СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
технологических потоков дросселированием, с помощью гидромуфт и многих механических регулирующих устройств. Статистика показывает, что при использовании регулируемого электропривода для насосных установок экономия энергопотребления составляет около 60-80 % от потребляемой мощности.
Когда проводится плавное регулирование частоты вращения двигателей в насосных агрегатах, кроме экономии электроэнергии, это дает еще ряд дополнительных преимуществ, а именно: плавный пуск и остановку двигателя исключает переходные процессы в напорных трубопроводах и технологическом оборудовании; пуск двигателя осуществляется при токах, ограниченных на уровне номинального значения, что повышает долговечность двигателя, снижает требования к мощности питающей сети и мощности коммутирующей аппаратуры; возможна модернизация действующих технологических агрегатов без замены насосного оборудования и практически без перерывов в его работе.
Решение таких задач позволит снизить потребление электроэнергии; количество закупаемых материалов и снизит потери в производстве на предприятиях [4]. Список использованной литературы
1. Андреев В.П., Сабинин Ю.А. Основы электропривода. Государственное Энергетическое издание. Москва, 1963. - 772с.
2. Кацман М.М. Справочник по электрическим машинам. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. (Москва: Издательский центр «Академия», 2005)
3. Поздеев А.Д. Электромагнитные и электромеханические процессы в частотно-регулируемых асинхронных электропроводах. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. - 172 с.
4. Ключев В.И. Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов: Учебник для вузов. - М.: Энергия,1980. - 360 с.
© Липчанская А.В., Перехрестенко Л.С., 2018
УДК 656.053.2
В.В.Недосекина
студентка 4 курса БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, РФЕ-mail: valery.nedosekina@mail. ru Д.Н.Айыдов
магистрант 1 курса БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород, РФЕ-mail: diar.91 [email protected] Научный руководитель: Л.Е. Кущенко канд. тех. наук, доцент БГТУ им. В.Г. Шухова,
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УЛИЧНОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА ДТП
Аннотация
С ростом парка транспортных средств увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий (ДТ П). Аварии, происходящие в темное время суток и на дорогах с неудовлетворительным освещением имеют серьезные последствия. В связи с этим при обеспечении безопасности дорожного движения (БДД) им уделяется особое внимание. В статье проведен анализ влияния уличного освещения на ДТП.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
Ключевые слова:
Дорожно-транспортное происшествие, транспортное средство, аварийность, освещенность.
На сегодняшний день автомобиль является неотъемлемой частью жизни каждого человека. С каждым годом парк автомобильного транспорта стремительно растет, а вместе с этим увеличивается количество ДТП, которое приносит большой материальный и моральный ущерб обществу [5].
Аварийность на дорогах является серьезной проблемой, как для России, так и для всего мира в целом. Именно поэтому сегодня лидирующее место занимает БДД. Особое внимание уделяется ДТП, происходящим в темное время суток.
Несмотря на то, что лишь 20-25% времени движения осуществляется без естественного света, а интенсивность движения при этом значительно ниже, за это время происходит около 35% от всех произошедших ДТП. В существующей ситуации доля аварий в сумеречные часы и ночью относительно серьезнее, чем днем.
Конечно, превышение доли травм в темное время суток объясняется не только ухудшением условий зрительной работы. На это могут повлиять вечерняя усталость, невнимательность, алкогольное или наркотическое опьянение и множество других факторов.
По данным НИИАТ, количество ДТП на 100тыс. транспортных единиц составляет: в утренние сумерки 26; светлое время дня 2; вечерние сумерки 65; ночью 4 [1].
Ряд исследований показывает, что в темное время суток на 30-40% увеличивается тяжесть последствий ДТП.
Например, в Австрии число раненых в ДТП в темное время суток составляет 33%, погибших 55%. В ФРГ подсчитано, что езда ночью в 3,5 раза опаснее, чем днем, а вероятность погибнуть в ДТП ночью возрастает до 10 раз. Во Франции возникновение ДТП ночью вдвое больше, их последствия втрое тяжелее.
В таблице 1 представлены результаты исследования в 13 странах — участниках Организации по экономическому сотрудничеству и развитию.
Таблица 1
Европейская статистика ДТП на дорогах в зонах застройки и пригородов (в скобках - %) (на основе [2])
Время суток Интенсивность движения, % Последствия ДТП - травмы Летальные исходы
Легкие Тяжелые
Светлое - день 75 227923(72,4) 75176(65,1) 4715(55,15)
Темное - ночь 25 106387(27,6) 40238(34,9) 3834(44,85)
Соотношение (н/д) 33 38 53 81
По данным исследований О.В. Лукошявичене в республике Литва аварийность ночью увеличивается для водителей профессионалов в 2,6 раза, мотоциклистов в 2,4 раза. Довольно неожиданным является незначительное уменьшение индекса аварийности в темное время суток у водителей-любителей. Возможно, это связано со значительным уменьшением скорости (на 15-20%) движения ночью у данной категории водителей.
Больше всего ДТП в темное время суток происходит между ТС, при наезде ТС на пешехода, ТС на велосипеда, и со съездом автомобиля с дороги. Самая главная причина повышенного числа ДТП в это время - недостаточное расстояние видимости.
Около половины ДТП происходят по причине плохого освещения дорог. Плохие условия уличного освещения (низкая освещенность, недостаточная яркость дорожного покрытия, ослепленность и др.) объективно снижают количество информации, поступающей в мозг, что очень опасно в условиях дорожного движения [3].
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 7 / 2018.
Согласно статистике каждая шестая авария происходит на неосвещенном пешеходном переходе. По данным Г. Кнофлахера на пересечениях неосвещенных дорог ночью происходит 24-29%, в сумерки - 6-7%, на свободных участках дорог в темное время суток - 26% ДТП.
Существует простая формула предотвращения ДТП: для этого всего лишь необходимо видеть и быть увиденным.
Самая активная мера повышения безопасности движения в сумеречное и ночное время суток -качественное искусственное освещение. Именно стационарное искусственное освещение имеет большое преимущество перед освещением приборами, установленными на самих автомобилях. Безопасность в тех местах, где имеется большая конфликтность между пешеходами и автомобилями, при нормальном искусственном освещении по сравнению с неосвещенными или плохо освещенными участками увеличивается в 3 - 6 раз.
Особое значение играет дополнительное освещение наиболее опасных зон для безопасности пешеходов - это пешеходные переходы, края проезжей части. Освещение дорог снижает риск ДТП, так как при этом:
1) увеличивается возможность обнаружить на дороге препятствие;
2) повышается возможность увидеть других участников движения;
3) возникает различение ближайшего окружения дороги.
По данным МКО доведение ночного освещения до нормативных требований и улучшение его качества позволяет снизить количество ночных ДТП:
- всего - на 14-53 %;
- с пешеходами — на 40 %;
- с летальным исходом — на 48-65 % [4].
Приведенные количественные показатели справедливы по всему миру.
Хорошим примером этому служит Германия, где по заказу министерства транспорта ФРГ на десяти участках дорог в шести крупных городах были проведены эксперименты, которые показали, что удвоение средней яркости дорожного покрытия снижает количество ДТП в темное время суток на 28%, аварий с участием пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов - на 68%, несчастных случаев - на 45% [2].
Таким образом, при высоком качестве искусственного освещения общее количество ДТП может быть снижено примерно на 30%, а число происшествий в зонах особой опасности (например, на перекрестках) и на дорогах государственного значения - на 45%. Хорошее освещение дорог снижает количество смертельных исходов примерно на 65%, количество ДТП с травматизмом - на 30%, материальный ущерб от ДТП снижается приблизительно на 15%. Качественное стационарное освещение также позволяет снизить утомляемость водителей, повысить безопасную скорость и пропускную способность, что непосредственно влияет на БДД.
Список использованной литературы:
1. http://twidler.ru/referat/transport/vliyanie-osvescheniya-na-bezopasnost-dvizheniya-327528 (дата обращения 24.05.2018)
2. Фомин А. Наружное освещение и безопасность в городе // Цоколь. - 2004. - №5. - С. 28-47.
3. Ван Боммель В. Исследования дорожного освещения за последние 80 лет. Результаты и уроки на будущее // Светотехника. - 1999. - №6. - С. 4-6.
4. В.Д. Никитин, К.П. Толкачева. Световое поле в установках наружного освещения. Учебное пособие // Издательство Томского политехнического университета - 2010. - С. 17.
5. Гай Л.Е., Шутов А.И., Воля П.А., Кущенко СВ. Заторовые явления. Возможности предупреждения // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2013. №3. С.166-169.
© Недосекина В.В., Айыдов Д.Н., 2018