Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры средств индивидуальной мобильности в Новосибирске'

Развитие инфраструктуры средств индивидуальной мобильности в Новосибирске Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2774
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛОСИПЕД / МОНОЦИКЛ / ГИРОСКУТЕР / ЭЛЕКТРОСАМОКАТ / ДЖАМПЕР / РОЛЛЕРСЁРФ / ВЕЛОДОРОЖКИ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ / BICYCLE / UNICYCLE / HOVERBOARD / SEGWAY / JUMPER / ROLLERSERF / BIKEWAYS / PERSONAL MICRO-MOBILITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кадеева Анастасия Сергеевна

В скором будущем средства индивидуальной мобильности станут более востребованными, если для этого создать благоприятную среду в виде парковок, остановок и велодорожек, по актуальному для велосипедистов и средств индивидуальной мобильности маршруту. Такие улучшения помогут снизить загруженность дорог автотранспортом. В статье анализируется современная инфраструктура и её приспособленность к средствам индивидуальной мобильности, какие существуют проблемные зоны для разного вида транспорта. Использован натурный метод, метод социологического опроса, метод изучение опыта других стран и городов России, метод анализа и графический метод. На основе исследования сделан вывод, что большинство улиц г. Новосибирска не соответствует требованиям для эксплуатации СИМ, а те, что соответствуют, необходимо скорректировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Кадеева Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the individual mobility infrastructure in Novosibirsk

In the near future, the personal vehicles will be even more popular if a favorable environment will be created, for example parkings, stops and bike paths on the actual route for cyclists and other vehicles users. Such improvements will help to reduce traffic congestion. The article analyzes the modern infrastructure and its adaptability to individual mobility, the problem areas for different types of transport. The full-scale method, the method of sociological survey, the method of studying the experience of other countries and cities of Russia, the method of analysis and the graphical method were used. Based on the study, we can conclude that most of the streets of Novosibirsk do not meet the requirements for the operation of SIM, and those that correspond must be corrected.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры средств индивидуальной мобильности в Новосибирске»

А.С. Кадеева, студент

Научный руководитель — А.Е. Гашенко, доцент

Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А.Д. Крячкова

A. Kadeeva, student

Scientific advisor A. Gashenko, Associate Professor

Kryachkov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts

Развитие инфраструктуры средств индивидуальной мобильности в Новосибирске

Development of the individual mobility infrastructure in Novosibirsk

В скором будущем средства индивидуальной мобильности станут более востребованными, если для этого создать благоприятную среду в виде парковок, остановок и велодорожек, по актуальному для велосипедистов и средств индивидуальной мобильности маршруту. Такие улучшения помогут снизить загруженность дорог автотранспортом. В статье анализируется современная инфраструктура и её приспособленность к средствам индивидуальной мобильности, какие существуют проблемные зоны для разного вида транспорта. Использован натурный метод, метод социологического опроса, метод изучение опыта других стран и городов России, метод анализа и графический метод. На основе исследования сделан вывод, что большинство улиц г. Новосибирска не соответствует требованиям для эксплуатации СИМ, а те, что соответствуют, необходимо скорректировать.

Ключевые слова: велосипед, моноцикл, гироскутер, электросамокат, джампер, роллерсёрф, велодорожки, средства индивидуальной мобильности

In the near future, the personal vehicles will be even more popular if a favorable environment will be created, for example parkings, stops and bike paths on the actual route for cyclists and other vehicles users. Such improvements will help to reduce traffic congestion. The article analyzes the modern infrastructure and its adaptability to individual mobility, the problem areas for different types of transport. The full-scale method, the method of sociological survey, the method of studying the experience of other countries and cities of Russia, the method of analysis and the graphical method were used. Based on the study, we can conclude that most of the streets of Novosibirsk do not meet the requirements for the operation of SIM, and those that correspond must be corrected.

Keywords: bicycle, unicycle, hoverboard, segway, jumper, rollerserf, bikeways, personal micro-mobility

Введение

Городская среда в современном мире влияет на экологические и экономические проблемы населения и не может развиваться без чётко продуманной транспортной и пешеходной сети. В поисках экономичного и доступного решения быстрого передвижения в час пик, на рынок поступает всё больше приспособлений, оснащённых электрическим двигателем, прекрасно преодолевающих короткие расстояния и лучше всего приспособленных для передвижения внутри города. Такая категория устройств, как «средство индивидуальной мобильности (СИМ) [11]», благодаря своим качествам (экономичность, доступность, энергоёмкость, экологичность, манёвренность, малогабарит-ность, грузоподъёмность, неприхотливость в обслуживании, типологическое разнообразие) способствует уменьшению числу транспортных средств внутри города и сокращению пробок. Новосибирск — неприспособленный город для передвижения велосипедов (транспортное средство) и средств индивидуальной мобильности в зимнее время. Сейчас СИМ имеет статус пешехода, так как сам термин на рассмотрении1 до 1 июля 2021, после чего вступят в силу новые правила ПДД, где СИМ будет являться устройством. Летом тротуары переполнены управляющими СИМ, что мешает комфортному и безопасному передвижению пешеходов. Проблема заключается в отсутствии регулирования правил пользования средствами индивидуальной мобильности. На данный момент люди на электросамокатах, моноколёсах и т. д. считаются пешеходами, и имеют право ездить только по тротуарам, велодорожкам и по обочине, если тротуар и велодорожка отсутствует по ПДД2. Необходимо изучить все возможности СИМ, оценить перспективы их развития, роль организации в новой транспортно-пешеходной схеме, и на основе анализа зарубежного опыта рекомендовать новый регламент поведения пешеходов и СИМ.

Исследование направлено на изучение рынка СИМ и их приспособленности для г. Новосибирска и России в целом, на востребованность и рост востребованности в будущем, для чего потребуется для решения проблемы передвижения СИМ по городу. Гипотезой исследования является то, что СИМ, не являясь «пешеходом» и транспортным средством, создаёт помехи участникам движения в системе городской среды и требует специальных решений по реализации своей инфраструктуры.

1 Законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов [11].

2 Изменение ПДД, по которому «средство индивидуальной мобильности» — устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок), возможно вступят в силу 1 июля 2021 года. Законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов).

Цель исследования — изучить возможности использования и развития СИМ в г. Новосибирске, установить преимущества и функциональные особенности видового состава СИМ.

Научная новизна состоит в том, что применительно к Новосибирску принципы развития СИМ рассматриваются впервые.

Методы и материалы

Натурный метод позволил выявить проблемные и благоприятные участки для организации велоинфраструктуры и для эксплуатации СИМ, выявить ряд особенностей и расположение малых архитектурных форм и состояние городской среды в целом. При помощи графического метода удалось визуализировать результаты натурного метода в таблицу 4.

Был проведён социологический опрос среди жителей и приезжих города Новосибирска. Большую часть опрошенных составили учащиеся студенты в возрасте от 19 до 30 лет, предпочитающие общественный транспорт и велосипед автомобилю, 92,8% опрошенных проголосовало за развитие велоин-фраструктуры.

Началом исследованию положено сравнение устройств СИМ, объединение по общим признакам и техническим показателям на группы и подгруппы, применение метода сравнительного анализа и формирование результатов в таблицы. Это позволило рассмотреть возможности данных устройств и помогло предупредить возможные последствия их использования в дорожном движении. Для этого проанализированы действующие правила ПДД и предполагаемые поправки в них в будущем.

Сформированные с помощью сравнительного анализа таблицы дали представление, каким может быть регламент использования СИМ и какие параметры для их применения необходимы в инфраструктуре Новосибирска. Потребовалось сравнить данные с результатами, полученными эмпирическим методом, выяснить состояние городской среды на пригодность безопасного и комфортного использования СИМ и узнать мнение потенциальных пользователей путём социологического опроса.

Из результатов опроса и существующих проектов велоинфраструктуры Новосибирска методом моделирования были сформированы схемы положения велодорожек по мнению опрошенных (на рис. 3) и по мнению автора (на рис. 2).

Результаты и обсуждение

Средство индивидуальной мобильности используются гражданами для передвижения по тротуарам, по дорогам общего пользования, во дворах и других прилегающих территориях. Наименования этих механических средств передвижения в данный момент либо отсутствуют в правилах дорожного движения, либо относятся к пешеходам.

Опираясь на полученную информацию из ПДД, где «участник дорожного движения» — это лицо, принимающее участие в процессе движения, а также на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (где «участник дорожного движения» — это лицо, принимающее участие в процессе дорожного движения) становится понятно, что определение «участника дорожного движения», составлено некорректно и имеет расхождения в определении терминологии. Термин «дорожное движение» в законе заменяется на «движение» в ПДД, но в самом постановление определения термину «движение» нет, как и в законе. «Дорожное движение» в законодательстве расценивается как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» [8]. ПДД регламентирует определения конкретных участников дорожного движения.

Рекомендуется устранить противоречия в определении «участника дорожного движения» в ПДД или добавить термин «движение» в ПДД, а также приравнять СИМ к отдельному объекту дорожного движения, сопоставляя характеристики и возможности СИМ, подготовить нормативную базу. При этом рекомендуется установить, что для управления электросамокатами, скорость которых при движении 20 км/ч, а мощность двигателя свыше 350 Вт, необходимы специальные права, то есть категория «М», чтобы обеспечить соблюдения ПДД.

Некорректная формулировка ведёт за собой ряд проблем: владельцы СИМ не знают, нужны ли им права для эксплуатации данного вида устройства; где нужно ездить и как уберечь простого пешехода от столкновения с мобильным пешеходом; какие бывают последствия за нарушения, с какой скоростью можно передвигаться и так далее.

Рекомендуется СИМ с электродвигателем (аккумулятором) развивающим скорость до 15 км/ч пользоваться по достижению 14 лет, а развивающим скорость более 15 км/ч по достижению 16 лет. Для управления некоторыми из СИМ рекомендуется наличие прав. Исходя из вышесказанного стоит приравнять СИМ с различными характеристиками к уже существующими определениям и СИМ с поправками в них, на мощность и наличие двигателя.

Рассматривая электросамокаты, рекомендуется повысить ограничение по мощности двигателя и ориентироваться на максимальную конструктивную скорость и диаметр колёс, так как технические показатели у всех электросамокатов разные. Некоторые имеют мощность 0,35 кВт и не приспособлены для движения по обочине, так как любая неровность более 1,5-3 сантиметров приведёт к выходу устройства из равновесия и дальнейшей аварии.

Таблица 1. Классификации СПМ и рекомендации по эксплуатации

Наличие колёс Привод Название По скорости Рекомендации по регламентированию.

Колёсные С электроприводом Моноколесо до 15 км/час Старше 14 передвигаться по велодорожке, при её отсутствии — по тротуару не превышая скорости 8-10 км/час

Гироскутер

Мини Сигвей Сегвей до 25 км/час Старше 14 передвигаться по велодорожке, при её отсутствии — по тротуару (не превышая скорости 8-10 км/час) или по обочине по правому краю.

Трёхколесный самокат и электросамокат

Мотоскейт до 50 км/ч Рекомендуется получить права категории М или любой другой за исключением МЦ и передвигаться на них старше 16 лет.

Сигвей

Без механики Роллерсёрф до 15 км/час Старше 14 передвигаться по велодорожке, при её отсутствии — по тротуару, не превышая скорости 8 км/час

Ролики

Самокат

Скейтборд

Бесколёсные Без механики Джампер до 15 км/час Старше 14 передвигаться по велодорожке, при её отсутствии — по тротуару не превышая скорости 8 км/час

Таблица 2. Соотношение параметров использования транспортных средств,

пешехода и электросамокатов различных характеристик

Участник до-рожно-го движения Водитель-ское удостоверение Защитная экипировка ПТС, Гос. номер, ОСАГО Правила передвижения Характеристика самокатов, которые могли бы подойти под эти определения

Пешеход Не нужно Не нужно Не нужно Тротуар (по дорогам и велодорожкам в особых случаях) Обычный самокат, электросамокат мощностью 120 Вт и максимальной скоростью 12-15 км/ч, диаметр колеса 5-8 дюймов

Велосипед Не нужно Не обя-затель-но Не нужно Велодорожки и велополосы (по тротуару и дороге в особых случаях) Электросамокат с мощностью 250-350 Вт и максимальной скоростью 20-30 км/ч, диаметр колеса 8-10 дюймов

Мопед Категория М или другая Обязательно Не нужно Правый край проезжей части, велополоса, обочина (если нет помех), нельзя поворачивать налево на многополосных дорогах Электросамокат с мощностью 350 Вт-4 кВт и максимальной скоростью до 50 км/ч, диаметр колеса более 10 дюймов. Примечание, нельзя использовать с категорией ML

Мотоцикл Категория А Обязательно Обязательно Правила для автомобилистов (нельзя по велодорожкам, ве-лополосам), можно поворачивать на лево на многополосных дорогах Электросамокат с мощностью более 4 кВт и максимальной скоростью более 50 км/ч, диаметр колеса более 13 дюймов

Для более детального разбора и разделения на группы рассмотрим следующие виды СИМ и их характеристики.

Таблица 3. СИМ и их технические параметры

Наименование По скорости движения Технические параметры

Моноколесо Медленные — от 12 до 14 км в час. Среднескоростные — от 18 до 20 км в час. Быстрые — от 24 до 26 км/час Номинальная мощность моноциклов может достигать 2 кВт. Размер колёс от 12 до 16 дюймов. Рекомендуемая температура эксплуатации 20 градусов

Гироскутер Предельная скорость 14-16 км/ч Электродвигатель питаемый от электроаккумулятора. Гироскопический датчик для балансира. Имеет два двигателя, которые могут превышать мощность в 250 Вт. Для езды подходит только ровная поверхность. Не используется руль

Сегвей Максимальная скорость 20 км/ч На каждом колесе электрический двигатель, мощность которого достигает нескольких лошадиных сил, в зависимости от модели, делит нагрузку ровно пополам. Для передвижения, старта и увеличения скорости нужно увеличивать угол наклона. Две ли-тийионные аккумуляторные батареи. Вес устройства может составлять до 45 кг

Электросамокат Максимальной скоростью 12-15 км/ч. Максимальной скоростью 20-30 км/ч. Максимальной скоростью до 50 км/ч Мощностью 120 Вт и колёса 5-8 дюймов. Мощностью 250-350 Вт и колёса 8-10 дюймов. Мощностью 350 Вт — 4 кВт и колёса более 10 дюймов Мощностью более 4 кВт и колёса более 13 дюймов. Наиболее оптимальной массой является 10-20 кг

Наименование По скорости движения Технические параметры

Джампер Максимальная длина прыжка на взрослых джамперах до 6 м. (одинарный прыжок). Максимальная длина прыжка на детских джамперах до 4 м. (одинарный прыжок) Размеры: 63x28x32 см, вес нетто: 4,2 кг, вес брутто: 6,5 кг. Модель F3F-F60, выдерживает от 30 кг до 69 кг. Размеры: 91 х29х40 см. Модель M60-M110, выдерживает от 60 кг до 120 кг. Размеры: 91 х29х40 см. Модель M60-M110, MB60-МВ110, AL70-AL110, PR50-70-PR90-120, выдерживает от 60 кг до 120 кг.

Роллерсёрф Размер: 33,80x9 дюймов, максимальная нагрузка 100 кг, диаметр колеса 76 мм, вес 2,38 кг. От 6 лет. Манёвренность 360 градусов

Основываясь на рекомендациях по эксплуатации в таблицах 1-3, предлагается обобщить схожие по техническим параметрам и характеристикам виды транспорта и СИМ на категории и регламентировать для них правила ПДД. Например, в термин «мопед» внести изменения, объединив его с электросамокатом (максимальной скоростью выше 25-50 км/ч и мощностью 3,5-4 кВт, имеющим сиденье). Сейчас в планах1 данный пункт звучит так: «Мопед — двух- или трёхколёсное оборудованное сиденьем механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объёмом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики» [11]. Формулировка данного пункта может быть ещё скорректирована. Кроме того, правильнее будет, если появятся ещё и минимальные скоростные ограничения для устройств с электродвигателем. Если этот термин вступит в силу без дальнейших корректировок, то СИМ, имеющее два или три колеса с мощностью 20 Вт и с сидением будет считаться мопедом, а без сидения — средством индивидуальной мобильности.

1 Законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

В ближайшие несколько лет Новосибирск сможет стать самым велосипедным городом Сибири, с развитой сетью велодорожек, велопарковками в радиусе доступности, бюджетными велопрокатными, социальными и налоговыми льготами, стимулирующими сотрудников добираться до работы на велосипеде или средстве индивидуальной мобильности. Сеть велодорожек будет охватывает места массового отдыха (парки, скверы, бульвары), общеобразовательные учреждения и т. д.

Тема необходимости велодорожек поднимается из года в год. Кому-то необходимо просто кататься по парку, наслаждаться красотой и отдыхать, некоторые любят выезжать за город и наслаждаться природой, кто-то любит спорт, а кому-то нужно ездить по делам. Главной проблемой, отделяющей Новосибирск от «велосипедного рая», является отсутствие соответствующей городской инфраструктуры для велосипедистов. Велосипедная инфраструктура, сложившаяся на данный момент, кусковая, несистемная, поэтому общественные велоорганизации разрабатывают и предлагают свои проекты и каждый жителей города ещё имеет возможность построить свой велосипедный маршрут.

Нами рекомендовано:

1. Велосипедную дорожку в Новосибирске, исходя из полученных в исследовании данных, характеристик СИМ и климатических условий, устраивать приподнятую двухстороннюю шириной 3 метра, либо делать отдельные полосы для движения велосипедистов и СИМ по дорогам шириной более 1 метра.

2. Применять долговечный, устойчивый к температурам материал для велодорожек — такой как цветной асфальт либо метилметакрилат.

3. Проектировать велодорожки за остановками общественного транспорта, а если градостроительная ситуация не позволяет, то выделить цветом приоритет для пешеходов, и на таких участках вести велосипед либо СИМ спешиваясь.

4. В зонах повышенной опасности запретить парковку автомобилей. Устраивать зоны ожидания (остановочные пункты) у светофоров для велосипедистов и СИМ, особенно в зоне интенсивного движения.

Стоит обратить внимание на ливневую канализацию: люки и канализационные решётки. Они не должны препятствовать движению СИМ. Также там, где проходят парковочные карманы для автомобилей, необходима буферная зона для выхода пассажиров и водителей. Для оповещения всех участников движения о велосипедной дорожке, необходимы разметка, указатели, знаки и ограждающие столбики. В большинстве случаев в России разметка либо отсутствует, либо выполнена неправильно. Рекомендуется применять единый стандарт, которому будут следовать при проектировании и строительстве велодорожек.

Перспективы развития СИМ

Предлагается велополоса по Октябрьскому мосту, возможная благодаря низкому пешеходному трафику. Велополоса поможет снизить транспортную перегруженность моста, так как велосипедист будет проезжать мост от десяти до пятнадцати минут при скорости 10-15 км/ч. Для воплощения такого решения потребуется увеличить существующий технический проход до двух метров и отремонтировать покрытие. Велополоса по Красному проспекту займёт часть зоны тротуара и часть проезжей части. Такое решение повлияет на пропускную способность и местами затруднит движение. Реализация проекта предлагается в два этапа: первый — на участке ул. Каинская — ул. Орджоникидзе, и второй — от пл. Ленина до пл. Калинина. Такое решение связано с широкими островками либо узким тротуаром. Велодорожка на Димитров-ском мосту и ряд других предложений, показанные на рис. 1, включены в Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирск 2018-2030 гг.

Рис. 1. Схема реализации мероприятий «инновационно-активного» варианта развития транспортной инфраструктуры на период до 2030 года по развитию инфраструктуры для пешеходного и велосипедного движения. (Источник: Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска 2018-2030 г. Альбом мероприятий)

На основе социологического опроса среди жителей города Новосибирска, в котором участвовало 217 человек, было составлено две схемы маршрутов актуального для передвижения горожан на велосипедах и СИМ. На рис. 2 показаны отрезки связанных велодорожек (велополос), которые рекомендуется устраивать в определённой последовательности, чтобы не прерывать потоки транспорта и пешеходов. На рис. 3 показано пересечение существующего положения велодорожек с мнением опрошенных.

1 волна строительства

2 волна строительства - 3 волне строительства

Рис. 2. Схема велодорожек (велополос) составленная по мнению автора, как наиболее благоприятная, сгруппированная по очерёдности строительства

Рис. 3. Составная карта существующего положения велодорожек и мнения опрошенных

На основе схем, представленных на рис.1-3, можно выделить структуру актуального маршрута передвижения СИМ и велотранспорта для дальнейшей проработки сетки движения и организации соответствующей инфраструктуры.

Таблица 4. Сводная таблица элементов благоустройства (анализ материалов

фотофиксации г. Новосибирска)

Элементы инфраструктуры

Положительный опыт

Отрицательный опыт

Заборы

Неудобны в обслуживании. Зимой образуют снежные сугробы, после зимы ржавеют и краска отлупляется. Такой забор представлен на рис. 6.

Нет возможности припарковаться в нужном месте.

Портят общий внешний вид города. Там, где нет заборов, визуально больше места и комфортнее окружающая обстановка, как на рис. 4-5.

Заборы ставят для уменьшения количества ДТП, однако лучше использовать вместо забора живую изгородь (рис. 10).

Рис. 4.

Рис. 5.

Рис. 6.

Ливневая канализация

Не должна препятствовать движению СИМ. На рис. 8-9 показаны неудачные примеры элементов ливневой канализации, через которые трудно проехать либо их невозможно объехать.

В них не должны застревать колёса, каблуки, не должна задерживаться грязь.

На рис. 7 показан удачный пример использования ливневой канализации, не замедляющий движение.

Рис. 8.

Рис. 7.

Рис. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Элементы инфраструктуры

Положительный опыт

Отрицательный опыт

Ограничители парковки на тротуаре

Лучший способ ограничить автовладельцев парковаться на тротуарах — это живая изгородь (показана на рис. 10) либо столбики.

Цветники могут располагаться выше тротуара и автодороги: это предотвратит неправильную парковку и грязь на асфальте и тротуара

Слишком массивные ограждения будут мешать проходу потока пешеходов, как на рис. 11-12.

Рис. 11.

Рис. 10.

Рис. 12.

Велопарковка — место для парковки велосипеда и СИМ

Из-з неудачной конструкции парковки гнутся колёса, поэтому велосипедисты паркуют свой транспорт у заборов и портят внешний вид города. Пример такой ситуации показан на рис. 15-17.

Высота и ширина велопар-ковки должна быть 75 см, пример на рис. 13—14.

Рис. 15.

Рис. 13.

Рис. 16.

Рис. 14.

Рис. 17.

Элементы инфраструктуры

Положительный опыт

Отрицательный опыт

Пандусы и поребрики

Главным препятствие СИМ являются поребрики и слишком крутые пандусы, как показано на рис. 20.

Зачастую делают пандус только с одной стороны дороги (как показано на рис. 21), и приходится поднимать СИМ и нести на себе через поребрик, чтобы не сломать. Особенно часты такие случаи у пешеходных переходов.

Положительный пример расположения поребриков и пандусов, не создающих помехи движению, показан на рис. 18-19.

Рис. 20.

Рис. 18.

Рис. 21.

Рис. 19.

«Лежачий полицейский»

Высота не более 7 сантиметров, а длина не менее ширины проезжей части. Допустимое отклонение — не более 20 см с каждой стороны дороги, хороший пример такого «лежачего полицейского» показан на рис. 22, неудачный — на рис. 23.

Шумовая полоса — это искусственная неровность, предназначенная уведомить водителя об опасных участках.

Рис. 22.

Рис. 23.

Элементы инфраструктуры

Положительный опыт

Отрицательный опыт

Покрытие

Основными эксплуатационными показателями дороги являются прочность и ровность покрытий.

Для СИМ важно ровное покрытие для долговечного использования и безопасного передвижения, как показано на рис. 24-26.

Неровное покрытие, которое не предназначено для движения по нему СИМ, показано на рис. 29-33. Разметка

Покрытие лучше делать из нескользящего и отражающего свет материала, как показано на рис. 26.

Рекомендуется устанавливать знаки ориентирования, такие как на рис. 27.

Зоны где нужно перестраиваться, могут быть с прерывистым цветным покрытием, как показано на рис. 28.

Рис. 24.

Рис. 25.

Рис. 26.

Рис. 27. Пример навигационной разметки [7]

Рис. 28. Пример покрытия [7]

Рис. 29.

Рис. 30.

Рис. 31.

Рис. 32.

Рис. 33.

Элементы инфраструктуры

Пересечение тротуара и велодорожек

Если не разграничивать тротуар и велодорожку, прохожие начинают идти по велодорожке. мешая движению, как показано на рис. 35.

Хороший пример разграничения потоков пешеходов и велосипедистов показан на рис. 34.

Также мамы с колясками норовят вести коляску по велодорожке, потому что покрытие дорожки намного чаще лучше, чем тротуар. Чтобы такого не происходило, нужно тротуар и дорожку делать ровными и качественными.

Ширина

Ширины велодорожки (обособленной или совмещённой с тротуаром) должно хватать для перемещения на нём одновременно двух единиц СИМ и велотранс-порта для безопасного обгона. На рис. 36 достаточно ширины дорожки для движения параллельного движения и обгона.

На рис. 37 слишком узкий пандус не только для СИМ и велосипедиста, но и для коляски.

Положительный опыт

Рис. 34. В Нью-Йорке — столбики, парковка и клумбы [7]

Рис. 36.

Отрицательный опыт

Рис. 37.

Опираясь на результаты анализа инфраструктуры Новосибирска, можно прийти к выводу, что большинство улиц города не соответствует требованиям для эксплуатации СИМ; а те, что соответствуют (представленные на рис. 38), требуют системности и доработки. Рекомендуется один дизайн-код для МАФ, единый нормативный регламент покрытия, разметки и поведения всех участников движения (включая пешеходов).

Рис. 38. Места, пригодные для передвижения СИМ в г. Новосибирске. Рисунок сформирован

с помощью электронного ресурса [6].

Выводы

В ходе исследования были изучены технические характеристики и возможности СИМ как устройств и транспортных средств, разбитых на группы и подгруппы по схожим признакам и объединённые в таблицы. Выявлен ряд схожих особенностей, благодаря которым предложен рекомендуемый перечень изменений терминологии ПДД. Приведены примеры использования и оценка перспективы развития на ближайшие несколько лет, показанные на рис. 2 и рис. 3 (при правильной организации велосипедной инфраструктуры). На основе рассмотренных возможных поправок в ПДД на 2021 год, собственных наблюдений и социологического опроса, выделена роль СИМ в организации новой транспортно-пешеходной схемы. Использование СИМ повысит социальную мобильность и понизит автомобильный трафик, автобусные полосы станут более свободными для движения. Велоинфраструктура увеличит число использующих велосипеды и СИМ, упростив передвижение внутри города. Это повлияет на развитие бизнеса проката и другой обслуживающей СИМ индустрии. На основе анализа зарубежного опыта было сформировано представление о ряде факторов, положительных для инфраструктуры СИМ, было найдено и рекомендовано оптимальное решение проектирования велодорожек и велополос в Новосибирске. На основе результатов исследования были рекомендованы правила поведения управляющих средствами индивидуальной мобильности и пешеходов, принимающих участие в совместном движение с устройством.

Заключение

Средства индивидуальной мобильности помогут решить часть проблем с передвижением по городу отдельных групп населения. Всё это будет способствовать восстановлению экологии города и привлечению в него туристов. Проектировать велодорожки стоит уже по актуальному маршруту велотранс-порта и средств индивидуальной мобильности, а точки их соприкосновения стоит сделать остановками в наиболее загруженных транспортным и пешеходным потоками местах, а также предусмотреть кратчайшие пути из пункта А в пункт Б.

Список литературы

1. Велодорожка на Октябрьском мосту [Электронный ресурс]. URL: https://www.privet-velosiped.ru/oktyabrskiy-most (дата обращения: 19.10.2019).

2. Проект пилотного участка велосипедной инфраструктуры на Красном проспекте в городе Новосибирске [Электронный ресурс]. URL: https:// www.privet-velosiped.ru/krasny-prospekt (дата обращения: 19.10.2019).

3. Велокарта [Электронный ресурс]. URL: https://velomesto.com/ru/ novosibirsk/parking (дата обращения: 10.10.2019).

4. Гироскутеры (гироциклы) [Электронный ресурс]. URL: http:// bikelectro.ru/shop/hyroscooter/ (дата обращения: 19.10.2019).

5. Как правильно делать велодорожки [Электронный ресурс]. URL: https://varlamov.ru/1410076.html (дата обращения: 19.10.2019).

6. Карта города Новосибирска [Электронный ресурс]. URL: https://2gis.ru/ novosibirsk (дата обращения: 19.10.2019).

7. Муниципальный контракт: №32/17 от 11 апреля 2017 года. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирск 2018-2030 г. Альбом мероприятий.

8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения», раздел 1. Общие положения.

9. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения», раздел 24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов.

10. Сигвеи [Электронный ресурс]. URL: http://bikelectro.ru/shop/hyroscooter/ segway/ (дата обращения: 19.10.2019).

11. Средства индивидуальной мобильности в ПДД (самокаты, ролики, гироскутеры, моноколёса) [Электронный ресурс]. URL: https://pddmaster.ru/ plan/sim-1119.html (дата обращения: 10.01.2020).

12. Стратегия развития велосипедного транспорта в Новосибирске [Электронный ресурс]. URL: https://www.privet-velosiped.ru/strategya (дата обращения: 19.10.2019).

13. Электросамокаты [Электронный ресурс]. URL: http://bikelectro.ru/shop/ e-scooter/ (дата обращения: 19.10.2019).

References

1. Velodorozhka na Oktyabr'skom mostu [Bicycle path on the October bridge]. URL: https://www.privet-velosiped.ru/oktyabrskiy-most.

2. Proyekt pilotnogo uchastka velosipednoy infrastruktury na Krasnom prospekte v gorode Novosibirske [The project of the pilot section of the bicycle infrastructure on the Red Avenue in the city of Novosibirsk]. URL: https://www.privet-velosiped.ru/krasny-prospekt.

3. Velokarta [Bicycle map]. URL: https://velomesto.com/en/novosibirsk/parking.

4. Giroskutery (girocikly) [Gyroscopes (gyrocycles)]. URL: http://bikelectro.ru/ shop/hyroscooter.

5. Kak pravil'no delat' velodorozhki [How to make bicycle lanes]. URL: https:// varlamov.ru/1410076.html.

6. Karta goroda Novosibirska [Map of the city of Novosibirsk]. URL: https:// 2gis.ru/novosibirsk.

7. Programma kompleksnogo razvitiya transportnoy infrastruktury goroda Novosibirska 2018-2030 g. Al'bom meropriyatiy [Municipal contract: No. 32/17 of 2017, April 11. The program for the comprehensive development of the transport infrastructure of the city of Novosibirsk for 2018-2030. Album of events].

8. O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya [Decree of the Government of the Russian Federation of 1993.10.23. N 1090 (as amended on 2018.12.04) "On the rules of the road", General Provisions].

9. O Pravilakh dorozhnogo dvizheniya [Decree of the Government of the Russian Federation of 1993.10.23. N 1090 (as amended on 2018.12.04) "On the rules of the road", Additional requirements for the movement of cyclists and moped drivers].

10. Sigvei [Segway] URL: http://bikelectro.ru/shop/hyroscooter/segway.

11. Sredstva individual'noy mobil'nosti v PDD (samokaty, roliki, giroskutery, monokolosa) [Means of individual mobility in the rules of the road (scooters, rollers, gyroscopes, monowheels)]. URL: https://pddmaster.ru/plan/sim-1119.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Strategiya razvitiya velosipednogo transporta v Novosibirske [The development strategy of bicycle transport in Novosibirsk]. URL: https://www.privet-velosiped.ru/strategya.

13. Elektrosamokaty [Electric scooters] URL: http://bikelectro.ru/shop/e-scooter.

Кадеева Анастасия Сергеевна, студент 5 курса кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: kadeeva1997@mail.ru

Гашенко Антон Евгеньевич, кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ. E-mail: antongashenko@yandex.ru

Для цитирования | For citation:

Кадеева А.С. Развитие инфраструктуры средств индивидуальной мобильности в Новосибирске // Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]. — 2020. — № 1. — С. 18-36.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 20.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.