Научная статья на тему 'Инновационные формы оценки учебной деятельности студентов как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка на старших курсах бакалавриата'

Инновационные формы оценки учебной деятельности студентов как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка на старших курсах бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / БЕЗОТМЕТОЧНАЯ СИСТЕМА / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ПОРТФОЛИО / ЭССЕ / ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ / EVALUATION OF LEARNING ACTIVITY / MOTIVATION / UNGRADED SYSTEM / RATING SYSTEM / PORTFOLIO / ESSAY / EVALUATION FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Юлия Сергеевна

Статья посвящена проблеме современных функций оценки учебной деятельности студентов-бакалавров. Рассматриваются две альтернативные системы оценивания: безотметочная система и система рейтинга, каждая из которых может успешно реализовать мотивационный потенциал оценки. Анализируются практические возможности и способы их реализации, обосновываются конкретные механизмы и модели эффективного внедрения рейтинговой системы при преподавании практического курса английского языка на старших курсах бакалавриата. Приводятся примеры типов эссе, варианты их оценивания, предлагается структура портфолио студента как форма качественной обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the modern functions of the evaluation of the learning activity of bachelor’s degree students. Two alternative evaluation systems are considered: the ungraded system and the rating system, each of the systems can successfully realize the motivational potential of evaluation. The paper analyzes practical opportunities and the ways of their realization. The author substantiates the concrete mechanisms and models of the effective implementation of the rating system while teaching the practical course of English during the last years of mastering the bachelor’s degree programme. The study presents the examples of essay types, the variants of their evaluation and proposes the structure of the student’s portfolio as a form of qualitative feedback.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы оценки учебной деятельности студентов как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка на старших курсах бакалавриата»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2018-9-2.46

Старостина Юлия Сергеевна

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШИХ КУРСАХ БАКАЛАВРИАТА

Статья посвящена проблеме современных функций оценки учебной деятельности студентов-бакалавров. Рассматриваются две альтернативные системы оценивания: безотметочная система и система рейтинга, каждая из которых может успешно реализовать мотивационный потенциал оценки. Анализируются практические возможности и способы их реализации, обосновываются конкретные механизмы и модели эффективного внедрения рейтинговой системы при преподавании практического курса английского языка на старших курсах бакалавриата. Приводятся примеры типов эссе, варианты их оценивания, предлагается структура портфолио студента как форма качественной обратной связи. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/9-2/46.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 9(87). Ч. 2. C. 427-430. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/9-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 378.146 Дата поступления рукописи: 03.07.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-9-2.46

Статья посвящена проблеме современных функций оценки учебной деятельности студентов-бакалавров. Рассматриваются две альтернативные системы оценивания: безотметочная система и система рейтинга, каждая из которых может успешно реализовать мотивационный потенциал оценки. Анализируются практические возможности и способы их реализации, обосновываются конкретные механизмы и модели эффективного внедрения рейтинговой системы при преподавании практического курса английского языка на старших курсах бакалавриата. Приводятся примеры типов эссе, варианты их оценивания, предлагается структура портфолио студента как форма качественной обратной связи.

Ключевые слова и фразы: оценка учебной деятельности; мотивация; безотметочная система; рейтинговая система; портфолио; эссе; функции оценки.

Старостина Юлия Сергеевна, к. филол. н.

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТАРШИХ КУРСАХ БАКАЛАВРИАТА

Качественная оценка учебной деятельности студентов - одна из актуальных проблем современного высшего образования. Модернизация высшей школы предполагает необходимость существенного обновления самого подхода к оцениванию, которое на данном этапе должно рассматриваться не только как система контроля в рамках аттестации, но и как ключевой вариант предоставления «обратной связи» студентам, являющимся активными субъектами учебного процесса, а также один из способов поддержки психолого-педагогической мотивации студентов на всех этапах обучения. Однако, как справедливо замечают Н. П. Канина и Е. П. Кобелева, «в сознании многих преподавателей устойчиво сохраняется сложившееся представление о системе оценивания как о заключительном этапе обучения, отсутствует достаточное понимание, например, значимости и необходимости соотносить результаты оценочной деятельности преподавателя и самооценки (взаимооценки) обучающихся. На практике, процесс оценивания сформированных компетенций сводится к использованию общепринятых традиционных форм контроля (зачет, экзамен)» [4, с. 241]. Возможно, это во многом обусловлено недостаточной разработанностью практических компонентов инновационной оценочной системы, способной в полной мере реализовать свой мотивационный потенциал. Данная статья призвана рассмотреть и проиллюстрировать конкретные механизмы эффективного использования инновационных подходов к оценке результатов учебной деятельности на примере работы со студентами выпускного курса бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Зарубежная филология» в рамках прохождения дисциплины «Практический курс английского языка».

Эффективная педагогическая оценка - это, прежде всего, оценка адекватная, справедливая и объективная. При этом достичь высокого уровня эффективности крайне сложно, поскольку и процесс оценивания, и его результат напрямую зависят от так называемого «человеческого фактора». В реальности объективная оценка так или иначе искажается, чаще всего это может быть связано с субъективными тенденциями оценивания, т.е. ошибками, бессознательно допускаемыми людьми. В. И. Звонников, Н. Н. Кузьмина и А. А. Малыгин прямо говорят о том, что «абсолютная объективность - недостижимая характеристика результатов любых, включая педагогических, измерений» [3, с. 22].

В вузе на старших курсах бакалавриата традиционная система оценивания зачастую не является показательной и, что не менее важно, совершенно не выполняет функции мотивации, т.е. не побуждает студентов к сознательной и устойчивой деятельности, направленной на углубление знаний по предмету. При этом очевидно, что без сформированной внешней и внутренней мотивации ни аудиторная, ни самостоятельная работа студентов не может быть эффективной. Значимость мотивации на разных этапах обучения неоднократно подчеркивалась учеными [6-8].

Альтернативами традиционной отметочной системе могут выступить так называемая безотметочная система и система рейтинговой оценки. Рассмотрим особенности каждой из указанных альтернатив и варианты их практической реализации на примере дисциплины «Практический курс английского языка» для студентов 4 курса бакалавриата (направление подготовки «Зарубежная филология»). Безотметочная система имеет ряд несомненных преимуществ, главное из которых - дифференцированный подход к оцениванию, т.е. индивидуализация оценки, фиксирование индивидуального прогресса каждого обучаемого без постоянного сравнения учащихся друг с другом. Это преимущество имеет важный психологический аспект - снимается стресс перед отметкой, при этом все заинтересованные лица (сам студент, преподаватель, администрация) имеют возможность увидеть конкретный прирост в знаниях и умениях студента по той или иной дисциплине за определенный промежуток времени. Возможный вариант оформления обратной связи при таком подходе - «лист индивидуальных достижений студента», составленный преподавателем с учетом множественных «прозрачных», т.е. понятных всем участникам образовательного процесса параметров, - существенно повышает объективность оценки и способствует формированию навыков самоконтроля, что, в свою очередь, должно повышать мотивацию и ответственное отношение к обучению. Вместе с тем безотметочная система сложна в практической реализации, поскольку, во-первых, требует от преподавателя существенных временных затрат (в дополнение к уже имеющимся),

а во-вторых, предполагает овладение педагогом рядом новых навыков по разработке и использованию «листа индивидуальных достижений», можно сказать, требует общей смены «системы мышления» при оценивании, что также не всегда возможно. Кроме того, для многих студентов даже на поздних этапах обучения очень важен соревновательный момент, который автоматически создается при традиционной «отметочной» системе. На занятиях по указанной предметной области («Практический курс английского языка» в вузе) безотметочное обучение с созданием индивидуальной технологической карты студента по результатам работы в семестре в принципе возможно, но затруднено указанными выше сложностями прикладного характера.

На продвинутом этапе обучения иностранному языку на старших курсах бакалавриата по направлению подготовки «Зарубежная филология», а также учитывая возрастные особенности студентов, наиболее эффективным средством оценивания результатов следует признать вторую альтернативу традиционной оценки, а именно рейтинговую систему. О правомерности ее использования в современных образовательных условиях говорят Н. Ф. Ефремова [2], Н. А. Голиков [1], Л. Д. Плотников, О. М. Чикова [7], В. В. Красноще-ков, Н. В. Семенова [5] и другие. Рейтинг, под которым понимается «накопленная оценка» или «оценка с предысторией», имеет целью создать условия для мотивации самостоятельности учащегося средствами современной и систематической оценки результатов работы в соответствии с реальными достижениями. По справедливому утверждению О. М. Чиковой, введение рейтинговой системы как формы интегрального контроля за качеством учебной деятельности «позволяет студентам организовать систематическую ритмичную работу по усвоению учебного материала, получить объективные показатели своих знаний по отдельным блокам учебной дисциплины и спрогнозировать ее итоговую оценку» [12, с. 220].

Качественным практическим вариантом эффективной обратной связи в рамках рейтингового обучения является составление портфолио. Портфолио - это рабочая файловая папка, в которой собраны индивидуальные достижения учащегося за определенный промежуток времени. Под индивидуальными достижениями в данном случае понимаются письменные работы студента (эссе разного типа и лексико-грамматические тесты) с отзывом преподавателя. Эссе, под которым в данном случае подразумевается небольшое по объему сочинение-рассуждение, является очень эффективным методом проверки навыков студентов, т.к. предполагает анализ, синтез, творческое осмысление и применение знаний. В современной педагогике эссе зачастую называют инновационным «аутентичным средством оценивания учебной деятельности студентов» [11, с. 129]. Видов эссе существует достаточно большое количество, однако на старших курсах бакалавриата при овладении английским языком продвинутого уровня правомерно комбинационное использование пяти видов эссе. Приведем примеры тем различных видов эссе, которые можно использовать со студентами 4 курса направления «Зарубежная филология» при работе с тематическими разделами "Higher Education " («Высшее образование») и "Consumerism and Advertising" («Идеология потребления и реклама»).

Первый тип эссе, используемый для оценки уровня усвоения материала и гибкости языковых навыков студентов, - это так называемое академическое эссе, объемная письменная работа, которая является логически выстроенным и структурированным ответом на проблемный вопрос. Такое эссе требует достаточных временных затрат и привлечения дополнительного материала в качестве доказательной базы, поэтому оно рекомендовано для самостоятельной домашней работы. Приведем конкретные примеры тем академических эссе: 1. What are your main aims of getting higher education? (Каковы ваши основные цели при получении высшего образования?) 2. Analyze the TV commercial which you find interesting. What makes it so attractive? (Проанализируйте телевизионный рекламный ролик, который вы считаете интересным. Что делает его привлекательным?)

Второй тип эссе - это 30-минутная контрольная работа по изученному материалу, которая пишется в аудитории после завершения серии занятий или как подведение итогов классной дискуссии. Такое эссе предполагает выражение аргументированного личного мнения студента с опорой на материалы занятий. Примерами могут служить следующие темы в рамках обозначенной выше проблематики: 1. State the main differences between Russian and American systems of higher education. (Укажите основные различия между российской и американской системами высшего образования.) 2. What are two main negative effects of consumerism, in your opinion? (Каковы, по вашему мнению, два главных отрицательных результата идеологии потребления?)

Следующий тип письменной работы - аудиторное эссе как 20-минутное творческое сочинение (creative writing), направленное на активизацию пройденного лексического блока или определенной грамматической модели (например, на тему "If I were Minister of Education..." («Если бы я был министром образования...») или "The Consumer of the Future" («Потребитель будущего»)). Такой вид эссе одновременно контролирует уровень усвоения студентами языкового материала и активизирует их творческий потенциал, выполняя, таким образом, мотивирующую функцию.

Также эффективным и показательным следует признать четвертый вид эссе как 10-минутного свободного (т.е. без четко заданной обязательной структуры, в отличие от эссе первого и второго типов) сочинения по итогам проведенной на занятии дискуссии с обязательным выражением личного мнения студента: 1. Describe one recent trend in the system of higher education in Russia. (Опишите одну современную тенденцию в системе высшего образования в России.) 2. Why is endorsement such a popular promotion technique? (Почему реклама с участием известных людей так широко используется при продвижении товара?)

Наконец, можно использовать 5-минутное эссе как микросочинение с целью подведения итогов одного занятия: 1. Use 3 new collocations you have learnt today in your own situation. (Используйте три новых устойчивых словосочетания, которые вы выучили сегодня, в своей собственной ситуации.) 2. Write a web-post about what you liked / disliked in your English class today. (Напишите интернет-пост о том, что вам понравилось / не понравилось на сегодняшнем занятии по английскому языку.) Очевидно, что последняя тема может быть использована как средство обратной связи уже со стороны студентов.

Наиболее эффективными методами измерения достижений студентов по дисциплине «Практический курс английского языка» нужно признать сочетание различных видов эссе, поскольку они дают возможность проверить степень сформированности и гибкость языковых навыков.

Также эффективным средством оценки компетенций студентов являются лексико-грамматические тесты, которые позволяют повторить и закрепить изученный языковой материал и которые также вкладываются в портфолио. Все тестовые задания делятся на две большие группы - задания закрытого типа и задания открытого типа. К заданиям закрытого типа относятся выбор одного или нескольких верных ответов, градуированный ответ, подбор соответствий, определение правильной последовательности. Тесты открытого типа включают в себя ответы-дополнения (от одного до трех слов) и ответы со свободным изложением.

Наиболее целесообразными на занятиях по «Практическому курсу английского языка» для студентов бакалавриата следует, во-первых, признать задания на выбор одного правильного ответа (проверка знаний грамматики). При закреплении и проверке знаний лексики можно использовать задания на подбор соответствий. При проверке отдельных грамматических и лексических тем логично использовать тесты с ответами-дополнениями. Указанные виды тестовых заданий позволяют в сжатые сроки проверить степень освоения студентами лексической или грамматической темы, они удобны в проверке и помогают преподавателю понять «общую картину» с прохождением темы в группе, чтобы при необходимости повторить и/или проработать отдельные сложные аспекты еще раз. Задания в тестовой форме также можно использовать не только для собственно оценки, но и для закрепления пройденного материала. При этом необходимо подчеркнуть, что в общей системе оценивания тесты являются лишь частью целого - они дополняют, но не подменяют прочих методов оценки, таких как различные виды эссе, индивидуальные устные ответы, содержательное участие в дискуссиях и т.д.

В целом структура портфолио студента по дисциплине «Практический курс английского языка» (4 курс бакалавриата) может выглядеть следующим образом:

- три лучших (по мнению студента) академических эссе, выполненных как домашняя работа (в течение семестра студенты пишут порядка десяти академических эссе);

- три лучших эссе, написанных в аудитории по итогам дискуссии и содержащих аргументированное личное отношение студента к проблеме обсуждения;

- одно эссе как индивидуальная творческая работа студента, направленная на активизацию определенной грамматической конструкции или определенного набора лексического материала;

- три лексико-грамматических теста, написанных в семестре как большой итоговый контроль по пройденной теме (т.е. все лексико-грамматические тесты за семестр);

- рецензия на книгу, прочитанную по модулю «Индивидуальное чтение» (входит в курс);

- рецензия на один из кинофильмов, по которым проходили аудиторные дискуссии (всего проходит 3 дискуссии в течение семестра);

- постер («проект», возможно, в виде фото финального продукта) как результат совместной творческой работы студентов в мини-группах. Обычно постер посвящен наглядной презентации лексического блока по изучаемой теме. Все работы выполняются на английском языке.

Подобная структура портфолио позволит зафиксировать как собственно учебные достижения студентов по предмету (эссе, лексико-грамматические тесты), так и отразить творческую составляющую (например, рецензии и сочинение), а также навыки работы в команде (постер). При этом все представленные элементы портфолио достаточно специфичны и учитывают как особенности самой преподаваемой дисциплины, так и возрастной и языковой уровень студентов.

Важным аспектом эффективного и мотивирующего оценивания студентов является максимальная объективность этого процесса. Безусловно, добиться абсолютной эффективности педагогической оценки вряд ли возможно, однако возможно существенно снизить уровень ее субъективности. Этого можно достичь, если использовать не 5-балльную, а 10-балльную или 12-балльную систему оценок задания. В этом случае преподаватель может задействовать достаточно большое количество критериев, по которым будет оцениваться письменный или устный ответ учащегося. Критерии должны быть четкими, однозначными и понятными как преподавателю, так и студенту. В идеале, еще до начала работы над заданием студент должен точно знать, какие именно аспекты подлежат оцениванию. Рассмотрим предложенную схему на конкретном примере. Преподавателю «Практического курса английского языка» нужно оценить академическое эссе студента (письменная домашняя работа). Критерии оценки могут быть таковы:

- общая структура эссе, наличие всех необходимых структурных частей - максимум 1 балл;

- наличие не менее четырех равнозначных аргументов (subpoints) по теме эссе, убедительность аргументов - максимум 2 балла;

- наличие и разнообразие доказательной базы, использование различных типов доказательств - максимум 2 балла;

- логичность и последовательность изложения, наличие средств логической связи внутри и между абзацами - максимум 2 балла;

- разнообразие академической лексики, отсутствие лексики сниженного регистра (просторечий, сокращений и т.п.), отсутствие орфографических ошибок - максимум 2 балла;

- правильное использование и разнообразие грамматических моделей - максимум 2 балла;

- правильное оформление работы (шрифт, интервал, абзацный отступ и т.д.) - максимум 1 балл.

Итак, максимум, который студент может получить за эссе, - 12 баллов. При такой «прозрачной» системе критериев повышается как собственно эффективность оценки, так и психологическое принятие и согласие с ней студента, что также является важным педагогическим моментом. Получив такой детальный разбор

письменной работы, студент точно знает, на какой именно аспект подготовки нужно обратить особое внимание при написании следующего эссе.

Итак, как показывает практический опыт работы со студентами 4 курса направления «Зарубежная филология (английская)», рейтинговая система имеет ряд существенных преимуществ перед традиционным средством оценки результатов обучения, т.е. отметкой за ответ на экзамене в конце семестра. Первое несомненное достоинство рейтинга - это стимулирование систематической работы студентов в течение всего семестра, а не только в предсессионный период. При этом студентам предоставляется возможность улучшить свои результаты путем выполнения дополнительных заданий (проведение презентаций, выступление с сообщением, подбор и представление дополнительного лексического материала для всей группы и т.п. [9; 10]). Такой подход мотивирует на более глубокое изучение темы. Кроме того, студент может сам определить личностную образовательную траекторию - можно выполнять исключительно обязательные задания на проходной балл (обычно это 60% от максимального балла), а можно выбрать несколько дополнительных заданий и повысить свой рейтинг.

Вторым преимуществом рейтинговой системы является возможность ранжировать максимальный балл в зависимости от трудоемкости того или иного вида деятельности, т.е. разные виды заданий имеют разный «вес», поскольку требуют различных временных и интеллектуальных затрат. Практика показывает, что с психологической точки зрения финальная отметка за семестр, полученная как результат работы рейтинговой системы, гораздо реже вызывает несогласие студента или сомнения в ее объективности.

В целом два указанных преимущества рейтинговой системы помогают добиться эффективности итоговой оценки, т.е. ее объективности, адекватности и справедливости. Именно такая оценка в состоянии реализовать свою изначальную цель - максимально точно измерить полученный учащимся за определенное время результат обучения (дидактическая функция оценки) и при этом мотивировать учащегося к систематической продуктивной деятельности (воспитательная функция оценки).

Список источников

1. Голиков Н. А. Оптимизация качества жизни учащейся молодежи в условиях полифункционального образовательного учреждения // Теория и практика общественного развития. 2010. № 4. С. 64-68.

2. Ефремова Н. Ф. К вопросу о создании и функционировании фондов оценочных средств в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 63-67.

3. Звонников В. И., Кузьмина Н. Н., Малыгин А. А. Принципы педагогических измерений результатов обучения // Социальная защита детей и молодежи в условиях глобализации: образование, экономика, право: сборник статей в рамках реализации проекта программы Европейской Комиссии Темпус IV «Создание транснациональных программ для подготовки магистров и аспирантов в области социального обеспечения детей и молодежи» (TACHYwe). Изд-е 2-е, перераб. и доп. Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов С. В., 2017. С. 20-25.

4. Канина Н. П., Кобелева Е. П. Использование информационно-коммуникационных технологий для оценки сформирован-ности компетенций студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 5 (52). С. 241-247.

5. Краснощеков В. В., Семенова Н. В. Интеграция оценок теоретической и практической частей курсов при балльно-рейтинговой системе оценки успехов студентов // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции / отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: Аэтерна, 2014. C. 31-34.

6. Лежнина Л. В., Шишковский В. И. Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 10. С. 91-94.

7. Плотников Л. Д., Чикова О. М. Конвергенция личностных свойств студентов и рейтинговой оценки знаний в вузе педагогической направленности // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 59-62.

8. Поляков О. Г. Некоторые вопросы самоконтроля в обучении иностранным языкам студентов высшей школы // Язык и культура. 2012. № 4 (20). С. 97-104.

9. Ромаданова О. Н., Старостина Ю. С. Презентация как вид самостоятельной работы студентов // Языковые процессы в дискурсе: сб. науч. ст. Самара: Самарский университет, 2013. С. 161-168.

10. Старостина Ю. С. Вики-проект как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). Ч. 3. С. 210-212.

11. Толстова Д. Н. Эссе как аутентичное средство оценивания учебной деятельности студента // Обучение, тестирование и оценка. 2017. № 17. С. 128-133.

12. Чикова О. М. Векторы взаимосвязи между характеристиками интеллекта и рейтинговой оценкой знаний бакалавров психолого-педагогических специальностей // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 220-223.

INNOVATIVE FORMS OF STUDENTS' LEARNING ACTIVITY EVALUATION AS A MEANS OF INCREASING THE MOTIVATION TO STUDY A FOREIGN LANGUAGE WHILE THE LAST YEARS OF MASTERING THE BACHELOR'S DEGREE PROGRAMME

Starostina Yuliya Sergeevna, Ph. D. in Philology Samara University juliatim@mail. ru

The article is devoted to the problem of the modern functions of the evaluation of the learning activity of bachelor's degree students. Two alternative evaluation systems are considered: the ungraded system and the rating system, each of the systems can successfully realize the motivational potential of evaluation. The paper analyzes practical opportunities and the ways of their realization. The author substantiates the concrete mechanisms and models of the effective implementation of the rating system while teaching the practical course of English during the last years of mastering the bachelor's degree programme. The study presents the examples of essay types, the variants of their evaluation and proposes the structure of the student's portfolio as a form of qualitative feedback.

Key words and phrases: evaluation of learning activity; motivation; ungraded system; rating system; portfolio; essay; evaluation functions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.