Научная статья на тему 'Оценка безопасности движения транспортных средств на прямолинейном участке дороги'

Оценка безопасности движения транспортных средств на прямолинейном участке дороги Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
185
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ROAD CAPACITY / ROAD ACCIDENT / TRAFFIC SAFETY / MINIMUM AND SAFE DISTANCE / ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / МИНИМАЛЬНО-БЕЗОПАСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Филатова Н.А., Ласточкин И.А., Карев Б.Н., Сидоров Б.А.

В статье рассматривается безопасность движения транспортных средств на прямолинейном участке дороги. Оценивается возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия при внезапном торможении впереди идущего автомобиля по какой-либо причине. Для обеспечения безопасности движения и предотвращения снижения пропускной способности дороги из-за возникновения дорожно-транспортного происшествия транспортные средства, движущиеся по прямолинейному участку дороги большой протяженности должны соблюдать расстояние, определенное по формулам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of traffic safety of vehicles on a straight section of the road

In article traffic safety of vehicles on a straight section of the road is considered. Possibility of a road accident at sudden braking ahead of the going car for any reason is estimated. For safety of the movement and prevention of capacity reduction of the road because of emergence of a road accident the vehicles moving on a straight section of the road of big extent have to observe the distance determined by formulas.

Текст научной работы на тему «Оценка безопасности движения транспортных средств на прямолинейном участке дороги»

Оценка безопасности движения транспортных средств на прямолинейном участке дороги

Н.А. Филатова, И.А. Ласточкин, Б.Н. Карев, Б.А. Сидоров

Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург

Аннотация: В статье рассматривается безопасность движения транспортных средств на прямолинейном участке дороги. Оценивается возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия при внезапном торможении впереди идущего автомобиля по какой-либо причине. Для обеспечения безопасности движения и предотвращения снижения пропускной способности дороги из-за возникновения дорожно-транспортного происшествия транспортные средства, движущиеся по прямолинейному участку дороги большой протяженности должны соблюдать расстояние, определенное по формулам. Ключевые слова: пропускная способность дороги, дорожно-транспортное происшествие, безопасность движения, минимально-безопасное расстояние.

Транспортные средства, как правило, развивают наибольшую скорость на прямолинейном участке дороги большой протяженности [5-7]. При этом увеличивается опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия и, как следствие, уменьшение пропускной способности дороги на какой-то промежуток времени [8-10].

Оценим возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия при внезапном торможении впереди идущего автомобиля по какой-либо причине.

Рассмотрим следующую дорожную ситуацию при движении автомобилей А; и А2 в попутном направлении: автомобиль А2, имеющий скорость V20, догоняет впереди движущийся со скоростью V10 автомобиль А1, т.е. выполняется неравенство

V0 > V10. (1)

Постановка задачи. На каком минимально-безопасном расстоянии ^In должен находиться автомобиль А2 от автомобиля А1, чтобы в случае

применения экстренного торможения водителем автомобиля А1 водитель

автомобиля А2 мог предотвратить столкновение.

:

Результат решения поставленной задачи приводится в [1, 3], однако при каких условиях им можно пользоваться не указано.

За начальный момент времени t0 = 0 принимаем момент обнаружения водителем автомобиля А2 момента начала торможения водителем автомобиля А;. Считаем, что автомобили А; и А2 в начальный момент

времени имели скорости

У и

Г2° соответственно, причем скорости

удовлетворяют неравенству (1).

При выполнении неравенств

V!0 > ^ (71 - ^ ), V20 > 2 ( -12,).

(2) (3)

Законы изменения скорости движения и длины пути пройденного автомобилями А1 и А2 определены в [2]. Время движения автомобиля А1 до

полной остановки определяется равенством

/2) = \ост

к

К +Л (( + О

(4)

Время движения автомобиля А2 до полной остановки определяется равенством

/2) = 2 ост

1

Л

V0 + 2 (72 +12 з)

(5)

Отметим, что в рассматриваемом случае оба автомобиля оставят на дороге тормозной след всех своих колес, если тормозная система автомобилей исправна.

С) Пусть выполняются неравенства

0 < I < и < 72 < £(1) < t22)

1 зп 2з 2 1ост 2 ост

(6)

Выражения функций АУ (t) и 5 ^) определены в [4]. Рассмотрим несколько случаев.

1

С 1) Пусть выполняется неравенство у2 - 7 > 0. На полуинтервале (t2 з, Т2 ] функция АУ (t) имеет вид

Л - ъ

АУ ^ 1 +

АУ0 +1 ((п -Мз)

Моментом времени, подозрительным на безопасный момент касания, на полуинтервале (t2з, Т2 ] будет точка определенная равенством

t3 = [2АУ0 + ((п —212з )] .

72 71

Теперь рассмотрим разность

tз - Т = -—[2АУ0 + ъ ( - Т2) - ]2 (з - т2)]. (7) 72 71

С 1.1) Пусть выполняется неравенство

2АУ0 + Ъ (11зп - Т2)-(t2 з - Т2 )> 0. (8)

Тогда разность (7) меньше нуля, следовательно, выполняется неравенство

tз <т2, (9)

Из неравенства (9) следует, что ^ е(t2з,Т2)е(t2з,Т2]. Так как коэффициент при t в выражении функции АУ (t) на полуинтервале з, Т2 ] положительный в силу ^ е(t2з,Т2)е(t2з,Т2], то функция АУ() принимает на сегменте (2з,t3) отрицательные значения, а на полуинтервале (^,Т2] положительные значения. Следовательно, при t = Т2 выполняется неравенство

АУ (Т2 )> 0. (10)

Рассмотрим полуинтервал (т2, ^ ]. Функция АУ (t) на этом полуинтервале имеет вид

АУ ^) = Щ-7t + {Ау0 + 1 [ъ^зп - 72 (Т +12з ) ,(11)

J

а момент времени t4 подозрительный на безопасный момент касания определяется равенством

¿4 =-

-{AF0 +2IX, -2 (T +t23)]}. (12)

2 к - к

Отметим, выполнение неравенства

2]2 - к > 0. (13)

Проверим, принадлежит ли момент времени t = t4 полуинтервалу (т2, ^С т ]. Для этого рассмотрим сначала разность

t -T =--

ь л -*• о

М 2

-1— {2АV0 ( - T2) - j (¿2з - T)} < 0

2/2 -h

в силу неравенств (8) и (13). Следовательно, выполняется неравенство

¿4 <T2. (14)

Отсюда следует, что t4 g(T2, t^ ]. Так как коэффициент при t в выражении функции AV (t) на полуинтервале (t2, t^ ] положительный в силу неравенства (13) и выполняется неравенство (14), то функция AV(t) принимает на полуинтервале (т2, ^ ] положительные значения. Следовательно, при t = ^ выполняется неравенство

AV(C)> 0. (15)

С 1.1.1) Пусть в неравенствах (6) выполняется строгое неравенство

t,(1) < tf . (16)

1ост 2ост V у

Очевидно, что функция AV(t) на полуинтервале (t^, t<22Jcm ] принимает отрицательные значения. Но тогда lim AV (t) = AV (t® ) < 0, что противоречит

неравенству (15). Полученное противоречие показывает, что при выполнении неравенств (6), (16) неравенство (8) выполняться не может. С 1.1.2) Пусть в условиях (6) выполняется равенство

I(1) = I(2) (17)

\ост 2ост ' V /

Равенство (17) может быть записано в виде

2( - ) + 71.72 [(tlзn -12з ) + (tlзп - Т)] + 22 = 0.

Но тогда будет выполняться равенство АУ (^ = ) = 0, которое

противоречит неравенству (15). Полученное противоречие показывает, что при выполнении неравенств (6) и равенства (17) неравенство (8) выполняться не может.

С 1.2) Пусть выполняется равенство

2АУ0 + 71 (^ - Т2)-72 (^ - Т2 ) = 0. (18)

Тогда разность (7) равна нулю, следовательно, выполняется равенство ^ = Т2, что означает ^ е(^з, Т2 ]. Так как коэффициент при t в выражении

функции АУ (7) на полуинтервале (^з, Т2 ] положительный в силу ^ = Т2, то функция АУ () принимает на сегменте (t2 з, Т2) отрицательные значения. При t = Т2 выполняется равенство

АУ (Т2 ) = 0. (19)

Рассмотрим полуинтервал (т2, ^ ]. Функция АУ () на этом полуинтервале имеет вид (11),

АУ ^) = 1 + {АУ0 +1 |>1я| - 72 (( +12з)]} ,

а момент времени t4 подозрительный на безопасный момент касания определяется равенством (12).

t4 = \АУ 0 ^ [-71'1зп -2 (Т +72з )]} .

Из равенства (18) следует, что разность

t4 - Т = -7—{2АУ0 + 7> ((\зп - Т2) - 72 (t2з - Т2)} = 0, 272 - 7х

следовательно

J

t4 = 72. (20)

Так как коэффициент при t в выражении функции АУ (t) на

полуинтервале (г2, ] положительный в силу t4 = 72, то функция АУ (t)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принимает на этом полуинтервале положительные значения. При t = 7 выполняется неравенство (15).

АУ (^т )> 0.

Таким образом, получили, что при переходе через точку t4 = 72 функция АУ(7) меняет знак с «- » на « + », следовательно, момент времени t4 = 72 является безопасным моментом касания на полуинтервале (^з, ] .

С 1.2.1) Пусть в неравенствах (6) выполняется строгое неравенство

(16).

t(1) < t(2) 1ост 2ост '

Очевидно, что функция AV(t) на полуинтервале (t1(1Cm, t22Jcm ] принимает

отрицательные значения. Но тогда lim AV (t) = AV (t,(1) ) < 0, что противоречит

t MOL+0 4 !

t

'Чост n

неравенству (15). Полученное противоречие показывает, что при выполнении неравенств (6), (16) равенство (18) выполняться не может.

С 1.1.2) Пусть в условиях (6) выполняется равенство (17).

t (!) = t (2) 1ост 2 ост '

Но тогда будет выполняться равенство АУ (^ = ) = 0, которое

противоречит неравенству (15). Полученное противоречие показывает, что при выполнении неравенства (6) и равенства (17) равенство (18) выполняться не может.

С 1.3) Пусть выполняется неравенство

2АУ0 + к (^ - Г2)-Л (^ з - Г2 )< 0. (21)

1

Тогда разность (7) больше нуля, следовательно, выполняется неравенство

*3 > Тг. (22)

Так как коэффициент при t в выражении функции АУ (t) на полуинтервале ^з, Т2] положительный и выполняется неравенство (22), то функция АУ () принимает на этом полуинтервале отрицательные значения. При t = Т2 выполняются неравенства

АУ (Т )< 0, ^ (Т2 )< 0.

Функция АУ() на полуинтервале (т2,^] имеет вид (11), а момент времени t4 подозрительный на безопасный момент касания определяется равенством (12).

С 1.3.1) Пусть в неравенствах (6) выполняется строгое неравенство

(16).

I(1) < t(2)

1ост 2ост *

Неравенство (16) может быть записано в виде

2(( - 7У0) + 7172 \(Чзп -12з) + (кп - Т)] + 2'2У0 < 0 .(23) Рассмотрим разность

^ - 71(1ст = - . ( . ) {2(( - 7У° )) [( - ^ ) + ( - т2)] + 22} .(24) 71 (272 71 )

Разность (24) положительна в силу неравенств (13) и (23). Отсюда следует, что выполняется неравенство

^ > С (25)

Очевидно, что функция АУ^) на полуинтервале (^, ] принимает отрицательные значения. Получили, что при выполнении неравенств (6),

:

(16), (21) функция 5 ^) достигает отрицательного наименьшего значения при

I = I = t (2)

1 5 2 ост •

С 1.1.2) Пусть в условиях (6) выполняется равенство (17).

t (1) = t (2) 1ост 2 ост '

Тогда разность (23) равна нулю, следовательно, выполняются равенства

t = t (1) = t (2) 4 1ост 2ост '

Тогда получаем, что при выполнении неравенств (6), (21) и равенства

(17) функция 5 ^) достигает отрицательного наименьшего значения при

I = I = I(2)

1 5 2 ост '

Минимально-безопасное расстояние в этом случае определяется равенством

= 2 [( + t2з )У20 - 2^° ] + Л (У20 )2- 22 (У0 ) - £ ( - t2з )2. (26)

2 2J\J 2 8

Для обеспечения безопасности движения и предотвращения снижения пропускной способности дороги из-за возникновения дорожно-транспортного происшествия транспортные средства, движущиеся по прямолинейному участку дороги большой протяженности должны соблюдать расстояние, определенное по формулам 26.

Например, расстояние между автомобилями, исключающее возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия, движущимися со скоростями У1 = 15 м/с и У2 = 20 м/с, определенное по формуле 26 составляет 28,98 м.

Литература

1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1989. 255 с.

2. Карев Б.Н., Сидоров Б.А., Недоростов П.М. Методы расчета безопасных расстояний при попутном движении транспортных средств: монография. Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2005. 315 с.

3. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. М.: Экзамен, 2003. 208 с.

4. Филатова Н.А., Габдорахманов А.С., Карев Б.Н. Нахождение минимально-безопасного расстояния между автомобилями, движущимися в попутном направлении, в одном частном случае // Научное творчество молодежи - лесному комплексу России: матер. XII всерос. науч.-техн. конф. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016, ч.1. 365 с.

5. Бояркина Е.Ф., Логачев В.Г. Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города // Инженерный вестник Дона, 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3254.

6. Быков Д.В., Лихачёв Д.В. Имитационное моделирование как средство модернизации участка транспортной сети // Инженерный вестник Дона, 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2388.

7. Феофилова А.А. Обоснование выбора состояний транспортных потоков для начала их динамического перераспределения // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1953.

8. Гасилова О.С., Алексеева О.В., Грехов О.Ю. Влияние интенсивности движения маршрутных транспортных средств на пропускную способность улично-дорожной сети // Инженерный вестник Дона, 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3808.

9. Highway Capacity Manual 2000. Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA, 2000. 1134 p.

10. Zyryanov V., Sanamov R. Improving urban public transport operation: experience of Rostov-on-Don (Russia) // International Journal of Transport Economics. 2009. V.36. №1. pp.83-96.

References

1. Ilarionov V.A. Jekspertiza dorozhno-transportnyh proisshestvij [Examination of road accidents]. M.: Transport, 1989. 255 p.

2. Karev B.N., Sidorov B.A., Nedorostov P.M. Metody rascheta bezopasnyh rasstojanij pri poputnom dvizhenii transportnyh sredstv [ Methods of calculation of safe distances at the passing movement of vehicles]: monografija. Ekaterinburg: Ural. gos. lesotehn. un-t., 2005. 315 p.

3. Suvorov Ju.B. Sudebnaja dorozhno-transportnaja jekspertiza [Judicial road and transport examination]. M.: Jekzamen, 2003. 208 p.

4. Filatova N.A., Gabdorahmanov A.S., Karev B.N. Nauchnoe tvorchestvo molodezhi - lesnomu kompleksu Rossii: mater. XII vseros. nauch.-tehn. konf. Ekaterinburg: Ural. gos. lesotehn. un-t, 2016, ch.1. 365 p.

5. Bojarkina E.F., Logachev V.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3254.

6. Bykov D.V., Lihachjov D.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2388.

7. Feofilova A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1953.

8. Gasilova O.S., Alekseeva O.V., Grehov O.Ju. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3808.

9. Highway Capacity Manual 2000. Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA, 2000. 1134 p.

10. Zyryanov V., Sanamov R. International Journal of Transport Economics. 2009. V.36. №1. pp.83-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.