Научная статья на тему 'Новые тенденции в оценивании учебных достижений студентов в современном университете'

Новые тенденции в оценивании учебных достижений студентов в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ / STUDENTS / UNIVERSITY / QUALITY OF EDUCATION / EVALUATION OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENTS OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кубанов Руслан Анатольевич

В статье рассматривается один из наиболее важных аспектов организации учебного процесса управление оцениванием результатов учебной деятельности студентов ВУЗов. Автор акцентирует внимание на современных тенденциях в развитии украинской системы высшего образования, проанализированы изменения, происходящие в стратегии оценивания учебной деятельности студентов. Доказано, что в образовательном процессе современного университета переходить от традиционного к оцениванию уровня сформированности умений, навыков, компетентности студентов в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кубанов Руслан Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New trends in evaluation educational achievements of students in a modern university

The article considers one of the most important aspects of the educational process manage the assessment of learning outcomes of University students. The author focuses on the modern trends in the development of the Ukrainian system higher education, analyses the changes in strategy, evaluation of learning activities of students. It is proved that in the educational process of a modern University to move from the traditional to the estimation of level of formed of abilities, skills and competence of students in situations as close to real life.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в оценивании учебных достижений студентов в современном университете»

УДК 378.14.015.62

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОЦЕНИВАНИИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Кубанов Р. А., 2016

Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко. г. Старобельск, Украина

В статье рассматривается один из наиболее важных аспектов организации учебного процесса — управление оцениванием результатов учебной деятельности студентов ВУЗов. Автор акцентирует внимание на современных тенденциях в развитии украинской системы высшего образования, проанализированы изменения, происходящие в стратегии оценивания учебной деятельности студентов.

Доказано, что в образовательном процессе современного университета переходить от традиционного к оцениванию уровня сформированности умений, навыков, компетентности студентов в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.

Ключевые слова: студенты, университет, качество образования, оценивание учебных достижений студентов.

№ 3 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний

32

Цель реформирования образования — построение обновленной системы получения образования в соответствии с индивидуальными особенностями и запросами обучающихся, а также реальными потребностями рынка труда. За последние годы в сфере высшего образования произошли серьёзные изменения: начало формироваться единое образовательное пространство, определены согласованные подходы к содержанию учебных программ и качеству образовательных услуг, существенно расширены рамки международного сотрудничества и обмена в сфере высшего образования и науки. Переход высшего образования на европейскую модель обучения призван повысить качество образования, увеличить мобильность студентов, дать им возможность самостоятельно строить собственную образовательную траекторию, а значит, и успешную карьеру на протяжении всей своей жизни.

Анализ основных исследований. Оценочной деятельности в высшей школе посвящены

исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Авторами многоаспектно

рассматриваются:

• оценочная функция человека: Дж Брунер, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн;

• социокультурная роль оценивания: Б. Ананьев,

A. Бодалев, В. Степанский и другие;

• оценочная деятельность в учебном процессе:

B. Беспалько, В. Загвязинский, В. Полонский, Г. Сухобская, П. Якобсон:

• подготовка будущего учителя к профессиональному оцениванию: Л. Байкова, И. Баженова, Г. Ксензова, Н. Кузьмина.

Вместе с тем проблема совершенствования оценивания учебных достижений студентов в ВУЗе остается востребованной.

Целью статьи является рассмотрение теоретических и практических

аспектов использования инновационных методов, а также других компонентов системы оценивания учебных достижений студентов современного ВУЗа.

Основной материал исследования. В

настоящее время в связи с актуализацией задачи обеспечения качества высшего образования функция оценивания в целом и учебной деятельности студентов в частности приобретает новые смыслы. Прежде всего, изменяется понимание главной цели процедуры оценивания. Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков,

но рассматривается как критический предполагающий более точное

определение направлений улучшения. Важно подчеркнуть, что речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя

инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки.

Сейчас оценивание — это не фиксация итогов, а «точка», за которой следует

новый виток развития, повышение качества образования (оценивание не столько «для фиксации», сколько «для улучшения»). Иными словами, задача оценивания — «улучшение качества работы конкретного человека и посредством этого достижение более широких целей, улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей

организации в целом» [1, с. 3].

Коллектив авторов монографии «Пути реализации контекстно-компетентностного подхода к обучению в гуманитарном университете» констатирует, что оценка должна быть ориентирована не только на определение уровня усвоения обучающимися единого для всех содержания образовательных программ, но и глубины и объема их индивидуальных знаний, готовности их использованию, глубины овладения специальными и универсальными способами деятельности, степени личных усилий студентов. Ориентация ВУЗа на формирование профессиональных компетентностей будущих специалистов должна сопровождаться изменением не только стратегии и технологий образования, но и способов (технологии) оценки образовательных результатов студентов. Сегодня актуальной является разработка и обоснование таких средств педагогических измерений достижений студентов, которые позволили бы: выявить аутентичные (истинные, верные) образовательные результаты; обеспечить конструктивную обратную связь между преподавателем и студентом; связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) студента и создать условия, в которых он получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения [2, с. 125].

Анализируя вопросы управления качеством образования, В. Болотов отмечает, что «процесс организации систем управления качеством с материального производства успешно

распространяется на сферу культуры, науки и образования. Наметилась тенденция применения идеологии управления качеством образовательного процесса» [1, с. 31]. Как пример, автор приводит алгоритм обеспечения качества товаров и услуг из теории менеджмента, который представлен циклом Деминга или циклом РDСА, который можно применить и в образовательной деятельности. Этот алгоритм состоит из четырех этапов, которые непрерывно следуют друг за другом и повторяются в процессе любой деятельности по обеспечению качества: Р — планирования услуг на основе выбора соответствующих целей, D — реализация

через определенные методы и средства; С — обеспечение эффективности через проверку действий; А — анализ и корректировка действий. Аналогичные действия необходимы и в образовательной деятельности для получения высоких учебных результатов.

На важной роли процесса управления оцениванием результатов обучения настаивает и А.

Хуторской: «Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению ... от того, какие результаты и в какой форме будут контролироваться, зависит построение всего учебного процесса. Учитель-профессионал всегда заранее определяет те контрольные ориентиры, которые будут предлагаться учащимся после изученного ими каждого раздела или темы курса. Такими ориентирами являются конкретные предметные знания, умения, навыки, усвоенные способы деятельности, способности,

результаты творческой деятельности» [6, с. 461].

Следует подчеркнуть, что среди критериев эффективности высшего образования особо выделяется обеспечение выпускникам готовности и умения активно включаться во все сферы социальной жизни. Поэтому всё больший интерес вызывает формирование не прагматических, а гуманитарных аспектов личности и воспитание чувств, которые в значительной мере определяют качество нашей жизни. Роль преподавателя не сводится теперь к простой передаче знаний. Его задача — творчески руководить процессом обучения. При оценке качества обучения учитываются два аспекта удовлетворённости студентов, а именно: организацией обучения и результатами учебной деятельности.

Мы согласны с И. Ширшовой [6], что необходимость изменения характера и технологий оценивания результатов обучения определяет переход от оценки успеваемости к аутентичному оцениванию (authentic assesment). Аутентичное оценивание широко

применяется за рубежом в практико- и личностно-ориентированных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное оц енивание», или достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в учебной и внеучебной

деятельности. Аутентичное оценивание

альтернативных методов оценивания,

к которым относятся: исследовательские проект ы, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся. Оно ориентировано на

практические результаты деятельности учащихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату

образовательной деятельности, обеспечивает

возможность видеть эти результаты и получать признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание — одно из важнейших средств и условий реализации подготовки современного специалиста [6, с. 208].

Раскроем сущность и содержание некоторых инновационных методов

оценивания достижений студентов, используемых нами в процессе профессиональной подготовки студентов.

Эссе — самостоятельная письменная работа в жанре эссе на тему,

предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Ее цель — развитие навыков творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Презентация — способ использованием

аудиовизуальных средств.

Презентация обычно содержит в себе текст,

иллюстрации к нему и выдержана в едином графическом стиле. Сегодня информационные технологии позволяют создавать презентации с использованием аудио- и видео- вставок, делать презентации динамичными и интерактивными, использовать в них гипертекстовые ссылки. Цель презентации — донести до аудитории информацию и/или убедить ее

совершить определенные действия. Эффективная презентация, как правило,

заранее спланирована и предназначена для определенной аудитории. Еще одной формой, используемой для проведения аутентичного оценивания, является рецензирование — процедура рассмотрения научных статей специалистами в той же области. Цель рецензирования до публикации — удостовериться в том, что автор следует стандартам, принятым в конкретной области или науке в целом, и при необходимости порекомендовать автору их соблюдение. Одним из наиболее востребованных сейчас методов оценивания результатов учебной деятельности является портфолио-

технология, помогающая решать важные педагогические задачи: поддержку

высокой учебной мотивации студентов; самостояте льности студентов; развитие навыков

рефлексивной деятельности.

Систематическая обратная связь в процессе оценивания учебных

результатов требует решения двух проблем:

• определение содержания обратной связи — выделение совокупности показателей обученности на базе поставленных целей обучения. Оцениванию подлежат независимые характеристики, определенные значения которых и позволят сделать вывод об успешности протекания учебного процесса;

• определение частоты обратной связи.

№ 3 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний 34

Своевременное получение преподавателем информации по каналам обратной связи позволяет быстро отреагировать на те или иные проблемы, разработать корректирующие воздействия и их реализовать. Как отмечает Дж. О'Коннор, «Мы учимся на опыте благодаря тому, что устанавливаем связь между причиной и следствием. При этом важно учитывать возможную задержку во времени. Если результат появляется с опозданием, может показаться, что последствия не наступили. Особенно это касается проведения оценивания учебных результатов» [7, с. 70]. Следует отметить важность критериальной основы в рамках которой происходит оценивание качества подготовленности будущих специалистов. Например, в работе украинских исследователей [5] представлена система критериев, по которым определяется качество подготовки специалиста:

• обученность (оценка знаний нормативных, общенаучных дисциплин и профессиональных дисциплин, правовая грамотнос ть);

• умения (оценка системной деятельности: умение работать на системном уровне, совершенствовать и осуществлять мониторинг), оценка умения распределения ресурсов (времени, кадров, материала, денег), оценка умения работать с информацией (интерпретировать и передавать, использовать компьютерную и офисную технику), творческое мышление, способность к предвидению, поиска новых решений, участие в научной работе;

• навыки (оценка базовых навыков (говорить, писать, читать, слушать, считать), навыков межличностного общения (работа в команде, обучение других, ведение переговоров, способность к лидерству), оценка профессиональн ых навыков);

• личностные качества (оценка ответственности, самоорганизованности, самоуправления, коммуникабельности, решительности, самостоятельности, твердости характера, здорового образа жизни, участия в культурных, спортивных и других массовых мероприятиях);

• подготовка абитуриента (обученность, умение, навыки, личностные качества);

• удовлетворение работодателя (обученность, умение, навыки, личностные качества) [8, с. 19].

Мы считаем представленную систематизацию удачной, отвечающей современным реалиям современной жизни, базовой основой которой являются как педагогика, так

психология и акмеология.

Выводы. Таким образом, современные педагогические технологии могут обеспечить высокое качество и уровень подготовки будущих специалистов при наличии спроектированного и внедренного процесса управления оцениванием учебных результатов, который позволит диагностировать и спрогнозировать качество образования.

Следует подчеркнуть, что в инновационных методах и технологиях, которые необходимо использовать в образовательном процессе высшей школы, акцент делается на позиции обучаемого, на отношении к нему со стороны преподавателя. Осознание этого позволяет выделить методы и технологии, где стержнем образовательной системы выступает личность студента, требование обеспечения комфортных условий его развития, реализации его природных потенциалов.

В образовательном процессе современного университета происходит переход от традиционного к аутентичному оцениванию. Аутентичное оценивание — вид оценивания, применяющийся в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков,

компетентности студентов в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни. Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов, к числу которых относят эссе, портфолио, презентацию, рецензирование. ■

1. Калаур С. М. Шдготовка майбуттх учш^в до оцшювання навчальних досягнешь школярiв з предмета природничого циклу : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. М. Калаур. - Т., 2004. - 200 с.

2. Пути реализации контекстно-компетентностного подхода к обучению в гуманитарном университете: Коллективная монография / Под общ. ред. А.В.Абрамова.

— Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. — 243 с.

3. Болотов В. А. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, получающих образование по пед. направлениям и специальностям / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. - Москва: Университетская книга: Логос, 2007. - 190 с.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика: [учеб. пособие] / А. В. Хуторской. - Изд. 2-е, перераб. -Москва: Высшая школа, 2007. - 638 с.

5. Алехина Н. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н. В. Алехина, Э. В. Зильберштейн // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 47 - 49.

6. Ширшова И. А. Оценивания учебных достижений студентов: современные тенденции / И. А. Ширшова // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - 2013. - Т.26 (65), №1. - С. 205 - 215.

7. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2009. - 254 с.

8. Система якоста вищих навчальних закладiв: теорш i практика: [монографш] / О. I. Волков [та in]; Кшв. нац. ун-т технологш та дизайну. - Кшв: Наукова думка, 2006.

- 301 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алехина Н. В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н. В. Алехина, Э. В. Зильберштейн // Успехи современного

естествознания. - 2010. - № 1 - С. 47 - 49.

Болотов В. А. Системы оценки качества образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, получающих образование по пед. направлениям и специальностям / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова. - Москва: Университетская книга: Логос, 2007. - 190 с.

Калаур С. М. Подготовка майбутшх учител1в до ощнювання навчальних досягнень школяр! в з предметов природничого циклу : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / С. М. Калаур. - Т., 2004. - 200 с.

О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2009. -254 с.

Пути реализации контекстно-

компетентностного подхода к обучению в гуманитарном университете: Коллективная монография / Под общ. ред. А.В.Абрамова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009.—243 с.

Система якосп вищих навчальних заклад1в: теор1я i практика: |\юногр;н|ня| / О. I. Волков [та

ш.]; Кшв. нац. ун-т технолопй та дизайну. - Кшв: Наукова думка, 2006. - 301 с.

Хуторской А. В. Современная дидактика: [учеб. пособие] / А. В. Хуторской. - Изд. 2-е, перераб. -Москва: Высшая школа, 2007. - 638 с.

Ширшова И. А. Оценивания учебных достижений студентов: современные тенденции / И. А. Ширшова // Ученые записки Таврического национального университета

имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». - 2013. -Т.26 (65), №1. - С. 205-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

New trends in evaluation educational achievements of students in a modern university

© Kubanov R., 2016

The article considers one of the most important aspects of the educational process — manage the assessment of learning outcomes of University students. The author focuses on the modern trends in the development of the Ukrainian system higher education, analyses the changes in strategy, evaluation of learning activities of students. It is proved that in the educational process of a modern University to move from the traditional to the estimation of level of formed of abilities, skills and competence of students in situations as close to real life.

Keywords: students, university, quality of education, evaluation of educational achievements of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.