAD ACCIDENT / TRAFFIC SAFETY / INITIAL SPEED / STOPPING WAY / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / ПЕРЕСЕЧЕНИЕ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ / ОСТАНОВОЧНЫЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Филатова Н.А., Ласточкин И.А., Сидоров Б.А.

В статье рассматривается безопасность движения транспортных средств при движении на пересечениях. Оценивается возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия. В статье определены начальная скорость, величина остановочного пути второго транспортного средства, с учетом габаритных размеров транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Филатова Н.А., Ласточкин И.А., Сидоров Б.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traffic safety assessment on crossings

In article traffic safety of vehicles at the movement on crossings is considered. Possibility of a road accident is estimated. In article the initial speed, size of a stopping way of the second vehicle, taking into account overall dimensions of vehicles are determined.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасности движения на пересечениях»

Оценка безопасности движения на пересечениях

Н.А. Филатова, И.А. Ласточкин, Б.А. Сидоров

Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург

Аннотация: В статье рассматривается безопасность движения транспортных средств при движении на пересечениях. Оценивается возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия. В статье определены начальная скорость, величина остановочного пути второго транспортного средства, с учетом габаритных размеров транспортных средств.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, пересечение, дорожно-транспортное происшествие, безопасность движения, начальная скорость, остановочный путь.

Пропускная способность улично-дорожной сети (УДС) во многом регламентируется движением на пересечениях [1-4]. По статистике на пересечениях в населенных пунктах совершается до 30% дорожно-транспортных происшествий [5-7]. Случившееся ДТП на какое-то время делает невозможным движения по одной или нескольким полосам движения, тем самым уменьшая пропускную способность УДС в целом [8-10].

Пусть транспортные средства ТС1 и ТС2 движутся по дорогам, пересекающимся под тупым углом (рис. 1).

За начальный момент времени (момент возникновения опасной ситуации) t0 = 0 возьмем момент времени, когда ТС1 начинает двигаться с установившимся замедлением.

Считаем, что после возникновения опасной ситуации, т.е. для t > t0 = 0,

ТС2 продолжает движение с постоянной скоростью

Vr0C 2 = const,

т.е. водитель ТС2 в момент возникновения опасной ситуации не применяет экстренного торможения, а ТС1 движется прямолинейно и равнозамедленно.

Рис. 1. - Схема движения ТС1 и ТС2

Считаем, что расстояние от правого угла ТС1 до точки М известно. Если ТС1 остановится левым передним углом в точке М, то начальная скорость ТС1 будет равна

В этом случае ТС1 и ТС2 коснутся корпусами и могут получить незначительные повреждения в виде царапин и небольших вмятин. Если начальная скорость ТС1 будет удовлетворять неравенству,

то ТС1 остановится, не доезжая до точки М левым передним углом своего корпуса, и, следовательно, столкновения и касания ТС1 и ТС2 не произойдет.

Будем говорить, что ТС1 и ТС2 столкнутся в точке Бив момент столкновения ТС1 остановится т.е. УТС1 = 0.

Путь пройденный до момента столкновения в точке Б 8ТС1 будет равен

SТС1 = ^тс1 +МГ ,

где:

МГ

а2 г

A2F - расстояние от правого переднего угла ТС до места удара. Тогда начальная скорость ТС будет равна

УТС1 = \ 2 Х (stc1 + ~A ) х jtc1 .

V sin а

В этом случае ТС и ТС2 столкнутся на отрезке между точками d и m передней частью ТС1 (отрезок A1A2) с правым передним углом ТС2 (точка P2).

Будем говорить, что ТС1 и ТС2 столкнутся в точке Бив момент столкновения в точке d ТС1 остановится т.е. УТС1 — 0.

Путь пройденный до момента столкновения в точке D STC1 будет равен

Sтс 1 — Sтс 1 + ,

где:

DM — . sin а

Тогда начальная скорость ТС1 будет равна

утс1 = л 2 Х (stc1 + .тс1 ) х jTC1 .

V sin а

В этом случае столкновение ТС1 и ТС2 произойдет в точке d левым передним углом ТС (точка A1) c правым передним углом ТС2 (точка P2).

Будем говорить, что ТС и ТС2 столкнутся в точке K и в момент столкновения в точке k ТС остановится т.е. УТС1 — 0.

Путь пройденный до момента столкновения в точке K STC1 будет равен

STC1 — Stc1 + DM + DK ,

где:

DM — —

sin а

DK — Ш-; sin а

KP2 - расстояние от правого переднего угла ТС2 до места удара

Тогда начальная скорость ТС1 будет равна

VTC1 = \ 2 Х (stc1 + -ТСХ Х jtc1 •

V sin a sin a

В этом случае столкновение ТС1 и ТС2 произойдет на отрезке между точками a и d левым передним углом ТС1 (точка A1) c передней частью ТС2

(отрезок рP2 )•

Будем говорить, что ТС1 ТС2 столкнутся в точке A и в момент столкновения в точке a ТС1 остановится т.е. VTC1 = 0.

Путь пройденный до момента столкновения в точке a STC1 будет равен

STCl = Stc1 + DM + AD + AA ,

где: A1A - расстояние от левого переднего угла ТС1 до места удара.

Тогда начальная скорость ТС1 будет равна

VTC1 =\ 2 х (stc1 + .tc1 + .ТС2 + a1A) х jTC1

V sin a sin а

В этом случае столкновение ТС1 и ТС2 произойдет левой стороной ТС1 (отрезок A1A4) с левым передним углом ТС2 (точка р).

В случае, когда начальная скорость ТС1 будет равна

тг0 гу / о0 .tc1 a'TC2 7 \ '

VTC1 =\ 2 Х (stc1 + ~ + ~ + 1ТС1) х JTC! .

V sin a sin а

В этом случае ТС1 и ТС2 коснутся корпусами и могут получить незначительные повреждения в виде царапин и небольших вмятин.

Если начальная скорость ТС2 будет определена неравенством

тг0 гу / о0 .тс1 .ТС2 7 \ '

VTC1 > л 2 Х (stc1 + ~ + ~ + 1ТС1) х jtc1 .

V sin a sin а

В этом случае столкновение ТС1 и ТС2 не произойдет.

На основании проведенных аналитических исследований можно сделать следующие выводы:

1. столкновение транспортных средств возможно на участке УДС определяемом параллелограммом ABDM (рис. 1);

2. получена математическая модель движения двух транспортных средств позволяющая определить начальную скорость и величину остановочного пути первого автомобиля, с учетом габаритных размеров транспортных средств в случае, когда первое транспортное средство движется равнозамедленно, а второе транспортное средство движется с постоянной скоростью;

3. получено выражение начальной скорости ТС¡

Vo о 0 тт 0 i / о 0 ^ТС 1 ^ТС 2 1 \

2 х STC1 х jtc\ - VTC1 2 х (stc1 + ~ + ~ + 'ТС1) х Jrc\.

V sin a sin а

при котором касание ТС\ и ТС2 обязательно произойдет.

Литература

1. Иларионов В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В.А. Иларионов. М.: Транспорт, 1989. 255 с.

2. Методы расчета безопасных расстояний при попутном движении транспортных средств: монография / Б.Н. Карев, Б.А. Сидоров, П.М. Недоростов; Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2005. 315 с.

3. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза / Ю.Б.Суворов. М.: Экзамен, 2003. 208 с.

4. Филатова Н.А., Габдорахманов А.С., Карев Б.Н. Нахождение минимально-безопасного расстояния между автомобилями, движущимися в попутном направлении, в одном частном случае // Научное творчество молодежи - лесному комплексу России: матер. XII всерос. науч.-техн. конф. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016, ч.1. 365 с.

5. Бояркина Е.Ф., Логачев В.Г. Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети

города // Инженерный вестник Дона, 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3254.

6. Быков Д.В., Лихачёв Д.В. Имитационное моделирование как средство модернизации участка транспортной сети // Инженерный вестник Дона, 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2388.

7. Феофилова А.А. Обоснование выбора состояний транспортных потоков для начала их динамического перераспределения // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1953.

8. Гасилова О.С., Алексеева О.В., Грехов О.Ю. Влияние интенсивности движения маршрутных транспортных средств на пропускную способность улично-дорожной сети // Инженерный вестник Дона, 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3808.

9. Highway Capacity Manual 2000. Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA, 2000. 1134 p.

10. Zyryanov V., Sanamov R. Improving urban public transport operation: experience of Rostov-on-Don (Russia) // International Journal of Transport Economics. 2009. V.36. №1. pp.83-96.

References

1. Ilarionov V.A. Jekspertiza dorozhno-transportnyh proisshestvij [Examination of road accidents]. V.A. Ilarionov. M.: Transport, 1989. 255 p.

2. Metody rascheta bezopasnyh rasstojanij pri poputnom dvizhenii transportnyh sredstv [Methods of calculation of safe distances at the passing movement of vehicles]: monografija. B.N. Karev, B.A. Sidorov, P.M. Nedorostov; Ekaterinburg: Ural. gos. lesotehn. un-t., 2005. 315 p.

3. Suvorov Ju.B. Sudebnaja dorozhno-transportnaja jekspertiza [Judicial road and transport examination]. Ju.B.Suvorov. M.: Jekzamen, 2003. 208 p.

4. Filatova N.A., Gabdorahmanov A.S., Karev B.N. Nauchnoe tvorchestvo molodezhi - lesnomu kompleksu Rossii: mater. XII vseros. nauch.-tehn. konf. Ekaterinburg: Ural. gos. lesotehn. un-t, 2016, ch.1. 365 p.

5. Bojarkina E.F., Logachev V.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3254.

6. Bykov D.V., Lihachjov D.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2388.

7. Feofilova A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1953.

8. Gasilova O.S., Alekseeva O.V., Grehov O.Ju. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3808.

9. Highway Capacity Manual 2000. Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA, 2000. 1134 p.

10. Zyryanov V., Sanamov R. International Journal of Transport Economics. 2009. V.36. №1. pp.83-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.