THE DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATION SYSTEM IN THE 70-80 YEARS NORTHERN REGIONS OF TAJIKISTAN
In article author give analyses of the development of post and telegraph activity in north region of Tajikistan during 70-80-s years of ХХ century, thank to implementation of new technology in post and telegraph branch. Author also note that implementation of new technology was realized by local specialists and thank to their effort in region was constructed new telegraph station and telegraph services were disseminated in many cities and countryside's of region. In implementation of new technology the main role was played by local specialists that actively constructed new postal objects in region. According to this there increased the quantity of postal users, because people give high estimate to this services for country development. The activity of system of post and telegraph testify to the effect that government of Soviet country was the only owner of the postal and telegraph system in this period and this fact was key factor for development of all branch of society.
Kew words: post, telegraph, region, Soviet, development, population, republic, Tajikistan.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Нурматова Малика Рустамовна. — муаллими кафедраи фан^ои цамъиятишиносии «МFД» Институти тиббию ичтимоии Тоцикистон.
Сведение об авторе:
Нурматова Малика Рустамовна - Преподаватель кафедры общественних дисциплин "НОУ "Медико-социального института Таджикистана"
About the author:
Nurmatova Malika Rustamovna - Lecturer at the Department of Social Disciplines "NOU "Medical and Social Institute of Tajikistan"
УДК: Тадж631.6+ 551.49 + 9Тадж +338:6с
ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Джалилов М. Ш.
Бохтарский государственный университет имени Н. Хусрава
В исследованиях таджикских ученых можно найти сведения о трудовой миграции граждан Таджикистана в зарубежные страны: Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Азербайджан, Украина Белоруссия и другие европейские страны и т.д.
Как мы все знаем, проблема трудовой миграции в настоящее время превратилась в одну из социальных, экономических, политических, этнических, нравственных, духовных и религиозных проблем мира и получила политическую окраску и охватила почти все страны мира.
Русскоязычное население, выехавшее на историческую Родину, постоянно поддерживали связь с Таджикистаном, и в свою очередь по возможности помогали гражданам Таджикистана с трудоустройством и местом жительства. Трудовая миграция в те годы имела такую картину. К первой категории трудовых мигрантов относились те, которые выехали к своим родственникам и друзьям по причине неустойчивого политического положения. Эти мигранты по истечении шести и семи месяцев, когда заканчивались у них деньги, возвращались на Родину. А другая часть по рекомендации друзей и товарищей приступили к работе на заводах и фабриках, и в качестве беженцев работали на этих предприятиях. Часть беженцев, у которых дома оставались мужчины или совершеннолетние дети мужского пола оставались в РФ до 1997 г., т.е. до подписания соглашения о мире и согласия и работали на заводах и фабриках. И эта часть, которая оставалась в РФ, начали расширять географию таджикских трудовых мигрантов.
В исторической литературе встречаются количество и проценты вынужденных мигрантов [10,с.15], но о количестве трудовых мигрантов почти нет информации. Даже в достоверных источниках, которые относятся к МОМ и были выпушены в 1999, 2001, 2003, 2005, 2009, 2011, 2015 гг. нет достоверной, точной и проверенной информации о трудовых мигрантах 1992 - 2000 гг. [10, с.16].
В 2003 г. впервые была опубликована информация о трудовых мигрантах стран СНГ в РФ. Например, в информационном бюллетене, выпушенном МОМ, указано, что трудовая миграция из Таджикистана в зарубежные страны начиналась в 1995 г., и в этом году количество трудовых мигрантов из Таджикистан в зарубежные страны составляло от 600 тысяч до 1 млн. 200 тысяч людей, и 84 % приходилось на РФ [10,с.15].
Впервые трудовые мигранты выехали на заработки в следующие округи РФ: Южный федеральный округ, Центральный федеральный округ (Московская область и прилегающие к ней районы), Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ, Поволжский федеральный округ, СевероКавказский федеральный округ и т.д.
Причину выезда трудовых мигрантов в эти округа специалисты видят в том, что граждане Таджикистана раньше имели связи с этим регионами и в этих округах оставались старые знакомые и друзья. Это означает, что русскоязычное население Таджикистана выехало в эти регионы. Другая причина заключалась в том, что с этими регионами были транспортные связи (воздушный, автомобильный и железнодорожный). Третья причина, по которой мигранты выбирали РФ, заключается в безвизовом режиме, который сохранятся до сих. Например, авторы книги «Трудовая миграция из Таджикистана» основную причину, по которой трудовые мигранты выбирают РФ, считают заработную плату, которая в РФ выше, чем на 30 раз, а во-вторых нахождение работы, и в-третьих, старые связи [10, с.15].
Таджикские трудовые мигранты в Московской области работают в следующих сферах: строительстве, торговле, сфере услуг, уборке улиц, дорожного строительства, базары и частично на предприятиях [7, с.28].
В 1992-2002 г. таджикских мигрантов можно было встретить в крупных промышленных городах Российской Федерации - Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Новокузнецке, Магнитогорске, Челябинске, Красноярске, Нижнекамске, Стерлитамаке, Казане, Уфе. Трудовые мигранты в этих городах в основном работали на строительных работах, заводах и фабриках, машиностроении, химической промышленности, торговле сельскохозяйственных продуктов (в основном овощи и фрукты), в сфере услуг, общественного питания (столовые, рестораны), челночном бизнесе [10, с.22].
Если между Правительствами Республики Таджикистан и Российской Федерации с 1994 по 2020 гг. были подписаны 11 разного рода соглашений, регулирующих проблемы трудовой миграции, то между Правительством Республики Таджикистан и различными федеральными округами РФ были подписаны более 20 соглашений. Таким образом, между Министерством труда и социальной защиты РТ и различными субъектами РФ были подписаны более 60 документов, а между областями РТ и областями РФ более 40 документов, регулирующих вопросы трудовой миграции [1, с.19]. Таким образом, в общей сложности между Таджикистаном и РФ были подписаны более 106 документов, регулирующих проблемы трудовой миграции.
В 1996 г. в РФ при поддержке таджикских трудовых мигрантов граждан Республики Таджикистан, работающих на территории Российской Федерации, было организованно общество «Таджикистан» [11, с.58]. Это было не государственное учреждение, которое занималось вопросами экономической и правовой помощи таджикским трудовым мигрантам. В 2020 года данная организация с помощью Института открытого общества запустила горячую линию, которая помогала нуждающимся, решении финансовых, правовых и социальных вопросах. Но не все таджикские трудовые мигранты имели возможность воспользоваться услугами этой горячей линии.
Многие специалисты и исследователи занимались вопросами трудовой миграции и все они однозначно говорили о том, что этот процесс в первые годы хотя имел неорганизованный характер [10, с.20], но своего начало когда-то брал.
Умаров Х. ее начало считает 1994 [12, с.30], А.А. Артиков считают, что трудовая миграция в той форме, в которой существует в настоящее время (2011 г.) начиналась в 1993 -1994 гг. [12, с.30]. Но и конкретно называет и 1993 г. [5,с.15].
Основные страны, куда едут трудовые мигранты являются Россия, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и другие страны СНГ. И особенно подчеркивает, что «РФ является основной страной, принимающей трудовые мигранты. Почти четверть таджикских трудовых мигрантов едут в крупные города РФ» [5,с.15], но не называет ни одного города или области РФ. Проблема трудовой миграции граждан Республики Таджикистан как теория, спор и предложения очень хорошо освещена в диссертации К.Х. Гулмирзоева [2]. Во первых, он называет началом трудовой миграции из Таджикистана конец XIX в. [2,с.9]. А затем, освещая трудовую миграцию Советского периода, которая приходится на 50-60 годы XX, дает правильную оценку. Например, подёнщину колониального периода (Империя царской России 1867-1917 гг.) называет зарабатыванием хлеба насущного, а подёнщину и челночный бизнес 50-80 гг. XX в. называет как способом улучшения экономического положения семьи [2,с.10].
Отчасти вынужденных трудовых мигрантов у него есть мысли, где мы с ним согласны. Например, он считает, что путь к трудовой миграции в 1992-1993 гг. открыли вынужденные трудовые мигранты [2,с.9], и мы со своей стороны согласны с этим мнением.
А также мы согласны с таким мнением, что трудовая миграция 1992-1997 гг. имела вынужденную характер. То есть по причине нестабильности политического положения люди вынуждены были покинуть страну, а в стране пребывания, для того чтобы прокормить себя и свои семьи начали заниматься разной трудовой деятельностью. Значит с начало эти люди были беженцами, мигрантами, а затем превратились в трудовых мигрантов.
По нашему мнению, характер трудовой деятельности мигрантов (беженцев) можно признать, как трудовую, и находится ближе к истине.
Большинству из них, которые воспользовались статусом беженца и не занимались трудовой деятельностью, можно назвать путешественниками. Те граждане, которые в 19921997 гг. покинули территорию страны и относятся к группам переселенцев и беженцев, их можно называть трудовыми мигрантами.
Исследователь К.К. Гульмирзоев пишет следующее: «Начиная с 1997 г. миграция из РТ поменяла свой характер и превратилась в трудовую миграцию» [2,с.9].
Авторы, как и другие исследователи, Россию называют основным потребителем рабочей силы. И далее пишут, что таджикских трудовых мигрантов можно встретить во всех регионах Российской Федерации: Саратове, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинских областях, в городах Москве, Ленинграде, Астрахане, Самаре, Нижегороде, Красноярске, Омске, Томске, Иркутске, Пермском крае, Забайкалье, Республиках Бурятия, Тувы и Якутии [2,с.10].
В статье К.Х. Гульмирзоева очень хорошо освещена география таджикских трудовых мигрантов. Автор находит таджикских трудовых мигрантов во всех регионах Российской Федерации [2,с.10].
В 2001 - 2020 гг. поменялся характер трудовой миграции. Теперь трудовые мигранты для решения некоторых проблем едут на заработки: зарабатывать нужную сумму для организации своего бизнеса, для постройки жилья, для проведения разного рода мероприятия, для улучшения экономического положения семьи и для выведения своих семей из бедности и нищеты.
Надо подчеркнуть, что первые таджикские общества появлялись на почве родственных связей, то есть членами общества были родственники (дети, братья, дяди, тети, земляки и прочие). Эти общества так и назывались именами районов, откуда происходили основатели этих обществ: Бохтарский, Кулябский, Раштский, Пянджский, Вахшский, Пянджекентский, Аштский, Ходжентский, Исфаринский. Региональные общества назывались Северное, Южное, Центрально-южное, а по областям назывались - Согдийская, Хатлонская, Бадахшанская [2,с.10].
Несмотря на то, что, начиная с 2001 г., отменили безвизовую систему и трудовая миграция столкнулась с еще более трудностями, но все - таки желающих выехать на заработки не уменьшилось. Трудовые мигранты ехали в Россию к знакомым, родственникам или к своим землякам.
Как подчеркивают авторы, в 2010 г. почти половина таджикских трудовых мигрантов ездили в Центральную Россию (Московская, Саратовская, Воронежская, Волгоградская, Астраханская области), и другая половина выбирали Московскую область для работы по строительству, а также Черкизовский рынок - для занятия челночным бизнесом на внутреннем рынке.
По данным, которые имеются в нашем распоряжении - таджикских трудовых мигрантов можно встретить во всех регионах Российской Федерации, даже на Камчатке и Сахалине. Но больше всего таджикские трудовые мигранты едут в Центральные районы РФ (Московская, Ленинградская, Саратовская, Воронежская, Волгоградская, Астраханская, Самарская, Пензенская области), где давно уже образовывались таджикские общества. В этом списке второй место занимает Республика Татарстан [3,с.76], на третьем месте - Западно-Южная Сибирь, на четвертом - Северный Кавказ и на пятом - Дальний Восток, на шестом месте -Карелия и затем Якутия и Камчатка.
Большинство авторов, касаясь регулирующих документов трудовой миграции в РФ (законов, постановлений, инструкций), разъясняет их как юридические документы. После их изучения и анализа мы пришли к выводу, что причина, по которой в основном таджикские трудовые мигранты выбирают РФ, заключается в законодательстве о миграции РФ. Дело в том, что РФ до распада СССР уже принимала мигрантов, как на постоянное место жительство, так и на работу.
Демографическая ситуация в РФ (во - первых внутренний рынок) такова, что не способна обеспечить развивающейся экономике трудовой силой и поэтому нуждается в иностранной рабочей силе.
Как мы раньше подчеркивали, трудовая миграция с первых дней её организации, то есть в 1995 г. и по настоящее время (2022 г.) пережила все необходимые этапы, которые должна пережить трудовая миграция. Специалисты относят Республику Таджикистан к числу стран, которая имеет большой потенциал свободной рабочей силы. Некоторые специалисты считают, что таджикские трудовые мигранты имеют очень низкую производительность труда, что не соответствует действительности [3,с.76].
В мировой практике трудовая миграция не является рискованным и неуправляемым процессом, а наоборот, в настоящее время она превратилась в цивилизованный и
управляемый процесс. Это мы встречаем на практике таких государств как, Филиппины, Таиланд, Тунис. В Республике Таджикистан также этот процесс приобретает цивилизованный характер. Практика показывает, что те страны, которые превратили отправку рабочей силы в зарубежные страны в политику государства, смогли преодолеть экономический кризис и стать на путь развития (Филиппины, Таиланд, Китай, Пакистан, Алжир, Тунис). Республика Таджикистан, начиная с 1999 г., приступила к регулированию процесса трудовой миграции. В 1997-1998 гг. было принято несколько основополагающих документов, касающиеся трудовой миграции (Национальная концепция миграции, Закон о миграции). Специалисты и исследователи считают, что первым шагом Правительства РТ по проблеме урегулирования трудовой миграции является то, что в Министерстве труда и социальной защите была организована Комиссия по выдаче лицензии на привлечение рабочей силы для отправки в зарубежные страны. До 2006 г. к этой комиссии обратилось более чем 30 товариществ на получении лицензии: (Ч,ММ) "Сокура", "Озгон иншаат тааххют вэ тичарат", "Технологияи асри XXI" (Технология XXI века), "Мехнат-сервис" (Труд-сервис), "Галаген-Т", "Компанияи инвеститсионии Хуалин Нанд" (Инвестиционная компания Хулин Нанд), "Шарк-Тянхсо" ("Восток-Тянхсо",), "ТАКОМ", "Мобиланд", "Баракат" (Изобилие), "Ориён Интернешнл", "Хиёбони медикал именик", "Дастони заррин" (Золотые руки), "Энке иншаат ВЕ Санайи Аномин Ширкат", "Глобус", "Брюссель-Душанбе текстил", "Абдукарим", "Кова", "Исттрейд", "Монолитстрой", "Содик", "Замин Трейд ХТФ" (Земля Трейд ХТФ), "Сарчашмаи чавонии ВОРЛД" (Молодежный источник ВОРЛД), "Хизматрасон" (Обслуживающий), "Рустам", "Асли" (Основной), "Фируз" (Победитель). В результате 20 из них получили лицензию на вывоз рабочей силы в зарубежные страны [8,с.60]. В законодательстве Таджикской ССР ничего не было сказано о трудовой миграции, а также в Конституции суверенного Таджикистана, которая была принята в 1994 г. ничего не сказано о трудовой миграции. В связи с тем, что трудовая миграция для суверенного Таджикистана считается новым явлением, поэтому в этих документах ничего не сказано о трудовой миграции. Но как мы подчеркнули выше, этот рискованный и неурегулированный процесс начался в Таджикистане по причине безработицы и бедности. Таким образом, мы видим, что Правительство Республики Таджикистан и таджикский народ столкнулись с новым мировым глобальным явлением, которые мы называем трудовая миграция.
Специалисты первым документом, который был принят со стороны Правительства Таджикистана в рамках стран СНГ, считают «Соглашение о взаимодействии в сфере трудовой миграции и социальной защиты мигрантов (15.04.1994)» [13,с.60].
В рамках этой проблемы 6 марта 1998 г. Республика Таджикистан присоединилась к «Соглашению о взаимодействии членов СНГ в борьбе с незаконной миграцией» [6, с.60].
А также Парламент РТ своим постановление от 28 ноября 2001 г. присоединил страну к Международной конвенции по защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Одним из специфических черт трудовой миграции 1994-1997 гг. жителей Таджикистана, специалисты по трудовой миграции считают трудовую миграцию глав семей - старших и в основном специалистов [6, с.182].
Например, Р. Мирзоев пишет следующее: «В 1994-1998 гг. в трудовую миграцию из Таджикистана в зарубежные страны в основном ездили старшее поколение, то есть главы семей» [4, с.179].
Государственная миграционная служба РТ с поддержкой Министерства труда и социальной защиты населения РТ, МОМ, Информационные центры трудовых мигрантов при ООН, негосударственная организация «Общество и право» в 2006 г. организовали семинары, встречи, и круглые столы на тему «Проблемы трудовой миграции, пути решения существующих проблем в этой сфере». Основная цель этих мероприятий заключалась в улучшении, эффективности и урегулировании данного процесса.
В эти мероприятия были приглашены все структуры, которые имели отношения к трудовой миграции (работники Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистана, специалисты и уполномоченные работники, международные и негосударственные организации, представители СМИ и организации), которые занимались отправкой рабочей силы в зарубежные страны [6, с.181].
Исследователь Т. Хайбуллоев в своем докладе на октябрьском конференции в 2006 г. говорил о том, что ещё в Конституции 1994 г. были заложены: защита прав и обязанности гражданина. Он приводит такой довод, только защита прав личности или гражданина уже имеет под собой и другие права гражданина (миграционные, трудовые, медицинское обслуживание, общественное) [14, с.179].
Другой исследователь Р. Мирзоев началом освещения урегулирования трудовой миграции из Таджикистана считает указ Президента Республики Таджикистан от 25 июля 2001 г. под №608 «О порядке выдаче лицензии по отправке рабочей силы из Таджикистана и привлечения рабочей силы из-за рубежа на территорию Республики Таджикистан» [14,
с.181], и далее пишет, что в РТ до 2006 г. 16 организации имели такое право. А в 2004 г. отправкой рабочей силы занимались только четыре организации. Далее автор пишет, что для урегулирования деятельности таджикских мигрантов Правительство РТ от 31 марта 2004 своим постановлением организовал представительство Министерства труда и социальной защиты на территории Российской Федерации [14, с.181].
Л.П. Соколова, говоря о таджикских трудовых мигрантов, пишет, что таджикские трудовые мигранты в основном едут в РФ и эта тенденция имеет характер увеличиваться. Но этот автор не пишет о том, в какие регионы едут трудовые мигранты, и в каком количестве [9, с.208], тогда как есть огромное количество информации о численности трудовых мигрантов.
Правительством Таджикистана были возложены решения некоторых проблем о трудовой миграции наряду с Министерством труда и социальной защиты населения на другие министерства и ведомства. А Министерством труда и занятости населения были заключены соглашения с администрациями Астраханской, Пензенской, Ленинградской, Иваново, Волгоградской, Краснодарской, Самарской и Свердловской областей на привлечения таджикских трудовых мигрантов на работу [6, с.181].
29-30 апреля 2004 г. в г. Душанбе при поддержке Правительства Таджикистана и Фондом Сороса была организована международная конференция под названием «Проблемы трудовой миграции: реальность, тенденции и перспективы» [15,с.220], и в работе этой конференции приняли участие представители миграционных служб РФ, Республики Казахстан, Узбекистан, Киргизии, Мексики, Филиппин, Венгрии и т.д.
Таким образом, в мировой практике трудовая миграция не является рискованным и неуправляемым процессом, а наоборот в настоящее время она превратилась в цивилизованный и управляемый процесс. В Республике Таджикистан также этот процесс приобретает цивилизованный характер.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ашуров С.Б. Вопросы профессиональной подготовки трудовых мигрантов Таджикистана // Материалы республиканской научно-практической конференции, 26-27 октября 2006г., г. Душанбе. - Душанбе, 2007. - С.19-22.
2. Гулмирзоев К.Х. Георграфические аспекты регулирования трудовой миграции (на материалах РТ) / К.Х. Гулмирзоев. - Душанбе, 2019. - 25 с.
3. Каменский А.И. Международная трудовая миграция и участие в ней России. / А.И. Каменский // Дисс... на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. - М., 2003. - 160 с.
4. Мирзоев Р. Актуальные вопросы внешней трудовой миграции и методология их исследования // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему: «Проблемы трудовой миграции и пути их решения», г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. -С.179.
5. Артыков А.А. Миграционные процессы в Таджикистане (конец ХХ- начало ХХ1 вв.) / А.А. Артыков // Дисс... на соиск. учен.степ.канд.ист.наук. - Душанбе, 2011. - 25 с.
6. Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.60.
7. Олимова С., Боек И. Трудовая миграция из Таджикистана / С. Олимова, И. Боек. - Душанбе: Представительство МОМ в Республики Таджикистан, 2003. - С.28.
8. Получение лицензии на вывоз рабочей силы // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.60.
9. Соколова Л.П. Стратегия миграционной политики в области трудовой миграции // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.203-213.
10. Трудовая миграция из Таджикистана.-Душанбе: МОМ в сотрудничестве с НИИ «Шарк», июль 2003г.-С.15-16.
11. Ульмасов Р.У. Миграция - символ эпохи / Р.У. Ульмасов. - Душанбе: Ирфон, 2020. - 264 с.
12. Умаров Х., Ульмасов Р.У. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане / Х. Умаров, Р.У. Ульмасов. -Душанбе: Ирфон, 2006. - 118 с.
13. Хамроева М.С. Проблемы трудовой миграции и пути их решения // Материалы республиканской научно-практической конференции, г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.60.
14. Хайбуллоев Т. Другие права и обязанности гражданина// Материалы республиканской научно-практической конференции на тему: «Проблемы трудовой миграции и пути их решения», г. Душанбе, 2627 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007. - С.179.
15. Хакназаров И. Миграция с Памира, ее особенности и ее позитивные и негативные последствия // Материалы республиканской научно-практической конференции на тему "Проблемы трудовой миграции и пути их решения", г. Душанбе, 26-27 октября 2006г. - Душанбе: НИИТСЗН МТСЗРТ, 2007.-С.219-226.
ОТРАЖЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ КАК ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
В данной статье автор исследует внешней трудовой миграции и его отражение в исследованиях таджикских ученых как цивилизационного и управляемого процесса.
Автор отмечает, что в исследованиях таджикских ученых можно найти сведения о трудовой миграции граждан Таджикистана в зарубежные страны: Россия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Азербайджан, Украина Белоруссия и другие европейские страны. Как мы все знаем, проблема трудовой миграции в настоящее время превратилась в одну из социальных, экономических, политических, этнических, нравственных, духовных и религиозных проблем мира и получила политическую окраску и охватила почти все страны мира.
Далее автор пишет, что в мировой практике трудовая миграция не является рискованным и неуправляемым процессом, а наоборот, в настоящее время она превратилась в цивилизованный и управляемый процесс. Это мы встречаем на практике таких государств как, Филиппины, Таиланд, Тунис. В Республике Таджикистан также этот процесс приобретает цивилизованный характер. Практика показывает, что те страны, которые превратили отправку рабочей силы в зарубежные страны в политику государства, смогли преодолеть экономический кризис и стать на путь развития.
В конце автор приходит к такому мнению, что по причине нестабильности политического положения люди вынуждены были покинуть страну, а в стране пребывания, для того чтобы прокормить себя и свои семьи начали заниматься разной трудовой деятельностью и значит с начало эти люди были беженцами, мигрантами, а затем превратились в трудовых мигрантов.
Ключевые слова: мигрант, миграция, трудовая миграция, беженцы, безработица, беднота, лицензии, таджикские исследователи, таджикские общества, рынок, челночный бизнес, зарплата, экономика.
REFLECTION OF EXTERNAL LABOR MIGRATION AS A CIVILIZED AND CONTROLLED PROCESS IN THE WORKS OF RESEARCHERS
In this article, the author explores external labor migration and its reflection in the studies of Tajik scientists as a civilizational and controlled process.
The author notes that in the studies of Tajik scientists you can find information about the labor migration of Tajik citizens to foreign countries: Russia, Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan, Turkmenistan, Azerbaijan, Ukraine Belarus and other European countries. As we all know, the problem of labor migration has currently turned into one of the social, economic, political, ethnic, moral, spiritual and religious problems of the world and received political coloring and covered almost all countries of the world.
Further, the author writes that in world practice, labor migration is not a risky and uncontrollable process, but on the contrary, at present it has become a civilized and controlled process. We meet in practice such states as the Philippines, Thailand, Tunisia. In the Republic of Tajikistan, this process also acquires a civilized character. Practice shows that those countries that turned the work force to foreign countries into state policy were able to overcome the economic crisis and take the path of development.
At the end, the author comes to such an opinion that, due to the instability of the political situation, people were forced to leave the country, and in the country of stay, in order to feed themselves and their families, they began to engage in different labor activities and therefore these people were refugees, migrants, and Then they turned into labor migrants.
Key words: migrant, migration, labor migration, refugees, unemployment, poor, licenses, Tajik researchers, Tajik societies, market, shuttle business, salary, economy.
ИНЪИКОСИ МУ^ОЧИРАТИ МЕХДАТИИ ХОРИ^Й ХАМЧУН ЧДРАЁНИ МАДАНЙ ВА ИДОРАШАВАНДА ДАР АСАРХОИ ТАХЦЩОТЧИЁН
Муаллиф дар мацолаи худ кушиш намудааст, ки оиди инъикоси му%оцирати ме%натии хорици дар тащицот^ои олимони тоцик %амчун цараёни мадани ва идорашаванда тадцицоти илми барад.
Муаллиф цайд менамояд, ки дар та%цицот%ои олимони тоцик оиди му%оцирати ме%натии ша%рвандони Тоцикистон ба мамлакат%ои хорици чун Русия, К,азоцистон,
Узбекистон, К^иргизистон, Туркманистон, Озарбойцон, Украина, Белоруссия ва дигар давлатуои Аврупо маълумотуои илми ёфтан мумкин аст. Чи хеле ки мо медонем худи мууоцирати меунати айни уол ба масъалауои ицтимои, ицтисоди, сиёси, этникй, ахлоци, маънави ва динии цауони табдил ёфта, цариб тамоми кишваруои цауонро фаро гирифтааст.
Муаллиф менависад, ки дар тацрибаи цауони мууоцирати меунати цараёни идоранашаванда ва хатарнок набуда, баръакс айни уол ба цараёни мадани ва идорашаванда табдил ёфтааст. Ин цараёнро мо дар мисоли кишваруои Филиппины, Таиланд ва Тунис мушоуида менамоем. Дар Цумуурии Тоцикистон ин цараён низ характери маданиро гширифтааст. Тацриба нишон медиуад, он кишваруое, ки цараёни интицоли цувваи кори ба хорицаро ба сиёсати давлат табдил доданд, тавонистанд буурони ицтисодиро паси сар намуда, роуи рушдро пеша намоянд.
Дар охир муаллиф менигорад, ки бинобар сабаби номуътадил будани авзои сиёси шаурвандон мацбур шуданд, ки кишварро тарк намоянд ва дар кишвари цабулкунанда барои гузаронидани рузгори оила ба фаъолияти меунати огоз намуданд, яъне онуо аввал гуреза, баъд мууоцир ва охиран ба мууоцири меунати табдил ёфтанд.
Калидвожахр: мууоцир, мууоцират, мууоцирати меунати, гурезагон, бекори, камбагали, мууаццицони тоцик, цамъиятуои тоцикон, бозор, савдои мокуи, ицтисодиёт.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Цалилов Ма^мадулло Шамсиллоевич - Донишгоуи давлатии Бохтар ба номи Носири Хусрав, омузгори кафедраи ууцуц ва идораи давлати. Сурога: 735140, Цумуурии Тоцикистон, шаури Бохтар, кучаи Айни, 67. Тел: (+992) 904110268.
Сведение об авторе:
Джалилов Махмадулло Шамсиллоевич - Бохтарский государственный университет имени Носира Хусрава, преподаватель кафедры права и государственного управления. Адрес: 735140, Республика Таджикистан, город Бохтар, улица Айни, 67. Тел: (+992) 904110268.
About the authors:
Jalilov Makhmadullo Shamsilloevich - Bokhtar State University named after Nosir Khusrav, lecturer at the Department of Law and Public Administration. Address: 735140, Republic of Tajikistan, Bokhtar city, Aini street, 67. Phone: (+992) 904110268.
ТАГЙИРЁБИИ ВАЗЪИ МИНТАЦА ВА ЗАРУРАТИ ТАШАККУЛИ СИЁСАТИ ХОРИ^ИИ БИСЁРСАМТЙ ДАР ИБТИДОИ АСРИ XXI
Комилов Н.И.
Донишгоуи давлатии Кулоб ба номи А. Рудаки
Дар охири асри XX - ибтидои асри XXI тамоюли зудури марказдои нави куввахои чадонй мушодида карда мешуд. Омили афзоиши нуфузи аксари ин кишвардо ба афзоиши иктидори иктисодии ондо вобаста буд. Аз чониби дигар, афзоиши накши бозингарони гайрианъананавй - созмондои байналмилалй ва минтакавй возед шуда ба саднаи сиёсати чадонй ширкатдои фаромиллй ворид гаштанд.
Тавре Пешвои миллат дар Паём ба Мачлиси Олй аз соли 2002 таъкид намуда буд: Дар интидои асри XX ва огози асри XXI андозаву микёси хатардои бузурги умумибашарй ба чойи кам шудан бештар доман афрохтаанд, ки ондоро аз руйи модияту дадафдояшон метавон ба якчанд гуруд таксим кард.
Ин хатардо, якум, афзоиш ёфтани истедсол ва ихтирооти муддиштарин ярокдои ядрой ва дигар воситадои катли ом - тачдизоти радиоактивй, биологй, химиявй ва гайра мебошад, ки дар натичаи истифодаи ондо хавфи нест шудани инсоният ва задролуд гардидани мудити зист дар сайёра ба вучуд меояд.
Дуюм, хатари афзудани мунокишадои минтакавй дар заминаи ихтилофоти динию маздабй, зиддиятдои кавмию нажодй, тамоюлдои идеологй, талошдои ошкору нидон барои ба даст овардани захирадои сузишворию ашёи хом, таксимоти нави бозори чадонй ва гайра мебошад, ки дар натичаи бархурди манфиатдои давлатдои гуногун дар гушадои мухталифи сайёра аланга мегирад.
Сеюм, мавкеи устувори минтакавй ва умумичадонй пайдо кардани терроризми байналмилалй, экстремизм, гардиши гайриконунии маводи мухаддир ва кочоки ярок,