Научная статья на тему 'Формирование познавательной деятельности студентов в условиях модульно-рейтингового обучения'

Формирование познавательной деятельности студентов в условиях модульно-рейтингового обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / MODULE-RATING CONTROL / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ОЦЕНИВАНИЕ / ESTIMATION / ПОВЫШЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ / INCREASING OF INTEREST / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / EDUCATION QUALITY / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАЛЛЫ / STUDENT'S COGNITION ACTIVITY / EXTRA-CARRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопенко Людмила Михайловна

В современной системе обучения модульно-рейтинговый контроль зарекомендовал себя как наиболее объективный и точный, исключающий случайности в оценивании. Это удобная в наглядности и гуманная система контроля. Самым большим ее преимуществом является тот факт, что данная система наиболее эффективно активизирует самостоятельную работу студентов в учебном процессе и стимулирует их познавательную деятельность. Это, естественно, отражается на качестве обучения в целом, поскольку такой контроль сильно стимулирует мотивацию. Каждый студент заинтересован набрать больше баллов и поэтому активно участвует во внеаудиторных мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопенко Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to student’s cognition in terms of module-rating control/ It contains a detailed description of the control system mentioned above/ It reveals the reasons for English studying motivation and helps to realize the mechanisms of student cognition activity. It’s necessary to notice that module-rating control system is of special interest for teachers and students as well. In addition, this system represents the methods of increasing studying quality. An important attention is paid to the student’s independent work in the course of classes, researches and other activities. The article presents different examples of module-rating control system and regards different ways of using it. As a result it must be underlined that module-rating control system is worth to be designed and introduced in the teaching process by all teachers.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной деятельности студентов в условиях модульно-рейтингового обучения»

УДК 378.091.26.01'31

Л. М. Прокопенко, преподаватель (БГТУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОГО ОБУЧЕНИЯ

В современной системе обучения модульно-рейтинговый контроль зарекомендовал себя как наиболее объективный и точный, исключающий случайности в оценивании. Это удобная в наглядности и гуманная система контроля. Самым большим ее преимуществом является тот факт, что данная система наиболее эффективно активизирует самостоятельную работу студентов в учебном процессе и стимулирует их познавательную деятельность. Это, естественно, отражается на качестве обучения в целом, поскольку такой контроль сильно стимулирует мотивацию. Каждый студент заинтересован набрать больше баллов и поэтому активно участвует во внеаудиторных мероприятиях.

This article is devoted to student's cognition in terms of module-rating control. It contains a detailed description of the control system mentioned above. It reveals the reasons for English studying motivation and helps to realize the mechanisms of student cognition activity. It's necessary to notice that module-rating system of control is of special interest for teachers and students as well. In addition, this system represents the methods of increasing studying quality. An important attention is paid to the student's independent work in the course of classes, researches and other activities. The article presents different examples of module-rating control system and regards different ways of using it. As a result it must be underlined that module-rating control system is worth to be designed and introduced in the teaching process by all teachers.

Введение. Технология модульного обучения сегодня является стандартом программы профессиональной подготовки студентов и актуальна во всех звеньях учреждений образования. Модульное формирование курса обучения предполагает возможность расширить долю практических занятий дополнительными, творческими, исследовательскими и другими видами учебной и внеучебной деятельности и, таким образом, удовлетворить потребности студентов в полноценной образовательной деятельности. Поскольку процесс обучения является двусторонним и предполагает обязательное присутствие отношений «преподаватель - студент», следует понимать, что любая работа призвана обеспечить одной стороне - студентам - возможность осуществления познавательной деятельности в обучении, а другой - преподавателям - управлять и контролировать этой деятельностью. Важным в условиях модульного обучения является то, что выполнение заданий (модулей) по освоению единиц учебного материала, которые соответствуют каждой изучаемой теме, происходит в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа как основа модульной системы обучения представляет собой эффективный вид познавательной деятельности в рамках определенной задачи и результата ее выполнения. Модули объединяются в модульные блоки и включают не только выполнение отдельных, но и итоговых заданий. Каждый модуль и модульный блок разработан таким образом, чтобы студент мог выполнять задание в соответствии со своими способностями и в условиях полного доверия и объективного оценивания выполненных им заданий. Модульный подход в

обучении позволяет целенаправленно управлять учебно-методической работой, превращая ее в деловое сотрудничество студентов и преподавателя. Такая структура преподавания и обучения предполагает усиление мотивации. Студент сам заинтересован в получении информации, посещении занятий и поэтапном контроле на пути к конечному результату.

Основная часть. Система модульного контроля знаний должна быть объективной и комфортной. Поэтому оценивание просто выполненного задания в баллах или оценка на экзамене является несовершенным критерием оценки всей работы студента, его трудозатрат и достижений, дисциплины, оперативности и других моральных факторов. Необходима система накопления оценок или баллов, которые отражали бы и качество знаний, и весь затраченный потенциал на их приобретение. Таким стимулятором систематической работы может быть рейтинговая система контроля. Рейтинг -это индивидуальный числовой показатель оценки знаний, умений и навыков, форма отчетности по каждому модулю, это также и оценка качества знаний и всей деятельности студента. Показатель рейтинга определяется суммой баллов оценок как за учебную, так и внеучебную деятельность. Одной из практических задач, решаемых рейтинговыми оценками, является повышение заинтересованности студента в результатах обучения. Это обусловлено принципами, на которых строится работа в условиях модульного обучения:

- элективность (свобода выбора действий) в порядке, темпе, способе и средствах выполнения заданий;

224

Труды БГТУ. Серия V. История, философия, филология. Выпуск XVIII

- индивидуализация и дифференциация учебного процесса;

- системность в построении и определении содержания и контроля;

- взаимодействие и взаимное общение между самими студентами и студентами и преподавателем;

- объективное, наглядное и гласное оценивание;

- гуманистическое отношение в обучении.

Повышение активизации познавательной

деятельности студентов происходит, когда студент понимает, в какой срок и с какой оценкой будет оценена его работа при выполнении того или иного модуля. Контроль такой деятельности предполагает самооценку или контроль преподавателя. Самоконтроль эффективен, так как позволяет индивидуализировать не только деятельность, но и результат. Результатами успешного выполнения деятельности могут быть различные виды оценивания.

В случае традиционного контроля преподаватель не должен оставлять студентов без контроля. Его функцией становится взаимодействие с обучаемым, составление модулей, установка целей, помощь, предотвращение ошибок, организация всевозможных видов деятельности и оценивание этой деятельности. Современное понимание сути процесса обучения заключается прежде всего в том, что обучение -процесс субъективного взаимодействия педагога, студентов, а также студентов между собой. Данное взаимодействие базируется на общении. При общении происходит передача сути обучения и коллективный и индивидуальный контакт. Поэтому обучение можно определить как общение, в процессе которого усваивается определенная деятельность, ее результат. Общение является важным фактором активизации и интенсификации познавательной деятельности в условиях модульного обучения. Естественно, оно требует ответственности студентов за результат.

В основу модульной системы контроля знаний студентов положен принцип отчета по модулям и модульным блокам. Традиционные 10-балльные оценки не являются совершенными в осуществлении объективного контроля, так как не учитывают все проявленные достижения и затраченные усилия. Выполняя одну и ту же задачу, разные студенты проявляют разные трудозатраты, разную заинтересованность и отдачу. Одни просто избегают задолженности, другие участвуют в конференциях и олимпиадах, посещают научные кружки, готовят сообщения и рефераты. Внедрение модульно-рейтинговой системы контроля позволяет интенсифицировать учебную деятель-

ность и активизацию познавательной активности студентов.

Видами такого контроля могут быть:

1) устные ответы;

2) дидактические тесты;

3) контрольные задания (индивидуальные промежуточные и итоговые);

4) аттестация.

Примечание. Любой тест по модулю пишется один раз.

Каждому модулю присваивается свой рейтинг. По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и суммарный. Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний в начале учебного цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу. Технический рейтинг складывается из текущих оценок на практических занятиях. Теоретический рейтинг набирается также на этапе промежуточного контроля, зачетах, коллоквиумах. Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно приобретать навыки в решении нестандартных задач, связанных с профилем будущей специальности. Итоговая оценка будет включать сумму рейтинговых баллов, полученных за текущую работу по каждому модулю, модульному блоку, за дополнительную работу и достижения, за экзамен, с обязательным учетом стартового рейтинга и, соответственно, с вычетом штрафного коэффициента. Согласно данной системе мониторинга, участвуют все виды деятельности: лексико-речевая с установленным объемом баллов, чтение, перевод, аудирование, письменные задания и т. д. Распределение объема баллов учитывает также тот факт, что текущий контроль дает 30-35% общей максимальной оценки в баллах, промежуточный - 20-25%, экзамен обычно не превышает 20% максимальной рейтинговой оценки. Все это заставляет студента повседневно учиться и исключает случайности при сдаче экзаменов [1].

Примером вычисления рейтинга по модулю «Лесообразующие деревья» по дисциплине «Английский язык» студента II курса факультета «Лесное хозяйство» преподавателем разрабатывается таблица со шкалой оценок (баллов) на 4 ч. Текущий контроль по данному модулю включает чтение, перевод двух текстов, пересказ одного с максимальной оценкой 10 баллов, написание проверочного грамматического теста по теме «Инфинитив» с 20-балльной оценкой за правильное выполнение каждого задания, подготовку реферата «Виды лесообра-зующих деревьев» с поощрением в 25 баллов, выполнение заданий компьютерной програм-

мы. Для проверки письменных переводов текстов на английском и других языках разработана также шкала оценок в 100 баллов.

Модульно-рейтинговая система повышает заинтересованность студентов за счет состязательного характера в оценивании. Стимулированием в таком случае является накопление оценок (баллов). Величины рейтинговых показателей заносятся в ранжирные списки, и соблюдаются все вышеперечисленные принципы. Такая система срабатывает как информация о работе студентов и как средство активизации их самостоятельной работы. Она направлена на осуществление главной цели - набрать максимальное количество баллов в семестре и году и активизирует познавательную и творческую работу студентов. Для активизации познавательной деятельности студентов в условиях модульно-рейтинговой системы рекомендуется:

- установить срок сдачи контрольной работы, теста или устного ответа;

- ознакомить с повышающими и понижающими коэффициентами;

- определить ритмичность оценивания;

- учитывать достижения и динамику в усвоении программы и сверх учебного плана;

- стимулировать дополнительные факторы в освоении материала;

- руководить и помогать в планировании и осуществлении деятельности;

- обеспечить объективный контроль;

- поощрять творческую и научно-исследовательскую работу;

- соблюдать принцип разноуровневое™ и дифференцированности;

- ошибочные ответы не учитывать.

Заключение. Таким образом, рейтинговая

система контроля является достаточно простой и удобной в практическом использовании. В совокупности с обучением в условиях модульной технологии студенты в лице преподавателя находят оптимальный выход в повыше-

нии качества управления всей своей самостоятельной работой и приобретают надежность в осуществлении объективного контроля за своей самостоятельной деятельностью. В то же время она открыта для дальнейшего совершенствования и развития. В условиях обучения с модульно-рейтинговым контролем студенты учатся и самоконтролю. Самым значимым в реализации внедрения данной системы является осуществление перехода парадигмы обучения в парадигму образования [2]. Из просто пассивных потребителей знаний студенты превращаются в активных, квалифицированных специалистов, способных к саморазвитию, самообразованию личностей. Основным направлением усовершенствования предлагаемой системы обучения и контроля выступает процесс развития рейтингового оценивания в оценку качества подготовки и поиск оптимальных путей получения этой подготовки. Необходимо также отметить, что важным в использовании и применении рейтинговой системы оценивания качества образовательного процесса является объединение задач по учебно-познавательной деятельности студентов и учебно-воспитательной работе преподавателей. Это позволит эффективно управлять учебно-воспитательным процессом, качественно отслеживать результативность обучения, в конечном счете повышать мотивацию к изучению иностранного языка.

Литература

1. Золотухин, Ю. П. Рейтинговая система: конструирование и практика применения / Ю. П. Золотухин, И. Б. Кряквина // Вышэйшая школа. -2003.- № 6. - С. 13-16.

2. Масло, И. М. Автоматизированная мо-дульно-рейтинговая система контроля учебной деятельности / И. М. Масло, А. И. Гридюшко, Е. И. Сафанков // Вышэйшая школа. - 2004. -№ 2. - С. 29-32.

Поступила 02.04.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.