Научная статья на тему 'Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции'

Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная философия оценивания / индивидуальные учебные достижения студента / личностно-ориентированное обучение / аутентичное оценивание / технология портфолио / эссе / презентация / сучасна філософія оцінювання / індивідуальні учбові досягнення студента / особистісно-орієнтоване навчання / автентичне оцінювання / технологія портфоліо / есе / презентація

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ширшова И. А.

Автор акцентирует внимание на актуальной проблеме высшей школы – оценивании учебных достижений студентов. В статье раскрыты современные тенденции в развитии украинской системы высшего образования, проанализированы изменения, происходящие в стратегии оценивания учебной деятельности студентов, изложены сущность и содержание таких инновационных технологий оценивания, как портфолио, эссе, презентация, рецензирование, приведены конкретные примеры их использования в процессе психолого-педагогической подготовки студентов-магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ширшова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оцінювання учбових досягнень студентів: сучасні тенденції

Автор акцентує увагу на актуальній проблемі вищої школи – оцінюванні учбових досягнень студентів. У статті розкрито сучасні тенденції розвитку української системи вищої освіти, проаналізовано зміни, що відбуваються у стратегії оцінювання учбової діяльності студентів, викладено сутність і зміст таких інноваційних технологій оцінювання досягнень як портфоліо, есе, презентація, рецензування, наведено варіанти їхнього використання у процесі психолого-педагогічної підготовки студентівмагістрів.

Текст научной работы на тему «Оценивание учебных достижений студентов: современные тенденции»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». Том 26 (65). 2013 г. № 1. С. 205-215.

УДК 378.02:372.8

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Ширшова И.А.

Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Украина

E-mail: turgeneva56@gmail.com

Автор акцентирует внимание на актуальной проблеме высшей школы - оценивании учебных достижений студентов. В статье раскрыты современные тенденции в развитии украинской системы высшего образования, проанализированы изменения, происходящие в стратегии оценивания учебной деятельности студентов, изложены сущность и содержание таких инновационных технологий оценивания, как портфолио, эссе, презентация, рецензирование, приведены конкретные примеры их использования в процессе психолого-педагогической подготовки студентов-магистров. Ключевые слова: современная философия оценивания, индивидуальные учебные достижения студента, личностно-ориентированное обучение, аутентичное оценивание, технология портфолио, эссе, презентация.

ВВЕДЕНИЕ

Современными тенденциями в развитии украинской системы высшего образования являются: включение ее в Болонский процесс; формирование «общества знаний», основанного на приоритете «производства» интеллектуального продукта; разработка технологий организации личностно-ориентированного образовательного процесса; поиск способов развития качеств личности, необходимых для творческой самоорганизации и самопрезентации своих компетентностей на рынке труда и при карьерном росте, поиск новых форм и методов оценки учебных и иных достижений студентов и преподавателей в логике компетентностного подхода.

Проблема применения инновационных технологий рассматривалась в работах С. Архангельского, М. Кларина, Н. Кузьминой, А. Мальковой, М. Чошанова и многих других. Зарубежный опыт достаточно глубоко представлен в трудах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена. Оценочной деятельности в высшей школе посвящены исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Авторами многоаспектно рассматриваются оценочная функция человека: Дж. Брунер, Л. Выготский, А. Леонтьев, C. Рубинштейн; социокультурная роль оценивания: Б. Ананьев, A. Бодалев, В. Степанский и другие; оценочная деятельность в учебном процессе: В. Беспалько, В. Загвязинский, В. Полонский, Г. Сухобская, П. Якобсон: подготовка будущего учителя к профессиональному оцениванию: Л. Байкова, И. Баженова, Г. Ксензова, Н. Кузьмина.

Принципиально новые подходы в профессионально-педагогической подготовке преподавателей высшей школы выявлены в диссертационных исследованиях Т. Барышовой, Н. Бежановой, С. Калаур, Э. Максимовой, М. Чобитько, Э. Тазутдиновой и других [2; 4; 9; 11].

Вместе с тем проблема совершенствования оценивания учебных достижений студентов в вузе остается востребованной. Ее актуальность обусловлена

несоответствием между потребностью в конкурентоспособном специалисте и отсутствием направленности профессиональной подготовки студентов педагогического профиля на проектирование индивидуальной образовательной деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образования. Также недостаточно проанализирован и фрагментарно применяется в отечественной практике конструктивный зарубежный опыт использования аутентичных способов оценивания в высшей школе. Имеющиеся разработки и программы по контролю знаний, умений и навыков студентов требуют обобщения и создания новой системы комплексного оценивания учебных достижений будущих специалистов.

Поэтому целью статьи является рассмотрение теоретических и практических аспекты использования инновационных методов оценивания учебных достижений в системе психолого-педагогической подготовки студентов-магистров при изучении дисциплины «Педагогика и психология высшей школы».

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Основным результатом образовательного процесса в вузе являются индивидуальные учебные достижения студентов, которые определяются как «продвижение обучающихся в процессе учебной деятельности, <...> как процесс движения <.> к новому уровню овладения учебной информацией и как результат -соответствие достигнутого обучаемыми.» [6, с. 3].

Оценивание - один из процессов познания, результат которого выражается в форме оценивания значения объектов и процессов действительности. Оценивание учебных достижений рассматривается как системообразующий компонент управления качеством обучения, заключающийся в установлении степени соответствия норм качества между целью и результатом обучения.

В настоящее время в связи с актуализацией задачи обеспечения качества высшего образования функция оценивания в целом и учебной деятельности студентов в частности приобретает новые смыслы. Прежде всего, изменяется понимание главной цели процедуры оценивания.

Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков, но рассматривается как критический анализ образовательного процесса, предполагающий более точное определение направлений улучшения. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.

Сейчас оценивание - это не фиксация итогов, а «точка», за которой следует новый виток развития, повышение качества образования (оценивание не столько «для фиксации», сколько «для улучшения»). Иными словами, задача оценивания -«улучшение качества работы конкретного человека и посредством этого достижение более широких целей, улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом» [5, с. 3].

Анализ изменений, происходящих в стратегии оценивания учебной деятельности студентов, проведенный Т. Красновой [5, с. 2], отражен в таблице 1.

Таблица 1

Современные тенденции перехода от традиционной системы оценивания к

инновационной

Традиционная Инновационная

Письменные работы (экзамен), закрытый экзамен Открытый экзамен, кооперативный экзамен, курсовые работы, проекты, творческие задания

Оценивание преподавателем Оценивание с участием студентов, тьютора

Имплицитные (неявные) критерии оценки Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция Сотрудничество

Оценка результата Оценка процесса, компетентности

Цели и задачи Учебные результаты, индивидуальные достижения

Оценивание знаний Оценивание практических умений, способностей, индивидуального потенциала, возможностей личностного роста

Тестирование памяти Оценивание понимания, интерпретации, применения, различных мыслительных операций

Оценивание раздела, курса Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки Приоритетность учения

Идея «петли качества», выдвинутая Т. Красновой, позволяет через механизм оценивания рассматривать возможности личностного развития студента. Основной смысл идеи состоит в том, что одним из принципов, гарантирующих непрерывность процесса совершенствования, является отработка эффективной схемы управленческих действий, которая предполагает налаживание связей между такими процессами: оценка - программа улучшения - реализация - оценка. Конкретизацией понятия «петля качества» для оценки педагогической деятельности является схема «петля улучшения качества преподавания». В этой схеме последовательно замкнуты понятия «преподавание - обучение - оценка - улучшение - преподавание» [5, с. 7].

Организация оценивания учебных достижений студентов предполагает соблюдение комплекса педагогических требований. Прежде всего, это индивидуальный характер оценивания, предполагающий использование

дифференцированных заданий и такую организацию, которая бы обеспечила самостоятельность их выполнения. Не менее важна систематичность, регулярность оценивания, побуждающая студентов к активизации познавательной деятельности. Залогом эффективности оценивания являются всесторонность (нужно охватить основные разделы учебной программы); разнообразие форм и методов контроля; объективность, исключающая преднамеренные, субъективные суждения и выводы преподавателя. Среди обязательных требований к оцениванию назовем, кроме прочего, дифференцированный подход; толерантность и тактичность преподавателя; единство требований при оценивании группы студентов; развивающий характер; использование единообразных стандарты или критериев; своевременность.

Духовно-практическая сфера образовательного процесса в высшем учебном заведении должна быть индивидуально ориентирована, поэтому современная педагогическая мысль использует понятия «личностно-ориентированное обучение», «аутентичное оценивание достижений обучаемого».

Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного обучения позволил определить его как такой тип образовательного процесса, в котором личности ученика и учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности учащегося; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации студента и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения согласовываются с особенностями мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель - ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Необходимость изменения характера и технологий оценивания результатов обучения определяет переход от оценки успеваемости к аутентичному оцениванию (authentic assesment). Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико- и личностно- ориентированных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное оценивание», или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в учебной и внеучебной деятельности.

2. НОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ОЦЕНКИ. АУТЕНТИЧНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к которым относятся: исследовательские проекты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся. Оно ориентировано на практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает возможность видеть эти результаты и получать признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание - одно из важнейших средств и условий реализации подготовки современного специалиста.

Аутентичное оценивание имеет такие характеристики: задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточно места для развития учебных стилей студентов, их способностей и интересов как источников для формирования умений и для идентификации (возможно, ранее скрытых) их сильных сторон. Критерии, используемые в оценивании такого типа, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции). В процессе аутентичного оценивания от учащихся зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и в процессе говорения.

Аутентичное оценивание применяется в практико-ориентированном образовании. Необходимость внедрения аутентичного оценивания связана с системными изменениями образовательного процесса вуза. Идет поиск методов, форм, технологий оценивания, позволяющих студенту реализовать личностное начало. По мнению Н. Алехиной и Э. Зильберштейн [1, с. 48], речь идет об изменении философии оценивания. Она связана с переходом от дискретности к непрерывности; от фрагментарности к системности; от количественного оценивания к качественной оценке; от жесткости в оценивании к гибкости; от оценки к самооценке. Необходимым также является переход от оценки работы к оцениванию личностных достижений

Новая философия оценки определяет и новые тенденции развития оценочной деятельности преподавателя, которые уже сегодня прослеживаются в образовательной практике: 1) увеличение доли и повышение значимости качественных оценок; 2) ориентация на личностные достижения студентов;

3) обучение студентов самооценке результатов учебной деятельности; 4) отказ от формализованной оценки работ творческого характера.

Таким образом, аутентичное оценивание направлено на оказание помощи студенту в развитии его способностей анализа собственной деятельности. Средствами оценивания выступают продукты образовательной деятельности учащихся. Внутренним механизмом является рефлексия образовательных результатов и личностных достижений. Предполагаемый результат использования комплекса аутентичных видов оценивания в образовательном процессе -компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, адекватная самооценка.

Анализ отечественного и зарубежного педагогического опыта выявляет наиболее используемые в образовательном процессе в высшей школе методы оценивания учебных и личностных достижений студентов. Среди них: 1) написание эссе (фокусирование на развитии аргументации и рефлексивной оценки); 2) вклад в Википедию (статьи для он-лайн энциклопедии); 3) аннотирование библиографии;

4) ведение рефлексивного дневника; 5) подготовка и написание статьи по требованиям ВАК Украины; 6) подготовка комментариев к статье, книге, монографии; 7) рецензирование научной статьи. также широко применяются методы оценивания, предполагающие групповую работу. Это анализ проблем межличностного и делового общения в системе «преподаватель-студент», «студент-

студент»; моделирование ситуации; обсуждение с преподавателями (однокурсниками) собственного педагогического опыта; публичная презентация с видеозаписью происходящего; участие в дискуссиях, ролевых и деловых играх; создание портфолио.

3. МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-МАГИСТРОВ

Раскроем сущность и содержание некоторых инновационных методов оценивания достижений студентов, используемых нами в процессе психолого-педагогической подготовки студентов-магистров.

Эссе - самостоятельная письменная работа в жанре эссе на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Ее цель - развитие навыков творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Эффект от написания эссе высок, поскольку это позволяет автору научиться ясно излагать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, аргументировать выводы; оперировать научным стилем речи.

Существует много различных типов эссе, каждый из которых имеет определенную цель [6]. Приведем примерную тематику эссе, используемых нами при изучении курса «Педагогика и психология высшей школы» для студентов-магистров: «Развитие высшего образования в Украине: европейский или собственный вектор?»; «Кредитно-модульная система оценивания в вузе: позитивные и негативные стороны»; «Управленческая культура: необходима ли она педагогу?»; «Тьютор или куратор студенческой группы?»; «Должна ли быть цензура на плагиат в вузе?

Критерии оценки эссе могут трансформироваться, при этом общие требования к качеству эссе могут быть определены так:

а) знание и понимание теоретического материала - 2 балла (четкая и полная характеристика используемых понятий; строгое соответствие теме эссе; самостоятельность);

б) анализ и оценка информации - 4 балла (грамотное применение категорий анализа; способность объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению; широта диапазона используемого информационного пространства: обоснованная интерпретация текстовой информации и так далее);

в) построение суждений - 3 балла (ясность изложения; логика структурирования доказательств; грамотная аргументация; приведение различных точек зрения и их личная оценка; соответствие жанру);

г) оформление работы - 1 балл (соблюдение требований к оформлению, в частности, к цитированию; соблюдение литературных норм)

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за работу над эссе, - 10.

Презентация - способ наглядного представления информации с использованием аудиовизуальных средств. Презентация обычно содержит в себе текст, иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле. Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видео- вставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки. Цель презентации - донести до аудитории информацию и/или убедить ее совершить определенные действия. Эффективная презентация, как правило, заранее спланирована и предназначена для определенной аудитории [7].

Презентации обязательно предполагают межличностный контакт, так как выступающий напрямую обращается к аудитории, и создаются как для одного-двух человек, так и для группы. Для небольших презентаций достаточно иметь доску и простые средства для демонстрации визуальных образов или же просто раздать материалы. Для общения с большой аудиторией требуется показ роликов или небольших фильмов, использование компьютеров и других технических средств. Можно выделить комплекс требований к созданию учебной презентации.

Требования к оформлению слайдов: 1) единство стиля оформления; 2) верное соотношение основной и вспомогательной информации; 3) контрастность фона и текста; 4) «читаемость» текста; 5) уместность анимации.

Требования к представлению информации: 1) лаконичность изложения; 2) использование единообразного шрифта; 3) ограничение объема информации на одном слайде; 4) использование разных форм подачи информации (тексты, таблицы, диаграммы) [8, с. 5].

Представим задание, используемое нами в преподавательской деятельности как основа для составления презентации: «Представить концепцию инновационного развития университета». Предварительно студентов знакомят с целью и содержанием задания. «Инновационное развитие современного вуза - это объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое. Осуществляется этот процесс целенаправленным внесением в деятельность вуза качественно новых элементов, свойств и характеристик. Инновационная модель развития университета диктует необходимость интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Главная задача инновационного университета - качественная подготовка инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях техники и технологий на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний». Стратегия инновационного развития вуза, представленная студентом в презентации, должна затронуть все направления его функционирования: 1) образовательная деятельность; 2) воспитательная работа со студентами; 3) научно-исследовательская деятельность; 4) международная деятельность; 5) деятельность в области информатизации; 6) развитие материально-технической базы университета.

Для приобретения навыков публичного выступления и создания успешной презентации студентам рекомендуется отработать модули, представленные в таблице 2 [7, с. 5].

Таблица 2

Требования к успешной подготовке презентации

Модуль Содержание

Подготовка к выступлению Формулировка цели выступления. Анализ типичных ошибок Изучение особенностей аудитории Мозговой штурм. Поиск и отбор информации. Выбор необходимого стиля общения с аудиторией Побор необходимых методик поддержания внимания, интереса и понимания излагаемого материала

Структура презентации Постановка цели каждой логической части выступления Структура вступительной части Создание первого впечатления Структура и последовательность тезисов основной части Структура эффективной заключительной части Расчет времени презентации Индикатор заинтересованности слушателей

Методы вербального влияния на аудиторию Лаконичность и доступность изложения Влияющие формулировки (отвлекающие внимание формулировки) Роль примеров и метафор в выступлении. Практические упражнения Работа с голосом Акцент-паузы

Методы невербального влияния на аудиторию Визуальный контакт Поза выступающего Жесты и мимика выступающего Движения выступающего

Как справиться с волнением Страх и волнение: дерево страхов Психологические методы работы с волнением Физические методы работы с волнением Ответы на вопросы аудитории. Типы вопросов и ответы на них Правильная подготовка к блоку «Вопросы»

Ответы на вопросы аудитории Типы вопросов и ответы на них Правильная подготовка к блоку «Вопросы»

Коррекция стиля выступления участников Выступление участников Коррекция стиля каждого участник

Оценивание выступлений Выставление оценок выступившим по разработанным критериям

Еще одной формой, используемой для проведения аутентичного оценивания, является рецензирование - процедура рассмотрения научных статей специалистами в той же области. Цель рецензирования до публикации - удостовериться в том, что автор следует стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом, и при необходимости порекомендовать автору их соблюдение.

Пример задания, предлагаемого студентам, - «Составить рецензию на самостоятельно выбранную научную статью». В качестве рецензируемых источников студентам-магистрам предлагаются психолого-педагогические научные журналы: «Alma mater», «Вища освгга Украши», «Вища школа», «Сучасна осв1та», «Высшая школа XXI века», «Высшее образование сегодня», «Инновации в образовании», «Педагогическое образование и наука», «Педагопка i психолопя», «Вопросы психологии». А также региональные журналы «Культура народов Причерноморья», «Гуманитарные науки», «Ученые записки ТНУ» и другие.

При подготовке к занятию преподаватель советует студентам:

а) определить степень соответствия статьи требованиям ВАК Украины (определена ли актуальность проблемы; корректно ли сформулирована цель насколько грамотно сделан анализ исследований и публикаций; проанализирована ли теоретико-методологическая база исследования и так далее);

б) сформулировать собственные выводы (какие моменты представляют наибольший интерес; какова теоретическая и практическая значимость статьи; что нового для себя Вы узнали из статьи?).

Одним из наиболее востребованных сейчас методов оценивания результатов учебной деятельности является портфолио - современная образовательная технология, помогающая решать важные педагогические задачи: поддержку высокой учебной мотивации студентов; повышение активности и самостоятельности студентов; расширение возможности обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной деятельности.

Основные принципы формирования портфолио можно определить так: непрерывность (постоянный сбор данных); диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние объекта); проблемная ориентированность (включение в состав портфолио тех критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); технологичность (полнота информации при сохранении удобства ее подачи); широкий спектр обнаружения изменений (возможность выявления необычных результатов, аномалий); обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах); научность (научная обоснованность модели и отлеживаемых параметров); вариативность (возможность внесения изменений в структуру мониторинга).

В зависимости от целей создания выделяют портфолио таких типов:

1. «Портфолио документов» - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали).

2. «Портфолио работ» - собрание творческих, проектных, исследовательских работ студента, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности; представлять нужно все, что делал студент в течение определенного срока (например, года).

3. «Портфолио отзывов» - характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, тьюторами, возможно, одногруппниками, работниками системы дополнительного образования, письменный самоанализ студента, могут быть представлены в виде текстов, заключений, рецензий, отзывов, эссе, рекомендательных писем.

4. «Проблемно-исследовательский портфолио» - написание реферата, научной работы, подготовка к выступлению на конференции; представляет набор материалов по определенным рубрикам, например: варианты названий реферата (доклада, статьи); список литературы для изучения; микротемы, проблемные области, план исследования; дискуссионные точки зрения; выводы по результатам исследования; методы исследования; прогнозы и перспективы.

5. «Тематический портфолио» - создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса, когда преподаватель сообщает название изучаемой темы и форму контроля по ней - защиту портфолио, собранного по результатам работы над проблемой [6].

Таковы в обобщенном изложении четыре метода оценивания учебных достижений студентов, используемых автором статьи в процессе психолого-педагогической подготовки магистров биологического и химического факультетов Таврического национального университета.

ВЫВОДЫ

Анализ теоретико-методологических основ повышения качества обучения в вузе показывает, что вопросам оценивания уделяется значительное внимание в психолого-педагогической литературе, диссертационных исследованиях. Вместе с тем эффективность практического использования современных методов оценивания остается достаточной низкой.

В инновационных методах и технологиях, используемых в образовательном процессе высшей школы, акцент делается на позиции обучаемого, на отношении к нему со стороны преподавателя. Осознание этого позволяет выделить личностно-ориентированные методы и технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность студента, требование обеспечения комфортных условий его развития, реализации его природных потенциалов.

Аутентичное оценивание - вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности студентов в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни. Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов, к числу которых относят эссе, портфолио, презентацию, рецензирование и многие другие.

Использование методов оценивания учебных достижений в образовательном процессе вуза, представленных выше, показало, что они способствуют усилению профессиональной направленности студентов-магистров, формированию их ключевых компетенций, проектированию индивидуальной образовательной деятельности.

Список литературы

1. Алехина Н. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н. В. Алехина, Э. В. Зильберштейн // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 47-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бежанова Н. Л. Розвиток готовност вчш^в у тслядипломнш педагопчнш освт до формування оцшювальних умшь молодших школярш : дис... канд. пед. наук: 13.00.04 / Наталiя Леонщвна Бежанова. - К., 2007. - 202 с.

3. Дубцова М. М. Организационно-педагогические основы оценивания учебных достижений студентов как фактор повышения качества обучения в вузе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Марина Михайловна Дубцова. - Чита, 2007. - 233 с.

4. Калаур С. М. Шдготовка майбутшх учителш до оцшювання навчальних досягнень школярiв з предмета природничого циклу : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Свггаана Миколагвна Калаур. -Т., 2004. - 200 с.

5. Краснова Т. И. Оценивание учебной деятельности студентов /Т. И. Краснова // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования - 2003. - № 6. - С. 45-53.

6. Полежаев В. Д. Портфолио студента как инструмент создания индивидуальной траектории обучения /В. Д. Полежаев, М. В. Полежаев // Современные наукоемкие технологии. - 2008. -№ 3 - С. 77-78.

7. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам и бизнесу [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://termin.bposd.ru/publ/17-1-0-28299.

8. Смирнова Е. В. Методическая копилка учителя [Электронный ресурс] / Елена Валерьевна Смирнова - Режим доступа : http://rusalka7. ucoz. ru/load/40-1-0-64.

9. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности / Тазутдинова Эльвира Хакимовна: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2010. - 200 с.

10. Федоренко Н. Успешная презентация (навыки публичного выступления и эффективной презентации) [Электронный ресурс] / Н. Федоренко. - Режим доступа : http://www.tbt-ua.com/pages/44.

11. Чобпъко М. Г. Теоретико-методолопчш засади особистюно орiентованоl професшно! тдготовки майбуттх учтелв: дис... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Микола Григорович Чобггько. - К., 2007. -189 с.

Ширшова 1.О. Оцшювання учбових досягнень студенев: сучасш тенденщ1 / I.O. Ширшова // Вчеш записки Тавршського нацюнального унгверситету iменi В.1. Вернадського. Серш: Проблеми педагопки середньо! i вищо! школи. - 2013. - Т.26 (65), №1. - С. 205-215.

Автор акцентуе увагу на актуальнш проблемi вищо! школи - оцгнюванш учбових досягнень студенпв. У статп розкрито сучасш тенденцп розвитку укра!нсько! системи вищо! освпи, проаналiзовано змгни, що вщбуваються у стратеги оцшювання учбово! дшльносп студенпв, викладено суттсть i змiст таких гнновацшних технологiй оцгнювання досягнень як портфолю, есе, презентац1я, рецензування, наведено варiанти !хнього використання у процеи психолого-педагогiчноl пiдготовки студентiв-магiстрiв.

Kmwei слова: сучасна фiлософiя оцiнювання, шдив^альш учбовi досягнення студента, особистiсно-орiентоване навчання, автентичне оцгнювання, технолог1я портфолiо, есе, презентацш.

Shirshovа I.A. Evaluation of study achievements of students: modern trends / 1.А. БЫге^уа // Scientific notes of Taurida National V.I. Vernadsky University. - Series: Issues of Secondary and Higher School Education. - 2013. - Vol. 26 (65), No.1. - P. 205-215.

The author focuses on the topical issue of higher education - educational achievements of students' evaluation. The article revealed current trends in the development of Ukrainian higher education, analyzed the changes taking place in the strategy of evaluation of teaching students. The author describes in some detail the nature and content of such innovative technology evaluation of achievements as a portfolio, essays, presentation and review. Concrete examples of their use in educational psychology Masters students. Keywords: modern philosophy of evaluation, individual student academic achievement, student-centered learning, authentic evaluation, technology of portfolio, essay, presentation.

Поступила в редакцию 11.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.