Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ'

ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ / СРЕДСТВА / МОБИЛЬНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнг А.А., Шевцова А.Г.

В статье проведен анализ аварийности, связанной с использованием средств индивидуальной мобильности в различных условиях движения. За последние несколько лет количество дорожно-транспортных происшествий с участием указанных средств заметно выросло. Причиной этому явился скачок спроса на данные модели как среди молодежи, так и среди населения более старшего возраста в силу их высокой мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юнг А.А., Шевцова А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ACCIDENT RATE OF PERSONAL MOBILITY EQUIPMENT IN VARIOUS DRIVING CONDITIONS

In this article, an analysis of the accident rate of individual mobility equipment in various traffic conditions was carried out. Over the past few years, the number of road accidents involving individual vehicles has increased significantly. The reason for this may be, due to their high mobility, a jump in demand for these models among both young people and the more mature population

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ»

»3

OPEN ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ȉ

OPEN ifTl ACCESS

УДК 656.043.1 ББК 39.171.7

Научная специальность 12.00.14 - Административное право, административный процесс

DOI 10.53039/2079-4401.2021.4.2.007 © А.А. Юнг, А.Г. Шевцова 2021

ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ

Анастасия Алексеевна Юнг,

магистрант кафедры эксплуатации и организации дорожного движения Белгородского государственного

технологического университета им. В.Г. Шухова Контакты: ул. Костюкова, д. 46, Белгород, Россия, 308012 E-mail: yungnastena33@gmail.com Тел. 8(904)0939686

Анастасия Геннадьевна Шевцова,

доцент кафедры эксплуатации и организации дорожного движения Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, кандидат технических наук, доцент Контакты: ул. Костюкова, д. 46, Белгород, Россия, 308012 E-mail: shevcova-anastasiya@mail.ru Тел. 8(910)3218177

Аннотация. В статье проведен анализ аварийности, связанной с использованием средств индивидуальной мобильности в различных условиях движения. За последние несколько лет количество дорожно-транспортных происшествий с участием указанных средств заметно выросло. Причиной этому явился скачок спроса на данные модели как среди молодежи, так и среди населения более старшего возраста в силу их высокой мобильности.

Ключевые слова: аварийность, средства, мобильность, дорожно-транспортные происшествия

ASSESSMENT OF THE ACCIDENT RATE OF PERSONAL MOBILITY EQUIPMENT IN

VARIOUS DRIVING CONDITIONS

Anastasia A. Jung,

master's Student of the Department of Operation and Organization of Road Traffic of the Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov Contacts: 46 Kostyukova str., Belgorod, Russia, 308012 E-mail: yungnastena33@gmail.com Tel. 8(904)0939686

Anastasia G. Shevtsova,

associate Professor of the Department of Traffic Management and Organization of the Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov, Candidate of Technical Sciences

Contacts: 46 Kostyukova str., Belgorod, Russia, 308012 E-mail: shevcova-anastasiya@mail.ru Tel. 8(910)3218177

Abstract. In this article, an analysis of the accident rate of individual mobility equipment in various traffic conditions was carried out. Over the past few years, the number of road accidents involving individual vehicles has increased significantly. The reason for this may be, due to their high mobility, a jump in demand for these models among both young people and the more mature population. Keywords: accident rate, vehicles, mobility, road accidents

Для цитирования: Юнг А.А., Шевцова А.Г. Оценка аварийности средств индивидуальной мобильности в различных условиях движения. // Современная наука. 2021;(2): 31 - 36.

Дорожное движение является особой сферой взаимодействовать друг с другом, находясь в одной

жизни общества, включающей в себя совокупность дорожной среде.

различных средств передвижения. Современное об- Несмотря на отсутствие в настоящее время при-

щество не стоит на месте, с каждым годом в жизнь нятого и закрепленного термина «средства индиви-

населения внедряется все больше современных дуальной мобильности» (далее - СИМ), проблема

технологий, что неизбежно сопровождается появ- правового регулирования и ответственность за пра-

лением на дорогах общего пользования новых тех- вонарушения с участием данных средств становит-

нических средств. Участники дорожного движения, ся все более актуальной.

независимо от того, к какой категории они относят- Средства индивидуальной мобильности можно

ся - водитель, пассажир или пешеход, - вынуждены охарактеризовать как устройства, предназначенные

для передвижения посредством электродвигателя

(электросамокат, электроскейтборд, сегвей, моноколесо, гироскутер) или мускульной энергии человека (самокат, роликовые коньки, скейтборд).

Указанные средства значительно повышают мобильность человека, а также решают вопросы экономии времени и денежных средств, что в современных социальных условиях имеет большое значение. Дополнительным фактором, увеличившим популярность данных средств, стала пандемия ко-ронавирусной инфекции Covid-19, позволивших исключить также лишние контакты с другими людьми, которые неизбежны при использовании общественного транспорта, такси, метро и т.д.

Появление СИМ на дорогах общего пользования становится серьезным источником повышенной опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами [3]. Данные средства способны развивать достаточно высокую скорость, что при ограниченной маневренности создает высокую вероятность потери управления.

Вероятность гибели пешехода при столкновении с транспортным средством увеличивается с ростом скорости столкновения. Опираясь на статистические данные, можно сделать вывод, что при

350

EF 300

П 250 200

150

100

50

О

столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов остаются в живых, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Средства индивидуальной мобильности способны развивать скорость 35-60 км/ч и могут быть допущены на проезжую часть только при наличии тормоза, звукового сигнала, световозвращателей белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.

В сумерки на одежде водителя СИМ должны присутствовать световозвращающие (светоотражающие) элементы. Перед каждым выездом необходимо тщательно осматривать средство передвижения на предмет полной исправности. Все болты должны быть плотно закручены, колеса, подшипники и тормозная система (при наличии) не изношены [2].

Согласно официальным данным, предоставленным ФКУ «НЦ БДД МВД России», в 2020 году количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием СИМ составило 331, прирост - 182,9%, что намного больше по сравнению с 2019 годом (рис. 1).

о

8

и

(U

3

117

19

2018

2019 Год

2020

—ДТП

Рис. 1. График количества ДТП с участием средств индивидуальной мобильности

На увеличение аварийности с участием СИМ влияют различные условия движения, в том числе является время суток и освещенность улично-до-рожной сети (далее - УДС).

Хорошая видимость дорожного покрытия позволяет снизить утомляемость участников дорожного движения, повысить скорость, что непосредственно влияет на безопасность движения. Высокий

уровень освещения может снизить общее количество ДТП примерно на 30%, число происшествий в зонах особой опасности и на дорогах общего пользования - на 45 %, количество смертельных исходов - примерно на 65%.

Согласно данным ФКУ «НЦ БДД МВД России» за 2020 год большинство аварий с участием СИМ произошло в светлое время суток (рис. 2).

»3

OPEN ACCESS

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

»Q

OPEN ifTl ACCESS

3Ü0

г

■ 250

P

tt 200 о

S 150

Ii

u

Й 100

il

50 О

4276

__

Светлое вре^и

CVTOK

Сумерки

В темное время В темное вре?.и Б темное Еремя суток, суток, суток,

освещение освещение не освещение включено

отсутству

включено

Условия происшествия - освещение -•-ДТП

Рис. 2. Количество ДТП с участием СИМ в зависимости от освещенности УДС (2020 г.)

L-ет

К ft

Р*

Е5

I

H

и g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О g

и

3

350 300

250

■ 200 S

* 150

В100

50 0

23 9

45

6 о а 0 1 0 4

Светлое время суток

Сумерки В темное время В темное время В темное время

■суток, суток, суток,

освещение освещение не освещение

включено включено отсутствует

Условия пронсшестЕия - освещение

■ Погибло ■ Ранено

Рис. 3. Количество погибших и раненых в ДТП с участием СИМ в зависимости от освещенности УДС (2020 г.)

Анализ показал, что большее количество ДТП с участием СИМ (рис.2) происходит в светлое время суток (276).

Это можно объяснить тем, что водители СИМ - в основном дети в возрасте от 10 до 18 лет - передвигаются на средствах индивидуальной мобильности в первой половине дня.

Не являются исключением ДТП, произошедшие в темное время суток (43) с включенным освещени-

ем. На графике (рис. 3) можно заметить тенденцию к увеличению числа раненых при меньшем количестве дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ.

Это свидетельствует о большой опасности данного вида ДТП, ведь зачастую дорожно-транспортные происшествия с участием СИМ сопровождаются серьезными травмами водителей, а в тяжелых случаях и смертью.

Распределение количества ДТП по дням недели, очевидно, будет неоднородным: в выходные дни количество машин и средств индивидуальной мобильности уменьшается.

Рассмотрим, как согласно статистике ФКУ «НЦ БДД МВД России» за 2020 год меняется аварийность с участием СИМ в зависимости от дня недели (рис. 4).

65

---

\ 27

И и

50

П

о

В

и

<L>

35

А

20

$

о U

к

S.

В л

а tf и О,

а.

в

m и

g К

к

1 С

с • о

Ж i^. Ü

День недели

й ч

U

f

&

Q О

(33

-•-ДТП

Рис. 4. Количество ДТП с участием СИМ в зависимости от дня недели (2020 г.)

« ™

й 60 I

S. 40

Я

Н

о

Й

и ■и

&

30

й и

Р u in

а г 2&

Щ ¿2 ig*

о

—61__-__51__^__-__

EF В с

г

м

ч: а;

Он

О

Л V

в

н ц

И

К н к

с

о

'О 'О

О

м

и

V

Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L)

О PÜ

День недели

■ Погибло в Ранено

Рис. 5. Количество погибших и раненых в ДТП с участием СИМ в зависимости от дня недели (2020 г.)

Из диаграммы (рис. 5) видно, что число постра- Экономичность, мобильность и отсутствие

давших в ДТП с участием СИМ в зависимости от необходимости получения документов на право

дня недели практически всегда остается на одном управления данными транспортными средствами

уровне и немного снижается в выходные дни (рис. сделали их популярными не только среди молодого

5). поколения, но и среди взрослых людей [1].

Несмотря на распространенность СИМ и, как следствие, стремительный рост за последние несколько лет происшествий с их участием с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имущественного ущерба, правовое регулирование в этой области не успевает за развитием технического прогресса. Такое положение ставит острый вопрос об уточнении правового статуса участников дорожно-

го движения, передвигающихся на средствах индивидуальной мобильности.

Однако для принятия данного решения необходимо четко понимать, как данные средства можно классифицировать.

Рассмотрим примера возможной классификации СИМ по двум категориям - максимальный вес и общая мощность (таблица 1)

Таблица 1

Классификация средств индивидуальной мобильности

Класс Обозначение Категории СИМ

Макс. вес

А Средства, предназначенные для движения с помощью движимой мускульной силы. Приводятся в движение А1 (до 70 кг) Роликовые коньки

путем отталкивания ногами от земли в положении стоя. Классифицируются посредством максимального веса, который данное устройство может вы- АН (до 100 кг) Скейтборд

держать АШ (до 150 кг) Самокат

В Средства, имеющие электрическую составляющую (наличие аккумулятора, электродвигателя, контроллера). Общая мощность Электрический самокат

Имеют такие характеристики, как мощность двигателя и емкость батареи, необходима подзарядка электроэнергии 220 ВТ. В1 (до 350 Вт)

Классификация данных средств индивидуальной мобильности происходит путем сравнения общей мощности агрегата ВП (до 900 Вт) Электрический скейтборд, Сегвей

ВШ (до 1200 Вт) Моноколесо, Гиро-скутер

В заключение отметим, что острота вопроса правовой неопределенности средств индивидуальной мобильности будет возрастать, что потребует введения правовых ограничений их допуска к участию в дорожном движении с учетом типа средства, возраста лиц, управляющих такими

средствами, а также регулирования, в том числе технического, скоростных характеристик данных средств и требований к инфраструктуре для их передвижения [5]. Правовое регулирование использования средств индивидуальной мобильности будет способствовать обеспечению безопасности

OPEN, ACCESS

всех участников дорожного движения. Выходом из данной ситуации является четкое определение СИМ с целью разработки нормативно-правовых актов, позволяющих регулировать правовую сторону их пользования в городской среде.

Литература:

1. Ирошников Д.В. Правовые проблемы обеспечения безопасности личности на транспорте в условиях использования индивидуального электротранспорта // Правовое государство: теория и практика. 2019. №4. С. 58.

2. Мишина Ю.В. К вопросу об участии в дорожном движении пользователей средств индивидуальной мобильности // Правопорядок: история, теория, практика. 2020. №1. С. 24.

3. Майоров В.И. Безопасность в сфере дорожного движения как составная часть общественной безопасности / В.И. Майоров // Актуальные вопросы и перспективы развития административного права и процесса: сборник научных статей. 2018. №1. С. 94-100.

4. Шевцова А.Г. Обзор различных видов организации дорожного движения на пересечении / А.Г. Шевцова, Л.Е. Кущенко, В.М. Захаров В.М. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2015. № 6-1. С. 39-44.

5. Vlasov V.M. Definition of perspective scheme of organization of traffic using methods of forecasting and modeling / Vlasov V.M., Novikov A.N., Novikov I.A., Shevtsova A.G. // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Processing Equipment, Mechanical Engineering Processes and Metals Treatment. 2018. С.042116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.