Научная статья на тему 'ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ'

ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
121
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНИКИ / PSYCHOLOGICAL DEVELOPMENT / ADAPTATION / MALADJUSTMENT / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киямова Г.М., Некрасова А.А., Фокина Т.Ю., Толмачев Д.А.

Статья посвящена исследованию адаптации обучающихся. Выявлены основные факторы, влияющие на уровень адаптации школьников и последствия дезадаптации. Дана характеристика проявлениям дезадатационного процесса. Предложены рекомендации по повышению уровня адаптации у школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF ADAPTATION OF 7-9 GRADE STUDENTS

The article concentrates on the study of students’ adaptation. The main factors affecting on the level of studentsadaptation and consequences of maladjustments have been identified. The characteristics of the manifestation of maladjustments are given. The recommendations on improving of the level of studentsadaptation.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ»

УДК 373.4 + 159.923

Киямова Г.М. студент 4 курса факультет «Лечебное дело» Некрасова А.А. студент 4 курса факультет «Лечебное дело» Фокина Т.Ю. студент 4 курса факультет «Лечебное дело» Толмачев Д.А., к.мед.н.

доцент

кафедра общественного здоровья и здравоохранения Ижевская государственная медицинская академия

Россия, г. Ижевск ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ

Аннотация: статья посвящена исследованию адаптации обучающихся. Выявлены основные факторы, влияющие на уровень адаптации школьников и последствия дезадаптации. Дана характеристика проявлениям дезадатационного процесса. Предложены рекомендации по повышению уровня адаптации у школьников.

Ключевые слова: психическое развитие, адаптация, дезадаптация, школьники.

Kiamova G.М. student

4 course, General Medicine department Izhevsk State Medical Academy Russia, Izhevsk Nekrasova А.А. student

4 course, General Medicine department Izhevsk State Medical Academy Russia, Izhevsk Fokina Ш. student

4 course, General Medicine department Izhevsk State Medical Academy Russia, Izhevsk Tolmachev D. А. Candidate of Medicine, Docent Associate Professor at the Department of Public Health

Izhevsk State Medical Academy Russia, Izhevsk

ASSESSMENT OF ADAPTATION OF 7-9 GRADE STUDENTS

Annotation: the article concentrates on the study of students' adaptation. The main factors affecting on the level of students' adaptation and consequences of maladjustments have been identified. The characteristics of the manifestation of maladjustments are given. The recommendations on improving of the level of students' adaptation.

Key words: psychological development, adaptation, maladjustment, students.

Одна из вечных проблем современного образования - дезадаптация детей в школьной среде. По данным статистики дезадаптация школьников с каждым годом увеличивается. Проблема усугубляется тем, что в большинстве случаев дезадаптация протекает латентно [4].

Согласно научным трудам многих психологов и известных учителей, успешное обучение зависит не только от уровня интеллекта, но и от навыков коммуникации, режима труда и отдыха, питания [2]. Влияние множества неблагоприятных социально-психологических факторов может привести к дезадаптации личности.

Психические состояния, поведение взрослых зачастую являются для обучающегося источником понимания какой-либо ситуации, помогая определить реакцию на нее. Характер модели различных типов отношений определяет психологическое развитие ребенка [1]. От эмоционального фонда, зависит характер мироощущения учащегося, направление его умственной деятельности, мировоззрение и пр. Обогащаясь, психологическое состояние ребенка станет посредником между ним и окружающими, задавая характер отношения к миру в целом.

Возможность реализации потребности в любви формирует образ жизни человека, развивает чувство общности. При неадекватности реализации возникают препятствия для развития личности, появляются предпосылки для возникновения неврозов у обучающихся.

Для успешного психического, нравственного и физического развития учащийся должен находится в атмосфере доброжелательности, уважения, доверия [3]. Неблагоприятная обстановка наносит психотравмирующее действие, отрицательно влияя на психическое состояние учащегося, что способно проявиться школьной дезадаптацией, низкими навыками коммуникации, неуверенностью, низкой самооценкой, замкнутостью, пессимизмом. Перечисленные последствия будут оказывать влияние на его социальное поведение и на возможность самореализации в будущем [5].

В дальнейшем у ребенка могут возникнуть временные, или даже перманентные психоэмоциональные расстройства, частичные задержки или неравномерности развития, психосоматические заболевания, агрессивное, девиантное поведение, расстройства вербальной и невербальной коммуникации и умственного развития.

Целью данной статьи является обобщенное представление результатов исследования адаптации обучающихся и их отношении к школе.

Исследование проходило на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Ижевск, Удмуртская республика. В исследовании принимало участие 69 учеников 7-9 классов. Для реализации поставленной цели использовалась методика Анкета «Школа», разработанная В.М. Блейхером, И.В. Круком и С.Н. Боковым.

При количественном анализе проведенного тестирования были получены следующие результаты: 74% учащихся имеют хорошую адаптацию, 24,6% - латентную и 1,4% - явную дезадаптацию (Табл.1).

Таблица 1.

Результаты количественного анализа.

При качественном анализе было выявлено, что 2,9% учеников имеют неблагополучные отношения со сверстниками, у 1,4% отсутствуют доверительные отношения с родителями, 2,9% учащихся оценивают себя менее успешными в сравнении с окружающими, 4,3% имеют выраженные проблемы с аппетитом и сном, что может говорить о том, что ученик переживает состояние острой тревоги и страха, которые могут быть связаны с его нахождением в школе.

Выводы. Таким образом, исследование показало, что процент дезадаптированных учащихся среди 7-9 классов довольно велик, но преимущественная их часть имеет латентную форму дезадаптации, что говорит об скрытом от окружающих неблагополучии во всех сферах учебной деятельности, переживания состояния внутриличностного дискомфорта и выраженном длительном внутреннем конфликте без выраженной интеллектуальной недостаточности.

Рекомендации. Основной задачей по обеспечению благоприятного развития адаптационных навыков ученика для учителя является предоставление преемственности в развитии способностей и навыков, анализировании полученных умений и, при необходимости, определения методов проведения коррекционной работы. При правильном определении конкретных личных проблем дезадаптированного учащегося и совместных усилий психолога, учителя и родителей, процесс адаптации у ребенка нормализуется, и он начинает адаптироваться адекватно условиям обучения в

школе. Самый важный результат помощи - это восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, к образовательному процессу и ко всем лицам, участвующим в нем. Тогда обучение не будет приносить обучающимся беспокойства, и школа не будет являться для них проблемой.

Дезадаптированные и находящиеся в группе риска школьники должны получать психологическую помощь с учетом их отношении внутри семьи и среди сверстников. Кроме того, помощь должна оказываться учителями, которые могут организовать индивидуальные занятия с целью повышения уровня адаптации в социуме. Также может быть рекомендовано проведение просветительских родительских собрании и консультаций.

Выше описанные меры необходимы детям с пониженной адаптацией, т.к. продолжительная неадекватная реакция на стрессовые факторы может провоцировать появление у обучающихся психосоматических болезней, что проявляется проблемами с аппетитом и нарушением сна.

Использованные источники:

1. Рябухина Д. А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации // Символ науки. - 2016. - №11(4).С.1-2

2. Кошкина Д.А., Рычагова Е.С., Попова Н.М., Духтанов И.В. Современная школьная среда и ее влияние на успеваемость // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - №3. - С. 42.

3. Гаджиева С. Ю. Особенности формирования межличностных отношений молодежи как важная педагогическая проблема // Вестник университета. -2015. - №5. - С. 294.

4. Петрова Е. Ю. Школьная дезадаптация и педагогические условия ее преодоления // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №6(126). - С. 166-167

5. Шлыкова Д. И. Проблемы школьной адаптации детей // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2015. - №4(40). - С. 111-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.