Рассмотрение механизма ДТП на пересечении дорог
под тупым углом
Н.А. Филатова, И.А. Ласточкин, Б.Н. Карев, Б.А. Сидоров
Уральский государственный лесотехнический университет, Екатеринбург
Аннотация: В статье рассматривается безопасность движения транспортных средств при движении на перекрестках. Оценивается возможность возникновения дорожно-транспортного происшествия. В статье определен отрезок времени, при котором ТС2 становится препятствием для ТС1 и может произойти столкновение транспортных средств, движущихся под тупым углом. Также определены параметры движения транспортных средств необходимые для разработки математической модели. Ключевые слова: улично-дорожная сеть, перекресток, дорожно-транспортное происшествие, безопасность движения.
При моделировании движения транспортных средств по улично-дорожной сети необходимо учитывать наличие пересечения дорог в одном уровне, то есть движение на перекрестках [1-7].
Среди различных видов пересечений траекторий движения транспортных средств на перекрестках наиболее сложными для исследования являются ситуации, когда транспортные средства движутся по траекториям, пересекающимся под тупым углом [8-10].
Пусть транспортные средства ТС1 и ТС2 движутся по дорогам пересекающимся под тупым углом (рис. 1).
За начальный момент времени (момент возникновения опасной ситуации) t0 = 0 возьмем момент времени, когда ТС2 попадает в поле зрения водителя ТС1 .
Считаем, что после возникновения опасной ситуации, т.е. для t > t0 = 0, ТС1 продолжает движение с постоянной скоростью
VCi = const,
т.е. водитель ТС1 в момент возникновения опасной ситуации не применяет экстренного торможения, а ТС2 движется прямолинейно и равнозамедленно.
В этом случае законы изменения пути и скорости ТС2 имеют вид
^ТС 2 (^) = ^ТС 2 — .¡ТС
О + ¡ТС 2
2
S = V г -
ТС 2 у ТС 2 2 '
где: VТIС2 - скорость ТС2 в момент разворота; ¡ТС2 - замедление ТС1 в данных дорожных условиях; г - время.
Считаем, что расстояние S0С2 от места разворота ТС2 до точки А известно.
Если ТС2 остановится левым передним углом в точке А, то начальная скорость ТС2 будет равна
^С 2 = V2 Х SТС 2 Х ¡ТС 2 .
Время, которое потребуется для остановки ТС2 будет равно
ТС2 = ост
2 Х SТС 2
¡ТС 2
В этом случае ТС1 и ТС2 коснутся корпусами и могут получить незначительные повреждения в виде царапин и небольших вмятин. Если начальная скорость ТС2 будет удовлетворять неравенству,
и
уТС 2 < ,
то ТС2 остановится, не доезжая до точки a левым передним углом своего корпуса, и, следовательно, столкновения и касания ТС1 и ТС1 не произойдет. Если начальная скорость ТС2 будет удовлетворять неравенству
^тс 2 ^ V2 Х SТС 2 Х jтc 2 ,
то ТС2 становится препятствием для ТС1 на отрезке времени [г2* ,г2**], где
а величина
Т2 = . V2 Х ^ТС 2 Х .¡ТС 2 , ¡тс 2
Т2 = . л]2 Х STc2 Х ¡ТС 2 ¡ТС 2
Величина STc2 определена равенством (рис.1)
= S0m 2 + AD + DM + 1тс 2, (1)
где:
AD = ;
DM =
sin а
TC1
sin а
aTCl - ширина корпуса ТС1; aTC2 - длина корпуса ТС2; lTC2 - длина корпуса ТС2.
Таким образом, мы нашли момент времени г2 в который левый передний угол корпуса ТС2 попадает в точку А, т.е. попадает в параллелограмм \JABDM и момент времени г2*, в который ТС2 покидает параллелограмм \JA-BDM.
Пусть выполняется условие
[< ,<*№ ,<]=0. (2) Условие (2) равносильно двум неравенствам
и
и
Если выполняется неравенство
тГ < т;
т' > т2;
ТГ< Т2 '
(3)
(4)
то к моменту времени г = Т2 ТС1 будет полностью за пределами параллелограмма \JABDM. Отсюда следует, что если в начальный момент времени г0 = 0 ТС1 будет находиться на расстоянии ОТ0С1 от точки А, которое удовлетворяет неравенству
V0
' ту
SТC\ < УТС1 Х Т2
¡тс:
Х ОТС2 Х ¡ТС 2
то столкновение ТС1 и ТС2 не произойдет, так как ТС1 будет полностью находиться за пределами параллелограмма \JABDM. Пусть выполняется неравенство
т1 > т2;
то к моменту времени г = т* ТС2 будет полностью за пределами параллелограмма \JABDM. Отсюда следует, что если в начальный момент времени г0 = 0 ТС1 будет находиться на расстоянии ОТ0С1 от точки А, которое удовлетворяет неравенству
ОТС1 > УТС1 Х т2
У 0
' 7 У
¡ТС
Х ¡ТС 2
или с учетом равенства (1)
sТc1 > ус хт;; =
V0
* ТС1
¡ТС 2 ^
2 Х
О° I аТС 2 , атс\ , 7
°ТС 2 ■ ■ 1ТС 2
Бта slna
Х ¡ТС 2
то столкновение ТС1 и ТС2 не произойдет, так как ТС2 будет полностью находиться за пределами параллелограмма \JABDM.
и
Таким образом получили, что при выполнении одного из неравенств (3) или (4) столкновение ТС1 и ТС2 не произойдет. Пусть выполняется условие
Г" * **—I П * **—I
В этом случае столкновение ТС1 и ТС2 необходимо произойдет, так как ТС1 и ТС2 для
Vt е
{* * 1 • f ** ** ^ Г * I П * I
Г,г2 !• ;min г ,г2 >1 = 1т1,т1 ю\ г2,г2 1^0
будут одновременно находиться в параллелограмме \JABDM, а ТС1 двигаться с постоянной скоростью
VCi = const.
На основании проведенных аналитических исследований можно сделать следующие выводы:
1. при разработке математической модели механизма ДТП при пересечении дорог особый интерес представляет случай пересечения под тупым углом;
2. в математической модели механизма ДТП должны быть учтены следующие параметры движения: начальная скорость, габаритные размеры транспортных средств;
3. определен отрезок времени [г2*,г2**], при котором ТС2 становится
препятствием для ТС1 и может произойти столкновение транспортных средств, движущихся под тупым углом.
Литература
1. Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий / В.А. Иларионов. М.: Транспорт, 1989. 255 с.
2. Методы расчета безопасных расстояний при попутном движении транспортных средств: монография / Б.Н. Карев, Б.А. Сидоров, П.М. Недоростов; Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2005. 315 с.
3. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза / Ю.Б.Суворов. М.: Экзамен, 2003. 208 с.
4. Филатова Н.А., Габдорахманов А.С., Карев Б.Н. Нахождение минимально-безопасного расстояния между автомобилями, движущимися в попутном направлении, в одном частном случае // Научное творчество молодежи - лесному комплексу России: матер. XII всерос. науч.-техн. конф. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2016, ч.1. 365 с.
5. Бояркина Е.Ф., Логачев В.Г. Имитационное моделирование процесса формирования количества легковых автомобилей на улично-дорожной сети города // Инженерный вестник Дона, 2015, №3. URL: ivdon. ru/ ru/ magazine/archive/n3y2015/3254.
6. Быков Д.В., Лихачёв Д.В. Имитационное моделирование как средство модернизации участка транспортной сети // Инженерный вестник Дона, 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2388.
7. Феофилова А.А. Обоснование выбора состояний транспортных потоков для начала их динамического перераспределения // Инженерный вестник Дона, 2013, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2013/1953.
8. Гасилова О.С., Алексеева О.В., Грехов О.Ю. Влияние интенсивности движения маршрутных транспортных средств на пропускную способность улично-дорожной сети // Инженерный вестник Дона, 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3808.
9. Highway Capacity Manual 2000. Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA, 2000. 1134 p.
10. Zyryanov V., Sanamov R. Improving urban public transport operation: experience of Rostov-on-Don (Russia) // International Journal of Transport Economics. 2009. V.36. №1. pp.83-96.
References
1. Ilarionov V.A. Jekspertiza dorozhno-transportnyh proisshestvij [Examination of road accidents]. V.A. Ilarionov. M.: Transport, 1989. 255 p.
2. Metody rascheta bezopasnyh rasstojanij pri poputnom dvizhenii transportnyh sredstv [Methods of calculation of safe distances at the passing movement of vehicles]: monografija. B.N. Karev, B.A. Sidorov, P.M. Nedorostov; Ekaterinburg: Ural. gos. lesotehn. un-t., 2005. 315 p.
3. Suvorov Ju.B. Sudebnaja dorozhno-transportnaja jekspertiza [Judicial road and transport examination ]. Ju.B.Suvorov. M.: Jekzamen, 2003. 208 p.
4. Filatova N.A., Gabdorahmanov A.S., Karev B.N. Nauchnoe tvorchestvo molodezhi - lesnomu kompleksu Rossii: mater. XII vseros. nauch.-tehn. konf. Ekaterinburg: Ural. gos. lesotehn. un-t, 2016, ch.1. 365 p.
5. Bojarkina E.F., Logachev V.G. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2015/3254.
6. Bykov D.V., Lihachjov D.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2014, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2014/2388.
7. Feofilova A.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №3. URL: ivdon. ru/ ru/ magazine/archive/n3y2013/1953.
8. Gasilova O.S., Alekseeva O.V., Grehov O.Ju. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2016, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3808.
9. Highway Capacity Manual 2000. Transportation Research Board, National Research Council. Washington, D.C., USA, 2000. 1134 p.
10. Zyryanov V., Sanamov R. International Journal of Transport Economics. 2009. V.36. №1. pp.83-96.